Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 297
Авторов: 0
Гостей: 297
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

В назначенный час, по окончании рабочего дня, я, стоя возле газетного киоска, делал вид, будто внимательно рассматриваю развешанные за стеклом обложки глянцевых журналов. На самом деле я исподтишка наблюдал за входом на завод, ожидая, когда оттуда появится Наденька.
       Вот и она! Уверенная походка, на лице - гримаска равнодушия, но глаза тревожно бегают по сторонам. Наконец, заметила, однако в открытую не подходит - соблюдает правила конспирации. Я подыгрываю Наденьке - пропускаю ее вперед, еще с полминуты провожу у киоска и только потом иду следом, сохраняя значительную дистанцию. При этом чувствую себя Штирлицем, отправившимся на тайную встречу с радисткой Кэт.
       Мы отошли уже довольно далеко от завода. Толпа постепенно редеет. Я вижу, как Наденька переходит дорогу и, оглянувшись на меня, сворачивает к городскому парку. Это наш обычный маршрут, когда мы направляемся к ней, и, хотя через парк путь до Наденькиного дома получается несколько длиннее, мы предпочитаем именно его, так как в это время мало шансов встретить здесь кого-нибудь из знакомых.
       В аллее я нагоняю мою подругу, и она, еще раз для безопасности оглянувшись по сторонам, отваживается, наконец, взять меня под руку.
       - Так ты завтра в отгуле? - Наденька смотрит на меня то ли с упреком, то ли с сожалением. - С чего это ты вдруг, а?
       - Надо съездить в Серебрянск - купить кое-чего для работы. Да и к институтскому приятелю давно собирался заглянуть.
       - Выходит, я завтра целый день не буду тебя видеть? - моя подруга обиженно надувает губки.
       Я никак не реагирую на ее слова, и несколько минут мы идем молча.
       - А чем он занимается, этот твой приятель? - первой не выдерживает Наденька.
       - Он «свободный художник».
       - А что это значит?
       - Это значит, что он пишет картины и сам же их продает.
       - И много он уже продал?
       - Не очень.
       Наденька на минуту задумывается.
       - А ты, получается, не «свободный художник»?
       - Я не художник, а халтурщик, - говорю это нарочито небрежным тоном, но внутри у меня при этом что-то неприятно сжимается. Разговор начинает действовать мне на нервы.
       - Почему ты называешь себя халтурщиком? - Наденьку возмущает такое пренебрежительное отношение к моей работе.
       - Да потому что то, что я сейчас делаю, не имеет никакого отношения к искусству.
       - Ты говоришь о рекламе?
       - А чем еще, по-твоему, я занимаюсь?
       Мне вспоминается, как я сегодня пытался переделать дырокол в крокодила, и мои губы кривит саркастическая усмешка.
       - Чему ты улыбаешься?
       - Неважно.
       Наденька смотрит на меня с подозрением: кажется, она начинает о чем-то догадываться.
       - Сережа, а в свободное время ты что-нибудь пишешь? Ну, так просто, для души?
       В первую секунду я даже не знаю, что ей ответить. Мне почему-то стыдно признаться в том, что я уже давно ничего не пишу для души - наверно, с тех самых пор, когда впервые стал писать по заказу.
       Я отвечаю уклончиво:
       - Сейчас почти не пишу.
       - Почему?
       - Настроения нет.
       - А когда оно появится?
       - Не знаю.
       Мы снова несколько минут молчим.
       - А почему ты тоже, как твой приятель, не стал «свободным художником»?
       От бестактности Наденькиного вопроса я даже замедляю шаг. О господи! Неужели ей еще это нужно объяснять? Неужели она сама не понимает, что «свободный художник», как правило, постоянно неустроен и заработок имеет лишь от случая к случаю, что рисовать рекламу, в конце концов, гораздо легче и выгодней?
       Всего этого я, конечно, не говорю Наденьке. Я отделываюсь шуткой:
       - Ты спрашиваешь, почему? Но тогда я не поступил бы к вам на завод и мы бы никогда не встретились.
       Мою шутку она неожиданно воспринимает на полном серьезе:
       - Так ты, правда, считаешь, что это судьба?
       Я пожимаю плечами и мычу в ответ что-то невразумительное. К счастью, в эту минуту мы как раз подходим к Наденькиному дому, и моя подруга все свое внимание переключает на соседок, сидящих на скамейке перед ее подъездом.
       - Не хочу, чтобы они видели нас вместе, - говорит она после некоторого колебания. - Я пойду вперед, а ты зайдешь чуть позже. Ладно?
       Я киваю с пониманием: игра в конспирацию продолжается.
       Надев на лицо знакомую мне гримаску равнодушия, Наденька быстро пересекает двор и, холодно поздоровавшись с бабулями, подозрительно примолкшими при ее появлении, скрывается в подъезде, провожаемая их любопытными взглядами.
       Я вновь остаюсь один и, прислонившись к стене, от нечего делать разглядываю спешащих мимо меня прохожих, изредка посматривая в сторону дома, где только что скрылась моя спутница.
       Неожиданно вспоминаю, что за разговором мы совершенно забыли про вино. Ближайший гастроном всего в квартале отсюда. Бегом направляюсь туда и после некоторого раздумья покупаю в винном отделе бутылку полусладкого под многозначительным названием «Коварство и любовь». Возвращаюсь тоже бегом: отведенный мне лимит времени давно истек.
       Бабули - на прежних позициях у подъезда. Провожают меня оценивающими взглядами.
       - Надькин хахаль пошел, - уже в дверях догоняет меня их ехидный шепот. Выходит, наша конспирация не удалась: Штирлиц и радистка Кэт уже давно под наблюдением вражеской разведки. Ничего страшного, конечно, а все ж таки досадно.
       Поднимаюсь на третий этаж, привычно толкаю незапертую дверь Наденькиной квартиры. Моя подруга уже хлопочет на кухне. До меня долетают звон посуды и шум льющейся из крана воды.
       - Это ты, Сережа? Почему так долго?.. Проходи, я сейчас.
       В зале я сразу плюхаюсь на диван, равнодушным взглядом окидываю знакомую обстановку. Здесь все по-прежнему. Персикового цвета обои, декоративные тарелочки на стенах. В углу над комодом фотографический портрет Наденьки, когда она была еще в детсадовском возрасте - на нем моя подруга совершенно неотличима от куклы. Рядом маленькая полочка с книгами - это в основном учебники, оставшиеся с институтской поры, а также несколько романов «для дамского чтения» - «Унесенные ветром», «Поющие в терновнике» и иже с ними. Прямо напротив дивана - небольшой сервант, где среди красиво расставленных дорогих сервизов примостился симпатичный плюшевый щенок, почему-то голубого цвета.
       - Если хочешь, заведи музыку.
       Что ж, можно и музыку. Обнаружив рядом с собой пульт, включаю вначале телевизор. На одном из музыкальных каналов плановая профилактика, на другом показывают какой-то тупой молодежный сериал с идиотским смехом за кадром в самых неподходящих местах. Перехожу к магнитоле. Радио почему-то не работает, в дисководе ни одного диска. Щелкаю наугад кнопкой магнитофона, и он выдает мне что-то бравурно-фривольное, кажется, из репертуара группы «Виа гра». Но с таким же успехом это могут быть какие-нибудь, там, «Краски» или «Блестящие» - принципиальной разницы между ними не вижу.
       В комнату, наконец, вплывает Наденька. Она уже успела переодеться в просторный цветастый халат, который мне никак не хочется назвать домашним - слишком уж нарядно он выглядит. Последнее время моя подруга дома предпочитает появляться передо мной только в нем, желая, видимо, подчеркнуть этим, что относится ко мне почти как к родному (подозреваю, что в этом же самом халате она щеголяла когда-то и перед своим мужем).
       - Я обнаружила в холодильнике большую пачку пельменей. Они сытные и возиться долго не надо. Ты любишь пельмени?
       - Обожаю!
       - Вот и прекрасно!.. Ой, а про вино-то мы забыли!
       - Кто забыл, а кто и нет. Возьми там в сумке, в коридоре.
       Моя подруга изображает радость - впрочем, не вполне натурально. Я вдруг с опозданием понимаю, что нарушил заранее спланированный сценарий: наверняка вино Наденька купила еще накануне.
       Так и есть - через минуту она кричит из кухни с хорошо разыгранным удивлением:
       - Ну надо же! Сейчас открываю холодильник, а у меня там на нижней полке бутылка «Рислинга»! Наверно, еще с прошлого раза осталась.
       - Что ж, думаю, лишняя бутылка нам не помешает.
       - Я тоже так думаю… Ага, пельмени уже готовы. Сережа, пожалуйста, отодвинь стол от окна. Ужинать будем в зале. Хочу, чтобы все было как тогда.
       - Тебе помочь?
       - Нет-нет, я сама.
       Подпевая льющейся из магнитофона мелодии, Наденька накрывает на стол, перепархивая из кухни в комнату и обратно так стремительно, что полы ее распахнутого халата стелются следом как флаг. Она явно в хорошем настроении и всячески старается подчеркнуть это. Я благодушно наблюдаю за ней с дивана, вернее, любуюсь ее стройными ножками в черных колготках, грациозно мелькающими туда-сюда. Я так увлечен этим занятием, что даже не сразу слышу, как Наденька приглашает меня к столу.
       Мы усаживаемся друг против друга над дымящейся чашкой с пельменями, и моя подруга весело объявляет, что есть мы будем из этой самой чашки: так гораздо интересней, к тому же и посуды меньше мыть. Я откупориваю бутылку Наденькиного вина (решили начать с «Рислинга», так как полусладкое еще не достаточно охладилось) и торжественно разливаю по бокалам кисловатый желто-зеленый напиток.
       - А за что мы выпьем? - Наденька смотрит на меня выжидательно. Она, видимо, хочет услышать какой-то особый задушевный тост. Но у меня нет настроения оригинальничать.
       - Давай за нас.
       - Ну, давай, - моя подруга несколько разочарована, хотя старается не подавать виду.
       Опорожнив свой бокал, я с жадностью набрасываюсь на пельмени. Наденька, однако, не проявляет в этом деле особого энтузиазма. По лицу моей подруги видно, что ее тянет на сентиментальность.
       - Сережа, а ты помнишь тот вечер?
       Ну вот, пожалуйста! Я лишь утвердительно киваю в ответ, еще ниже склоняясь над чашкой.
       - Скажи, ты… ни о чем не жалеешь?
       - Да что ты, Наденька! Скорей наоборот.
       Взгляд моей подруги заметно теплеет. Она вдруг вспоминает о своих обязанностях хозяйки.
       - Тебе нравятся пельмени?
       - Ну еще бы!
       - А как тебе мой салат?
       - Выше всяких похвал!
       - Ты, наверно, шутишь?
       - Нисколько.
       Наденькина болтовня действует на меня умиротворяюще. Я уже готов пожалеть о моих недавних опасениях. Но не тут-то было!
       - Сережа, знаешь, о чем я сейчас мечтаю?
       - О чем?
       - Чтобы этот наш вечер никогда не кончался, чтобы мы всегда были вместе.
       Внимание! Начинается. Теперь держи ухо востро.
       - А ты? Ты хотел бы этого?
       - Что ты имеешь в виду? - я делаю вид, что не понял намека.
       - Неужели ты ни о чем не догадываешься? - Наденькины губы вдруг начинают чуть заметно подрагивать. - Неужели ничего не видишь?
       Я ободряюще улыбаюсь ей, стараясь снять возникшее напряжение.
       - Наденька, я все прекрасно вижу. Успокойся. Давай лучше выпьем.
       Поспешно наполняю ее бокал. Наденька молча принимает его из моих рук, глядя куда-то сквозь меня. В глазах уже нет прежней теплоты - только грусть и укор. На минуту мне становится ее жалко, я чувствую себя последней скотиной.
       - Наденька, можно пригласить тебя на танец? - говорю первое, что приходит в голову.
       Она соглашается, но как-то вяло, безвольно. Я быстро меняю кассету, галантно беру ее за руку. Несколько минут мы, обнявшись, молча топчемся посреди комнаты.
       - Сережа, я хочу, чтобы сегодня ты остался у меня, - голос Наденьки звучит тихо, но требовательно.
       - Я, право, не знаю… Мне ведь завтра утром уезжать. Надо кое-что собрать, приготовиться, - я начинаю мямлить и от этого еще больше раздражаюсь. И что это она придумала! Я ведь, кажется, не похож на психа. Остаться - значит, всю ночь выслушивать ее упреки. Нет уж, увольте!
       - Ты можешь поехать и позже, - Наденька твердо решила стоять на своем.
       - Но тогда я не успею сделать всего, что наметил, - стараюсь говорить мягче, хотя заранее знаю, что в любом случае мой отказ вызовет у нее обиду.
       - Выходит, не останешься? (Горестный вздох.) Так я и думала.
       Не дожидаясь окончания мелодии, Наденька решительно высвобождается из моих объятий, с надутыми губками усаживается на диване, поджав под себя ноги. Полы ее халата при этом предательски распахиваются.
       Я смотрю на ее оголившиеся колени и вдруг чувствую, как во мне, обдавая жаркой волной, начинает нарастать давно подавляемое желание, сродни тому, которое я уже испытал сегодня в отделе (да, теперь я могу себе в этом признаться), когда моя подруга сидела передо мной на столе в несколько фривольной позе, а я старательно отводил глаза, чтобы ни дай Бог не расслабиться и не позволить себе чего-нибудь лишнего. Конечно, ведь тогда ЭТО было нельзя. Но сейчас-то, черт возьми, можно! В конце концов, я пришел сюда не для того, чтобы выслушивать Наденькину сентиментальную болтовню и строить вместе с ней планы на будущее.
       - Ты что, обиделась? - я не узнаю своего голоса, ставшего вдруг хриплым и слегка дрожащим. - Подумай, ведь не обязательно ждать до ночи.
       Наденька никак не реагирует на мои слова, сидит, все так же отвернувшись. Неужели она даже не подозревает о том, что сейчас со мной творится? Да нет, не может быть! Скорей всего, она просто притворяется.
       Я осторожно опускаюсь на краешек дивана. Сердце отбивает в груди как бубен. Что это я, в самом деле! Как будто в первый раз! Стараюсь по мере возможности взять себя в руки. «Ну, давай же, давай! - звучит в голове. - Не трусь! Смелее!» Откидываюсь на спинку дивана. Как бы невзначай касаюсь Наденькиной лодыжки. Волнующая шероховатость нейлона простреливает ладонь тысячью мелких иголочек. Она по-прежнему даже не смотрит в мою сторону. Пальцы ползут выше, выше. «Вот… молодец… так и надо… - продолжает увещевать меня голос внутри меня. - Теперь начинай расстегивать пуговицы на халате… Одну… вторую… третью… Ну, что же ты остановился?»
       В этот момент я действительно остановился. Более того - я покрылся холодным потом и чуть не затрясся в нервном припадке. Дело в том, что я вдруг осознал - с изумлением, с ужасом, - что голос, звучащий в моей голове, вовсе НЕ МОЙ голос, что он на самом деле принадлежит Наденьке. Да, именно так. Или… или я схожу с ума. Нет-нет, этого просто не может быть!
       Но тут, как бы в подтверждение моей безумной мысли, голос зазвучал снова, четко, чуть ли не по слогам произнося фразу, которая уж никак не могла принадлежать мне: «Ну шевелись же, черт возьми! Трахни меня скорей, раз уж ни на что другое не способен!»
       Вполне понятно, что это настойчивое требование оказало на меня прямо противоположное действие. Я как можно дальше отодвинулся от Наденьки, инстинктивно закрыв руками уши. О Боже! ЭТО снова вернулось. Причем настолько неожиданно, что я даже не сразу сообразил, что к чему. Интересно, когда именно это произошло? Почему я не услышал щелчка, не почувствовал, что проваливаюсь куда-то? Наверно, просто не обратил внимания, приписав эти симптомы охватившему меня возбуждению.
       - Что с тобой? - голос Наденьки вернул меня к действительности. Моя подруга смотрит на меня широко открытыми в удивлении глазами. Я невольно отвожу взгляд. Видимо, оттого что опять ненароком прочитал ее мысли: «Ой, что это с ним? Какой-нибудь новый фокус?»
       - Нет, это не фокус!.. - я невовремя осекся, прикусив губу.
       - Что? Что ты сказал? - Наденькины глаза распахиваются еще шире.
       - Я? Ничего особенного… Не помню.
       - Мне послышалось, ты говорил про какой-то фокус.
       - Тебе послышалось.
       В ее взгляде по-прежнему сквозит недоверие, поэтому я быстро перевожу разговор на другую тему:
       - Знаешь, я как-то неважно себя чувствую. Голова немного побаливает.
       - Голова, говоришь?.. Подожди, я сейчас, - она вдруг проворно вскакивает с дивана.
       - Куда ты?
       - За таблетками.
       - Да брось ты! Не стоит.
       Но моя подруга уже на кухне, выдвигает какие-то ящики, звенит посудой.
       Оставшись ненадолго в одиночестве, я пытаюсь собраться с мыслями. Мне это плохо удается. Мешает вдруг возникшая обида на Наденьку. Так вот, значит, она какая! Считает, что я ни на что не способен. Интересно, что она имела в виду? Ну конечно же эту чертову женитьбу! Только об этом и думает, как самая обыкновенная обывательница! Да она и есть обывательница! И эти ее тарелочки на стенах, и «Храпящие в коровнике» - лишь еще одно тому подтверждение! Нет, пора порывать со всем этим, пока не поздно, пока окончательно не увяз в этом мещанском болоте!
       Я чувствую, как все больше поднимается во мне неприязнь к моей подруге. Вот уж действительно, от любви до ненависти один шаг. Да и была ли между нами любовь, если трезво разобраться?..
       Мои невеселые мысли прерваны появлением Наденьки. В одной руке она держит стакан воды, на ладони другой - две таблетки.
       - Вот, выпей это, - моя подруга присаживается передо мной на колени. В ее глазах то же самое недоверие, слегка замешанное на беспокойстве. Я смотрю на нее сверху вниз, вижу в разрезе халата маленькую грудь, едва прикрытую белым полупрозрачным бюстгальтером, но уже не испытываю прежнего безумного желания.
       - Что ты мне принесла?
       - Пенталгин и цитрамон.
       - Думаешь, поможет?
       С отвращением выпиваю эти совершенно не нужные мне таблетки и, пока Наденька ставит стакан на стол, а потом снова с немым вопросом во взгляде усаживается у меня в ногах, мучительно соображаю, как бы мне побыстрей убраться из ее квартиры. Оставаться здесь и дальше у меня нет ни малейшего желания.
       Причина находится неожиданно быстро. Я набираюсь мужества и, глядя прямо в ее большие кукольные глаза, единым духом выпаливаю:
       - Необижайсяпожалуйстаноясейчасдолженуйти.
       - Как? Уйти? - Наденька смотрит на меня почти с испугом.
       - Понимаешь, сегодня мне может позвонить тетка из Петербурга. Я тебе рассказывал про нее, помнишь? Она часто звонит мне по вечерам - поинтересоваться здоровьем своего кота, ну и тем, как я в ее отсутствие присматриваю за квартирой. Она всякий раз расстраивается, если не застает меня дома… Так что извини. Мне пора.
       На последней фразе я поднимаюсь с дивана и решительно направляюсь к выходу. На Наденьку я стараюсь не смотреть, боясь прочесть в ее глазах что-нибудь такое, что сможет меня остановить. Какое-то мгновение мне кажется, что сейчас она преградит мне путь, бросится на шею, будет умолять остаться. К счастью, ничего подобного не происходит.
       Я беспрепятственно прохожу в коридор, быстро ныряю в стоящие у порога туфли. Бросаю осторожный взгляд через плечо. Наденька, как-то странно сгорбившись, стоит ко мне спиной у двери в зал и молчит. Интересно, о чем она сейчас думает? Но я уже снова на время утратил свой дар (опять не заметил, когда это произошло). Впрочем, я и так понимаю, что теперешний мой уход в глазах Наденьки, скорей всего, равносилен разрыву. Что ж, это, наверно, только к лучшему.
       Уверенно берусь за ручку двери, и в эту секунду меня настигает жалобный, еле различимый голос моей подруги:
       - Сережа, неужели ты сейчас уйдешь?
       Но я делаю вид, что не услышал ее слов.

© Васин Александр, 07.07.2009 в 11:05
Свидетельство о публикации № 07072009110522-00115425
Читателей произведения за все время — 60, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют