Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 434
Авторов: 0
Гостей: 434
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Конкурс твёрдых форм «Традиция». Тур 8: Обзор (Любовь Сирота) (Литературные конкурсы)

Напоминаем, что идёт приём работ на конкурсы стилизаций (Николай Рерих) и твёрдых форм (баллада).

          Уважаемые конкурсанты! Как обычно, сначала – маленькое предисловие.
          Итак, помимо того, что главным условием была, как обычно, твердая форма (октава), задание предполагало несколько ограничений:
          1) пятистопный ямб;
          2) количество строф (не более четырех);
          3) «тавтологичная», как сформулировано в задании, тема: всякого влечет к тому, что ему по душе.
          На мой взгляд, полностью соблюдены все эти условия далеко не у всех. За невыполнение этих условий баллы буду снижать значительно, за другие грехи – поменьше.

Адалей Немыев

Beauty lies in lovely eyes.

Ужель могу согреть зазнобу словом?
Ей передать то пламя, что в груди
Пылает, жжёт и угасает снова.
Я выгорел, пусть внешне – невредим.
И как достичь желанья непростого -
Ей объяснить, что ждёт нас впереди…
Увидеть красоту в сплетенье фраз
Способен только тот, кто любит Вас.


          Здесь, на мой взгляд, задание выполнено полностью и безукоризненно. Есть всего две маленьких «блошки», к которым я могу придраться. Во-первых, это одна-единственная усеченная рифма: груди – впереди – невредим. Дело даже не в моей личной нелюбви к этому типу рифм (особенно когда они мужские), а в том, что для классической поэзии твердых форм они не характерны. А тут явная стилизация именно классической поэтики («ужель», «пламя в груди»…). Во-вторых, вызывает сомнение правильность стилистики выражения «достичь желанья». (Достичь можно цели, достичь исполнения желанья и т.п., но «достижение желанья» – на мой взгляд, неточность.) Но это мелочи, по совокупности их снижаю оценку всего на 1 балл.
          Итого 8 баллов.

Александровская Наталья (Njura)

Ну что за волшебство и наслажденье -
Без отдыха и перерыва на обед,
Без устали, заминки, промедленья,
Забыв о том, что есть на свете слово «нет»,
Предчувствуя в душе пожар томленья,
И иступленного азарта сладкий бред,
Предаться вволю с прытью несказанной
Тому, что для тебя всего желанней!

          Прежде всего, тут нарушен размер. Правда, нарушен он довольно «закономерно»: нечетные строки написаны 5-стопным ямбом,  четные (за исключением последней) 6-стопным. Не могу сказать, что мне такое построение строфы кажется удачным, особенно режет слух вторая строчка, в которой (по законам дольности) ударение должно падать на 4-й слог, как в 4-й и 6-й строках, то есть напрашивается прочтение «без отдыхА». Но речь не о том, что мне кажется удачным или неудачным, а о том, что 5-стопный ямб был одним из условий задания, а значит, в этой части задание выполнено неверно.
          Тема отражена, хотя сделано это несколько, я бы сказала, абстрактно. О каком занятии «без отдыха и перерыва на обед» идет речь – неясно. О любом? Но, наверно, можно и так.
          6 баллов.

Андрей Леонтьев

«Ах, как приятно было б с муженьком
Пройтись по всем в округе магазинам,
И пусть с не очень толстым кошельком —
Но поглазеть на модные витрины
Хотя б одним-единственным глазком…
Да как прирос к дивану он, скотина!
Не понимает глупый мой супруг,
Что я ему — надёжный самый друг».

«Вот баба! Ну и глупое созданье!
Вцепилась в глотку, словно бультерьер.
По магазинам! Что за наказанье!
И главное — ни правил, ни манер.
Футбол сегодня! Душу на закланье
Готов отдать за это, например.
Да где ж понять зловредному их полу,
Что ничего прекрасней нет футбола?!..»


          Тема – в самую точку. С ритмом всё безупречно. Юмор вполне симпатичен, хотя, на мой взгляд, можно было бы и обойтись без явной грубости (то есть без «скотины» применительно к «муженьку и «другу»). Ну да ладно, это, в конце концов, прямая речь «глупого созданья»… А вот слово «например» мне кажется притянутым за уши, для рифмы. Но за это тоже сильно снижать оценку не стану.
          8 баллов.

Анна Селиванова

Писать стихи - привычка или блажь?  
"Две разницы", как говорят в Одессе?
Едино всё, коль блажь пошла в тираж
привычным ремеслом хороших песен,
и ты, поймав гармонии мираж,
стал миру чрезвычайно интересен.
Читателю без разницы исток
тобой рожденных вдохновенных строк.

А ты не спал, ты плакал над строкой -
они в тебе гудели колокольно,
они текли бурлящею рекой -
им тесен был твой разум, в сердце - больно,
серебряных бессонниц непокой
вплетался в рифму вольно и невольно -
с ним часть тебя стремилась в этот мир...
Смотри: ты обессилен, но кумир!

Не потому ль ты горд и знаменит,
и "блажь" твоя увенчана успехом,
что мысль летела ангелом в зенит,
а боль звенела светлым детским смехом?
Ты вытерпел все беды, как Лилит -
и богом стал, а он - не друг огрехам.
Ты знаешь: всё, что создано тобой -
любовь - и да откликнется любовь!


          Ритм выдержан безупречно точно. Тема? Как ни пытаюсь, не могу усмотреть здесь темы.
          Кроме того, несколько претензий у меня к стилистике. В Одессе говорят «две большие разницы», в усеченном варианте я этого варианта никогда не слышала, думаю, что это авторская вольность: просто слово «большие» не влезло. Далее: никак не могу расшифровать построение «блажь пошла в тираж привычным ремеслом хороших песен». Что-то тут не так сформулировано. Кроме того, что значит «пойти в тираж»? Очевидно, автор имеет в виду – быть растиражированным; но уж больно на слуху стойкое выражение «выйти в тираж» – то есть стать ненужным. Дальше «без разницы» – выражение просторечное, «плохо смотрящееся» в поэтическом контексте. И, наконец: «Ты вытерпел все беды, как Лилит – и богом стал…»
          Простите, что-то я не помню, что Лилит, вытерпев беды, стала богом. А если это не так, то при чем тут Лилит? Какая у нее тут роль, кроме роли быть рифмуемым словом?
          Мне кажется, стихотворение, если над ним немного поработать и убрать несуразности, могло бы стать действительно хорошим стихотворением, написанным октавами… Но не на предложенную тему.
          6 баллов.

Генчикмахер Марина

Его таланты плещут через край,
Его удел - заоблачные сферы.
А ты при нем волчком: мети, стирай,
Будь символом любви, надежды, веры.
Преображай шалаш в уютный рай -
Ведь ты отвергла преданных и серых.
К чему тебе унылый хэппи-энд?
Рабыня-муза,- это тоже брэнд.

          По-моему, всё на месте. И тема, и лаконизм, и ритм, и вообще безупречность формы.
          9 баллов.

Дмитрий Мазин

Октавиада, или Форменное безобразие  

…И выбрана для конкурса Октава,
Что вызвало большой переполох:
«Мы – строфы, формы – людям не забава!» -
«Чем Рондо хуже? Триолет вам плох?» -
«Устава искажение! Подстава!..»
Тут слово взял старик Алкей*: «Оглох!
Молчите! Со времен Октавиана
Не слышал я, чтоб так галдели рьяно!»

Все к сердцу принимая слишком близко,
Никак не успокоится Сонет –
На русском, итальянском и английском:
«O, mammamia! Конкурсный совет
Пал низко! «ДиСТРОФия»! Нет - зачисткам!
So what? Мы твердо скажем: «So, нет!» -
«От глупости не создана вакцина», -
С усмешкою заметила Терцина.

«Он, братцы, лицемерит, - рек Лимерик. -
И пусть Сонетишка не супит бровь!
От Клязьмы и до самых до Америк
Все знают ТО,
Все знают ЧТО…»
(И вновь!)
«…Он, братцы, лицемерит!» – рек лимерик.
«Себе ты эпитафию готовь, -
Грозит Сонет (лицо мрачнее тучи). -
My God! Ирландец-выскочка нас учит!»

«Как много их - одических, балладных -
Хороших строф! - всех уверял Верлибр. -
И всем нам бесполезно и накладно
Так спорить. Нужен общий выбор лир.
Помиримся, чтоб выбрать лучших, ладно?» -
«Скорее потечет обратно Тибр,
Чем я и он…» Алкей унял Сонета:
«Мы все равны – и важно только это!»

P.S.
Мораль (без ора, спора, лжи):
Все формы, строфы – хороши!
Верь в объективность доброхота,
Ведь у него к стихам охота.  
_________________________________

ПРИМЕЧАНИЕ:
* Алкей – имеется в виду античная четырехстишная Алкеева строфа, изобретенная Алкеем.


          Что ж, вполне своеобразно и симпатично. Ритм 5-стопного ямба выдержан безукоризненно. Понравились некоторые остроумные находки, например, каламбурная рифма «Сонет - So, нет». Однако есть, конечно, и претензии.
          Во-первых, не уложился. Пристроил-таки неоктавный «хвостик» сверх максимума – четырёх октав. И тему-то собственно, притянул именно за этот «хвостик» – не будь его, не было бы понятно, при чем тут тема. Это, собственно говоря, во-вторых. В-третьих, коль скоро начал строкой «…И выбрана для конкурса Октава», то это сразу наводит на мысль именно о текущем конкурсе. Но в таком случае «спор» просто беспредметен: другие формы участвовали в конкурсе еще раньше, а самый агрессивный из спорщиков – Сонет – так и вовсе дважды: и итальянский, и английский сонеты были «охвачены». Похоже, что новый автор, включившись в конкурс с текущего тура, не почитал предыдущих… И еще одна мелочь: очень соблазнительно рифмовать «лимерик» с «Америками» (а заодно и с самим собой! :)), но это неверно: у слова «лимерик» ударение падает на первый слог.
          6 баллов.

Иван Пургенев

Я Землю длинным ногтем почесал,
Засунув ночью руку под сугробы.
Её ласкаю точно по часам,
Не из любви и нежности, а чтобы
Она своим не верила глазам,
Оранжевые видя утром робы,
Бредущие по шпалам хмуро вдаль.
Любить Россию трудно. Как ни жаль.

          Начинается стихотворение с интригующей и многообещающей метафоры… А дальше я ничего не поняла. Что означают «почасовые ласки» земли засунутым под сугробы ногтем? Каким образом они (ласки) способствуют тому, чтобы она «не верила глазам»? И что это за цель такая – заставить землю не верить глазам, видя оранжевые робы? И при  чем тут сентенция, что Россию трудно любить? Как говорится, каким боком? А самое главное – каким образом все это соотносится с темой задания?
          Впрочем, может быть, дело в моей личной непонятливости. Но оценку всё-таки ставлю по своему разумению… Ибо сказано в задании: каждый имеет склонность к тому, что ему по душе. Мне невнятность не по душе, потому и склонности нет. Однако ритм выдержан, поэтому чего-то автор всё-таки заслужил.
          3 балла.

Кирилл Люков

Я нежных губ божественный нектар
Не променяю на кагор или чинзано.
Как здОрово, Господь, что ты оставил в дар
Нам этот грех, столь сладкий несказанно!
Ну так, вперёд, пока ещё не стар!
Срывать плоды и петь любви осанну!...
Вот только мысли, как холодный душ -
Что где-то рядом бродит муж.

          Тут размер тоже «пляшет»: то 5-стопный ямб, то 6-стопный, а последняя строка – и вовсе 4-стопный. Минус три балла. Тема, по-моему, не раскрыта. Ведь в задании специально оговорено: «Не просто написать «ах, мне нравится !» Еще два балла долой. И еще смущает сентенция «Господь… оставил в дар нам этот грех…» Как-то странно прелюбодеяние считать «Господним даром» :)
          3 балла.

Константин Куликовъ

Октавы

мне конкурс укрепления традиций
понравился, я легок на подъем...
пусть трижды моя рифма повторится,
напишется, уляжется по трем,
где следует стихами возгордиться!
получится - к читателю пойдем,
умножив графомановскую славу
умением своим - писать октаву.

пусть будет не легко вперед пробиться,
за "клавой" не одни штаны протрем
мозги качая, как штангисты бицепс
с утра до вечера. читайте, тобиш, днем...
такая ерунда порой роится
в трапецевидном черепке моем.
очередной отшлифовавши навык,
пошлем октавы... к лешему их, нафиг!


          Тему углядеть трудно… Скорее, тема тут «вывернута наизнанку» тему: мне, мол, конкурс понравился, хотя к октавам я охоты не имею. То есть даже не отсутствие темы, а «антитема». Размер? Тоже есть нарушение: четвертая строка второй октавы «вылезла» из размера. Но главное, что резануло в этом опусе – крайняя языковая небрежность. Это и явные безграмотности («тобиш» вместо «то бишь», «трапецевидном» вместо «трапециевидном», «графомановскую» вместо «графоманскую»…) Хотя, может быть, это сделано умышленно, для комического эффекта? Это и стилистические невнятности: «…напишется, уляжется по трем (ЧЕМУ – трём?), где следует стихами возгордиться!» (а ГДЕ следует стихами возгордиться?) И апофеозное завершение октавы сакраментальным «нафиг»…
          3 балла.

Лиана Алавердова

Собрался как-то раз лесной совет
На солнечной приветливой поляне.
Необходимо распилить бюджет:
Финансы поглощают все вниманье.
«Когда в товарищах согласья нет»
Невыполнимо всякое заданье.
И на зверином, на честном совете
Возникли споры о приоритете.

Взревел медведь и был поддержан волком,
Что оборона – главная статья.
Границу защищать в бою жестоком,
Стоять на страже мы должны, друзья!
Да не сомкнем мы бдеющего ока!
На оборону нам жалеть нельзя!
Добавила услужливо лисица:
«Мы велики и неча мелочиться».

Сказала белка: «Ну а если вдруг
Застигнет нас то засуха с пожаром,
То наводненье? Мишенька, мой друг,
Ты будешь восстанавливаться даром?
Ужели нам подумать недосуг
О том, чтоб деньги придержать «под паром»?
Стабфонд нам нужен, как ни погляди.
Ведь неизвестно, что там впереди».

«Идеология, - вмешался дятел, -
Для государства – первая из нужд.
Я бы не стучал и времени не тратил,
Но мне патриотизм, увы, не чужд.
Сияет наша Родина без пятен,
Как небо синее в зерцалах луж.
Пусть знают и парламент и дурдом,
Как хорошо нам жить в краю родном».

«Опять, опять забыли про искусство,-
Соловушка обиженно запел.
А воспитанье юных душ, а чувства?
О, есть ли близорукости предел!
Искусство - это вам не балогурство,
А самое важнейшее из дел!»
Вот так они и спорят до сих пор:
Лесной живой разноголосый хор.
Их предсказуемы фиоритуры,
Ведь корни предпочтения – в натурах.


          Допустимый размер превышен даже больше чем на одну октаву: последняя строфа – 10-строчная и, следовательно, октавой  считаться не может. И (точно так же, как у Дмитрия Мазина) привязка к теме – именно в этих последних, «избыточных» строках.
          Размер выдержан, но альтернация во всех строфах разная: 1 строфа – мжмжмжжж, 2-я – жмжмжмжж, 3-я – мжмжмжмм, 4-я – жмжмжммм. На мой взгляд, это не смертельно, но и не красит. 5-я, как сказано, вообще не октава.
          В некоторую оторопь повергло также «бдеющее (!) око».
          В целом это, конечно, басня. Басня сама по себе хороша, но учитывая, что задание было сформулировано достаточно четко, а часть пунктов не выполнена, высший балл поставить не могу.
          7 баллов.

Подвожу итог:

Любовь Сирота

© Мастер-класс 'Поэзия', 17.12.2009 в 09:50
Свидетельство о публикации № 17122009095056-00140726
Читателей произведения за все время — 193, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют