Терцины – это «косичка» трехстиший с рифмовкой «АБА, БВБ, ВГВ, ГДГ, …». Последняя строфа представляет собой обычно одну строку с «вакантной» рифмой из середины предыдущей строфы. «Вяч. Иванов считал, что для того, чтобы терцины ощущались терцинами, а не просто плавным плетением рифмующих строк, по меньшей мере два-три трехстишия должны кончаться точкой. Следовал ли он сам этому правилу, пока не вычислено.» (М.Л.Гаспаров)
Как ни странно, терцины, несмотря на их симпатичное звучание и изысканную простоту конструкции, на «графоманах» почти отсутствуют. Хотя форма старинная и довольно распространённая: ими написана «Божественная комедия» Данте, их использовал Пушкин, да и большинство прочих классиков уважали. Например:
Когда художник пережил мечту,
В его душе слагаются картины,
И за чертой он создает черту.
Исчерпав жизнь свою до половины,
Поэт, скорбя о том, чего уж нет,
Невольно пишет стройные терцины.
В них чувствуешь непогасимый свет
Страстей перекипевших и отживших,
В них слышен ровный шаг прошедших лет.
Виденья дней, как будто бы не бывших,
Встают, как сказка, в зеркале мечты,
И слышен гул приливов отступивших.
А в небесах, в провалах пустоты,
Светло горят закатным блеском тучи —
Светлее, чем осенние листы.
Сознаньем смерти глянувшей могучи,
Звучат напевы пышных панихид,
Величественны, скорбны и певучи.
Все образы, что память нам хранит,
В одежде холодеющих весталок
Идут, идут, спокойные на вид.
Но, боже мой, как тот безумно-жалок,
Кто не узнает прежний аромат
В забытой сказке выцветших фиалок.
Последний стон. Дороги нет назад.
Кругом, везде, густеют властно тени.
Но тучи торжествующе горят.
Горят огнем переддремотной лени
И, завладев всем царством высоты,
Роняют свет на дольние ступени.
Я вас люблю, предсмертные цветы!
(Константин Бальмонт)
Но вдруг среди позорной вереницы
Угрюмый облик предо мной возник,
Так иногда с утеса глянут птицы, -
То был суровый, опаленный лик,
Не мертвый лик, но просветленно-страстный,
Без возраста – не мальчик, не старик...
И жалким нашим нуждам непричастный,
Случайный отблеск будущих веков,
Он сквозь толпу и шум прошел, как властный.
Мгновенно замер говор голосов,
Как будто в вечность приоткрылись двери,
И я спросил, дрожа, кто он таков.
Но тотчас понял; Данте Алигьери.
(Валерий Брюсов)
Мы сходимся у моря под горой.
Там бродим на камнях. Потом уходим,
Уходим опечаленно домой
И дома вспоминаем, как мы бродим.
И это -- все. И больше -- ничего.
Но в этом мы такой восторг находим!
Скажи мне, дорогая, -- отчего?
(Игорь-Северянин)
+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
Маленький эксперимент: ввиду того, что с соответствием теме у участников частенько дело швах, попробую дать сразу две прутковские темы на выбор: для любящих высокую трагедию – «Возобновлённая рана много хуже противу новой», для ёрников вроде меня – «Не всё стриги, что растёт» (нет, конечно, умелый ремесленник должОн играючи писать хоть на тему бизнес-плана платного туалета, но делаю скидку на то, что здесь – сайт избалованных музами поэтов, а не ремесленников… ;) ).
Итак, необходимо написать терцины (не менее 13 строк) на одно из изречений Козьмы Пруткова: «Возобновлённая рана много хуже противу новой» или «Не всё стриги, что растёт» .
+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
К участию в конкурсе допускаются все зарегистрированные на сайте авторы с правдоподобными именем-фамилией.
Каждый участник имеет право подать одно произведение (плюс, при желании, – несколько вне конкурса). Текст работ размещается в данной ветке форума мастер-класса. Не возбраняется их редактирование (до истечения срока подачи): главное – не скорость отклика, а качество. Но произведение, отредактированное после окончания срока подачи, с конкурса снимается.
Члены жюри могут подавать произведения только вне конкурса.
+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
Сроки подачи работ: c 16 февраля 2010 по 15 марта 2010.
Работа жюри: 18 марта 2010 – 9 апреля 2010.
Объявление результатов: 12 апреля 2010.
+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
Состав жюри:
Андрей Злой
Бочаров Дмитрий С
Ирина Акс
Любовь Сирота
Майк Зиновкин
Секретарь жюри – Наталья Ирга
+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
Победитель конкурса определяется по общей сумме набранных баллов. Если по какой-либо причине голосовавший судья не проголосовал за автора, отсутствующая оценка вычисляется как среднее арифметическое от оценок остальных судей.
+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
Премии: 1-я – 5000 баллов, 2-я – 3000 баллов, 3-я – 2000 баллов.
При числе участников до 6 (включительно) присуждается только 1-я премия, 7-12 – 1-я и 2-я премии, 13 и более – все три премии. Если число участников меньше трёх, конкурс считается несостоявшимся.
Странички премированных авторов помечаются значками соответствующих наград.
Победитель 12-го тура пропускает 14..15-й туры, занявший второе место (если оно – призовое) пропускает 14-й тур.
Удачи!