Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 260
Авторов: 0
Гостей: 260
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Иверская икона Божией Матери ч.1 (Очерк)

                              
                       ч.1

      Ежегодно, начиная  с 1648 года в Москве 26 октября по новому календарю,  Русская  православная церковь Московского Патриархата  чтит  чудотворную Иверскую икону Божией Матери.

      Подлинная история  этой иконы уходит от нас в далекое  прошлое, туда  где церковные историки, оперируют не фактами, а основываются на так называемом устном церковном предании.

      Вот два  примера  таких устных преданий.
      Но, забегая наперед автор хочет пояснить читателю, что  мало того, что данные изложенные в нижеследующие текстах  существенно противоречат один другому, так и дополнительно церковными историками  в них все  смешано в пропорции  немного правды и очень много легенд.

       В связи с чем, автор по мере  необходимости  будет посильными методами корректировать  церковную версию  Иверской  иконы  Божией матери.
       Закончив с предисловием предлагаю на суд читателя   первую  версию нашей истории, пущенной  в обиход,  церковными историками (http://www.ikona.ru/bm_iver.html)

      «Обретение Иверской иконы связано со священной афонской землей, но история ее уходит корнями в царствование греческого императора Феофила (IX в.), во времена жесточайших гонений на христиан.

        Людей, почитавших иконы, царские слуги предавали пыткам, а сами иконы кощунственно уничтожали».

         Иверская икона начинает свою историю от домашнего алтаря благочестивой греческой вдовы, который она всячески оберегала от изуверов и содержала в тайне.
         Но тайна была раскрыта и царские слуги запросили огромную сумму денег за содержание иконы в доме.

        Вдова согласилась, только умоляла подождать, чтобы собрать необходимую сумму. Царский стражник, покидая дом вдовы, ударил мечом по ланитам образа Богородицы. И тогда из того раненого места истекла живая кровь.
        Вдова истово молилась о самоспасении иконы: «Богоматерь, Ты сильна избавить образ Твой от потопления!».

        У вдовы родилось желание пустить икону по морским волнам. Она понесла ее к морю, но икона не упала на воду, а встала над ней, будто поддерживаемая незримой силой.

       Далее вдова пожелала добровольно принять смерть за иконопочитание, сыну же своему наказала бежать.
       Волею судьбы сын попал на Дон, принял там иночество и поведал историю с иконой, спасенной очень необычным образом его матерью. Иноки стали молить Господа о том, чтобы обрести эту икону Богородицы.
       Однажды они увидели в море большой огненный столб. Видение повторялось неоднократно.
       Одному из самых непорочных старцев — отшельнику Гавриилу, который питался растительной пищей, усердно молился и не гнушался самого тяжелого труда, Богоматерь чудесным образом поспешествовала пройти по воде «как по суху» и принять икону.
  
       Конечно, это была та самая икона, которую вдова доверила волнам и Богоматери.
Благодарные иноки построили храм для чудотворной иконы и дали ей имя — Иверская.

       По преданию, явление Иверской иконы свершилось 31 марта, когда отшельник и подвижник Гавриил принял икону с поверхности моря. В этот день к морю идет крестный ход, совершается из года в год торжественный молебен.

       Сам подлинник чудотворной иконы хранится уже много веков в Иверском монастыре Святой Горы Афон — земном уделе Пресвятой Богородицы, месте аскетических подвигов и горячей молитвы православных иноков».

        А вот вторая версия обретения Иверской иконы Божией матери (http://www.molitva.gr/2009/09/radujsya-blagaya-vratarnica-dveri-rajskiya-vernym-otverzayushhaya/#more-639)

      «На месте посещения Афона Божией Матерью был основан Иверский монастырь, в котором хранится Чудотворная икона Божией Матери Иверская. Замечательна история этой иконы.

        Царствование византийского императора Феофила (IX в.) – период сильнейшего гонения на иконы. Христиан, почитавших иконы, по распоряжению Царя предавали пыткам, а иконы повсюду тщательно разыскивали, брали из храмов и кощунствуя над ними, сжигали.

       В это время недалеко от города Никеи (Малая Азия), жила богатая благочестивая вдова с сыном.

       У нее была заветная святыня – чудотворная икона Богоматери, написанная по преданию Апостолом и Евангелистом Лукой.

       Для этой иконы она устроила у своего дома часовню, где постоянно молилась. Однажды в её дом пришли воины, узнавшие о существовании часовни и иконы в ней.
       Они обязаны были уничтожить икону, а вдову предать мукам; однако, их сребролюбие помогло благочестивой женщине отсрочить это до следующего дня. Уходя, один из воинов ударил икону по ланите, и тотчас же из ранки истекла кровь.
        По преданию этот воин по имени Варвар впоследствии раскаялся и окончил жизнь в Иверском  монастыре.

          После их ухода вдова долго молилась перед иконой, обливаясь слезами, отнесла икону на морской берег и в порыве величайшей веры воскликнула:
        “Богоматерь! Ты царствуешь над всеми тварями. Власть твоя безгранична. Ты сильна избавить образ Твой от потопления!”

          После этой молитвы благочестивая хранительница иконы пустила ее по морю.
           Каковы же были ее чувства, когда она увидела, что икона не упала в воду, а встала прямо, точно кем – то поддерживаемая, и понеслась по водам к западу!
         Скрываясь от гонений, сын этой благочестивой женщины ушел из Никеи и поселился на Афоне в том месте, где впоследствии возник Иверский монастырь (X – XI вв.).

          Он провел свою оставшуюся жизнь в иноческих подвигах. От него афонские монахи узнали об этой иконе.
          В течение двух веков было неизвестно, где скрывалась заветная святыня.
          И вот однажды иноки афонской Иверской обители увидели в море достигавший до неба огненный столп.

          Пораженные чудом, они громко взывали: “Господи помилуй!” Это повторялось в течении нескольких дней и ночей.
         Из всех близлежащих монастырей сошлись иноки, и тогда все увидели с берега, что столп стоит над иконой Богоматери, но чем ближе подходили они к ней, тем дальше уходила от них икона.

           Все иноки вместе со своим настоятелем собрались в храме и со слезами молились Господу, чтобы он позволил им взять святыню.
        В это время в Иверской обители жил святой монах Гавриил, Родом из Иверии (Грузия).

        Богоматерь, озаренная дивным небесным светом, явилась ему во сне со словами: “Скажи настоятелю и братии, что Я хочу дать им Свою икону, Свой покров и помощь; потом войди в море, ступай с верой по волнам, и тогда узнают все Мою любовь и благоволение к вашей обители”.

         Старец передал свой сон настоятелю. На другой день иноки с кадилами и лампадами, вознося молебное пение, вышли на берег. Гавриил вошел в море.
          Поддерживаемый той верой, которая горы двигает, он чудесно прошел по волнам, как по суше, и принял среди моря святую икону.

         Радостно встретили ее иноки на берегу, поставили на том месте часовню, три дня и три ночи молились пред иконой, а затем внесли её в соборную церковь, где и поставили в алтарь.

         На другой день монах, зажигающий лампады в храме, иконы не нашел. Она оказалась висящей над вратами обители. Ее снова внесли в храм, но еще две ночи повторялось то же самое.

         Наконец Богоматерь, явившись благочестивому иноку Гавриилу, сказала:
        “Объяви братии, что Я не хочу быть охраняемою вами, но хочу сама быть вашей Хранительницей не только в земной, но и в небесной жизни”.

        В благодарной радости иноки построили во славу Пресвятой Богородицы храм над вратами обители и поставили в нем икону, которая стала называтся “Портаитисса” (“Вратарница”) – по тому месту в обители, которое Владычица благоизволила  выбрать для пребывания Ее иконы, а от названия обители она стала наименоваться “Иверской”.

        Дивный символ, связанный с названием иконы, проникновенно выражен в акафисте Иверской иконе “Радуйся, благая Вратарница, двери райския верным отверзающая!”
        Часто бывало, что Богоматерь, как зоркая Привратница, не допускала войти в монастырь людям, оскверненным душевной нечистотой.

        Однажды Иверскому монастырю грозил голод. Богоматерь явилась скорбящему настоятелю и послала его в житницу, где вдруг оказалось много муки. Богоматерь наполняла пустые сосуды, снабжала маслом и овощами, избавляла обитель от пожара и смертоносной язвы.

        В 1854 г. перед угрозой нашествия иноплеменников, множество афонских иноков оставили свои монастыри, из сорока тысяч монахов осталась только тысяча, да и те хотели бежать.

        Тогда Царица Небесная явилась многим пустынножителям и сказала:
       “Чего вы испугались? Все пройдет и окончится и гора опять наполнится монахами. Пока моя икона будет находиться в Иверском монастыре, ничего не бойтесь, живите в своих кельях”

      Как видим вторая версия более приближена к действительной истории  основания Иверского мужского монастыря на Святой Горе Афон, но и она далека от правды.
       Тем не менее,  с учетом имеющейся в первой и второй версиях  обретения Иверской иконы  Божией Матери  первичной информации, мы  можем попытаться  самостоятельно  разобраться  в этой  истории, но об это будет дальше…

                             ( конец 1 части)

© Бровко Владимир, 10.10.2009 в 01:09
Свидетельство о публикации № 10102009010913-00130181
Читателей произведения за все время — 115, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют