Другие знаменитые иконы Иверской Божией Матери в России
В предыдущих частях ( 7 и 8) этой работы мы выяснили, что в Москву в 1648 и 1656 годах непосредственно с Афонского Ивенского мужского монастыря было прислано 2 списка с Иверской иконы Божией Матери. И мы детально рассмотрели судьбы каждого их них.
Но, если с Валдайской Иверской иконой Божией Матери ситуация прояснилась до конца, то с первым, московским списком ситуация запуталась. В самой Русской православной церкви не могут разобраться о том, где затерялся первый список с Афонской Иверской иконы Божией Матери.
Чтобы немного прояснить эту ситуацию автор перед изложением историй других икон Иверской Божией матери предлагает вернуться к этой теме, и с учетом одной из версий на которой настаивают монахи Николаевского Перервинского монастыря попробовать ответить на вопрос:
Где же находится первый список с Афонской Иверской иконы Божией Матери
Тут нам снова надо будет немного вернуться назад и сказать, что начало и происхождение Иверской иконы Богоматери в часовне при Воскресенских воротах в Москве сокрыто от нас туманной завесой времени, как, кстати, и происхождение многих других чудотворных икон.
Часовня Иверской Божией Матери у Вознесенских ворот в Москве, в которой якобы находился этот чтимый в народе образ, принадлежала Николаевскому Перервинскому монастырю.
До революции 1917 года была написана на основе изучения монастырских архивов история вышеназванного монастыря, но и там автор этой книги вынужден был в отношении списка Иверской иконы Божией Матери находящейся в самом монастыре признать, что: «Как и когда сей образ в помянутой часовне обрелся, того неизвестно»?
Тем не менее из сохранившихся документов Николо-Перервинскаго монастыря видно, что часовня между Неглинских (теперь Воскресенских) ворот построена от этого монастыря около 1659 для подаяния, православных христиан того монастыря в церковь, и при ней постоянно находился монастырский старец.
По всей вероятности, прямо или вскоре после построения часовни поставлен был в ней список Иверской иконы Богоматери. Но вот какой?
С предыдущих частей мы уже знаем, что оригинальный список 1648 г. сначала был в царской семьи, а потом достался по наследству от матери, царице Софье Алексеевне и, по мнению многих историков досих пор хранится в Новодевьичем монастыре у гробницы царевны Софьи.
Если это принять как установленный факт, то сразу возникает новый вопрос: «А, что за образ хранился в самой часовне у Вознесенских работ?»
Из сохранившихся документов видно, что Иверская часовня была обращена лицом к Красной площади и находилась при внутренней стене ворот до 1680 года.
Снаружи же, в простенках этих ворот стояла лавка, сначала принадлежавшая вдове Василисе Афанасьевой, а потом перешедшая по завещанию к Перервинскому монастырю.
Эта монастырская лавка стояла до 1680 года, когда Неглиненския ворота за ветхостью были разобраны.
На месте прежде бывшей снаружи ворот и разобранной лавки Перервинскаго монастыря и была поставлена часовня этого монастыря с Иверскою иконою Богоматери:
Т.е. еще один список с Афонской Иверской иконы Божией Матери в самой часовне был размещен примерно в 1680г. т.е. через 32 года после появления первой копии в Москве.
Эта последняя копия с Московской Иверской Иконы Божией Матери уже стала среди жителей Москвы особо чтима. И именно ее носили по домам граждан для исцеления больных.
В 1735 году эта копия образа Московской Иверской иконы Богоматери в Иверской часовне впервые был облечен серебряною ризою на подаяния доброхотных жертвователей.
В 1738 году была переведена с греческого на славянский язык и служба Иверской Божией Матери.
В дореволюционых описаниях этой копии Иверской иконы Божией матери отмечается, что убрус иконы и венцы, украшены дорогими каменьями и жемчугом.
На самой иконе имелись так называемые привески: один российский золотой и другие монеты, серьги, два креста.
В том же дореволюционом описании Иверской часовне мы находим, что в часовне было две иконы Иверской Божией матери. Более старый список очевидно 1680г. и более новый.
Он находился по левую сторону от старого образа Иверской Богоматери и списан с него. Отличается он от старого списка тем, что на нем поля и оплечья серебряные чеканные.
На старом списке Венец на Спасителе был чеканный серебряный, а венец на Богоматери чеканный серебряный с изображением херувимов и ангелов; убрус и ожерелья, низанные жемчугом, украшены дорогими каменьями, внизу у Богоматери и Спасителя поднизаны изумруды (46 штук), рублевики, полтинники и другие монеты.
Но тут, нас снова ожидает разочарование. Так как тот список, который мы называем старым в самой описи имущества Иверской часов за 1748 года называется «новым», то, значит, сделан незадолго до этого времени.
Около 1758 года настоящая Иверская икона Божией Матери была еще более украшена драгоценными камнями и жемчугом от привесных вещей. Над челом Ее на убрусе стали блистать звезды из бриллиантов.
По описи 1763 года по обеим сторонам короны Богоматери были два ангела серебряные, чеканные, местами позолочены, на обоих ангельских венцах 16 алмазов; весу серебра в ризе и венцах было 35 фунтов 24,5 золотника.
На новый список иконы Богоматери сделана серебряная позлащенная риза из тех же привесков, да госпожа Татьяна Абрамова Юшкова собрала на этот предмет от разных деталей 100 рублей. На ризе этой иконы была сделана следующая надпись:
«Совершися риза сия при державе Благочестивейшия Самодержавнейшия Великия Государыни Императрицы Елисавет Петровны всея России и при наследнике ея внуке Петра I благоверном Государе и Великом Князе Петре Феодоровиче и супруге его благоверной Государыне и Великой Княгине Екатерине Алексеевне и благоверной Государыне и Великой Княжне Анне Петровне, сделана же от подаяния доброхотных и добролюбивых дателей и к Ней Божией Матери усердие имеющих, в бытность игумена Кирилла, искусством и художеством благолепия церковного производителя Василия Матвеева сына Щукина от Р. X. 1758 года месяца Ианнуария».
Весу серебра в этой ризе было 27 1/2 фунтов; из украшений ее особенно выдавались две фигуры на убрусе Богоматери: одна на подобие солнца, другая на подобие 12 звезд; в средине их была луна, все это из бриллиантов и дорогих каменьев.
В 1782 году найдено было необходимым разобрать прежде устроенную каменную Иверскую часовню: вместо нее сделана деревянная более вместительная.
В 1801 году она была одета снаружи со всех сторон белою английскою жестью с бронзовыми по местам барельефами, покрыта белым же листовым железом, а наверху поставлен ангел с крестом, вылитый из меди и вызолоченный чрез огонь.
Еще в 1777 году донесено было перервинским начальством митрополиту Платону, что низанный жемчугом убрус на образе Божией Матери, находящемся в Иверской часовне, от долгого времени и частого ношения иконы в дома осыпался.
В 1788 году преступлено было к устроению новой ризы. Работа была разделена между троими мастерами.
Драгоценные камни и жемчуг, составлявшие прежнее украшение иконы, употреблены ювелиром Авраамом Вернбергером на новые украшения, с прибавлением некоторой части нового материала. Корона сделана из драгоценных камней на серебряной основе, а риза, венцы и поля – из золота.
На золотых полях вставлены на финифтяных кругах изображения апостолов (всех двенадцати) и других святых ветхо- и новозаветных. Наверху по сторонам короны на тех местах, где по прежней описи были ангелы, сделаны два финифтяных украшения с надписями.
На одной стороне над правым плечом Богоматери сделана греческая надпись, означающая по-русски «Матерь Божия, Вратарница Иверская, милостивая»; на другой стороне – «Устроена вновь cиa риза и поля с венцами из злата и короною из драгоценных камней по усердию благочестивого вкладчика, тщанием же Святейшего Правительствующего Синода Члена, Их Императорских Высочеств в законе учителя, преосвященнейшего Митрополита Московского и Калужского, Свято-Троицкия Сергиевы лавры Священно Архимандрита Платона в 1790 году. Весу во всем окладе и венцах 27 фунтов и 59 золотников , золото каждый золотник по три рубля и шестидесяти и пяти копеек, а всего 9 тыс. 677 рублей 97 копеек, кроме работы и прочего».
И так все было в целости и сохранности, пока, не наступил 1812 год и не началась Отечественная вона 1812-1814 годов. Именно в этот период историки отмечают первый факт утраты одной из копий Иверской иконы Божией матери, что хранились в Иверской часовне у Воскресенских ворот.
Церковными историками утверждается, что «в 1812 году, во время нашествия французских полчищ, когда жители бежали из Москвы в виду наступавшего неприятеля, чудотворная Иверская икона Богоматери была вывезена во Владимир преосвященным Августином, управлявшим тогда московскою епархиею».
Но, так ли это, мы узнаем из свидетельства Архимандрита Перервинского монастыря Лаврентия, который так описал эти события:
«Первого числа сентября, – пишет современник, архимандрит Перервинский Лаврентий, – в воскресенье, в 12 часу вечера преосвященный Августин получил письмо от главнокомандующего в Москве графа Ростопчина о том, что по причине нечаянного решения князя Кутузова отдать столицу неприятелю, объявляется преосвященному Высочайшее повеление немедленно выехать из Москвы по Владимирскому тракту, взяв с собою три иконы Божией Матери: Владимирской, что в Успенском соборе, Иверской и Смоленской.
Преосвященный тотчас послал секретаря своего в Успенский собор за иконою Владимирской Богородицы; икона Смоленская уже была вывезена преосвященным Иринеем, епископом Смоленским; а за иконою Иверскою послал меня.
Я приехал в часовню хотя и в ночное уже время, однако же, застал многих, то выходящих, то входящих в часовню для поклонения чудотворной иконе; а горящие свечи разливали яркий свет вдоль самой улицы.
Посему, чтоб неприметно оную икону, так сказать, скрыть от молящихся, приказал я бывшему тогда иеромонаху Исааку облачиться в священническую одежду, нести пред иконою зажженную свечу и с пением псаломщиками Богородичных стихов перенести икону в кельи монашествующих, сказывая другим, что икона подымается для болящего, как то обыкновенно бывает, а на место нее поставить список той иконы, что, беспрепятственно от народа, было исполнено.
Икона, по принесении в кельи, положена была в приготовленный ящик и отправлена в дом преосвященного.
В ночь, весь город находился в беспрестанном движении, а зарево с Можайской стороны освещало до половины неба, так что на улицах от него было светло.
По возвращении моем в дом преосвященного, Владимирская икона Богородицы была уже привезена.
И так преосвященный, испросив себе Божеское благословение и поручив бедствующий город небесному покровительству, отправился с обеими иконами из Москвы во Владимир, в 2 часа утра, 2 сентября, в понедельник».
Из Владимира архиепископ Августин отправился 10 сентября в Муром, откуда 23 октября прибыл опять во Владимир, а 27-го числа святые иконы торжественно провожены из этого города в Москву.
В 1818 году государь император Александр Павлович пожертвовал на убрус Иверской иконы Богоматери звезду с большим сапфиром, осыпанную 22 бриллиантами и розами, ценой в 8500 рублей.
Список с древней Иверской иконы Богоматери, богато украшенный в 1758 году и оставленный вместо настоящей иконы в часовни в 1812 году пред вступлением французов в Москву, впоследствии не найден, и по выходе неприятеля из столицы в часовне все оказалось обезображенным.
По обновлении сделан был новый список с настоящей Иверской иконы и облечен модною позлащенною ризою;
В 1851 году сделана для него новая серебряная позлащенная риза с венцами, богато украшенными жемчугом и драгоценными камнями, из привесков к Иверской иконе, а прежняя отдана доверенному от московского мещанского общества Дмитрию Михайловичу Рыбникову: для Новоиерусалимскаго монастыря сделан упомянутым обществом точный список Иверской иконы, что в часовне у Воскресенских ворот, и на него возложена полученная от часовни риза со списка Богоматерней иконы.
Этот образ поставлен в Новоиерусалимском монастыре 24 мая 1852 года.
Справка:
Новоиерусали́мский монасты́рь (Воскресенский Новоиерусалимский) — исторически ставропигиальныймужской монастырь близ Истры Московской области.
В северном приделе (Усекновения главы Иоанна Предтечи) Воскресенского собора обители погребён патриархНикон.
Адрес: Россия, 143500, Московская обл., г. Истра, ул. Советская, 2.
История
Основан в 1656 году патриархом Никоном как подмосковная резиденция патриархов. Монастырь был построен на землях села Воскресенское (Сафатово).
По замыслу Никона, он в будущем должен был стать центром православного мира.
На холме, получившем наименование Сион, был заложен мужской монастырь. Окружающие территории получили палестинские названия: к востоку от монастыря — Елеонский холм, на севере — холм Фавор, река Истра была переименована в Иордан.
Был также основан небольшой женский монастырь — Вифания.
Некоторые здания повторяют очертания сооружений Иерусалима, как, например, одноглавый крестово-купольный Воскресенский собор (1656—1685), построенный по образу и подобию Храма Гроба Господня; к нему пристроены шатровая часовня Гроба Господня, Успенская церковь, подземная Константиноеленинская церковь. В октябре 1657 года на освящении деревянной Воскресенской церкви монастыря присутствовал царь Алексей Михайлович. По одной из версий именно он впервые назвал монастырь Новым Иерусалимом.
Над архитектурой монастыря в разное время работали такие известные зодчие, как К. И. Бланк, Я. Г. Бухвостов, М. Ф. Казаков, В. В. Растрелли, А. Н. Воронихин, К. А. Тон, П. И. Заборский. Архитектурный комплекс монастыря составляют: Вокресенский собор, скит Никона (1658), где опальный патриарх жил в 1658—1664 г.г.; Трёхсвятительская церковь (1686—1698); надвратная церковь (1694—1697); Больничные и Трапезные палаты, дворец царевны Татьяны Михайловны (всё — кон. XVII в.); стена монастыря с восемью башнями (1690—1694)); Кузнечные палаты (1690—1694).
В 1658 году Никон был вынужден оставить Москву. В качестве опального патриарха он прожил в Воскресенском монастыре 8 лет.
В личное управление патриарху были переданы три основанные им монастыря: Воскресенский, Иверский, Крестный.
По документам того периода три этих монастыря были объединены в одну вотчину, в которую входили солеварни в Усолье Каменском и Старой Руссе, рыбные ловли на Кольском полуострове, два московских подворья, земли в центральных и северных уездах.
Основной доход с этого владения шёл на сооружение Воскресенского собора. Церковный собор 1666—1667 годов определил статус монастыря как рядовой подмосковной обители.
Земельные владения единой вотчины были разделены между тремя монастырями, созданными Никоном.
С воцарением Фёдора Алексеевича, ученика Никона, возобновляется строительство монастыря.
В XVII веке в монастыре существовала библиотека, собранная по инициативе Никона.
Её основу составили личные книги патриарха, переданные им в 1661 году монастырю, в том числе греческие рукописи из афонских монастырей с текстами античных и раннехристианских авторов.
В библиотеке монастыря находились среди прочего Изборник Святослава 1073 года, Юрьевское Евангелие (XII век), списки летописей (Воскресенская и Никаноровская), том Лицевого свода (XVI век),хронографы, родословные книги, небольшое количество иностранных изданий практического назначения, печатные книги для каждодневного богослужения и чтения.
Большое место занимала переводная литература: сочинения философского содержания, книги по филологии, истории.
Патриарх постоянно поддерживал связи с украинскими монахами-переводчиками даже во время своей опалы. Переводы книг, созданные под руководством Епифания Славинецкого, регулярно присылались в монастырь из Москвы.
В монастырской библиотеке были широко представлены книги, изданные в Киеве, Вильно, Остроге, Львове, Кракове, Кутеинском монастыре под Оршей, Иверском монастыре. К концу XVII века здесь хранилось около 600 книг. В 1907 году все рукописные книги были переданы в Синодальную библиотеку и составили там Воскресенское собрание рукописей, в 1920 году они поступили в Государственный Исторический музей.
Во второй половине XVII века в монастыре сложилась музыкально-поэтическая школа, продолжающая традиции канта — польско-украинского духовного песнопения.
Два настоятеля монастыря — архимандриты Герман и Никанор были в своё время руководителями хора (уставщиками).
Их личные библиотеки состояли из книг-пособий (в том числе латинских и польских) по стихосложению, исторической литературы, нотных рукописей. Три стихотворных произведения Германа и Никанора высечены на каменных плитах Воскресенского собора.
Предполагается, что Николай Дилецкий создал свой Воскресенский канон по заказу Новоиерусалимского монастыря.
Монастырь в XIX — начале XX в.в. был одним из центров русского паломничества; с постройкой железнодорожной линии Москва-Виндава число посетителей возросло.
К 1913 г. монастырь ежегодно посещало около 35000 человек.
В 1919 году монастырь был закрыт, в 1921 году в его стенах был образован краеведческий музей (с 1935 года — Московский областной краеведческий музей).
В Рождественскую ночь 2007 года в монастыре был за службой Президент России В. Путин
Современный статус и жизнь обители
Наместник монастыря с мая 2008 года (утверждён Священным Синодом 23 июня 2008 года— игумен Феофилакт (Безукладников).
Монастырь имеет подворье: храм Воскресения Христова, С.-Петербург, ул. Камская 11, лит А.
23 июля 2008 года монастырь с неофициальным визитом посетили Президент России Д. Медведев и Патриарх Алексий II; было принято решение о создании Попечительского совета для оказания помощи в восстановлении монастыря[3].
В октябре 2008 года Президент России Д. Медведев призвал за ближайшие 5—7 лет полностью восстановить Новоиерусалимский монастырь[4]. 20 октября в Кремле состоялось первое заседание Попечительского совета благотворительного фонда по восстановлению монастыря, в котором приняли участие президент России Дмитрий Медведев, Патриарх Алексий II, первый вице-премьер Виктор Зубков, вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, помощник президента Олег Марков, министр культуры Александр Авдеев, глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щёголев, полпред президента РФ в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко, губернатор Московской области Борис Громов, наместник Новоиерусалимского монастыря игумен Феофилакт (Безукладников), президент «ВТБ» Андрей Костин, глава корпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов и президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин[3]. Патриарх заявил, что разработана Концепция развития монастыря «как великой святыни христианского мира и как современный духовно-воспитательный и образовательный центр, призванный раскрывать всем, и особенно — молодежи, душеполезный смысл нетленных ценностей нашего Отечества»
Дмитрий Медведев сообщил, что фонд по восстановлению Новоиерусалимского монастыря возглавит первый вице-премьер правительства РФ Виктор Зубков.
9 марта 2009 года Президент России Медведев подписал Указ «О мерах по воссозданию исторического облика Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря Русской православной церкви»
В конце сентября 2009 года Иерусалимский Патриарх Феофил во время своей встречи в Иерусалиме с первым заместителем Председателя Правительства РФ Виктором Зубковым заявил, что Иерусалимская Патриархия готова оказать экспертную помощь в восстановлении монастыря.
А особо любознательным читателям очень рекомендую перейти по этой ссылке http://ricolor.org/history/ka/ort_art/hram_zod/trad/4/ для ознакомления с полной историей Новоиерусалимского монастыря.
А что касается одной из главных святынь монастыря Новоиерусалимской Иверской иконы Божией Матери то и тут есть хорошие новости. Икона снова вернулась в монастырь.
Вот официальная информация по этому вопросу:
«МОСКВА, 25 янв - РИА Новости, Виктор Хруль. Древнейший в России список Иверской иконы Божией Матери передан из фондов Государственного исторического музея в Новодевичий монастырь Русской Православной Церкви в субботу вечером, сообщил сайт Московской епархии.
Великую православную святыню встречали митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архиепископ Можайский Григорий с духовенством, монашествующими и прихожанами.
Икона была перенесена в Успенский храм обители, после чего владыка митрополит совершил молебен, всенощное бдение и акафист перед чудотворным образом.
По окончании молебна митрополит Ювеналий отметил, что все собравшиеся стали "свидетелями и участниками святого события для этой древней обители".
Между утренним и вечерним богослужением ежедневно в храме будут совершаться молебны с акафистом перед образом Божией Матери Иверской. "Всякому, кто пожелает паломничать сюда, будет открыта такая возможность", - добавил митрополит Ювеналий.
История написания этой иконы восходит к царствованию Алексея Михайловича Романова (1645-1676). В самом начале его правления Москву посетил архимандрит Пахомий, игумен Афонского Иверского монастыря. Архимандрит Московского Новоспасского монастыря Никон, будущий Всероссийский Патриарх, обратился к нему с просьбой сделать список Иверской иконы Божией Матери.
13 октября 1648 года первый список афонской Иверской иконы был доставлен в Москву. Навстречу образу Богоматери к Воскресенским воротам Китай-города вышла торжественная процессия во главе с государем Алексеем Михайловичем и Патриархом Иосифом, духовенство, бояре и множество народа. Первоначально икону поставили в Успенском соборе Кремля, потом - в домовой церкви царицы Марии Ильиничны Милославской. В 1654 году образ был взят государем в военный поход против поляков, который завершился победой. По возвращении в Москву Алексей Михайлович в благодарность за одержанную победу поставил афонскую Иверскую икону в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.
Начавшееся с кремлевских палат почитание Иверской иконы, быстро распространилось по всей России.
Икона более трех с половиной столетий находилась в стенах Новодевичьего монастыря. Лишь однажды, в 1913 году во время празднования 300-летия дома Романовых, образ выносили для всеобщего поклонения, поставив его в митрополичьих палатах Чудова монастыря. После закрытия монастыря Иверская икона вместе с другими ценностями монастырской ризницы хранилась в фондах Государственного исторического музея.
Теперь, согласно договору, заключенному между Новодевичьим монастырем и музеем, афонская Иверская икона вновь стала доступной для поклонения православных.
( конец 9 части)