Предо мною другие поэты – предтечи,
Я впервые открыл в этой речи уклоны,
Перепевные, гневные, нежные звоны.
Я – внезапный излом,
Я – играющий гром,
Я – прозрачный ручей,
Я – для всех и ничей.
Да, да… «Визитная карточка» Константина Бальмонта. Именно его – по контрасту с предыдущими бардом и обэриутом – предлагается имитировать в этом туре.
Когда говорю «символизм», мне приходит на ум «Бальмонт». Хотя и начали другие, и «манифесты» задиристые не он писал. Но – в наиболее ярком виде символизм был представлен им.
Творческий почерк Бальмонта очень разнообразен. Стихи и белые – и строго рифмованные, и с динамичной – и с фиксированной длиной строк, на все, абсолютно, темы. Стиль менялся не только с годами, но даже в пределах каждого сборника. А какое-то общее «впечатление» эти тексты объединяет. В чём оно?
Для символиста мир (и «окружающий», и «внутренний») – игра символов. Предметы, ощущения – только оформление этой игры. Поэт должен видеть символы, мыслить символами, выявлять перед читателем символы, даже если пишет, с виду, о вещах конкретных. Важна не реальность, а её символическое восприятие личностью, нечто потустороннее, что стоит за восприятием обыденным (кстати, в противоположность обэриутам, символы не отбрасывавшим, но возводившими сами реальные, вещные предметы в символы).
Т.е., нечто вроде платонизма в искусстве.
Иногда говорят, что символисты – импрессионисты в поэзии. Пожалуй, это не совсем верно: «импрессионизм», как описание сущностей через впечатление от них, в какой-то степени свойственен любому поэту, – иначе не стих, а рифмованный протокол получится. Но «мимолётность», «текучесть», субъективизм импрессионистских картин родственны поэзии символистов.
Известный впоследствии «критик» Лев Бронштейн ещё в 1901 году был очень Бальмонтом недоволен, упрекая его в декадентском уходе от смысла, от реальных тем. Действительно, даже «революционные» стихи, появившиеся у поэта позднее, звучат крайне слабо и вымученно. Его область – этакая «надмирная» песнь, часто – с оттенком демонического бунта против неведомо чего.
Итак, мир Бальмонта – мир символов, воспринимаемых через призму чувств поэта. Существенны именно чувства, впечатления, а не размышления, и, тем более, – не события (у Брюсова, например, стихи более «рациональны»).
В большинстве стихов – минорная тональность.
Романтическая обстановка. Бальмонт любил какой-нибудь испанский, индийский и т.п. антураж (недаром много путешествовал, и переводчиком был плодовитым). Но и родным российским не брезговал.
Туманность, многоплановость текста, свойственная большинству символистов.
Мистицизм, связанный с символизмом: в жизненных мелочах проявляется нечто потустороннее, громадное, почти превышающее людское понятие. Реальность интересна, как проявление того, что стоит «за» ней.
Напевность, музыкальность. Частенько – звукопись.
Внемля ветру, тополь гнётся, с неба дождь осенний льётся,
Надо мною раздаётся мерный стук часов стенных;
Мне никто не улыбнётся, и тревожно сердце бьётся,
И из уст невольно рвётся монотонный грустный стих;
И как тихий дальний топот, за окном я слышу ропот,
Непонятный странный шепот — шёпот капель дождевых.
«Красивость» образов. Этакая «литургия красоты».
Рифмы почти везде точные. Добавления лишних гласных в неточных рифмах (типа «тоска-ласкать») у Бальмонта не помню. Белый стих очень редок. Серьёзного значения отсутствию «отглагольных» или, тем более, «грамматических» рифм поэт не придавал, особенно в начальный период творчества. Составными рифмами не баловался, зато часто использовал внутристрочные созвучия.
Ритм в большинстве стихов строгий, хотя иногда – замысловатый. Структура строф и длина строк в них обычно совпадают. Но даже в стихах с переменной длиной строки (их немного, но есть, и эффектные) ритм чёток. Например, в «Чёрные вороны»:
Чёрные вóроны-воры играли над нами.
Каркали. День погасал.
Тёмными снами
Призрак наполнил мне бледный бокал.
И, обратившись лицом к погасающим зорям,
Пил я, закрывши глаза,
Видя сквозь бледные веки — дороги с идущим и едущим
сгорбленным Горем.
Вóроны вдруг прошумели, как туча, — и вмиг
разразилась гроза.
Словно внезапно раскрылись обрывы.
Выстрелы, крики, и вопли, и взрывы.
Где вы, друзья?
Странный бокал от себя оторвать не могу я, и сказка моя
Держит меня, побледневшего, здесь — заалевшими
снами-цепями.
Мысли болят. Я, как призрак, застыл.
Двинуться, крикнуть — нет воли, нет сил.
Каркают вороны, каркают чёрные, каркают злые
над нами.
(Кстати, заметьте, – этот стих написан позднее предыдущего, и «примитивных» рифм в нём почти нет. Так что, постарайтесь и Вы ими не злоупотреблять.)
Мир Бальмонта играет яркими красками, эмоциями. Поэт любил сказануть что-нибудь эпатирующе-героическое, с бунтарским или «асоциальным» оттенком, типа: «Я хочу кинжальных слов / и предсмертных восклицаний!». К восторгу молодых читателей и негодованию благонамеренной критики.
В стихе Бальмонта почти всегда виден ЛГ. Слово «я» очень часто встречается. Лиргерой обычно романтичен, чаще – мятущийся байронический бунтарь.
А в общем, как обычно, – читайте сами. :)
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Тему для имитации задаст Заболоцкий. «В жилищах наших / Мы тут живём умно и некрасиво» . Достаточно «бальмонтовская» тема. Отсутствие внутренней красоты и высокого смысла в «разумном» – ограниченном, филистёрском – существовании. Как этот грустный факт обыгран, какой отсюда делается вывод, – на Ваше усмотрение. Но постарайтесь встать в позу покартиннее – любил это наш образец. :)
Итак, задание: текст в манере Константина Бальмонта на тему «В жилищах наших / Мы тут живём умно и некрасиво» . Цель конкурсантов – написать стих, максимально имитируя авторскую манеру. Желательно учесть как технику, так и особенности лексики и образного ряда. Т.е., цель – всё та же, амбициозная: «попробовать допрыгнуть» до уровня классика, «вжиться» в его творчество, написать не пародию на конкретный стих, а нечто новое, «всерьёз», что не было бы «белой вороной» в сборнике поэта.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Стихи Бальмонта можно скачать,например, здесь. (Кстати, обратите внимание на сайт - неплохой набор текстов для быстрого скачивания, только порядок расположения текстов в файле мне не понравился.)
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
К участию в конкурсе допускаются все зарегистрированные на сайте авторы.
Каждый участник имеет право подать одно произведение (плюс, при желании, – несколько вне конкурса). Текст работ размещается в данной ветке форума мастер-класса. Не возбраняется их редактирование (до истечения срока подачи): главное – не скорость отклика, а качество. Но произведение, отредактированное после окончания срока подачи, с конкурса снимается.
Члены жюри могут подавать произведения только вне конкурса.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Сроки подачи работ: c 1 июня 2009 по 30 июня 2009.
Работа жюри: 4 июля 2009 –24 июля 2009.
Объявление результатов: 27 июля 2009.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Состав жюри:
Андрей Злой
Бочаров Дмитрий С
Вера Подакина
Ирина Акс
Любовь Сирота
Михаил Левин
Секретарь жюри – Наталья Ирга
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Победитель конкурса определяется по общей сумме набранных баллов. Если по какой-либо причине судья не проголосовал за автора, отсутствующая оценка вычисляется как среднее арифметическое от оценок остальных судей.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Премии: 1-я – 2500 баллов, 2-я – 1500 баллов, 3-я – 1000 баллов.
При числе участников до 6 (включительно) присуждается только 1-я премия, 7-12 – 1-я и 2-я премии, 13 и более – все три премии.
Произведения-победители на страничках авторов помечаются значками соответствующих наград.
Удачи!
P.S. Напоминаем, что ещё не закончен приём работ в конкурс твёрдых форм (до 15 июня). Ждём Ваши оды.