16 (29) декабря 1916 в Санкт Петербурге произошло по мнению автора, не до конца оцененное историками политическое событие.
Заговорщиками: Ф. Ф. Юсуповым, В. М. Пуришкевичем, великим князем Дмитрием Павловичем и офицером британской разведки Освальдом Рейнером был убит Григорий. Распутина
Первоначально тело Г.Распутина хотели похоронить на его родине, в селе Покровском, но из-за опасности возможных народных волнений, в связи с отправкой тела через полстраны, и идеями его канонизации как «Святого», тайно предали земле в Александровском парке Царского Села.
Следствие по делу об убийстве Распутина длилось два с небольшим месяца, и было спешно прекращено А. Керенским 4 марта 1917 года.
Убийство Г. Распутина по мнению историков это сознательное и продуманное заговорщиками действие — как бы последняя попытка дать возможность Николаю Второму открыто переменить курс.
Захоронение Г. Распутина после отречения Николая Второго от престола было найдено, и А. Керенский приказал генералу Корнилову организовать уничтожение тела.
Несколько дней гроб с останками простоял в специальном вагоне. Тело Распутина было сожжено ночью. Был составлен официальный акт о сожжении трупа Распутина.
После Распутина остались около 100 канонических пророчеств. Самым знаменитым стало предрекание гибели Императорского дома:
«Покуда я жив, будет жить и династия».
Временное правительство, недолго было у власти, и вскоре в России случился Октябрьский переворот и к власти пришли большевики, сформировавшие совместно с частью меньшевиков и анархистов первое коммунистическое правительство Совет Народных Комисаров.
20 января (2 февраля) 1918 года Советом Народных Комиссаров был принят Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви — нормативно-правовой акт, которым был установлен светский характер государственной власти, а так же свобода совести и вероисповедания.
Ну, а дальше больше, религия, что православная, что иных конфессий была фактически поставлена вне закона.
Священники и монахи большей частью репрессированы, ценности конфискованы.
А со временем, новое пролетарское государство добралось до одной из болезненных точек православной церкви – до « чудотворных» мощей.
С помощью, которых много веков РПЦ распространяла свое влияние в народной среде.
По этому поводу было принято специальное постановление. Это крайне любопытный и редко воспроизводимый документ, поэтому автор приводит его полностью.
И забегая наперед, автор хочет сказать, что факты мошенничества и подлога в РПЦ с « нетленными мощами» имели место.
Вот почему после 1991 г. никто в нынешней РПЦ МП не добился официального признания этого постановления незаконным и все списали на «коммунистические гонения безбожной власти» на православную церковь….
Постановление Народного Комиссариата Юстиции от 25 августа 1920 г.
"О ликвидации мощей"
По почину и настойчивому требованию самих трудящихся масс и губерниях: Архангельской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Московской, Новгородской, Олонецкой, Псковской, Тамбовской, Тверской, Саратовской и Ярославской, произведено 58 вскрытий так называемых "нетленных" мощей.
Вскрытия эти в присутствии трудящихся масс, духовенства, экспертов-врачей и представителей Советской власти раскрыли целый ряд мошеннических действий, при помощи коих служители культа обманывали народные массы.
Серебряные гробницы, блистающие драгоценными камнями, содержат в себе или истлевшие, превратившиеся в пыль кости, или имитацию тел с помощью железных каркасов, обмотанных тканями, чулок, ботинок, перчаток, ваты, окрашенного в телесный цвет картона и т. п.
Вот то, чем архиереи и монахи заставляли поклоняться загипнотизированные массы, почитать за нетленные (т. е. неразрешенные от времени) тела и во имя чего приносить свои трудовые копейки в церковные карманы.
Вместо воображаемых мощей Митрофана Воронежского обнаружен череп с прилепленными волосами, несколько костей, груда тряпок я ваты, несколько перчаток и мешок, набитый разной трухой.
В гробе Тихона Задонского - обнаружены: череп, истлевшие кости, картон, чулки, ботинки, перчатки; вместо груди - железный каркас.
В Александро - Свирском монастыре, Олонецкой г., в серебряной, массивной гробнице, весящей более 40 пудов, была обнаружена восковая кукла.
В Суздале, Владимирской г., мощи так называемой Ефросиньи Суздальской оказались матерчатой куклой, с обломками небольшого количества разрозненных костей.
В Тамбове в гробнице Питирима была обнаружена серебряная кукла-футляр, в которой было заключено незначительное количество костей, причем череп оказался искусно сделанным восковым слепком.
Мощи Артемия Веркольского, в Архангельской г., оказались смесью обыкновенного угля, ржавых гвоздей и мелкого кирпича.
В Жабынской пустыне, Тульской г., массивная серебряная гробница, в которой, якобы, находилось, по уверениям церковников, нетленное тело Макария, оказалась совершенно пуста.
В соборе Василия Блаженного, в Москве, обнаружены мощи отрока Гавриила, оказавшиеся состоящими из воска и небольшой, размером в 1/2 вершка, гнилой кости.
Мощи эти были привезены из Польши и открыты для публичного почитания известным черносотенцем, протоиереем Восторговым еще в 1915 г. в целях человеконенавистнической антисемитской пропаганды, а в 1912 г., находясь еще в Польше, дали царизму, в тех же целях, религиозное обоснование к гнусной инсценировке процесса Бейлиса.
В большинстве остальных случаев обнаружены были обложенные ватой и тканями полуистлевшие, рассыпающиеся в порошок кости, причем в одних случаях были найдены лишние кости, по своим размерам, плотности, свежести, белизне - отличные от остальных костей; в других случаях, наоборот, многих костей от скелетов не хватало; иногда в раках были обнаружены посторонние, по-видимому, не имеющие никакого отношения к культу предметы, как-то: брошки, ломаные серьги, гайки, пуговицы, недавнего времени денежные марки и т.п.
Эти золоченые гробницы, с предполагаемыми в них нетленными телами, старым правящим классам были необходимы, как аппарат одурманивания, на религиозной почве, темных гипнотизируемых масс.
Означенные раки и гробницы имели целью также придавать "религиозное освящение" тем или иным административным, торговым и промышленным центрам.
Такова, например, была роль мощей Сергия Радонежского в московский период России и мощей Александра Невского в период петербургский.
По плану представителей низвергнутой династии тиранов Романовых мощи должны были отвлекать от "внутренних настроении", почему в последнее царствование Николая Романова были инсценированы одно за другим прославления мощей: Феодосия Углицкого, Серафима Саровского, Анны Кашинской, Иосифа Белгородского, Питирима Тамбовского и Иоанна Тобольского.
Произведенное Народным Комиссариатом Юстиции судебное расследование но делу игумений Алевтины, купчихи Лабзиной и др. застало инсценировку культа мощей в самом лабораторном ее процессе.
Группа московских миллионеров (Лабзиных, Грязновых и др.) совместно с синодскими чиновниками фабриковала мощи и подготовляла канонизацию известного бандита с большой дороги, а за сим купца 1-й гильдии Василия Ивановича Грязнова, даже невзирая на то, что он, как показало расследование, принадлежал к секте скопцов.
Судебное расследование по делу иеромонаха московского донского монастыря Досифея и др. показало, что мощи так называемых виленских угодников Иоанна, Антония и Евстафия, пересланные гр. Белавиным (в монашестве патриархом Тихоном) из Вильно в Москву при царизме, представляют из себя мумифицированные трупы, в чем ныне может удостовериться всякий, осмотрев эти мумии в музее Народного Комиссариата Здравоохранения (Москва, Петровка, д. 14).
Уже после Октябрьской революции, в 1918 г., церковники, в целях политического воздействия на отсталые массы, канонизировали митрополита Иосифа астраханского, одного из видных деятелен по подавлению восстания эпохи Степана Разина.
В целях теперешней патриаршей канцелярии подготовляется инсценировка канонизации сибирских церковных сановников Сафрония и Павла, а также Василия Мангазейского.
Государственная власть и правящие классы поручали церковникам приспособлять мощи как надежный, рекомендованный еще Иоанном Златоустом, аппарат для затемнения сознания народа, для укрепления в нем религиозных предрассудков, а вместе с сим и своего влияния на темные массы.
Кроме того, сооружение драгоценных гробниц и культ вокруг них для церковников, в свою очередь, служит средством извлечения последними для себя огромных доходов путем сборов денег, продажи свечей, "целебоносного" масла, воды, служения молебнов, акафистов и иных манипуляций, имеющих мошенническое значение в глазах темных людей.
Революционное сознание трудящихся масс протестует против того, чтобы мумифицированные трупы, или останки трупов, или имитация трупов в Советской России могли быть представляемы для эксплуатации масс церковным организациям в их свободное распоряжение, в нарушение самых элементарных порядков общежития и к оскорблению чувств всех сознательных граждан.
Мероприятия местных Исполнительных Комитетов, в некоторых случаях выразившиеся только в акте вскрытия и не доведшие дело уничтожения обмана до полной ликвидации варварского пережитка старины, каким является культ мертвых тел и кукол, дают церковникам возможность дальнейшей эксплуатации, которая продолжается и до настоящего времени, даже у вскрытых гробниц, принеся, например, патриарху Тихону и монахам Троице-Сергиевой Лавры за 9 месяцев 1919 г. хотя и меньший сравнительно с прошлым временем, но все же значительный доход от служения молебнов и продажи свечей (более 1 400000 р., по признанию самих церковников).
Помещение мощей в музей является наиболее рациональным способом ликвидации дальнейшей эксплуатации предрассудков и суеверий. Подобные реликвии, относящиеся к другим религиям (например, египетские мумии), уже давно находятся в музеях наряду с другими остатками старых культур, что, конечно, не является ни оскорблением религиозной совести, ни гонением на ту или иную веру.
Посему Народный Комиссариат Юстиции предлагает к исполнению следующее:
1) Местные исполкомы при соответствующей агитации последовательно и планомерно проводят полную ликвидацию мощей, опираясь на революционное сознание трудящихся масс, избегая при этом всякой нерешительности и половинчатости при проведении своих мероприятий.
2) Ликвидация названного культа мертвых тел, кукол и т. п. осуществляется путем передачи их в музеи.
3) Во всех случаях обнаружения шарлатанства, фокусничества, фальсификаций и иных уголовных деяний, направленных к эксплуатации темноты, как со стороны отдельных служителей культа, так равно, и организации бывших официальных вероисповедных ведомств, - отделы юстиции возбуждают судебное преследование против всех виновных лиц, причем ведение следствия поручается следователям по важнейшим делам при отделах юстиции или Народном Комиссариате Юстиции и самое дело разбирается при условиях широкой гласности.
"О религии и церкви. Сборник документов", стр.105-109; Законодательство о религиозных культах: Сборник материалов и документов / Сост. Гольст Г.Р., Ночвин Д.М. Под общ. ред. председателя Совета по делам религии при Совете Министров СССР Куроедова В.А. и заместителя Генерального Прокурора СССР Панкратова А.С. - М.: "Юридическая литература", 1971. - С.72-76.
В связи с принятием вышеназванного постановления очередь дошла и до мощей Иоасафа Белгородского.
1 декабря 1920 года, во исполнение постановления Народного комиссариата юстиции от 23 августа 1920 года «О ликвидации мощей», состоялось вскрытие мощей святителя Иосафа под руководством специально назначенной комиссии.
Комиссия составила официальный акт, подписанный её членами и опубликованный в «Курской правде» за 10 декабря 1920 года.
Но в случае с мощами Иоасафа Белгородского борцов с церковным мракобесием и мошенничеством ждало разочарование. Нетленные мощи были в наличии!
Местная власть донесла о результатах вскрытия мощей в Москву и оттуда пришло распоряжение отправить их для дальнейшего исследования в Москву, что и было сделано.
Где и у кого на изучении находились мощи Иосафа Белгородского точно не известно, но в 1930 году они были выставлены в Музее Наркомздрава на Петровке, а оттуда перенесены в так называемый Антирелигиозный музей.
О том как советская власти в лице безбожников пыталась опорочить чудо « нетленных мощей» Иоасафа Белгородского читатель узнает далее из свидетельств очевидцев.
Затем в виду их уникальности, мощи Иосафа Белгородского «заслужили» у советской власти и» чести» быть помещены в экспозицию Музея истории религии и атеизма в бывшем Казанском соборе г. Ленинграда.
Сохранились воспоминания очевидцев о нахождении мощей Иоасафа в музеях.
Вот к примеру, что рассказала
Анастасия Цветаева "О МОЩА Св. ИОАСАФА БЕЛГОРОДСКОГО
(ГОРЛЕНКО)"
Это было, как мне помнится, в 1924 году.
В Москве, на Петровке, в высоком особняке (позади бывшего цветочного магазина Ноева) помещался Музей Наркомзема.
И там, на втором этаже был зал, где, в доказательство несуществования мощей (а существования мумификации) под большой витриной, под стеклом с перекладинами, лежали мощи Св. Иоасафа Белгородского, а над ним, сбоку, на длинной полке, в стеклянном гробике лежал маленький, с искаженным лицом, в позе самозащиты, труп бывшего фальшивомонетчика, убитого во время дележа денег.
Он был найден в сухом подвале. И рядом на маленькой полочке лежала засохшая мертвая крыса.
А по стенам и под лестницей висел рассказ о них и о мумификации, вывешенный начальством Музея, для “просвещения” народа.
В соседних залах, в спирту, я видела 2-х голового новорожденного и прочие “чудеса” природы.
Св. Иоасаф был епископ. Жил он, если не ошибаюсь, при царице Екатерине
Второй. Епископов, мне сказали, хоронят с длинными волосами, как полагается православному священству, но теперь он лежал остриженный под первый номер еле серебристой головы.
Я видела образ его, и сразу узнала нос с горбинкой, строгие благородные черты. Высокого роста, епископ лежал обнаженный, с куском картона на чреслах, закрытые глаза — не видели, слава Богу!
И стали мы с сыном-подростком ходить в Музей, прикладываться к мощам, стараясь делать это незаметнее. Думаю, мы не были единственными.
На стенах вывешивались вопросы населения, на которые через несколько дней тем же способом отвечали служащие Музея.
Один из этих вопросов я запомнила: “Почему плохо пахнет фальшивомонетчик?” Мальчишеские глаза сына лукаво смеялись и голос был весел — Что они ответят народу, что?
На стенах ответа не вывесили, но полка со стеклянным гробиком — исчезла: точно ее и не было.
И, кажется, все? Да, так казалось. Но прошло много лет — считаю не менее десяти, и надо же, чтобы именно мне пришел этот ответ и я его тут записала:
В 30-х годах и даже в их середине я преподавала английский язык научным работникам учреждений и шла с урока вместе с молодой женщиной, старостой группы. Как зашел разговор о Музее Наркомзема — не помню.
Но моя спутница оживилась. — “Теперь его нет по-моему. но тогда я работала в одной лаборатории, имевшей отношение к больнице Склифосовского, бывшей Шереметьевской.
И к нам привезли мумифицированного фальшивомонетчика, его история была известна. Убит своими коллегами. Он стал издавать дурной запах, а его надо было вернуть обратно в зал Музея Наркомзема.
Фальшивомонетчика принялись бальзамировать. Сколько над ним старались! Все усилия, все знания приложили. Но, должно быть, перестарались — потому что он у них под руками вдруг рассыпался в вонючий прах. И тогда я рассказала моей спутнице начало этой истории.
Куда перевезли мощи Св. Иоасафа Белгородского, целы ли они где-нибудь?
8.VIII.90 г. Кясму, Эстония
А вот рассказ о том, как и где были, найдены мощи Св. Иосафа Белгородского
Из письма Л.А.Соколовой на имя митрополита Ленинградского и Ладожского Иоанна от 13 марта 1991 года:
«Мой отец А.В.Соколов всю жизнь проработал в объединении “Реставратор” бригадиром плотников.
В основном он восстанавливал храмы. В начале шестидесятых годов его бригада меняла кровлю Казанского собора.
Во время работы случайно упала доска на пол чердака и послышался звон разбитого стекла.
Отец спустился вниз и увидел, что разбилась стеклянная крышка деревянной раки, в которой лежало тело, обернутое пеленой. Еще несколько лет рака с телом стояла на чердаке, затем она была выставлена в экспозиции музея религии и атеизма (в северном приделе собора) напротив могилы Кутузова.
В 1970 году отца встретила комендант музея и попросила подальше убрать “мумию”, которая лежала в подвале (когда перенесли раку в подвал, отец не знает)..
. Мой отец завернул мощи святого в простыни, которые ему дала комендант, и вместе со своим другом поднял на чердак.
(Комендант возражала против этого и хотела, чтобы мощи закопали в сыром и холодном подвале.) В шлаке одного из отсеков перекрытия они выкопали яму и захоронили святыню. Мой отец и его друг надеялись, что в сухом и чистом шлаке мощи сохранятся.
Выслушав отца, я с трудом дождалась субботы, когда смогла пойти в Свято-Троицкий собор. К настоятелю собора мне не удалось обратиться, и я рассказала об услышанном отцу Виктору, который мне посоветовал обратиться к секретарю митрополита.
Но так как я человек малоцерковный и не была твердо уверена, что за 20 лет мощи не были найдены кем-то из работников музея, то не решилась обратиться к Вашему секретарю.
Один из членов общины Казанского собора взялся за организацию поисков захоронения.
В связи с тем, что администрация музея религии и атеизма не пускает в свои фонды, которые находятся на чердаке, никого, кроме сотрудников музея, нам пришлось искать обходные пути.
Мы воспользовались тем, что в настоящее время на чердаке собора ведутся работы по составлению плана реставрации.
Руководителем этих работ был главный архитектор “Реставратора” Леонтьев А. Г. В список работающих на чердаке он включил моего отца, меня и историка - египтолога из ЛГУ.
Необходимость прибегнуть к такой уловке была вызвана боязнью непродуманных действий со стороны администрации музея в случае обнаружения мощей святого.
Поиски захоронения на чердаке собора были назначены на 28 февраля.
Мы вчетвером (мой отец, я, Леонтьев и историк-египтолог) встретились у Казанского собора и поднялись на чердак.
Там нас ждали два землекопа - Андрей и Ильяс.
В ближайшем от лестницы отсеке перекрытия, на который указал отец, где было уже не раз копано-перекопано, в правой его стороне (отсек разделен балками на три сектора, каждый шириной 1 м. 10 см.) под слоем шлака примерно 15 -20 см.
После нескольких движений лопаты наткнулись на что-то. Мы поняли, что здесь захоронение, и дальше осторожно очистили от шлака мощи святого (в чем у нас не было внутреннего сомнения).
Святой лежал головой к окну со сложенными на груди руками, тело его было обернуто черным материалом, похожим на бархат.
С огромным трепетом и благоговением мы приблизились к телу святого.
А.Г. Леонтьев освободил ступни святого от черного материала, и мы увидели белую пелену. Египтолог сказала, что, конечно, это не египетская мумия, а мощи святого. Андрей и Ильяс остались на чердаке, а мы спустились позвонить отцу Сергию. Затем, когда поднялись на чердак собора, я беспрестанно молилась и ощущала на себе огромную милость Божию, которой я, такая грешная и ничтожная, удостоилась.
Через некоторое время на чердак собора поднялась съемочная группа “600 секунд”. Я старалась препятствовать их съемке, так как чувствовала, что они приближаются к святыне без должного благоговения, но мои действия не имели успеха.
В пятницу в репортаже Невзорова прозвучало, как в криминальной хронике, что человеческие останки были закопаны в грязь и голубиный помет.
Мой отец очень расстроился, так как считал, что они сделали все, что могли, в те тяжелые для Православия дни, чтобы святыня не была уничтожена.
Даже в отсеке они захоронили святыню с краю, чтобы подходящие к окну не могли на нее наступить.
Затем на чердак поднялся директор музея с научными сотрудниками, осмотрел святыню и предложил всем спуститься вниз, где уже был отец Сергий»
Затем дело принято официальный характер и и тело было идентифицированы по акту вскрытия мощей и иным документам имевшимся в музее.
До 10 августа 1991 года мощи пребывали в Преображенском соборе Ленинграда, после чего доставлены, чрез Москву и Курск, в Белгород.
С 17 сентября 1991 года находятся в Преображенском соборе Белгорода.
Вот та и закончилось 70 летнее «путешествие» мощей Иоасафа с Белогорода в Москву и Санкт-Петербург.
( конец 10 части)