Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"Шторм"
© Гуппи

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 107
Авторов: 0
Гостей: 107
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Конкурс стилизаций «Парнасик». Тур 5. Обзор (Андрей Злой) (Литературные конкурсы)

          Очень трудный для «жюрения» тур.  Поскольку мнения о творчестве «образца» слишком разнятся: от «гениально!» до «бред графомана!». И, главное, – все обоснованы. Судить о стихах по формальным огрехам здесь невозможно – «образец» ими, похоже, кичился.
          Единственно, что хорошо, – это узнаваемость «почерка» раннего Заболоцкого. Поэтому, в основном, смотреть буду на соответствие теме и на «ощущение» близости к манере оригинала.

          Что хотелось бы?
          Тропы Заболоцкого ошарашивают, но вызывают при чтении довольно точные ассоциации.  
          Вот оцените (хрестоматийный, особо вызывающий пример):

                    Сидит извозчик, как на троне,
                    Из ваты сделана броня,
                    И борода, как на иконе,
                    Лежит, монетами звеня.
                    И бедный конь руками машет,
                    То вытянется, как налим,
                    То снова восемь ног сверкают
                    В его блестящем животе.

          Ааабсолютный бред! Монеты в бороде, руки у коня, налим, восемь ног… А, с другой стороны, – поток зрительных ассоциаций. Синематограф: гороподобный, неподвижно восседающий, извозчик, завитки бороды – крупным планом – «иконописные», как монетки (посмотрите на старых иконах), впечатление от быстрого движения – ног восемь (как иногда в кино кажется)… Логически – бред, но образно – да, схвачено.  

          Или, менее дико:

                    Там кулебяка из кокетства
                    Сияет сердцем бытия,
                    Над нею проклинает детство
                    Цыплёнок, синий от мытья.
                    Он глазки детские закрыл,
                    Наморщил разноцветный лобик,
                    И тельце сонное сложил
                    В фаянсовый столовый гробик.

          Даже жратва - с характером и намерениями!

          Подобные фенечки, в первую очередь, отличают имитируемые стихи Заболоцкого. Соответственно, буду смотреть на их наличие.

          Кроме того,  хотя участники на этот раз, в основном, писали на вполне «тогдашние» темы, современные реалии изредка прорываются.

Александровская Наталья (Njura)


Ах, коммунальные квартиры –
Жизнь - как утроба на виду.
Там поутру с жильцов сортиры
Взимали временнУю мзду.

Там, как на полке в продсельмаге,
Где хлеб бок о бок с керосином,
В коммунистическом бараке
Роились жители пчелино.

Бывало, что в одной из комнат-сот
Кого-то обряжают в итоговый поход.
А за стеной как записной жуир
Гремит-поёт оптимистичный пир.

Там, как гибрид проклятья и псалма
Бурлит цветистая людская кутерьма:

От каждой стопки веселея
Сидит в продукте московшвея –
Тигрино-зебровой соколке -
Премиленькая комсомолка.

А рядом с ней как пик Эльбруса,
Как габардиновый пиджак
Средь марлево-сатинных блузок
Номенклатурный начпродмаг.

Он словно пряжка на ремне
При крепдешиновой жене.

Пестрел и гукал как удод
Разнокалиберный народ.

Там на столе в кастрюльном чреве,
Как лунный лик в ночном окошке,
Как лава в эруптивном зеве
Парит дебелая картошка.

Обвита луковой кольчугой,
Как будто витязь на Руси,
Маня своей спиной упругой,
Исходит жиром иваси.

Забыто аристократично,
Картечью из иной поры,
Икра взирает апатично
Потухшими зрачками рыб

Нагромождением торосов
Для ублажения запросов
Стоят напыщенно пуды
Разнокалиберной еды.

А во главе стола московскою высоткой
Царит владычица людских мечтаний – водка!


          Тема есть,
          «Икра взирает апатично / Потухшими зрачками рыб», «в кастрюльном чреве (и т.д.)» … Удачные попытки похожести есть, но – хотелось бы ярче и больше.
          7 баллов.

Валентин Литвинов


Там у соседа - пир горой.
Уставлен стол вином и водкой.
Ведро с белужьею икрой
С одной соседствует красоткой.

Трамвай , гремя, её привёз
Из разбежавшихся галактик,
Где победил педикулёз.
Но спас дивчину хиропрактик.

Её он сутки выводил
Из закоулков мирозданья.
И вероятно наследил -
Возникла Тучка Магелланья*.

А у соседа - пир горой...
Ведро икры на всех - всего лишь...
Кончайте с детскою игрой!
Напрасно , дед, стакан свой холишь.

Учись!
Или не вышел мастью?
Или дурные времена?
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

* - Магелланово Облако


          Тема есть. Хотя сомневаюсь, что поэт знал о разбегании галактик (Хаббл только-только опубликовал свою гипотезу).
          Но по стилю мало похоже. Набор слов для рифмы («педикулез», «хиропрактик», «водкой-красоткой» ...). А окончание, конечно, неожиданное, но не помню таких у нашего «объекта стилизации». Последнее сходство исчезает.
          5 баллов.

Генчикмахер Марина


A у соседей пир горой:
Там балагурят и смеются,
Там красная икра горой
Рубиново мерцает в блюдцах.
И розовые, как мечта,
Лоснятся ломтики лосося,
И каждый ломтик словно просит:
Вкуси! Я прочим не чета!
Там по сотейникам- сотэ,
И пахнет чесночком приправа.
Да будь в сотейнике отрава -
Она б была на высоте!
И вот с одной из перемен
Один из главных бриллиантов:
Стараньями официантов
Вплывает царственный жюльен.
Но на француза не глядят,
Пристрастья едоков капризны,
Они вовсю гребут салат,
Видать, за дух коллективизма.
Да, много значит коллектив!
Беспечный говор, взрывы смеха.
И тост течет без директив,
И гром оркестра - не помеха.

А мы - так каждый о своем,
Не слишком связанным с застольем,
Мы тоже вилкой что-то колем
И с безразличием жуем.
Ворчим, что оркестрант - не Брамс,
Шум надоел, пресны соленья.
Один сплошной "Неодобрямс"
Под этикеткой дня рожденья...


          Тема присутствует. Смачно-аппетитно… Заболоцкий тоже любил читателя огастрономить.
          Но стиль – слишком «правильный», «здравомысленный». Ничто не ставит «мозги раком», нет «диких» обэриутских сравнений. Чуть вольность – и словесные реверансы в сторону реализма: «это иносказательно, мол». «И каждый ломтик словно просит:» - да не говорил поэт «словно». Он бы бухнул уверенно: «просит!» (я бы заменил «словно», как минимум, на «слёзно» :)  ). Аналогично «Видать, за дух коллективизма»: не в репертуаре образца увёртки типа «видать» - у него обычно определённее, увесистее.
          Я понимаю, что Марине, привыкшей писать без ляпов, трудно перестроиться. Но – надо уж было расстараться. :) Не дай Бог, в каком из следующих туров Хармс попадётся…

          Итак, главный недостаток – нет фенечек.
          Хороший стих, но – слишком «нормальный» для этой стилизации. 6 баллов.

Карапетьян Рустам


Народ к разврату уж готов,
Несутся иноходью дамы,
На спинах сгорбленных столов
Икры блестят обсидианы,
Холодной закуси отряд,
Салатов мятые газоны,
И водки чистая струя
Из петергофского Самсона.
И вот откуда-то невесть
Летит команда пить и есть.

Ура! Термитами грызем
Котлет египетскую горку,
Скрипит оркестр о своем,
Мы атакуем с ревом: "Горько!"
Осколочной гранатой тост,
Стучит аплодисментов просо,
И тот уже почти что кос,
А тот поглядывает косо.
Но тост звучит за "милых дам",
И расслабляется ван Дамм.

Потом приносят порося,
Трусят на круг четвертый тосты.
Невеста, кудрями тряся,
У щек подруг целует воздух.
Жених еще ни жив, ни мертв.
Зато свидетельница в теле
Ведет на шафера напор,
Как будто тот уже в постели.
Оркестр медненько гремит,
А гости носятся курить.

И я там был, и мед там пил,
В четыре горла честно хавал,
Рвал у гитары нитки жил,
И телеса под кофтой лапал.
Такой порядок на Руси,
А я послушно чту обряды,
И пью, забывши закусить,
И бью того, чей профиль рядом.
И сизым утром, сам не свой,
Бреду откуда-то домой.

Ужом кривым вползаю в дом -
Пункт назначения конечный,
На кухне опаленным ртом
Нектар глотаю огуречный.
Потом спешу упасть мешком
На пару часиков-мгновений,
Ведь полдень - он не за холмом,
Когда пилить на пельмени,
Пинать рассыпанный металл,
И вспоминать - с которой спал?


