Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"Последнее время"
© Славицкий Илья (Oldboy)

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 73
Авторов: 0
Гостей: 73
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Послеобеденная беседа о Чехове (Рассказ)

          «Послеобеденная беседа писателя и критика об А.П.Чехове, состоявшаяся в санатории имени А.В. Луначарского 19 сентября 2009 года.

         – Зачем Чехов предпринял это свое дурацкое путешествие на Сахалин? Чтобы подхватить там чахотку и помереть в сорок четыре года?..

         – А вы читали его «Сахалин»?

         – Начинал... Осилил две страницы. Больше не смог, скукотища смертельная! Знаю одно, Чехову вся эта его затея с Сахалином стоила жизни, она ничего ему не принесла... Останься он в России, может, дожил бы до старости и, помимо «Чайки», «Трех сестер» и «Дяди Вани», написал бы еще десяток-другой гениальных пьес.

         – Ничего бы он не написал. Если бы вы внимательно до конца прочитали его записки, вы бы поняли, что именно там, на Сахалине, Чехов сформировался как великий драматург, великий гуманист и великий человек. Там его чистая душа заболела болью всей России. Без этой боли не было бы того Чехова, которого знает весь мир. Чехов собственными глазами увидел жизнь русского человека. Это не увидишь из окна кондитерской на Невском. Не было бы Сахалина, не было бы и чеховских великих пьес. Хотя в них, кажется, ничего впрямую о Сахалине и не говорится. Его поездка – это глубоко обдуманный, не по годам мудрый, шаг. Вообще, Чехов явление уникальное. Он, в то время уже известный и обласканный славой писатель, не просто отбывал время на Сахалине, он там проделал скрупулезную, тяжелую работу. Читаешь, и кажется, что не писательство, а сбор статистических и иных данных – дело всей его жизни. Я спросил себя, способен ли кто-то в наше время на подобный шаг? Я спрашивал себя, зачем ему было все это нужно? Ответ пришел, когда я перевернул последнюю страницу записок. Я понял: Чехов любил людей. Всяких, всех. Он желал им добра. Страшно страдал от сознания того, что от него мало что зависит. Единственное, что он мог реально для людей сделать, это написать о них правду. Для этого надо было писать не чернилами, а кровью. И Чехов так и делал.

         – Глупости! Все это не более чем красивые слова! Совершенно необязательно отправляться за тридевять земель, чтобы выковать внутри себя гения. Гении живут по своим законам. Гении рождаются не на Сахалине, а в других, куда более тонких и нежных сферах. Поэтому, поедет потенциальный титан мысли куда-то или не поедет, он все равно ос-танется гением, потому что гений самодостаточен, и путь его предначертан свыше. А поездка Чехова – это трагическая ошибка великого человека, которая привела его к преждевременному концу. И если бы Чехов не поехал, то он в любом случае написал бы и «Чайку», и «Иванова» и «Вишневый сад». Скорее всего, эти пьесы были бы написаны иначе. Тут вы правы. Иначе. Но это совсем не значит, что – хуже.

        Приятели какое-то время с неприязнью смотрят друг на друга. Но потом жизнь в ее обывательском смысле берет свое. Они вспоминают, что скоро ужин. Критик вздыхает, встает с кресла, помогает подняться своему приятелю, и оба направляются в столовую, где их ждет стол с пуляркой по-генуэзски и бисквиты
а-ля доктор Терье».

                                (Фрагмент романа «Дважды войти в одну реку»)

.

© Вионор Меретуков, 19.09.2009 в 13:43
Свидетельство о публикации № 19092009134335-00127043
Читателей произведения за все время — 45, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют