Однако, яблочко от яблони... Передалась сыну его, Ивану Свиньину, страсть к риску да азарту. Сперва фартило ему, что ещё больше уверенности в себе придавало. Веруя в свою звезду, отправился Свиньин младший в Петербург. Там и свела его судьба с Афанасием Жулиным, игроком азартным, везучим. Говорили про него люди, что, мол, передёргивает карты, но Иван не особо к глупой болтовне прислушивался.
На второй день своего пребывания в столице выпало Свиньину против Жулина играть. Игра-то простая и особого расчёта не требует - всё от Фортуны зависит. Да видно отвернулась она в тот вечер от Ивана. Казалось бы, что сложного — 21 очко на картах набрать, но без перебора и больше, чем у сдающего. А у Свиньина что ни сдача — всё мимо. Не раз вспоминал несчастный отцовскую приговорку, да зря — к утру долговых расписок на двадцать тысяч Жулину подписал. Что делать? Где деньги взять?
Воротился Свиньин-младший домой, помаялся денёк-другой, и всё отцу рассказал.
Тот долго молчал, а потом спросил: "Когда Жулин за долгом явится?"
"Через две недели обещал нагрянуть", - отвечал бедолага.
Свиньин-старший глубоко вздохнул и произнёс: "Что ж, подождём", - да и пошёл по своим делам.
Спустя две недели приехал Жулин в свиньинское имение. Идёт в дом аки хозяин. Понимает ведь, что таких денег у Свиньиных не будет и достанется усадьба с садиком, да души людские ему, новому помещику Жулину. Слуги ему двери открывают, в зал гостевой приглашают. Вот проходит туда Жулин и видит: посреди комнаты, разложив на столике карты для пасьянса, сидит старик с длинной седой бородой. Присаживайся, мол, барин — показывает — обожди хозяина. Жулин сел к столику, да всё на дверь поглядывает — не идёт ли Свиньин. Однако, нет-нет, да на карты взгляд бросает.
А старик карты к себе рубашкой держит, что-то шепчет и лишь затем на карту смотрит. Не выдержал Жулин, спросил: "Что такое делаешь, старик?"
"Да вот, пытаюсь масть угадать. Не желаешь попробовать? Карту угадаешь — сто рубликов с меня"
"А не угадаю?"
"За первую карту — 2 копейки, за вторую — 4, за третью — 8. Желаешь попробовать?"
"Странный ты старик, - усмехнулся Жулин, - 20 карт угадаю — две тыщи с тебя. Ну давай! Первая пика!"
Старик перевернул верхнюю карту — точно, король пиковый! Жулин руки потирает.
"Вторая бубна" — и снова угадал. Старик брови сдвинул, но карты по одной переворачивает.
Наконец, закончилась колода.
Жулин смеётся: "Ну давай, старик, считать, сколько ты мне должен. Угадал я одиннадцать карт — с тебя тыща сто рубликов. Где деньги брать будешь?"
"Погоди, барин, - говорит старик, - давай теперь и мой выигрыш посчитаем. Двадцать одну карту не угадал, поди. За первую 2 копейки, за вторую — 4, за третью — 8, за четвёртую — 16, за пятую — 32..."
На десятой карте старик насчитал уже 20 рублей, на семнадцатой — больше двух с половиной тысяч. Положив последнюю карту, старик произнёс: "С тебя, барин, сорок две тысячи рубликов. Где деньги брать будешь?" - а затем сорвал с себя бороду да брови наклеенные и перед изумлённым Жулиным предстал Свиньин-старший.
А тут и Иван в покои входит, тоже улыбается.
Жулин закричал не своим голосом, долговые векселя на пол бросил и ну бежать.
А Иван Свиньин за карты больше не садился.
18.03.2009