В глубокой тени чёрных глаз
Есть омут тайны соблазнительной,
Властительно влекущий нас…
Валерий Брюсов
Впервые я увидел этого молодого человека 25 лет назад на похоронах своей жены. Тогда, конечно, мне было не до того, чтобы разглядывать людей, пришедших на кладбище.
И, тем не менее, я обратил внимание на странную парочку. Это были два человека, совершенно противоположных внешне. Один был высокий худощавый молодой человек с длинными волосами, а второй - маленький, правда, тоже щупленький, старичок с пышной бородкой. Молодой человек был одет в длинный чёрный плащ старомодного, как мне показалось, покроя; руками в чёрных лайковых перчатках он держал трость. Несмотря на то, что в самом разгаре была зима (а морозы тогда стояли сильные), он был без шапки и вроде бы ничуть от этого не страдал. Старичок прятал руки в карманах потрепанного пальто и, время от времени теребил бархатный берет.
Я обратил внимание на них из-за странного поведения. Молодой человек был так опечален, как будто знал мою жену очень хорошо. Но я-то видел его впервые! А старичок всё время улыбался в бороду такой улыбкой, как, знаете ли, улыбаются... идиоты. Хотя лицо у него было довольно интеллигентным и даже умным. Я тогда как раз начинал свои первые писательские опыты, поэтому и обращал внимание на всяких незаурядных типов...
Священник произнес последние слова молитвы, и тут молодой человек вновь привлёк моё внимание. При слове "аминь" он, единственный из всех присутствующих, перекрестился. Потом он резко развернулся и ушёл.
В следующий раз я встретил ту же парочку через 5 лет при столь же невесёлых обстоятельствах.
В редакции газеты, где я тогда прирабатывал, мне поручили провести журналистское расследование. Редакция получила информацию, что кто-то вскрывает могилы и ворует вещи покойных. Никаких точных доказательств не было, но, согласитесь, если бы эта информация подтвердилась, то материал получился бы интересным.
Единственной возможностью получить материал - было выследить преступников. Поэтому я стал крутиться около центрального кладбища (а, надо сказать, что через несколько месяцев после гибели жены я перебрался в другой городок, где и прожил все эти 5 лет). Я выяснил всё о кладбищенском начальстве, о том, как ухаживают за могилами, какие цветы продают у ворот, и кто продаёт. Всё это я узнал из бесед с родственниками усопших, из кусочков подслушанных разговоров, просто из наблюдений.
Складывалась интересная картина. Вскрытия могил действительно имели место, но были очень редки. Но и эти редкие случаи начальство замалчивало и старалось всячески замять. Вскрывали могилы богатых людей, где могли быть часы, кольца, цепочки, браслеты, не гнушались даже золотыми зубами. Осталось только поймать с поличным.
Вы можете подумать: какое это имеет отношение к предмету моего рассказа? Сейчас поймете. Так вот, однажды я узнал о похоронах одного известного в городке человека. Он воевал, имел много наград, потом стал предпринимателем, основал свой завод и сеть магазинов. Я был почти уверен, что боевые ордена и медали, в числе прочего, привлекут внимание осквернителей могил.
На похоронах я стал внимательно изучать пришедших людей. Наводчик должен был обязательно быть среди них, и я рассчитывал вычислить его (он наверняка был бы не слишком огорченным). Тогда-то я и увидел знакомое лицо. Я долго не мог вспомнить, где я видел этого человека, но потом я его узнал.
Я узнал его по жесту, которым он поправлял свои длинные чёрные волосы. Рядом с ним был всё тот же старичок в бархатном берете. Одеты они были почти также. Меня опять поразило, что молодой человек был очень опечален. Все же казалось маловероятным, чтобы он знал покойного, тем более, что на похоронах жены он тоже присутствовал, а ведь я его тогда видел впервые.
При последних словах священника он перекрестился и, развернувшись, пошёл к воротам, как и 5 лет назад. Эта странная парочка показалась мне гораздо более интересной и загадочной, чем осквернители могил. Поэтому я потихоньку направился за ними. Перейдя дорогу, они уселись в автомобиль; знаете, такие машины называются "репликары" - современные подделки под старинные модели. А, может быть, это действительно был настоящий "Мерседес" 30-х годов (я в машинах не очень-то разбираюсь).
Решившись, я подошёл к машине и быстро сел на заднее сидение, оказавшись рядом с молодым человеком. Против моих ожиданий, автомобиль сразу тронулся и, не спеша, поехал. Молодой человек окинул меня оценивающим взглядом и, отвернувшись к окну, произнёс:
-Что вам угодно?
Я как-то растерялся и, не зная, что сказать, спросил то, что меня интересовало больше всего:
-Кто вы?
-Кто я? Или кто он?, - молодой человек кивнул в сторону старика, сидевшего за рулём.
-Кто вы?
-Разве вы еще не догадались?
-А я должен был бы догадаться?
-Разве это так трудно?
Тут мне показалось, что мы с ним играем в игру "У кого больше вопросительных знаков". Надо было разорвать этот круг ответов вопросом на вопрос.
-Может быть, и не трудно, но я не догадался.
-Просто вы боитесь себе признаться, - молодой человек посмотрел мне в глаза, - Я - Смерть. Не бойтесь, я не убью вас, я вообще никого не убиваю.
-Почему же люди умирают?
-От старости. Ничто не вечно, друг мой.
-Моей жене было 23 года, когда она разбилась в автокатастрофе. Люди умирают на войнах, гибнут в авариях...
-А разве я придумал автомат? Разве я создал бактериологическое оружие, ядерную бомбу? - в голосе Смерти послышались гневные нотки. - Разве я делаю некачественные самолеты и подкладываю камни на рельсы? Разве я строю атомные электростанции и закапываю в землю радиоактивные отходы?
Молодой человек замолчал, отвернувшись к окну. Он нервно теребил перчатки и часто дышал. Я тем временем немного пришел в себя и подумал - а вдруг? Вдруг это правда Смерть сидит рядом со мной? Всё же он определенно был загадочным субъектом.
-Действительно, здесь вы правы. Но, если вы сама (то есть - сам) Смерть, то какова же ваша функция; научно выражаясь? Вот вы сказали, что не убиваете, а зачем же вы вообще тогда нужны?
-Просто у вас, людей, искаженное представление обо мне. Вы думаете, я прихожу и забираю ваши жизни. Это не так. При обычном исходе, том, что вы называете "естественной смертью", жизнь сама покидает тело, поскольку оно уже негодно...
У греков есть один миф, очень древний, гораздо более древний, чем думают сами греки. Миф о царстве Аида. Прежде, чем туда попасть, душа должна переплыть реку Стикс. В этом ей помогает перевозчик Харон. Так вот, я и есть - перевозчик. Я - посредник. Я встречаю душу и провожаю её в другой мир, к новой жизни. Это - моя функция.
-А при неестественной смерти?
-Я делаю то же самое, но человек умирает по-другому.
-Скажите, а что вы делали на кладбище? Сейчас и 5 лет назад?
-Вам это покажется странным, но мне больно видеть, когда люди умирают в муках. Я стараюсь проводить в последний путь людей, убитых своими собратьями. Да, да, ведь этого несчастного убил его заместитель. Он скупил контрольный пакет акций завода и решил сам стать владельцем. Для этого он отравил своего шефа ядом, который не был обнаружен при экспертизе.
-То есть, вы хотите ска..., - и тут до меня дошло, что он хотел сказать, - Сказать, что моя жена была убита? Раз вы были на похоронах?
-Да, к сожалению. Авария была подстроена. Кем и почему я не скажу вам, иначе вы захотите мстить. Это плохое утешение, но - ничто не вечно, помните это.
Теперь я отвернулся к окну, пытаясь уложить в сознании страшную весть, сообщенную Смертью. Пауза в нашем разговоре затянулась. Он молчал, видимо, тактично давая мне возможность прийти в себя. Наконец я выдавил:
-Вы сказали: "ничто не вечно". А как же вы? Разве Смерть не вечна?
-Сколь не смешно, но это так. Даже смерть умирает рано или поздно.
-И что потом происходит с вами?
-То же, что и с людьми - я перейду на другую стадию существования. Она мне не известна, как и вам. Возможно, я стану простым человеком, кто знает?
-И много вам уже лет?
-Что-то около тысячи, я не считаю. Еще примерно столько же мне осталось.
-И как это происходит, то есть, ну, как бы... передача обязанностей, что ли?
-Я узнал о них от Старшей Смерти, - молодой человек снова кивнул на старика, который вёл машину, - Вот он. Когда-нибудь и я стану таким же старым и уже не смогу выполнять свои обязанности. Тогда я стану помогать тому, кто меня заменит. Пока сам не умру.
-А Бог тоже не вечен?
-Бога нет. Высшая Сущность больше близка к вашему понятию "Космический Разум". Она старше всего, что есть во Вселенной, но в некотором роде и она не вечна, так как она всё время обновляется. Она как бы состоит из душ самых разных существ. Можно было бы сказать, что вечна сама душа, если бы она тоже не обновлялась на разных стадиях, в разных жизнях. Вы можете попасть на Землю, скажем, одним человеком, а уйти с неё совершенно другим. Так что даже бессмертное всё время изменяется. Поэтому, ничто и не вечно.
На некоторое время я задумался и стал смотреть в окно. Видимо, это и подтолкнуло меня задать вопрос, о котором я жалею до сих пор:
-Куда мы едем?
-А вы уже приехали, - последовал ответ, и машина остановилась около моего дома.
Потом я довольно долго пытался найти того молодого человека. Я разыскивал его через справочные бюро, полиции разных стран, даже через одну спецслужбу, где работал мой знакомый. Почти безвылазно несколько лет я провел на разных кладбищах, специально выискивая самые громкие убийства, но все - безрезультатно. Потом я понял, что он сам хотел той встречи, и она не была случайной. И, что когда-нибудь он снова найдет меня, и уж тогда у нас будет вдоволь времени, чтобы поговорить.
Москва
1998