Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 261
Авторов: 0
Гостей: 261
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Иверская икона Божией Матери ч.8-1 (Очерк)

                                    ч.8-1
             Иверский   Святоозерский Богородицкий   мужской монастырь
  
         Наш рассказ  о становлении культа Афонской  Иверской иконы  Божией Матери в России , одним  рассказом, о исторической судьбе ее  московского списка (копии) не ограничивается, потому,  что  после поступления в 1648 г.    с Афона, первого списка, первоначально размещенного в Москве,  митрополит Никон,  уже ставший к тому  времени Патриархом Русской православной церкви,  заказал в 1654 году,  в Афонском Иверском  мужском монастыре и второй список  этой иконы.
        История этого нового списка, так же интересна и познавательна, но она как история московского списка,  напрямую  привязана к истории места ее постоянного  хранения и почитания.
        А второй список иконы   напрямую связана  не с Москвой, а с  историей  русского  Иверского  монастыря.
        Этот монастырь был построен на Сельвицком острове, Валдайского озера, в Валдайском районе Новгородской области, в 10 км от города Валдай.
        И в данное время, официально называется как «.Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий  мужской монастырь» или сокращено «Святоозерский».
       Поэтому  и мы начнем изложение истории второго списка Иверской иконы Божей матери в Московии, с истории этого монастыря и по ходу  ее изложения,  во взаимосвязи с ней, рассмотрим и истории его главной иконы.
       « Почему  Московии а не России?» может спросить читатель?,
         «Да  потому, что Россией,  Московия  стала только когда царь Петр Первый 22 октября (2 ноября) 1721 года принял титул императора. «Божиею поспешествующею милостию, Мы, ;;, Император и Самодержец Всероссийский,….ну и так далее
        По церковному же  преданию (легенде) знаменитый русский  патриарх-реформатор православия «Никон, будучи Новгородским митрополитом, не раз проезжал  и любовался величественным Валдайским озером, его живописными островами и окрестностями»
      Но давайте  не будем следовать, пусть и церковным но легендам а обратимся к историческим фактам и посмотрим, кто же  это такой  Никон и причем здесь Валдайское озеро?
      Это необходимо потому, как на митрополите Никоне, как на главном герое,  держится  первоначальный  сюжет  всей  истории о Иверской иконе  Божией  матери с «Святоозерского» монастыря..
     Итак, Патриарх Никон (мирское имя — Никита Минин (Минов), родился 7 мая 1605 —умер 17/27 августа 1681) — шестой  Патриарх Московский и всея России.

      Полный его  титул таков : Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя Росии и всеа северныя страны и помориа и многих государств патриарх.
    
       Но не все  так удачно слаживалось в жизни Никона   вначале.

        Родился  он в мордовской крестьянской семье в селе Вельдеманово  Перевозский района Нижегородской области.
       Мать умерла вскоре после его рождения, отец женился во второй раз. Отношения с мачехой у Никиты не сложились, она часто била его и морила голодом.
       Обучался грамоте у приходского священника.
        В 12 лет ушёл в Макарьев Желтоводский  монастырь, был в нём послушником до 1624 года.
        По настоянию родителей вернулся домой, женился и принял сан священника. Служил сначала в соседнем селе Лыскове, а около 1626 года был назначен священником одной из московских церквей.
       После смерти детей в 1635 году  Никита заставил жену принять монашеский постриг в одном из московских монастырей, а сам в возрасте 30 лет, тоже принял постриг с именем Никон в Анзерском скиту Соловецкого монастыря.
         Вступив в конфликт с начальным старцем скита Елеазаром Анзерским, бежал из скита и был принят в  Кожеозерский монастырь.
          В 1643 году  был избран игуменом монастыря.
          В 1646 году отправился в Москву, где явился, по тогдашнему обычаю новопоставленных игуменов, с поклоном к молодому царю Алексею Михайловичу; произвёл на него хорошее впечатление.
          Царь велел Никону остаться в Москве, а Патриарху Иосифу — посвятить его в архимандриты  Новоспасского монастыря.
         Став во главе братии Новоспасской обители, Никон вошёл в состав неформального кружка духовных и светских лиц, так называемых   «ревнителей благочестия» и вскоре его возглавил.

          Главные идеологи этой группы —духовник Алексея Михайловича протопоп Благовещенского собора Стефан Вонифатьевич, боярин Ф. М. Ртищев и протопоп Казанского собора Иоанн Неронов — ставили перед собою и своими сподвижниками задачу оживления религиозно-церковной жизни в Московском государстве, улучшения нравственности, как населения, так и духовенства, насаждения просвещения.
        Это, говоря  по-современному, был  как бы оплот «православного фундаментализма»!
       Объединение  «обличителей и ревнителей» кстати, возникло не на пустом месте и не по чьей то одной  воле.
       Смута, слабость государственной и церковной власти в начале новой  царской династии Романовых,  привели к тому, что пороки на Московии  вырвались наружу загнанные туда религией и кровавыми репрессиями Ивана Грозного: упадок нравов, разгул преступности,  пьянство, равнодушие  к  церковной службе.
      Московские ревнители благочестия бичевали в своих проповедях «леность и нерадение поповское» и мирян, «которые стоят в церкви с бесстрашием и со всяким небрежением».
Никон особо  обличал и духовенство, отошедшее от норм христианской морали, и требовал строгого соблюдения канонов богослужения.
Это поведение  Никона было замечено молодым царем  Алексеем Михайловичем и, Никона приближают к царскому трону и назначают архимандритом московского Новоспасского монастыря - родовой усыпальницы Романовых. И он становится как бы  становится особо доверенным духовным лицом, для всей семьи царя Алексея Михайловича.
Дружба с царем позволила Никону в 1648 году получил новое повышение, он стал митрополитом Новгородским.
        А  это была первая по значению кафедра в Московии.
При этом  уважаемый читатель прошу помнить важную в  нашем очерке деталь,  что с 1648 г.  первый список с Афонской Иверской иконы  Божией Матери уже в  Москве и хранится в царских палатах.  
Но, икона в Москве, а Никон в Новгороде и пока  их судьбы  не соприкасаются.

В Новгороде Никон пробыл недолго, но показал себя с лучшей стороны.
Из его казны бедным раздавались деньги, для совсем беспомощных устроили богадельни. Никон получил от царя разрешение рассматривать дела узников, и, как говорили, вызволял несправедливо осужденных и отпускал покаявшихся.
В 1650 году в Новгороде вспыхнул бунт. Поводом послужила скупка немецкими купцами съестных припасов в голодное время.
Восставшие ворвались в Софийский дом, где Никон укрыл воеводу и стрелецких голов.
Митрополит пытался остановить толпу, был жестоко избит, но покоев, где прятался воевода, не тронули.
Очнувшись, Никон собрал духовенство и пошел под колокольный звон с крестным ходом. Его речь рассеяла толпу. Погромы и самосуд прекратились, а Никон начал тайные переговоры с видными горожанами, убеждая их успокоить новгородцев.
Бунт был прекращен почти бескровно, это еще выше подняло авторитет Никона в царских глазах.
Алексей Михайлович объявил, что если митрополит простит бунтовщиков, то и царь не станет их судить.
Когда к городу подступило войско, новгородцы, собравшись в Софийском соборе, со слезами просили Никона о заступничестве. И митрополит отпустил им грехи - после трехчасового поучения.
«О, крепкий воине и страдальче Царя Небесного, о, возлюбленный мой любимче и сослужебниче, святый владыко, - писал царь двумя годами позже, приглашая Никона в Москву на выборы патриарха после кончины Иосифа. - Возвращайся, Господа ради, поскорее к нам... а без тебя отнюдь ни за что не примемся».
      15 апреля 1652, умер Патриарх Иосиф. «Ревнители» предложили сан патриарха Стефану Вонифатьевичу, но тот отказался, видимо, понимая, кого хотел видеть на патриаршем престоле Алексей Михайлович.
        В начале июля 1652 года в Москву были доставлены мощи святого митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря — инициатором перенесения мощей в столицу был Новгородский митрополит Никон, который получает предложение царя Алексея Михайловича о замещении патриаршего престола перед гробницею святителя.

       Справка: Митрополит Филипп II (в миру — Фёдор Степанович Колычёв; 11 февраля 1507, Москва — 23 декабря 1569, Тверь) — митрополит Московский и всея Руси с 1566 по 1568 год, известный обличением опричных злодейств царя Ивана Грозного.
        До избрания на московскую кафедру был игуменом Соловецкого монастыря, где проявил себя как способный руководитель. Из-за несогласия с политикой Ивана Грозного и открытого выступления против опричнины попал в опалу. Решением церковного собора лишён сана и отправлен в ссылку в тверскойОтроч Успенский монастырь, где был убит Малютой Скуратовым.

       25 июля 1652 года для митрополита Никона  настал « звездный час».
       Он был торжественно возведён на престол патриархов Московских и Всероссийских. Во время интронизации Никон вынудил царя дать обещание не вмешиваться в дела Церкви.


         Царь и народ поклялись«послушати его во вс;м, яко начальника и пастыря и отца красн;йшаго».

          Никон, взойдя 25 июля 1652 года на патриарший  престол  вскоре и высказал царю Алексею Михайловичу своё намерение, согласованное с  членами кружка « ревнителей  благочестия»,  основать новый монастырь на Валдайском озере
         Последний одобрил предприятие Патриарха  и распорядился выделить из казны средства для устройства обители.
         Тут  надо  бы  было задаться  риторическим  вопросом:
         «А зачем  в Московском царстве нужен был еще  один мужской монастырь?
          Ведь  в стране еще не закончилась   русско-польская  война, и  было,  как говорится «холодно и голодно»,  а казне  нахватало средств  даже на армию?
          Современными церковными историками утверждает, что это было нужно потому что:
         «Созданный в XVII веке патриархом Никоном, по образу Иверской обители на Афоне, он был воплощением идеи преемственности  России в наследии византийской духовной культуры.
          Богатейшая и известнейшая из обителей того времени, монастырь стал центром духовного просвещения, одним из немногих центров книгопечатания на Руси, местом, где зарождались и развивались ремесла».

   Как видим Никон решил, не мелочится, а начать с большого.
   Было решено воссоздать в Московском царстве  точное подобие Иверского мужского монастыря  находящегося  на г. Афон.
  Как с надлежащего  для  обновляемого московского православия образца!

           Как мы  уже  знаем  из предыдущих частей  этого очерка  на горе  Афоне   во время  Византийской империи была фактически создана  монашеская  республика, где  православие  в его  византийском образце  было сохранено и много веков  спустя, после исчезновения самой Византии.
          На примере  православных  монастырей  Афона, учились и священнослужители других  стран,  где  в качестве государственной  религии было введено православие.
          «Святая Гора» таким образом,  стала одновременно и школой и  приютом для множества иноков, выходцев из  славян.
          Так, в первой трети XI века на Афон пришел и  первоначальник русского монашества, преподобный Антоний Печерский.  
           Здесь он принял постриг, прожил много лет, стяжав «великие духовные дары, и по повелению Божией Матери» возвратился в свое Отечество т.е. в Киев.
           Провожавший его игумен якобы  произнес и пророчество о том, что преподобный станет духовным отцом русского иночества.
           Но прошли новые столетия, на карте появилось Московское царство с большими претензиями по  представлению себя  в мировой геополитике как «Третьего Рима».
            Одновременно и Русская православная церковь в лице нового патриарха Никона стала игнорировать Вселенского Константинопольского патриарха, стесненного в принятии своих решений по тем или иным вопросам православия,  турецким султаном, претендуя  в связи с этим на роль  главной православной церкви.
          И  вот тут, очень важная информация, которая циркулирует в церковных кругах, но обычно замалчивается  нынешней  Русской православной церковью Московского Патриархата, для употребления  среди своих прихожан.
         «Матерь Божия через преподобного Антония благословила Третий Свой Вселенский Жребий – Киевскую Русь, ставшую после Крещения могучей христианской державой. (Вторым жребием Божией Матери была Иверия, т.е. нынешняя Грузия- автор)
         По благословению и с благодатной помощью Пречистой была построена и освящена в Киеве Великая Лаврская Успенская Церковь.
         Сама Божия Матерь призвала во Влахернский храм Константинополя зодчих греков, вручила им мощи мучеников, повелела построить в Киеве церковь и даровала икону Успения Своего – святыню будущего храма.
         С того времени главные соборы сменяющих друг друга русских столиц – Киева, Владимира, Москвы – освящались в честь Успения Божией Матери».
         Документально же подтвержденные исторические факты о постройке «Святозерского» монастыря свидетельствуют следующее:

        Но вернемся  к строительству  нового монастыря.
         Действительно   летом 1653 г. после отпуска денег с казны началось строительство, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви.
         Соборный храм был освящён в честь Иверской иконы, а тёплый — во имя святителя Филиппа Московского.
         Первым настоятелем монастыря Патриарх назначил архимандрита Дионисия.
         При первом посещении строящейся обители, Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкое, а также нарёк Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест.
          Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван «Святоезерским».
          В 1653 году под наблюдением Патриарха началось каменное строительство монастырских храмов и зданий.  
          Никон сам освятил новою обитель.
          По распоряжению Патриарха в феврале 1654 в монастырь из Боровичского монастыря были перенесены святые мощи Иакова Боровичского.
          С собой  на  освящение  монастыря  Никон привез и  список  с Афонской  Иверской иконы  Божией Матери.
          
          Но вот откуда у патриарха Никона, на руках появился  список  Афонской иконы  Божией матери, ведь  известно, что первый список был  безотлучно аж до 1812 года сначала в  царских палатах, а затем в  часовне возле  Воскресенских ворот?

           И в связи с вышеизложенным то возникают и новый вопрос:

         Когда и какой  из  списков ( первый или второй)  с афонской Инверской  иконы  Божией Матери был доставлен  в вновь созданный  «Святоозерский» монастырь?

          А для тех, кто  не читал  7 часть этого очерка или призабыл  его содержание,  чтобы  было понятным суть всей этой истории, кратко остановлюсь на обстоятельствах появления первого списка  иконы  в Москве, походу  дополнив  ее некоторыми важными  деталями:

         В царствование Алексея Михайловича, архимандрит афонского Иверскаго монастыря Пахомий  приехал в 1647 году в Москву для сбора пожертвований.
         Царь Алексей Михайлович, по просьбе бывшего у него «в милости» Новоспасского архимандрита Никона, ставшего к этому времени  главой вышеуказанного кружка»ревнителей  благочестия», желавшего  приобрести список с чудотворной Иверской иконы Богоматери, повелел архимандриту Пахомию доставить в Москву самый верный список с Иверской чудотворной иконы Бoжиeй Матери.
         Иверский архимандрит, возвратившись в свою обитель, не замедлил исполнением царской воли и просьбы архимандрита Никона и послал точный список иконы Богоматери к Никону в Москву с почтенными иверскими иноками при грамотах (посланиях) к царю и Никону от 15 июня 1648 года.
         В этих двух грамотах обстоятельно изъяснено, как была писана икона, препровожденная в Москву:
        «Как есми приехал в наш монастырь, – пишет Пахомий в грамоте царю, – собрав всю свою братию 365 братов и сотворили весьма великое молебное пение с вечера и до света и святили есмя воду со св. мощами и святою водою обливали святую чудотворную икону Пресвятыя Богородицы старую Портаитскую и в великую лохань ту святую воду собрали и, собрав паки обливали новую деку, что сделали всю от кипарисного древа, и опять собрали ту святую воду в лохань и потом служили божественную и святую Литургию с великим дерзновением и после святой Литургии дали ту святую воду и святыя мощи, преподобному инокосвященнику и духовному отцу господину Ямвлиху Романову, чтобы ему, смешав святую воду и святые мощи с красками, написати святую и священную икону». ….
         И та икона (новописанная) не разнится ни в чем от первой ни длиною, ни шириною, ни ликом, только слово в слово новая, аки и старая».
         Икона отправлена была в Москву с иepoмонахом екклесиархом и великим подвижником Корнилием (подвизавшимся в пустыне на той же горе, где подвизался и Гавриил, принявший Иверскую чудотворную икону с моря); с Корнилием были посланы еще келарь инок Игнатий (путешествовавший в Москву с Пахомием и в 1647 году) и инок диакон Дамаскин.
         С этою иконою послано было описание чудес от нее и зданий Иверскаго монастыря.  
         Икона прибыла в Москву 13 октября и встречена была у Воскресенских ворот царем Алексеем Михайловичем и его семейством, патриархом Иосифом и духовенством, боярами и бесчисленным множеством народа; а 14 октября был у государя стол по столовой избе.
           В 1654 году эта икона торжественно провождена была из Москвы в воинский поход против поляков.
          «Тогож месяца мая в 15 день, – говорят Дворцовые Разряды, – государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Руси отпустил с Москвы из соборныя церкви в Вязьму чудотворную икону Пречистыя Богородицы Иверския, которая принесена в царствующий град Москву из Царьграда от Парфения, патриархa Цареградского, а за тем образом отпустил Государь в Вязьму Корнилия, митрополита Казанского и Свияжского.
            А из соборной церкви образ Пречистыя Богородицы до монастыря Пречистыя Богородицы Донской провожал государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея России да святейший Никон, патриарх московский».
           Из тех же Дворцовых записок видно, что митрополит Корнилий был с иконою и под Смоленском.

           По свидетельству диакона Павла Алеппскаго, бывшего с антиохийским патриархом Паисием в Москве в 1655 и 1656 годах, царица Марья Ильинична взяла у Никона эту икону.
          Эта икона, по всей вероятности, стояла в образной или в домовой церкви царицы, а пред провождением ее в поход перенесена в Успенский собор, по возвращении же снова поставлена в палатах царицы, и о ней более нигде не упоминается.
         Но в среде церковных историков  циркулирует и такая  версия дальнейшей истории этой иконы. ( то есть первого списка  с Афонской Иверской иконы  Божией МАТЕРИ- автор)
    «Она находится теперь в московском Новодевичьем монастыре, что явствует из нижеследующего:
     а) на этой иконе в самом низу пред полем есть греческая надпись, написанная золотыми буквами, разделяющаяся на два стиха и гласящая: «Писал сию со старанием Ямвлих Романов, в келиях Иверских живущий. Лета 7156». Под нею другая надпись по золоту красными словами: «Старанием и иждивением Пахомия II архимандрита Иверского. Лета 1648»;
     б) в грамотах Пахомий говорит, что список Иверской иконы, посылаемый в Москву, писан на кипарисной доске, Новодевиченская Иверская икона написана как раз на кипарисной доске;
      в) известно, что по двум боковым полям афонской Иверской иконы изображены 12 апостолов, а вверху по сторонам венца Богоматери, два ангела.
         И на Новодевиченской иконе на правой сторон Богоматери (а от смотрящего на левой) на поле изображены шесть апостолов, в следующем сверху порядке: Петр, Иоанн Богослов, Марк, Андрей, Симон, Филипп; на левом поле: Павел, Матвей, Лука, Иаков, Варфоломей, Фома.
         Петр держит свиток, свитый таким образом, что представляет форму двух ключей; евангелисты держат евангелия, на разогнутых страницах на которых написаны по-гречески первые слова Евангелий; апостол Павел изображен с согнутою книгою, прочие апостолы с согнутыми свитками. Над каждым апостолом написано имя его по-гречески.
          По обеим сторонам Богоматерняго венца в углах изображены два архангела в кругах, обращенные к Богоматери, с греческою надписью: apy (архангел).
         г) все прочие слова и надписи на Новодевиченской иконе также греческие. Между архангелами над главою Богоматери надпись в две строки: «Вратарница Иверская», а над правым плечом: «милостивая» (то же и на Валдайской Иверской иконе);
         д) на левой исподней стороне этой иконы на расстоянии 9,5 вершков от низу у края сделан ящичек (выдолблен) почти в вершок в квадрате ширины и около 3/4 вершка глубины.
        Он задвигался со стороны крышкою, которая не сохранилась. Это объясняется тем сказанием об афонской Иверской иконе, по которому никейская вдовица, решившись пустить ее на воду, выдолбила на нижней стороне иконы ящичек и положила в него три монеты, по которым впоследствии и узнана была икона, когда явилась на Афоне. То же сделано и на копии, посланной в Россию;
          е) что касается меры, то рассматриваемая икона только на 3/4 вершка (и в длину, и в ширину) менее афонской: она имеет 1 аршин 14 1/4 вершков в длину или высоту и 1 аршин 2 3/4 вершка в ширину; афонская же высотою 1 аршин 15 вершков, а шириною 1 аршин 3 1/2 вершка.
         Это разность незначительная. Могло быть, что доска для иконы, посланной в Россию в 1648 году, заготовлена была из непросохшего дерева и потом усохла.
           ж) к внешним признакам присоединяются мнения на основании исторических данных в подтверждение того, что Новодевиченская Иверская икона есть та самая, которая принесена с Афона в 1648 году.
       Царица Марья Ильинична взяла, как сказано выше, эту икону себе; поэтому надобно полагать, что она стояла или в ее домовой церкви, или в образной.
        От Марьи Ильиничны икона эта перешла к дочери ее Софии, постриженной с именем Сусанны в Новодевичьем монастыре и скончавшейся здесь схимонахинею; гробница ее стоит у той же южной стены собора, где находится и икона!
       На иконе, как видно, не было оклада, кроме серебряных венцов – на Богоматери и на Богомладенце.
             Это объясняется, во-первых, тем, что она стояла в домовой моленной царицы, и, во вторых, тем, что она писана по золоту, так что общий фон ее был золотой, почему она и без ризы имела вид ризы и блистала красотою. Теперь краски, особенно на полях, во многих местах опали, от чего немало пострадали изображения апостолов».

           Аргументы приводятся,  как видим убедительные от которых так просто не отмахнешься. Но и если принять во внимание эту  версию, что тут возникает вопрос:

           «А что за икона тогда хранилась и почиталась как чудотворная  в Иверской часовне у Вознесенских   ворот  в г. Москве?»

           Мы  вернемся  к этому вопросу, а пока займемся  историй  той Иверской иконы Божией  Матери  что передал в «Светозерский» монастырь  патриарх Никон, т.е. историей «Иверской  Иконы  из Валдайского Иверского монастыря».

         Кратко и немного повторяясь,  эту историю можно  изложить так.
         В 1653 году, на память перенесения мощей святителя Филиппа (3 июля), у патриарха Никона родилась мысль о создании обители во имя Иверской иконы Богоматери на прежде (еще в 1651 году) излюбленном им острове на озере Валдае, в Новгородских пределах.
         История начала строительства монастыря на Валдайском озере была изложена выше, поэтому мы сразу перейдем к  процессу появления иконы в монастыре.

          26 февраля 1654 г. Патриарха  Никона и всех его спутников  местные монахи и жители окрестных сел  встретили за 20 верст от Иверского монастыря.
         В это день  туда были доставлены  мощи  св.прав. Иакова Боровического.
          Отслужив в вновь освященном монастыре литургию в крестопоклонную неделю патриарх отправился в Москву и немедленно послал в святую Афонскую гору с тем, чтобы там с Иверской Афонской иконы написана была икона для новосозидаемой обители.
         Т.е. у нас получается, что  Никон  привез с Москвы первый  список с Афонской Иверской  иконы Божией матери, а потом снова  увез его в Москву, так как было принято решение о заказе второго списка в Афонском Иверском монастыре.
          По написании нового точного списка  с Афонской Иверской иконы Божией Матери  она была отправлена в Москву с тем же подвижником, священником Корнилием, который сопровождал и первую Иверскую икону в Москву (в 1648 году), и еще иеромонахом Никифором.
         Новый список иконы  прибыл в Москву в 1655 году.
          В Москве  привезенная икона по распоряжению патриарха Никона   была украшена золотом, жемчугом и драгоценными камнями.
         По свидетельству самого Патриарха, на золотую ризу, убрус Богоматери и венцы и на все украшение этой иконы употреблены им сорок четыре тысячи рублей.
         Украшение окончено 1 марта 1656 года, как видно из исторической надписи на самой иконе.
         В декабре 1656 года, во время очередного визита  патриарха Никона в Иверский монастырь на Валдае, для  освящения Успенского собора,  главного храма Иверского монастыря, второй список  с Афонской Иверской иконы Божией Матери  занял свое место в иконостасе.

             Успенский  собор  заслуживает более описания,  чем просто краткого упоминания.
         Не смотря на многовековую историю Успенский собор Иверского монастыря до сего дня не утратил своего величия.
          Это одно из самых больших построек XVII века в России.
           Кафедральный собор отличается простотой и монументальностью архитектурных форм. Посвящение собора в честь Божией Матери и нахождение в нем чудотворной иконы изначально определили тематику настенных росписей внутри храма.
          Вместе с традиционным изображением из Нового Завета, на стенах храма имеются многочисленные сюжеты из жития святых угодников Божиих связанных с благодатной помощью Пресвятой Девы Марии.
          В настенной живописи повествуется о безграничной милости Богоматери к человеческому роду и чудодейственной силе ее святых икон.
          Важное место в росписи уделяется событиям из истории Иверского монастыря на Афоне: взятие Афонской горы под особое покровительство Божией Матери, явление Иверской иконы у Святой горы и шествие к ней по водам монаха Гавриила.
            Изображена история пришествия в Валдайский монастырь списка с чудотворного образа. На колоннах помещены многочисленные изображения наиболее почитаемых святых угодников Божиих.
          К сожалению древняя живопись Успенского собора до наших дней не сохранилась. Она была сбита во время ремонтных работ XVIII - XIX вв.
         Первоначальная роспись была выполнена 1688 - 1689 гг. монастырскими мастерами Матвеем Карповым "с товарищами".
          В 1704 году пострадало внутреннее убранство Кафедрального собора в "великом непомерном пожаре", и была восстановлена тем же мастером.
         В середине XVIII века собор расписан заново, но значительная часть ее была утрачена во время новых ремонтных работ в 30-е годы XIX века.
         Новая масляная живопись была выполнена осташковскими мастерами Иваном и Андреем Митиными.
          Во вторую половину XIX века происходило дважды обновление живописи Успенского собора.
          Внутренний вид собора прекрасно дополнял великолепный шести ярусный резной иконостас в стиле барокко с иконами Матвея Карпова и Василия Потапова.
          До сего дня, от первоначального убранства собора сохранились кованные дверные решетки и дубовые резные двери XVII века.

            ( конец части 8-1)

© Бровко Владимир, 23.10.2009 в 17:17
Свидетельство о публикации № 23102009171750-00132261
Читателей произведения за все время — 121, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют