Новые избранные произведения
Новые рецензированные произведения
Сейчас на сайте
Всего: 265
Авторов: 0
Гостей: 265
|
О русской идее Вернувшись в Киев, в стольный град С крещением, Владимир, Вновь обретённой вере рад, Заметил – «Город вымер? –
Кумир виновен! Где народ? Мы, Русь, обрящем Бога, И пусть Перун туда идёт, Куда ему дорога!..» И люди верные пошли, Порушили кумирню, К Днепру Перуна волокли Жестоко и немирно: С горы тащили божество, К хвосту кобылы сивой Его приладив с торжеством. Тряся с репьями гривой, Она к Днепру стремглав неслась, За ней тащился идол, Земля под взвозом так тряслась, Что идол даже прыгал! Его двенадцать мужиков Жезлами колотили До расщепления боков! – Так бесов выводили, Что русский люд ввели в обман Своей бесовской силой. Перун как пень трещал от ран, Истерзанный кобылой… И слышен был неверных плач, Стенания и вопли, – Жалели идола! – Но вскачь Пошёл изгон! – Намокли Кобыльи сивые бока И стражников ладони. Глядит Владимир свысока – И прошлое хоронит: «Чудны дела твои, Господь! Великий, ты – всесилен! Ещё вчера Перуна плоть Была грозой кумирен, А ныне – свергнут он! – гляди! Бревно! – непочитаем! Дубина! Дьявол! – позади Почёт… теперь – ругаем Своих кумиров… В реку! – скинь! Приставь людей с баграми! Нечистый пень корявый, сгинь! Христос теперь над нами… А чтоб его назад волной К Руси не прибивало, Идти за ним! – толкать рукой, Толкать, толкать! – и мало Беды чтоб не было ему От нашей доброй воли… А я, народу моему Желая лучшей доли, Велю собраться на реке Назавтра – и креститься! Ну, нет ли сил в моей руке? Испробуй уклониться – И ты мне враг и зол и лют, Богатый или бедный. Какие в реку не войдут В сей час святой, победный, – Хотя он нищ, хотя он раб, – Те за Перуном сгинут. За ними весь их жалкий скарб В Днипро широкий скинут…» Назавтра Киевская Русь По грудь в Днепре стояла И криком радостным: «Крещусь!» Пред Богом вопияла. Князья, купчишки – весь народ! – В речной воде бродили Туда-сюда, назад-вперёд – И бороды крестили. Держа младенцев на руках, В стремнины окунали И так за совесть, не за страх Молитвенно стенали: «Владимир-князь! Отец родной И нам, и вере новой! Сплотимся мы, твоей рукой Единою ведомы. Дозволь и наших жён крестить! Хотим спасти и наших И дев, и жён, чтоб их любить Как верных, а не падших!..» Смеялся князь. Попы, смеясь, Крестили дев и женщин. Вот так Россия поднялась (С восторгом, и с не меньшим, Чем днями ранее она Перуну поклонялась, Теперь без хлеба и вина Пребыть в грехе боялась) На Новый путь в грядущий век… И знаю: Божье царство Придёт! – ведь русский человек Так верит в государство!
Свидетельство о публикации № 09102009051432-00130005
Читателей произведения за все время — 607, полученных рецензий — 2.
Оценки
Голосов еще нет
Рецензии
Написано лучше, чем многое на подобную тему, что мне приходилось читать. Писать на исторические сюжеты вообще нелегко. Сильно царапают несколько инверсий, вроде "Тряся с репьями гривой". Интересен финальный аккорд, для меня несколько неожиданный, исходя из стиля и содержания :) Но я бы не стал называть это "верой в государство". Она, несомненно, тоже присутствует в "русском" менталитете (по себе знаю :), но то, о чем Вы пишете, это шире - я бы сказал, "вера в чудесное спасение и избавление от бед", и государство - только один из носителей, источников этого чуда. В Вашем же стихотворении - это религия, Вера, конфессия. Вот, сменили Веру, Бога - и все наладится само собой. А вот есть ли основания для такой надежды - это уже за рамками простой рецензии. Собственно, весь Ветхий Завет (да и Новый) об этом. И это охватывает гораздо больше народу, чем древние русичи. Поэтому, я бы еще подумал над финалом, и, в зависимости от Вашей позиции, сделал его несколько более ясным. С теплом Олд
Спасибо, Илья. Я вам очень благодарен за ваш отзыв. Во-первых, он - первый за два месяца выставления "Крещения" в различных сайтах. Во-вторых, он весьма содержателен, и для меня полезен. Всё, что вы сказали, я непременно обдумаю. Хотелось бы в двух словах рассказать вам о причине появления этой вещи. Это - эпизод из моего романа-дневника в стихах и прозе о погоде и природе "Солнцеворот", написанного в период с 22 декабря 2001 - по 21 декабря 2002 г.г., то есть начиная от дня зимнего солнцестояния и заканчивая им же спустя год. Таким образом, это дневниковые стихи. Мне тогда пришла в голову идея вести ежедневные записи в стихах и в прозе на протяжении ровно одного года в начале 3-го тысячелетия. Идея была реализована, получилось 1500 страниц текста, 12 глав (по числу месяцев). Первые 6 глав я уже разместил в Прозе.ру, 7-я в обработке, другие 5 ждут своего часа. В этом романе оказалось не менее 1000 стихотворений, написанных в дневниковом жанре, но теперь я их несколько приглаживаю и даже кое-что переписываю вновь. "Крещение Руси" - эпизод из первой главы "Солнцеворота", чуть ли не дословный пересказ в стихах летописи Нестора, отредактированной академиком Д.Лихачёвым и разрешённой к печати Патриархом Алексием П-м. Я старался быть как можно ближе к тексту летописи! Случаи грубой инверсии и других царапающих слух выражений, наличествующих в тексте, я пытался "сгладить" и "причесать"... Теперь о концовке. Конечно, она не из летописи. Это авторская сентенция, равно как и подзаголовок: "о русской идее". Это мои убеждения. Считаю, что любая церковь всегда являлась и будет являться политической силой. Либо самостоятельно находящаяся у власти, либо на службе у светских властей. Никакой иной духовности я в религии не вижу. Сотни заповедей иудаизма, десять заповедей христианства, Дхаммапада в буддизме, Декларация прав человека и моральный кодекс строителя коммунизма - это вещи одного порядка, абсолютно равнозначные и равноценные для самых разных политических режимов. Ну, что здесь поделать, если у меня "пунктик" такой? А вам ещё раз - большое спасибо за возможность хотя бы виртуального общения. С уважением, П.К.
Ну, Вы, Петр - настоящий подвижник. Писать целый год невзирая на погоду, настроение и расписание муз - это не каждому по силам.:) У меня был опыт отчасти похожий, но в другой плоскости. Где-то с год или около того, я писал практически ежедневные пародии, точнее, стихоотклики на стихи одного очень забавного ИМХО, а в то время еще и весьма плодовитого автора - Юрия Тубольцева (конечно, при его дружеском согласии). Результат представлен на моей странице - Мегахомякиада (переводы с тубольского). Помню, это было похоже на легкое сумасшествие :) Но дало мне немало в разных областях. Удачи Вам Олд
Пётр! Как-то оно у Вас всё весело, что-ли :). Где драматизм? Где борьба старого и нового? Где внутренние переживания героев? Только, ради Бога, не переубеждайте меня ни в чём:). Всё это я говорю с улыбкой, поскольку уже отметил Ваше продекларированное желание держаться прозаического оригинала. Думаю, у нас с Вами - одна беда: мы очень многословны, а современный читатель предпочитает две-четыре строки, а в идеале - одной более чем достаточно:). Но, действительно симпатично, что в концовку Вам удалось вложить иронию, выходящую далеко за рамки сюжетной линии. С уважением,
Одному известному автору из Калифорнии (см. выше) именно концовка не понравилась. Никого ни в чём, конечно, я убеждать не буду. У всех есть свои убеждения. Читателю, который читает не более одной строки, много двух, я всегда говорю с улыбкой: "продолжение следует". С уважением, П.К.
Нет. Мне концовка понравилась. Она, особенно при первом прочтении, создаёт в произведении элемент неожиданности и задаёт тему для размышления. Я не рассматриваю Ваше стихотворение, как исторический документ. А вижу в нём краткое изложение некоторых фактов. При этом, Вы их представляете очень легко, может быть даже - "легковесно". Но я читал Ваше стихотворение как акт внутреннего художественного осмысления известных событий. А в этом смысле цельнтральным элементом становится концовка - мораль, которую автор хочет донести до читателя. Я увидел здесь достаточно правдоподобное и, главное, - точное отображение лёгкости (весьма странной лёгкости!), с которой наши предки приняли (сменили) Веру. При том, что в повести временных лет, раздумия Владимира по поводу выбора Веры свидетельствуют, что даже для одного человека эта задача была не простая. И я, по правде говоря, отметил именно "точность" Вашего "диагноза", согласно которому народ из веры в государство (во власть), а иногда из угодливости к власти, готов безболезненно менять Веру, Убеждения. Этот выпад "против народа" естественно не распространяется на всех огульно. Это - тоже художественное преувеличение, но тем не менее. Ваш предыдущий многоуважаемый рецензент, напротив, вкладывал несколько иное ожидание в прочтение Вашего текста. Поэтому наши позиции разошлись. Если Вы соберётесь работать над стихотворением дальше, то я бы советовал обратить внимание на эту предлагаемую им возможность двойственного восприятия. Но всё, в конечном счёте, зависит от того, какую цель Вы преследуете. "сетевая поэзия" тем и интересна, что позволяет автору воочию и в on-line режиме увидеть целый спектр реакций, порождаемых (или не порождаемых:)) его словами. Успехов. С уважением,
Спасибо за столь развёрнутое вступление к разговору на тему о восприятии того или иного произведения. Всё это очень интересно, однако, думается, приложимо далеко не ко всем вещам. Поясню. Вы первый из читателей, кто увидел в моём "Крещении Руси" лёгкость и отсутствие драматизма. Но именно анекдотизм и полное отсутствие трагедийности я обнаружил, читая текст летописи! И это так меня поразило, если не сказать потрясло, что я немедленно переписал стихами самый важный, центральный её эпизод, желая донести до читателя именно легковесность, опереточность и даже "попсовость" "великого действа" по смене верований на Руси. Вы увидели это, и поэтому я отношусь к вам с искренним уважением. Народ примет любую веру, которую ему навяжут либо фанатики, либо диктаторы, - лишь бы его не стаскивали с печи. Но уж если кому удастся с печи его стащить, то тут - держись вся вселенная! - Вот тут и начнётся полная драматизма борьба за свою любимую тёплую печь! А вера - это блажь. Такой вывод можно сделать из нашей истории. Народ безмолствует во все времена, пока у него из рук не выхватят последний кусок хлеба насущного. Житий святых и старчества, а также прочих истинно верующих людей это, разумеется не касается. Они - были и будут. И народ относится к ним с уважением, потому что сам не способен так веровать. Вера для народа - это, прежде всего, устойчивая традиция, набор жизненных ритуалов, укрепляющих основы его быта, всегда полунищего и бесправного... Что и теперь наблюдается. Народ голосует за спокойные и уверенные речи политиков, не пугающих его бедами и катастрофами. А выбор Владимиром одной из религий из трёх мировых и его глубокие сомнения при этом - всего навсего исторический анекдот. Вот почему я считаю, что "Крещение Руси" - законченная вещь, не требующая никакой (кроме технической) переработке. С уважением, П.К.
Это произведение рекомендуют
|