Когда у нас – то вьюга, то метель,
На Кипре расцветают мандарины..
(Алквиад)
9 июля Руская православная церковь Московского патриархата почитает «Кипрскую икону Божией Матери».
Но прежде чем мы перейдем к истории возникновения культа Кипрской иконы Божией Матери будет правильным кратко остановится на истории острова Кипр.
Ибо тема эта для родившихся и живущих на постсоветском пространстве, ныне станы так называемого СНГ совершено не знакома и ни в одном широко доступном учебнике мировой ( зарубежной) истьории не излагавшаяся. Ну разве особо любопытные знали, что на Кипре родилась Богиня Любви Афродита!
А ведь перед нами пойдет ряд библейских и исторических персонажей, как знакомых нам так и не очень известных. Но все они втой или иной мере причастны к теме данной работы.
Кратко историю острова Кипр с времен античности и окончанием турецкого господства, можно изложить следующим образом.
В 526 году до н.э. после разгрома Египта Кипр вошел в состав персидской сатрапии Иония.
В 449 году до н.э. в конце греко-персидских войн афинский десант из 200 кораблей захватил Кипр и отразил персидскую контратаку из Киликии, однако в 380 году до н.э. персидский царь Артаксеркс вновь вернул остров в состав Персии на правах автономии.
В результате походов Александра Македонского Кипр был отторгнут от Персии и присоединен в 321 году до н.э. к эллинистическому Египту.
На рубеже IV-III вв. до н.э. Кипром на время завладели правителди из династии Селевкидов.
В 58 году до н.э. Кипр стал римской провинцией.
Примерно в период между 45-50 г. н. э. относится появление на острове Крит апостола Павла, который вместе с местным уроженцем, Апостолом Варнавой обратил киприотов в христианство.
В 395 году Кипр стал частью Византии, после её отделения от Западной Римской империи.
Этот период продолжался почти 800 лет, прерванный периодом арабского доминирования 648-965. В этот период равитие христианства на острове практически было ликвидировано.
В 1191 году, во время правления византийского императора Исаака Комнина, английский король Ричард I Львиное Сердце знакомый большитнству читателей по романам Вальтера Скотта, занял остров во время Третьего крестового похода.
В апреле 1191 король Ричард прибыл на остров Родос, 6 мая 1191 крестносный флот занял Лемесос (современный Лимассол). Исаак Комнин прибыл слишком поздно, и отступил в крепость Колосси.
Ричард Львиное сердце получил военную помощь от короля Иерусалимского, и от своего вассала Ги де Лузиньяна, и одержал победу над византийскими силами. Комнина заковали в серебряные цепи, т.к. король Ричард обещал никогда не заковывать его в железо.
Правители поставленные Ричардом приказали грекам сбрить бороды. Ответом было восстание киприотов. Видно потом царь Петр I и перенял у короля Ричарда, приемы управления подданными, когда начал на Московии стричь бороды,православным!
Ричард попытался продать остров рыцарскому ордену тамплиеров, запросив за него 100 тыс. динаров.
Тамплиеры сначала согласились, но, оказавшись перед лицом нового восстания мятежных жителей, отказались от сделки.
После поражения Византии Ричард в июне 1191 отбыл в Святую Землю с большей частью своей армии, предварительно разграбив перед этим остров, и перерезав всех, кто осмелился сопротивляться. Кипр остался базой в тылу для крестоносцев.
В 1192 году французский рыцарь Ги де Лузиньян получил остров от ордена тамплиеров, в компенсацию за потерю Иерусалимского королевства. Лузиньяны правили Кипрским королевством до 1489 года.
В 1489 контроль над Кипром захватила Венецианская республика, после отречения королевы Катерины Корнаро, последней в династии Лузиньянов.
Население острова подвергалось новому гнету, который усугублялся религиозными распрями (правители Кипра что крестоносцы, что византийцы были католиками, а население придерживалось восточно-христианской веры.
Экономическая власть на острове все больше переходила в руки итальянских купцов.
Из-за своего выгодного стратегического положения, остров подвергался неоднократным нападениям усилившейся Османской империи. Венецианцы построили крепости в Фамагусте, Никосии и Киренее. Но к XVI веку могущество Венецианской республики клонилось к закату.
В 1570 г. на Кипр была высажена 80-тысячной турецкой армией. Захвачена столица Кипра-Никосия, где более 20000 человек убиты.
Затем несмотря на героическую оборону, пала и главная веницианская крепость Фамагуста.
В 1571 году остров был окончательно захвачен Османской империей. Среди населения появилась новая община, турки.
В период трехсотлетнего турецкого господства облик острова существенно изменился. На Кипре размещался 30-тысячный гарнизон Османской империи, почти столько же турок были переселены на остров из Турции.
Изменения в жизни острова, в связи с этими событиями можно свести к двум основным моментам.
Во-первых, изменился этнический и религиозный состав кипрского общества. По переписи податного населения, осуществленной а 1572 г., на Кипре в результате военных действий осталось около 65 тыс. христиан, прежде всего приверженцев Греческой православной церкви, поэтому Порта предприняла ряд мер по принудительному переселению как мусульманских, так и немусульманских подданных из других провинций
Империя раздавала тимары (феодальные наделы) своим солдатам. В течение 17-го века турецкое население быстро росло.
Османская империя установила на Кипре налоговую систему, такую же, что и в других завоёванных христианских областях.
Христиане считались «дхимми» («людьми Писания»), за которыми признавалось право на жизнь, однако же они были обязаны платить допольнительный налог — джизия.
Такая организация способствовала широкому переходу местного населения в ислам. Многие греки-киприоты переходили в ислам только формально, тайно продолжая придерживаться христианства, однако в течение нескольких поколений они постепенно подверглись «отуречиванию».
Греческое и турецкое население острова при Османской империи пользовались правом самоуправления, основанного, соответственно, на православной церкви и на исламе, и имели фактически раздельные органы власти, что заложило основы последующего раздела острова между общинами.
Многие турки, чьи предки жили на острове 300 лет, остались и после перехода власти к Британии в 1878 году. В 1970 этнические турки составляли 18 % населения, греки — оставшиеся 82 %.
Османы стремились превратить кипрскую православную церковь в самостоятельную организацию, так как боялись усиления католической церкви, тесно связанной с Западной Европой.
Архиепископ Кипра в результате этих новаций, стал не только религиозным лидером, но и лидером этнических греков, а церковь стала охранителем греческого культурного наследия, и несла ответственность за сбор налогов, и их передачу турецкой админстрации.
В 1660 султан назначил Архиепископа и епископов «защитниками народа», и представителями перед султаном.
В 1670 остров был передан под юрисдикцию адмирала османского флота, получившего на Кипре гражданскую власть.
В 1703 Кипр был передан великому визирю.
С началом борьбы Греции за независимость от Османской империи с 1821 года восстания начинают охватывать и Кипр. Несмотря на получение Грецией независимости в 1829г. Кипр остался в составе империи.
В 1869 году трёхвековое правление турок пришло к концу, и, в глазах греков-киприотов, турецкая оккупация сменилась британской оккупацией (англократия).
Востановив в памяти читателя таким образом общую историческую канву нашего повествоания, на котором и будут развииватся события связанные с Кипрской иконой Божией матери, мы теперь смело можем перетйти к истории самой иконы, попутно углублясь в те или инные историчиеские колизии или на интересные исторические факты.
История же Кипрской иконы Божией Матери , в ее официальном описании,данном церковными историков выглядит примерно так:
«Сказание, помещенное в греческом синаксаре на неделю Православия, и обыкновенно связываемое с этой иконой, говорит что явилась Икона в 392 году на острове Кипре и святой образ стоял на воротах, ведущих к церкви Пресвятой Богородицы или как ее еще называют -церковь Панагии Ангелоктисты.
Однажды аравитянин, (араб –автор) проезжая мимо этой церкви, захотел поглумиться над христианской святыней. Он пустил в образ стрелу и попал в колено Пресвятой Богородицы на иконе.
В ту же минуту из раны потекла кровь в таком количестве, что обагрила землю. Аравитянин от ужаса бросился скакать домой, но, не доехав до дому, пал на пути мертвым».
Далее следует особо важный для нас момент- «С древних лет Кипрская икона хранится в монастыре Ставруни, устроенном, по преданию, на месте ее обретения».
Тут мы видим первое противоречи в церковной версии явления Кипрской иконы Божией Матери, потому, что нет ответа на следующий вопрос:
Если икона «явилась», в смысле была найдена на том месте, где был построен Греческий мужской монастырь Ставруни (находящегося на горе Святого Креста в 40 км. от г. Ларнака), то как, главная святыня монастыря могла оказатся на входных воротах ведущих к церковь Пресвятой Богородицы или как ее еще называют:церковь Панагии Ангелоктисты расположеной в селении Китии теперь пригороде Ларнаки?
Что касается церкви Панагии Ангелоктисты, то ее постройка никак не связана с культом Кипрской иконы Божией Матери, а поскольку Кипрская икона Божией Матери «явилась» на месте гробницы Святого Лазаря, общеизвестного библейского персонажа –Праведного Лазаря. Тем самым, которого по дружбе воскресил Иисус Христос.
И тут, нам, чтобы разобратся в этих историческиъх хитт росплетениях снова надо будет вернутся во времена Античности, в промежуток времени между 33 и 70 г. н. э, чтобы понять, и почему как ортодоксальный иудей , Лазарь, ставший в дальнейшем Праведным Лазарем и христианским святым оказался на далеком от своего родного города Вифании острове Крит. И оказался ли он вообще?
Церковное придание (народные христианские легенды официально одобреные православной церковью –автор) так связывает остров Крит и праведногоЛазаря.
«Праведный Лазарь. Воскрешение в Вифании, в небольшом селении к юго-востоку от Иерусалима праведного Лазаря, брата Марфы и Марии, которого сам Господь называл своим другом, сильно возмутило иудеев.
Подвергаясь смертельной опасности, после убиения святого первомученика Стефана, святой Лазарь был отведен на побережье моря, посажен в лодку без весел и удален из пределов Иудеи.
Божественным произволением святой Лазарь вместе с учеником Господним Максимином и святым Келидонием, слепым исцеленным Господом, приплыл к берегам Кипра».
Как видим перед нами очередная невероятная, захватывающая в своей динамичности и авантюрности сюжета, евагельская новозаветная история, так и просящая на экран какого нибудь голивудского исторического фильма.
Можно ли на лодке без весел, добратся на остров Крит, автор в виду не знает, но тот факт, что в этой лодке кроме Лазаря были еще святой Келидоний и ученик Господа ( Иисуса Христа) Максимин позволяет нам перепроверить эту легенду!
Версия 1 Автор:Димитрий Ростовский, святитель в книге «Собор святых семидесяти Апостолов» пишет:
«Святой Лазарь, бывший мертвым в течение четырех дней и воскрешенный Господом.
Во время гонения на церковь Иерусалимскую, после убиения святого первомученика Стефана, он был изгнан из пределов Иудеи (Деян.8:1) и пущен в море на лодке, без весел вместе со святым учеником Господним Максимином и со святым Келидонием, который родился слепым, но был исцелен Господом.
По Божественному произволению, лодка приплыла к острову Кипру и святой Лазарь начал проповедовать в городе Кидонии о Христе.
Впоследствии он был в этом город рукоположен апостолом Варнавой в сан епископа, и там же на острове Кипре он почил в мире.
Святое тело его спустя много лет было обретено на том острове в мраморном ковчеге, на котором была надпись: "четверодневный Лазарь, друг Христов"
Как видим праведный Лазарь со товарищи, не сами в лодку сели, а это по сути была своего рода отстроченая смертная казнь!
Кроме упоминания о святом Калидонии , в труде Димитрия Ростовского о нем и его дальнейшей судьбе в том числе о том где он жил , какими чудесами прославился и когда и кем был канонизированг Святым нет.
Святой Калидоний отсутствует в официальном списке как католических святых (http://www.catholic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=terms&eid=1<r=10) так и в православном перечне святых (http://days.pravoslavie.ru/ABC/mk.htm).
Но, вот поиск об «ученике Господнем Максимине» дал основания для другой версии, уводящей нас с острова Крита в Галию ( нынешнюю Францию, и точнее в г. Марсель Автор версии Peter Greif в работе о «Марии Магдалинетак описал эту версию.
«ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ; РАСПЯТИЕ ХРИСТА; СНЯТИЕ С КРЕСТА; СВЯТЫЕ ЖЕНЫ У ГРОБА.
Магдалина в провансальской легенде
История её паломничества в Прованс, где она, как говорят, прожила много лет как отшельница, возникла во Франции в XI веке и рассказана в "Золотой легенде".
Она основана на легендах о другой раскаявшейся грешнице - МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ, которая была известна во Франции намного раньше.
Обнаружение предполагаемых реликвий Магдалины в ХШ веке привело к быстрому росту её культа. Быть может, наиболее курьезным памятником ей является церковь Ла Мадлен в Париже - псевдоклассический храм, первоначально предназначавшийся для прославления Наполеона.
4. Путешествие в Марсель. Мария, Марфа и Лазарь с другими спутниками отправились в путешествие на корабля без матросов, весел и руля и, ведомые ангелом, в конце концов благополучно приплыли в Марсель.
Здесь Мария проповедовала аборигенам-язычникам и многих крестила. Этот сюжет встречается главным образом в церквах, посвященных Магдалине.
5. Взятие Магдалины на небо. В уединенном горном месте; около Санте-Бауме, которое до сих пор является местом паломничества, она провела тридцать лет, постясь и каясь. Семь раз в день ангелы спускались к ней и поднимали её на небо, где она удостаивалась наслаждения кратко лицезреть грядущее блаженство.
Однажды один отшельник осмелился подсмотреть её воспарение на небо и вернулся в Марсель с новостями об этом. Этот сюжет встречается уже в ренессансном искусстве, но традиционным становится с конца XVI века, в эпоху Контрреформации.
Ранние версии показывают её полуодетой, "возносящейся, в молитвенной позе. В барочном искусстве она предстает обнаженной или прикрытой своими длинными волосами и может полулежать среди облаков, подобно Венере. Она переносится множеством ангелов, один из которых несёт её кувшин с притиранием. Иногда с земли ей вслед смотрит отшельник.
Эта сцена напоминает МАРИЮ ЕГИПЕТСКУЮ, переносимую ангелами через Иордан.
6. Последнее причащение Магдалины. Обряд совершается ангелами в её пещере в горе или - согласно другой легенде - Св. Максимином (одним из её спутников в путешествии) после того, как она была перенесена ангелами в его капеллу в Аиксе. Она стоит перед ним на коленях, поддерживаемая ангелами, в то время как он дает ей гостию».
Католическая церковь знает святого Максимин (ум. I веке) — епископ Экс-ан-Прованса. Почитается святым, память 8 июня (теперь почитается как Максим)
Св. Максимин, первый епископ Экс-ан-Прованса, по мнению некоторых был одним из 72 учеников Христа. Согласно преданию Западной церкви он сопровождал в Галлию свв. Марию Магдалину, Марию Клеопову, Марфу и Лазаря. Согласно одному из источников св. Максимин именуется «человеком, слепым от рождения».
Вот и получается совсем запутаная история!
Вроде как Лазарь по одной версии попал на остров Крит и там прожил 30 лет, а по другой он попал вместе с Марией Магдалиной и другими в том числе и Максимином в Марсель. И там и там почитают Лазаря! Сравните сами.
Православие
Предание сообщает, что Лазарь после своего воскресении прожил ещё 30 лет и был епископом Китийским на острове Кипре, где и скончался. На Кипре Лазарь как и апостолы проповедовали учение Христа. По преданию, на Кипре Лазаря посетила Богородица и вручила ему омофор, сделанный её руками.
Католицизм
Согласно западной традиции, отраженной в «Золотой легенде» Лазарь вместе с Марфой и Марией Магдалиной (которую католичество считает его сестрой Марией из Вифании) и прочими спутниками отправились в Марсель и проповедовали христианство среди местных язычников.[ Лазарь стал первым епископом Марселя.Там же в Марселе Лазарь и умер.
Но вот где правда католическая и православные церкви за всб свою 2009 летнюю официальную историю так и не смоглию Что уж говорить про любительскую попытку разобратся в этой истории автора этой работы.
Но, поскольку мы пишем не о Лазареи его сутьбе, а об истории появления культа Кипрской иконы Божией Матери, то давайте продолжил исследовать версию предложенную православной церковью, что по Божией воле праведный Лазарь с его лодкой без весел и паруса таки прибило к острову Кипр!
Далее снова последуем за церковной традицией:
«Имея до воскрешения тридцать лет «от роду», он (Лазарь – автор) прожил на острове еще более тридцати лет.
Здесь святой Лазарь встретил святых апостолов Павла и Варнаву.
(А читатель должен помнить, что Павел стал проповедывать христианство, в его ранем варианте, через 10-15 лет после распятия Христа.
А Варнава так вообще был киприским греком, одним из новых учеников авпостола Павла –автор)
Лазарь с подачи Павла и Варнавы, был возведен в епископы города Китии (Китиона, у евреев называвшегося Хетим).
Сейчас руины античного города Китиона обнаружены при археологических раскопках и доступны туриста на Крите, для осмотра.
С именем праведного Лазаря церковное предание связано следующую легенду. Которая как бы нам дает его неортодоксальную характеристику как личности.
«Прибыв на остров жарким летним днем, и обходя окрестности Китиона в поисках пристанища, праведный Лазарь захотел утолить жажду.
Не найдя поблизости источника он попросил кисть винограда у трудившейся около своего дома женщины.
Та отказала святому в его скромной просьбе, сославшись на неурожай и засуху.
Уходя, праведный Лазарь сказал: «Так пусть же в наказание за ложь твою виноградник засохнет и превратится в соленое озеро».
С тех пор в пяти километрах к западу от Ларнаки киприоты показывают паломникам и туристам Соленое озеро и славятся своим гостеприимством.
С декабря по март здесь зимуют сотни белых и розовых фламинго.
С автодороги ведущей в город и аэропорт Ларнака открывается великолепный вид на горы, отражающиеся в озере, среди которых господствует вершина Святого Креста с монастырем Ставровуни.Но о нем речь пойдет дальше а пока проследим чем же занимался Лазарь на Кипре.
«Праведный Лазарь очень желал встретиться с БожиеюМатерью, но по причине гонений на него не мог покинуть остров.
Получив от Пресвятой Богородицы послание и послав за ней из Китиона корабль, он ожидал ее прибытия.
Покинув пределы Палестины, Пресвятая Богородица в сопровождении апостола Иоанна Богослова и других спутников отправилась в путешествие по Средиземному морю.
В «Сказаниях о земной жизни Пресвятой Богородицы», изданных Русским на Афоне Пантелеимоновым монастырем, так описываются дальнейшие события:
«Уже немного оставалось пути до Кипра, как вдруг подул сильный противный ветер, и корабельщики, при всех усилиях и искусстве, не могли справиться с кораблем. Ветер, крепчая, перешел в бурю; и корабль, не слушаясь земного кормчего, отдался указанию перста Божия и понесся в сторону от Кипра.
Увлеченный силою бури в Эгейское море, он быстро промчался между многочисленными островами архипелага и, без повреждения и малейших потерь, пристал у берегов Афонской горы».
По воле Божей Самой Приснодевой было положено начало монашеской жизни на Святой горе.
Возвращаясь в Иерусалим, Божия Матерь посетила Кипр, благословила созданную апостолами местную Церковь и передала святому Лазарю сшитый ее руками архиерейский омофор.
После своей кончины праведный Лазарь был погребен в окрестностях Китиона, в месте, позже получившем название «Ларнакс» – «гроб, саркофаг».
На мраморной гробнице святого выполнили надпись: «Четверодневный Лазарь, друг Христов».
По преданию у места захоронения святого Лазаря в 392 году и была обретена Кипрская икона Божией Матери».
На иконе Богоматерь изображена сидящей на троне с Богомладенцем на руках, а по сторонам два ангела, держащие ветви».
Основываясь на вышеприведеной информации автор попытается написать свою версию возникновения культа Кипрской иконы Божией Матери где попытается собрать возможно полный ряд свидетельств о прошедшем, устранить то, что в собранном материале не имеет признаков достоверности и целесообразно изложить достоверные сведения о прошедшем.
(конец 1 части)