Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 280
Авторов: 0
Гостей: 280
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

История МОЛЧАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ч.1 (Очерк)

            ИСТОРИЯ МОЛЧАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ  ч.1

        Официальная  версия 604-летней истории  Молчанской иконы Божией матери изложенная  церковными историками, из числа подвизающимися при научной «кормушке» РПЦ МП  сводится  к  следующим описаниям: http://days.pravoslavie.ru/Life/life929.htm
        «Молченская икона Божией Матери явилась 18 сентября 1405 года на болоте Молче недалеко от Путивля. Первоначально икона находилась в Молченской Софрониевой пустыни, а в 1605 году, вероятно 24 апреля, была перенесена в Путивльский монастырь». И все!
         Другой источник от РПЦ МП (http://www.v-rostove.ru/tour/c11.php)
        «Молченская икона Божией Матери «явилась» 18 сентября 1405 года на болоте Молче  недалеко от г. Путивля.
         Первоначально находилась в Молченской Софрониевой пустыни, а в 1605 году, вероятно 24 апреля, была перенесена в Путивльский мужской монастырь.
         На берегу озера Неро расположено древнее село Угодичи, основанное вместе с Ростовом еще до крещения Руси».
         Потом неизвестный церковный летописец переносит нас от града Путивля в ростовские леса!
       «Примечательно, что Святой князь Владимир Красное Солнышко крестил Ростово-Ярославские земли именно в селе Угодичи, на берегу озера Неро.
         В селе Угодичи раньше был деревянный храм во имя святых мученников Кирика и Иулиты.  
       Позднее там были построены 2 больших пятипрестольных храма: Богоявленский (1627 г.) и Никольский (1709 г.), на строительство которого средства выделил Царь Петр I и сам присутствовал на его освящении, совершенном Святителем Димитрием Ростовским.
       С 1619 по 1930-е годы в селе Угодичи находился чудотворный список иконы Божией Матери Молченская, привезенный туда боярином Томилой Юдичем Луговским.
       Эта икона явилась ему во сне, накануне дня его освобождения из польского плена.
       По пути на Родину он действительно обрел эту икону там, где ему это было показано во сне».
      Тут мы прервем церковного историка для дачи дополнительной справки:
       Да был такой  исторический персонаж -Луговской, Томило (Флор) Юдич - крупный приказный делец.
       При царе Шуйском он сидел дьяком в Разряде и вскоре получил звание думного. Принимал участие в переговорах под Москвой с Жолкевским о воцарении на Руси Владислава, а потом в составе "великого посольства" отправился к Сигизмунду под Смоленск.
        Здесь Луговской твердо держался договора, отказался от присяги Сигизмунду и вместе с главными послами был отправлен, как пленник, в Польшу.
        По возвращении в Москву занял место первого дьяка в Разряде и стал влиятельным лицом в государстве.
        Крутой нравом, он доходил до немедленной, в присутствии, расправы клюкой с "не делом" местничавшимися, хотя бы чиновными челобитчиками.
       Вот один из примеров судопроизводства того времени:
      « Неважный дворянин Чихачов, назначенный в 1620 г. стоять рындой в белом платье при посольской аудиенции во дворце ниже кн. Афан. Шаховского, обиделся, сказался больным и не поехал в Кремль. Бояре послали за ним и велели его поставить перед собою. Чихачов предстал перед боярами в Золотой палате больным-разбольным, с костылем, да не с одним, a с двумя зараз. Для чего в город не приехал? спросили бояре.— Лошадь ногу мне сломала третьего дня на государевой охоте в Черкизове, отвечал Чихачов.— Больше, чай, отбаливаешься от кн. Шаховского, возразил думный разрядный дьяк  Томила  Юдич  Луговской , упрямый и честный патриот, каким он показал себя   9 лет назад в Смутное время.
      Тогда Чихачов перестал притворяться и заговорил напрямик: он уже бил челом государю и впредь станет бить челом и милости просить, чтобы государь пожаловал, в отечестве велел дать ему Чихачову суд на кн. Афанасья, a меньше кн. Аефнасья ему быть невместно.— Можно тебе быть его меньше, возразили бояре и приговорили бить кнутом Чихачова за бесчестье кн. Шаховского.
—Долго того ждать, бояре! сказал  Томила  и вырвав у Чихачова один костыль, принялся бить его по спине и по ногам. Смотря на это, боярин И. Н. Романов, дядя царя, не утерпел, схватил другой костыль, предусмотрительно заготовленный болевшим генеалогией, и присоединился к дьяку, работая также по спине и по ногам Чихачова, причем оба приговаривали: «не поделом бьешь челом, знай свою меру!»
       Побив рынду, велели ему быть в белом платье по прежней сказке, a кнут, разумеется, «отставили». Что ту  скажешь? Наверно только классическое   "О tempora, о mores!" - « О времена, о нравы,..»
        В 1628 г. Т. Луговской за что-то подвергся опале: был послан вторым воеводой в Казань, а потом жил, видимо, у себя в деревне.
             При патриархе Филарете, который и сам был горя, мстителен и скор на  внесудебную расправу  он  вновь  был  в  опале и содержался в Ростове и вызван оттуда по царскому указу 5 окт. 1633 г.
        Вернувшись в столицу, продолжал служить, и был пожалован в думные дворяне. Умер Луговской в 1638 г., перед тем приняв монашеский сан».
       Но вернемся  к иконе. После освящения Богоявленского храма Молченская икона Божией Матери с 1627 года находилась в нем.
        Отличительной особенностью Молченской иконы от других икон Божией Матери почитаемых  в РПЦ МП  является то, что на ней изображено небо на плече Божией Матери.
       На одной руке Богоматерь держит младенца Христа, а в другой - лесенку, устремленную к небу.
        По преданиям, моления именно к этой иконе особо помогают взойти человеку на небо, как в духовных восхождениях этой жизни на земле, так и в молениях за души усопших.
       По свидетельству очевидцев она находилась в Золотом киоте и была украшена многочисленными драгоценными наградами (за исцеление и помощь в скорбях) так, что было видно только лики Божией Матери и Богомладенца Иисуса.
       Сам образ, явленный на болоте в Молче в 1405 году, утерян.  
       В 2004 году чудотворный список этой иконы был чудесным образом обретен в селе Угодичи у частных хранителей».
       К сожалению, ни В.Ключевский, ни С. Соловьев не дают нам ответа на то как и где  Томила Луговской   приобрел копию Молчанской  иконы Божие Матери, которую оставил в Богоявленском соборе с. Угодичи.
      Третий  источник (http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?8_3407) база данных -
Некоммерческого благотворительного фонда "Русское Православие" г. Москва.
дает нам сведения: Икона Божией Матери "Молченская" (24 апр./7 мая, 18 сент./1 окт.)
         «По преданию она была написана евангелистом Лукою. Явилась она 25 апреля 1071 г. Список с иконы хранится в Москве, в церкви Успения Пресвятой Богородицы на Малой Дмитровке. Другая копия находится в Елизаровском монастыре Псковской епархии.
         Как видим авторы этой  версии отсылают нас очень далеко и раз идет ссылка на апостола Луку как автора Молченской иконы, то все это  представляется  из области религиозной фантастики. Ибо масляные краски, которыми была, написана икона  стали в православной иконописи применятся,  начиная  только  с 8-9 веков нашей эры.
          Как видим   история  данной иконы  очень запутана и зачастую исторически спорна.
          Чтобы  разобраться в ней, нам придется совершить длительное историческое путешествие в ходе, которого  нам необходимо найти ответы на следующие важные вопросы:
        «Что мы знаем  о г. Путивле?», «Где, когда и при каких обстоятельствах «явилась» Молчанская икона Божией матери?», «Где сейчас находится Молчанская  икона Божией матери?», И если сама икона утрачена, то на основании  чего  продолжается  ее  культ?».
       Начнем с первого вопроса. В настоящее время город Путивль  это районный центр  Сумской области на Украине. Расположен город на правом берегу р. Сейм, притока Десны, в 100 км от Сум, в 22км от ж.д.ст. Путивль.  Сама ж местность заселена еще в 4 тисячел. до н.э.
       В 12в. – он является вотчина новгород-сиверских князей Ольговичей. Впервые упоминается в 1146г. в  Ипатьевской летописи.
       С Путивлем связана одна из самых поэтических страниц гениальной литературной памятки "Слово о полке Игореве" - знаменитейший плач Ярославны, жены князя новгород-сиверського, который выступил против половцев. с конца 14в. стал уездным центром Литовского государства.
       В 1500г. город перешел во владение Московского царства.
        С первой четверти 16в. Путивль стал одной из главных крепостей по защите границ Московского царства.    
В конце XVI века на месте древнерусского деревянного острога, помнящих князя Игоря и княжну Ярославну, была построена каменная цитадель.
Называлась она в более поздних исторических записях по-московски «Кремлем» и была шестиугольной в плане, с круглыми угловыми башнями и квадратной надвратной.
Невысокие стены имели три яруса бойниц. Очевидно уповая на надежность Путивильского Кремля, здесь в 1570-х годах устроили свое городское подворье и монахи  Молчанского монастыря (ныне Софрониевский монастырь) расположеного  у села Новая Слобода Путивльского района в 20 км. от Путивля.
Молчанские монахи, со временем, простым переселением, в свою загородную резиденцию не ограничились.
В 1580-1590 годах они построили посреди крепостного двора новый каменный собор Рождества Богородицы, а к 1597 году прибрали к рукам и управление делами в самой   крепости, превратив ее в крепость-монастырь.
В случае войны монахи были обязаны защищать монастырь-крепость. А вот как они его защищали видно  из следующих событий.
        В 1598 году после кончины царя Федора Ивановича прекратилась династия Рюриковичей; на престол взошел Борис Годунов.
       В народе ходили упорные слухи, будто бы законного наследника - царевича Дмитрия (сына Ивана Грозного) - в 1591 году убили в Угличе по приказу Годунова.
       Воспользовавшись острой политической ситуацией, монах московского Чудова монастыря Григорий Отрепьев бежал в Речь Посполитую, где стал выдавать себя за царевича Дмитрия, якобы чудесно спасшегося от расправы. Поляки  решили оказать вооруженную помощь "Лжедмитрия".
        Они снарядили большое войско для похода на Москву, надеясь присоединить к своим владениям русские и украинские земли.
       В частности, Путивльские земли самозванец обещал отдать своему покровителю и тестю - сандомирскому воеводе Юрию Мнишеку.
        В битве под Добрыничами (1604 г.) войско Бориса Годунова нанесло поражение Лжедмитрию, и тот вынужден был отойти к Путивлю и укрепиться там. Путивль и многие города Северской земли перешли на сторону самозванца.
         Причину такого успеха "расстриги" историк Н.М.Карамзин объясняет тем, что здесь еще "жил старый дух литовский, там было скопище злодеев, беглецов, слуг опалых, они, естественно, ожидали мятежа, как счастья".
   «Но добрые вести утешили Самозванца. В крепком Путивле начальствовали знатный Окольничий Михайло Салтыков и Князь Василий Рубец-Мосальский: сей последний, как воин не без достоинства, как гражданин без чести и правил с Дьяком Сутуповым объявил себя за мнимого Царевича; сам возмутил граждан и ратников; сам связал Салтыкова и (18 Ноября), предав сие важное место расстриге, сделался с того времени любимцем его и советником. Не менее важный Рыльск, волость Комарницкая, или Севская, Борисов, Белгород, Волуйки, Оскол, Воронеж, Кромы, Ливны, Елец (где находился и ревностно действовал тогда Монах Леонид под именем Григория Отрепьева) также поддалися Самозванцу. Вся южная Россия кипела бунтом; везде вязали чиновников, едва ли искренно верных Борису, и представляли Лжедимитрию, который немедленно освобождал их и с милостию принимал к себе в службу. Рать его умножалась новыми толпами изменников. Перехватив казну, тайно везенную Московскими купцами в медовых бочках к начальникам Северских городов, он послал знатную часть ее в Литву к Князю Вишневецкому и Пану Рожинскому, чтобы набирать там новые дружины сподвижников»
        Эта мысль подтверждается и высказыванием голландского купца Исаака Массы, который называл Путивль  "главой и зачинщиком всех мятежных городов".
       Но вот С.М. Соловьев  имеет другое мнение по этому поводу:
         «В октябре 1604 года Лжедмитрий вошел в области Московского государства. Жители первого пограничного города, Моравска, узнав, что идет царь с польским войском, стали волноваться и больше из страха, чем по доброй воле, отправили к Димитрию послов с покорностию и присягнули ему. Козаки, которые всегда шли вперед главного войска, приблизились к Чернигову и были встречены выстрелами, но потом, узнавши, что Моравск сдался, черниговцы вступили в переговоры и связали воеводу, не хотевшего сдаваться царевичу. Несмотря на то, козаки до прихода главного войска бросились на посад и выграбили его.
         Димитрий послал сказать им, чтоб отдали добычу: иначе он поведет против них рыцарство; козаки долго ругались и отговаривались, однако принуждены были возвратить добычу, хотя и не всю. Чернигов поддался, но не поддался Новгород Северский, где засел воевода Петр Федорович Басманов, любимец Годунова, который возвысил его наперекор местничеству. На требование сдачи из Новгорода Северского отвечали полякам:  "А... дети! приехали на наши деньги с вором!" Басманов отбил приступ, не дал зажечь города, и нетерпеливый Лжедимитрий, раздраженный помехою, начал укорять поляков: "Я думал больше о поляках, - говорил он, - а теперь вижу, что они такие же люди, как и другие". Рыцарство отвечало ему: "Мы не имеем обязанности брать городов приступом, однако не отказываемся и от этого, пробей только отверстие в стене".
        Поляки хотели было уже покинуть его, как пришла весть, что воевода князь Василий Рубец Мосальский сдал Путивль, самый важный город в Северской земле.
         Авторская  справка:
       Мосальский-Рубец, князь Василий Михайлович - деятель Смутного времени. Известность его начинается с 1604 года, когда он, будучи вторым воеводой в Путивле, вопреки желанию первого воеводы сдал город самозванцу.
        За это захудалый князек получил боярский сан и стал дворецким и одним из довереннейших лиц нового царя.
        Из Тулы М. вместе с князем В. Голицыным был послан в Москву с задачей приготовить столицу к принятию "царя Димитрия" и устранить Годуновых.
        Вдова и сын царя Бориса были зверски убиты, а красавицу-царевну Ксению М. в своем доме хранил для прихоти своего повелителя. Из Москвы М. ездил за мнимой матерью царя - инокиней Марфой (Нагой) , которую должен был приготовить к встрече с сыном; затем ему было поручено встретить в Смоленске и проводить до Москвы царскую невесту и отца ее. Заметную роль играл дворецкий Димитрия и на свадьбе его и пирах, ее сопровождавших. Воцарение Шуйского забросило М. в воеводство в приграничную Корелу.
        В 1608 году М. перебрался в Тушино, где вошел в Думу нового "Димитрия" , а в начале 1610 года, после бегства Вора в Калугу, в группе более родовитых тушинцев явился к Сигизмунду под Смоленск с челобитьем о Владиславе.
         Награжденный землями и восстановленный в звании дворецкого, М. с осени 1610 года был в Москве одним из ближайших советников Гонсевского . Около февраля 1611 год М. не стало.»

        «Примеру Путивля последовали другие украинские города, и на протяжении 600 верст от запада к востоку Лжедимитрий уже признавался истинным царевичем. Народ видел этого царевича, окруженного поляками, но видел и усердие его к вере православной: так, он велел принести в Путивль из Курска чудотворную икону богородицы, встретил ее с честию и поставил в своих палатах и каждый день горячо молился перед нею; эта икона сопровождала его и в Москву, где он держал ее также во дворце.
        Царский воевода, боярин князь Дмитрий Шуйский, стоял неподвижно у Брянска, не помогал Басманову и писал царю, что надобно выслать больше войска. Борис велел набирать полки, но в приговоре об этом наборе должен был признаться, что "войска очень оскудели: одни, прельщенные вором, передались ему; многие козаки, позабыв крестное целование, изменили, иные от долгого стояния изнурились и издержались, по домам разошлись; многие люди, имея великие поместья и отчины, службы не служат ни сами, ни дети их, ни холопи, живут в домах, не заботясь о гибели царства и святой церкви. Мы судили и повелели, - продолжает царь, - чтобы все патриаршие, митрополичьи, архиепископские, епископские и монастырские слуги, сколько ни есть их годных, немедленно собравшись, с оружием и запасами, шли в Калугу; останутся только старики да больные".
    А так же:
   «После поражения при Добрыничах самозванец заперся в Путивле и, видя малочисленность своего войска, хотел было уехать в Польшу, но теперь между русскими было уже много людей, которые тесно соединили свою судьбу с его судьбою и которые не хотели ни бежать в Польшу, ни отдаваться в руки Борису; они удержали Лжедимитрия, грозили, что могут спасти себя, выдав его живым Годунову, утверждали, что, несмотря на поражение, средств у него еще много, что у Бориса много врагов.
      Враги Бориса, которым нужно было поддержать самозванца, не замедлили предложить последнему свою помощь: 4000 донских козаков явилось в Путивль. Что же делали в это время царские воеводы? Они пошли осаждать Рыльск; но тут поляки распустили слух, что к ним на помощь идет Жолкевский, гетман польный; язык сообщил эту весть царским воеводам, которые испугались, отступили поспешно от Рыльска, стали в Комарницкой волости и начали страшно мстить ее жителям за приверженность к Лжедимитрию: не было пощады ни старикам, ни женщинам, ни детям, что, разумеется, еще более усилило ненависть севрюков к Борису и привязанность к Лжедимитрию.
         Недеятельность воевод рассердила царя: он послал сказать воеводам, что они ведут дело нерадиво: столько рати побили, а Гришку не поймали. Бояре и все войско оскорбились; в войске, по словам летописца, стало мнение и ужас от царя Бориса, и с той поры многие начали думать, как бы царя Бориса избыть и служить окаянному Гришке. Так при шаткости, при усобице, первая немилость со стороны одного соперника уже производила сильное неудовольствие, заставляла многих думать, как бы избыть немилостивого государя; уже многие начали смотреть на свою службу не как на необходимую обязанность в отношении к царю и царству, но как на милость, которую они оказывали Борису, и при первом неудовольствии начинали думать об отступлении от него: при появлении соперника царю, единение царя и царства рушилось и возвращалось безнарядное время многовластия, когда вольно было переходить от одного знамени к другому.»
         Резиденцией же Лжедмитрия в Путивле стала каменная крепость, а точнее - собор Рождества Пресвятой Богородицы Молченского монастыря.
         Комната самозванца, "потаенная восьмигранная палата", располагалась в верхнем ярусе главной башни собора.
          Четыре месяца, находясь в Молченском монастыре, он рассылал прелестные письма", в которых извещал народ о своем "чудесном спасении" и призывал на борьбу с Борисом Годуновым.
  Н.М. Карамзин Досадуя на замедление воинских действий, Борис хотел иным способом, как пишут современники, избавить себя и Россию от злодея. Три Инока, знавшие Отрепьева Диаконом, явились в Путивле (8 Марта) с грамотами от Государя и Патриарха к тамошним жителям: первый обещал им великие милости, если они выдадут ему Самозванца, живого или мертвого; второй грозил страшным действием церковной анафемы. Сих Монахов схватили и привели к Лжедимитрию, который употребил хитрость: вместо его в Царском одеянии на троне сидел поляк Иваницкий и, представляя лицо Самозванца, спросил у них: «Знаете ли меня?» Монахи сказали: «Нет; знаем только, что ты во всяком случае не Димитрий». Их стали пытать: двое терпели и молчали; а третий спас себя объявлением, что у них есть яд, коим они, исполняя волю Борисову, хотели уморить лжецаревича, и что некоторые из ближних его людей в заговоре с ними. Яд действительно нашелся в сапоге у младшего из сих Иноков, и Самозванец, открыв двух изменников между своими любимцами, предал их в жертву народной мести. Уверяют, что он, хваляся явным небесным к нему благоволением, писал тогда к Патриарху и к самому Царю: укорял Иова злоупотреблением церковной власти в пользу хищника, а Бориса убеждал мирно оставить престол и свет, заключиться в монастыре и жить для спасения души, обещая ему свою Царскую милость.
          Собрав в Путивле и его окрестностях новое войско (40 тысяч человек), Лжедмитрий I в 1605 году двинулся на Москву. В это время неожиданно скончался царь Борис Годунов, и Лжедмитрию легко удалось занять московский престол.
       Нас же  интересует вопрос:  Почему же Лжедмитрий не воспользовался чудортворной Молчанской иконой Божией матери, а велел ее доставить из Курска другую  , очевидно более известную на то время Икону  Божией матери? И? что это  за икона была?
     А речь идет об иконе Божией Матери «Знамение Курская»
       «Курская икона "Знамение" Божией матери – одна из древнейших икон Руси. Обретена она была в то время, когда после разорительного татарского нашествия все Русское государство испытывало величайшее бедствие, а город Курск, разоренный полчищами Батыя, пришел в запустение. Обретение иконы произошло 8 сентября 1295 г.  недалеко от Курска на берегу реки Тускарь, на земле при корне дерева, причем на этом месте забил источник. Близ него сразу же построили часовню для иконы, начавшей проявляться чудесами.
         Одно из этих чудес произошло в 1383 г. в связи с очередным татарским набегом. Татарин саблей рассек икону надвое, но когда ее нашли и приставили половинки друг к другу, – она чудесно срослась, не оставив даже шрама на лицевой части.
         В 1597 г. по повелению Царя Федора Иоанновича икона была перенесена в Москву, где ее украсили богатою ризою и вставили в деревянный оклад, на котором приписали лики: вверху Господа Саваофа, а по сторонам – пророков, возвестивших воплощение сына Божия от Пречистой Девы Марии. Была изготовлена пелена, шитая по красному атласу золотыми нитями, кованью и средней величины  жемчугом. На ней был изображен Голгофский крест с перекрестьем из трости и копья.
           Попечительством Царя Феодора Иоанновича в 1597 г. на месте  обретения иконы была основана Коренная пустынь, куда и возвратилась икона.
           Изображение Богоматери на иконе с поднятыми в мольбе руками подсказывало православным курянам, что она защитит их, что она молит за них перед Господом. И действительно, икона эта прославилась многими случаями защиты не только курян.
          Особую роль сыграла икона в период смуты начала XVII века. Лжедмитрий I, прослышав о ней, взял ее из Курска с собой (1604 г.). Когда он занял престол в Москве, а икону установили в Успенском соборе, то Патриарх Московский Иов ощутил влияние чудотворной и, прозрев, понял, что не может венчать Лжедмитрия на царство. Многие на Руси начинали понимать, что на престол восходит не настоящий царевич Дмитрий.
        Даже в свое отсутствие чудотворная икона оказала свою помощь православным курянам. В 1612 г. четыре недели польские отряды осаждали Курскую крепость, а горожане молились чудотворной иконе.
         И поляки не смогли овладеть крепостью, были отбиты и сняли осаду. Благодарные жители выстроили Знаменский монастырь, куда в 1618 г. вернулась из Москвы икона.
        С тех пор стало происходить торжественное перенесение иконы из Курского Знаменского собора на место ее явления в Коренную пустынь, а 12 и 13 сентября совершается торжественное возвращение ее обратно в Курск.
        Во время войны 1812 г. список с чудотворной иконы находился у М.И. Кутузова.
        В ночь с 7 на 8 марта 1898 г. злоумышленники взорвали под иконой страшной силы заряд. Здание собора претерпело разрушения, но на иконе даже стекло киота не разбилось.
         Затем 12 апреля 1918 г. икона была похищена чекистами и чудесно обретена в колодце 1 августа.
         1 марта 1920 г. вместе с первым исходом Белой армии из Новороссийска чудотворная икона в сопровождении курского епископа Феофана эвакуировалась в Югославию.
         Оттуда она вновь вернулась в Крым для помощи армии генерала Врангеля и окончательно покинула русскую землю 29 октября 1920 г.
         После 25-летнего пребывания в Сербии, где святыня оказывала чудесную помощь православным во время бомбардировок Белграда во время Второй мировой войны, в 1944 г. она покинула Сербию вместе с Синодом РПЦЗ и ныне находится в Нью-Йорке в церкви Знамения Божией Матери Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей.
         Икона почитается как главная святыня Русского Зарубежья, она присутствовала на всех Архиерейских и Всезарубежных Соборах и объехала весь мир, путешествуя по русским зарубежным приходам».
  Но оставим Лжедмитрию его судьбу и вернемся  в град Путивль.
        Позже вышеупомянутый  собор Рождества Пресвятой Богородицы Молченского монастыря неоднократно перестраивали, надвратную башню превратили в колокольню, а в XIX веке оборонные стены и башни стали разбирать на кирпич, так что от старых укреплений сохранились лишь надвратная башня, перестроенная в колокольню, круглая наугольная башня слева при входе в монастырь с примыкающим небольшим участком крепостной стены и центральное сооружение – собор.
Композиция здания, по мнению архитекторов необычна. Оно двухэтажное, состоит из трех высоких башен - центрального объема, алтаря и придела. Исследования, начатые в 1970-е годы архитектором В. И. Трегубовым, определили, что такой облик храма - результат перестроек, проведенных на рубеже XVII-XVIII веков.
Все три объема - центральный, алтарь и придел, а также галерея были построены одновременно, в 80-х годах XVI века.
Первоначально четверик главного объема завершался так называемой „горкой кокошников" с куполом, а алтарную башню венчал мощный каменный шатер, гораздо выше главы собора, что по церковным канонам недопустимо. Еще одним нарушением всех канонов был алтарь в виде квадратной башни, а не полукруглой апсиды.
Очевидно, собор возводился на небольшом крепостном дворе, обстроенном со всех сторон. Для постройки трапезной, теплой церкви, собора, самой высокой башни крепости, кладовых пороха и оружия, а также поварни в виде отдельно стоящих сооружений просто не было места.
Пришлось все это объединить в одном здании. Кладовые - в подвале и на первом этаже трапезная и поварня - в подклете, собор и теплая церковь - на втором ярусе, боевая камера с бойницами - на третьем ярусе над алтарем. Из этой восьмиугольной в плане боевой камеры можно держать под огнем далекие подступы к монастырю.
Таким образом, собор принадлежит к редчайшему типу многофункциональных культовых зданий, приспособленных к обороне. Их нередко называют „церковь-крепость".
Но это был как бы  центр путивильской  крепости. Рубеж так сказать последней обороны. Ведь сам Путивль по протяженности общегородских укреплений превосходит такие пограничные города, как Псков и Смоленск, уступая лишь Великому Новгороду.
Его территорию полукольцом охватывал мощный вал со рвом, упираясь концами в обрывистые берега Сейма.  А внутри этого полукольца находились городские укрепления.
О масштабах общегородских укреплений могут дать представление следующие данные: общая длина полукольцевого вала - более 5 километров; ширина рва - 9 метров, глубина - 6 метров; высота земляного вала - 4 метра, ширина - 5 метров.
Только при реконструкции этих укреплений в 1677 году объем выполненных земляных работ составил около 100 тысяч кубометров.
Эта линия укреплений имела шесть ворот, на пяти из них стояли восьмигранные рубленые дубовые башни.
Зодчие XVI века не только создали гармоническое архитектурное сооружение, но и решили важную инженерную задачу: с возведением собора система фортификации Кремля приобрела завершенность, и он стал  считаться неприступным.
         Что же касается  самой Молчанской пустоши то, она, не успев оправиться, как следует, от татарского погрома, в 1605 году, «при появлении первого самозванца - Лжедмитрия I, в пределах Путивльских с польскою шляхтою, снова была разграблена и опустошена поляками...»
          В этом же 1605 году скончался первый настоятель Путивльского подворья Илья.
           И вполне закономерно, что новый  игумен Пафнутий из разоренной древней Молчанской пустыни, где, как свидетельствует грамота царя Федора Ивановича от 23 мар та 1593 года, после татарского набега   оставалось всего полтора десятка человек, со своей немного численной братией переселился в Путивльскую каменную крепость, ибо за городской крепостной стеной, было сравнительно безопасно.
         Все иконы, в том числе и чудотворная икона Молчанской Божией Матери,  церковная утварь Молчанской пустыни были переправлены в городской Путивльский монастырь.
         Самое место, на котором стояла некогда пустынь, и все угодья, которыми она владела, приписаны были теперь к Путивльскому монастырю.
         Итак, в 1605 году древняя Молчанская пустынь была, была  фактически упразднена.
         Ее городское подворье обрело статус самостоятельного Путивльского монастыря, который стал называться Большим Молчанским.
         «И слыл еще монастырем „Белыя Богородицы", — сообщает древняя монастырская летопись, — от каменной церкви, выбеленной известью, построенной, по преданию, расстригою, который назвался царевичем Димитрием.
         Другие, впрочем, утверждают, что церковь эту построил некий грек Илия».
         Именно игумен Илья стоял у истоков создания городского подворья Молчанской Печерской пустыни, а потом и самостоятельного Путивльского Молчанского монастыря. Грамота Московского патриарха Иова от 5 сентября 1597 года свидетельствует:
          «Иаз Иов патриарх царствующего города Москвы и всея России, игумена Илью с братею... пожаловал: дани своея церковные и казенных пошлин иметь не велел, для того, что тот монастырь стал вновь...»
           В конце XVII века, потеряв значение порубежной крепости, Путивль пришел в упадок.
            Если раньше, по словам того же Лжедмитрия I: "здесь кипел мед и молоко, вели торг самые знатные купцы-гречане золотом, серебром, узорочными каменями и дорогими локотными товарами", то теперь город-крепость превращался в захолустный, провинциальный уездный городок. Вместе с городом приходил в упадок и Молченский монастырь.
           В период царствования Екатерины II, он лишился своих вотчин, земель и крестьян. И был переведен в статус "монастыря 3-го класса". Это давало право содержать в монастыре лишь небольшой штат: игумен и 12 монашествующих.
           Но размеренная, богоугодная жизнь монастыря была прервана "новой смутой", которая обрушилась на всех в 1917 году. Так называемый "октябрьский переворот" перевернул все, разрушил прежние устои.
         В начале 20-х годов XX века, в результате варварской антирелигиозной кампании, монастырь был  окончательно разорен и разграблен.
          А после умышленного поджога он был  официально упразднен и повергнут в забвение на долгие годы.
        В конце 40-х о нем, правда, вспомнили и, разрушив великолепный храм Иоанна Предтечи, переоборудовали его в ремесленное училище.
           В 50-е годы в монастыре разместился завод радиодеталей военно-промышленного комплекса. И в бывших храмах заработали мощные пресса, разрушая древние стены... Все вокруг загадили ртутью...
       Надежда на спасение остатков монастыря  появилась  в 1987 году, когда Молченский монастырь (вернее его останки) стал одним из ключевых объектов Путивльского историко-культурного заповедника.
         И, наконец, в 1992 году после семи десятилетий уничтожения, монастырь был возвращен в лоно православной  церкви. Здесь, как и многие века назад, разместился мужской общежительный монастырь.
       Но с  1997 года по решению Синода Украинской Православной церкви МП был изменен статус монастыря, он стал женским.

       Разобравшись на местности, в самом Путивле и его ближайших окресностях, и с древней историей  имеющей отношение к  исследуемому  в этой работе предмету, мы  может  попытатся  дать ответ и на  другой ранее поставленый  вопрос:
     «Где, когда и при каких обстоятельствах «явилась»  Молчанская икона Божией матери?
      Если  верить  церковным  историкам, то дело было так:
       Версия №1 «Пресвятая Богородица покрыла святым омофором Путивльскую землю, явившись чудесным образом на болоте Молче 1 октября (по новому стилю) 1405 года.
       Местность та была нелюдима. И забыли люди, что в XII-XIII веках жили там и умерли подвижники-монахи из Киево-Печерской Лавры.
       Но Господь и Пресвятая Богородица не забыли это место подвигов. По молитвам святых старцев, воссиял неизреченным светом образ Божией Матери на дереве у Молченского болота. ( Сейчас это с. Новая Слобода Путивльского района – автор)
       Бортник, нашедший икону, был поражен увиденным и в благоговении упал на колени.
       Внезапно громкий неведомый голос возвестил: "Да созиждется на месте сем церковь Пресвятой Богородицы".
        Он поспешил в Путивль с вестью о чуде и о велении Божией Матери посвятить ей храм.
        Под колокольный звон духовенство и множество народа тотчас отправилось к указанному месту и тогда все увидели окруженную небесным светом икону. Здесь же совершилось молебное пение и люди получили множество исцелений.
        На этом месте была воздвигнута часовня, а впоследствии - церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и основан монастырь - Молченская пустынь».
        Версия №2
        «Наступил памятный день — 18 сентября 1405 года. Именно с этой даты ведет отсчет история Молчанского Печерского монастыря Рождества Пресвятой Богородицы. Что же случилось той далекой осенью почти шесть веков назад?
         По словам монастырского летописца, произошло вот что:
         «На осень 1405 года, в месяце Сентембрии 18 числа, человек некий Бортник, хождаше в лесе по-над болотом Молчею, осматривая на древах борты [ульи] со пчелами. На горе, зовомой Чудной, идеже живша прежде упомянутии два монаха, внезапну узре свет сияюци на древе.
          И пришед Ближе, увдя на древе стояцие икону Пречистыя Богородицы с Превечным, на левой руце держимым, Младенцем.
          Он же [бортник] поклонися до земли пред святою иконою, и се глас бысть к нему: «Да построится на сем месте церковь Пречистей Богородице!»
         Далее описано, как бортник направился в город Путивль, где известил духовенство и городские власти, а также поведал простым людям о чудесном явлении. К указанному им месту тотчас поспешили многие, а там, увидев святую икону чудотворную, упали на колени и со слезами радости «...певша молебные пения... и тогда быша чудеса многи и исцеления болящим...»
           В скором времени на месте явления Чудотворной иконы Пречистой Богородицы была срублена небольшая часовня. Сняли святую икону с дерева и поместили ее в этот вновь сооруженный «храм молитвенный».
            О чуде, происшедшем на месте древней пустыни, как и было строго заведено в то время, было сообщено великому князю московскому Василию Дмитриевичу (1371-1425) и митрополиту всея Руси Киприану.
           Путивльские священники и светские власти просили благословения и высочайшего повеления «построить на оном месте церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы».  
           Повеление великого князя и благословение пресвященнейшего митрополита были незамедлительно получены, и вскоре на месте явления чудотворной иконы выросла деревянная церковь.
          Кроме того, в послании из Москвы повелевалось:
         «На сем пустынном месте построить монастырь Общежительный, и игйден бысть с братиею, и даны выша к сему монастырю от великого князя вотчины и села на пропитание Братии».
           Казалось бы,   в общем и целом  вопрос о появлении чудотворной иконы и основании нового монастыря  ясен?
          Но остается  еще  недоконца раскрытым  следующее утверждения  из версии №1
          «Местность та была нелюдима.  И забыли люди, что в XII-XIII веках жили там и умерли подвижники-монахи из Киево-Печерской Лавры».
           И тут самое время  рассмотреть этот вопрос, потому как  история основания этой Молчанской обители действительно приходится не на  1405 год, а уходит в XI- XIII веке. Древолюционные  ученные  эту версию изложили в труде «Историко-статистическом описании Софрониевой пустыни», составленном в 1837 году:
          «Начало свое пустынь возымела вскоре по крещении Руси, при великом князе Владимире Святом. Весьма возможно даже, что основание ей положено кем-либо из прибывших на Русь из Греции с митрополитом Михаилом монахов, ибо по свидетельству Илариона [древнерусский писатель, первый киевский митрополит из русских с 1051 г.], тогда «монастыреве на горах сташа, черноризцы явишася».
           Если исходить из этого утверждения, то Молчанский монастырь был основан во времена княжения Владимира Святославича (980-1015), с приходом на землю русскую православия.
          По мнению современных историков, заслуживает  доверия предание об основании Молчанской пустыни монахами Киево-Печерской лавры, покинувшими Киев после разорения его монголо-татарами в 1240 году.
          Летописец — очевидец тех событий — писал: «И причинялся страх и ужас великий, когда не только киевляне бежали из Киева, но и иноки Феодосиева монастыря [Киево-Печерской лавры]».
          В «Описании Софрониевой пустыни и скита при ней», составленном в 1910 году были зафиксированы любопытные сведения:
        «Волею Божиею на место сие придоша от киевских пределов два отшельника-монаха и обретша на древнем монстырищи малу пещеру и обновившию, живяху в ней...
          Эта информация дает основания предположить, что подвижники христианства появились в «сих краях» еще до разорения Киева кочевниками. Ведь «на древнем монастырищи» лаврские монахи поселились в уже готовой, обустроенной их пред шественниками монашеской пещере, лишь «обновивши ю».
        Далее летопись продолжает:
      «Они [монахи] имеша у себя образ Пресвятыя Богородицы и моляхуся ей во дни и нощи...
         Сначала иноки вырыли пещеры для уединения и молитв, а потом их последователи стали обустраивать печерский монастырь. В «Описании Софрониевой пустыни и скита при ней» читаем:
         Существование сей обители предание относит ко временам великого князя Литовского Александра-Ольгерда (1345-1377 гг.).
        В период княжения этого Александра здесь был уже благоустроенный монастырь, с архимандритом Филаретом во главе, который «...бил-де челом тому великому князю, а потому-де челобитию велено всем боярам путивльским, дабы давали к оному монастырю, по-прежнему, как издавна давали...»
         Последняя фраза — «как издавна давали» — указывает на то, что монастырь был основан за долго до утверждения в наших краях господства Литовского княжества. Скорее всего, это про изошло во второй половине XIII века стараниями киевских лаврских монахов.
         Но к концу XIV века, ранее процветавшая Молчанская пустынь пришла в упадок. Какое-то время, как гласят древние документы, «сие место лежаше впусте». Запустение монастыря  древолюционые русские историки связывали с неоднократным  разграбление  его в результате нападения татар и иных разбойных людей.
         Ну, а что было далее  читатель уже знает из вышеописанного - 18 сентября 1405г. некий  пасечник  ( «бродник»)  «случайно» обнаружил в  лесу, где  стояли ли его пчелиные ульи  икону Божией Матери.

       Так, что история  с чудом «явления  иконы  Божией матери» представляется,   увы, хорошо срежесированным спектаклем, проведенным местными священнослужителями, с целью  добиться   от московского царя  разрешения на  основания нового монастыря, на месте расположения бывшей Молчанской пустыни, и получения  в результате этого  новых  денежных пожертвований и денежных субсидий. Что им в полной мере и удалось.
       Примерно через 200 лет этот  прием  с  «явлением  новой иконы  Божией матери»  пасечникам (бортникам)  был повторен в окрестностях г. Путивля и  при основании Глинской пустыни.
       Вот отрывок из истории Глинской пустыни:
       «Возникновение Глинской Рождество-Богородицкой пустыни относится к началу XVI столетия, по времени явления Чудотворной иконы Рождества Божией Матери в «бортном ухожье», т. е. в лесном урочище.
           Именно в этот период Царица Небесная явлением Своей Чудотворной иконы укрепила безмолвствовавших в тишине лесной отшельников-подвижников, а через них и весь народ, в истинах отечественной православной веры, и притом промыслительно было явление Глинской иконы Богоматери, так как эта местность находилась на границе двух княжеств — Московского и Литовского, между которыми нередко возникали конфликты.
           Явление Чудотворной иконы Богоматери — это свидетельство Ее любви к людям одной православной веры, но живущих в двух княжествах, это Ее призыв к объединению народа, к братской любви во Христе.
          Обретение этого чудотворного образа Богоматери происходило при следующих обстоятельствах.
          Однажды  в  дремучем лесу на одной из сосен пчеловоды днем увидели икону Рождества Пресвятой Богородицы, сияющую чудесным светом.
          Они в страхе Божием возвратились домой, и рассказали жителям об этом чудесном явлении иконы, о ее необыкновенном сиянии. С тех пор многие стали притекать к новоявленной иконе и получали благодатную помощь Царицы Небесной.
          Из-под корня сосны, на которой была обретена икона Богоматери, истекал источник целебной воды.
          К этому месту стали во множестве стекаться не только мирские люди, но и иноки, подвизавшиеся в посте и молитве. Все они изливали благодатные слезы перед образом Богоматери.
            Когда о многих чудесах исцелений слух дошел до Путивльского Молченского монастыря, расположенного в сорока километрах от места явления иконы, то настоятель благословил некоторым монахам поселиться около этой святыни. Так, под осенением Чудотворного образа Богоматери собирались сюда монашествующие, положившие тем самым начало основания Глинской Рождество-Богородицкой пустыни в том же XVI столетии»
        Следующий  вопрос: Где сейчас находится Молчанская  икона Божией матери?
         Ответ: В Молченском  Печерском  женском  монастыре г.Путивля, который расположен в северной части Сумской области в Конотопско-Глуховской епархии.
Но так ли это? Чтобы  разобраться  с этим вопросом  надо снова вернутся к моменту переселения молчанских монахов  в свою новою городскую резиденцию куда они перенесли и свою главную святыню, чудотворную  Молченскую икону Божией Матери..
А было это в период с 1605-1606годов. Затем в монастыре  случился пожар  в ходе, которого и сгорел первообраз   Молченской  иконы Божией Матери.
          Этот факт документально засвительствован хранящимся  в Путивльском краеведческом музее донесении игумена Мануила Святейшему Синоду.
Но неясно когда же был пожар? Ответ на него дает  тот факт,  что «Но милостью Божией сохранился первый список Молченской иконы Божией Матери, написанный в 1724 году при игумене Моисее, который прославился МНОГИМИ чудесами и является чудотворным.
          После закрытия монастыря в 1923 году и этот «чудотоворный» список ( копия) Молченская икона Божией Матери исчез.
        Осиротевшие путивляне долгие годы безнадежно разыскивали свою Святыню».
Следовательно, пожар  был после 1724года. Архивы  Святого Синода  сохранились и церковные историки,  по мнению автора при желании выяснить судьбу Молченской  ИБМ    легко бы могли получить к ним доступ. Но, увы, пока таких научных поисков никто не делал, а  жизнь идет своим чередом, и нашлись заинтересованные лица, начавшие поиск  иконы в самом Путивле.
        Обретение утраченной иконы Молченской  Божией  матери.
         Версия№1
          В 60-х годах, прошлого века,  благочинным Путивльского и Бурынского районов и настоятелем Спасо-Преображенского собора был назначен о. Георгий (Козаченко).
        Его особенно интересовала история Молченской иконы, и «он усердно молился, чтобы Царица Небесная открыла местонахождение Своего чудотворного образа».
             Но сведений никаких не было. «И лишь в 1969 году к о. Георгию пришла госпожа Секерина (о чем свидетельствует исторический акт) и передала батюшке завещанную ей покойным мужем - старостой Никольского храма икону, представляющую собой Великую Святыню для Путивля.
      Сердце батюшки затрепетало, он ожидал увидеть Молченскую икону Божией Матери.
      Но женщина принесла Владимирскую икону XIX века письма в большом деревянном киоте. Батюшка с трудом сдержал слезы разочарования, но для утешения госпожи Секериной принял икону.
      О. Георгий зажег перед ней лампадку, стал молиться, но неведомая сила влекла вскрыть киот.
      Как оказалось, под Владимирским образом Богоматери хранилась чудотворная древняя икона Молченская!» Т.е.  это был список ( копия)  от  1724 года?
          Оказывается, икона все эти годы с 1923 года   икона тайно хранилась в доме местного церковного старосты.
         После открытия Путивльского монастыря, 7 мая (по новому стилю) 1995 года крестным ходом икона была перенесена в Спасо-Преображенский собор г. Путивля, где была совершена Божественная Литургия и отслужен молебен перед чудотворным образом Молченской Богородицы.
        После завершения молебного пения очень торжественно икона была перенесена в свою родную Молченско-Путивльскую обитель.
        «И снова потекли страждущие к целебному источнику Божией Матери, которая стала согревать оледеневшие сердца, наполняя их благодатью. Царица Небесная являет множество чудес и исцелений молящимся с верою пред чудотворным образом. И как замечено, особую благодать икона имеет помогать больным онкологическими заболеваниями.
       Имеются свидетельства исцелений. Молченская Богородица именуется Целительницей. Также икона помогает учащимся»
    
     Версия №2  Свидетельствует Раиса Одынец посетившая Софрониевский монастырь основаный    на месте прежней  Молчанской пустыни.
http://ricolor.org/europe/ukraina/mp/glinsky/
       «Приехав сюда, — отметила экскурсовод Люба, — отец Герман(архимандрит Герман, настоятель; Софрониево-Молченской пустыни- автор)  зашел в Новой Слободе в храм, который раньше принадлежал монастырю.
         Подошел к Иверской иконе Матери Божией, необычайно притягивающей своею любовью и нежностью, а Царица Небесная, посмотрев на батюшку живыми глазами, вдруг произнесла: “Забери меня отсюда домой”. Перед иконой Матери Божией отец Герман пообещал, что обязательно сюда вернется и займется возрождением Софрониево-Молченской пустыни.
         В 1999 году он приехал на монастырские руины и, поселившись со своими единомышленниками в землянке, приступил к работе. Когда батюшка принес в отстроенную Ильинскую церковь икону Иверской Божией Матери, она была темной. Но постепенно на глазах у изумленной братии стала обновляться.
— Для того чтобы узнать, где находится покинувшая обитель Молченская чудотворная икона Матери Божией, отец Герман много молился. Когда заложили капсулу и первый кирпич в фундамент собора Пресвятой Богородицы, Матерь Божия подсказала ему, где находится эта икона.
      Он позвонил в Ярославль знакомому Алексею и попросил его съездить в село Угодичи к людям, у которых должна быть их святыня...
       Не сразу, но знакомый выполнил его просьбу. Икону неверующая татарская семья держала за шкафом в пыли и грязи. Использовали ее для измельчения мела! Когда святыню принесли, Алексей хотел припасть к ней, но она его к себе не допустила.
      Поняв, что икона чудотворная, Алексей слезно попросил у нее прощение. После этого, целуя икону, он увидел бороздки, по которым из глаз Богородицы стекали слезы... Через 400 лет чудотворная икона Божией Матери Молченская в свою обитель вернулась!»
     Как видим вторая  версия  предполагает так называемый  «угодический след» Молченской ИБМ и сним, не все ясно.
         А  информация,  помещенная  на  сайте  Ярославской  епархии РПЦ МП еще больше  запутывает вторую версию епархии
        (http://www.yareparhia.ru/index.php?name=Pages&op=page&pid=332)
         Действительно «прямо напротив  города Ростова на берегу озера Неро, с незапамятных времен находится  село Угодичи.
       Два церковных здания до сих пор украшают силуэт озерного берега со стороны Ростова.
        Настоятель одной из них, самой большой и богатой, священник Феодор Карашев выпустил о своем храме книжечку: «Краткое описание храма в селе Угодичи и замечательной святыни его».
         В книге, впервые дается описания нашего ростовского списка с чудотворной Молченской иконы Богородицы, поначалу достаточно скромное: «По левую сторону арки, у левого предолтарного иконостаса.
        О времени происхождения сей иконы точных письменных указаний нет».
Тем не менее, в дальнейшем, отец настоятель пересказывает устное предание о том, что образ появился в Угодичах при владельце села князе Томиле Луговском, когда этот князь вернулся из польского плена.
            Более того, в книге приведены отрывки из рукописи, посвящённой чудесам Божией Матери, происшедшим в Ростове. В этих выдержках рассказывается о знамениях от иконы и происшедших исцелениях.
           Заканчивая описание этой иконы, отец Феодор такими словами: «Этот образ издавна называется среди прихожан чудотворным и пользуется большим почитанием». Остаётся добавить, что икона была богато украшена, оклад на ней был серебренным, он был позолочен и украшен драгоценными камнями.
          Без сомнения первым, кто высказал предположение, что ростовский список может являться подлинным, потерянным в Путивле чудотворным образом Божией Матери был краевед, историк и писатель «крестьянин села Угодич» Александр Яковлевич Артынов.
          В подкрепление этой своей версии, он писал, что князь Томила Луговской нашёл Угодичский образ по особому откровению.
          К сожалению, верить на слово Александру Яковлевичу нельзя, воображение у него было очень богатое, а ревность о ростовских святынях столь сильная, что он не стеснялся сам додумывать некоторые детали.
       Одним из первых, кто обратил внимание на древний Ростов как средоточие намоленных мест, как на город глубоких исторических пластов русской веры и благочестия был граф Михаил Владимирович Толстой. Свою книгу он так и назвал «Святыни и древности Ростова Великого».
         По словам Артынова, граф в 1966 году посетил Угодичи. Рассматривая почитаемый Молченский образ, он сказал, что по древности и характеру письма угодичская икона вполне может быть той самой иконой из Путивля.
          Все время до революции Ростовская Молченская икона считалась покровительницей села Угодич.
          В фондах ГМЗ «Ростовский кремль» хранится гравюра, изображающая село и, а над ним Молченская икона Богородицы. Свое название Молченская, через «е» она приобрела в силу того, что в нашем регионе ударение падает на «о». На Украине и в святцах образ называется «Молчанская».
        И тут возникает закономерный  вопрос: «А что же за икону приобрел Архимандрит Герман, настоятель; Софрониево-Молченской пустыни, если угодичская копия  Молчанской  Божия Матерь по свидетельству достоверного источника еще в 1966г.  постоянно  хранится в Богоявленском  храм ростовского с. Угодичи?
     И из сказанного как бы рождается и следующий  вопрос:
     «Так, где же все-таки  находится  подлинная  ранее считавшаяся « утраченная» и чудесным образом  теперь  обретенная  икона Молченской  Божией  матери?
     На него  пока нет ответа и вот почему.
     Ведь  два священника: благочинный Путивльского и Бурынского районов и настоятель Спасо-Преображенского собора г. Путивля о. Георгий (Козаченко) и  настоятель Софрониевской-Молченской пустыни архимандрит Герман  как бы независимо  один от другого  «обрели»  утраченный  после 1923 года  « чудотворный» образ Молчанской  Божией Матери.
      Правда первый  делает это примерно в 1969г., но официально это объявляет о находке только в 1995г., а второй находит эту же «утраченную икону-святыню» икону  после  1999года.
      А с учетом  того, что оба монастыря находятся  друг от друга  на расстоянии не более 20 км, то и получается  неприятная  ситуация,  поскольку либо  один из  двух  вышеназванных священников, в ходе конкурентной борьбы, с целью привлечения  паломников в монастырь, очевидно, свершил подлог, выдавая имеющуюся в его распоряжении новотельную копию иконы Молчанской Божией Матери, за  ее  древний  и непременно чудотворный  аналог.
         Либо  оба священика  совершили подлог, а единственный  достоверный  список с иконы Молченской Божией матери  периода 1600-1627 годов, который может претендовать на приставку « чудотворный»  хранится  в Богоявленском храме с. Угодичи Ростовской области.
                             ( конец ч. 1)
Стьатья со всеми фото находится по следующей ссылке:
http://h.ua/story/202801/

© Бровко Владимир, 31.05.2009 в 20:50
Свидетельство о публикации № 31052009205043-00110434
Читателей произведения за все время — 518, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют