Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"Шторм"
© Гуппи

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 354
Авторов: 0
Гостей: 354
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Православный календарь. Псково - Печерская Икона Божией Матери «Умиление» ч. 4 (Очерк)


                            ч. 4

         Ну, и чтобы закончить  наш рассказ о  попытке взятия  поляками Пскова в 1581 году, хочу добавить,  что,  не взирая  на всю свою историческую противоречивость данных событий,   особенно в части «божественного вмешательства»  в  исход сражения на стороне московских войск,  русская  православная  церковь  истолковала все  к своей выгоде!
         В  память этого события каждый год в седьмую Неделю по Пасхе чудотворную икону "Умиление"  стали носили крестным ходом из Псково-Печерского монастыря в Псков.
         В данное время Икона Пресвятой Богородицы "Умиление", которую носят крестным ходом, находится на столпе у клироса в главном приделе Успенского собора.
         А в иконостасе, справа от царских врат, помещена еще одна икона "Умиление", XIX века. Сам иконостас главного придела изготовлен в середине XVIII века, он украшен резьбой с позолотой.
         Что до современного  состояния  Храма Успения Пресвятой Богородицы, то он  устроен в горе. Земляные своды облицованы кирпичом и поддерживаются тринадцатью мощными столпами. Т.е. мы  имеем как бы  подземную,  катакомбную. Церковь!
         В главном приделе за возвышением находится царское место.
         Это специальная сень, где в старину молился царь, когда посещал Псково-Печерский монастырь для богомолья.
         В продолжение иконостаса главного придела за столпами, поддерживающими свод, устроен иконостас придела в честь основоположников русского монашества преподобных Антония и Феодосия Печерских.
         Этот придел был первый раз освящен в 1523 году, а в середине XVIII века перестроен и освящен заново.
          В глубине Успенского собора, у южной стены, в специально устроенной нише почивают мощи святого игумена обители  преподобномученика   Корнилия.
          И так все было тихо и мирно в Псково - Печерском монастыре  до 1812 года, когда  на Российскую империю напал новоявленный «Антихрист» французский  император Наполеон I
          Чтобы понять как же  Икона Божией  Матери « Умиление»  хранящаяся в Псково - Печерском монастыре  способствовала поражению Наполеона I  нам надо  углубится в  истории Отечественно войны 1812 года.
          Наполеон шел в Россию тремя  колонами. Северной  в направлении Риги и далее на Санкт-Петербург, центральной (основная  армия) и частично  южная группировка, носившая  вспомогательный характер.  Поскольку нас интересует Посков, то мы и рассмотрим  так называемое  северное направление движения армии Наполеона Бонопарта.
            Северное направление

           На север Российской империи Наполеон направил всего лишь один  10-й корпус маршала Макдональда, состоявший из 32 тысяч пруссаков и немцев.
           Его целью было взятие Риги, а потом, соединившись со 2-м корпусом маршала Удино (28 тыс.), ударить на Петербург. Путь на Пертбург лежал через Псков.
           Остовом корпуса Макдональда являлся 20-тысячный прусский корпус под командованием генерала Граверта (позже Йорка).

         О самом продвижении французов  современные историки пишут следующее:
          «Макдональд подступил к укреплениям Риги, однако, не имея осадной артиллерии, остановился на дальних подступах к городу. Военный губернатор Риги Эссен сжег предместья и заперся в городе с сильным гарнизоном.

         Стараясь поддержать Удино, Макдональд захватил оставленный Динабург на Западной Двине и прекратил активные действия, поджидая осадную артиллерию из Восточной Пруссии.
         Пруссаки корпуса Макдональда старались избегать активных боевых столкновений в этой чужой для них войне, однако, если ситуация угрожала «чести прусского оружия», пруссаки оказывали активное сопротивление, и неоднократно с большими потерями отбивали вылазки русских из Риги.
         Удино, заняв Полоцк, решил обойти с севера отдельный корпус Витгенштейна (25 тысяч), выделенный 1-й армией Барклая при отступлении через Полоцк, и отрезать его от тыла.
         Опасаясь соединения  Удино с Макдональдом,   Витгенштейн 30 июля атаковал не ожидавший нападения и ослабленный маршем на 2/3 корпус Удино в бою при Клястицах и отбросил его  обратно  к Полоцку.
          Победа позволила Витгенштейну   атаковать Полоцк 17—18 августа, однако корпус Сен-Сира, своевременно направленный Наполеоном в поддержку корпусу Удино, помог отбить атаку и восстановил равновесие.
         Удино и Макдональд завязли в вялотекущих боевых действиях, оставаясь на месте».

         Но совсем не так  представляла  битву при Клястицах  официальные  дореволюционные русские историки!  Для них это была первая победа над Наполеоном, предвестившая  разгром Наполеона!

         « Сражение под Клястицами — 3-х дневный бой между французами и отдельным корпусом русской армии на Петербургском направлении у деревни Клястицы (ныне Россонский район Витебской области) на дороге между Полоцком и Себежем в ходе Отечественной войны 1812 года.
          К северу от главного, Московского, направления наступления Наполеона продвигались два его отдельных корпуса:
         Маршала Удино — главная цель действовать на Санкт-Петербург.
          Маршала Макдональда — задача действовать на Рижском направлении, возможно, занять Ригу и содействовать корпусу Удино.  Кроме того требовалось наладить поставки в главную армию продовольствия и фуража.
         Им противостоял 1-й пехотный корпус генерал-лейтенанта Витгенштейна, специально выделенный для прикрытия Петербурга. Кроме этого рижский генерал губернатор Эссен И.Н. располагал силами до 18 тыс. солдат для обороны Риги.
        Корпус Витгенштейна,  будучи заведомо слабее любого из двух противостоящих корпусов, не смог бы устоять против их соединённых сил.
        Однако французы действовали раздельно.
        Кроме этого на пути французских корпусов стояла естественная водная преграда - река Западная Двина.
        Пока Макдональд действовал против войск Эссена в Риге возле устья Двины, Удино попытался переправиться через Двину в  Динабурге, однако не смог преодолеть сопротивления гарнизона.
         Поднявшись вверх по течению, Удино переправился через Двину около Полоцка (север Белоруссии). Французы намеревались отрезать Витгенштейна от тыла на Псковском тракте.
         Витгенштейн оказался в отчаянном положении, единственным шансом остановить французов было воспользоваться удалённостью Макдональда, и, несмотря на неравенство сил, атаковать корпус Удино.
        28 июля 3 конных полка французов (12 эскадронов) были неожиданно атакованы 4 эскадронами Гродненского гусарского полка под командованием генерал-майора Кульнева с присоединившимися к атаке 500 казаками. Несмотря на численное превосходство, французы были опрокинуты.
          В это же время Удино занял деревню Клястицы, имея в наличии 28 тысяч солдат и 114 пушек против русских 17 тысяч. Тем не менее, Витгенштейн решил атаковать, пользуясь растянутостью французских сил. Впереди двигался авангард Кульнева (3700 всадников, 12 орудий), за ним следовали основные силы Витгенштейна (13 тысяч солдат, 72 орудия).
         Бой начался 30 июля (18 июля по старому стилю) в 2 часа дня. Русский авангард под командой Кульнева столкнулся с французским авангардом возле деревни Якубово. Встречный бой продолжался до конца дня. Кульнев старался вытеснить французов из деревни, но после серии жестоких схваток французы удержали деревню.
           На следующий день втянулись главные силы русских, и после нескольких атак и контратак Якубово удалось захватить. Удино был вынужден отступить к Клястицам.
          Продолжение атаки на Клястицы подразумевало переправу через реку Нища. Удино устроил на противоположном берегу мощную батарею и приказал сжечь единственный мост. Пока отряд Кульнева переправлялся бродом для обхода позиций французов, 2-й батальон павловского гренадерского полка атаковал прямо через горящий мост. Французы были вынуждены отступать дальше.
           Генерал-майор Кульнев продолжил преследование 2-мя кавалерийскими полками при поддержке казаков, пехотного батальона и артиллерийской батареи. После переправы через реку Дрисса 1 августа он попал в засаду возле села Боярщино. Артиллерия французов расстреливала отряд Кульнева с господствующих высот. Сам он был смертельно ранен, пушечным ядром ему оторвало ноги выше колен.
Преследуя русский авангард, французский генерал Вердье в свою очередь натолкнулся при Головчице на главные силы Витгенштейна и был разгромлен. В этом бою Витгенштейн был легко ранен в щёку».
         Со всем этим можно было бы согласится, но вот с дальнейшим выводом  согласится ни как нельзя. Тут и есть один из фактов фальсификации российской истории сами российскими историками!

        «В результате  Удино отступил за Двину, оставив за собой укреплённый  Полоцк, и, таким образом, наступление  французов  на  Петербург  провалилось.
          Более того, опасаясь действий Витгенштейна на путях снабжения «Великой Армии», Наполеон был  вынужден ослабить главную группировку  войск,  послав на помощь Удино корпус Сен-Сира.
          Витгенштейн в рапорте царю Александру I исчислил количество пленных в 3 тысячи, число убитых и раненых французов он оценил со слов пленных в 10 тысяч.
         Это была первая крупная победа в этой войне!!!»
        Это небыло первой победой, а одним  незначительным  боевым столкновение  вспомогательных  французских  войск ( австрийцы и прусаки) перед превосходящими их из в силе  русскими войсками под командованием генерала Витгенштейна! Французы, подтянув  силы,  легко восстановили свои позиции по максимальной продвижению на север России и не их вина, что наполеон избрал  направлением главного удара Москву, а не Санкт-Петербург!

     Но все это происходит относительно далеко от Пскова, который является  глубоким русским тылом , где кроме раненных никаких российский  войск нет!
        Псковичи,   тоже опасаясь  войск Наполеона,  не сидели, сложа руки
         В это время псковитяне,  как обычно под руководством местных властей и по обычаю предков, обратились за помощью в обитель Псково-Печерскую, к той чудотворной святыне, силою которой они прежде были избавлены от врагов отечества.

        6 октября 1812 года, во второй раз в истории, подняли из монастыря и принесли во Псков чудотворный образ Успения Божией Матери,— тот самый образ, который в первый раз принесен был во Псков в 1581 году, во время осады этого города Баторием, и с тех пор 231 год оставался постоянно в монастыре.

        7 октября с этим образом совершен был вокруг города крестный ход, и в этот самый день Полоцк  был  взят русскими под предводительством Генерала-фельдмаршала, Графа Петра Христиановича   Витгенштейна.
        Этим Псков был избавлен от опасности!
        Далее приведу  один исторический документ письмо генерала  Витгенштейна   к Псковскому губернатору,  где  он писал:

       “Уведомляю Вас с тем, чтобы Вы и всем сообщили, что молитвы услышаны... разбив   совершенно неприятеля под Полоцком,   в то самое 7 число, (в которое Псковичи с Печерскою  иконою совершали  крестохождение вокруг древних стен), ночью, овладев штурмом сим городом, и, перейдя Двину, гоню его авангардами к Лепелю" (История княжества Псковского, изд. 1831 г., стр. 314).

     Было ли тут вмешательство «божественных сил» или нет, автор оставляет ответ на этот вопрос на совести самого читателя, но лично сам  считает, что все это  было, говоря  современным языком, ничем иным как  пропагандисткой пиар компанией.
      Ведь в той же Москве  несравненно больше  «чудотворных» икон и там тоже  перед приходом Наполеона проводили  «крестные хода», но,  увы,  безрезультатно!

      А в начале войны русские отступали на всех фронтах  и надо было срочно  сочинить для поднятия  духа  населения  добрую весть о  великой  российской победе!
    Поэтому  Витгенштейна и  провозгласили «спасителем Петербурга»,а  император  Александр I наградил его за Клястицы орденом Св. Георгия 2-й степени.
       Крайне интересна и поучительна  дальнейшая  судьба  нашего героя.
       По смерти Кутузова в конце апреля 1813 года Витгенштейн был назначен главнокомандующим русскими и прусскими войсками благодаря признанию его побед над маршалами Наполеона в Отечественной войне.
       После неудачных сражений с Наполеоном при при Лютцене и Бауцене, где Витгенштейн возглавлял русско-прусские войска, в армии возникло неверие в силы командующего.
       Хотя итог сражений нельзя назвать разгромным для союзников, особенно учитывая большое численное превосходство армии Наполеона, в конечном итоге союзники отступили за Эльбу.
       В сражении при Лютцене Витгенштейн пытался разгромить превосходящие силы Наполеона, атакуя его корпуса по одному во время их марша к Лейпцигу.
       Именно так ему удалось одержать победу над маршалом Удино в сражении под Клястицами год назад.
       Но,  теперь в боевые действия были вовлечены гораздо большие силы, противником Витгенштейна был сам Наполеон, а присутствие русского и прусского монархов при коалиционной армии связывало руки. Тем не менее, хотя русская армия не увенчала себя лаврами победы, при Лютцене и Бауцене французы понесли более тяжёлые потери, чем союзники.
       Генерал Милорадович, одного звания с Витгенштейном, но будучи старше по выслуге лет в чине генерала-от-инфантерии, обратился к Витгенштейну с просьбой отставки от звания главнокомандующего.
       Витгенштейн  вышел к царю с просьбой увольнения, и новым командующим 25 мая 1813 года стал Барклай-де-Толли.
       Затем, командуя частью русских войск, Витгенштейн участвовал в боях под Дрезденом и битве под Лейпцигом. В сражении при Бар-сюр-Обе  27 февраля 1814 был тяжело ранен пулей в ногу и сдал командование русским корпусом.
       В 1816 году Витгенштейн  отлучался от армии на восемь месяцев для лечения.
       В 1818 году Витгенштейн принял звание главнокомандующего 2-й армией вместо Беннигсена.
       В 1826 году возведен новым императором Николаем I в достоинство генерал-фельдмаршала.
       А тут и псковичи порадовали «национального» героя!
       В 1827 году, по утверждению церковных историков  «  желая почтить, прославить и увековечить имя того, которого Господь избрал орудием избавления западных пределов наших от страшного врага, иноки Псково - Печерского монастыря приняли намерение соорудить в своей обители новый храм и поставить в нем обелиск в честь и память сего героя.

             День освящения храма был избран — 29 июня, — день ангела графа Петра Христиановича Витгенштейна. Освящение храма совершено в назначенный день Архиепископом Псковским Мефодием вторым, именно 29 июня 1827 года.
        Сооружение обелиска, назначенное в новом храме, по плану Высочайше утвержденному, отменено, согласно с желанием графа  Витгенштейна.
        Вместо обелиска сделаны и поставлены в храме две медные доски, посеребренные через огонь и местами позолоченные, с  надписанием  имен, доставленных к Печерскому архимандриту в ведомости, как из дела видно, при отношении инспекторского Департамента Главного штаба Его Императорского Величества от 30 августа 1825 года.

         Храмом-памятником,  возведенным  в честь героев Отечественной войны 1812 года, является собор Михаила Архангела Псково - Печерского монастыря.
         Собор был возведен в 1827 году в стиле позднего классицизма по проекту известного в России того времени архитектора Л.И. Руска.
         Храм буквально встроен в крепостную стену, за которую выходят только четырехколонные  портики, которые как бы напрямик связывают город и монастырь. Это единственное здание в монастыре, которое имеет выход за стены крепости.

         Высота храма - 32 метра.
         На металлических позолоченных досках выбиты имена командиров и число воинов корпуса П.Х. Витгенштейна,  защищавших дорогу на Псков от наступающих французов.
         Храм впитал в себя воинский дух того места, на котором построен, ведь раньше на этом участке  крепостной стены стояла башня Брусовка, почти полностью разрушенная во время вражеского нападения».
        Ну а дальше очередная  русская  война и Витгенштейн  снова встрою.
        В 1828 разгорелась очередная война с Турцией, Витгенштейну было вверено начальство над войсками в Европейской Турции. Война шла удачно для России, но в феврале 1829  Витгенштейн испросил увольнение по причине расстроенного здоровья и удалился в частную жизнь с сохранением жалованья.
        В 1834 году прусский король возвел его, с дозволения российского императора, в достоинство потомственного светлейшего князя.
        Несмотря на преклонный возраст, Витгенштейн  был деятельным и бодрым, изредка ездил подлечиться на минеральные воды.
        Казалось бы, легкий ушиб ноги оказался для него роковым, измучил жесточайшими болями.
        Врачи рекомендовали заграничные воды. В дороге к месту лечения 11 июня 1843 года он тихо скончался на руках жены во Львове.
        Но, память об  этом русском герое недолго жила в народе. Особенно после  1917 года.
        Имение было  разорено,  уцелевшая родня  эмигрировала. А  вот все, что осталось в России.
        Ну а нам, в заключение нашего  очерка,  пора вернутся в 1973 год,  когда отмечалось 500-летие, Псково - Печерского Монастыря и напомнить заинтересованному читателя  историю монастыря  и его значение для Русской православной церкви МП.
Слово на Успение Пресвятой Богородицы и 500-летие Псково-Печерского монастыря
        « По неизреченной милости Божией мы с вами сподобились дожить до славного праздника пятисотлетнего юбилея Псково-Печерской обители, который мы радостно отмечаем сегодня - в великий день Успения Пресвятой Богородицы.
      Именно в этот день, ровно пятьсот лет назад, в 1473 году, был освящен на склоне горы пещерный храм во имя Успения Божиёй Матери.
      Что же хотелось бы сказать вам в этот знаменательный день? На протяжении половины тысячелетия Псково-Печерская обитель была и остается духовной святыней, куда стекались и стекаются паломники со всех концов России, где каждая верующая душа находила и находит путь к покаянию и утешению.
       В то же время и верующих, и неверующих обитель поражает своей яркой и самобытной красотой. Ее красочность, разнообразие и, вместе с тем, гармония радуют глаз и сердце каждого, кто любит истинную красоту. Но не каждому дано знать, что в основе этой гармонии лежит единство красоты видимой и невидимой, материальной и духовной.
      Пристальный и вдумчивый взгляд позволяет усмотреть в этой красоте символическое значение.
      Крепость с высокими толстыми стенами, с суровыми и молчаливыми стражами-башнями зорко охраняет сады с плодовыми деревьями и цветами, устремленные ввысь купола, весь монастырский мир с золотыми крестами и поющими колоколами. Крепость символизирует монастырскую строгость, недоступность монастыря и каждого инока в отдельности и вообще каждой истинно верующей христианской души для греховного мира, осаждающего и монастырь, и иноков, и всех верующих со всех сторон.
      А внутри нас встречают праздничные древние храмы, торжественные перезвоны колоколов, умилительное церковное пение.

       Именно таким - преображенным, милостивым и гостеприимным - раскрывается монастырь для всех, кто приходит сюда с верой, любовью или хотя бы с каплей надежды,приходит с раскрытой душой, без предубеждения.
       Можно сказать, что монастырь дает нам пример того, как и в собственной жизни каждый из нас должен строить духовную крепость, ограждающую нас от натиска греховной стихии, крепость, ворота которой в то же время должны быть всегда открыты для любви и милосердия.
       Но стоя в размышлении у неприступных печерских башен, мы усматриваем в них не только символическое значение, но и значение историческое.
       Без обращения к истории невозможен культурный и духовный рост, как отдельного человека, так и общества в целом. А для понимания и знания истории исключительное значение имеют памятники старины, пришедшие к нам из глубины веков как свидетели былого. Среди же памятников старины нет более ценных и более редких, чем те, где продолжает кипеть жизнь, где чувствуется жизнеутверждающая преемственность, памятники, которые являются не только свидетелями давно минувших дней, но и глашатаями вечного, неизменного, нетленного.
       К таким памятникам и принадлежит Псково-Печерская обитель. Это - не кладбище, не остов, не театральная декорация, не руины, хотя бы и подкрашенные и восстановленные, которые нам так часто приходится видеть.
       Обитель и поныне продолжает служить тому, для чего она была создана и во имя чего она существует уже пятьсот лет, в ней продолжает жить та древняя культурная и духовная традиция, которая не только олицетворяет прошлое нашей страны, но и является частицей вечного.
       Даже те, кто, посещая монастырь, остаются равнодушными, не могут не признать, что обитель без иноков, без паломников и молитвы - все равно что концертный зал без оркестра и слушателей, куда приходили бы смотреть на глухие стены люди, забывшие о том, что есть музыка...
       Среди многих и многих памятников старины Псково-Печерская обитель представляет, таким образом, радующее сердце исключение.
       За недостатком времени мы не будем подробно останавливаться на прошлом обители и последовательно излагать факты ее истории. Отметим лишь следующее: истинное начало монастыря уходит в глубь веков.
       Пещеры, словно специально предназначенные Божиим Промыслом для монашеской жизни, были известны людям, согласно преданию, по крайней мере, еще в XIV веке. Во всяком случае, в это время в них уже жили подвижники-пустынножители, среди которых наиболее прославился преподобный Марк.
       Во второй половине XV века в пустынное место при потоке Каменце приходит священник Иоанн Шестник с женою и детьми. Он копает в пещере церковь и освящает ее в день Успения 1473 года.
       Незадолго до этого умерла жена священника Иоанна, успев на болезненном одре облечься во иноческий чин с именем Вассы. Впоследствии принимает постриг и ее муж с именем Ионы. Благодаря трудам и молитвенному подвигу преподобного Ионы, возникает маленький монастырь. Особенно много труда в благоустройство монастыря было вложено в ХVI веке, когда его настоятелем стал преподобный Корнилий. При нем были построены храмы Благовещения и святителя Николая. Монастырь был огражден могучими стенами со сторожевыми башнями.
      Художник-иконописец, благоустроитель, летописец, миссионер, преподобный Корнилий был в то же время святым подвижником, своей трагической кончиной снискавшим славу мученика.
      С тех пор из года в год монастырь постоянно крепнет и становится все краше.
       Так, в начале XIX века была построена колокольня, расширен Успенский храм, выстроены келлии. Тогда же в ознаменование победы, одержанной на Псковской земле над наполеоновскими войсками, был построен новый храм в честь Михаила Архангела.
        Нельзя не сказать о том, как много нового внесено в благоустройство монастыря и в XX веке, и особенно за последнее десятилетие, когда под руководством благоустроителя и украшателя обители архимандрита Алипия были обновлены храмы и другие монастырские строения, появились новые прекрасные иконы и раскрылись забытые древние фрески, написанные рукой самого преподобного Корнилия, приняли свой древний, грозный и завершенный вид внешние стены и башни, еще недавно стоявшие в полуразрушенном состоянии.
        Однако, главное заключается не в том, когда и какие храмы и башни воздвигались в монастыре, а в том, какое духовное влияние оказывал он на окружающий край и далеко за его пределами.
        Из века в век с бесконечной верой и любовью приходили люди земли Псковской, а также со всех концов России к монастырским святыням: к чудотворным иконам   Успения Божией Матери, Умиления и Одигитрии.
        Во все века эта духовная крепость Православия привлекала и продолжает привлекать массы людей, жаждавших и жаждущих духовного обновления, ищущих истину на этом островке преображенной земли.
        Много бед претерпела на своем долгом пути святая обитель. Невозможно перечислить все испытания, выпавшие на долю монастыря: набеги, осады, нападения, пожары, мор и болезни.
         В конце XVI века ему грозили разрушением войска Стефана Батория, в начале XVII века - шведского короля Густава-Адольфа. Вновь и вновь приходят поляки, шведы, литовцы, немцы, учиняя грабежи и убийства. В течение двух веков монастырь несет подвиг оборонной службы.
         Но никакие штурмы, беды, нападения, испытания не сломили стойкости Корнилиевых стен и мужества их защитников, ибо Сама Пречистая Богородица руководила ходом событий.
         Летопись и предание сохранили для нас память о бесчисленных совершенных Ею чудесах. После каждого вторжения, после каждого несчастья с помощью Пресвятой Богородицы монастырь залечивал свои раны, становился сильнее и неприступнее, и молитва продолжала денно и нощно гореть в нем, как неугасимая лампада. За каждой раной, за каждым разрушением, за каждой потерей следовало исцеление, созидание и утешение, и монастырь как стоял, так и стоит незыблемо и неколебимо.
        Можно сказать, что если Матерь Божия постоянно ограждала обитель от врагов, пытавшихся его физически разрушить, то тем паче будет спасать Она и впредь дом Свой от тех, кто посягает на духовную жизнь монастыря, кто пытается нанести ему моральный ущерб.
       Зададим себе вопрос: в чем причина исключительного долголетия святой Псково-Печерской обители, долголетия, дарованного ей Господом как особое благословение?
        Многие бы приписали это долголетие причинам материального характера: экономическим, географическим, историческим.
        Однако глубокое изучение истории приводит нас к выводу о том, что все это лишь внешнее, поверхностное, что все это - не сами причины, а лишь их внешнее выражение, лишь тень Промысла Господня, отраженная в нашей земной действительности.
        Истинную причину этого долголетия следует искать в том, что у основания монастыря стояли великие подвижники и чудотворцы: преподобные отцы Марк и Иона, преподобная матерь Васса, святой преподобномученик Корнилий. Их молитвами и их подвигами заслужил монастырь славу и долголетие.
        Не допустили преподобные, чтобы в их обители прекратилась служба, погасли лампады, умолкли колокола. Незримое присутствие святых покровителей монастыря явственно ощутимо для каждого, приходящего сюда с чистой верой.
        Истинные ученики и продолжатели преподобных, иноки последующих поколений сумели свято сохранить наследие, завещанное им основателями монастыря и дивным светильником Псково-Печерским - преподобным Корнилием. Это наследие - жизнь, протекающая строго по заповедям Христовым и обетам монашеским.
        Светло празднуя 500-летие монастыря, будем твердо помнить, что важнейшим залогом долголетия, твердости и неприступности иноческой обители, ее защиты от видимых и невидимых врагов служит не богатство, не крепость стен монастырских, а главным образом внутреннее благоустройство самой жизни иноков и молитвенное горение каждого из них в отдельности.
        Если не иссякнет молитва, если не охладеет жажда подвигов, то будет всегда сиять Псково-Печерская обитель на Русской земле, как самая яркая звезда на небе. Псково-Печерский монастырь останется, как и в прежние времена, водоемом живой воды религиозного воодушевления; он будет по-прежнему питать, и увлажнять иссохшие пустыни мирской жизни, давать живительную и спасительную влагу душам, алчущим и жаждущим правды.
       Из века в век и сегодня славится обитель старцами, молитвенниками, благоустроителями, созидателями, иконописцами, церковным хором.
       Как и в прежние времена, монастырь неустанно молится за русский народ и другие народы, за землю Русскую и за весь мир.
       Как некогда, так и ныне к молитвам иноческим присоединяют свои скромные, но горячие моления паломники и почитатели святой обители. С теми же чувствами веры и благоговения приходят они к печерским святыням. Эти чувства неизменны. У них нет истории, как нет ее у самих святынь.
       Господь знает, как нужна обитель всем алчущим, жаждущим, страждущим, болящим, заблудшим. Он знает, в чем нуждается каждый входящий в ворота обители с мольбой или хотя бы с внутренним вопросом.
       Ни одну молитву, ни один вопрос не оставлял и не оставляет здесь Господь без ответа. С каждым, кто вошел сюда, прошептав: "Пресвятая Богородице, помоги, умоляю Тебя как Матерь, услыши..." - совершаются здесь чудеса. Каждый чувствует приток жизненных сил и внутреннее обновление.
       Приходят сюда современные блудницы, мытари, разбойники. Они многого не знают, многого не понимают. Но надо помнить, что Господь ел с мытарями и грешниками и простил гонителя. Двери святой обители открыты для всех и каждого, для всех труждающихся и обремененных.
         В каждом входящем - даже если он еще не приобщился к Православной вере, даже если он не так одет или не так причесан, даже если он позволяет себе неуместные высказывания,- наше любящее христианское сердце должно усмотреть возможного будущего паломника, так как неизвестно, когда и кого Господь к Себе призовет.
         Чтобы в этом увериться, представим себе мысленно, на что были похожи прическа и одеяние евангельской блудницы и каковы были высказывания гонителя Савла до его обращения.
         Молящиеся! Вы же сами просите Господа принять вас вместе с мытарем, вместе с блудницей, вместе с пришедшими в последний час. Не будьте же прокурорами, судьями и жандармами для других.
         На вас лежит большая ответственность. По вашему поведению судят не только об обители, но и о христианах вообще. Господь строго взыщет с вас, если вы отгоните кого-нибудь от Него.
         Размышляя о прошлом монастыря и наблюдая его сегодняшнюю жизнь, мы должны четко осознавать, что прошлое и настоящее объединяет нечто общее, внеисторическое, незыблемое, неколебимое, вечное, что монастырь несет в себе весть о нетленной истине, одинаково необходимой для людей всех времен. Стоя у звонницы, где Ангел напоминает о безвозвратно бегущем времени, мы ощущаем полное слияние истории, настоящего момента и вечности.

         Мы не ощущаем течения времени, ибо благодать Божия одинаково проникает в верующее сердце как сейчас, так и пять столетий назад, словно солнечный луч, в продолжение тысячелетий одинаково светящийся в капле чистой росы. Это ощущение вечности помогает нам спокойно и с твердой верой смотреть в будущее.
         Мы знаем, что никто, в том числе и Печерская обитель, не гарантирован от новых испытаний.
         И если они наступят, они не застигнут нас врасплох, ибо ни на минуту не угасает молитва в сердцах иноков и бесчисленных почитателей обители, живущих за ее святыми пределами и считающих себя ее духовными чадами.
      
         Мы верим, что, если на то будет воля Божия, по молитвам Пречистой Богородицы обитель простоит еще не одно пятисотлетие и будет стоять всегда на грешной земле до скончания века.
         Мы верим, что, когда по воле Господа возникнет новая, преображенная земля, Господь оставит на ней святую обитель, ибо в ней уже столько преображенного, что останется Господу лишь чуть-чуть ее подправить Своей Божественной десницей, как художник поправляет последний мазок на картине.
         Чтобы и впредь твердо и незыблемо стояла обитель, нужно, чтобы не иссяк дух монашества, не прекращался бы поток желающих посвятить свою жизнь иноческому служению.
         А для этого надо в свою очередь утверждать и защищать саму идею монашества, защищать ее от нападок, ложных представлений и клеветы.
         Каждый должен понимать не только роль монастырей в истории России, в ее культуре и просвещении, но и осознавать, что монашество - это самое высокое, самое чистое исповедание христианства в духе истины. Каждый должен осознавать, что монашество основано не на ненависти к жизни, как пытаются это представить вольные или невольные клеветники, а на любви к жизни, любви всеобъемлющей, не терпящей греха, ибо грех - это страшное искажение жизни, отвратительная болезнь и загнивание.
         Пусть из уст в уста передают верующие люди друг другу весть о существующем на Псковской земле острове благодати, незыблемо возвышающемся среди бурного моря мирского зла.
         Пусть еще много и много лет стекаются сюда болящие, кающиеся, надеющиеся и до земли склоняются перед нашими святынями в безмолвной, горячей мольбе.
         Пусть каждый верующий приходит в монастырь за обновлением, проверяет самого себя, пересматривает свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями православной нравственности и восполняет свои пробелы и потери.
Пусть звонят в Печерской обители колокола!
Пусть не меркнут над нашими храмами сияющие золотом кресты!
Пусть высятся они к небу и напоминают о нем!
Пусть неустанно здесь возносится молитва!
Пусть, как солнце среди туч, сияет обитель подвигом духовным!
            Пусть эта обитель борется за спасение нашего мира от грозного приговора, за которым некогда последовал потоп. Сей Божий приговор гласил: не может Дух Мой жить среди этих людей, ибо они стали плотью.
             Как некогда Иоанн Предтеча, да станут святые обители на людном, шумном и суетном пути многоговорливой плотской жизни и напомнят суетящимся людям об истинной и достойной человеческой, а не животной жизни, напомнят вечную заповедь: Духа не угашайте!
            Радуйся, святая обитель, во все времена, ибо ты служишь для нас постоянным источником неувядаемой радости. Да оградит тебя Господь от всякой напасти, как ты ограждаешь нас от лжи и зла.
         Стойте, могучие башни, пока живет ветхая и грешная земля. Не допускайте, чтобы ложь вошла через ворота обители. Здесь есть место только для истины»
1973 год

© Бровко Владимир, 16.09.2009 в 21:53
Свидетельство о публикации № 16092009215334-00126508
Читателей произведения за все время — 91, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют