- Сказку? – задумалась Натка . – Я что-то не знаю сказок. Или нет… я расскажу вам Алькину сказку.
А.Гайдар. «Военная тайна».
…..
Когда это было и где это было, признаюсь, не могу сказать с определенной точностью.
Есть такое подозрение, что вообще никто не сможет обозначить ни времени, ни места действия.
Но поскольку история всё же возникла и хранится, передаваясь из поколение в поколение (по крайней мере, ещё моя бабушка рассказывая её, ссылалась на свою бабушку, которая, в свою очередь, тоже от бабушки своей в детстве слышала, на печи лёжа, перед сном, то, что сейчас я поведаю тебе), постольку определим это время и место такой знакомой фразой:
Давным-давно, в том краю, где текли молочные реки в кисельных берегах, жили-поживали мать с отцом, у которых было два сына и дочь. Сыновья – постарше, близнецы Бор и Дол, а дочь по имени Рута - годков на пяток помоложе. Жила эта дружная семейка в крепком восьмиоконном доме в большой деревне, где немало было таких же прилежных в работе и весёлых в праздный день людей.
У счастливых людей время быстро летит… Выросли сыночки – два крепких деревца – клен да ясень, выросла и дочка – берёзонька стройная.
Пришли однажды в день весенний, погожий Бор и Дол с поля, где землю пахали. Средь бела дня пришли, а не к вечеру, как обычно. Коней во двор завели, водой напоили, овса меру насыпали, а сами – в дом, где матушка у стола тесто месила, собиралась пироги в печь ставить. Рута тут же ей помогала. Отца только в доме не было, уехал он в село соседнее, к бондарю знакомому за делом каким-то неотложным.
- Матушка, Рута, смотрите-ка, что мы на поле-то нашем откопали, - говорят братья. И разворачивают полотенце, что с собой брали. А в полотенце том камешек светло-серый, но яйцо гусиное похожий, только крупнее будет раза в два.
- Да что тут особого, сколь таких каменьев-то на поле каждый год вылезает. Поди-ка, не сеют, а без урожая никто в деревне не обходится, - ответила матушка.
- А и то, - засмеялась Рута, - вон вчера у колодца я точь такое же видела.
- Такое да не такое! - ответил насмешнице Бор.
- Ты, матушка, к уху-то поднеси этот камень-яйцо, - сказал Дол, - послушай-ка!
- Да что это я камни слушать буду? – отмахнулась от сыновей мать.
А Рута хвать камень-яйцо и приложила, как Дол просил, к уху...