Карл Маркс во введении к работе «Критика гегелевской философии права» писал, что «религия – это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она – дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа».
А за два века до этого, в 17 веке французский математик и философ Блез Паскаль написал свою работу «Pensées sur la religion et sur quelques autres sujets» («Мысли о религии и других предметах»).
Вопросы отношения к религии всегда будут открытыми, не смотря на то какая это религия, какая это страна, какой политический строй в этой стране.
Не скажу, что я согласен с размышлениями Паскаля целиком и полностью, хотя бы потому что не принимаю того, что Бог окончательно непостижим, что Он не имеет никакого соотношения с нами. Что значит окончательно? Как-то это совсем безнадежно. О какой вере может идти речь если надежды на то, что ты познакомишься с Богом нет, если следовать логике Паскаля. И если уж Бог создал нас по своему образу и подобию, то я так думаю процентов пятьдесят общего в нас точно есть. Просто обросли мы всяческими приземленными, не земными, а именно приземленными вещами, и от этого всего нам становится якобы некогда задумываться о соотношении человека и Бога. И поэтому всегда проще сказать, что Его нет, не задумываясь даже над тем почему мы так считаем.
А что до разума, так вот тут Паскаль совершенно прав. Разум действительно не может решить ничего, не может указать нам выбор веровать или нет. По той простой причине, что разум всегда требует объяснения и материального контакта. Но даже и этого ему порой бывает мало. Весьма уж требовательный он у нас. И чем взрослее мы становимся, тем выше требования. Если каждый из нас вспомнит себя ребенком, то легко поймет, что именно тогда, в детстве, очень мало необходимо было для того, чтобы поверить.
Но все-таки именно в отношениях с религией и требованиями человеческого разума существует некий парадокс. Заключается он в том, что чем старше становится человек, тем потребность его в вере, как правило увеличивается. Ведь в основном в храмах можно встретить людей зрелого и преклонного возраста. Не берусь судить о том, что же подталкивает их на это, причины могут быть самыми разными.
Возвращаясь же к Паскалю и его размышлениям, повторюсь, что он правильно убирает разум из взаимоотношений человека и веры в Бога. Ведь вера это некое внутреннее состояние. У каждого из людей хоть раз в жизни было такое ощущение, которое принято называть «внутренний голос». И вот верить ему или нет это выбор каждого. Так вот веру в Бога можно сравнить с этим самым «внутренним голосом».
Необходимость сделать ставку, о которой говорит Паскаль, это действительно неотъемлемая часть игры под названием жизнь. Никто из нас не сможет спасовать. Можно сказать: Я пас! практически по любому из аспектов жизни, но не в этом вопросе. И это кстати очень хорошая вещь, это учит принимать решения. У Карлоса Кастанеды в одной из его книг есть очень хорошее высказывание: «В мире, где за каждым охотится смерть, не может быть маленьких или больших решений, здесь есть лишь решения, которые мы принимаем перед лицом своей неминуемой смерти». Это высказывание подчеркивает важность и взвешенность любого решения, которое мы принимаем, в том числе верить нам или нет.
И здесь Паскалю не стоило, наверное говорить о том, что же мы ставим на карту делая свой выбор верить или нет. И что мы ничего не теряем в случае проигрыша тоже весьма спорное высказывание. Вот представьте, что разговор идет не о вере в Бога, а о вере в себя самого. Пропадает вся уверенность в том, что при проигрыше ничего не теряется.
Целью данного примера сравнения веры в Бога и веры в себя не является подталкивание человека к вере в Бога, как могут многие подумать. Здесь я хотел подчеркнуть лишь то, что выбор своей позиции необходим и важен, и если даже мы не ощущаем свой проигрыш, то это совсем не значит, что мы ничего не теряем.
Ведь по сути мы теряем очень много всего. Свое время, занимаясь совершенно ненужными делами или просто ленясь, но упорно стараемся доказать себе, что нам это необходимо, причем находя вполне разумные доводы, тем все сильнее и сильнее ограничивая себя своим же разумом. Такова природа человека, который из века в век работает над тем как сделать так, чтобы меньше работать, но делая так он порою забывает о том, что необходимо работать над собой.
Вот так и катимся из века в век, считая «опиумом народа» религию, тем самым чаще отказываясь от него, но находя «опиум» в другом, в том, что им никогда не называем, мы же не наркоманы какие-нибудь.
А Паскаль всего лишь попросил задуматься над тем, на что попросту привыкли закрывать глаза, над тем, что нужно сделать свой выбор.
Тогда, почти четыре века назад для него эта актуальность была такой, сейчас степень актуальности этого вопроса остается прежней, вот только методы подхода к нему изменились.
Сделай свой выбор!
18.12.2009г. 10:39