Максим Амелин:
«Рецепта приготовления хороших стихов нет»
В современной литературе творчество Максима Амелина занимает свою, особую нишу. О его поэзии говорят, что она отражает современные реалии несовременным языком, что поэт является в своем роде архаистом-новатором. Известны и переводы Максима Амелина античной поэзии, его издательская деятельность. А, между тем, о мастер-классах поэта говорится мало. Меж тем, участники межвузовского форума «Осиянного слова» не только ценят занятия мастера, но и спустя годы вспоминают о его советах и тщательнее работают над словом.
[b]– Что для Вас значит Форум?
– Мне нравится сама идея форума – собирать молодых творчески настроенных людей из разных ВУЗов Москвы и других городов. Это каждому дает шанс быть услышанным и включенным в некое литературное пространство, что очень важно в современном раздробленном мире. На форуме сложился отличный состав ведущих мастер-классов – высокопрофессиональных писателей абсолютно разных направлений и взглядов на жизнь и литературу, так что все талантливое, живое и свежее будет замечено и отмечено.
– Вас знают как чуть ли не единственного в стране поэта архаиста-новатора. Вы считаете, подобное сочетание: углубление в прошлое в совокупности с новыми веяниями и должно сочетать в себе хорошее стихотворение?
– Рецепта приготовления хороших стихов никто не знает, иначе выдающихся поэтов было бы не меньше, чем поваров. Мало написать более или менее удачно отдельно взятое стихотворение, необходимо вписать его в контекст предшествующей поэзии, в данном случае, русской, которой уже, как минимум, 400 лет. Она давно сформировалась и надо ясно понимать, как она устроена, из чего состоит, какие соки ее питают, чтобы не изобретать велосипед. Кроме того, огромное значение имеет личность самого поэта.
– Нередко ребята, перед тем как отправиться на семинар к тому или иному писателю переживают и думают, что же там будет. Что Вы предложите Вашим семинаристам, чему в первую очередь постараетесь обучить?
– Мастерством за три-четыре дня не овладеть – на это уходят долгие годы, если человек хочет всерьез заниматься искусством или литературой. Кроме того, поэтический опыт в отличие от живописного и композиторского, увы, практически непередаваем напрямую. Моя задача как ведущего, прежде всего, всех выслушать, постараться понять и по возможности дать какие-то ориентиры для дальнейшего развития. А еще – сподвигнуть на открытое высказывание своих суждений, пусть и неверных, – это крайне важно.
– Кто-то сказал, что настоящий поэт обязан быть одиноким. Это правда?
– Не знаю, правда ли это, но этот кто-то вообще-то Пушкин: «Ты царь, живи один», например. Впрочем, и раньше нечто подобное неоднократно говорили другие поэты, да и теперь продолжают. Как понимать эти слова? Думаю, можно, по-разному. Во-первых, поэту необходимо найти свой – единственный, а значит и одинокий – способ выражения, по которому его ни с кем не перепутаешь, – то самое «лица необщее выражение», о ко¬тором писал другой поэт – Баратынский. Во-вторых, все фестивали, форумы и раз¬но¬образные тусовки – лишь площадки для предъявления наработанного в тишине и одиночестве. Поэт – не шоумен, и конечно, излишнего шума и суеты стоит избегать.
– Нередко молодые авторы, стараясь угнаться за временем, насыщают стихотворный текст нецензурными выражениями. А что Вы думаете об этом, возможен и нужен ли мат в стихах?
– В употреблении мата в стихах нет ничего новаторского. В русской народной поэзии он есть, да еще какой! – почитайте, на¬пример, скоморошину «Стать починать – стать сказывать» в бескупюрном издании Кирши Данилова. В письменной поэзии, начиная с Кантемира, Тредиаковского и Ломоносова, не найдется ни одного серьезного поэта, обошедшего мат. Есть классики матерных стихов – прежде всего, Барков, Пушкин, Лермонтов, Полежаев… Не обошлись без мата и сугубые эстеты – Фет или Мандельштам. Но… использование мата в поэзии должно быть оправдано, точно так же как и употребление высокой лексики. Когда нет на то крайней необходимости, лучше к нему не прибегать. Тем более сейчас, когда только ленивый в стихах не матерится, причем без всякого вкуса и смысла. Если же стихотворец совершенно не может обойтись без мата, то, скорее всего, он просто болен, у него капролалия, и ему следует обратиться к психиатру.
– Замечается, что год от года растет дистанция между культурным уровнем обывателей, воспитанных на Донцовой и «Доме 2» и высокоинтеллектуальной прослойкой, которая, увы, зачастую бывает понятна только себе и братьям по разуму. Отчего такое происходит и как с этим бороться, если вообще нужно?
– Да, в России за последние годы сильнее проявилось не только расслоение на бедных, которых большинство, и богатых – меньшинство, но и на обыкновенных обывателей и интеллектуалов. Культура и наука стали достоянием интеллектуальной элиты. И это неизбежный процесс. Увы, с рос¬том населения количество людей, способных думать самостоятельно и ценить искусство, не увеличивается. Тем не менее бороться со всеобщим невежеством надо, всеми возможными способами.
– Книги сейчас выпускаются смешными тиражами, хорошие – в особенности. Каких современных поэтов и прозаиков посоветуете форумчанам?
– Советую прежде всего внимательно про¬честь Державина, Пушкина, Баратынского, Тютчева, Фета, Ходасевича, Мандельштама – очень современных поэтов, кстати, при жизни издававшихся весьма скромными тиражами, не больше, чем сейчас.
Беседовал Владимир Коркунов
Опубликовано в газетах: "Осиянное слово" (Переделкино), № 1, 2009 год; "Литературная гостиная" № 15, декабрь, 2009 год.