          Первые три строфы языком более прочих напомнили оригинал: «на спинах сгорбленных столов», «иноходью дамы», «осколочной гранатой тост», «аплодисментов просо»…  
          Зато последние две строфы по стилю выпали – слово «я» у Заболоцого встречалось тогда очень редко, «от первого лица» практически нигде не было (прямая речь героев – сколько угодно, но не «от автора»). И стиль вдруг изменился… Скорее, элегические онегинские размышления на уличном слэнге (герои Заболоцкого обычно высокопарнее изъяснялись)… :) Без второй половины было бы лучше.
          И анахроничный ван Дамм – «ни к селу, ни к городу», явно для рифмы пришёлся.  

          Но, поскольку начало, всё же, по форме более других образцу подобно, - 8 баллов (сделаю вид, что пол-стиха прочитать забыл).

          (После посыла «пилить на …» никакого односложного словца не пропущено? :) По ритму…)

Кульков Михаил


Трясут ногами гости к дому
Из кожи жёлтых башмаков;
Как бубну, славиться Садому
Игривых баб и мужиков.
Хозяин ставит самогон,
Он, как последний замухрышка;
Ополоснуть стакан - закон,
Зато вонючая подмышка.
Мужеподобная сестра
Уселась сразу в партбилет,
И с привалившего утра
Фасует запонки котлет.
И пусть животное кобыла
Не съест растения овса,
Оно теперь с пометой "было",
И нынче дырка-колбаса.
Над курицей, отдавшей душу,
Кадит ножом и вилкой поп;
Под яблоки наделал лужу
Кровавый клюквенный сироп.
Зло астрологии в тригоне,
Вбит колом в горло виноград;
По гороскопу гнусно горе -
На пир соседа в щель догляд.

          «И пусть животное кобыла / Не съест растения овса,», «Над курицей, отдавшей душу, / Кадит ножом и вилкой поп; / Под яблоки наделал лужу / Кровавый клюквенный сироп» звучит действительно «по-заболоцки» Хотя «кадит» у меня ассоциируется с дымом.
          «Трясут ногами гости к дому / Из кожи жёлтых башмаков» - это что, дом кожаный желтый (так – по синтаксису)? Хотелось бы смысловых фенечек, а не грамматических перлов.
           «Уселась сразу в партбилет», «запонки котлет» и т.п. - совершенно не понял (запонки мелкие, с котлетой сходство нулевое). Наверное, какой-то смысл в этих странностях подразумевался, но вряд ли читатель его угадает. Выглядит потоком слов, направляемым больше подвернувшейся рифмой, чем образами.
          6 баллов. Направление взято верное, но исполнено небрежно.

          («Садому» - это жжистская описка: «Содому», или нечто о «садо-мазо»?)

Лина Лерз


Страшно лететь большой белой рыбой
Над колыбелью, и сниться младенцу.
Мама рисует иголкой на детском
Личике- родинку над губой,
На счастье и на любовь другой,
Ребенок когда-то вырастет в теле
И тело его - станет темной кельей
Тогда в его легких поселятся звезды
И горние в горле - сны.
И наконец-то, белая рыба,
Обретет свое место, либо
Заплывет к браконьерам в сети,
И к обеду - станет ухой.
И уха будет сниться детям.

          Ой, простите, пожалуйста, я видимо, не очень внимательно прочла условия. Потому что только сейчас заметила, что существует заданная тема. А удалить свое сообщение не получается


          Звучит мечтательно, элегично, смысл странный… Но тема, Лина права, – не та.
          И беда не только в несовпадении темы. На «тогдашнего» Заболоцкого тоже не похоже. Совсем другое звучание (хотя и, местами, эффектно).
          1 балл – за участие :) .

Семецкий Юрий


Вот коммунальная квартира –
На кухне курит баба Ира,
В сортире два часа подряд
Газетой нагло шелестят,
Отправив жёнушку в кино,
Семён играет в домино –
Азартно и не без надрыва
Кричит ежеминутно – РЫБА!
С унылым видом тётя Анна
Бельё стирает в общей ванной,
А в это время пьяный муж
Советует не бить баклуш.

Всё, как обычно – ссоры, пьянка…
А я в углу по воле зла.
Должно быть жизнь моя – поганка,
Раз в этот угол завела.

А что я сделал? (На минутку!)
Не дрался, не ломал перил.
Я только с бабой Ирой трубку
Совсем немного покурил.

Да я почти шестую осень,
Считай, отмерил целиком.
Гайдар, всего лет через восемь,
Уже командовал полком.

И должен я признаться прямо –
Меня не понимает мама –
Ведь человек примерно пять
В углу достойны постоять,
А если, вдруг, какой мужик
Стоять не может, полежит.
И уж, конечно, в честном мире
Досталось бы и бабе Ире.
29.04.2009


          Очень правильный и аккуратный детский стих. Поддерживаю негодование ЛГ.
          По стилю. Первая строфа – есть отдалённое сходство. Потом пошли тематика и стиль, мною в стихах времен «Столбцов» невиданные. (Впрочем, у Заболоцкого есть детский сборник 1928г. «Хорошие сапоги», - к сожалению, не читал. Вдруг на него похоже?) Неожиданно, хотя забавно.
          Но тема, однозначно, другая (если не считать «Отправив жёнушку в кино» за праздник). И нет любимых обэриутских фенечек.

          В результате балла на 3 стих – за резонное возмущение ЛГ несправедливостью миропорядка.  :)

Славицкий Илья (Oldboy)


«Там у соседа – пир горой»

Помывши с мылом земляничным
Лицо и руки перед сном,
Иван Петров в постели личной
Забыть не может о съестном
Не потому, что очень беден,
Не потому, что аппетит -
Он о своем грустит соседе,
А о соседке – не грустит.
Там, у соседа – каждый вечер,
Когда идет народ в кровать,
Стучат стаканы, льются речи,
И кто-то просит наливать.
Лежит Иван, устав со смены,
Негромко вспоминая мать,
А кто-то бьется лбом об стену,
Ивану не давая спать.
Когда же разойдутся гости,
И спать уляжется сосед,
Иван Петров достанет гвозди,
И молоток, и свой кисет,
В себя душистый дым потянет,
Подвинет в сторону кровать
И будет до утра гвоздями
К стене фанеру прибивать.


          Тема есть.
          Специфики, фенечек нет. Если бы не знал «объект» имитации, не угадал бы. Очень отдалённое сходство стиля. Баллов на 6.
          Но концовка – блеск! Пожалуй, самая издевательски-логичная из представленных. Добавлю за идею балл.
          Итого – 7 баллов.

Андрей Злой

© Мастер-класс 'Поэзия', 28.05.2009 в 06:03
Свидетельство о публикации № 28052009060359-00110012
Читателей произведения за все время — 218, полученных рецензий — 2.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии

Семецкий Юрий
Семецкий Юрий, 29.05.2009 в 01:54
Андрей, но ведь пир - это не только еда, но ещё и разгул. Причем, во втором значении и совсем без застолья часто упоминается в стихах. Например, у Некрасова:

Жадный пир злодейства и насилья, торжество картечи и штыков!

У меня - баба Ира курит трубку, Семён играет в домино, а муж тёти Анны пьёт водку. И что же это такое, если не типичный разгул в коммунальной квартире?

Андрей Злой
Андрей Злой, 29.05.2009 в 08:33
Юрий, говорят и так, но "пир ГОРОЙ" - только о закуси (хотя не знаю, при чём тут гора).

Да и трубочный табак, интеллектуальные игры, национальные напитки... На настоящий разгул в коммуналке не тянет. :)

А жрачка - это тоже поэтииишно! Посмотрите у "объекта" (например):
http://www.stihi-rus.ru/1/Zabolockiy/101.htm
http://www.stihi-rus.ru/1/Zabolockiy/99.htm

Семецкий Юрий
Семецкий Юрий, 29.05.2009 в 10:49
Заболоцкий, конечно, не мой поэт и за тот час, что я провёл за чтением его стихов, проникнутся особенностями его стилистики не смог.

"пир ГОРОЙ" - это идиома и, как всякая идиома, частный случай идиотизма - понять невозможно, только запомнить. И, конечно, речь идёт о застолье, при котором "ломятся столы" (ещё одна идиома), но у вас в условиях конкурса было замечено, что строчку из Высоцкого использовать не обязательно, важно, погрузиться в атмосферу коммунальной квартиры. В атмосферу я погрузился, пир коммунального быта у меня отражён...
Я собственно не возражаю против ваших оценок, но мне кажется, что в будущем следовало бы при назначении темы конкурса или избегать многозначных слов, или специально оговаривать одно из значений.

Андрей Злой
Андрей Злой, 29.05.2009 в 15:17
"Важно, погрузиться в атмосферу коммунальной квартиры." - да, да не совсем: речь шла только об одном из возможных сюжетов ("... вообразите себя (например) в ленинградской коммуналке 1929 года или в тогдашней непролазной провинции."). Более того, "При желании «соседом» может оказаться и тамбовский волк" - здесь уже о коммуналке речи нет.

А насчёт многозначности Вы правы - бум стараться исключить!

Генчикмахер Марина
Спасбо за обзор, Андрей!
На счет «слезно», так оно действительно было бы лучше.:0)
С теплом,
Марина

Это произведение рекомендуют