Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"Шторм"
© Гуппи

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 305
Авторов: 0
Гостей: 305
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Иверская икона Божией Матери ч.10 (Очерк)

                                              
                             ч.10

        Следующей в  списке чудотворных  икон Божией  матери  написанных с московского списка с Афонской Иверской иконы  Божией матери  была  Иверская икона Божьей Матери в Молчанской Софрониевой пустыни (Курской епархии) (XVII–XVIII века). Теперь это  место вблизи г. Путивля  Украина.
     Об истории Молчанской Софрониевской пустыни автор уже писал в отдельной работе и поэтому  тут повторяться считает неуместным. А  особо любопытных отсылает к оригинальной статье  находящейся  по следующей  ссылке:
http://www.narodnapravda.com.ua/history/4a244bc4545e8/
     Так сложились исторические обстоятельства,  что о Иверской иконе Божьей Матери в Молчанской Софрониевой пустыни остались только  документальные описания. А сама она была  уничтожена большевиками при разграблении  монастыря  в 1919-1920 годы.
  Сама ж икона была  принесена в эту пустынь в 1713 году сумским казачьим атаманом Луканом Константиновым.
   Как всегда  церковное предание утверждает, что сделано  это было Луканом Константиновым «  по особому явлению Божией Матери, о чем подробно говорится в надписи, вычеканенной на большом, круглом серебряном киоте, в котором помещается св. икона».
   Оклад на этой иконке был  украшен жемчугом и драгоценными каменьями, а корона осыпана бриллиантами.
   Икона помещалась  над царскими вратами в круглом, сребропозлащенном киоте с семью финифтяными образами по краям.
   Во время пения соборных акафистов и вообще для прикладывания св. икона торжественно спускается на шелковых шнурах.
    Кроме устных преданий есть и письменные известия о многих случаях исцелений от этой св. иконы.
    Вот два таких случая.
    Коллежский ассессор и московский именитый купец Дометий Диомидов Мещанинов в письме, присланном из Москвы от 23 января 1801 года к архимандриту Феодосию, изъявляет свое усерднейшее благодарение Господу Богу и Пречистой Богоматери за полученное им на 71-м году жизни исцеление от каменной болезни и от подагры, после совершения акафиста в его доме в Москве пред чудотворною Иверскою иконою Божьей Матери, находящеюся в Софрониевой пустыни и бывшею в упомянутом году, по особому случаю, в Москве с архимандритом.  
    Воронежской губернии города Боброва купеческая жена Любовь Андреева Григорьева, прибыв в пустынь 7 августа 1813 года с двухлетним сыном своим, объявила при многих сторонних свидетелях и старцах обители о полученном её сыном исцелении от жесточайшей болезни после нескольких откровений и явлений, бывших ей в сонном видении, о том, чтобы она пришла в эту пустынь и отслужила молебное пение с акафистом пред св. Иверскою иконою Божией Матери.  
   Следующая  в нашем  списке чтимых  копий ( списков) Иверской  иконы  Божией Матери  идет  Нижегородская Иверская икона (1672 год)
   О ней  в дореволюционной  церковной литературе можно найти следующие данные.
«Иверская икона Божией Матери – в Нижнем Новгороде, в кафедральном соборе, местная первая на левой стороне иконостаса, в серебряном окладе.
    Бывшая при ней медная позолоченная дощица, находящаяся в соборной ризнице, имеет на себе следующую надпись: «7180 (1672) года писал сей образ на Москве Государев иконописец Пимин Федоров, по прозванию Симон Ушаков, в Великий Нижний Новгород, по обещанию в соборную церковь благолепного Преображения Господня при первопрестольнике великом господине преосв. Филарете, митрополите Нижегородском и Алатырском, а отпущен сей образ с ним великим господином, егда первее иде прияти свой святительский престол»
    (Филарет был архимандритом Владимирского Рождественского монастыря и в 1672 году рукоположен был на новооткрытую нижегородскую кафедру).
    Подобная надпись есть и внизу самой иконы. Икона мерою значительно более подлинной афонской и даже Иверской у Воскресенских ворот (2 аршина 7,5 вершков высоты и 1 аршин 13,5 вершков ширины). На ней нет апостолов и ангелов»
Но вот  где  икона находится сейчас, после  почти 70 летнего атеистического правления  в СССР? К счастью иконе удалось пережить СССР и  ее следы  отыскались в  ныне  восстановленном Иверском  женском  монастыре, что находится недалеко от г. Нижний Новогород.
     В монастырских  документах о  возникновении монастыря  сказано следующее:
     «По приезде в Выксу в конце 1863 года, о. Варнава вместе с Кокиным и Бородачевым занялись приискиванием места для постройки богадельни, из которой в недалеком будущем должна была возникнуть чудная, благоустроенная Иверская обитель и сделаться предметом благоговейного удивления всех…
     С наступлением весны 1864 г. при Выксе начата была постройка богадельни, оконченная к осени того же года.
     Так в 1864 году возникла Выксунская женская богадельня, в которой могли найти себе приют сначала 12 женщин и юродивый Димитрий».
     Буквально на первых страницах Летописи монастыря названы имена благочестивых выксунцев: Дмитрия Пивоварова, Егора Васильевича Кокина и его жены Наталии Яковлевны, Алексея Яковлевича Бородачева и его жены Екатерины Петровны, заботами и денежными пожертвованиями которых была начата история нашей обители».
     Почему же возникла необходимость  в строительстве Богадельни. По-современному -  дома престарелых?
     Ответ находим в той же  дореволюционной  летописи монастыря:
     «Обитель воздвигнута в центральной местности по отношению к заводским селениям, жители которых состоят не из одних только православных, а из большаго числа раскольников и даже иноверцев.
     Здесь вследствие заражения расколом и постоянной суетной деятельности, многие из православных холодно относятся к церкви и ее уставам».
     Несомненно, истинные патриоты православия переживали за духовно-нравственное состояние своих земляков, молились, и Царица Небесная благословила встречу выксунских купцов со старцем пещер Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры иеромонахом Варнавой, который и явился строителем Иверского монастыря на Выксе.
     После  отмены крепостного права в 1861 году  для значительного числа женщин монастыри оказывались единственным убежищем от нищеты и гибели, давая возможность продолжать жить, удалившись от мирских забот и суеты.
     Маленькая богадельня постепенно обустраивалась и расширялась. 25 мая 1865 года старец Варнава прислал икону Божией Матери, именуемую «Иверская» и новоустроявшаяся обитель была названа «Иверской».
      Число обитательниц ее достигало к этому времени более 50 человек.
      К 1873 году положение Иверской богадельни упрочилось и хозяйственно укрепилось.
      В это время здесь проживало уже свыше 100 сестер.
      В 1886 году женская община возле Выксы получила статус третьеклассного монастыря.
     К 1910 году не только ансамбль монастыря окончательно сформировался, но полностью была устроена хозяйственная часть обители.
     Для о.Варнавы строительство монастыря было одним из основных дел всей его жизни. Он посвятил этому более 40 лет.
     Монастырская летопись  пишет:«Строительство монастыря резко уменьшало безработицу среди простого народа, воспитывало страх Божий, почитание к начальствующим, сдерживало народ от революционных выступлений. Батюшка Варнава сподобился при жизни увидеть благолепные храмы и келейные корпуса, и другие постройки обители.
    Соборный Иверский храм имел 6 престолов: центральный – Иверской иконы Божией Матери, правый придел – Святителя Василия Великого и прп.Ксении Римляныни, левый придел – Святителя Николая Чудотворца и прп. Сергия Радонежского. В подземной части храма или пещерах также располагалось три престола: центральный – Собору Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, правый придел – Первоверховного апостола Петра и мученицы Агриппины, левый придел – Прп. Герасима Иорданского и преподобномученицы Анастасии Римляныни.
     Пятиглавый Успенский храм освящен в честь Преславного вознесения Божией Матери на небо по Ее успении (празднование 17/30 августа). Примыкающее к Успенской церкви богадельное здание состояло из двух этажей. Верхний этаж состоял из шести палат, кроме прихожей, необходимых других больничных комнат. Из больничного коридора дверь вела на хоры и больные свободно могли быть за богослужениями, стоя на хорах. Нижний этаж составлял богадельню из шести палат для престарелых сестер и трапезная для них.
     Наиболее крупным и значительным сооружением монастыря стал пятиглавый, каменный соборный храм во имя Живоначальной Троицы, построенный по проекту архитектора И.А.Виноградова, заложенный в восьми саженях от Иверского храма. Вместительность храма рассчитана на 6000 человек, он имел два придела: правый – в честь Вознесения Господня и левый – Всех святых.
     В 1876 закончилось строительство четырехярусной колокольни, на котрой размещалось 18 колоколов ощим весом более 2000 пудов. Самый большой колокол весил 1076 пудов.
     В вернем этаже колокольни были помещены часы с особыми колоколами, которые каждую четверть часа выигрывали: «Кто тя может избежать смертный час?» К боковым сторонам колокольни примыкали два каменных здания. В первом помещалась лавка для продажи книг и утвари, где в настоящее время находится действующая Иверская церковь, а во втором здании жили две сестры-звонарницы (в настоящее время не сохранилось).
     В монастыре были большие фруктовые сады, клумбы с прекрасными цветами, которые иногда были расположены так, что можно было прочитать слова, например, «Боже, Царя храни».
