Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 257
Авторов: 0
Гостей: 257
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Неразгаданные тайны ВАВИЛОНА ч.11 (Очерк)

                        ч.11

                   БОГИ НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ

       А. С. Пушкин  в своей  « маленькой трагедии»  -  «Моцарт и Сальери»   высказал очень  хорошую  мысль

«Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет — и выше. Для меня
Так это ясно, как простая гамма».

          Эти крылатые слова могут послужить эпиграфом  к затрагиваемой нами теме - «БОГИ на планете ЗЕМЛЯ». И хотя  А.Пушкину  это было все ясно как простая  музыкальная  гамма,  но для нас,  так далеко  шагнувших, по пути цивилизации и прогресса.   по-прежнему не все так очевидно.  
           А Мир, как и во времена А. Пушкина по-прежнему разделен между  тремя – четырьмя  мировыми религиями, не считая  древних культов и верования, а так же  разных новомодных сект.
           И, что особо важно   у каждой из религий  свои всемогущие  Боги и  именно их учение  верно!
          Даже безбожные коммунисты,  на 70 лет, захвативши власть в бившей Российской империи и те  были вынуждены создать свои  религиозно-философские мифы и выбрать святого – В.Ленина, который, как известно «Живее всех живых». А  учение К. Маркса (другого коммунистического идола) «всесильно, потому что оно верно”.

           Вот, и патриарх Авраам,  с которым мы,  уважаемый читатель, расстались в предыдущей части,   тоже   оставив  почитания  священного культа шумеро-вавилонского бога Сина, наследственным  жрецом которого он был,   прибыл  в древний Ханаан  с г. Ура  Халдейского,  в поисках  «истинного Бога»!
           И Авраам,  если верить другому пророку Моисею, написавшим  для нас свою знаменитую, а для иудеев и священную «Книгу Бытия» – «Тору»,  даже успел подружиться  с этим невидимым, и таинственным Богом, заключив  с ним «завет» договор.

      Но, изучая   «Книгу Бытия», где на фоне других исторических  действий, описываются  взаимоотношения Бога и Авраама,  любой, заранее  не предубежденный   читатель  видит,  и неравноправность их договора, и не может представить себе  этого Бога, которому поклоняется  Авраам.
      А, что иудейская, что христианская  религии, так же не способствуют  этому пониманию, предлагая не задумываться над прочитанным,  а просто  поверить  в это!
       Но,    все же  читатель,  прочитавший  предыдущие 10 глав этой работы сам  видит, что еще до Авраама  одни Боги  были в Шумере, другие в Вавилоне, третьи в Харране, а четвертые в Египте. И все они всемогущие, великие и бессмертные! И чем Бог Авраама  лучше, чем эти  ВЕЛИКИЕ БОГИ?
        Да, и еще с времен той самой  безбожной  коммунистической  власти, захватившей  почти 1/6 часть  Земной  суши,  в философскую науку  была запущена мысль о том, что такое многообразие Богов  на планете земля  объясняется тем, что  это как в театре,  где одна и та же «труппа», состоящая  из одних и тех же «актеров»,  гастролируя по разным городам и весям,  играет  перед людьми,  разные  спектакли!
         Перед этим актеры  тщательно  гримируются и переодеваются. А особо талантливые артисты,  как учил их пророк и учитель (К. Станиславский) еще  и вживались в свою роль! Чем и надолго запомнились  людям.

       Поэтому, по мнению автора,  пришло нам  время  совершить   мысленное путешествие  в историю нашей  планеты  Земля, лет  так на 12000 -12500  назад, чтобы самим   разобраться  с теми таинственными существами, которых  люди  назвали между собой   БОГАМИ.
         А начнем наш  экскурс с   1799 году  н.э, когда  в Египте близ небольшого города Розетта (ныне Рашид), недалеко от Александрии, была случайно  найдена гранитная плита с выбитыми на ней тремя идентичными по смыслу текстами, в том числе двумя на древнеегипетском языке — начертанными древнеегипетскими иероглифами и египетским демотическим письмом, и одной на древнегреческом языке.
            Сам камень,  был обнаружен  15 июля 1799 капитаном  французских войск в Египте Пьером-Франсуа Бушаром,  при сооружении форта Сен-Жюльен  близ г. Розетты, на западном рукаве дельты Нила (современный город Рашид). Офицер был образован и понял важность находки, отправил камень в  Каир, где за год до этого по приказу Наполеона был открыт Институт Египта.
           В 1801 г. французы потерпели в Египте  поражение от англичан и были вынуждены передать им камень вместе с рядом других памятников.
           Расшифровкой египетских текстов на камне параллельно занимались французский востоковед Сильвестр де Саси, шведский дипломат Давид Окерблад, английский ученый Томас Юнг и французский исследователь Ж.-Ф. Шампольон.
          До этого, из трех языков, на которых был выполнен текст на гранитной плите, только  древнегреческий был хорошо известен тогдашним  лингвистам, а сопоставление трех текстов послужило отправной точкой для расшифровки египетских иероглифов.
             Текст камня, представляет собой благодарственную надпись, которую в 196 г. до н. э. египетские жрецы адресовали  фараону Птолемею V Епифану, очередному монарху из династии Птолемеев.
             Начало текста: «Новому царю, получившему царство от отца»…
              Тайны египетского письма текста удалось открыть достаточно быстро — французский востоковед Сильвестр де Саси, сопоставив многочисленные титулы  Птолемея в греческом тексте с их египетскими соответствиями, в 1802 опубликовал свой вариант перевода.
              В том же году появилась полная дешифровка, сделанная шведским дипломатом Давидом Окербладом.
              В 1822 Шампольон сделал прорыв в деле дешифровки иероглифов, использовав метод, ставший ключом к пониманию египетских текстов.
           Расшифровка древнего языка стала всеобщим достоянием после публикации его труда «Египетская грамматика» в 1841.
             Открытие этого ученого дало толчок активному дальнейшему изучению египетской иероглифической письменности и не только.
             Благодаря  усилиям трех вышеназванных ученных  мир узнал о подлинной  письменной истории Древнего Египта, в том числе и о Египетских Богах,  истории их появления  в Египте и деяниях.
           Постепенно  ученным так же удалось собрать по частям  из разных обрывков и копий  труд  знаменитого египетского жреца по имени Манефон его еще называют в истории как « Манефон Севеннитский»
            В настоящее время достоверно известно, что Манефон (иероглифы, составляющие его имя, переводятся как "Дар Тота") действительно был верховным жрецом и выдающимся ученым и что приблизительно в 270 году до нашей эры по поручению царя Птолемея Филадельфийского он составил «Историю Египта» («Αἰγυπτιακά») в трёх книгах.
           Труд Манефона, принято считать историческим в современном смысле слова.
        Сама «История Египта», сохранившаяся до нашего времени только в цитатах других древних авторов — Иосифа Флавия, Секста Иулия Африкана, Евсебия Памфила Кесарейского, Иоанна Малалы, Георгия Синкелла и других,  была  в большей ст восстановлена и  теперь  является весьма ценным источником для египтологов, на которую они  часто ссылаются в вопросах корректировки хронологии правления фараонов.
        Манефон так же впервые всю историю Древнего Египта  разделил на периоды Древнего, Среднего и Нового царств (что соответствует 1-му, 2-му и 3-му томам «Истории Египта» Манефона).
          Хотя деление Манефоном истории Египта, было условным, но в слегка видоизменённом виде эта традиция сохранилась и до нашего времени.
            Современные исследователи не всегда доверяют источникам, цитирующим Манефона ( ну какие же они были бы исследователями, если бы  доверяли- автор), однако всё же считается, что жрец-историк пользовался достоверными древнеегипетскими источниками из царских и храмовых архивов, в частности, царскими списками.
         «Царский  список» Манефона   дошедший  к нам в основном в трудах Юлия Африкана и Евсевия Кесарийского.
          А уже потом современные историки,  основываясь на данных "Царского списка" и на отрывшейся для них  возможности непосредственного чтения  египетских текстов,   впервые достоверно узнали, что первым правителем первой династии  фараонов    был  Мин (по-гречески Менее).

         Но, что особенно важно - династиям фараонов, предшествовали четыре других династии - две богов, одна полубогов и одна переходная династия. А  вот эти Боги  нас  интересуют в первую  очередь!

                                           Египетские Боги-цари

         По подсчетам сначала египетских жрецов,  а затем и перепроверивших их современных историков, сначала Египтом правили семь великих Богов - в общей сложности правление составило 12 300 лет:
        Все это хорошо. Но  нас интересует и в первую очередь вопрос:
       «Откуда в Египет   « явились» или «пришли»  БОГИ?»

         И на него, современная историческая наука уже дала точный ответ.

          Первого Бога Птаха и других  пришедших с ним богов, египтяне называли  как НТР - Стражи или Наблюдатели.
        Сколько Стражей или Наблюдателей  по главе с Птахом  пришло в Египет достоверно неизвестно, но только 7 из них стали  царями в Египте.  
         Остальным достались  другие  «роли» в этом  «историческом театре».

        А согласно письменной египетской истории, Бог Птах и  «сопровождавшие его  лица, обеих полов»  они же НТР или Стражи ( Наблюдатели), пришли в Египет из земли Та Ур, "Далекой, Чужой Земли"чье название, Ур,  означало  еще и "древний».

             Но,  по мнению современных историков, оно есть название конкретного места на Земле, которое часто упоминается в месопотамских и библейских текстах - древнего города Ура в южной Месопотамии.
             По Библии он же Ур Халдейский. Родина  нашей путеводной  звезды повествования - патриарха Авраама. И, как видит читатель,  первый  круг нашей истории замкнулся. Продолжая эту тему  надо сказать, что  узкий пролив Красного моря, соединявший Месопотамию  и Египет, назывался  Та Нетер, или Место Богов, потому что именно этим путем боги пришли в Египет.
         Научная гипотеза о том, что древнейшие боги Египта пришли из библейской земли Шем, подтверждается и тем удивительным фактом, что имена этих древних богов имеют семитские (аккадские) корни.
         Так, например, имя Птах в египетском языке не имеет смысла, а в языках семитской группы означает "тот, кто делал вещи, вырезая и открывая".

       Теперь можно начать рассказ о первых семи египетских Царях-Богах.
        Начнем с Птаха. Он правил 9000 лет.
        Историками на каждого и первых  семи египетских Богов  собрано достаточно информации, чтобы, мы,  говоря  современным  языком,  смогли составить на каждого  своеобразное личное дело. Где  будет собрана  основная информация о этом Страже (Наблюдателе) из  страны Та Ур.

         Личное дело: Птаха.
          Птах один из древнейших богов древнеегипетского пантеона, бог искусств и ремесел, а в мемфисской космогонии — бог-творец. Птах создал мир «сердцем и языком»: он называл имена всех предметов, и те появлялись.
           Центр культа был г. Мемфис. Культ Птаха имел обще египетский  характер, был распространен также в Нубии.
           В Палестине и  на Синае. Птах изображался в виде человека в одеянии, плотно облегающем и закрывающем его, кроме кистей рук, держащих посох «уас».
          Согласно богословским произведениям мемфисских жрецов Птах — демиург, создавший первых восемь богов, своих ипостасей — Птахов, мир и все в нем существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла, искусства и т. д.) «языком и сердцем», задумав творение в своем сердце и назвав задуманное языком.
           Птах считался покровителем ремесел (поэтому в Древней Греции он отождествлялся с Гефестом), искусства, а также богом истины и справедливости. Женой Птаха была Сехмет, сыном — Нефертум.

         С первой женой  Птаху  как то не повезло. Неверите? Тогда  судите сами.

         Справка: Сехмет (Сохмет) — богиня-покровительница Мемфиса, супруга Птаха.
         Сехмет («могучая») — богиня войны и палящего солнца, грозное око бога Солнца Ра, целительница, обладавшая магической силой напускать болезни и излечивать их, покровительствовала врачам, считавшимся её жрецами.
          Охраняла фараона. Обладала характером не поддающимся контролю. ( говоря по современному - РЕДКАЯ СТЕРВА-автор).
         Была олицетворением солнечного зноя и разрушительной энергии Солнца, почему на голове её изображался диск.
          Как богиня жара, Сехмет представлялась весьма суровой (в частности, об Исиде говорили, что она любезна как Баст, но страшна как Сехмет).
         В позднем мифе об истреблении богом  Ра  непокорного человечества Сехмет (в других вариантах мифа — Хатхор) в качестве ока Ра наслаждалась избиением людей, и только приготовленное богами  пиво,  на которое   Сехмет  набросилась и от которого опьянела, заставило её прекратить резню.
            Сехмет считалась истребительницей врагов богов.
            В период Среднего царства фараоны в качестве защитников Египта от врагов часто сравнивались с Сехмет;  поэтому богиня иногда изображалась с мечом в руках.
            Некоторые версии мифа о сотворении человечества называют её создательницей ливийцев и азиатов.
            Носила  эпитет  «могучая»  или  «могущественная». Носила имена «Великая» и «Владычица пустыни».
          Была хранительницей мира и защитницей людей. К ней обращались в минуты опасности.
          Считалось, что её гнев приносил мор и эпидемии и, когда в Египте разразилась эпидемия чумы, фараон Аменхотеп III приказал изготовить семьсот статуй богини, чтобы умилостивить разгневанных богов.
           Богине поклонялись в храме Гелиополиса, где жрецы держали священных львов. Также храмы воздвигались на краю пустыни, где бродили дикие львы.
           Иконография: Изображалась в виде женщины с головой львицы. Священное животное: Львица. Центр культа: Мемфис. Праздники: 7 января — день, посвящённый богине и связанный с увеличением солнечного дня.
          Сын Птаха -Нефертум — бог растительности.
          Олицетворял первозданный лотос.
           Изображался в виде в виде младенца на цветке лотоса или в виде юноши в головном уборе, напоминавшем цветок лотоса, из которого поднимаются два пера. Священное растение - лотос (эмблема Верхнего Египта), олицетворяющий красоту, процветание, рождение и воскресение после смерти. Центр культа - Мемфис.
             Центр его культа Мемфис. Нефертум, был мягким, исцеляющим божеством, получившим со временем и другое имя - Имхотеп. ( Египетская история  знает Имхотепа мудреца и врачевателя, обожествленных верхов, сановника фараона Джосера и строителя его пирамиды, 28 в. до н. э.).
             Атрибут Нефертума – лотос, символ рождения, процветания. Греки приравнивали его к Асклепию - их собственному полубогу медицины.
            Но, Птах у нас  еще был и многоженец. Историки женами Птаха иногда называли также еще 4- богинь: Маат, Баст, Тефнут, Хатор.
          Но, что делать?  А  вы  попробуйте  пожить с одной женой, такой   как  Сехмет 9000 лет, тогда и будете судить Птаха.

           Вторая жена: Маат — древнеегипетская   богиня, персонифицирующая истину, справедливость, вселенскую гармонию, божественное установление и этическую норму.
           Маат,  изображалась в виде сидящей   женщины со   страусиным  пером на голове, иногда крылатой; также могла изображаться лишь посредством своего атрибута – пера или плоского песчаного предвечного холма со скошенной одной стороной, на котором она часто восседает, и который может изображаться под стопами и престолами многих других богов.

         На космическом уровне Маат символизировала собой божественный, великий порядок и закон, дарованный вселенную Богом-творцом во время сотворения мира, согласно которому сменяют друг друга времена года, движутся в небесах звезды и планеты, существуют и взаимодействуют боги и люди.

          Представления о Маат  являются осью всех представлений древних египтян о вселенной и этических основ их мировоззрения.
          Согласно традиции, как и другие боги, крылатая Маат в изначальные времена пребывала среди людей, греховная сущность которых заставила её последовать за своим отцом Ра на небеса.

            Принцип Маат включает в себя как правильность и закономерность развития вселенной, так и сплоченность общества, а также, что особенно важно, ответственность царя и простого смертного за свои поступки.

            Установленный Богом на земле, царь поддерживает Маат и посредством ритуалов, победоносных войн и личного благочестия уничтожает Исефет – ложь, хаос, разрушение.

           Поднося во время ежедневного богослужения в храме к лику божества статуэтку Маат, дочери солнца увенчанной страусовым пером,  царь вновь из конкретного властителя становился воплощением самого принципа царственности, аккумулируя опыт многочисленных предков и создавая основу для жизни своих преемников.


         Статуэтка Маат воплощала в себе принцип локальной гармонии, царь тем самым восстанавливает космическую гармонию, ибо «сердце богини Маат возлюбило его, и она возносится к богам в вечности», воссоединяя локальный и вселенский миропорядок, небо и землю, провозглашая новое торжество порядка во вселенной над изначальным хаосом.
           Кроме того, богиня была связана и с действенностью произносимого слова; так, Книга Коровы упоминает, что на языке произносящего этот священный текст должна была быть начертана фигура богини истины Маат.
        Несмотря на то, что изображения Маат сохранились практически во всех египетских храмах, её культу были посвящены лишь несколько маленьких святилищ, одно из которых располагалось неподалеку от святилища Монту в Карнаке, а другое – на западном берегу Нила в Фивах – в Дейр эль-Мединэ.
        Культ Маат засвидетельствован ещё с эпохи Древнего царства; в Новом царстве богиня почиталась как дочь солнечного божества.
         В Египте титул «жрец Маат» носил  - великий везир, который одновременно был верховным судьей и носил золотой образ богини на груди в знак своего особого статуса.
        Маат является одной из важнейших действующих лиц Психостасии, или загробного суда, во время которого её статуэтка или эмблема - страусиное перо является противовесом сердца умершего на великих весах, установленных пред престолом Осириса; кроме того, её изображение часто венчает и сами весы.
        Даже сам зал, в котором определялась мера грехов сердца умершего, назывался «Чертогом Двух Истин (Маати)».
            На   поддержание  культа  Маат были направлены многие ритуалы, изображения которых сохранились на стенах святилищ: начиная от изображений царя, побивающего булавой иноземцев и устанавливающего тем самым миропорядок и до рельефах, на которых фараон вместе с богами охотится с сетью на болотных птиц, с криком вылетающих из зарослей тростника.
            Болотные птицы в данном случае символизируют врагов бога; поймав птиц хаоса, царь приносит их в жертву богам, утверждая Маат.
           Имя богини входило в большое число теофорных имён, популярных во все эпохи существования древнеегипетской цивилизации. Во многих царских церемониальных надписях говорится об установлении или восстановлении Маат как о высочайшем благе, совершенном царем: «вновь возвел я разрушенные памятники в вечности и бесконечности, уничтожил ложь по всей стране. Утвердил я Истину и ложь сделал для земли мерзостью, так как это было в начале времён…» (из текста «Стелы Реставрации» Тутанхамона).
          
          Третья жена: Баст или Бастет — в Древнем Египте  богиня радости, веселья и любви, женской красоты и домашнего очага, которая изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки.
          Центр культа Баст, расцвет которого относится к XXII династии (Бубастидов) X-VIII веках до н. э. — город   Бубастис.
          Атрибут Баст — музыкальный инструмент систр. Часто богиню изображали в виде женщины с головой кошки, держащей в руках систр, а у её ног располагались четыре котёнка.
            Так олицетворялась египтянами богиня плодородия.
             Сын Баст — Махес.
           Слово «Баст» состоит из древнеегипетского слова «bas-» и женского окончания «-t». Древние египтяне не записывали гласные звуки, поэтому мы, скорее всего никогда не узнаем, как в действительности звучало слово — «Баст» или «Бастет».
           Богиню плодородия египтяне возвели в ранг общенационального божества.
            Хозяева даже сбривали брови в память об умершей кошке, а случайно переехавшего кошку возницу толпа насмерть забрасывала камнями.
           И даже фараоны совершали жертвоприношение в храме Бастет.
           Геродот  сообщал о ежегодных торжествах в честь Баст, которые сопровождались плясками.  Древние греки отождествляли Баст с  Артемидой.
           По египетским поверьям  традиционно связывается с солнцем, плодородием и благополучными родами у женщин.
           Баст имеет два воплощения — женщина с кошачьей головой (добрая сущность) и львиной (агрессивная).
           Считается, что, находясь во второй форме, Баст превращается в Сехмет — львицу, которая однажды едва не уничтожила все человечество.
            Её удалось усмирить лишь с помощью хитрости — по земле было разлито пиво, подкрашенное минеральными красителями в красный цвет. Львица приняла эту жидкость за кровь, напилась и уснула
       Четвертая жена: Тефнут — в египетской мифологии богиня влаги. Входит в гелиопольскую эннеаду. Её земное воплощение — львица.
        Центр культа Тефнут — Гелиополь. Согласно гелиопольскому мифу. Тефнут и её муж Шу — первая пара богов-близнецов, порожденная Атумом  (Ра-Атумом). Их дети — Геб и Нут.
       Тефнут — также дочь Ра, его любимое око. О ней говорили: «Дочь Ра на его лбу». Когда Ра утром всходит над горизонтом. Тефнут огненным оком сияет у него во лбу и сжигает врагов великого бога.
       В этом качестве Тефнут  отождествлялась   с богиней  Уто (Уреем). Ипостасью Тефнут являлась богиня пламени Упес,  другой её ипостасью нередко выступала богиня письма Сешат.
       Известен миф, согласно которому Тефнут — Око Ра удалилась в Нубию (и в Египте наступил период засухи), а затем по просьбе своего отца, пославшего за ней Тота и Шу  вернулась обратно.
      Приход Тефнут из Нубии и последовавшее, за этим вступление её в брак с Шу предвещает расцвет природы.
      Тефнут отождествлялась с Мут, Баст, а также с Хатор, Сехмет и другими богинями-львицами (Менхит. Мент), почитавшиеся в Египте.

       Пятая  жена:  Хатхор, или Хатор («дом Гора», то есть «небо») — в египетской мифологии богиня неба, любви, женственности и красоты, а также супруга Хора. Первоначально считалась дочерью Ра.
          В древнейший период Хатхор почиталась как небесная корова, родившая солнце. Фактически она была персонификацией Млечного Пути, представлявшегося древним египтянам в качестве молока небесной коровы. Хатхор почиталась в образе небесной коровы, перевозящей Ра.
           Отсюда следовала и последующая традиция её изображения в образе привлекательной женщины с рогами (позже превращёнными в своеобразную корону) и иногда ушами коровы, однако в некоторых местностях богиня сохранила облик коровы (одной из ипостасей Хатхор была корова Мехурет).
           Фетишами Хатхор являлись столб, увенчанный двуликой головой богини с коровьими ушами (в ранний период — головой коровы), и малахит.

           Основным центром культа Хатхор был город Дендера  (отсюда и её эпитет — «владычица Дендеры»), но почитание Хатхор было распространено по всему Египту, а также в Нубии, Библосе, Пунте, на Синае.
          В поздние периоды египетской истории она отождествлялась с богинями любви и красоты других народов, в частности, с греческой Афродитой  и месопотамской Иштар.
          В мифологической традиции  Хатхор после  ухода Паха  на НЕБО стала    женой   Гора Бехдетского и матерью Гopa-Сематауи.
           Как и Гор, Хатхор почиталась в роли защитницы фараона, даровавшей плодородие, а также выступала в качестве богини-матери (подобно супруге Амона Мут).
           С Хатхор был связан культ деревьев — финиковой пальмы, сикоморы (считалось, что их образ может принимать богиня).            
           Выступая из ветвей сикоморы загробного мира, Хатхор поит души умерших живительной влагой. Кроме того, с Хатхор отождествлялась воплощавшаяся в акации богиня  Иусат.
          А еще  Хатхор почиталась также и как богиня любви, веселья, музыки, пляски (её атрибутом был музыкальный инструмент систр, изображения которого часто носили в качестве амулета, охраняющего от злых духов). Один из распространённых её эпитетов — «золотая».
           Сыном Хатхор и Гора Бехдетского считался бог музыки Ихи.
Древние греки отождествляли Хатхор с Афродитой.
            Хатхор считалась связанной с заупокойным культом, в религиозной традиции она вместе с богиней Таурт встречала умерших на пороге подземного царства.
            Как «владычица прекрасного запада» в период Нового царства отождествлялась с Аментет. В поздний период Хатхор отождествлялась с Исидой, а также Таурт, Нейт, Баст, Небтуи, Кудшу.

           Разобравшись с пятью женами  Бога Птаха,  читатель сам сможет определить, кто из  них была его любимой женой? Правильный ответ: Баст.

          Pa правил 1000 лет
          Личное делоРа.
          Ра — древнеегипетский бог Солнца, верховное божество древних египтян.
          Его имя означает «солнце» (коптское PH).
          Центром культа был Гелиополь, где Ра был отождествлён с более древним местным солнечным божеством, Атумом, и где ему были посвящены, как его воплощения, птица Феникс, бык Мневис и обелиск Бен-Бен.
            В других религиозных центрах Ра в русле религиозного синкретизма также сопоставлялся с местными божествами света: Амоном  (в Фивах), под именем Амона-Ра, Хнумом (в Элефантине) — в форме Хнума-Ра, Гором — в форме Ра-Хорахти. Последнее сопоставление было особенно распространено.
           Фараоны Четвёртой династии, возводившие пирамиды, придали поклонению Ра статус государственной религии, а трое из них даже носили имя, включающее слово «Ра» (Джедефра, Хафра, Менкаура).
             Однако действительно высочайшего положения в стране жречество Ра добилось при фараонах Пятой династии, которая, вероятно, установилась не без помощи влиятельных гелиопольских жрецов.
            Во время Среднего царства было выработано возвышенное учение, по которому восемь божеств представляют единое со своим родителем, будучи членами тела верховного бога.
           Этот бог так говорит о себе в 17 главе Книги мёртвых:
           « Я — Атум, существующий, единый. Я — Ра в его первом восходе. Я — великий бог, создавший себя сам, создатель своего имени «владыки эннеады». Я был вчера; я знаю завтрашний день». Очень серьезное заявление!
               В период Нового царства культ Ра стал принимать формы условного монотеистического поклонения синкретическому божеству (Амон-Ра).

              Шу правил 700 лет
              Личное дело.  Шу
          Шу— египетское божество воздуха, сын Атума, брат и муж Тефнут. После отождествления Атума с Ра считался сыном Ра.
             При мироздании Шу поднял небо — Нут — от земли — Геба и поддерживал его затем простертыми руками. Когда Ра после своего царствования сел на спину небесной коровы, Шу также поддержал её руками. Таким образом, Шу — бог воздушного пространства, озаряемого солнцем; впоследствии он получил характер божества палящего полуденного солнца.
             В гимнах (между прочим, в магическом папирусе Харриса) Шу величается как низложитель врагов света, поражающий их копьем и пламенем.  
            Поздние мифы рассказывали о царствовании Шу на земле вместе с Тефнут после ухода Ра: «Его величество Шу был превосходным царём неба, земли, преисподней, вод, ветров, наводнения, гор, моря».
             После многих тысячелетий он также вознёсся на небо. Шу считался вторым членом великой эннеады и сопоставлялся с богом войны Анхуром (имя последнего значит «носитель неба»), почитавшемся в Тинисе и Себенните, с Тотом иХонсом.
          Почитание Шу  было особенно выразительным в Леонтополе в Дельте, из храма которого перешли в Берлинский музей изображения Шу в виде льва и человека с головой льва, а также его трон, несомый львами.
            Ещё чаще он изображался в виде сидящего человека, с руками, простертыми вверх для поддержки неба; до нас дошло множество статуэток этого рода — своеобразных прототипов Атлантов.
            На стенках саркофагов Нового царства обычны изображения его в тот момент, когда он разъединяет Нут и Геба.

          Геб правил 500 лет
          Личное дело. Геба
            Геб— древнеегипетский бог земли, сын Шу и Тефнут, брат и муж Нут и отец Осириса, Исиды, Сета и Нефтиды. Космогонические мифы представляли его находившимся в вечном соединении с богиней неба Нут, пока бог воздуха Шу не разделил их.
          В текстах пирамид ему приписывается также покровительство умершим. Изображался в виде старца с бородой и царскими украшениями или распростёртым во всю длину, с опирающейся на него Нут, поддерживаемой Шу. Древние греки отождествляли Геба с Кроносом.

        Осирис правил 450 лет
       Личное дело Осириса
.   Оси́рис (греч. Ὄσῑρις — грецизированная форма египетского имени Усир) — бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии. Иногда Осирис изображался с головою быка.
          Согласно упоминаниям в древнеегипетских текстах и рассказу Плутарха, Усир был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Изиды, братом Нефтиды, Сета,  отцом  Гора, Анубиса.
        Он был четвёртым из богов, царствовавших на земле в изначальные времена, унаследовав власть прадеда  Ра-Атума, деда Шу и отца Геба. Усыпальница Осириса находилась в Абидосе.
         Царствуя над Египтом, Осирис научил людей земледелию, садоводству и виноделию, но был убит своим братом, богом Сетом, желавшим править вместо него.    
          Жена Осириса, его сестра Изида, нашла его труп и стала оплакивать его вместе со своей сестрой Нефтидой. Ра, сжалившись, посылает шакалоголового бога Анубиса, который собрал рассыпавшиеся (а по другому варианту — разрубленные Сетом),части Осириса, забальзамировал тело и запеленал его.
          Исида же в виде соколицы опустилась на труп Осириса и, чудесным образом зачав от него, родила сына Гора.
         Гор и зачат и рожден для того, чтобы выступить естественным мстителем за смерть отца. В то же время он считает себя и единственным законным наследником последнего.
         После длительной тяжбы Гор признается правомочным наследником Осириса и получает царство. Он воскрешает Осириса, дав ему проглотить свое око. Однако Осирис не возвращается на землю и остается царем мертвых, предоставляя Гору править царством живых.
         Ну а  современные  ученные  вынесли вот такой «приговор» Осирису. –«Соединив в себе в различные времена, в силу различных причин, культы царя, умирающего и воскресающего бога производящих сил природы, Нила, быка, луны, загробного судьи на страшном судилище, миф об Осирисе впитал в себя отражение религиозных представлений ряда последовательных этапов развития египетского общества.
        Корнями же своими миф Осириса глубоко уходит в эпоху родового общества, из представлений и обрядов которого развиваются впоследствии, в связи с изменением общественных отношений Египта, и характернейшие черты культа Осириса: культ царя и культ бога производительных сил природы. Черты культа бога производительных сил природы проступают в мифе Осириса очень ясно. ».
         Не поспешили ли они со своими суждениями, покажет время. Которого  кстати  уже осталось крайне мало если учитывать проблему  конца Света в 2012 году!
          Изображается Осирис в короне Короне, которая  сделана из стеблей папируса, его священная ладья также сделана из этого растения, и его символ джед состоит из вставленных одна в другую нескольких связок тростника.
          Далее, Осирис всегда изображается с тем или иным растением: из пруда перед его престолом растет или лотос или ряд деревьев и виноградная лоза; иногда увит гроздьями винограда и весь балдахин, под которым сидит Осирис; иногда его самого обвивают виноградные лозы.
         Точно так же и гробница Осириса не изображается без зелени: то рядом с ней растет дерево, на котором сидит душа Осириса в виде феникса; то дерево проросло через гробницу, обвив ее своими ветвями и корнями; то из самой гробницы растут четыре дерева.
               Сет правил 350 лет
                Личное дело Сета. Тут так и хочется,  наверно  под влиянием фильма о похождения  Штирлица, сказать «Личное дело Сета, штандартенфюрера СС…» и для  такой  шутки у  нас есть  веские основания.

           Сет он же (Сетх, Сутех, Сута) — в мифологии древних египтян Бог пустыни, убийца Осириса, в позднеегипетских представлениях — олицетворение зла.
          Изображался в виде человека с головой «зверя Сета» (это салава - редкий вид пустынной собаки, а не осел, шакал, муравьед или др. как часто думают). Сет — сын Геба и Нут, младший брат Осириса, Исиды и Нефтиды, муж Нефтиды.
          Сет (Сетх) — египетский бог пустыни и песчаных бурь, бог войны, бог чужеземных стран, бог землетрясений, сын Геба и Нут, брат и убийца Осириса.
          Был побеждён богом Гором-Хором. Египтяне изображали бога Сета мифическим животным или человеком с головой демонического животного, идущим в сопровождении рыжей собаки, олицетворяющей собой звезду Сириус, появление которой на небосклоне предвещало разлив Нила. Животные — осёл, свинья и гиппопотам. Муж богини Нефтиды. Храм — Пер-Рамсес.
           В египетской мифологии Сет считался богом хаоса и беспорядка, который изображался в облике человека с головой загадочного животного, возможно, в позднеегипетском понимании, некого существа, не принадлежащего этому миру.
          Сет может представать и полностью в форме животного — с телом шакала, высоко поднятым раздвоенным хвостом. Сет также может принимать облик осла, свиньи или гиппопотама.
          Сет считался повелителем пустынь, всего враждебного долине Нила, почитался в качестве покровителем далеких стран и чужеземцев вместе с ассиро-финикийскими богинями Анат и Ашторет (Астартой), которые в Новом царстве считались его женами (папирус Честер-Битти I).
         Сет изображается, как правило, с длинными ушами, красной гривой и красными глазами (цвет смерти, т. е. пустынного песка, хотя изображение его можно встретить и совсем иное).
         Его изображают в виде крокодила , самца гиппопотама , змея , а так же в сборном облике: гиппопотам в шкуре крокодила, стилизованного животного похожего на осла так же как известен миф о Сете, плюнувшем в глаза Хору, приняв облик чёрной свиньи.
          Из-за этого свиньи считались нечистыми животными!

        Согласно Гелиопольской космогонии Сет родился, выскочив из бока матери-Нут. День его рождения - третий предновогодний - считался несчастливым для всего Египта.
         В продолжении сего надо отметить, что даже после такой трансформации Сет отнюдь не воспринимался египтянами как нечто злое и враждебное (например как змей Апоп или крокодил Мага).
         Являясь, с одной стороны, повелителем хаоса и олицетворением зла, он, с другой стороны, выступал в качестве необходимого дополнения к божественному порядку.
         Несмотря на проигранный спор и многочисленные преступления, в том числе убийство Осириса, Сет остаётся повелителем южных областей Египта, повелителем подвластной ему силы - плохой погоды и песчаных бурь.
         Особенно почитался он Рамсессидами как владыка воинской доблести и смелости. Основная функция Сета состояла в том, чтобы сражаться в одиночку со змеем Апопом, защищая Солнечную ладью (папирус Жумиляк).

          Справка: Апо́п. (Апе́п., Апо́фис) — в египетской мифологии огромный змей, олицетворяющий мрак и зло, извечный враг бога солнца Ра. Часто выступает как собирательный образ всех врагов солнца.
          Апоп обитает в глубине земли, где и происходит его борьба с Ра. Когда ночью Ра начинает плавание по подземному Нилу, Апоп, желая погубить его, выпивает из реки всю воду.
           В сражении с Апопом (повторяющемся каждую ночь) Ра выходит победителем и заставляет его изрыгнуть воду обратно.
          В другом мифе Ра в образе рыжего кота отрезает голову змею-Апопу под священной сикоморой (древом жизни) города Гелиополя. В поздний период Апопа сближали с Сетом.
           В честь Апопа (в древнегреческом произношении — Апофиса) назван астероид 99942 Апофис, который в апреле 2029 года будет пролетать около Земли.
         Однако начиная с 3-го переходного периода, особенно в эпоху  Птолемеев, когда культ Гора - Хора был вознесён особо высоко, Сет превращается сугубо в символ зла и становится ненавистным злодеем, источником вселенского зла.

           Гор правил 300 лет
           Личное дело Гора
            Гор или Хор (ḥr, «высота», «небо») — бог в древнеегипетской мифологии. Он сын Исиды и Осириса, его супруга — Хатхор. Его главный противник — Сет. Гор — бог царственности, живого древнеегипетского царя представляли воплощением этого бога.
Анубис, по приказу бога Ра, собрал рассыпавшиеся (а по другому варианту — разрубленные Сетом) члены Осириса, набальзамировал тело и запеленал его.
           Исида в виде соколицы опустилась на труп Осириса и, чудесным образом зачав от него, родила сына Гора. Гор и зачат, и рождён для того, чтобы выступить естественным мстителем за смерть отца. В то же время он считает себя и единственным законным наследником последнего.
           Втайне вскормленный и выращенный матерью в болотах Дельты, Гор идет, «обутый в белые сандалии», на поединок с Сетом, требуя перед судом богов осуждения обидчика и возвращения наследства Осириса ему, единственному сыну умершего царя.
            После длительной тяжбы, продолжавшейся по одному варианту мифа восемьдесят лет, Гор признается правомочным (по-египетски «правогласным») наследником Осириса и получает царство; бог Тот записывает решение суда богов.
          После этого Гор воскрешает своего отца Осириса, дав ему проглотить свое око (см. «Уаджет»).
           Однако Осирис не возвращается на землю и остаётся царём мертвых, предоставляя Гору править царством живых.
           Миф о Горе упоминается рядом греческих авторов . Сын Осириса, египетское божество. У Геродота он отождествлялся с Аполлоном.
          Созвездие Гора греки называли Орионом. Легендарный бог Света. Также был в древности богом Неба. Также был богом Солнца.
         Изображался как человек с головой сокола. Или в виде самого сокола.
         В египетской мифологии бог-сокол, особый покровитель царского дома и лично царя.
           Имя Гора входило в царскую титулатуру и слово "Гор" пред именем обозначало тоже что и "царь".
           А знак "сокола" обозначал термин "бог".
            Религия солнцепоклонников, что почитали Гора, возникла еще во времена до династических египтян, которые двигались на Север и путем завоеваний объединяли страну.
          Существовало несколько форм бога Гора. Этот культ впитал в себя многие верования. Один Гор был братом Осириса, сыном небесной коровы Хатор.
            Второй Гор - сын бога Осириса и богини  Исиды. Племянник бога Сета.

           Гора почитали в Летополисе,  городе,  что   был расположен недалеко от Мемфиса. Гора почитали в Эдфу. Гора Двух Глаз почитали в Шедену (Восточная Дельта).
            В некоторых египетских мифах  богиня-скорпион по имени Селькит выступает как жена бога Гора.
           Слияние образа Гора с другими богами: Бог Гор Двух глаз, что были представлены Солнцем и Луной был весьма популярен в Египте.
           Бог Гор ассоциировался с богом Харати (Горахути или Гормахис), и назывался Гором  Двух Горизонтов. Этот Гор был объединен с Ра, как солнечный бог Гелиополя и стал называться Ра-Харати.
          В результате символом бога Гора стал не сокол, а солнечный диск. Как золотой Гор он стал богом зари. В Летополисе был храм в честь Гора Безглазого, что символизировало Солнечное затмение. Был также Гор Открыватель Секретов.
         Когда царем Египта был еще  Бог Ра он отправился  в Нубию со своей армией.
         Ра поручил Гору преследовать и покарать врагов. И Гор бросается на них и убивает без пощады. Ра благодарит Гора за победу такими словами: "Ты убивал моих врагов. Ты наполнил воду кровью. Ты сделал воды красными и сердце мое радуется!"
         Затем Гор захватил в плен бога Сета, что возглавлял врагов Ра и привел его связанным к повелителю.
        
         Вышеперечисленные семь  богов правили 12300 лет. Их  информации собранной в личных делах  вышеперечисленных Богов  читатель мог узнать много нового и интересного о каждом из них. Но автор хочет предложить  развитие  событий  в динамике уже не останавливаясь на  «биографии» того или иного Бога.
         И вот как прошли эти  двенадцать тысячелетий…
                ( конец ч.11-1)

© Бровко Владимир, 02.12.2009 в 21:53
Свидетельство о публикации № 02122009215329-00138610
Читателей произведения за все время — 187, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют