Подобные казусы неизбежны при взаимодействии культур т.к. гендерные ( половые) роли в разных культурах различны. Что неприемлемо для мужчины в одной культуре, вполне допустимо в другой. Чувство попранного мужского достоинства, ощущение что из тебя делают женщину, наблюдается среди представителей культур в которых женщины имеют более низкий статус чем мужчины. Таким образом, мужчины переживают скорее не из-за того что из них делают женщину, а из-за того что понижают их ранг, ставят их наравне с женщинами. Подобным культурам свойственен фундаментализм, а их представителей можно назвать фундаменталистами.
Фундаменталисты крайне уязвимы в современном все более либеральном и поликультурном обществе. Социальная успешность у фундаменталистов значительно ниже. Любые бытовые мелочи превращаются в выяснение рангов, любые социально значимые поступки в показуху.
Приведу выдержки из писем рассказывающих реальные истории.
Марина из Москвы пишет:
Мой муж по национальности дагестанец. Он работает водителем грузовой машины.
Когда мы начали жить вместе и я первый раз заболела, встал вопрос: кто пойдет в за продуктами. Мой мужчина сказал, что это не мужская работа, и он не баба чтобы ходить с сумками. В итоге ему пришлось идти потому что нечего было поесть. Денег в тот день было мало, и список покупок был небольшой. Заодно я попросила его заплатить кредит в банкомате.
Вообщем мой мужчина принес целую тележку продуктов и не заплатил кредит. Когда я стала его расспрашивать, оказалось что ему было стыдно перед другими покупателями и кассиром за скромное количество покупок. Он боялся, что его примут за бедного. В итоге денег на кредит не осталось и пришлось платить штраф.
Ирина К. менеджер по персоналу крупной компании пишет:
Существует проблема. Мужчины мусульмане устраиваются на работу в нашу компанию, но при разговоре они первым делом спрашивают пол их будущего начальства, а не о зарплате или условиях работы. Просят, чтобы их определили туда где начальник – не женщина. Наша компания международная и подобное отношение к будущим коллегам неприемлемо. Мы вынуждены отказывать этим «мужчинам» в работе.
В обществе, где социальные ранги мужчин и женщин примерно равны такие казусы считаются дикостью. Понятия о женской и мужской работе более вариативны и зависят скорее от предпочтений личности, а не от культурных догм. Культурная вариативность позволяет мужчинам делать женские виды работ и при этом не испытывать чувства унижения. Фундаменталисты напротив, крайне психологически зависимы от оценки их деятельности через призму усвоенных ролей. По признанию одного американского солдата, власти военной тюрьмы в которой он служил, заставляли пленных выполнять ту работу которая считалась в том регионе женской. Пленные испытывали таким образом унижение. Они чувствовали, что их статус понизили. Что как мужчины они стали несостоятельны. Все это вызывало у них апатию, кротость, ощущение бессилия. Количество побегов после такой психологической обработки уменьшалось вдвое.
На Западе при проверке теории влияния гормонов на развитие гомосексуальной ориентации проводились исследования. У мужчин гомосексуалов измеряли уровень тестостерона в крови с целью доказать что его низкий уровень вызывает гомосексуальное поведение. Результаты были ошеломляющими. Уровень тестостерона у мужчин геев был в пределах нормы, а у тех геев кто обладал высоким социальным статусом был даже выше нормы.
Интересно было бы измерить уровень тестостерона у тех пленных фундаменталистов! Думаю, он был бы крайне низок.
И всего этого мы можем сделать вывод что:
«Ощущение мужественности у мужчины проистекает не из той работы которую он делает, а из того как он оценивает эту работу».