     Необычайной красоты цитрусовые плодоносящие деревья и другие, диковинные для нашей местности растения можно было увидеть в зимнем саду.
     Существовал монастырский магазин, где находилось потребное как для богатых посетителей, так и для бедных: нитки, бархат, ткани и прочее; а также продукты монастырского изготовления: творог, сыр, овощи, фрукты, соленья, колбасы и другие мясные деликатесы.
     Согласно монастырскому уставу, сестры монастыря мясные продукты никогда не употребляли (это устав всех православных монастырей). Тихо и спокойно текла жизнь в обители. К 1917 году в ней проживало 85 монахинь и 395 послушниц, не считая кандидаток, проходящих монастырский искус».
     После революции 1917 года Выксунский Иверский монастырь не избежал печальной участи других российских монастырей.
     В 1919 году обитель была закрыта. В ее зданиях разместились учреждения новой власти, различные учебные заведения, мастерские и т.п. Часть построек была использована под жилье. Культовые здания, рассматривавшиеся теперь как символ чуждой идеологии, ликвидировались, или же им придавался гражданский вид.
     В 1923 году, исходя из декретов республики для борьбы с голодом в Поволжье, из монастыря было изъято много золотых и серебряных крестов, окладов, икон, книг с драгоценными камнями.
     Ненужные с утилитарной точки зрения сооружения разбирались. Так, кирпич, оставшийся от разборки в 1925-1929 годах монастырских стен и Иверского храма, использовался при постройке Дворца культуры металлургов, поликлиники и роддома. В эти же годы был разобран свод Успенской церкви, взорван Троицкий собор и колокольня. Потерявший свое первоначальное назначение комплекс зданий монастыря получил наименование поселка имени Лепсе.
     Постепенно территория его, имевшая теперь множество «хозяев», все более захламлялась, облик зданий искажался. Некогда образцовое монастырское хозяйство было, в конце концов, полностью разорено
     14 октября 1992 г. на праздник Покрова Пресвятой Богородицы была зарегистрирована община церкви Иверской Божией Матери, а 25 февраля 1993 г., в день праздника иконе Иверской Божией Матери была отслужена первая Божественная Литургия в одном из зданий разрушенного монастыря.
     Так затеплилась молитвенная свеча о возрождении поруганной святыни. С неустанным усердием, во главе со священником о.Александром(Куликовым), многочисленные члены общины, привлекая своих родных и близких, трудились на расчистке руин Троицкого собора,
     25 октября 1996 г. - день празднования Иверской иконе Божией Матери митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай объявил днем открытия Выксунского Иверского женского монастыря, направив из Серафимо-Дивеевской обители сестер для начала монашеской жизни.
     Богослужения в монастыре стали совершаться по монастырскому уставу, установилось чтение неусыпаемой псалтири, общая трапеза, правило для сестер. В воскресные дни перед Божественной Литургией служится молебен Иверской иконе Божией Матери с акафистом на распев.
     Постепенно ремонтируются здания и келлии, очищается и благоукрашается переданная территория.
     Сегодня в Иверской обители проживает 13 сестер, имеется подсобное хозяйство и огороды. Имеется также и библиотека, которую посещают не только сестры обители, но и студенты Духовного училища, а так же многие выксунцы.
     Самая главная святыня монастыря – это сохранившаяся от времен старой обители чудотворная Иверская икона Божией Матери, написанная сестрами монастыря.
     Не менее почитаемая святыня – это частица мощей прп. Варнавы Гефсиманского и сохранившаяся его личная епитрахиль.
     Более плждробно исторю монастьыря  можно  узнать по следующей ссылке. http://gorod.wyksa.ru/gorod/ivmonast.php
     Но Иверскую Икону  Божией Матери  находящуюся Выксунском Иверском женском  монастыреe  по-прежнему чтут и в Нижнем Новгороде.
     Вот как это проходит ежегодно.
     25.10 2004 31 октября прибудет в Нижний Новгород Иверская чудотворная икона Божией Матери  (инф. Нижегородской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата)
     Местночтимая Чудотворная Иверская икона Божией Матери прибудет в Нижегородский Печерский монастырь из Выксунского Иверского женского монастыря 31 октября. После каждой Божественной литургии будет совершаться молебен с акафистом перед иконой Иверской Божией Матери и крестный ход.
     Во время вечернего богослужения богомольцев будут помазывать освященным елеем от лампады Чудотворного образа. По средам и пятницам в 12:00 час.  в монастыре будут совершаться особые молебны об исцелении болящих перед Иверской иконою. Икона Пресвятой Владычицы будет прибывать в Печерской обители до 1 декабря 2004 года.
              ( конец  10 части)


© Бровко Владимир, 28.10.2009 в 18:52
Свидетельство о публикации № 28102009185241-00133092
Читателей произведения за все время — 310, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют