Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 473
Авторов: 0
Гостей: 473
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Негодяй или Серьёзный разговор (Пьеса)

                                             ПЬЕСА ДЛЯ ДВОИХ


                                                                                             Давнему другу

                                               АКТ ПЕРВЫЙ

В комнате.

Жак.   Луиза…
Луиза.   Что, Жак?
Жак.   У меня к тебе – серьёзный разговор.
Луиза.   Наконец-то!
Жак.   Мне позвонил твой друг Поль, и у нас состоялся серьёзный разговор.
Луиза.   Негодяй! Не сдержал своё слово!
Жак.   Он ничего тебе не говорил?
Луиза.   Нет.
Жак.   Он сдержал своё слово!
Луиза.   Негодяй!  Он – мой друг!
Жак.   Да.
Луиза.   А не твой!
Жак.   Да. Он – негодяй!
Луиза.   Почему?
Жак.   Потому что он – твой друг!
Луиза.   Негодяй!
Жак.   Ты повторяешься.
Луиза.   Нет. Это ты – негодяй!
Жак.   Почему?
Луиза.   Потому что пытаешься уйти от серьёзного разговора! Думаешь, я не вижу?
Жак.   Нет.
Луиза.   Что – нет? Не пытаешься или не вижу?
Жак.   Я – не негодяй. Я сдержал слово, которое не давал.
Луиза.   Ничего мне не говорить?
Жак.   Да.
Луиза.   Тогда почему ты не говоришь?
Жак.   А что я, по-твоему, делаю всё это время?
Луиза.   Негодяй!
Жак.   Кто?  Я?
Луиза.   Поль!
Жак.   Почему?
Луиза.   Потому что не взял с тебя слово – ничего мне не говорить!
Жак.   А разве ты не хочешь знать?
Луиза.   Я и так всё знаю. И всё вижу!
Жак.   Что?
Луиза.   Что вы оба – негодяи!
Жак.   Почему?
Луиза.   Потому что никакого серьёзного разговора не было, и нет!

Пауза.

Жак.   Да.
Луиза.   Наконец-то!
Жак.   Что – наконец-то?
Луиза.   Я добилась от тебя правды!
Жак.   Нет.
Луиза.   Как – нет?  Ты же только что сказал – да!
Жак.   Нет. То есть, да. То есть, и да, и нет.
Луиза.   Что – да?  Что – нет?  Я уже ничего не вижу.
Жак.   А я – вижу.
Луиза.   Что?
Жак.   Что я – негодяй.
Луиза.   Почему?
Жак.   Потому что я – наврал.
Луиза.   Мне?
Жак.   Полю.
Луиза.   Ага! Значит, серьёзный разговор всё-таки состоялся?
Жак.   Нет.
Луиза.   Как – нет? Ты же сказал, что наврал ему?
Жак.   Значит – никакого серьёзного разговора не было.
Луиза.   Ага!  Разговор – был! Но не серьёзный. Так?
Жак.   Да. Он вызвал меня на дуэль.
Луиза.   И это, по-твоему, несерьёзный разговор???
Жак.   Нет.
Луиза.   Почему?
Жак.   Потому что я ему наврал.
Луиза.   Ага! Я догадываюсь. Ты сказал ему, что я тебе – больше, чем друг?
Жак.   Да.
Луиза.   Негодяй!  Извинись немедленно!  И никакой дуэли не будет.
Жак.   А её и так не будет.
Луиза.   Ты уже извинился?
Жак.   Нет.
Луиза.   Тогда почему не будет дуэли?
Жак.   Потому что я – наврал.
Луиза.  Ты повторяешься.
Жак.   Нет. Я наврал – тебе. Мы живём не во времена дуэлей! Ты забыла?
Луиза.   Это не серьёзный разговор!
Жак.   Серьёзный.
Луиза.   Какой же он серьёзный, если ты мне врёшь?
Жак.   Я прошу прощения.
Луиза.   Но это хоть – правда?
Жак.   Да. Я сказал правду. Полю.
Луиза.   Негодяй!
Жак.   Потому что сказал правду?
Луиза.   Нет. Это он – негодяй! Зачем вообще нужно было звонить – тебе?!

Пауза.

Жак.   Он хотел узнать, как я к тебе отношусь.
Луиза.   Наконец-то!
Жак. Что – наконец-то?
Луиза.  Наконец-то я всё вижу!
Жак.   Что именно?
Луиза.   Что он – меня любит, и хотел убедиться, что ты не стоишь на пути!
Жак.   Нет.
Луиза.   Что – нет?
Жак.   Не стою.
Луиза.   И ты ему так и сказал?
Жак.   Нет.
Луиза.  Что – нет?
Жак.   Сказал, но не так.
Луиза.   А как?
Жак.   Я сказал, что ты – мой давний друг и не более того.
Луиза.   Это одно и то же!
Жак.   Да.
Луиза.   Не верю своим ушам! Ты всё-таки способен говорить правду!
Жак.   Да. Но только тебе.
Луиза.   А Полю?
Жак.   Нет.
Луиза.   Я уже ничего не вижу. Так что же ты ему сказал?
Жак.   То, что он хотел услышать.
Луиза.   Он хотел услышать, что ты меня – не любишь.
Жак.   Да.
Луиза.   И он это услышал?
Жак.   Да.
Луиза.   Это правда?
Жак.   Да.
Луиза.   Ну, вот, теперь – это действительно серьёзный разговор!
Жак.   Да!
Луиза.   Но почему ты тогда говоришь, что способен говорить правду только мне?
Жак.   Потому что это – правда.
Луиза.   Значит, Полю – ты наврал?

Пауза.

Жак.   Луиза…
Луиза.   Что, Жак?
Жак.   Ты что, не знаешь – меня?
Луиза.   Знаю.
Жак.   Тогда скажи – как я могу быть честным с человеком, которого не знаю?
Луиза.   Значит, то, что ты меня не любишь – неправда?
Жак.   Я этого не говорил!
Луиза.   Ты сказал, что наврал Полю!
Жак.   Это не одно и то же!
Луиза.   Как это?  Ты сказал ему, что я – твой давний друг и не более того. И если это – ложь, то правда – то, что наоборот! Это значит, что я для тебя – больше, чем друг!
Жак.   Да.
Луиза.   А если я для тебя – больше, чем друг, не означает ли это, что ты меня… любишь?
Жак.   Да.
Луиза.   Наконец-то!!! Жак!!!
Жак.   Я люблю всех своих сестёр.
Луиза.   Сес-тёр???
Жак.   Я вчера узнал, что ты – моя троюродная сестра.

Пауза.

Луиза.   Негодяй!  Посмотри мне в глаза!  И скажи, что это – правда!
Жак.   Нет.
Луиза.   Что – нет? Это – неправда?
Жак.   Не могу посмотреть тебе в глаза.
Луиза.   Я так и знала!  Ну, и почему же?
Жак.   Потому что – темно. И я ничего не вижу.
Луиза.   Включи свет!
Жак.   Как это – включить свет?  Ты имела в виду – зажечь свечи? Но как я их найду? Я  плохо ориентируюсь в темноте.
Луиза.   Мы живём не во времена свечей!  Ты забыл?  Или не можешь посмотреть мне в глаза?
Жак.   Нет.
Луиза.   Что – нет?  Не забыл или не можешь посмотреть?
Жак.   Не хочу серьёзного разговора.
Луиза.   Негодяй!
Жак.   Да.

Пауза.

Луиза.   Почему?
Жак.   Потому что я всё – наврал.
Луиза.   Как? Вообще – всё?
Жак.   Почти.
Луиза.   А что – не наврал?
Жак.   То, что не сказал.
Луиза.   И то, что… никогда мне не скажешь?

Пауза.

Жак.   Луиза…
Луиза.   Жак…
Жак.   Включи свет.
Луиза.   Не надо… Я и так всё вижу…
Жак.  Спасибо, Луиза!
Луиза.   А вот это уже похоже на серьёзный разговор. Спасибо, Жак!
Жак.   А что несерьёзного может быть в том, что ты видишь в темноте лучше меня? Ты видишь, где мой пиджак? Я, кажется,  повесил его на спинку стула.
Луиза.   Пид-жак???
Жак.   Да. В левом кармане – я оставил свои очки.
Луиза.   Оч-ки???  Зачем тебе очки???  В темноте???
Жак.   Чтобы их втирать, разумеется!
Луиза.   Негодяй!!!  Ты – самый настоящий негодяй!!!  И это – серьёзно!!!

Луиза падает в обморок.

Жак.   Да уж. Что может быть серьёзней, чем отсутствие чувства юмора?

Пауза.

Луиза.   Безразличие! Равнодушие! Индифферентность! Как можно было оставить свои очки не в пиджаке, а на полу???  Я их, кажется, раздавила…

                                                 АКТ ВТОРОЙ

В той же комнате.

Жак.   Луиза…
Луиза.   Что, Жак?
Жак.   У меня к тебе – серьёзный разговор.
Луиза.   Ещё один?
Жак.   Нет.
Луиза.   Что – нет? Не серьёзный?
Жак.   Не ещё один. А единственный. Луиза…
Луиза.  Жак…
Жак.   Дорогая…
Луиза.   Дорогой…
Жак.   Я хочу…
Луиза.   Негодяй!
Жак.   Почему?
Луиза.   Потому что – хочешь!
Жак.   А что плохого в том, что я чего-то хочу?
Луиза.   Ничего.
Жак.   Тогда почему – негодяй?
Луиза.   Потому что ты хочешь – не чего-то!
Жак.   А чего я хочу?
Луиза.   В том-то и дело!
Жак.   В чём?
Луиза.   В том, что я вижу, чего ты хочешь!
Жак.   Нет.
Луиза.   Что – нет?  Не вижу или уже не хочешь?
Жак.   Не видишь.
Луиза.   А кто умеет видеть – ушами?
Жак.   Тот, кто умеет ими правильно пользоваться.
Луиза.   Ты хочешь сказать, что я не должна верить своим ушам?
Жак.   Нет.
Луиза.   Что – нет?  Что не должна?  Или что не хочешь?
Жак.   Да хочу!  Хочу!
Луиза.   Негодяй!!!
Жак.   Ну, почему – негодяй?      
Луиза.   Потому что говоришь мне об этом!
Жак.   Да! Говорю!  Потому что хочу сказать, наконец!
Луиза.   А зачем об этом вообще говорить?

Пауза.

Жак.   Негодяй.
Луиза.   Ты? Почему?
Жак.   Потому что виноват в том, что ты ничего не видишь.
Луиза.   Я прекрасно всё вижу! И в темноте – тоже! Прекрати немедленно этот несерьёзный разговор или я залеплю тебе пощёчину!
Жак.   Но разговор – серьёзный! Луиза…
Луиза.   Жак…
Жак.   Дорогая…
Луиза.   Дорогой…
Жак.   Я хочу…
Луиза.   Это – я уже поняла.
Жак.   Нет!  Не поняла!  Я очень хочу…
Луиза.   Неудивительно. Темнота всегда воспаляла твоё воображение.
Жак.   Дело не в воображении, а в…
Луиза.  Без подробностей!!!
Жак.   Но я должен…
Луиза.   Пока ещё – ничего не должен.
Жак.   Объяснить, Луиза! Объяснить!
Луиза.   Объясниться – звучит лучше.
Жак.   Хорошо. Я объяснюсь.  Я очень хочу…
Луиза.   После того, как объяснишься!
Жак.   Да нет же!
Луиза.   Как – нет?  А в чём тогда серьёзный разговор?

Пауза.

Жак.  А что, просто очень хотеть – это, по-твоему, несерьёзно?
Луиза.   Негодяй! Что обо мне подумает Поль?!!
Жак.   Поль не подумает ничего. Ему нечем думать!
Луиза.   Негодяй!
Жак.   Кто?
Луиза.   Ты! Как ты смеешь оскорблять моего друга?
Жак.   Негодяй!
Луиза.   Кто?
Жак.   Поль!
Луиза.   А он-то здесь при чём?
Жак.   При том, что ему нечем думать!  А я вынужден об этом говорить и быть названным негодяем!
Луиза.   Негодяй!
Жак.   Кто?
Луиза.   Поль!
Жак.   Почему?
Луиза.   Потому что он – мой друг!  Мой безмозглый друг!
Жак.   Нет.
Луиза.   Что – нет?  Не безмозглый? Или не друг?
Жак.   И то, и другое.
Луиза.   Не друг – понимаю. Потому что с этого момента я разрываю с ним все отношения! Зачем мне безмозглый друг, даже если он меня любит?
Жак.   Он тебя не любит.
Луиза.   Это почему же???
Жак.   Потому что он – не безмозглый.
Луиза.   Негодяй! Негодяй!  Оба – негодяи!!!
Жак.   Нет. Негодяй – только один.
Луиза.   Кто же?
Жак.   Тот, кто не безмозглый.
Луиза.   Ты хочешь сказать, что безмозглый – ты?
Жак.   Нет.  Поль.
Луиза.   Но ты же только что сказал, что он – не безмозглый!
Жак.   Да. Так и есть.
Луиза.   Я ничего уже не вижу.
Жак.   А зачем видеть мозги? Лучше всего – ими пользоваться.
Луиза.   Значит, я не умею ими пользоваться! Или мне так же нечем думать, как и Полю!
Жак.   Ну, ну, Луиза… Зачем же так, дорогая?
Луиза.   Спасибо, Жак… Ты очень добр.
Жак.   Да!  Потому что я думаю – за него.
Луиза.   За Поля???
Жак.   Да. Всё, что он тебе говорит, – принадлежит моим мозгам.
Луиза.   Так, значит, ты опять мне наврал?  И ты его – знаешь?
Жак.   Да. Гораздо лучше, чем ты.
Луиза.   Так чей же он друг тогда?
Жак.   Твой.
Луиза.   Мне не нужны друзья, которые говорят чужими словами!
Жак.   А разве я – чужой?
Луиза.   Нет. Ты – мой близкий друг, с которым я тоже разрываю все отношения! Потому что ты – негодяй!
Жак.   Да.

Пауза.

Луиза.   Почему?
Жак.   Потому что Поль говорит моими словами.
Луиза.   А при чём здесь Поль?
Жак.   При том, что я его – придумал.
Луиза.   При-ду-мал???
Жак.   Да.
Луиза.   А с кем я часами разговаривала по телефону, если не с Полем?
Жак.   С ним.
Луиза.   С придуманным?
Жак.   Да.
Луиза.   Ты хочешь сказать, что у меня не всё в порядке с головой, потому что я слышу в ней голос Поля?
Жак.   Нет. Ты слышишь его голос – в телефонной трубке.
Луиза.   Негодяй!
Жак.   Кто?
Луиза.   Ты!
Жак.   Почему?
Луиза.   Потому что сравниваешь мою голову с телефонной трубкой!
Жак.   Не сравниваю. Трубку можно починить.
Луиза.   Что???  Как ты смеешь меня оскорблять?!!
Жак.  Оскорбляешь ты!
Луиза.   Тебя?
Жак.   Трубку.
Луиза.   Уходи немедленно!  Иначе я сейчас залеплю тебе пощёчину!
Жак.   Не промахнись.
Луиза.   Не промахнусь!  Я всё вижу!  А вот ты – промахнулся!  Со мной! Я – не сумасшедшая!
Жак.   Конечно же, нет.  Сумасшедший – я.
Луиза.   Почему?
Жак.   Потому что решился открыть тебе тайну.  Поль и я – это одно и то же.
Луиза.   Но у него другой голос!
Жак.   А разве мы всё ещё живём во времена свечей и дуэлей?
Луиза.   Наконец-то я всё вижу!
Жак.   Да?
Луиза.   Да!
Жак.   Наконец-то!
Луиза.   Наконец-то я вижу, что мы живём во времена сумасшедших писателей, которые развлекаются, создавая героев не только на бумаге, но и в реальности!
Жак.   Я всегда считал тебя умницей, Луиза.
Луиза.   Да! Я – умница! А ты – самый настоящий негодяй! Зачем тебе понадобилось меня так разыгрывать?
Жак.   Я хотел сделать тебе приятное.
Луиза.   Враньём???
Жак.   Нет.  Искренностью.
Луиза.   Не смеши меня!
Жак.   А что тут смешного?  Разве Поль не был с тобой искренним?
Луиза.   Он – был.  А ты – никогда не был, и не будешь!
Жак.   Значит, я всё-таки сделал тебе приятное?
Луиза.   Нет!!!
Жак.   Почему?
Луиза.   Потому что теперь – мне будет его не хватать!
Жак.   Тогда – не разрывай с ним отношений!

Пауза.

Луиза.   Жак…
Жак.   Что, Луиза?
Луиза.   Ответь мне, но только искренне. Один раз! В жизни!
Жак.   Хорошо.
Луиза.   Тебе что, нечем больше заняться?
Жак.   Есть. Я мог бы разыгрывать кого-то ещё.
Луиза.   Негодяй!  Уходи немедленно!  Разыгрывать кого-то ещё! А я не собираюсь всё это терпеть! Я – серьёзный человек! И ожидаю серьёзного к себе отношения! И разговаривать со мной нужно – серьёзно!
Жак.   Но ведь я и начал серьёзный разговор!
Луиза.   Серьёзный???    
Жак.   Да! Но ты – серьёзно меня перебивала.

Пауза.

Луиза.   Хорошо. Тогда я серьёзно молчу.
Жак.   Вот и молчи.
Луиза.   А я и молчу.
Жак.   Ну, и молчи дальше.
Луиза.   А я и молчу дальше.
Жак.   Я серьёзно тебе говорю!  Закрой рот!
Луиза.   Как ты смеешь говорить такое – женщине?!!
Жак.   А что, у женщины не бывает рта?
Луиза.   Негодяй!
Жак.   Да.
Луиза.   Да!
Жак.   Да, твой рот – негодяй.  Проучи его, как следует. И закрой.
Луиза.   Я закрою его тогда, когда ты перестанешь уходить от серьёзного разговора.
Жак.   А я и не думал от него уходить. Это он от меня уходит! В твой не закрывающийся рот!
Луиза.   Он закрывается.
Жак.   Наконец-то!
Луиза.   Иногда.
Жак.   Шшшшш!

Пауза.

Жак.  Ну, так вот. Я очень хочу…
Луиза.   Мы об этом уже поговорили!
Жак.   Рот!!!
Луиза.   Прошу прощения.
Жак.   Не проси! Иначе твой рот не закроется никогда!
Луиза.   Что ты имеешь в виду? Что я так виновата перед тобой? В чём???
Жак.   В том, что не даёшь мне возможности продолжить серьёзный разговор!
Луиза.   Хорошо. Я затыкаюсь.
Жак.   Я не говорил тебе – заткнись.
Луиза.   Ты имел это в виду.
Жак.   Да.
Луиза.   Негодяй!
Жак.   Да.
Луиза.   Да???
Жак.   Да.
Луиза.   Ты признаёшь, что ты – негодяй???
Жак.   Да.
Луиза.   Это – правда?
Жак.   Да.
Луиза.   У меня нет слов!!!
Жак.   Наконец-то!

Пауза.  Луиза молчит.

Жак.   Наконец-то я могу продолжить.  Итак. Луиза…
Луиза.   Что, Жак?
Жак.   Я знаю многих женщин.
Луиза.   Негодяй!!!
Жак.   Да.  И нет.
Луиза.   Что – да?  И что – нет?
Жак.   Да – потому что знаю.  Нет – потому что не в этом дело.
Луиза.   А в чём?
Жак.   В том, что, зная многих женщин, я всё равно их не знаю.
Луиза.  Ты ещё больший негодяй, чем я подозревала!
Жак.   Почему же?
Луиза.   Потому что тебе нужно было только тело женщины!  А то, что у неё в голове, ты никогда не искал!
Жак.   Искал.
Луиза.   И что же ты нашёл?
Жак.   Ничего.
Луиза.   Почему же?
Жак.   Потому что я не мог найти голову.
Луиза.   Потому что ты искал не в том месте!
Жак.   Если бы я искал в другом месте, я бы сейчас тоже был в другом месте! И вёл бы этот серьёзный разговор не с тобой!
Луиза.   С телефонной трубкой?
Жак.   Залепи мне пощёчину.  Я хочу, чтобы этот кошмарный сон прервался! Ты – несерьёзна!
Луиза.   Потому что нет ничего кошмарней, чем твой серьёзный разговор!
Жак.   А что несерьёзного в том, что ты знаешь женщин лучше, чем я?

Пауза.

Луиза.   На что ты намекаешь?
Жак.   Я не намекаю, а говорю прямо: поскольку ты знаешь женщин лучше, чем я, я очень хочу, чтобы ты стала…
Луиза.   Негодяй!  Ты хочешь, чтобы я отдалась одной из твоих безголовых подружек???
Жак.   Луиза!
Луиза.   Что, Жак?
Жак.   Ты что, не знаешь – меня?
Луиза.   Знаю!  И очень об этом сожалею!
Жак.   А зря. Потому что речь идёт не о безголовых подружках.  А об одной…
Луиза.   Одной безголовой – вполне достаточно, чтобы сожалеть!
Жак.   Значит, ты меня – не знаешь!
Луиза.   Если бы не знала, я была бы в числе этих безголовых!
Жак.   Наконец-то!
Луиза.   Наконец-то – что?
Жак.   Наконец-то ты изрекла истину!
Луиза.   И что теперь?
Жак.   Теперь – заткнись.

Пауза.  Луиза глотает воздух.

Жак.   Я хочу сделать тебе предложение.
Луиза.   Наконец-то!!!  Жак!!!!
Жак.   Как писатель – писателю.  Ты ведь не забыла, что ты – тоже писатель?
Луиза.  Нет.
Жак.   Что – нет? Не забыла? Или отказываешь мне?
Луиза.   Не забыла.  И не отказываю.
Жак.   Прекрасно!  Спасибо, Луиза!
Луиза.   О, Жак!  Это тебе – спасибо!  Ведь нам вместе – должно быть очень хорошо!
Жак.   Да!  Но не нам.
Луиза.   Как – не нам?  А кому?
Жак.   Полю.
Луиза.   При чём здесь Поль?
Жак.   При том, что ему очень одиноко. И я прошу тебя стать моим соавтором.
Луиза.   Со… Кем???
Жак.   Ты что, забыла это слово?
Луиза.   Да!  Я забыла все слова! Кроме одного: негодяй!!!
Жак.   Именно поэтому я хочу, чтобы ты стала моим соавтором!  Боюсь несправедливости с моей стороны.
Луиза.   Ты???  Боишься несправедливости???  Это самое несправедливое, что я от тебя когда-либо слышала!
Жак.   Возможно.  Но, как писатель, который разбирается в женщинах лучше, чем я, ты придумаешь для Поля – чудесную спутницу! А у меня – она может получиться безголовой.
Луиза.   Придумать? Спутницу? Для Поля?
Жак.   Да. Напиши её.  Для начала. А я отредактирую, если не возражаешь.

Пауза.

Луиза.   И это – всё???  Всё, что ты мне хотел сказать???  И это – твой серьёзный разговор???    
Жак.   Да.  А что? Я – негодяй?
          
Луиза даёт ему пощёчину.  Жак падает на пол.

Луиза.   Нет!  Ты – больше, чем негодяй! Ты – не мужчина! Не мужчина! Нет! А какое-то дерево!  Толстокорое дерево! Дуб!  Написать спутницу для Поля!  И как, по-твоему, я смогу это сделать, когда я отбила себе руку?!! Серьёзно!!!

Пауза.

Жак.   А всё потому, что ты переоценила свою способность видеть в темноте. Ты ударила шкаф, дорогая.
Луиза.   Но ты же – упал!
Жак.   Я просто сделал шаг назад. Но, поняв, что наступаю на свои очки, отпрыгнул в сторону, поскользнулся и упал.
Луиза.   Какие очки???  Я их раздавила!!!
Жак.   Да.  Но у меня их – много.
Луиза.   Негодяй!!!

Пауза.

Жак.   Луиза…
Луиза.   Жак…
Жак.   Дорогая… моя…
Луиза.   Дорогой… мой…
Жак.   Я искренне прошу у тебя прощения…
Луиза.   Потому что всё, что ты мне сказал, на самом деле – не всё?
Жак.   Ну, конечно, не всё, дорогая… моя… Луиза…

Пауза.  Луиза почти не дышит.

Жак.   Тебе необязательно писать от руки.  Ведь мы живём не во времена свечей, дуэлей и сумасшедших писателей, которые пользуются чернилами!
Луиза.   Не-го-дяй!!!

                                         АКТ ТРЕТИЙ

Жак и Луиза разговаривают по телефону, но другими голосами.

Луиза.   Поль...  У меня к тебе серьёзный разговор.
Жак.   Серьёзно?
Луиза.   Я что, похожа на несерьёзную женщину?
Жак.   Как я могу судить, если я ничего не вижу?
Луиза.   Ты хочешь сказать, что не знаешь, как я выгляжу?
Жак.   Судя по бодрому голосу, ты выглядишь хорошо.
Луиза.   Прекрати немедленно!  У меня к тебе действительно серьёзный разговор!
Жак.   Луиза???
Луиза.   Какая ещё Луиза?  Негодяй!  Не успела я отлучиться на пару дней, как у тебя тут же появилась какая-то Луиза!
Жак.   Какая Луиза?
Луиза.   Негодяй!  Ты ещё и врёшь!
Жак.   Кому? Тебе или Луизе?
Луиза.   Обеим! Ты развлекаешься с двумя женщинами!
Жак.   Негодяй!
Луиза.   Да!
Жак.   Нет.
Луиза.   Как – нет, если ты только что сказал – да?
Жак.   Я – не негодяй. Негодяй – Жак.
Луиза.   Какой ещё Жак?
Жак.   Друг Луизы.
Луиза.   Так она ещё и порочная женщина!
Жак.   Нет.
Луиза.   Как – нет, если она развлекается с двумя мужчинами?!!
Жак.   Кто?
Луиза.   Луиза!
Жак.   А я думал – ты.
Луиза.   Я???  Я не развлекаюсь!  У меня серьёзное отношение к жизни!
Жак.   Нет.
Луиза.   Как – нет?  Откуда ты знаешь, если ты даже не знаешь моего имени?
Жак.   Негодяй.
Луиза.   Да!  Жак – негодяй!
Жак.   А при чём здесь – Жак?
Луиза.   При том, что он не сказал тебе, как меня зовут!
Жак.   Так, значит, он – развлекается с двумя женщинами?
Луиза.   Да!
Жак.   С тобой и с Луизой?
Луиза.   Нет. Только с Луизой.
Жак.   Но ты же только что сказала, что с двумя?
Луиза.   Да.
Жак.   Что – да?  Что – сказала?  Или что – с двумя?
Луиза.  Развлекаться можно по-разному.
Жак.   И как же он развлекается – с тобой?
Луиза.   Что ты ко мне пристал?!!
Жак.   Я не пристаю к порочным женщинам.
Луиза.   Я – не порочная женщина!  У меня есть имя!
Жак.   А при чём здесь одно к другому?
Луиза.   У порочных женщин имени не спрашивают!
Жак.   Хорошо. Не буду.
Луиза.   Негодяй!  Как ты смеешь меня оскорблять?!!
Жак.   А что оскорбительного в том, что у меня плохая память?
Луиза.   При чём здесь – память?
Жак.   При том, что я плохо помню имена. Поэтому и не спрашиваю.
Луиза.   Тогда чем объясняется то, что ты помнишь имя Луизы?
Жак.   Тем, что я её люблю.

Пауза.

Луиза.   Серьёзно?
Жак.   Нет.
Луиза.   Как – нет, если ты только что…
Жак.   Что ты ко мне пристала?!!  Я даже не знаю, как тебя зовут!
Луиза.   А если бы знал?
Жак.   Тогда, возможно, приставал бы – я.
Луиза.   Ты что, пристаёшь к любой женщине, которая называет своё имя?
Жак.   Нет. Только к той, чьё имя могу запомнить. А поскольку у меня плохая память, я не пристаю ни к кому.
Луиза.   Кроме Луизы?
Жак.   Да.
Луиза.   А если бы ты узнал, что меня тоже зовут – Луизой?
Жак.   Приставал бы.
Луиза.   Негодяй!
Жак.   Почему?
Луиза.   Потому что это непорядочно по отношению к женщине, которую ты любишь!
Жак.   А кого я люблю?
Луиза.   Как – кого?  Ты же только что сказал, что любишь – Луизу?  Или ты – наврал?
Жак.   Да.
Луиза.   Что – да?  Что – любишь?  Или что – наврал?
Жак.   И то, и другое.
Луиза.   Как это?  Одно другому противоречит!
Жак.   Нисколько.
Луиза.   Я уже ничего не вижу.
Жак.   И не увидишь. Мы разговариваем по телефону!
Луиза.   Я не слепая!  Я вижу, что держу в руке – телефонную трубку!
Жак.   Ну, не голову же!
Луиза.   При чём здесь голова?
Жак.   При том, что ты её потеряла.
Луиза.   А как я тогда, по-твоему, с тобой разговариваю?
Жак.   Несерьёзно.      
Луиза.   А разве можно разговаривать серьёзно с человеком, который всё время сам себе противоречит?
Жак.   А разве быть несерьёзным в разговоре и серьёзным в мыслях – противоречит друг другу?
Луиза.   Не знаю.
Жак.   Наконец-то!
Луиза.   Что – наконец-то?
Жак.   Наконец-то ты серьёзно задумалась и серьёзно ответила!
Луиза.   Но я хочу, чтобы это сделал – ты!
Жак.   Хорошо, Луиза.

Пауза.

Луиза.   А почему ты называешь меня – Луизой?
Жак.   Потому что я всех женщин называю Луизами.
Луиза.   Как???  И они не возражают?
Жак.   Конечно, нет.  Они же всё знают!
Луиза.   Что – всё?
Жак.   Что они все – одинаковые.
Луиза.   Ничего подобного!
Жак.   Как раз, наоборот. Они подобны – во всём.  Начиная с логики.
Луиза.   В таком случае, все мужчины – тоже одинаковые!  Начиная с вранья!
Жак.   Да.  Они все – негодяи.
Луиза.   Они?  А ты что, к мужчинам себя не причисляешь?
Жак.   Причисляю. Но я – не одинаковый.
Луиза.   Ага!  Мне всё понятно!  У тебя – раздвоение личности!
Жак.   Ничего подобного. Я в школе был отличником.
Луиза.   При чём здесь школа?
Жак.   При том, что я хорошо усвоил деление.
Луиза.   Ах, вот оно что!  И на сколько же ты можешь поделиться?
Жак.   Настолько, насколько мне позволяет настроение. Когда оно хорошее – я делюсь. Иногда –  правдой.  
Луиза.   И какое же оно у тебя – сейчас?
Жак.   Очень хорошее!  Потому что я люблю Луизу.
Луиза.   Одну единственную?
Жак.   Да.
Луиза.   А ты ей об этом сказал?
Жак.   Конечно, нет!  И не скажу!
Луиза.   Но почему?
Жак.   Потому что она неправильно меня поймёт.
Луиза.   А что здесь понимать?
Жак.   То, что она – не единственная.
Луиза.   Как?  Ты себе противоречишь!
Жак.   Ничего подобного. Она – не единственная, кого я называю Луизой.
Луиза.   Тогда перестань называть Луизами всех остальных!
Жак.   Не могу.
Луиза.   Почему же?  Боишься, что все остальные неправильно тебя поймут?
Жак.   Нет. Просто боюсь запутаться.
Луиза.   Вот!  Ты опять себе противоречишь!
Жак.   Зато теперь – я знаю, как тебя зовут.
Луиза.   Луиза?
Жак.   Нет.
Луиза.   Но ты же только что сказал, что…
Жак.   Ничего я не сказал!  Я вообще не разговариваю с незнакомыми женщинами!
Луиза.   А что ты, по-твоему, делал всё это время?
Жак.   Я разговаривал с мужчиной.
Луиза.   Что???  Я – мужчина???
Жак.   Не переоценивай своих достоинств.
Луиза.   Что ты этим хочешь сказать?  Негодяй!  Женщина мужчине ни в чём не уступает!
Жак.   А зря. Покладистость – женщине к лицу.
Луиза.   Ты неправильно меня понимаешь!
Жак.   Если бы я разговаривал с Луизой, я бы понимал тебя – правильно.
Луиза.   Что-то я не понимаю…
Жак.   А что тут непонятного?  Если бы ты была Луизой, я бы разговаривал – с тобой. А не с собой.
Луиза.   Ах, вот оно что!  То есть, меня для тебя – не существует?
Жак.   Я – не негодяй.
Луиза.   А я не назвала тебя негодяем.
Жак.   Все женщины называют негодяями мужчин, которые говорят им, что они для них – не существуют.
Луиза.   Это, как правило, говорят женщины – мужчинам, с которыми они разрывают отношения.
Жак.   Нет.
Луиза.   Что – нет?  Не говорят?
Жак.   Говорят. Когда разрывают отношения с логикой!
Луиза.   А что нелогичного в том, что женщина хочет забыть мужчину, с которым разрывает отношения?
Жак.   То, что она всё равно этого не делает.
Луиза.   Ты думаешь, так легко – забыть любовь?
Жак.   Любовь – да. Мужчину – нет.
Луиза.   А по-моему – всё наоборот!
Жак.   Ничего подобного. Любовь – приходит и уходит. А мужчину – хочется всегда!
Луиза.   Это, скорее, относится к мужчинам!
Жак.   За кого ты меня принимаешь? У меня нормальная ориентация!
Луиза.   Зато логика – женская!
Жак.   Нет. Я просто показал тебе, как мыслит женщина. Рад, что тебе это – не понравилось. Значит, есть надежда на то, что ты меня поймёшь. Как мужчину. А у нас, мужчин, - всё наоборот. Женщины – приходят и уходят. А любви – хочется всегда!
Луиза.   Ты всё перепутал, Поль!  Это, скорее, относится к женщинам!
Жак.   Ты что – лесбиянка?
Луиза.   Негодяй!  Прекрати немедленно!
Жак.   Прошу прощения.  Я действительно всё перепутал. Ты имела в виду, что мужчины – приходят и уходят, а любви – хочется всегда.
Луиза.   Да!
Жак.   В таком случае, ты признаёшь, что ты – порочная женщина?
Луиза.   Негодяй!  Как ты смеешь меня оскорблять?!!
Жак.   Я не оскорбляю, а делаю выводы. Приходят, уходят…
Луиза.   Приходят!  Но не уходят!  В моей жизни существует только один мужчина! И для меня этот мужчина и любовь – одно и то же! И никакой другой любви, как и никакого другого мужчины, мне не нужно! Вот! В отличие от тебя, я умею говорить правду!
Жак.   А зачем ты тогда звонишь – мне?

Пауза.

Луиза.   Познакомиться. А что?
Жак.   Я не знакомлюсь с незнакомыми женщинами.
Луиза.   А разве знакомятся – со знакомыми?
Жак.  Да. Периодически. Знакомятся заново.
Луиза.  Тогда знакомься заново – со мной!
Жак.   А кто – ты?  Я тебя знаю?
Луиза.   Конечно, знаешь!
Жак.   Это невозможно. Я знаю только Луизу.
Луиза.   Какую Луизу?
Жак.   Которая любит Жака.
Луиза.   Какого Жака?
Жак.   Которому я звонил и который сказал мне, что, в отличие от меня, Луизу – не любит.
Луиза.   И ты ему поверил?
Жак.   Конечно.  У него было хорошее настроение.
Луиза.   При чём здесь его настроение?
Жак.   При том, что он сказал правду.
Луиза.   Правду???  Жак???
Жак.   Да. А иначе – какой был бы смысл в серьёзном разговоре?
Луиза.   С самим собой?
Жак.   За кого ты меня принимаешь?!!
Луиза.   Речь не о тебе, а о Жаке.
Жак.   Но это касается и меня! Разве я стал бы серьёзно разговаривать с сумасшедшим?
Луиза.   Жак – не сумасшедший. Он просто – негодяй!
Жак.   Потому что он – не любит Луизу?
Луиза.   Потому что он – такой же враль, как и ты!
Жак.   Я – не враль.  Я сказал правду.

Пауза.

Луиза.  Значит, ты – меня любишь. А Жак – нет.
Жак.   Я этого не говорил.
Луиза.   Говорил!  Только что!
Жак.   Нет, не говорил! Я сказал, что люблю – Луизу.
Луиза.   А Жак?
Жак.   А я откуда знаю?!  Спроси у него сама!
Луиза.   Он мне ничего не скажет.
Жак.   И правильно сделает.
Луиза.   Это почему же?
Жак.   Потому что он – мой друг.
Луиза.   А это здесь при чём?
Жак.   При том, что у нас одинаковые взгляды на жизнь. И мы не делимся правдой с незнакомыми женщинами.
Луиза.   Но если я – незнакомая женщина, откуда я тогда знаю, как тебя зовут?
Жак.   А я откуда знаю?
Луиза.   Мне сказал – Жак!    
Жак.   Какой Жак?
Луиза.   Жак, который не любит Луизу, которую любишь ты и которая любит Жака!
Жак.   А какое отношение ко всему этому имеешь – ты?
Луиза.   Отрицательное! Потому что меня – никто не любит!!!  И зачем я вообще тебе позвонила?!
Жак.   Вот именно!  На что ты только рассчитывала?
Луиза.   На то, что смогу стать твоей спутницей!
Жак.   Зачем мне спутница?  Ни в какое путешествие я отправляться не планирую.
Луиза.   Негодяй!  Ты же сам меня просил это сделать!!!
Жак.   Обычно – всё происходит наоборот.  Сделать это – просят женщины.
Луиза.   Пошляк!
Жак.   Нет. Философ.
Луиза.   Одно другое – не исключает!
Жак.   Напротив.  Пошляк – говорит то, что думает. А философ – думает, что говорит.
Луиза.   Вот именно!  Он говорит только то, что говорит, а думает – то же, что и пошляк!
Жак.   Нет. Философ – думает, что говорит, а на самом деле – ничего не говорит, а просто пишет. И всё время поправляет очки.
Луиза.   При чём здесь – плохое зрение?
Жак.   Ни при чём.  Просто философ – всё время редактирует то, что пишет.
Луиза.   А думает – о том, как втереть эту философию таким образом, чтобы никто не заподозрил, что на самом деле – он просто пошляк!
Жак.   Зачем ему об этом думать?  Его и так никто не подозревает.
Луиза.   Ага!  Значит, я права! И одно другое – не исключает!  Ты – пошляк!
Жак.   А что пошлого в том, что у женщин – что на уме, то и на языке?
Луиза.   При чём здесь женщины?
Жак.   Как – при чём?  Они же просят, а не я. Что хотят – то и говорят.
Луиза.   А я говорю – о тебе!
Жак.   А что – я?  Я что хочу – то и делаю.
Луиза.   Нет.
Жак.   Что – нет?
Луиза.   Невозможно.
Жак.   Мне лучше знать!
Луиза.   Невозможно серьёзно разговаривать!  С тобой!
Жак.   Возможно.  Но всему своё время.
Луиза.   Вот именно!  Время – камни разбрасывать, и время – собирать!
Жак.   Нет.
Луиза.   Как – нет?  Ты же – философ!
Жа.   Да.
Луиза.   Тогда почему ты не согласен с истиной?
Жак.   Потому что я – философ.
Луиза.   Что-то я ничего не вижу.
Жак.   А я – вижу.  И очень хорошо!  Истин – не бывает.  Всё относительно.
Луиза.   Относительно тебя – действительно всё относительно!      
Жак.   Да. Потому что я – ко всему отношусь философски. Время – камни разбрасывать, и время – их собирать. Чтобы опять разбрасывать, но с прицелом. А как я могу куда-то попасть, если у меня – плохое зрение?  Остаётся только смеяться над собой.
Луиза.   Ты что – смеёшься???
Жак.   Ещё как!
Луиза.   Надо мной!!!
Жак.   Нет, что ты!  Как можно смеяться над женщиной? Чего хочет женщина – того хочет бог!  А можно ли смеяться над богом?
Луиза.   Боже мой!  Что я слышу?!  И это – не относительно?
Жак.   Относительно бога – нет.
Луиза.   Не верю своим ушам!
Жак.   Правильно делаешь.
Луиза.   Что???  Ты – наврал???
Жак.   Нет. Врут – нам. А я – не верю. И тебе не советую.
Луиза.   Негодяй!!! Ты святотатствуешь!  И смеёшься!  Над богом!!!
Жак.   Нет. Только над теми, кто врёт, что у бога – нет чувства юмора.  
Луиза.   Чувства юмора???  В чём же оно заключается?
Жак.   В том, что он не додал его – женщинам.
Луиза.   И что здесь – смешного?
Жак.   Да, смешного мало.
Луиза.   Смешного – мало в том, что ты всё время втираешь мне очки!!!
Жак.   А тебе-то что?
Луиза.   Как это – что???
Жак.   Мои очки – что хочу, то и делаю.
Луиза.   Не смей оскорблять женщин!  Они достойны лучшего сравнения!
Жак.   Что???
Луиза.   То!
Жак.   И кто из нас – пошляк?
Луиза.   Ты!
Жак.   Нет. Я – философ.
Луиза.   У которого – что на уме, то и на языке!
Жак.   Нет.  На бумаге. Перо, бумага и очки. Всё остальное…
Луиза.   Пустяки?
Жак.   Нет. Женская фантазия.
Луиза.   В твоём случае – это одно и тоже.
Жак.   Ничего себе!  Женитьба, по-твоему, – пустяки?
Луиза.   Прекрати меня унижать!  Я что – только об этом и думаю???
Жак.   Нет.  Думаю – я.

Пауза.

Луиза.   Ты???
Жак.   Да.
Луиза.   Серьёзно???
Жак.   Конечно.
Луиза.   Ну и… что ты об этом думаешь?
Жак.   Что ты – этого хочешь.
Луиза.   И… что?
Жак.   Ясное дело – что. Всё – относительно.
Луиза.   При чём здесь твоя философия?      
Жак.   При том, что я – думаю о том, чего ты хочешь, а ты – хочешь того, о чём я не думаю.
Луиза.   Но ты же только что сказал, что думаешь!
Жак.   Конечно. Я всё время – думаю!  Не безмозглый же!
Луиза.   Негодяй!
Жак.   Почему?
Луиза.   Потому что ты – не думаешь!
Жак.   Правильно. За меня – думает Жак.
Луиза.   Негодяй!
Жак.   Да. Жак – негодяй. Недооценивает моих собственных способностей!
Луиза.   Каких способностей???  Разбрасывать камни и попадать в цель?!!
Жак.   А куда я – попал?
Луиза.   Пока ещё – не попал!  Но попадёшь! В психиатрический диспансер!  
Жак.   Ну и что?  Там небьющиеся стёкла.
Луиза.   Зато у меня – бьющееся сердце!!!
Жак.   Понятное дело. Мертвецы – так не кричат.
Луиза.   Что???  А как – они кричат???
Жак.   Откуда я знаю?  Мне пока никто не звонил.
Луиза.   Зато звоню – я!  Но больше – не буду!
Жак.   Почему?  Разве мы не живы, пока смеёмся?
Луиза.   Это ты – жив, пока смеёшься!
Жак.   А ты что – от смеха уже умерла?
Луиза.   От какого смеха?!!  Что смешного в том, что ты всё время втираешь мне очки?  Всё время!!!
Жак.   Неправда.
Луиза.   Правда!
Жак.   Нет, неправда. Не всё время. Сегодня – я забыл их дома.

Пауза.

Луиза.   Дома???  А где ты находишься?
Жак.   У Луизы.
Луиза.   У какой – Луизы?
Жак.   Которую я люблю и которую не любит Жак.
Луиза.   Тогда где нахожусь – я?
Жак.   А я откуда знаю?  Я что – ясновидящий?
Луиза.   Спроси у Жака!
Жак.   Не могу.  Он занят.
Луиза.   Чем он занят?
Жак.   Не чем, а с кем.
Луиза.   С кем же?  С Луизой?
Жак.   Какое твоё дело, чем мы тут занимаемся?
Луиза.   Как это – какое?! Я – кто, по-твоему?!
Жак.   Женщина.
Луиза.   Какая – женщина?
Жак.   Просто – женщина.
Луиза.   Просто???  Женщина???
Жак.   Ну, не философ же!      
Луиза.   Негодяй!  Враль!  Придурок! Удушила бы тебя!  Прямо сейчас!  Телефонным проводом!

Пауза.

Жак.   А почему Вы со мной на «ты»?
Луиза.   Что???  Негодяй!!!
Жак.   Да, мадам, Вы правы. Я – негодяй.
Луиза.   Да!!!
Жак.   Самый настоящий негодяй. И я искренне прошу Вас – меня простить.
Луиза.   Простить???
Жак.   Да.  Если это – возможно.
Луиза.   За что именно?
Жак.   За то, что не сказал Вам сразу…
Луиза.  Что именно?
Жак.   Что Вы ошиблись номером.

Пауза.  Луиза кричит в телефонную трубку, из которой доносятся гудки.

Луиза.  Негодя-а-а-а-ай!!!

                                            АКТ ЧЕТВЁРТЫЙ

В комнате.

Жак.   Луиза… Я заявляю совершенно серьёзно и с полной ответственностью. Если ты сейчас же не начнёшь со мной разговаривать, я начну бить посуду.
Луиза.   Ты – не женщина.
Жак.   Посуде безразлично, кто её бьёт.
Луиза.   А ты спрашивал?
Жак.   Я не разговариваю с бездушными предметами.
Луиза.   Я тоже.

Пауза.

Жак.   Луиза… Я понимаю, что могу показаться бездушным… Но сравнить меня с предметом!
Луиза.   Ты и есть предмет.  Для психиатрических исследований!
Жак.   Луиза… Я понимаю, что могу показаться сумасшедшим… Но ведь ты – всё понимаешь!
Луиза.   Что – всё?
Жак.    Если бы ты была обыкновенной женщиной, я тоже был бы обыкновенным!
Луиза.   Да, я это понимаю.
Жак.   О, Луиза!  Ты действительно необыкновенная женщина!
Луиза.   Именно поэтому ты – необыкновенный негодяй!
Жак.   Тогда за что ты на меня сердишься?

Луиза молчит.

Жак.   Луиза, ответь мне на вопрос.  Иначе я действительно начну бить посуду.
Луиза.   Тебе нужно всё объяснять?
Жак.   Нет.
Луиза.   Тогда зачем ты спрашиваешь?
Жак.   Чтобы продолжить серьёзный разговор.
Луиза.   Серьёзный???
Жак.   Конечно!  Даже более того – необыкновенно серьёзный разговор!
Луиза.   В таком случае, можешь идти и бить посуду.
Жак.   Луиза, не разочаровывай меня!
Луиза.   Не разочаровывать???  И это говоришь – ты???  Мне???
Жак.   А что – кроме нас, здесь присутствует кто-то ещё?

Луиза молчит.

Жак.   Всё! Я иду бить посуду!  Или что-нибудь ещё!  Мне всё равно!
Луиза.   У тебя чешутся руки?
Жак.   Да!
Луиза.   У меня тоже.
Жак.   Я предпочитаю, чтобы у тебя чесался язык.
Луиза.   Я уже ничего не вижу.  То ты хочешь, чтобы я заткнулась, то – чтобы я болтала!
Жак.   Нет.
Луиза.   Что – нет?
Жак.   Ответить на один вопрос – не означает болтать.  
Луиза.   Для меня – означает.
Жак.   Но я не прошу тебя ответить мне огромным философским трактатом!
Луиза.   Я не имела в виду – болтать воду в ступе.
Жак.   А что же?
Луиза.   То, что ответ на один вопрос повлечёт за собой второй, третий и пятидесятый!
Жак.   А кто будет задавать вопросы с четвёртого по сорок девятый?  Разве здесь кто-то ещё присутствует?
Луиза.   Присутствует!
Жак.   Кто?  Мы закроем ему рот!
Луиза.   Гораздо успешнее это делает он сам.  По отношению ко мне!
Жак.   Негодяй!
Луиза.   Нет!
Жак.   Как это – нет?  Ты всё ему прощаешь?
Луиза.   Нет!
Жак.   Что – нет?  Не негодяй?  Или не прощаешь?
Луиза.   Не прощаю!  И не негодяй!  А необыкновенный негодяй!
Жак.   У меня появился конкурент???            
Луиза.   Да!  Поль!
Жак.   Какой ещё Поль?
Луиза.   Который стоит за дверью и подслушивает наш разговор!
Жак.   Какой негодяй!  Как он смеет?!!
Луиза.   Смеет.  Потому что ты ему разрешил!
Жак.   Я?  Помилуй, Луиза!  Разве я способен на такую несправедливость?
Луиза.   Ты способен на любую несправедливость!
Жак.   Неправда!  Я не способен на несправедливость, на которую способна – ты!
Луиза.   Я???
Жак.   Да, ты!  По-твоему, это справедливо назвать Поля необыкновенным негодяем?
Луиза.   Да!
Жак.   Но что необыкновенного в том, что он просто подслушивает?
Луиза.  Просто?
Жак.   Да, он пользуется только ушами.
Луиза.   Причём, твоими!
Жак.   А почему – не своими?      
Луиза.   Потому что он пользуется всем, что есть – у тебя!
Жак.   Всем???
Луиза.   Да!  Ты сам мне об этом сказал.
Жак.   Тебе изменяет память. Я говорил, что он пользуется моими мозгами, а не всем.
Луиза.   А мозгам – подчиняется всё остальное!
Жак.   Откуда ты знаешь?  Ты – не мужчина.

Пауза.

Луиза.   На что ты намекаешь?
Жак.   На то, что Поль к тебе приставал!        
Луиза.   До этого – дело не дошло.
Жак.   А могло дойти???
Луиза.   Дела – сами по себе никуда не ходят.
Жак.   На что ты намекаешь?
Луиза.   На то, что он – ничего не захотел.
Жак.   Не верю!
Луиза.   Ты – ревнуешь?
Жак.   Да!
Луиза.   Тогда вызови его на дуэль.
Жак.   Нет.
Луиза.   Почему – нет?  Жалко Поля?
Жак.   Жалко тратить время на попытку повернуть время вспять.
Луиза.  Но дуэли бывают и сейчас, Жак.
Жак.   Нет. Сейчас – один против всех, или все против одного. А дуэль – это когда идиотизмом страдают только двое.
Луиза.   Но вас и есть – двое!  Ты и Поль.
Жак.   Нет.
Луиза.   Как – нет?  Ты же сам говорил!
Жак.   Я не говорил, что я – идиот.
Луиза.   При чём здесь это?
Жак.   При том, что я не собираюсь вызывать на дуэль мужчину, который не захотел какую-то женщину.
Луиза.   Как это – какую-то???
Жак.   Ну, не тебя же!
Луиза.   Откуда ты знаешь?
Жак.   Я подслушивал телефонный разговор.
Луиза.   Негодяй!
Жак.   Да!  Он – негодяй!
Луиза.   Нет.
Жак.   Нет?
Луиза.   Не он один. Вы оба – негодяи!
Жак.   Почему же?
Луиза.   Ты – потому что подслушивал. Он – потому что оскорбил женщину, которая хотела стать его спутницей!
Жак.   А что оскорбительного в том, что он не любит путешествовать?
Луиза.   Он бросил трубку!!!
Жак.   Негодяй!
Луиза.   Да!  Было очень неприятно!
Жак.   Ещё бы!  Заехать трубкой по голове!
Луиза.   При чём здесь – голова?
Жак.   При том, что теперь – она у меня болит.
Луиза.   А при чём здесь – твоя голова?
Жак.   При том, что я её – ломаю.
Луиза.   Зачем  ломать то, что уже давно сломано?
Жак.   Чтобы исправить.
Луиза.   Твою голову?  Это – невозможно.
Жак.   Голову – нет.  Ситуацию – возможно.
Луиза.   Какую ситуацию?
Жак.   В которую попал Поль и женщина, которая хотела стать его спутницей.
Луиза.   А ты-то здесь при чём?
Жак.   При том, при чём и ты.
Луиза.   А при чём здесь – я?
Жак.   При том, что ты – тоже подслушивала.
Луиза.   Откуда ты знаешь?
Жак.   Не откуда, а почему.
Луиза.   Ну и – почему же?
Жак.   Потому что я – мужчина.
Луиза.   А мне всегда казалось, что знают – умом, а не принадлежностями.
Жак.   Смотря что.
Луиза.   Пошляк!
Жак.   Нет.  Логик.
Луиза.   А что логичного в твоей пошлости?
Жак.   То, что знать женщин – не есть пошлость.
Луиза.   Смотря как – знать!        
Жак.   Ну, не умом же!  Это – невозможно.
Луиза.   Это что – комплимент?
Жак.   Нет. Обычная логика. Возможно ли тратить время на познание того, что тебе никогда не пригодится?
Луиза.   Негодяй!
Жак.   Нет. Просто умный человек.            
Луиза.   Умный человек – обладает логическим мышлением. А где логическая связь между тем, что ты знаешь о том, что я подслушивала, и тем, что ты – мужчина?
Жак.   Как это – где?  В логике!      
Луиза.   В какой логике???
Жак.   В обыкновенной, Луиза. Если бы ты не подслушивала – ты бы об этом телефонном разговоре ничего не знала. А если бы ничего не знала – у нас сейчас не было бы этого разговора, и я бы не ломал сейчас голову над тем, как исправить ситуацию, чтобы ты не сердилась.
Луиза.   На кого?
Жак.   На меня.
Луиза.   А при чём здесь – ты?
Жак.   При том, при чём и ты.

Пауза.

Луиза.   Ты что – тоже сердишься?
Жак.   Конечно. Зачем подслушивать чужие разговоры?
Луиза.   А тебе – зачем?
Жак.   Вот именно. Зачем вмешиваться в личную жизнь незнакомых людей?!
Луиза.  Как это – незнакомых?  Поль – мой друг!
Жак.   И мой.  Но это не даёт нам права вмешиваться в его отношения с женщиной, которую он не захотел.
Луиза.   А он и не мог её захотеть.  Потому что он любит – Луизу!
Жак.   Какую Луизу?
Луиза.   Откуда я знаю?  Я всего лишь подслушивала!
Жак.   И я подслушивал.
Луиза.   Негодяй!
Жак.   Ещё какой!
Луиза.   Ты – негодяй!
Жак.   А я-то здесь при чём?
Луиза.   При том, что Поль – любит Луизу!
Жак.   А я что – ему запрещаю?
Луиза.   В том-то и дело, что – нет!
Жак.   Ну и хорошо!  Пусть будет счастлив!
Луиза.   Но она не может быть счастлива с ним, потому что любит – Жака!
Жак.   Кто – любит Жака?
Луиза.   Ну, не Поль же!
Жак.   А кто?
Луиза.   Луиза!
Жак.   Какая ещё Луиза?
Луиза.   Откуда я знаю? Он всех женщин называет Луизами!
Жак.   Кто?  Жак?
Луиза.   Поль!
Жак.   Негодяй!
Луиза.   Нет.
Жак.   Правильно. Это его личное дело.
Луиза.   Не поэтому.
Жак.   А почему?
Луиза.   Потому что он – сказал правду.
Жак.   Правду?  Жак???
Луиза.   Мы что, стоим на потолке?
Жак.   А что, если Жак скажет правду – мир перевернётся?
Луиза.   Да!!!
Жак.   Тогда зачем её говорить?  Мы же все – вымрем!
Луиза.   А от правды, которую сказал Поль, – вымрет Луиза.
Жак.   Которая из них?
Луиза.   Та, которую любит Поль и которая любит Жака!
Жак.   Ну и хорошо!  Пусть будет счастлива!
Луиза.   Но она не может быть счастлива!
Жак.   Почему?  Она уже вымерла?
Луиза.   Почти!
Жак.   Как – почти?  У неё отказали мозги?
Луиза.   Отказали – не у неё. Отказали – ей!
Жак.   Кто эти негодяи?  Как они посмели?!
Луиза.   Негодяй – один.  Она не называет всех мужчин – Жаками!
Жак.   А зря.
Луиза.   Почему же?
Жак.   Потому что все мужчины – негодяи.
Луиза.   Немедленно возьми свои слова обратно!
Жак.   А разве ты со мной не согласна?
Луиза.   Согласна.  Но я не хочу, чтобы мы все – вымерли!
Жак.   А чего ты хочешь?
Луиза.   Залепить тебе пощёчину!
Жак.   За что, Луиза?
Луиза.   За то, что Поль – сказал правду!
Жак.   Ну, мало ли что он говорит. У всех – своя правда.
Луиза.   А у Поля – твоя!
Жак.   Нет, только его.
Луиза.   Тогда опровергни то, что он сказал.
Жак.   А что он сказал?
Луиза.   Что ты – меня не любишь.
Жак.   Это неправда!
Луиза.   Серьёзно???
Жак.   Конечно!  Я тоже подслушивал!  Он сказал не так. Он сказал, что Жак – не любит Луизу. А ты перевираешь.
Луиза.   Это одно и то же!!!
Жак.   Нет, не одно и то же.  Жаков много.  Как и Луиз.
Луиза.   Да! Но есть только один Жак, чьим языком разговаривает Поль!
Жак.   Но Полей – тоже огромное количество.
Луиза.   Да!  Но не у Жака!
Жак.   У какого Жака?
Луиза.   У того, с которым я сейчас разговариваю и которому вот-вот залеплю пощёчину!
Жак.   У тебя чешутся руки?
Луиза.   Да!!!
Жак.   Негодяй!  Наговорил бог знает чего, а я за это – должен расплачиваться!

Пауза.

Луиза.   Знаешь, Жак… Может быть, Поль и негодяй. Но он – лучше тебя.
Жак.   Что???
Луиза.   Что слышал.
Жак.   Луиза!  Ты же знаешь, что я необыкновенный ревнивец!!!
Луиза.   Ты во всём – необыкновенный.
Жак.   Тем более!  Чем этот обыкновенный враль может быть лучше меня?
Луиза.   Он умеет врать так, что ему – веришь.
Жак.   Значит, мне – ты не веришь?
Луиза.   Когда врёшь – нет.
Жак.   А когда говорю правду?
Луиза.   Не знаю.
Жак.   Не знаешь – что? Веришь или нет?
Луиза.   Просто – не знаю.
Жак.   Ага!  Значит, ты – сомневаешься!
Луиза.   Нисколько.
Жак.   Ну, как же, Луиза?  Когда человек не знает, верит он или нет, это значит – он сомневается.
Луиза.   А я не сомневаюсь.
Жак.   Вот она, твоя женская логика!
Луиза.   Никакой женской логики – нет.  Есть присутствующая и отсутствующая.
Жак.   Что случилось с твоим образованием?  Ты что – забыла? «Отсутствующая» и «женская» – это синонимы, из которых последний является предпочтительным! Исключительно во избежание вымирания человечества!
Луиза.   Что???
Жак.   Вот видишь!  Ты – сразу же обиделась. А представляешь, что могло бы быть, если бы все мужчины называли вещи своими именами?
Луиза.   Может быть, я и женщина…
Жак.   Как это – может быть?  Отсутствие твоей логики говорит о том, что ты и есть женщина!
Луиза.   Моя логика – не отсутствует!
Жак.   Но где же логика в том, что ты говоришь?  Если ты не знаешь, веришь ты мне или нет, – значит, ты сомневаешься!  А ты говоришь – обратное.
Луиза.   Потому что – не сомневаюсь.
Жак.   И это – присутствующая логика?
Луиза.   Конечно.  Я не знаю – ни одного случая, когда ты сказал правду. Поэтому не сомневаюсь – в том, что ты всё время врёшь. Что нелогичного?

Пауза.

Жак.   Хочешь, я скажу тебе чистую правду?
Луиза.  Неужели?
Жак.   Да! И я даже могу поклясться.
Луиза.   Неужели?
Жак.   Да!
Луиза.   И мы все – не вымрем?
Жак.   Конечно, нет!  Мы же – не в сказке какой-то!  Перевернётся не мир, а ситуация.
Луиза.  Вот это – серьёзный разговор!  Поклянись, что скажешь правду.
Жак.   Клянусь всем святым, что у меня есть!
Луиза.   Нет, это несерьёзно.  У тебя нет ничего святого, кроме твоего вранья.
Жак.   Тогда я клянусь – своим враньём!
Луиза.  Что скажешь правду?
Жак.   Да!
Луиза.   Наконец-то!  Говори!

Пауза.

Жак.   Луиза… дорогая… моя…
Луиза.   Жак…
Жак.   Я хочу тебе сказать…
Луиза.   Дорогой…
Жак.   Что я…
Луиза.   Мой…
Жак.   Очень… очень…
Луиза.   Очень – что?
Жак.   Очень рад, что мне не придётся бить посуду или что-то ещё!
Луиза.   Негодяй!!!
Жак.   Почему – негодяй?  Только потому, что сумел тебя разговорить?
Луиза.    Потому что ты – не можешь нормально объясниться!
Жак.   Да я только и делаю, что объясняюсь.  Но ты никогда меня не понимаешь.
Луиза.   Потому что ты объясняешься – не тем языком!
Жак.   Не тем?..  Прости, Луиза, но трёхглавые – существуют только в сказках.
Луиза.   Да!  В сказках, в которых гораздо больше правды, чем в тебе!
Жак.   Только потому, что мой рот не умеет извергать пламя?
Луиза.   Не пламя. А самые обыкновенные человеческие слова!
Жак.   А драконы, по-твоему, умеют?
Луиза.   Да!  В сказках – умеют!
Жак.   Так то – в сказках.
Луиза.   Вот именно!  Только трёхглавое чудовище и умеет говорить – эти три слова!
Жак.   По слову на голову?
Луиза.   Бывают и одноглавые, которые умеют говорить – все три!
Жак.   Все три слова?
Луиза.   Да!
Жак.   Сочувствую.
Луиза.   Кому?
Жак.   Дракону, конечно.  Кто на него позарится – с таким словарным запасом?
Луиза.   Зато твой словарный запас – гораздо беднее!  Потому что ты – не знаешь даже этих трёх слов!
Жак.   То есть – я не тяну даже на одноглавого?
Луиза.   Нет.  Ты – вообще безголовый.
Жак.   А чем я, по-твоему, думаю?
Луиза.   Я не знаю, чем ты думаешь, когда уходишь от серьёзного разговора, который уже давно назрел!
Жак.   Ну, я же не скотина!
Луза.   Что???  По-твоему, разговаривать серьёзно – означает быть подлецом и скотиной?
Жак.    Нет, что ты!  Только скотиной.  Которой присуща скотская серьёзность. А я от неё свободен. Я же человек!
Луиза.   Да!  Ты – человек, который свободен от всего, что присуще человеку.  И в первую очередь – от своей собственной головы!
Жак.   Да что ты привязалась к моей голове?!!
Луиза.   К твоей несчастной голове!
Жак.   Но если она так тебя не удовлетворяет, почему ты за неё держишься?
Луиза.   А за что ещё держаться?
Жак.   Как – за что?  За то, что удовлетворяет.
Луиза.   Что???  Негодяй!!!
Жак.   Нет, не негодяй. Просто я – во всём умею находить удовольствие!
Луиза.   Тебе доставляет удовольствие оскорблять мои уши???
Жак.   При чём здесь твои уши? Мне доставляет удовольствие осознавать, что всё в наших руках.
Луиза.   Замолчи немедленно!
Жак.   Если я замолчу – ты так и не узнаешь, что именно я подразумеваю под истинным удовольствием.
Луиза.   Без подробностей!!!
Жак.   Почему же?  Я как раз хотел объяснить…
Луиза.   Не надо!!!
Жак.   Луиза, у меня такое ощущение, что ты меня не понимаешь.
Луиза.   А что тут понимать???
Жак.   Как – что?  Это же просто!  Если тебя не удовлетворяет моя несчастная голова – смени угол зрения! И ты увидишь её – счастливой! А она – очень счастлива!  Потому что не я – от неё, а она от меня – свободна!
Луиза.   Я её понимаю…
Жак.  Именно поэтому – она имеет возможность испытывать даже не удовольствие, а высшее блаженство!
Луиза.   Какое же?  Витать за облаками и наблюдать, как её безголовый хозяин радуется тому, что он лишён человеческого языка и, соответственно, серьёзных претензий к его несерьёзности?
Жак.   Нет.  Моя голова испытывает высшее блаженство – быть понятой без лишних слов.

Пауза.

Луиза.  Они – не лишние, Жак.  Ты что – не знаешь женщин?
Жак.   Ещё как знаю! Им нужны – не слова!
Луиза.   И слова – тоже!
Жак.   А зачем предисловие к книге, если она понятна и без него?
Луиза.   Затем, что не всякая книга – понятна!
Жак.   Мне – всякая. Когда она – моя.
Луиза.   Пошляк!
Жак.   Нет. Просто писатель, который ценит время.
Луиза.   При чём здесь – литература?
Жак.   При том, что в литературе – не нужно ничего доказывать.
Луиза.   Что – ничего?  Слова – делами?
Жак.   Нет. Дела – словами.
Луиза.   А что в литературе – дела?
Жак.   Как – что?  Слова, конечно!
Луиза.   А слова?
Жак.   Предисловия!
Луиза.   Но ведь и то, и другое – состоит из слов!
Жак.   Вот именно!  Делом надо заниматься!  А не разглагольствовать!
Луиза.   Тогда при чём здесь – литература?
Жак.   А при чём здесь литература?
Луиза.   При том, что ты сравнил литературу – с женщиной, которой не нужны слова!
Жак.   Нет, что ты!  Как можно сравнивать? От литературы – без слов не отделаешься!
Луиза.   Негодяй!
Жак.   Нет. Просто деловой человек.
Луиза.   Деловой человек, который сталкивался только с непорядочными женщинами!
Жак.   Непорядочных женщин – нет.
Луиза.   Как – нет?  А те, которые развлекаются с двумя мужчинами?
Жак.   Да хоть с сотней мужчин!
Луиза.   Что??? И ты можешь назвать таких женщин – порядочными???
Жак.   Нет. Потому что порядочных женщин – тоже нет.
Луиза.   А какие же – есть?
Жак.   Упорядоченные и неупорядоченные.
Луиза.   В каком смысле?
Жак.   Очень просто!  Упорядоченные – это те, которые похожи на меня.
Луиза.   Те, которые систематично врут?
Жак.   Нет. Те, которые предельно искренни.
Луиза.   Искренни???  Ты что-то путаешь, Жак!
Жак.   Ничего не путаю. Они искренни в том, что ценят время. Сделал дело – гуляй Вася!
Луиза.   Какая гадость!
Жак.   Да, бывает неприятно, когда тебя называют другим именем.
Луиза.   При чём здесь – это?
Жак.   При том, что бывает и хуже.
Луиза.   Что – хуже?
Жак.   Когда имеешь дело – с неупорядоченными женщинами!
Луиза.   Потому что они – не знают, чего хотят?
Жак.   Ещё как знают!  Они хотят – всего! Им нужны слова, которые доказываются делами!
Луиза.   В чём же – неупорядоченность?
Жак.    В том, что им – нужно много слов!  А доказывать каждое слово делом – никакого времени не хватит!  И всё смешается в доме, который построил Фрейд.
Луиза.   Замолчи!  Всё, что ты говоришь, – ужасно!
Жак.   Вот именно! Никто не заботится о здоровье мужчины! Поэтому лучше всего – молчать. И до, и после.
Луиза.   Но на три слова – тебя хватило бы?
Жак.   Не знаю.
Луиза.   Ты не пробовал?
Жак.   Нет.
Луиза.   До сих пор?
Жак.   Да. Но, может, попробую. После.
Луиза.   А сейчас?
Жак.   С чего ты взяла, что я хочу от тебя отделаться?
Луиза.   Ты всё перепутал, Жак!
Жак.   Что?
Луиза.   Это не женщины, а мужчины сматывают удочки, как только слышат – я люблю тебя!
Жак.   А при чём здесь…

Пауза.

Жак.   Что???
Луиза.   Что – что?
Жак.   Что ты сказала?
Луиза.   То, что слышал!
Жак.   А что я – слышал?
Луиза.   Ты что – глухой?
Жак.   Нет.
Луиза.   Глухой, раз ничего не слышал!
Жак.   Слышал!
Луиза.   Что ты слышал?
Жак.   Что-то – слышал.
Луиза.  Что именно?
Жак.   То, что ты сказала.
Луиза.   А что я сказала?
Жак.   Ты сказала…
Луиза.   Что?
Жак.   Я люблю тебя.
Луиза.   Повтори!
Жак.   Что – повторить?
Луиза.   То, что ты сказал!
Жак.   А что я сказал?
Луиза.   То, что сказал!
Жак.   А разве я что-то говорил?
Луиза.   Нет!
Жак.   Что – нет?
Луиза.   Нет! Нет! Нет! И ещё раз – нет!
Жак.   А разве я что-то предлагал?
Луиза.   Ничего не говорил!  Ничего не предлагал!
Жак.   А что ты тут раскричалась?  Я же не глухой.
Луиза.   Глухая – я!  Потому что не хочу больше слышать твоё бесконечное враньё!
Жак.   Я неисправим.
Луиза.   Ты – неисправимый негодяй!
Жак.   Нет.
Луиза.   Ах, прости!  Ты – неисправимый необыкновенный негодяй!!!

Луиза даёт Жаку пощёчину.  Жак, задыхаясь от гнева, хватает её за плечи.

Жак.   Если бы…. Если бы ты… Если бы ты не была женщиной… Уххх!.. Если бы ты не была женщиной, которой я предлагаю стать моей женой, я бы сейчас тебя треснул так, чтобы у тебя вывалился язык и ты не смогла мне ответить «Да»!
Луиза.   Да???
Жак.   Да!
Луиза.   Ну и тресни!
Жак.   Тресну!
Луиза.   Тресни!  Чтобы у меня вывалился язык и я не смогла тебе ответить «Да», тем самым, избавив себя от пожизненного заключения – в объятия твоего бессмертного вранья!
Жак.   Я не вру! Я говорю правду!
Луиза.   Да???
Жак.   Да!  Я очень, очень, очень хочу кого-нибудь треснуть!!!

Жак бежит к выходу.  

Жак.   Поль!.. Поль!.. По-о-о-о-оль!!!

Луиза кричит вдогонку.

Луиза.   Негодяй!!!  Не смей поднимать руку на невиновного!!! У меня с ним ничего не было!!!

Пауза.  Слышен голос Жака из-за двери.  

Жак.   Чёрт!  Где мои очки?!  Я ничего не вижу!..

                                                      ЗАНАВЕС  

© Маргарита Крымская, 31.01.2010 в 10:59
Свидетельство о публикации № 31012010105933-00148421
Читателей произведения за все время — 101, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют