ч.2
Закончив с историческими и политическими вопросами, поднятыми в первой части этой работы, мы можем заняться и самой иконой.
Но, прежде всего, давайте определимся с вопросом, что же собой представляет «Максимовской икона Божией матери», в физическом плане.
В том смысле, каковы ее размеры, способ и манере написания и какие на ней есть другие важные детали.
Сама икона неоднократно была обследована работниками Государственный Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника и вот какое они составили для нас описание этой иконы.
«Максимовская икона представляет Богоматерь во весь рост, а пред Нею—митрополита Максима, стоящего на коленях и принимающего из пречистых рук Богоматери омофор.
Икона эта имеет в длину 2 арш. и 4 вершка, а в ширину 1 арш. и 1 верш. и украшена серебряной чеканной позолоченной ризой с жемчужным убрусом.
Написана она по видению митрополита Максима в 1299 году, что видно из следующей надписи на ней:
«Сей святый и чудотворный образ Пресвятыя Богородицы написан быст в лето 6807 (1299) по видению Максима Митрополита Владимирскаго и всея России чудотворца, греченина родом, егда ему пришедшу от Киева во Владимир и от путнаго шествия в келии своей мало уснув, aки видит, аки на яве, свет велик и необычен, и в том свете явися ему Пречистая Дева Богородица, держащи на руку превечнаго Младенца, и глагола: рабе мой Максим! Добре пришел еси семо посетити град мой,—и подаде ему омофор, глаголя: приими сей омофор и паси во граде моём словесныя овцы.
Он же прием возбудися от сна, и в келии никогоже виде, а омофор обретеся в руце его.
Он же страхом объят бысть на мног час; aбиe поведа великому князю Андрею, и построиша ковчег злат, и положиша в него той омофор, и прославися cиe чудо по всей Русской земли и в Палестине, и повеле написати сей образ тем подобием, якоже виде Максим святый, а омофор святый во время безбожнаго царевича Талыча, егда плени град и разори, где скончался, неведомо».
Что нам дает эта надпись на иконе?
По сути, это единственная информация о самом «чуде о явления Богородицы» во Владимире в память о котором была и написана сама икона.
И вся церуковная версия этой истории основывается только вышеприведеной надписью на этой иконе.
Но, можно ли считать эту надпись доказательством « чуда»? Ведь из сути, вытекающей с надписи информации, видно, что сама надпись, сделана гораздо позже даты написания самой иконы! Поскольку в ней идет речь о событиях 1412 года, когда г. Владимир ,был в очередной раз был разорен татарским набегом.
И если посчитать временной промежуток, то получается, что сама эта «запись на иконе» сделана через 113 лет от ее написания!
Тут же появляется новый вопрос, на который досих пор не дали ответа эксперты-искусствоведы:
Когда была сделана на иконе вышеприведенная надпись?
Надо сказать, что не музейные работники не утруждали себя этими историческими розысками, а вслед за православным духовенством «приняли его версию».
И это не делает чести работниками Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, не желающим пояснить посетителям музея об отсутствии исторических доказательств чуда!
В первой части этой уже приводилась цитата из книги Н. М. Карамзина, лично изучавшего в процессе написания своей работы, все доступные ему летописные списки за период княжения владимирского князя Андрея Александровича Городецкого и так же, не нашедшего в них сведений о явлении Богородицы во Владимире в 1299г.
Для тех, кто «не верит» Н.М. Карамзину, привожу отрывок с работы В.Н. Татищев «История Российская. Часть ТРЕТЬЯ»
«807 (1299). Умер еп. Климент новгородский. Митрополит из Киева. В Белой Руси. Постригся кн. Феодор ярославский. Смерть кн. Феодора. Умер Ярослав рязанский. Родился Дмитрий. Война татар. Было знамение на небе, огородилось было, солнце грозно. В тот же год преставился Климент, архиепископ новгородский, и положен в церкви святой Софии в притворе.
В тот же год преосвященный Максим митрополит, не терпя насилия от татар в Киеве, пошел из Киева, и весь Киев разошелся; а митрополит пошел из Киева ко Брянску, а от Брянска в Суздальскую землю; и так пришел с церковнослужителями и со всем житием своим, и сел во Владимире, и в Суздале, и в Новгороде Нижнем, и прочие там прилежащие места.
А Симеона владимирского послал в Ростов и дал ему ростовскую епископию.
В тот же год новгородцы с князем своим Борисом Андреевичем, внуком Александровым, изволили себе Феоктиста, игумена благовещенского, если митрополит благословит его; и взяли его с челобитьем, и посадили его на дворе владычнем, до тех пор пока не уведают, где Максим митрополит всея России.
В тот же год постригся во святой ангельский иноческий образ князь Федор Черный ярославский, сын князя Ростислава смоленского, внук Мстислава, правнук Давыдов, праправнук Ростислава, препраправнук Мстислава, пращур Владимира Мономаха, препращур Ярослава, препрапращур Великого Владимира, и вскоре преставился во святом ангельском иноческом образе и в схиме; положен был в церкви святого Спаса в Ярославле.
От него же тогда много чудес было и ныне многие бывают чудеса исцеление бесчисленные всем приходящим с верою. В тот же год преставился князь Ярослав Романович пронский.
В тот же год родился великому князю Михаилу Ярославичу тверскому сын Дмитрий. В тот же год пришли немцы ко Пскову спешно, и посад пожгли, и людей много побили, и град обступили.
И вышел на них Довмонт, князь псковский, и была сеча злая у святого Петра и Павла на берегу, каковой не бывало у Пскова, побили псковичей много.
И Божию помощию одолели псковичи и побили немцев, а иные утонули. А вилневичей князь Довмонт псковский, поймав, послал во Владимир к великому князю Андрею Александровичу владимирскому. В тот же год хан Тохта во второй раз ходил на хана Ногая и победил его».
Далее, в работах владимирских историков и искусствоведов в отношении Максимовской иконы Божией Матери, можно прочесть, что:
«Омофор, чудесно полученный митрополитом Максимом, хранился во Владимирском соборе в золотом ковчеге 112 лет, но при нашествии на Владимир царевича Талыча, бывшем в 1412 году 3-го июля.
А ордынский царевич Талыч сделал нападение на Владимир, но наущению новгородскаго князя Даниила Борисовича, с многочисленною ратью, проведенною тайно лесами нижегородским боярином Симеоном Карамышевым.
Когда город Владимир пал, то омофор якобы был скрыт, вмести с прочими соборными драгоценностями в какое-то тайное место ключарем Патркием, замученным в том же соборе татарами, напрасно старавшимися выпытать у него эту тайну жесточайшими муками.
Некоторые из дореволюционных епархиальных архиереев г. Владимира предпринимали поиски во внутренности церковных столбов, но и доселе все попытки к отысканию этого сокровища остались тщетными».
Но перепроверке этого факта было установлено, что нападение на Владимир татарского царевича Талыча было в 1411 году, а 1412!
Для подтверждения вышесказанного привожу новый отрывок с работы В.Н. Татищев «История Российская. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ»
«Татар междоусобие. В тот же год князь Александр Иванович тверской поехал со Твери в Литву и приехал к королю и князю великому Витовту Кестутьевичу в Киев, а Зелени-Салтан, сын Тохтамышев, там же был у Витовта. В тот же год Тохтамышев сын Зелени-Салтан взял спешным походом ордынские улусы и пограбил.
Даниил нижегородский к Владимиру. Карамышев . Татары у Владимира. Щека. Владимир сожжен.
В тот же год преосвященный Фотий митрополит пошел с Москвы во Владимир; и там он пребывал несколько дней и не слышал ничего ниоткуда ни о брани, ни о мятеже, поскольку время было тогда тихое и смирное.
И вот князь Даниил Борисович Нижнего Новгорода, укрывшись тайно от всех, привел к себе султана Талыча и послал спешно к Владимиру боярина своего Семена Карамышева , а с ним 350 татар, а руси 350 же.
И пришли к Владимиру лесом внезапно из-за реки Клязьмы в полдень июня 3 дня, а града тогда не было, и наместника Юрия Васильевича Щеки не было же тогда.
А преосвященный Фотий митрополит после вечерни пошел в свою митрополитову волость в Сенеж месяца июля второму дня под конец.
Татары ж придя, град взяв, ограбили и сожгли, а людей всех избили и пленили.
Митрополит же был на Святом озере своем у церкви святого Преображения Господня, которую поставил Киприан митрополит и часто там живал, так как любил лесные пустынные места, и многие там озера митрополитовы и места крепкие и непроходные.
И пришла из Владимира весть к Фотию митрополиту: «Вот пришел ратью во Владимир султан Талыч со многою ратью, да с ним воевода князя Даниила Борисовича Семен Карамышев после твоего ухода на другой день и скоро придут за тобой».
И Фотий отошел в леса на озера свои Сенежские в крепкие места. Татары же не застигли Фотия митрополита, и возвратились, и много людей повсюду секли без милости, и стадо градское взяли, и пожгли, и людей побили без числа много, и богатство их взяли.
Говорили же, которые тогда в пленении том были и потом избежали, так, что такое многое богатство снесли, одежды дорогие и вещи многоценные, сложив, как сенные копны, пожгли, ибо не могли все то, взявши, с собою унести, но только золотое, и серебряное, и кованное, и драгоценные ризы; и бесчисленное множество богатства забрали, а иное все пожгли, а деньги мерками делили меж собою.
Тогда ж в том пожаре и колокола расплавились. Были же всюду трупы мертвых без числа много и во граде, и вне града, и около града, по волостям и по селам всюду мертвых множество бесчисленное лежало».
И как видите ни слова об утрате самого главного сокровища Владимира - омофора дарованного самой Богородицей!
Теперь рассмотрим искусствоведческую часть Максимовской иконы Божией матери.
Российские искусствоведы же дают нам немного другое описание Максимовской и других икон созданных ростово-суздальской школой.
«Ростово-суздальская и Залеская Русь – это в древности обширные земли от Оки и Волги до Белого Озера. Эти земли стали вторым после Киева очагом русской государственности и культуры.
В самом центре Руси на протяжении трех веков, с 10 по 13, возникли города Ростов Великий, Муром, Суздаль, Владимир, Белозерск, Углич, Кострома, Тверь, Нижний Новгород, Москва.
Рост городов на Залеской земле сопровождался замечательным белокаменным строительством, расцветом искусства и культуры. Оно было прервано в 1238 году татаро-монгольским нашествием.
С 14 века возвышается Москва, присоединяя постепенно русские княжества, собирая силы на борьбу с татарами. И искусство начинает приобретать другой характер – оно отличается разнообразием поисков новых средств выразительности.
Иконы, написанные в Ростове Великом, представляют его как центр, своего рода академию для живописцев Северо-восточной Руси. Они подтверждают значительность и яркую самобытность национальной среднерусской древней живописи, и ее важную роль в общественном искусстве.
Иконы ростово-суздальской школы уже при первом знакомстве поражают нас яркостью и чистотой света, выразительностью строгого рисунка. Им свойственна особая гармония ритмически построенной композиции, мягкие теплые оттенки цвета.
Древнейшая из суздальских икон – «Максимовская Божья Матерь» – была написана в 1299 году по заказу митрополита Максима в связи с перенесением митрополичьей кафедры из Киева во Владимир.
Богоматерь изображена в рост с младенцем на руках. В иконе значительны утраты древней живописи, но необычайно выразительный силуэт, плавно бегущие линии рисунка говорят об очень высоком мастерстве ее создателей.
Произведения живописи 14 века – времени борьбы с монголо-татарами – несут в себе черты времени, образы их полны глубокой скорбной силы. Они нашли выражение в иконе Богородицы (14 век).
Характерно, что даже одежда Богородицы – мафорий – своим почти черным цветом символизирует глубину печали».
Как видим кроме общих слов, искусствоведы затрудняются в определении автора иконы, и совсем не описывают состояние иконы в наше время, хотя современные экспертные данные при ее обследовании могут дать много ценных сведений о дате ее написания и мастерах ее написавших.
Чудеса древние и сегодняшние
С чудесами в древности у Максимовской иконы Божией матери в сравнении с другими владимировскими иконами, как то особенно не сложилось.
И, по мнению автора, виной всему были другие более почитаемые знаменитые иконы,–Владимирская и Боголюбская иконы. Эти то иконы Божией матери и приняли на себя всю славу….
Владимировская икона. По церковному преданию Владимировской, её написал евангелист Лука на доске стола, за которым ел Иисус с Марией и Иосифом.
Согласно легенде, попала в Константинополь из Иерусалима в 5 в. н. э. при императоре Феодосии.
На Русь икона попала из Византии в начале XII века (ок. 1131 года), как подарок Юрию Долгорукому от константинопольского патриарха Луки Хризоверха.
Вначале Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева.
Сбежав с Вышгорода на север, князь Андрей Боголюбский перевёз похищенную из монастыря икону во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование) в 1155 году,
Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя.
На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы до сих пор находится улица Сретенка и основан Сретенский монастырь. То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы.
Боголюбская икона Божией Матери она прямо взаимосвязана с Владимирской и дает нам очень точное описание того, как во Владимиро-Суздальской Руси князьми применялись приемы политической пропаганды на население, с целью оправдания своих тех или инных действия - « …,одна из древнейших чудотворных икон России, написана в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского (память 4 июля) в память о явлении ему Божией Матери.
В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистомЛукою (впоследствии эта икона получила наименование Владимирской).
В семи верстах от Владимира лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места. Благоверный князь Андрей просил сопровождавшего его священника Николая совершить молебен перед иконой Божией Матери и долго со слезами молился перед чтимым образом.
Затем он перешел в походный шатер, но не прекращал усердной молитвы. В это время ему явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела благочестивому князю образ Ее, принесенный из Вышгорода, поставить во Владимире, а на месте Ее чудесного явления построить храм и святую обитель.
Потом Она молитвенно подняла руки к небу, принимая благословение Христа Спасителя, Который явился в это время над землей, благословил Ее, и видение исчезло.
Исполняя повеление, благоверный князь Андрей заложил на указанном месте каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где образовался и монастырь. Затем святой князь призвал искусных иконописцев и просил изобразить Божию Матерь так, как видел Ее в явлении: во весь рост со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Спасителю.
Когда строительство церкви было завершено, благоверный князь Андрей перенес в нее написанный образ и установил ежегодное празднование в честь явления Божией Матери 18 июня, которое утвердилось в Русской Церкви.
Монастырь и город, образовавшийся вокруг обители, благоверный князь Андрей назвал Боголюбовом, потому что, по его словам, "Божия Матерь возлюбила это место", а сам князь с тех пор стал именоваться Боголюбовым или Боголюбским.
Чудотворная икона Божией Матери, принесенная из Вышгорода, впоследствии была перенесена из Боголюбова монастыря во Владимир, в Успенский собор, а явленная икона оставлена в Боголюбове и названа Боголюбской.
Образ Божией Матери Боголюбской прославлен неисчислимыми чудотворениями, на протяжении многих веков являя благодатную помощь верующему русскому народу. Слава о чудесах и знамениях, совершенных от иконы, побуждала верующих людей во многих местах России обращаться к написанию копий с чтимого образа, которые со временем получили широкое распространение и восприняли благодатную силу чудотворений».
«И в настоящее время на древней Владимирской земле и в ее кафедральном граде Владимире под покровом Божией Матери и Ее двух древних чудотворных икон: Боголюбской (1157) и Максимовской (1299) спасаются люди Божии».
Максимовская икона Божией Матери по-прежнему находится в Кафедральном соборе г. Владимира, над местом погребения митрополита Максима.
По утверждения представителей РПЦ МП она тоже уславилась чудесами. И как доказательство приводится вот такая информация.
«…10 лет назад: сын одного владимирского чиновника тяжело заболел. (Что за чиновник данных РПЦ МП не приводят, но видно высокого ранга, раз древнюю икону взяли из музея и принесли в дом больного!!- автор)
«Родители испробовали все медицинские средства, но больному становилось все хуже. Тогда отчаявшиеся родители решили прибегнуть к благодатной помощи Богоматери.
Чудотворный Максимовский образ был перенесен в дом и перед ним отслужен молебен. Исцеление произошло в тот миг, когда больной приложился к иконе. Он встал с постели совершенно здоровым».
Было ли это чудо или нет, проверить, не представляется возможным…