ч. 3
Царь Хаммурапи и его народ
Историки о шестом вавилонском царе Хаммурапи (букв. «Старший родич — целитель») — царе Вавилона (ок. 1793 — 1750 гг. до н. э.), из I Вавилонской (аморейской) династии, исписали сотни толстых томов, которых увы никто кроме тех же историков никогда не читает.
В высшей школе, о вавилонском царе Хаммурапи вспоминают только при изучении древней истории на первых курсах исторических и юридических факультетах.
Но, до Хаммурапи было много царей-завоевателей и после него немало, но не было в истории до времен греческого философа - законодателя Солона (между 640 и 635 — около 559 до н. э., один из «семи мудрецов» Древней Греции.), другого законодателя равного Хаммурапи, оставившего нам свое главное достижение – Кодекс законов.
С дня смерти Хаммурапи прошло 3759 лет, а до сих пор, ученные изучают его законы, пытаясь затем втолковать в головы студентов их мудрость.
Но, наша работа не о Законах Хаммурапи, хотя эта тема сам по себе весьма интересна и познавательна, а о его времени и по мнению автора никто лучше не сказал о Хаммурапи, как он сам о себе, в своем вступлении к законам вавилонского царства.
Но, современный человек по своей природе ленив, тот же скажем студент юридического факультета даже начав из любопытства читать текст законов Хаммурапи, уже на вступительной части, теряется от обилия незнакомых имен и терминов и вследствие этого, быстро теряет интерес к прочитанному.
Поэтому автор хочет предложить послание царя Хаммурапи в новом прочтении, как его понимали сами вавилоняне, времен Хаммурапи, в том смысле, что все неясные места и термины будут разъяснены по ходу изложения. Это поможет немного усложнит восприятие, но позволит лучше понять, чем же жили вавилоняне и быстрее разобраться в оставленных ими для нас неблагодарных потомков тайнах.
Итак давайте перечитаем послание царя Хаммурапи по новому.
«Когда высокий Анум (Бог неба, «отец» и родоначальник богов, высшее по статусу божество шумеро-аккадского пантеона. Оставался бездеятельным
символом высшей власти, передоверив реальное обустройство космоса и власть над ним Эллилю) царь ануннаков (Ануннаки — слово, обозначающее всех других богов), и Эллиль (Бог воздуха, «первейший сын Анума» и «царь богов» реально управляющий космосом и являющийся главным божеством
шумеро-аккадского пантеона), владыка небес и земли, определяющий судьбу страны, определили Мардуку )(Бог-покровитель города Вавилона и вавилонской
государственности, первейшему сыну Эа (Бог морских и подземных вод, считавшийся покровителем мудрости. Анум, Эллиль и Эа составляли триаду высших божеств шумеро-аккадской Месопотамии), владычество над всеми людьми, возвеличили его среди игигов (Игиги — небесные, наиболее могущественные божества шумеро-аккадского пантеона, противопоставленные ануннакам как
богам земли и подземного мира (но при применении термина «ануннаки» в значении «боги вообще» игиги оказываются своего рода верхушкой ануннаков). Иногда выделяется семь игигов: Анум, Эллиль, Эа, Син, Шамаш, Мардук и Иштар),
Вавилон назвали его высоким именем (Дословно: Баб-или, «ворота богов» сделали его могучим среди частей света и утвердили в нем вечную царственность, основание которой прочно, как небеса и земля —тогда меня, Хаммурапи, заботливого государя, богобоязненного, чтобы дать сиять справедливости в стране, чтобы уничтожить преступников и злых, чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы подобно Шамашу (Бог Солнца, в то же время хранитель и покровитель мирового правосудия. Носит титул «судьи богов», восходить над черноголовыми (Самоназвание уникального в истории Востока двуединого шумеро-аккадского этноса (акк. «цалмат каккади», шум «санг-нгига») и озарять страну,— Анум и Эллиль призвали меня для благоденствия населения (Дословно «для плоти людей», с отражением месопотамского представления о «благоденствии» как именно о физическом благоденствии.
Я — Хаммурапи, пастырь, названный Эллилем, скопивший богатство и изобилие, сделавший все для Ниппура (Ниппур IV тыс. до н.э. — культовая и политическая столица шумерского союза племен, где почитался главный бог-покровитель этого союза — Эллиль, являвшийся одновременно городским богом-покровителем самого Ниппура. С тех пор Ниппур, как средоточие культа Эллиля, неизменно сохранял престиж священного религиозного центра. ,связи небес иземли, заботливый попечитель Экура (Храм Эллиля в Ниппуре, могучий царь, восстановивший Эриду (Эриду, на крайнем юге Двуречья, считался древнейшим городом в Шумере и первым центром месопотамской государственности. По археологическим данным, Эриду и его район действительно являлись местом первого оседлого поселения людей в Нижней Месопотамии (VI тыс. до н.э.). на своем месте, очистивший ритуалы Эабзу (Храм Эа в Эриду)
Сокрушитель четырех стран света, возвеличивший имя Вавилона, удовлетворивший сердце Мардука, своего владыки, который дни свои служил Эсагиле (Храм Мардука в Вавилоне), семя царственности, которое создал Син (Бог Луны),обогативший город Ур, смиренный богомолец, принесший изобилие в Экишнугал Храм Сина в Уре
Благоразумный царь, послушный Шамашу, могучий, укрепивший фундамент Сиппара, одевший зеленью часовню Айи (Богиня, жена Шамаша. В ее «часовне» (дословно «могиле»), по-видимому, осуществлялся ее культ, поднявший храмЭбарру= (Храм Шамаша в Сиппаре), подобно небесному чертогу.
Герой, помиловавший Ларсу (Подразумевается разгром и покорение Хаммурапи царства Ларсы (1763 до н.э.), обнимавшего до того весь юг Нижней Месопотамии), обновивший Эбаббар для Шамаша, своего помощника.
Владыка, даровавший жизнь Уруку, проведший обильную воду его населению, высоко поднявший главу Эанны (Храм Анума и Иштар в Уруке) , скопивший богатство для Анума и Иштар.
Защита страны, собравший рассеянное население Иссина,заставивший течь богатство в храм Эгалмах.
Дракон среди царей, любимый брат Забабы (Бог-воитель, покровитель города Киша, прочно основавший поселение города Киш, окруживший сиянием храм Эметеур-саг
(Храм Забабы в Кише) ,упорядочивший великие ритуалы богини Иштар, пекущийся о храме Хурсагкаламмы (Пригород Киша с храмом Иштар).
Западня для врагов, которому Эрра ( Божество-смертоносец, бог чумы, друг его, дал достигнуть своих желаний, возвеличивший город Куту, увеличивший все мыслимое для Меслама.
Ярый буйвол, бодающий врагов, любимец Туту ( Он же Набу. Сын Мардука, бог-покровитель города Борсиппы), радующий Борсиппу, попечитель, не перестающий заботиться об Эзиде ( Храм Набу в Борсиппе)
Бог царей, знающий мудрость, расширивший ниву Дильбата, наполнивший житницы для могучего бога Ураша ( Божество плодородия).
Владыка, достойный жезла и короны, которого сделаласовершенным мудрая богиня Мама ( Богиня-мать, создательница людей) , укрепивший границы города Кеша, сделавший обильными чистые жертвоприношения для богини Нинту ( Богиня-мать, отождествлялась с Мамой) .
Усердный, совершенный, определивший пастбища и водопой для Лагаша и Гирсу, приносящий великие хлебные жертвы в храмЭнинна ( Храм бога Нингирсу в Лагаше).
Одолевший врагов, любимец богини Высокой (Эпитет Иштар) , исполнивший оракульские предсказания города Халлаба, радующий сердце Иштар.
Светлый государь, обеты которого знает бог Адад ( Шумеро-аккадский бог грома, молнии, дождя и бури, отождествленный с верховным богом амореев, Элем. Напомним, что Хаммурапи принадлежал к аморейской династии из племени яхрурум и подчеркивал это свое происхождение (до него цари его династии,
будучи амореями, носят аккадские имена, начиная с него аморейские),успокоивший сердце Адада, могучего, в Бит-Каркаре, установившийвсе нужное в храме Эугалгале= Храм Адада в Бит-Каркаре , царь, давший жизнь Адабу,заботящийся о храме Эмах.
Герой царей, не имеющий равных в бою, который даровал жизньгороду Машканшабрим, напоивший богатством храм Эмеслам.
Мудрый вождь, достигший исполнения устремлений, защитивший людей города Мальгиума от нужды, прочно основавший их жилища визобилии (Речь идет об обустройстве мелкого царства Мальгиума послеего покорения (1761 г. до н.э.) и разрушения его стен (1759 г. до н.э)., тот, что богу Эа и богине Дамгальнунне, возвеличившим его царственность, навечно установил чистые жертвоприношения.
Первейший из царей, покоривший селения по Евфрату силою Дагана (Западносемитское, в том числе аморейское, божество. Бог-податель пищи. По вавилонским представлениям считался богом-покровителем долины Среднего Евфрата (принадлежавшей ареалу шумеро-аккадской цивилизации, но в начале II тыс. до н.э. заселенной преимущественно западносемитами — амореями)., своего создателя, тот, который пощадил население Мэра ( Мари на Среднем Евфрате) и Туттуля (По-видимому, Верхний Туттуль, город на реке Белих, притоке Евфрата. В целом фраза подразумевает аннексию царства Мари (1759 г. до н.э.), занимавшего долину Среднего Евфрата и часть Верхней Месопотамии)
Заботливый князь, просветливший лик богини Иштар, установивший чистые жертвоприношения богу Ниназу ( Сын Эллиля, божество подземных вод и врачевания, бог-покровитель города Эшнунны. По-видимому, вся фраза содержит
намек на покорение Эшнунны (1756 г. до н.э.), сохранивший своих людей во время бедствия, благополучно установивший их основание внутри Вавилона.
Пастырь людей, деяния которого нравятся богине Иштар, установивший статую богини Иштар в храме Эулмаш ( Храм в городе Аккад) посреди широкоуличного Аккада, давший сиять истине, справедливо руководящий народами, возвративший в город Ашшур его добрую Ламассу ( «Ламассу» — термин, обозначавший всякую богиню-покровительницу. Здесь подразумевается, по-видимому, ашшурская Иштар)
. Усмиритель мятежа, царь, который дал воссиять имениИштар в Ниневии, в храме Эмишмиш (Храм Иштар в Ниневии. Вся фраза намекает на покорение Ашшурского царства (оно же «Староассирийское» в современной литературе и «Субарту», т.е., дословно «Верхнемесопотамское царство» в надписях самого Хаммурапи). Это государство, включавшее долину Среднего Тигра с городами Ашшуром и Ниневией и прилегающую часть Верхней Месопотамии, было захвачено Хаммурапи ок. 1757-1755 г. до н.э.,
Хаммурапи, излагая свои благодеяния каждому городскому богу и каждой городской общине по отдельности, на символическом уровне рисует тем самым свою державу как своего рода личную унию всех городов-государств Месопотамии.
По той же причине в перечне городов священный Ниппур и древнейший Эреду идут перед Вавилоном.
Это, конечно, не мешало державе Хаммурапи быть унитарной, в высшей степени централизованной монархией (полную аналогию этому расхождению условности и реальности дает русский императорский титул с его отдельными царскими титулами для Казани и Астрахани и т.д.). Впрочем, реальность тоже отражена во введении Законах Хаммурапи (там, где говорится о вечной царственности, укорененной в Вавилоне).
Я — заботливый, покорный великим богам потомок Сумулаэля (Примечательно, что Хаммурапи ведет отсчет не от Сумуабума (1894-1881 до н.э.), основателя Вавилонского царства и его Iдинастии, а от его преемника Сумулаэля (1880-1845 до н.э.). Возможно, Сумулаэль был не сыном, а племянником Сумуабума и, таким образом, первым предком Хаммурапи на престоле),могучий наследник Синмубаллита (Отец Хаммурапи, царь Вавилона в 1812-1793 до н.э. , вечное семя царственности, могучий царь, солнце Вавилона, давший свет стране Шумера и Аккада (Официальное название общемесопотамского царства (или царства, претендующего на общемесопотамское владычество) с XXI в.до н.э., царь, вынудивший к послушанию четыре страны света, любимец богини Иштар.
Когда Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в уста страны истинную справедливость и ублаготворил плоть людей».
Ну и для полного погружения читателя в атмосферу Вавилона времен царя Хаммурапи предлагаю краткое описание устройства государственной власти, и жизни и быта вавилонян.
Месопотамию, где возникло Вавилонское царство времен первой династии ( II тыс. до н.э.) населяли семитские племена. Во гдаве стол царь на правах поной сословной монархии!
И раз мы много удели внимание вавилонским богам то и тут нужно начать с них.
Дело в том, что в вавилонской религии, в отличие от ее предшественницы, шумерской, появляется представление о теомахии - конфликте разных поколений богов.
Усиливается также тенденция к выделению главного бога Мардука.
В шумерской мифологии преобладали рассказы о героях-смертных, в Вавилонии в качестве героев чаще выступают боги.
В вавилонском эпосе красной нитью проходит тема о невозможности для человека достичь бессмертия или сравняться с богами.
Но, тогда же возникло представление о личном боге ( как теперь пишут ангеле-хранителе-автор) как проводнике и покровителе человека.
В истории принято вавилонскую династию делитьь на старо и ново вавилонский периоды. Так вот в старовавилонский ( время первой царской династии) период понятие личного божества получило дальнейшее развитие.
Появляется носитель личности ламассу, а имя человека шуму рассматривалось как материальный объект, принадлежащий только ему.
При этом душа напишту считалась чем-то безличным. Существовали также представления о злых духах - против них бессильны замки, они ходят обычно по семь, мучают людей, разрушают их счастье и дружбу.
Автор обращает внимание заинтересованного читателя, что еще нет не только начал христианства, а еще из шумеро-вавилонского народа даже не виделились праотцы еврейского народа! То есть мы имеем дело с проторелигией, положенной потом в основу культов Мардука, Зевса и других Богов, и затем, после переработки в иудейский культ Иеговы. Но об этом переходе будет отдельно в свое время рассказано.
Серьезным отличием от шумерской религии была очень сложная система демонологических представлений вавилонян.
Самых опасных демонов называли "семеро злых".
Один из них Утукку поражал человека в шею, другой Ашакку метил в голову, третий лишал сна, Алу целил в грудь, демон Ламашту распространял детскую лихорадку, демон бури Пазузу насылал головную боль и тошноту.
Кроме того, у каждого человека в противовес божеству-хранителю, был свой личный враг. Единственное средство против злых сил - заклинания.
Структура пантеона, сложившаяся на момент образования Вавилонского царства, за последующие полторы тысячи лет не претерпела особых изменений.
Во главе совета богов, определяющих судьбы всего мира, стояла триада - Ану, Эллиль и Эйа. Но они с течением времени все меньше занимаются земными делами, передав свои полномочия вавилонскому богу Мардуку.
В подземном мире власть постепенно переходит от оставшейся с шумерских времен богини Эрешкигаль к ее супругу Нергалу.
Для вавилонской религии характерно уменьшение роли женских божеств, фактически самостоятельную роль играли лишь Иштар и богиня врачевания Гула.
Особо стояли в вавилонском обществе Жречество. Жрецы играли в стране важную роль. Храмы обладали огромными богатствами и их хозяйства порой превосходили царские.
При сильной центральной власти как, например, в правление Хаммурапи, храмы облагались налогами и были в административном отношении подчинены царю.
При ослаблении государства им удавалось получать привилегии и даже полностью освобождаться от уплаты налогов.
В храмовых школах жрецы получали хорошее образование. В большинстве своем они были женаты, имели детей и собственное хозяйство. Жреческие должности часто переходили по наследству, но иногда цари назначали в храмы своих людей. Численность храмового персонала была велика.
Мы не знаем в точности какие обязанности были у различных категорий жрецов. Например, большую роль в праздновании Нового года играл уригалу.
Существовала должность "входящие в дом", во время процессий они несли эмблему бога. "Омыватели" и "очистители" следили за ритуальной чистотой храмов, жрецы-помазыватели - пашиту - умащивали священные статуи маслом.
Заклинатели - ашипу - изгоняли злых духов, лечили порчу и исполняли обряды культа усопших. Большой популярностью пользовались гадатели на печени и на чаше, прорицатели по полету птицы или стрелы, а также толкователи снов. К храмовому персоналу причислялись также музыканты и певцы.
В Вавилоне существовали должности жриц, причем значимость верховной жрицы была не меньшей, чем верховного жреца. Нередко верховной жрицей становилась дочь царя.
В некоторых храмах были жрицы, занимавшиеся священной проституцией. Часто родители отдавали своих дочерей в храмы. По закону такие жрицы не могли иметь детей, но они могли вступать в брак и получали от отца приданое.
Храмы обычно окружались высокой стеной. В центре находился открытый двор, где напротив главных ворот располагался вход в целлу. Во дворе сооружался большой бассейн с водой для омовений, называемый Апсу, а перед целлой - алтарь для жертвоприношений. Рядом располагались помещения, где проживал многочисленный храмовый персонал.
Остальное Вавилонское общество состояло из свободных людей - авилум, рабов - вардум и, занимавших промежуточное положение царских людей -мушкенум.
Внутри класса свободных общинников, авилумов, существовало сильное имущественное расслоение - от царя, высших чиновников и жречества, которым принадлежала основная часть земли, до бедных крестьян и ремесленников.
Низший класс составляли рабы. Их труд применялся в царских хозяйствах, на полях, в ремесленных мастерских и в домашнем хозяйстве.
Хоть и в незначительной степени, но все же, рабы защищались законом - вардум мог вступить в брак с авилумом, и их дети считались свободными; за оскорбление свободного раб представал перед судом, а не наказывался хозяином.
Долговое рабство в правление Хаммурапи было временным и ограничивалось сроком в 3 года.
Рабы имели внешние отличительные знаки - татуировку, выстриженные на передней части головы волосы и табличку на шее с именем владельца. Теоретически вардум мог вернуть себе свободу. Для этого нужно было заручиться согласием хозяина и выплатить ему рыночную стоимость раба.
Полусвободные мушкенумы были прикреплены к земле или к ремесленным мастерским. Они обязаны были царю службой - ильком, платили налоги и несли военную повинность. Однако они владели собственным имуществом и могли иметь рабов.
Однако мелкие хозяйства нуждались в кредитах, что в короткий срок привело к расцвету ростовщичества. Процент кредитной ставки повысился до 30-35% годовых. Кредиторами чаще всего выступали чиновники, занимающиеся торговлей - тамкары.
Помимо государственной службы они также имели право осуществлять сделки на свои собственные средства. В качестве залога по кредиту многие хозяева вынуждены были отдавать членов своей семьи в долговое рабство и даже продавать землю, лишаясь при этом прав свободного гражданина. В этот период впервые в Месопотамии массово стал использоваться наемный труд.
Царская власть была вовсе не заинтересована в усилении влияния крупных ростовщиков. Обнищание населения снижало налоговые сборы и уменьшало военный потенциал государства.
Поэтому уже в XIX в. до н.э., при помощи специальных указов цари пытались ограничивать долговое закабаление.
Тенденции к ограничению частной собственности были закреплены и в реформах вавилонского царя Хаммурапи.
Он упорядочил и централизовал административную систему, фактически подчинив ее себе.
Во главе многих общинных советов были поставлены царские люди, ведавшие судопроизводством. Крупные храмовые хозяйства, , при Хаммурапи оказались подчиненными центральной власти.
Начиная с XVI в. до н.э., в Вавилонии большое распространение получила передача царями земли в частное пользование. От этого времени до нас дошло большое количество актов о пожаловании - пограничных камней кудурру.
Вначале земельные участки передавались во временное пользование без права наследования. Постепенно цари все чаще стали жаловать землю "на вечные времена".
При этом разница между общинным и частным землевладением становилась все менее заметной - и те и другие хозяйства облагались налогами и повинностями. Вместе с тем многие города Месопотамии в этот период получили привилегированный статус, освобождавший их общегосударственных выплат, строительных и воинских обязанностей.
Управление в этих городах осуществлялось народным собранием свободных граждан. Храмы в поздней Вавилонии уже практически не вели самостоятельного хозяйства, а доходы получали от зависимых от них людей - амелуту.
Основным мерилом в товарно-денежных отношениях к концу II тыс. до н.э. становится золото.
Хотя на практике по-прежнему расплачивались зерном, товарами или серебром, указывая цену в золотых условных единицах.
В во времена царя Хамурапи основу его власти была армии, состоявшая из профессиональных воинов, но в случае большой войны войска формировались путем призыва военнообязанных.
В законах Хаммурапи упоминаются такие слои населения как редиумы и баирумы.
Им за службу выдавался участок земли, чтобы они могли содержать себя и свою семью. Эта земля не была их собственностью и передать ее по наследству можно было лишь в случае, когда сын солдата также поступал на военную службу.
В период других династий в армию начинают набирать наемников, а для призывников появляется возможность откупиться от воинской повинности.
К нововавилонскому времени, армия почти полностью становится наемной.
Главным родом войск была пехота, а основным оружием - лук. Воины также были вооружены короткими мечами, топорами, булавами и двойными секирами.
Лучников обычно сопровождали специальные щитоносцы. Доспехи представляли собой кожаные жилеты, поножи и кожаные или бронзовые шлемы. В конце II тыс. до н.э. появляется элитная группа воинов - колесничие, находившиеся тем не менее на полном содержании царя.
В Вавилонии была развита и экономика. Там даже вывозили часть продуктов и товаров на экспорт. Это были продукты сельского хозяйства, ткани, керамику. Цилиндрические печати из полудрагоценных камней, вырезанные местными ремесленниками, были известны по всему Средиземноморью.
А импортировали - дерево, металлы, камень. Для сооружения храмов и дворцов особо ценился ливанский кедр.
Стволы волоком доставляли к берегу Евфрата и сплавляли вниз по течению. Медь в основном привозили из Малой Азии, олово - из прикаспийских районов и Хорезма, серебро - с гор Тавра, золото вавилонские цари получали из Египта.
В конце II тыс. до н.э. получило распространение железо, его доставляли из Армении и юга Малой Азии. Благовония и масла импортировали из Аравии и Индии.
Сельское хозяйство Вавилонии базировалось исключительно на орошении, основы которого были заложены шумерами в конце IV - начале III тыс. до н.э. От рек были отведены многочисленные каналы.
Уровень воды в них регулировался плотинами, каждый год приходилось укреплять дамбы и расчищать каналы. Самой большой проблемой вавилонского земледелия было засоление почвы.
В жаркое время года содержащаяся в речной воде соль оседала на полях, а сильные дожди, способные ее вымыть, были весьма редки.
Поэтому с течением времени плодородие земли понижалось. При 0,5% содержания соли в почве нельзя возделывать пшеницу, при 1,5% - ячмень, а при 2% перестают расти даже финиковые пальмы.
Ряд ученых даже связывает упадок шумерских городов с кризисом сельского хозяйства.
В нововавилонский период крестьянам удавалось получать со своих полей неплохие урожаи за счет того, что каждый третий год поля оставляли незасеянными и собирали один урожай в год.
После первых дождей в ноябре поля вспахивали плугом, боронили и засевали.
Через определенные промежутки времени посевы поливали, а в апреле начинали уборку урожая.
Зерно хранили в высоких цилиндрических башнях и доставали через отверстие внизу.
Волов использовали как тягловую силу и очень редко резали на мясо. Большое значение имели козы и овцы, от них получали шерсть, молоко, кожу.
Интересно, что до середины II тыс. до н.э. шерсть не стригли, а выщипывали. Для перевозки грузов использовали ослов. Стада лошадей появляются в касситский период, в I тыс. до н.э. их стали применять в боевых колесницах.
Вавилонское царство как страна состояло из множества городов и мелких сельских поселений, расположенных вдоль рек и каналов.
Численность населения в городах доходила до нескольких десятков тысяч, в поселениях проживало обычно не больше сотни человек.
В центре города находился обнесенный стеной храмовый комплекс.
В него входили зиккурат, храмы богов, дворец царя или правителя города и большое количество хозяйственных построек. Вокруг храмового комплекса располагались дома горожан, вплотную примыкавшие друг к другу.
Их размеры колебались обычно от 35 до 70 кв.м. Они образовывали узкие улицы, не более 2 м шириной. Наверное, вид у этих улиц был достаточно мрачный, т. к. фасады домов представляли собой сплошные глиняные стены без окон и каких-либо украшений.
Входную дверь красили в красный цвет для защиты от злых духов.
Типичный вавилонский дом состоял из прихожей, где входящий мог из кувшина омыть руки.
В остальные помещения попадали через открытый внутренний двор, выложенный кирпичом и засаженный деревьями. В жилых комнатах не было окон, а главное помещение для сохранения прохлады всегда располагали на южной стене, чтобы дверь выходила на север.
В богатых домах имелись встроенные туалеты и глиняные ванны, врытые в землю. Кухонный очаг был сложен из кирпича и не имел дымохода, поэтому печь для изготовления хлеба старались выносить во двор.
Лишь изредка встречаются 2-этажные дома.
Хижины бедняков были предельно просты - остов из стеблей тростника покрытый сверху циновками.
Города почти всегда строились на берегу реки или канала. У пристани швартовались суда, привозившие различные товары, поэтому сама пристань и примыкавшая к ней площадь становились средоточием торговли.
Вавилонская семья была, как правило, моногамной, хотя и допускалось наличие наложниц.
Признавать детей от них своими наследниками или нет, зависело от главы семьи.
Супружеская неверность со стороны жены наказывалась очень строго вплоть до смертной казни. Брак считался законным только в том случае, когда брачный контракт был заключен при свидетелях.
Женщина в Вавилонии пользовалась некоторой юридической защитой, она могла владеть и распоряжаться своим имуществом. Вавилонянки занимались исключительно домашним хозяйством, воспитанием детей, приготовлением еды и ткачеством. Женщина редко выходила в город, покупки совершали мужчины или рабы.
Женская и мужская одежда в Вавилонии была похожа. В основе ее было длинное платье с короткими рукавами, поверх него надевался плащ. В холодное время года на плечи набрасывали шерстяную накидку.
Чаще всего ходили босиком, но богатые и знатные люди носили сандалии с задником. Для путешествий, особенно через горы пользовались высокими сапогами со шнуровкой. Замужние женщины при выходе на улицу покрывали голову платком и спускали на лицо тонкое покрывало.
Это отличало их от рабынь и публичных женщин, которым закон запрещал закрывать лицо.
Для умащения кожи использовали кипарисовое, миртовое или кедровое масло. Стоило оно достаточно дорого, т.к. привозилось издалека.
В Вавилонии было принято время от времени мыться в паровой бане - раскаленные камни поливали водой.
Мыло изготавливали из поташа или соды, масла и глиняного порошка. В женской косметике черная краска использовалась для ресниц и бровей, зеленая - для подведения теней вокруг глаз, а красная - в качестве губной помады и румян. Принята была изящная татуировка, женщины часто окрашивали хной ладони и ступни.
Главным продуктом питания был хлеб. Его пекли в виде тонких лепешек в глиняной цилиндрической печи. Из бобов и ячменя готовили каши. Употребляли много растительной пищи - лук, салат, укроп, редьку, огурцы, дыни, тыквы. В большом количестве использовали финики и гранаты.
Из Ассирии привозили яблоки, груши, виноград. В меню вавилонян было много разнообразных блюд из рыбы, реже ели домашнюю птицу, а баранина или говядина попадали на стол лишь по большим праздникам.
Ели в основном руками, вилкой и ложкой пользовались редко. Широкое распространение имело пиво. Известно около 16 различных сортов. Особо ценилось черное пиво. В питейных заведениях популярностью пользовалось крепкое пальмовое вино. Местное виноградное вино отличалось невысоким качеством, хорошее вино было привозным и очень дорогим.
Так что жили древние вавилоняне хотя и очень давно, но весело и со вкусом….
(конец 3 части)