Неразгаданные тайны Вавилона ч. 10
Путешествие Авраама в страну Кем
В 12 главе Книги Бытия для иудеев, христиан и мусульман как ответ на выше поставленный вопрос пророк Моисей поведал вот такую интересную историю:
«10. И был голод в той земле. И сошел Авраам в Египет, пожить там, потому что усилился голод в земле той.
Но тут автор хочет прервать текст Книги Бытия упрекнуть пророка Моисея записавшего Книгу Бытия по его словам, непосредственно со слов Бога, в неточности перевода божественных слов.
Поскольку во времена Авраама как и еще долго после него, на картах мира не было никакого Египта! Египет это все лишь греческие название страны той древней страны Кем куда собрался идти Авраам.
А о греках во времена Авраама еще никто в древнем мире не слышал. А вот во времена пророка Моисея они уже были на мировой исторической сцене.
11. Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом;
12. и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых;
13. скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя.
Тут тоже прервемся и расскажу читателю о той древней стране Кем к границам которой приблизились Авраам с Сарой.
Многочисленные древнегреческие путешественники побывавшие в стране Кем отмечали труднодоступность получения знаний египтян для постороннего исследователя.
Все знания о религии , структуре власти и законах страны можно было получать только в рамках храмового обучения.
Причем процесс обучения носил ступенчатый характер, включающий посвящение в знание при переходе на следующую ступень обучения.
Такие посвящения по описаниям древнегреческих путешественников позволяли адептам непосредственно переживать обретаемые знания, словесная сторона которых при формальном изучении может показаться либо скучной, либо путанной.
Поэтому историки и обращают внимание на тот факт, что при изучении египетских исторических источников необходимо сопереживать их содержание и вместе с тем обладать смелостью непредвзятого взгляда.
Вот к примеру чем учили египетские жрецы.
«Все что наверху подобно тому, что внизу» Это один из основополагающих принципов в Древнем Египте: закон подобия.
Это же положение содержится в основе тайной иудейской мистической науки Каббалы. Но продолжим о стране Кем…
Египет земной пор мнению египетских жрецов считался отображением Египта небесного.
Местом единения считался Нетер.
Причем Нетер мог пониматься как смысле состояния души, так и в смысле храмовых построек.
Символически Нетер изображался в виде секиры.
Пирамиды, в частности, являлись таким Нетером и отображали Дуат небесный на Земле.
Дуат - царство Осириса. Согласно египетской Книге Мертвых (книге Амдуат) - именно здесь выносится окончательный вердикт душе умершего, если она смогла достигнуть Дуат.
Иероглиф Дуат - круг со звездой в центре. Астрономически Дуат соотносится с районом звезды Ал-Нитак созвездия Ориона.
Отображением этой же звезды является пирамида Хуфу. Таким образом, Мемфисский некрополь есть Дуат земной - отображение Дуата небесного.
Но у нас нет данных о том, что Авраам находясь в стране Кем обучался египетской премудрости при каком либо их храмов, а по сему продолжим чтение Книгим бытия:
14. И было, когда пришел Авраам в Египет, Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая;
15. увидели ее и вельможи фараоновы и похвалили ее фараону; и взята была она в дом фараонов.
Ну и раз речь зашла о фараоне которому понравилась Сара то нам снова надо будет прерваться и сказать нем сказать несколько слов.
Фараон играл в жизни египтян особую роль. Но это слово нельзя перевести, как царь, король или император.
Фараон в стране Кем был верховным правителем и одновременно верховным жрецом.
Фараон был богом на земле и богом после смерти. К нему относились, как к богу.
Его имя не произносилось всуе.
Сам термин "фараон" появился из словосочетания двух египетских слов пер-аа, что означало "дом великий". Так говорили о фараоне иносказательно, чтобы не называть его по имени.
По верованиям египтян первым фараоном был сам бог Ра. За ним правили другие боги. Позже на престоле появляется сын Осириса и Исиды, бог Хор.
Хор считался прообразом всех египетских фараонов, а сами фараоны его земным воплощением. Каждый реальный фараон считался потомком и Ра и Хора.
Полное имя фараона состояло из пяти частей, так называемая титулатура.
Первой частью титулатуры было имя фараона как воплощение бога Хора. Второй частью было имя фараона как воплощения двух владычиц - богини Верхнего Египта Нехбет (изображалась в образе коршуна) и богини Нижнего Египта Уаджет (в образе кобры). Иногда здесь добавлялось "устойчивое явление Ра". Третьей частью имени было имя фараона как "золотого Хора". В четвертую часть входило личное имя царя Верхнего и Нижнего Египта.
К примеру, личное имя фараона Тутмоса III было Мен-Хепер -Ра.
И, наконец, пятой частью титулатуры было то, что можно примерно перевести, как отчество.
Оно предварялось словами "сын Ра", а затем следовало второе имя фараона, например Тутмос-Нефер-Хепер. Именно оно обычно и служило официальным именем фараона.
Также считалось, что фараоны появляются от брака царицы, жены фараона с каким-либо божеством. Родство в династии фараонов велось по материнской линии. Правили не только мужчины-фараоны. В истории известна царица Хатшепсут.
В всех египетских храмах живого фараона воспевали, как бога, молились за его здравие и благополучие. С молитвами к богам обращался и сам фараон.
В представлении самих египтян фараон представлялся как богочеловек. Считалось, что между богами и фараонами существовал нерушимый договор.
Согласно нему боги даровали фараону долголетие, личное благополучие и процветание государства, а фараон со своей стороны обеспечивал богам соблюдение культа, строительство храмов и тому подобное.
Единственный из смертных он имел доступ к богам. Иногда фараон лично участвовал в начале земледельческих работ, что носило священный характер.
Он бросает в Нил свиток с приказом начать разлив, он начинает подготовку почвы для посева, первым срезает первый сноп на празднике жатвы и возносит благодарственную жертву богине урожая Рененут.
16. И Авраму хорошо было ради ее; и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды.
17. Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову.
18. И призвал фараон Аврама и сказал: что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя?
19. для чего ты сказал: она сестра моя? и я взял было ее себе в жену. И теперь вот жена твоя; возьми (ее) и пойди.
20. И дал о нем фараон повеление людям, и проводили его, и жену его, и все, что у него было, (и Лота с ним)».
А теперь уважаемый читатель дайте попробуем разобраться в этой истории самостоятельно.
Кстати в Библии до этого момента ни разу не упоминается Египет как страна или государство.
А по предположению египтологов, путешествие Авраама в Египет имело место при одном из первых царей ХІІ-ой династии, т.е. за 2000 лет до Рождества Христова.
Эта гипотеза основана на сообщении Третьей книги Царств (3Цар.6:1), согласно которому между Исходом из Египта и началом постройки Соломоном Храма прошло 480 лет. Опираясь на внутри библейскую хронологию, можно подсчитать, что Авраам вышел из Харрана около 2091 года до н. э.
Но тут есть один важный нюанс. По мнению большинства исследователей, период в 480 лет носит скорее символический характер (12 поколений по сорок лет).
Кроме того, археологи не обнаружили свидетельств существования на территории Ханаана в XXI—XX веках до н. э. городов, подобных упоминаемым в библейском рассказе о патриархах.
В связи с этим была высказана и новая гипотеза, о том, что семья Фарры могла покинуть Ур около 1740 года до н. э., в период подавления восстания против вавилонского правителя Самсу-илуны, в котором участвовал и Ур.
Следует также отметить, что именование Ура «Уром Халдейским» (Быт.11:31) является анахронизмом, так как халдеи появились в Вавилонии лишь в 1100—1000 гг. до н. э.
По всей видимости, такое обозначение города возникло в период подъёма Ура в правление последнего царя Нововавилонской (Халдейской) династии Набонида (556—539 гг. до н. э.) и было внесено в повествование об Аврааме.
И раз это так, то и давайте вместе с Авраамом перенесемся в тогдашний Египет и сначала в 2090-2080 года, а затем в 1740-1730 года до н. э посмотрим моли ли там произойти с Авраамом те события, которые описаны в 12 главе Книги Бытия.
И тут нам бросается в глаза , что обе даты возможного появления Авраама в Египте попадают на так называемые временя переходных периодов.
Первый переходный периода. Начался ок. 2150—2040 до н. э. Характеризуется распадом Древнего царства Египта на 42 отдельных округа-нома, во главе которых стояли номархи.
Это время смут и анархии (восстания, нападения ливийцев, крах гражданского правопорядка, разграбления гробниц).
Второй переходный период. Начался ок. 1783 до н. э. Так имел место социальный взрыв в Египте (грандиозное восстание бедноты и рабов).
Фактическое это было крушение Среднего царства. Приход к власти XIII и XIV династий в Фивах и в Ксоисе в Дельте, не обладавших реальной властью.
Ок. 1783—1552 до н. э. анархия в стране, приведшая к иноземным вторжениям семитского народа гиксосов, начавших под влиянием движения индоевропейцев медленными волнами занимать Дельты.
Так, что библейские слова о том, что “И сошел Аврам в Египет пожить там..." мог и не оправдаться. А ведь весь расчет Авраама был наверно на то, что Нильская долина Египта, славившаяся своим плодородием, обеспечит его пропитанием.
Теперь о Саре и ее роли в дальнейшей иудейской истории. Авраам очевидно знал, что в Египте нет стабильного порядка и поэтому опасаясь за себя лично и свое имущество, вступил со своей женой Сарой в сговор.
Напомню читателю, что Сара уже в возрасте, ей 65-70 лет, она по прежнему бездетна, а Аварам одержим идеей рождения именно ею своего наследника! Ведь Аврааму сам Бог это пообещал!?
"Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре...". Но ученные библеисты (А.П.Лопухин. Толковая Библия). Считают, «что такой уговор у Авраам с Сарой сделан был гораздо раньше, еще перед самым выходом из Ура Халдейского (20:13), так как Аврам, очевидно, знал нравственную распущенность всех племен, среди которых ему придется странствовать и жить.
“я знаю, что ты женщина, прекрасная видом...” Хотя Саре в это время было уже 65 лет, но так как данный возраст составлял лишь половину всей ее жизни (23:2) и так как, с другой стороны, она была бездетна (11:30), то и неудивительно, что могла до сего времени сохранить привлекательную красоту.
“и когда египтяне увидят... убьют меня, а тебя оставят в живых...”
В этих словах видно знание современных той эпохе обычаев и нравов Египетской страны, где муж красивой женщины убивался, а самая жена бралась в гарем; в особенности широко все это практиковалось с переселенцами из Аравии, женщины которых сильно выигрывали в красоте по сравнению с довольно безобразными египтянками и ефиоплянками.
"скажи же, что ты мне сестра..." В этих словах Авраама не было полного обмана: во-первых, потому, что на Востоке слово “сестра” не имеет того узкого смысла, который соединяется с ним у нас, а означает близкое родство вообще, в понятие которого входят все двоюродные братья и сестры, а также и племянники с племянницами; во-вторых, и потому, что Сара и в самом деле доводилась Аврааму или сводной сестрой, или племянницей (20:12).
"дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя..."
“Это — весьма трудное место: оно одно из тех мест Библии, которые доказывают необычайную правдивость священной летописи, именно явным указанием слабостей, иногда даже преступлений, величайших и святейших мужей Ветхого Завета, Аврама, Иакова, Давида, Соломона и др.” (Властов).
Как бы мы ни оправдывали поступка Авраама, но однако не в состоянии уничтожить в нем некоторого элемента малодушия и хитрости.
Единственным оправданием его служит лишь грубость нравов той эпохи, позволявшая смотреть на брачный вопрос слишком широко и снисходительно, и безвыходное положение Авраама, заставлявшее его прибегнуть к меньшему злу, чтобы избегнуть большего — собственной погибели и полного порабощения Сары.
Впрочем, святой Иоанн Златоуст в этом добровольном соглашении супругов и взаимном пожертвовании их своими интересами ради общего блага (один — правами мужа, другая — достоинством верной жены) видит венец их супружеской любви и образец, достойный подражания.
Предположения Авраама не замедлили осуществиться со всею точностью и его план спасения удался как нельзя лучше.
"И увидели ее вельможи фараоновы.” Вельможи — в еврейском тексте выражено словом “принцы” (sarej), что вполне согласно и с историей, свидетельствующей о принадлежности египетских царедворцев к высшим кастам страны.
"Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его..." Какими именно, неизвестно; но по аналогии случаев, можно думать, что теми же, как впоследствии и дом Авимелеха, т.е. бесплодием (Быт. 20:18).
"И я взял было ее к себе в жену..." Отсюда можно заключать, что Промысел Божий сохранил супружескую чистоту Сары, которая жила при дворе фараона еще пока только для испытания.
"И дал о нем фараон повеление..." Так и из этого нового искушения праведник выходит полным победителем.
И все, “кто видел, как он прежде, побуждаемый голодом, шел в Египет со страхом и трепетом, а теперь возвращался оттуда с такой славой, обилием и богатством, познавали из этого силу Божия о нем промышления” (святой Иоанн Златоуст)!.
Но оставим ученых богословов и вернемся к истории Египта и Месопотамии выходцами с которой были Авраам и Сара.
Знакомясь в Библии с историей путешествия Авраама в Египет, читатель должен помнить, что Авраам ушел с Харрана в Ханаан, не как это изображается Библии (как простой пастух), а как потомственный священник храма бога Сина в г. Уре Халдейском.
И это право перешло к Аврааму после смерти его отца Фарры., как к старшему сыну.
И с г. Харрана он вышел не один с женой, походной палаткой и парой коз и баранов, а с целым отрядом хорошо вооруженных рабов и домашних слуг .
Эти люди перешли к ему когда после смерти Фарры братья Авраам и Нахор разделили его наследство.
Историки докопали в Египте не только до открытия тайн Пирамид, а и расшифровали египетскую письменность, после чего с удивлением обнаружили, что в Египте были законы, которыми в частности регулировались и брачно-смейные отношения.
Поэтому предлагаю небольшое отступление о брачно-семейных отношениях в Древнем Египте из которого видно что выводы А.П. Лопухина о то, что «Единственным оправданием (Аврама) служит лишь грубость нравов той эпохи, позволявшая смотреть на брачный вопрос слишком широко и снисходительно» были преждевременны. А снисходительны мы должны быть к А. Лопохину, поскольку в стране Кем вопросы брака были давно урегулированы законами.
Брак в стране Кем заключался на основе договора от имени мужа и жены.
Договор определял и правовой режим имущества, принесенного женой в виде приданого: оно оставалось собственностью жены.
Допускалась также передача жене всего имущества семьи.
В Кем (Египте) довольно долго существовали пережитки матриархата, что сказывалось на относительно высоком положении женщины в семье.
В Кем ( Египте) Египте свободно для обеих сторон осуществлялся развод.
Египетское право знало наследование по закону и по завещанию.
Наследниками по закону были дети обоего пола. Завещание могли составить как муж, так и жена.
А теперь, с учетом того, что Сара в глапзах египтян были знатной иностранкой ( «сестрой жреца храма Бога Сина») из Вавилонского царства посмотрим как обстояли дела с брачно-семейными отношениями в Вавилонии, точнее сказать, в тех государствах что периодически возникали в Месопотамии с административным центром в г. Вавилоне.
А там брак был действительным только при наличии письменного договора, заключенного между будущим мужем и отцом невесты.
Семейные отношения строились на главенстве мужа.
Жена за неверность подвергалась суровому наказанию.
Если жена была бесплодна, муж мог иметь побочную жену. Однако замужняя женщина не была бесправна: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на приданое, имела право на развод, могла вместе с детьми наследовать имущество после мужа.
Довольно сильная власть отца над детьми проявлялась в возможности продавать их, отдавать в качестве заложников за долги, отрезать язык за злословие на родителей. Тем не менее, закон ограничивал эту власть.
Так, отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления. Законы Хаммурапи признают усыновление детей.
Наследование по завещанию уже имеет силу, но с известными ограничениями. Преимущественным способом наследования является наследование по закону.
В качестве наследников выступали: дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.
А теперь давайте снова перечтем строки 14-20 12 главы Книги Бытия. Как видим картина проясняется.
Авраам выдав свою жену за сестру, подписывает от ее имени с ее мужем, очевидно Номархом той области Египта, где он решил поселится, письменный договор, по которому получил за Сару и большой калым.
Но, когда оказалось, что Сара (хотя и красива, как 65 летняя женщина, хотя и сам египетский номарх тоже мог быть немолод, раз он выбрал Сару), безнадежно бесплодна, то супруги и приняли решение о разводе.
По новому договору Саре досталась и часть имущества египетского мужа, что в сумме с ранее полученным Авраамом за нее калыма уже составило то имущество о котором в Библии написано Святым Иоанном Златоустом:
“кто видел, как он прежде, побуждаемый голодом, шел в Египет со страхом и трепетом, а теперь возвращался оттуда с такой славой, обилием и богатством, познавали из этого силу Божия о нем промышления”.
Вот тут конечно все верно, за исключением «Божия о нем промышления». Тут скорее всего был обычный расчет практического Авраама
Но мы рассмотрели вопрос о пребывании Авраама и Сары в стране Кем (Египте) только с точки зрения русской православной церкви, сравнивая ее с историей Египта.
Но, в иудаизме есть и своя, особая точка зрения, рассказанная в так называемых иудейских народных преданиях.
Одно из них опубликовано на сайте МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр (http://www.machanaim.org/tanach/_irassk/ir0.htm#9)
ИСТОРИЯ ПРО ТО, КАК АВРААМ И САРА СПУСКАЛИСЬ В ЕГИПЕТ
«Однажды во всем мире случился голод. И в земле Ханаанской, где жил Авраам, тоже нечего было есть. Осталось много еды только в одном месте - в Египте. И тогда Авраам решил: чтобы не умереть с голоду, нужно пойти в Египет и достать там еды. Взял он свою жену Сару, своего племянника Лота, и они отправились в путь.
И вот, когда они подходили к границам Египта, Авраам испугался и сказал Саре:
- Ядати ки иша йефат-мар'э ат. - Вот ведь ты красивая женщина. И когда египтяне увидят тебя, то, может, захотят взять тебя в жены. И тогда они убьют меня, потому что не может быть у женщины сразу два мужа, а в Египте так делают: убивают человека, чтобы забрать его жену. Египтяне ведь очень плохие люди. Давай поэтому говорить, что ты моя сестра.
И еще Авраам придумал вот что. Он спрятал Сару в большой-большой сундук и запер сундук на замок.
И подошли они к границе Египта. А на границе стояли слуги фараона, царя египетского. Они проверяли, кто что везет, и брали за это налог, плату за провоз. И спросили они Авраама:
- Что здесь у тебя в этом большом сундуке? Надо же взять налог с того, что ты там везешь.
Авраам отвечает.
- Возьмите налог, как будто там пшеница.
Он хотел заплатить деньги, чтобы они не открыли сундук и не увидели Сару. А они говорят:
- А может, у тебя там не пшеница, а разноцветные ткани? Ведь с тканей нужно брать налог больше, чем с пшеницы.
Авраам отвечает:
- Ну хорошо, возьмите налог, как будто там разноцветные ткани.
Тогда слуги фараона говорят:
- А может, ты везешь не ткани, а золото? Тогда ты должен заплатить еще больше!
- Возьмите столько денег, как если бы там было золото! - отвечает им Авраам.
- А вдруг у тебя там бриллианты, рубины или другие драгоценные камни?
- Берите налог, будто так и есть.
Тогда слуги фараона говорят:
- Ну и ну! Наверное, у тебя в сундуке что-то совершенно замечательное, раз ты согласен заплатить за него как за драгоценные камни. Надо посмотреть. Открывай сундук!
Делать было нечего. Сундук открыли, и свет разлился по всему Египту. И увидели они Сару.
Поразились слуги фараона ее красоте и сказали:
- Такая красивая женщина подходит в жены самому фараону.
И забрали Сару во дворец фараона, и фараон захотел жениться на Саре.
Вот этого Авраам никак не ожидал. Он думал, что если какой-нибудь египтянин захочет взять Сару в жены, а Сара скажет, что она сестра Авраама, то египтянин начнет ходить к ним в гости, посылать подарки и просить отдать Сару ему в жены.
А за это время Авраам надеялся успеть закупить еды и убежать с Сарой куда-нибудь.
Но он никак не думал, что слуги фараона просто так придут и заберут Сару во дворец. И Авраам был в великом горе.
Но hаШем заступился за Авраама. Он наслал на фараона страшную болезнь, и все тело фараона покрылось ужасными язвами. И сказал hаШем фараону, чтобы тот немедленно отдал Сару Аврааму, потому что Сара - жена Авраама.
И фараон понял, что hаШем защищает Авраама, и испугался фараон hа-Шема.
Позвал он Авраама и спросил:
- Почему же ты не сказал мне, что Сара твоя жена?
А Авраам ответил:
- Я боялся, что меня убьют, чтобы жениться на Саре.
Тогда фараон сказал:
- Вот жена твоя, бери и уходи.
И излечил hаШем фараона от язв.
И дал фараон Аврааму много еды, подарков, ослов и верблюдов - он боялся, что Авраам будет просить haШема наказать его еще раз.
И приказал фараон своим солдатам, чтобы они проводили Авраама и Сару до границы Египта, чтобы никто не обидел их по дороге.
Вот так Авраам, Сара и Лот вернулись в землю Ханаанскую.
(конец ч.10-1)
Карты и картинки смотреть по данной ссылке:
http://h.ua/story/239852/