Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"Шторм"
© Гуппи

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 258
Авторов: 0
Гостей: 258
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Конкурс твёрдых форм «Традиция». Тур 6: Обзор (Андрей Злой) (Литературные конкурсы)

          Структура стиха соблюдена у всех: стыдно было-бы не соблюсти – уж очень либеральны ограничения.
          Поэтому судил, в основном, по близости к теме («Философ легко торжествует над будущею и минувшею скорбями, но он же легко побеждается настоящею.») и по «впечатлению» от стиха. По теме в нескольких работах были сомнения, их опишу (там, где точное совпадение – о чём говорить?).
          За «базовую» оценку принял 8 баллов, к ней «+/-» по ходу дела.

Адалей Немыев


Пройтись по улице босым.
Забыв несчастья где-то дома.
Не вспоминая про часы
И недоделки Автопрома.

Проснуться утром - волшебство!
Весенний ветер пахнет морем.
И наслаждаешься родством
Со всей Вселенной, морю вторя.

Что нам на завтра день готовит?
Что день вчерашний позабыл?
Не знаю, и не хмурю брови -
На ерунду не трачу сил.

Под Волгой новенькой лежу,
Ключ торцевой не нахожу.


          Тема: зеркальна. ЛГ - «антифилософ», начхавший на «ерунду» и прагматично наслаждающийся пленэром и удовольствием покрутить гайки. Вздохнув, посчитаю, что есть.
          Форма: нормально, немного «неканонична» смена рифмовки в последнем четверостишии. -1
          Итого: 7 баллов.

          (Кстати, чаще попадается «торцОвый ключ», - может, потому и «не нахожу»? ;) )

Александровская Наталья (Njura)


Как часто пред глазами день и ночь
Проходят виртуальные картины,
Где можешь ты чужой беде помочь,
С разбегу взять рекордные вершины.

Готов собой закрыть ты целый мир,
Его спасая от лихой напасти.
Спаситель ты, мессия, командир!
Подвластно всё твоей безмерной власти!

Ты жаждешь всем, кто рядом, доказать,
Что ты бы мог, иль сможешь непременно …
Но вот готов ли ты «могу» сказать,
Коль жизнь поступка требует мгновенно?

Всегда свершенья легче представлять,
Чем действия в реале совершать.


          Тема: есть, очень даже буквально.
          Форма: так себе «напасти-власти», «непременно-мгновенно», «доказать-сказать», «представлять-совершать»… Во времена расцвета сонетов недостатком не было, но с тех пор мода изменилась.  -1
          Итого: 7 баллов.

Алексей Алексеев


Английский сонет ("Непристойность высокая")

Пью чашу снов: сны словно капли яда
Болезненными делают мечтанья,
Фантазии о нимфах и наядах,
О Вас со мной в нескромных сочетаньях.

В мерцанье сна уже не в силах скрыть я
Неизреченность мысленной картины:
Ритмическую музыку соитья
Меня и Вас - нас, слитых воедино.

Я назначаю тайные свиданья
На островах Забвенья и Блаженства,
Расплачиваясь явью словно данью
За право обладанья совершенством.

Из сотен снов я сон один зову -
Тот, что и Вам приснился наяву.


          Тема: начинается вроде похоже – мечтания всякие, жду, когда автор перейдёт к чему-либо вроде «Но наяву – увы, мадам!..» – и так и не дожидаюсь. Ну, «зовёт» ЛГ «сон один», но чем это доказывает его, пардон, несостоятельность «наяву»? Скорее, наоборот – из завершения стиха похоже, что сотворённое героями в реале офигительнее любого сна. :) Нет, не в масть. -4
          Форма: нормально.
          Прочее: есть забавные куртуазности – понравились. +2
          Итого: 6 баллов.

Андрей Вискет (Visket)


Пешка вырвалась из строя,
Сделав ровно два шага.
Очень просто быть героем,
Если близко нет врага.

Позади муштра, казарма,
Командиры позади,
Между двух огромных армий
Пешка - орден на груди

Представляет, а не битву,
Что ей битва! На квадрат -
Нет врагов, долой молитву!
Битва, - это как парад!

Долго пешка не стояла,
И под конницею пала...


          Тема: близкая. Не то, чтобы тщета философии, но несовпадение воображаемой картины мира и суровой практики наблюдается. Посчитаю – есть.
          Форма: в основном нормально. Перенос предложения между 2-3 строфами царапает – в классических формах это не принято (да и вообще у меня аллергия к таким переносам…). Немного непривычен хорей, хотя в «военном» стихе это, может, и уместно – на мой слух хорей звучит «энергичнее», «напористее» ямба. -1
          Итого: 7 баллов.

Андрей Леонтьев


Я переулком тёмным шёл однажды,
Был поздний час, всё вымерло кругом.
И мысли, громоздясь многоэтажно,
Овладевали серым веществом.

Мне думалось на редкость плодотворно:
Проблемы человечества решал
Легко, изящно, весело, проворно —
Хоть заноси немедленно в скрижаль.

С чем предки за века не совладали
И что потомкам сделать предстоит,
Укладывалось стройными рядами
В разгорячённый мозга монолит…

И как во сне — грядущее, былое…
…Но тут из тьмы нарисовались двое…


          Тема: есть, болезная… И решено не слишком «в лоб». +1
          Форма: всерьёз придраться не к чему.
          Итого: 9 баллов.

          (Кстати, правильнее – «на скрижаль»)

Генчикмахер Марина


Не говори, мой друг, Ксантипе,
О том, что мудр старик Сократ.
Она словами чаще сыпет,
Да и мудрей его стократ.

Жизнь у Ксантипы - не игра,
Все ближе к бедности постылой.
А муж витийствует с утра
О том, что будет или было.

И будь он в этом трижды докой,
В прошедшее закрыта дверь.
Трещать о будущем сорокой
Готов любой, -поди, проверь!

Но мудрость с болтовней не путай!
Философ кончит жизнь цикутой...


          Тема: Начато, вроде, «из той оперы». Но конец немного сумбурен,  «мораль» смазана. Понятно, что Марина уповает на противопоставление Сократа – «философской» мудрости – и Ксантиппы – мудрости «житейской».  Но адресат в «Но мудрость с болтовнёй не путай!» неоднозначен: Сократ («Трещать о будущем сорокой») или Ксантиппа («Она словами чаще сыпет»)? И «Философ кончит жизнь цикутой» – это нечто вроде «туда и дорога!» или горделивое «Удел гениев – стать отверженными»? Судя по теме конкурса, расчёт на первые интерпретации. Но даже тогда есть тезис «Сократ болтает о ненужном», но нет тезиса «Сократ непрактичен» (ведь можно быть и словообильным хитрюгой…). Буду считать, что тема есть, но есть шероховатость. -1.
          Форма: нормально. Немного напрягает несовпадение рифмовки второго четверостишия с остальными. Обычно так не делали. -1
          Итого: 6 баллов.

          (Опечат. – «Ксантиппе»)
  
Кульков Михаил


Рассказывать, наверно, проку нет,
Какая перьями писать творилась мука;
Точить..., чернила...! Простенький сонет
Не записать! Но расцвела наука.

В распоряженье словари из рифм,
Клавиатура скоростного клика,...
Но труден пониманья алгоритм;
Как чайник со свистком, свистишь до бзика.

Баллончик с краской сжат в моей руке,
И капюшон скрывает мою личность;
Богатство слова в сжатом кулаке,
И поза бегуна зовёт в античность.

"Нас не догонят!", - правит Фаэтон;
Пегас ночи - расписанный бетон.


          Тема: не вижу. Торжество современных технологий: ПК и граффити против архаичных перьев и не ценящих художества ментов… Но какая здесь связь с противоречием между теоретизированием и реальностью? -4
          Форма: сбой во второй строке и неприятно смещено ударение в «мою». И перенос фразы «Простенький сонет / не записать!» – в старину это было не принято. -2
          Прочее: «Пегас ночи – расписанный бетон» – бетон трудно представить в роли жеребца. Есть, конечно, выражение «вздыбленный бетон», но это – о результатах бомбёжки… :)
          Итого: 2 балла.

          (Во второй строке неплохо бы поэстетствать со знаками препинания: «Какая – перьями писать! – докука» – смысл очевиднее. Да и «словари из рифм» – «из» явно для ритма (пришлось с другой стороны укоротить и «распоряженье») – может, лучше «В распоряжении словарик рифм»?)

Лиана Алавердова


Меня язвили резкие сужденья:
Пылали щеки, руки трепетали –
А вороны из литобъединенья
Мои стихи безжалостно терзали.

«Зачем Вы пишете?» - однажды Евтушенко
спросил, и тем на миг обескуражил.
Я ныне вспоминаю поношенья,
Признаться, не без умиленья даже.

И в будущем опять найдется критик.
На то во всяком случае надеюсь.
Мне все равно, каких заумных гитик
Достигнет он, сказав какую ересь.

Но коль сейчас не получу я приз,
Скажу: несправедливость – ваш девиз!


          Тема: сходства очень туманное. Вероятно, автор хотела подчеркнуть, что теоретизирование критиков далеко от реальной оценки произведений (тема, напоминающая заданную), но добраться до такой интерпретации мне нелегко. -2.
          Форма: уплыл размер 5-й строки. -2
          Итого: 4 балла.

          (Опеч. – «,» вокруг «во всяком случае»)

Надежда Сергеева (сударушка)


Не странно ли жалеть о том, что было,
Что кануло в невозвратимый тлен,
И вспоминать прошедшее уныло,
Не пробуя подняться, встать с колен?

Еще странней окажется закрыться -
Как в скорлупе своей сидит орех,
В душе страдать, о будущем молиться,
грядущего бояться - сущий грех.

Не лучше ль душу распахнуть решиться
От настоящих не бежать проблем,
А с ними спорить, или же сразиться!
Поверь, ты счастье обретешь взамен.

Коль в будущем ты прошлый ищешь след -
Ты в настоящем сгинешь без побед...


          Тема: «не сожалей о прошедшем, не бойся будущего – лучше шустри в настоящем». А у нас было «Философ легко торжествует над будущею и минувшею скорбями, но он же легко побеждается настоящею». Созвучие есть, но – не совпадает и даже не «зеркальна».  Странно для Надежды – обычно с темой у неё всё точно. -2.
          Форма: «проблем-взамен» (?! отдалённо), «закрыться-молиться», «решиться-сразиться»… – ну, немодно сие! (Нет, я не против «в принципе» использования грамматических рифм, но – чем меньше, тем звучит ярче). -1
          Итого: 5 баллов.

Юрий Гоос


Я мог бы быть богаче Креза,
Известнее Ален Делона,
Писать симфонии и пьесы,
Стать олимпийским чемпионом.

Курить гаванские сигары,
"Petite Champagne" пить по утрам
И на спортивном "ягуаре"
Срывать восторги светских дам.

На белых пляжах Тринидада
Мулаток трогать за бока.
Ни в чём нигде не знать преграды,
Могу, могу я, но пока...

Пока же я чешу в затылке.
Как мне пойти и сдать бутылки?


          Тема: она, она, родимая! Да и трагичность ситуации – сдача стеклотары смысл потеряла. (Какой народный обычай утрачен!.. В общем – типичная капиталистическая бесхозяйственнность. :) ) Понравилось – тема и точна, и не слишком «буквальна». +1
          Форма: нормально, но в первом четверостишии нет альтернации (в старинных формах она – правило). И немного мешает моя привычка произносить не «Крез», а «Крёз» – Króisos (хотя молодое поколение хрен разберёт – привыкли везде «ё» как «е» писать). -1
          Итого: 8 баллов.

Андрей Злой

© Мастер-класс 'Поэзия', 14.06.2009 в 16:37
Свидетельство о публикации № 14062009163718-00112272
Читателей произведения за все время — 219, полученных рецензий — 1.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии

Ирина Акс
Ирина Акс, 15.06.2009 в 19:14
Андрей, я удивлена Вашей оценкой сонета Алавердовой, и берусь объяснить, почему мне он показался самым удачным попаданием.
1) Философ легко торжествует над минувшими скорбями:
ругали ее стишки - тогда это смущало - но «Я ныне вспоминаю поношенья, Признаться, не без умиленья даже»

2) Философ легко торжествует над будущими скорбями:
в будущем найдется критик, но  «Мне все равно, каких заумных гитик Достигнет он, сказав какую ересь» - то есть здесь и сейчас автору это дело по барабану.

3) от мелкой сегодняшней неудачи (неполучения приза) автор сердится и огорчается (последние 2 строки). Опять в тему.

Андрей, Вы усмотрели в этом стишке, что «Вероятно, автор хотела подчеркнуть, что теоретизирование критиков далеко от реальной оценки произведений» - но этого там и в помине нет, там лишь констатация факта: ругали в юности и еще не раз обругают, но ничего, пережили и переживем впредь.

Не утверждая, что это - безупречный поэтический шедевр (на что никто и не претендовал), я все же присоединюсь к автору и «скажу: несправедливость - ваш девиз» :)

Андрей Злой
Андрей Злой, 17.06.2009 в 02:56
Ирина, действительно, после пояснений стих стал ближе к теме. Ситуация, стандартная во всех "жюрействах".
Не сообразил. Зациклился на интерпретации задания как "лёгкая победа в воображении, пас перед реальностью". А здесь - "плевать на прошлое/будущее, подать сюда настоящее!".

Хотя (уж совсем формально), и здесь ЛГ волнуется не о "сиюмоментной" несправедливости, а той, которую предвидит в будущем (близком, правда): "Но коль сейчас НЕ ПОЛУЧУ я приз, СКАЖУ: несправедливость – ваш девиз!". Вот если бы был "present continuous"... :)  

Но замечание, например, по "детскому" ляпу в ритме - остаётся.

Ирина Акс
Ирина Акс, 17.06.2009 в 05:32
это, конечно, никак не "ляп" - ибо звучит-то нормально, но это хуже, чем ляп: сонет ритмически сдвигается в сторону крыловской басенности, что, конечно, для данного конкурса - безобразие... Можно пойти дальше и совсем уйти от строгой сонетной ритмики (стих в целом останется жив-здоров, но сонетом уже не будет ни в коей степени) Вот, показываю на примере:

«Зачем Вы пишете?» - однажды Евтушенко
спросил, и тем на миг обескуражил.
Я ныне вспоминаю поношенья
Признаться, без обид, и с умиленьем даже.

В общем, это замечание (вкупе с модернистской рифмой "Евтушенко-поношенья") - в силе, согласна.


Это произведение рекомендуют