Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"Шторм"
© Гуппи

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 340
Авторов: 0
Гостей: 340
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Кипрская икона Божией Матери ч.4 (Очерк)

                     Ч.4

          Мужской монастыре Ставровуни

          В 40 км к западу от  города Ларнаки, на высоте 750 м над уровнем моря, на горе Св. Креста,( в  дохристианский перниод гора Олимп-автор),  располагается один из древних и известных  кипрских монастырей – Ставровуни, что  дословно означает "крестовая гора".

           Стены монастыря поднимаются на скалистой вершине как ее непосредственное продолжение.  
            Сложенные из местного коричневатого камня, укрепленные выступающими контрфорсами и прорезанные небольшими окнами, эти стены поражают своей неприступностью.
            Маленький внутренний двор монастыря кажется слишком тесным для находящейся здесь церкви обычного византийского купольного типа и трехъярусной колокольни, построенной в XIX веке.

          Он,  по мнению церковных истоииков был  основан  в IV веке нашей эры, по указанию Св. Елены. Она  якобы  сюда доставила из города  Иерусалима сохранившиеся  там остатки  «чудотворного креста»,  на  котором   якобы был распят Иисус Христос.
          Братия монастыря отличается строгим уставом и безустанным его соблюдением, так же, как и братия монастыря на Святой горе Афон в Греции. В связи с чем, женщинам вход  в монастырь, категорически  воспрещен,
          
           Все бы тут было хорошо, если бы не одна важная  деталь! Св.Елена  умерла в 328г. на територии современой Германии ,в г. Тире и достоверных доказательств  посещения ею острова Крит и основания,  тут вблизи г. Ларнака мужского монастыря  нет! Но об этом подробее дальее, а пока вернемся  к теме Кипрской иконы Божией Матери.
        А мы  знаем, из вышеприведеной информации,  что в 392г. на острове Крит  в окрестностях г. Ларнака, а вернее на горе в 40 километрах от города, была обретена Кипрская икона Божией матери.
         И официальные православные историки  нам дают  такую вот «подсказку». К примеру  скажем открытая Православная  энциклопедия  «Древо»  http://drevo.pravbeseda.ru/index.php?id=6396   утверждает, что икона: :      
         «Явилась в 392 году на острове Кипре. …..
        С древних лет Кипрская икона хранится в монастыре Ставруни,  устроенном, по преданию, на месте ее обретения».
         Хотя правильно монастырь называется Ставровунни!
          Налицо,  не только грубое  искажения  в названи  монастыря, но временной промежуток в  66 лет, между обретением 80 летней Св. Софией   в 326 году в Иерусалиме «чудотворного креста» и   фактом « чудесного  явления  иконы   Кипрской Божией матери» и основания  монастыря  Савровуни!
          Поэтому и непонятно так кто-же,   когда, в связи с какими событиями основал монастирь Ставровунни?
         И там ли находится оригинал,  или чтимая  копия  Кипрской Иконы Божией Матери? На эти вопросы ни один  официальный  христианский историк или писатель, не дает  однозначного и исчерпывающего  ответа.
Поэтому  мы  займеся  поисками ответов самостоятельно.
         Чтобы  разобратся  с этими вопросами,, считаю  необходимым начать с изучения личности предполанаемой основательницы  монастыря  рымской императрицы Софии.
         За свои  заслуги перед  христианской  церковью она удостоилась  правда посмертно  знавания Равноапостольной.
         Таким  в истори христанства на  2009 год  было всего 6:   это -  Мария Магдалина (I век)  • Фёкла Иконийская (I век)  • Апфия Колосская (I век), Царица Елена († 327 год)  • Просветительница Грузии Нина († 335 год)  • Княгиня Ольга († 969 год)
        И еще для неподготовленогно читателя. Об этом не пишут в  школьных учебниках!
        В 285 году рымский  император Диоклетиан утвердил новую систему управления империей.
            Согласно ей у власти находились не один, а сразу 4 правителя, двое из которых назывались Августами (старшими императорами), а двое других Цезарями (младшими).
           Предполагалось, что спустя 20 лет правления августы отрекутся от власти в пользу цезарей, которые, в свою очередь, также должны были назначить себе преемников.
            В том же году Диоклетиан выбрал себе в соправители Максимиана, при этом отдав ему в управление западную часть империи, а себе оставив восток. В 293 году, августы выбрали себе приемников.
          Одним из них и стал отец Константина, Констанций, бывший тогда префектом Галлии, место другого занялГалерий, ставший впоследствии одним из жесточайших гонителей христиан.
          В 305 году, спустя 20 лет после установления тетрархии, оба августа подали в отставку, и Констанций I Хлор и Галерий стали полноправными правителями империи(первый на западе, а второй на востоке).
             Получив власть, Констанций был уже очень слаб здоровьем, и его соправитель надеялся на его скорую смерть.
           Почувствовав приближение смерти, Констанций пожелал видеть своего сына Константина, находящегося в этот момент, практически на правах заложника, в столице восточного августа Никомедии.
          Галерий не желал отпускать Константина к отцу, так как боялся, что воины объявят его августом, что не входило в планы императора.
           Он хотел подчинить себе всю империю, поставив на место Констанция своего ставленника Флавия Севера.
         Тайно во время отсутствия Галерия, Константин сбежал из плена и отправился к своему отцу в Британию, который перед смертью успел передать ему власть над западом.
            Волей — неволей Галерию пришлось смириться с этим, но под предлогом, что Константин ещё слишком молод, он признал его только цезарем. Августом же он назначил Севера.
            Формально Константин занимал положение подчинённого по отношению к Флавию Северу, но, на самом деле, это было не так.
            В Галлии, где находилась резиденция Константина, стояли легионы лично преданные ему, население провинции поддерживало его, благодаря мягкой и справедливой политике его отца. Флавий Север не имел такой прочной основы.
  Разоьбравшись кто был кем  в Римской империи времен жизни Святой Елены Равноапостольной мы  смело можем перейти к описнию ее биографии, чтобы  через  нее  подойти к вопросу  о созлании монастыря Ставровуни и его святынях.

                      Елена Равноапостольная

          Еленой  Равноапостольной,  она стала навывать после смерти а  при жизни ее  звали Флавия Юлия Елена Августа (лат. Flavia Iulia Helena, ок. 250—330 гг.) — и в историю она вошла как  мать римского императора  Константина I.
         Справка:  Фла́вий Вале́рий Авре́лий Константи́н, Константи́н I, Константи́н Вели́кий  (лат. Flavius Valerius Aurelius Constantinus; 27 февраля 272, Нэсс, Мёзия — 22 мая 337,Никомедия) — римский император.
           По смерти отца, в 306 году, провозглашен войскомавгустом, после победы над Максенцием в 312 году в битве у Мильвийского моста и над Лицинием в 323 стал единодержавцем  римского   государства, христианскую религию  сделал  господствующей.        
          Он  же в 330 году перенёс  столицу государства в Византий (Константинополь), организовал новое государственное устройство.
          Константин почитается рядом  христианских церквей  как святой в  лике  равноапостольных  (Святой Равноапостольный царь Константин)».
          Прославилась Флавия Юлия Елена Августа  своей деятельностью по распространениюхристианства  и проведёнными  ею первыми  раскопками в Иерусалиме, в ходе которых был обретён  Животворящий Крест и другие реликвии Страстей.
        Елена почитается рядом христианских церквей   как святая в лике равноапостольных (Святая Равноапостольная царица Елена, Елена Константинопольская). Входе чего  ее ко всем ее титулам можно  по праву ее еще и   считать святой покровительницей  всех археологов!
            Как видим  феноменальные жизненые успехи! Но жизн Елены  начиналась  не так красиво.  А была она скорей типичной рымской Золушкой!
          Точный год рождения Елены неизвестен. Но вот то что она родилась  в маленьком посёлке Дрепана (лат. Drepanum) в Вифинии (недалеко от нынешнего г.Стамбула ( Константинополя) ,  то это извесоно точно.
             Повзрослев Елена помогала своему отцу на конной станции, разливала вино путникам, ожидавшим перепряжки и перекладки лошадей, или просто работала служанкой в трактире. В свое время  С.С.ю Пушкина  написал «повесть « Станционный смотритель». Так воэ это  был  руский  аналог  тогдашней  рымской  Флафии!
                 Там она, и познакомилась со своим принцем!  Констанцием Хлором, который при Максимиане Геркулии стал  правителем (цезарем) Запада.
       В начале 270-х годов она стала его женой, либо конкубиной, то есть неофициальной постоянной сожительницей.
       27 февраля 272 года в городе Наисс (совр. сербский Ниш) Елена родила сына — Флавия Валерия Аврелия Константина, будущего императора Константина Великого, сделавшего христианство государственной религией Римской империи. О том, были ли у Елены ещё дети, ничего не известно.
           Справка:
         « Флавий Валерий Констанций Хлор (26 мая 250 — 306) — римский император в 305—306.
           Родился в семье романизованного иллирийца. Приобрел расположение императоров Аврелиана, Проба иКара.
         Когда  император Диоклетиан назначил его, в качестве цезаря Запада, помощником Максимиана, Констанций обнаружил качества искусного полководца и превосходного правителя. В 293 году он был усыновлен Максимианом, причём ему пришлось развестись с женой Еленой (матерью Константина Великого, поскольку она была низкого происхождения) и жениться на падчерице Максимиана!
       (  Вот так кончаются все сказки про Золушек! – автор)
          Он получил в управление Галлию, с которой было связано управление Британией; в 293 году отнял у британского узурпатора Караузия галльскую гавань Банонию (Булонь), а в 296 году у убийцы последнего,Аллекта — британские провинции.
          В 298 году  Констанций разбил наголову аллеманов при Лангре иВиндониссе, и постройкой новых крепостей оградил рейнскую линию от Майнца до Констанцского озера.
          Когда в 303 году разразилось  гонение  на христиан, Констанций в своих провинциях  не придал ему кровавого характера.
          В 305 году, после отречения  Диоклетиана и Максимиана, он получил сан «верховного»  императора  римской империи, но уже в июле 306 года умер в Эборакуме (Йорке), в Британии, когда в сопровождении сына Константина предпринял победоносный поход  против   разбойничьих   пограничных племен Шотландии, пиктов.
          В 293 году Констанций  как мы  уже  указывали Констанций был усыновлён императором Максимианом  и разошёлся с Еленой, женившись на падчерице Максимиана Феодоре.
           После этого и до начала царствования её сына сведения о жизни Елены отсутствуют.
          Вероятно, она не удалялась далеко от родных мест, так как  её сын Константин начал возвышение из  Никомедии (центр Вифинии), откуда был вызван в 305 году на запад отцом, ставшим императором западной части Римской империи.
            Не исключено, что Елена перебралась на запад поближе к сыну в Тревир (современный Трир), который стал резиденцией Константина после того, как он унаследовал от отца самую западную часть Римской империи.
           В брошюре, изданной епископатом и духовенством Трирского собора, сообщается, что святая Елена «отдала часть своего дворца епископу Агритиусу» под церковь, став основательницей Трирского кафедрального собора Святого Петра.
           Когда  император Константин принял христианство (после победы у Мульвийского моста в 312 году), его мать Флавия , следуя его примеру, тоже обратилась в христианство, хотя к тому времени ей было уже за шестьдесят.
          В период с  Флафия с 318—319 гг. проживала  вФессалонике.
         В этот период Елена вероятно проживала при императорском дворе в Риме или Трире, но упоминаний в исторических хрониках об этом нетю
          В Риме ей принадлежало обширное поместье рядом с Латераном. В одном из помещений её дворца была устроена христианская церковь — Еленинская  базилика (Liber Pontificalis приписывает её постройку Константину, но историки не исключают того, что идея перестройки дворца принадлежала самой Елене).
           В 324 году Елена была провозглашена своим сыном августой: «венчал он царским венцом богомудрую мать свою, Елену, и позволил ей, как царице, чеканить свою монету».
          В 326 году Елена (уже в очень преклонном возрасте, хотя и в добром здравии) предприняла паломническое путешествие в Иерусалим:
           Скончалась Елена на 80-м году жизни — по разным предположениям, в 328, 329 или 330году.
             Место её смерти точно неизвестно, называется Трир, где у неё был дворец, или даже Палестина.
          Главная же заслуга  Флафии перед  христианской церковью было  организацией  и проведения ее  ряда раскопков  в дневнем Иерусалиме. Вот как это началось…
        В возрасте около 80-ти лет Елена предприняла путешествие в Иерусалим. Сократ Схоластик пишет, что это она сделала после того как получила указание во сне.
         Получив поддержку в этом начинании от своего сына, Елена отправилась в паломничество.
            В поисках христианских  реликвий  Флоавия-Елена предприняла раскопки на  горе Голгофе, где,  была раскопана пещеруа, в которой по преданию был погребён Иисус Христос, так же был найден  крест на котором распинали в Иерусалиме  преступников!
          По нению Христианский  авторов  это и был   Животворящий Крест, на котром был распят Иссус Христов! Там же были найдены  четыре гвоздя и титло INRI.
        Но никто , не удосужился  до  этого времени  задатся вопаросом.
       А что после  распятия  Иисуса  Христа в Иерусалиме,  рмляне, больше никого  не распинали на Голгофе!? Или после  рапятия Христа в Иерусали  не осталось преступников?
        Конечно нет! За  30 лет от  распятия Христа  до  начало антиримского восстания 66-73 гг. (Иудейская война I) сколько  таких  преступников  было  казнено ?  Или  после распятия  Христа  иудеии  искорени лирестпность на 100%?
       Поэтому  что за  крест  нашли  рабочие  при раскопках на Голгофе  для  императрицы  Флавии  никто достоверно не знает!
Сами остатки  креста никогда не повергались  эксперной оценке  для опредения  возраста древесины  с котрой  он был изготовлен.
         А вот что было в Иерусалиме  после восстания  иудеев 66-73 годах!
          «При подавлении этого восстания римская армия, во главе с Титом, осадила Иерусалим. С самого начала осады военные действия сконцентрировались вокруг Храма.
         Осада и бои за город длились пять месяцев. Однако неоднократные попытки римлян овладеть стеной храмового двора не увенчались успехом, пока 9-го Ава (9 августа) Тит не приказал поджечь храмовые ворота.
           На следующий день в римском штабе состоялся совет относительно судьбы Храма. Согласно свидетельству Флавия, Тит намеревался пощадить Храм, но его подожгли римские солдаты. В то же время другой источник сообщает, что Тит требовал разрушить Храм.
         Как бы там ни было, Храм запылал. Удерживавшие Храм повстанцы сражались до конца и, когда пламя охватило здание, многие из них бросились в огонь. Храм горел в течение 10 дней, а к сентябрю весь Иерусалим был превращен в руины. Храмовая  гора  была распахана.
       Римлянами были пленены почти 100 000 жителей. Общее же количество погибших от меча, голода и пленённых за время войны, по свидетельству Иосифа Флавия, было около 1 миллиона 100 тысяч.
        Также с паломничеством Флавии-Елены в Иерусалим предание IX века, не основанное на исторических хрониках, связывает происхождение святой лестницы.
          Обретение ею Креста положило начало празднеству  Воздвижения Креста.
           Помощь в раскопках Елене оказали  иерусалимский епископ Макарий I и упоминаемый в апокрифах местный житель  Иуда  Кириак.
          За время пребывания на Святой Земле Еленой был основан ряд храмов на местах библейских событий:
 на Голгофе — Храм Гроба Господня;
 на Елеонской горе — церковь над местом евангельскогоВознесения Христа;
 в Гефсимании — церковь Святого Семейства;
 в Вифлееме — базилика Рождества Христова;
 в Хевроне — церковь у Мамврийского дуба, где Бог явилсяАврааму;
 в Вифании — церковь над гробницей Лазаря;
 у Тивериадского озера — церковь двенадцати апостолов;
 на месте вознесения Илии — храм во имя это пророка;
 на горе Фавор — храм во имя Иисуса Христа и апостолов Петра, Иакова и Иоанна.[26]
          Но вот что важно!!! Список приписываемых Елене построек имеет позднее происхождение  и содержится в её житии, написанном в VII веке. Когда  она сосбтвенно и была признана Святой!
          Более ранние историки (Сократ Схоластик, Евсевий Памфил) сообщают лишь о постройке Еленой трёх церквей: на Голгофе, в Вифлееме и на Елеонской горе.
         Но ни один  из раних историков не упоминает посещения  Флавией-Еленой острова крит и основания там  мужского монастыря!
        Причем  тут тоже  христианские писатели  «забываю»  себья спросить. А когда вооще то в христианстве появились  первые  монастыри!
         Ответ:
        «С III века, вследствие быстрого распространения христианства, строгость жизни среди христиан стала ослабевать, подвижники стали жить в горах, пустынях, вдали от мира и его соблазнов. Такие подвижники назывались отшельники и пустынниками, они и заложили основные принципы монашеской жизни. Родиной монашества является Египет, известный своими отцами-пустынниками IV—V веков.
        Один из них, преподобный Пахомий Великий, основал первый общежительный монастырь (киновия). Он соединил разрозненные жилища последователей Антония Великого (основоположник анахоретного монашества), огородил общину стеной и составил для монахов правила дисциплины и режим дня, основанный на равномерном чередовании труда и молитвы (см. Монашество до его распространения на Западе).      
      Для своего монастыря Пахомием был написан первый монастырский устав (318 год). После Пахомия Великого отшельничество начинает исчезать и монастыри с территории Египта распространяются через Палестину (Евфимиева лавра, лавра Саввы Освященного) до Константинополя.
      На Западе с традицией египетских монастырей познакомились после визита в 340 году в Рим Афанасия Великого. С этого времени монастыри начинают возникать и в Западной церкви»
         Из вышеприведенного следует,  беспорный вывод, что первый монастырь в воник в Египте примерно в 318 году, а  Италии, Греции и Византии куда териториально относился и остров Крит,  такие монастри могли возникнуть не ранее 340 года!
     Т.е. за 10-12 лет после смерти Святой Елены!
    Но продолжим уизучение биографии  Флавии-Елены.
    «Согласно Сократу Схоластику, императрица Елена разделила найденый  ею в 326 году  на горе Голгофе остатки деревянного  креста для распятий, который она  по одним только ей  известным  критериям  рпределила  как « Животворящий Крест»,  на две части: одну поместила в серебряное хранилище и оставила в Иерусалиме «как памятник для последующих историков», а вторую отправила своему сыну Константину, который поместил её в свою статую, установленную на колонне в центре Константиновой площади.
        Сыну Елена также направила два гвоздя от Креста (один был помещён в диадему, а второй — в уздечку)».
        Но, монастырь Ставровуни на Кипре  существует! В нем хранятся отдельные части «Животворящего креста» якобы найденного Св. Еленой и тут воникает логический  вопрос. Так когда, кто  и в связи  с чем оновал  греческий монастырь Ставрповуни?
                            История  монастыря  Ставровунни
            Версия 1
    «Основание святой обители восходит своими корнями к одному из важнейших событий в истории христианства - обретению Креста Господня в Иерусалиме святой равноапостольной Еленой, матерью византийского императора Константина. По преданию, она и была основательницей монастыря в 326 году, когда побывала по пути из Святой земли в Византию на острове и оставила здесь частицу Христовой святыни.
      Один из важнейших авторитетов церковной истории Евсевий особо подчеркивал апостолический характер поездки св. Елены, которой уже исполнилось к тому времени 78 лет.
      Увидев свет над одной из вершин Кипра, куда, по преданию, ангелами был перенесен Животворящий Крест, который везла в Константинополь императрица, она распорядилась воздвигнуть на том месте храм.
      Так было положено начало монастырю Ставровуни.
     Первым русским письменным свидетельством о монастыре является хождение Даниила, игумена земли Русской, который в 1106 году совершил паломничество в Святую Землю и на остров Кипр.
     Путешествие Даниила, как и тысяч других пилигримов, стало возможным после крестовых походов, предпринятых в Палестину европейцами.
    Это хождение было очень популярно на Руси и распространялось во множестве списков.
«Ту есть гора высока зело, — писал игумен Даниил, повествуя о Ставровуни, — и на той горе св. Елена царица поставила крест кипарисен на прогнание бесов и всякому недугу на исцеление и вложа в онь крест честный гвоздь Христов, и бывают на месте том знамения и чудеса многа.
     И ту недостойный аз поклонихся святыне той чудесной, и видех очима своима грешными благодать Божию, сушу на месте том».
    Игумен Даниил сообщает также, что крест, оставленный св. Еленой, находится в храме монастыря и, поддерживаемый Святым Духом, парит в воздухе, будто невесомый.      
   Самые ранние письменные свидетельства показывают, что монастырь являлся важным религиозным центром острова.»
Итак первый  свидетель  Данил  в 1106 г.  от Р. Х. утверждает,
   1.Что «и на той горе св. Елена царица поставила крест кипарисен на прогнание бесов и всякому недугу на исцеление и вложа в онь крест честный гвоздь Христов».
Т.е.  крест был новый, изготовленый  из местного кипариса. Но в него был забит как чудотворная  реликвия « честный гвоздь Христов»!
   2. Что «крест, оставленный св. Еленой, находится в храме монастыря и, поддерживаемый Святым Духом, парит в воздухе, будто невесомый»

     Частица Животворящего Креста пребывала все это время в обители.
Но вот пришли на остров Крит крестоноцы, отвоевали его у арабов и стали поновластными хозяевами. Но с собой они принесли и каторическую версию христианства, тогда как местное население исповедовало праволавную  его версию.
И тут  нам христианские писатели и богословы  предлагают поверить в следующую историю:

     «Известно, что один французский рыцарь, по имени Дюран, похитил из монастыря небольшую толику от святыни.
     Продолжительное волнение на море, шторм, ураганный ветер не позволили ему покинуть остров и увезти похищенное.
Оно было возвращено в монастырь.
     Тогда-то по распоряжению кипрскмонарха Якова I частица Животворящего Креста была обрамлена в металлический оклад для большей сохранности».
Веницианцев, менивших на  острове Крит крестоносцев  в 1570 году  выгнали с острова турки –османы. И на православную церпковь были начаты  новые гонгения и притеснения.
      Одно из самых страшных событий произошло в июле 1570 года, когда турки-оттоманы захватили монастырь, в котором помимо монахов от нашествия спаслись жители блажащих деревень, и устроили в нем кровавое побоище, испепелив все дотла.

      Особено  тяжело  пришлось  ставровунским монахам в начале 20-х годов XIX века на православную  церковь   обрушились  жестокие  гонения.  Монастырь опустел.
      В 1875 году жизнь в обители была восстановлена.
Со святой горы Афон из скита св. Анны приехал старец Дионисий Христидис (1902), сам родом с Кипра.
      Его трудами и трудами игумена Варнавы (1902-1948) монастырь поднимался из руин после разрушительного пожара 1888 года, создавалось киновийное братство, которое и сегодня возносит свои молитвы о мире во всем мире, о Божией милости к миру и человеку.
Всего в обители около 30 братьев. Игумен обители по стоянию на 2008 год  - старец архимандрит Афанасий.
      Недавно усилиями братьев монастырь подвергся полной реконструкции. Храм частично расписан, построен новый братский корпус. К монастырю ведет хорошая асфальтовая дорога.
      В самом монастыре три храма: Святого Животворящего Креста Господня, свв. Константина и Елены, а также храм в честь Всех Святых, в земле Кипрской просиявших.
     Примечательно, что монастырь Ставровуни изображен на одной из четырех марок первого российско-кипрского выпуска марок «Культура православия» (1997), который получил благословение Патриарха Алексия II.
     В данном выпуске изображена и икона святителя Николая. Есть свидетельства, что икона эта была написана в 1915 году для последне русского императора Николая II, но после его гибели оставалась в Греции и теперь хранится в монастыре Ставровуни.

      Версия – 2

      В результате раскопок на Голгофе были обнаружены три креста: Иисуса Христа и двух разбойников. Крест Иисуса, как известно, был различен благодаря чуду исцеления при прикосновении к Нему, а какой из двух других принадлежал покаявшемуся разбойнику, распознать не удалось.
      Тогда св. Елена велела разобрать два креста и собрать их вновь, поменяв перекладины.
      Один их этих крестов, внутрь которого была вставлена часть Животворящего креста, и был впоследствии подарен первой церкви монастыря Ставровуни. Крест же Господний св. Елена разделила пополам, оставив верхнюю часть в Иерусалиме, а нижнюю взяла с собой.
      Возвращаясь в Константинополь, императрица из-за шторма причалила к берегам Кипра и остановилась в дельте реки Тетиос , переименованной после в Царскую реку.
     Увидев на острове последствия страшнейшей засухи и мора, она основала здесь несколько храмов и монастырей, одним из которых был монастырь Святого Парящего Креста (одно из первых его названий).
     Память о царице Елене и об основании обители увековечена древней надписью, высеченной на камне, который является частью кладки в стене коридора, идущего от главной церкви: «Победные трофеи принадлежат Господу Всевышнему.
     Те, которые даруют победу, освещены благодатью превознесенного Константина… его мать Елена воздвигла храм великолепный…

    Версия 3

. Елена же занималась серьезно поисками христианских реликвий. На горе Голгофа она нашла кресты, на которых были распяты Иисус и 2 разбойника. Крест Иисуса сразу можно было отличить, потому что он исцелял людей, а вот кресты разбойников остались неидентифицированы - чей кому принадлежал осталось загадкой. Тогда Елена распорядилась разобрать их и собрать заново, поменяв между собой перекладины.

     Взяв один такой переделанный крест, веревки, которым был связан Иисус и части креста Иисуса (на иконе сверху изображены 3 гвоздя) они с сыном поплыли в Палестину. У берегов Кипра, ночью, начался страшный шторм, тогда Елена поклялась, что если смерть минует их в ту ночь, она построит на Кипре монастырь.
       Так и случилось - шторм прекратился. Какого же было всеобщее удивление, когда на утро после шторма на корабле не нашли креста того самого благородного разбойника с горы Голгофа. Тогда команда корабля сошла на берег и увидела на вершине ближайшей горы свечение. Они пошли на свет. Совершив восхождение, на самой высшей точке горы, на руинах языческого храма Елена и Константин увидели тот самый пропавший крест, который парил в воздухе. Тогда на этом месте был построен монастырь Ставровуни, а гора была названа Ставрос ("Крест"). Вот такая легенда связывает Кипр с этим праздником.


       Версия 4
     Монастырь Ставровуни находится на вершине высокой горы. Он был основан в IV в. н.э. матерью императора Константина - Еленой. По легенде, на место, где сейчас стоит монастырь, указал Господь. В 327 году римский корабль попал в шторм у берегов Кипра. Кормчего и его помощники отчаянно пытались стасти судно. Елена помолилась за спасение корабля и дала обет основать на Кипре монастырь и 5 церквей. Эти слова она велела передать одному из гвардейцев из своей охраны. Внезапно кормчий увидел впереди землю и узнал берег, вблизи которого можно укрыться от шторма.
    Так Святая Елена прибыла на Кипр. В Иерусалиме она организовала раскопки, в ходе которых нашла место захоронения Иисуса Христа, крест, на котором он был распят, а также крест раскаявшегося Диаса. Елена приказала распилить Животворящий Крест на две части, и отправилась в Рим.
    Приближаясь на судне к земле Кипра, Елена увидела во сне Ангела, который сообщил ей волю Господа - построить монастырь и оставыть в его стенах одну из частей креста. Однажды ночью крест Диаса исчез при странных обстоятельствах, а над горой Олимп появилось чудесное сияние. Позже на вершине горы обнаружили руины языческого храма и потерянный крест. Так, по легенде, Господь показал место для строительства монастыря Ставровуни.

Версия 5

     Считается что монастырь был заложен императрицей Еленой, которая во время бури приказала остановиться на острове Кипр. Согласно предания, явившейся ей во время буриангел повелел основать на острове монастырь, пять храмов и оставить частицуЖивотворящего Креста, обретённого ею в Иерусалиме.[1] Как гласит монастырское предание, перед тем как Елена сошла на берег была обнаружена пропажа крестаблагоразумного разбойника. После долгих поисков он был найден парящим в воздухе над вершиной горы Олимп. Крест благоразумного разбойника со вложенной частицей Животворящего Креста и одним из гвоздей, которым было пронзено тело Христа, был оставлен Еленой на вершине этой горы. На этом месте и был основан монастырь, а гора стала называться «Гора Креста».[2]
Версия 6  Невероятная!
        Страница вторая. Святой истинный Крест (IV век)
    Омодос гордится реликвиями и гордится по праву. Частица истинного Креста и фрагмент веревки, которой были связаны руки Христа, безусловно, драгоценнейшие святыни Омодоса. Барский подробно описал их, называя "Уже или часть верва".   Заметил он и красные полосы, следы засохшей крови. Барский не выяснил, откуда эти драгоценные реликвии в Омодосе, но записал поэтичную легенду, что какому-то достойному христианину после ведения посчастливилось найти эти реликвии под деревом.
     Позже над местом находки был заложен монастырь Святого Креста.   Исследовательница Партог в известном труде "Византийский Кипр" пишет: "Монастырь этот такой же древний, как и известный монастырь Ставровуни. Предание гласит, что построен он был над маленькой пещерой, где хранились реликвии и вскоре это место стало особенно почитаемым для кипрских паломников". Почему мы так чтим все, что связано с Крестом? Здесь на Кипре в честь Креста называют детей. Ставрос и Ставрула -популярные имена. Один из важнейших праздников посвящен Кресту Господню.

    Историия монастыря  подтвержденая  документами

    Первые письменные упоминания о Ставровунском монастыре относят к началу правления на Кипре династии Лузиньянов

   В 1426 году монастырь был разрушен египетской армией, а затем до захвата острова турками находился во владении католиков. С 1571 годамонастырь стал полностью заброшенным, однако его продолжали населять отдельные затворники, о которых в первой половине XVIII векаупоминал русский монах-паломник Василий Барский. В 1888 году монастырь пережил пожар после которого и началось его восстановление.
     Монастырь имеет форму четырехугольника, обращенного одной стороной к морю. До 1980-х годов он не имел водопровода и электроснабжения. В ходе длительных реставрационных работ были восстановлены фрески, украшающие монастырские храмы.
Главной реликвией монастыря является древний кипарисовый крест в серебряном окладе, содержащий частицу Животворящего Креста. Он установлен в специальной нише в южной части первого яруса иконостаса соборного храма в честь Воздвижения Честнаго Животворящего Креста.[5]
   С 1982 года монастырём Ставровуни управляет архимандрит Афанасий. Монастырь занимается производством ладана, качество которого ценилось с давних времён[5] (о деревьях с которых собираю смолу для его приготовления ещё в XIII веке писал игумен Даниил). При монастыре существуют иконописные мастерские.
    В 2006 году в честь 900-летия установления духовных связей Кипра и Киевской Руси в монастыре Ставровуни зажжена памятная лампада.[6]Также в 2006 году монастырь принимал участие в православном фестивале в память паломничества игумена земли Русской Даниила на остров Кип

Из писем греческого монаха:

      " С 1982 года монастырь Ставровуни возглавляет высоко почитаемый в православном мире архимандрит Афанасий. Сменив почившего архимандрита Германа, управлявшего обителью 30 лет, отец Афанасий продолжил славные традиции монастыря, благодаря чему все здесь ощущают особую благодать, любовь и внимание.
        На смотровой площадке, находящейся за алтарем, в хорошую погоду насельники собираются на вечернее правило. Тихо, неспешно течет молитва. Все стоят лицом на восток у перил площадки, лишь пожилой отец настоятель сидит у алтарного окна.
         Видны только небо, поросшие мелким кустарником и редкими деревьями склоны гор, море у горизонта – и больше ничего. Умиротворение, тишина, покой… Медленно садится солнце, появляются звезды, загораются огни далеких городов и поселков, а молитва все длится.
         Снующие по автострадам машины, взлетающие из аэропорта Ларнака самолеты, гигантский турецкий флаг на оккупированной территории – мирская суета постепенно тонет в серовато-голубых сумерках. Наступает короткая летняя ночь.
         При последних словах отпуста монахи берут благословение у настоятеля и расходятся по келиям, чтобы через несколько часов после удара била вновь встать на молитву. Правило, часы, утреня – все идет по установленному веками порядку.
         Первый луч восходящего солнца освещает престол, чередной иеромонах произносит: ?
         Благословенно царство…? Божественная литургия. Начинается новый день. В стенах обители Ставровуни понимаешь, что Господь не случайно избрал для молитвенного хранения части своего Креста именно это место.
         Православный человек, особенно монашествующий, чувствует себя здесь в родной стихии. Человек гордый и самолюбивый, привязанный к миру, зайдет в храм на несколько минут – из любопытства, часто даже не заметив Креста. Но, в отличие от других обителей, Ставровуни живет по строгим афонским правилам и такие люди оказываются здесь крайне редко.
         Для туристов монастырь практически недоступен; даже многие киприоты почти ничего о нем не знают.В первом ярусе корпуса, к северу от главного храма, находится небольшая церковь в честь святых Константина и Елены. В настоящее время вход в нее устроен в стене, а раньше в храм можно было попасть только через отверстие в своде, с верхнего яруса.
          По преданию, именно в церкви Константина и Елены в дни невзгод собирались святители Кипрской Церкви для поста и молитвы. К юго-западу от главного находится двухэтажный братский корпус – с библиотекой и швейной мастерской.
         Библиотека насчитывает несколько тысяч томов православных сочинений на многих языках, в том числе и на русском.

         В ней хранятся не только современные книги, но и редкие рукописные и печатные издания XVI-XIX веков. С севера к фасаду братского корпуса примыкает часовня в честь святителя Николая чудотворца; на южной стороне в конце 1990-х годов было построено трехэтажное здание – с новым храмом в честь святителя Спиридона Тримифунтского, с келиями, бытовыми и хозяйственными помещениями.
          На втором этаже, под алтарем Спиридоньевского храма, сооружен небольшой домовой храм-часовня в честь Всех святых, в Константинопольской Церкви просиявших.
          На первом этаже корпуса – оснащенная самым современным оборудованием переплетная мастерская. Площадка перед главным корпусом одновременно является и смотровой, и миниатюрным археологическим музеем под открытым небом, и крышей для хозяйственных служб и мастерских. Необходимость отвоевывать у природы каждый квадратный метр заставляет братию использовать территорию очень бережно, рационально, а потому можно несколько раз посетить обитель, так и не побывав в доброй половине имеющихся в ней помещений.
         Просторные светлые иконописные мастерские под смотровой площадкой всегда заполнены в часы послушаний. Иконопись для Ставровуни – традиционное церковное искусство.
         Ею занимается почти половина насельников. Иконы и фрески, созданные ими в византийской манере, известны далеко за пределами острова. В обители написан образ тринадцати преподобномучеников монастыря Кантара, подвергнутых пыткам и сожженных латинянами в 1231 году за исповедание православной веры.
         На подворье в честь великомученицы Варвары у подножия горы Святого Креста живет и трудится во славу обители и Кипрской Церкви монах Калинник Ставровуниотис, в миру Константин Мамус, автор книги ?Техника иконописи?, переведенной и на русский язык.С древних времен Ставровуни славится своим ладаном. ?
         Здесь рождается фимиам и изготавливается ладан, его берут с деревьев. По горам много низких деревцев не ниже травы, с них падает добрый фимиам, который собирают в июле и августе?, – писал уже упоминавшийся игумен Даниил. И в наши дни широко известен производимый в монастыре ладан с характерным изображением главного храма обители на упаковке.Обходя небольшие огороды, возделываемые на искусственных террасах, поражаешься, сколько труда и терпения сюда вложено: землю приходится приносить снизу; каждый участок необходимо укрепить каменными подпорными стенками; каждый литр питьевой воды – привозной…
          Но растут цветы, плодоносят деревья, действует небольшой искусственный источник. Сельскохозяйственные работы ведутся в основном на подворьях, где выращивают овощи, цитрусовые, оливки, миндаль, виноград.На Кипре много монастырей, но Ставровуни вспоминаешь с особой теплотой и любовью.
          Честной Животворящий Крест налагает на эту обитель сугубый подвиг – предстоять в молитвенных трудах за весь православный мир: ?Кресте Христов, христиан упование, заблудших наставниче, обуреваемых пристанище, в бранех победа, вселенныя утверждение, недужных врачу, мертвых воскресение, помилуй нас?".

                              ( конец 4 части)

© Бровко Владимир, 25.06.2009 в 23:46
Свидетельство о публикации № 25062009234644-00114105
Читателей произведения за все время — 139, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют