Для восьмого тура был необходим стих в манере раннего (1910-1917 гг.) Сергея Есенина о русской природе.
(Акс)
Общее впечатление: тур не удался. Имитировать Есенина оказалось куда сложнее, чем можно предположить. Оттого и участников мало: видимо, остальные попробовали – да и сдались. Так что я бы премировала всех троих участников «за храбрость». И призвала бы графоманский народ к будущим успехам на ниве стилизации!
(Сирота)
Ряды конкурсантов редеют. Вот уже до трех человек дошло… Хотя, казалось бы, задание несложное: огромное количество (а может, даже большинство) начинающих поэтов начинают именно с «ранне-есенинских» пейзажных стихов. То ли неинтересным, слишком простым показалось задание, то ли еще отчего… Так или иначе, моя задача упрощается. Говорить особо нечего.
(Злой)
Похоже, на этот раз все участники – при первых местах…
Корнетова Ирина
Распахнув синеве объятья,
Мне поведал звонко щегол:
Старой яблоне в белом платье
Ветерок растрепал подол…Разневестилась не до срока,
Белым облаком налилась,
Опьянев от хмельного сока,
Напоив ароматом всласть…Но влюбилась в залетный ветер –
Изгибалась, роняя цвет,
Распрощалась с ним на рассвете…
Росы-слезы, а ветра нет…Распрямила смятые ветки,
Безнадежно и тихо ждет…
На стволе и на сердце – метки…
Дорогая, печаль пройдет…
(Акс)
Пожалуй, самый точный вариант. Что неудачно – так это то, что яблоня – старая. Выбивает из образа напрочь. Разневестилась не до срока – это как?
         РАЗНЕВЕСТИТЬСЯ Словарь Даля: РАЗНЕВЕСТИТЬСЯ, перестать быть невестой, по случаю отказа или расстройства дела.
Подозреваю, что имелоь в виду – заневестилась (помните? Люска-дура заневестилась, никакого с нею сладу, а у папеньки-то – шестеро...) В общем, далеко не безупречно, но – за неимением гербовой пишем на простой... 8 баллов
(Сирота)
Хорошее стихотворение. И вполне Есенинское. И тема на месте. Но я бы сказала – это из более позднего Есенина. Стих паузный, не характерный для стихов «Радуницы». 8 баллов.
(Злой)
Ох, как хорошо началось. Вполне по-Есенински.
Но – от строфы к строфе – «есенность» убывает, её заменяют глубокомысленные троеточия, а завершение – явно обрублено. Финал на Есенина не похож (тем более – на раннего).
Т.е., хороший стих, но, к концу, – уже не подражание (хотя и было у него «Всё пройдёт, как…» – но говорил это по-другому).
Запала у Ирины не хватило. Вот было бы всё, как начало (пусть бы и покороче)…
В «Разневестилась не до срока» – похоже, хотелось сказать как раз «до срока», а не «не до…». Хотя – автору виднее…
В общем, 7 баллов.
Карапетьян Рустам
В день, когда все небо ситцем,
И мурыжит ветер чуб,
Дай, березонька, напиться
Из твоих припухших губ.
Дай еще обнять покрепче
Напоенный солнцем стан,
Чтобы стало жить мне легче,
Чтобы злиться перестал,
Чтобы шепот твой глубокий
Снова смог меня спасти,
Научив прощать пред Богом
Тех, кого я не простил.
(Акс)
Мурыжит ветер чуб – не есенинское слово, да и как может ветер – мурыжить? Злиться – тоже слово не есенинское, детское какое-то.
А где у березы припухшие губы?
Обнять березкин стан – ага, как жену чужую... но тут лиргерой вроде бы трезвый? Напоенный солнцем... теплый ствол, что ли?
Последние 2 строки – и вовсе невнятные... Ранний Есенин – прост и точен, не может у него быть глубокого шепота (глубоким называют низкий, грудной голос – а шепот шипит-шелестит). Или это – шепот в глубине чего-то? (чего?) «Красивости про природу» – это не Есенин, это – среднестатистичекий «стихировец», уж извините. 3 балла
(Сирота)
Тоже хорошо. И на тему. Единственная придирка – «не-есенинские» рифмы. Нехарактерны для раннего Есенина ни ассонансность, ни усеченность рифм. 8 баллов.
(Злой)
Рифмы в то время Есенин использовал почти всегда точные (а здесь – как раз наоборот), минус 1. В остальном – звучит похоже. И окончание – вполне могло быть у Есенина.
Кстати, напрягает «глубокий» шепот берёзы (эпитет кажется притянутым).
8 баллов.
Александр Ашишин
Осень нас давно заполонила,
Не увидим больше теплых дней.
По лесам уже тропинки скрыла,
И не слышен больше соловей.Пёстрый дятел дробью барабанной
Летним дням уже приветы шлёт
И волчонок как то бесшабашно,
Логово покинул, мать зовёт.Пьяный ветер листья обрывает
И несёт в неведомую даль.
Яблонька последний плод бросает,
И курлычит на прощание журавль.По утрам туманы над рекою,
С ними шепчутся остывшие луга.
Ивушка, склонилась над водою,
Листьев нет, пропала красота.Холода тихонько подступают,
Серебрится на лугах трава.
Скоро снег, природа засыпает,
И зима возьмёт свои права.
(Акс)
И это – не Есенин. Первое: автор не точен в деталях, просто видно, что человек травку в основном видел на газоне, прожил жизнь на асфальте, и понятья не имеет, что поздней осенью волчонок – это уже молодой волк, и мать он не зовет, что не слышен больше соловей – уже к середине лета (брачный сезон-то у них – весной!), что осень тропинки вовсе не скрывает – они осенью еще виднее в лесу – а когда с ивы облетели уже ВСЕ листья – журавли уже на полпути к теплым краям... Как-то неубедительно все, сочинение городского школьника на тему «осень в деревне»... Ну и приблизительные рифмы (луга-красота, барабанной-бесшабашно) – это тоже не Есенин. 3 балла
(Сирота)
Нет, тут не получилось. И ритм хромает (в третьей и четвертой строфах откуда ни возьмись появляются «удлиненные» строчки, написанные не 5-стопным, а 6-стопным хореем). И рифмы слабенькие: в четырех из пяти строф встречаются неглубокие глагольные рифмы, а такие рифмы-нерифмы как «луга-красота» абсолютно не характерны для Есенина. Да и все остальные рифмы (исключая разве что полнозвучную, хотя и не очень свежую «трава-права») крайне бедные, невыразительные. Да и тема: где она? Вскользь упоминаются яблонька, ивушка – но и только-то. И еще одно: грамматические ляпы («курлычит, запятая после подлежащего «ивушка», «как то» без дефиса и т.п.) Конечно, к конкурсному заданию эта претензия не относится, но как-то естественно ждать от поэта большей дружбы с родным языком… 2 балла.
(Злой)
Нормальный стих про природу. Несколько ляпов («луга-красота», длина строки «И курлычет…»), рифмы простенькие («обрывает-бросает», «рекою-водою», …).
При чём тут Есенин – не ощущаю.
3 балла.
Ирина Акс
Любовь Сирота
Андрей Злой