Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"Я могла бы родиться кошкой"
© Станишевская Анастасия

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 41
Авторов: 0
Гостей: 41
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Присоединение Крымского ханства к Российской империи и современная геополитика гл.20 ч.2 (Очерк)

                             Глава 20 ч.2

Присоединение Крымского ханства к Российской империи и современная геополитика

                      Московское царство   1669-1672года

         Поскольку  так уж повелось на  Святой Руси, что  царь-батюшка  тут  всему есть Голова, в связи с чем   русский  народ начиная с 17-го века  сформулировал, эту мысль, для себя в форме и в фоме  пословиц:"Бог знает  да царь",  "Все  во  власти  Божьей  да государевой",  "Богом  да царем  Россия  сильна", то и наш  рассказ о Московском царстве мы начнем с  биографии  второго царя   династии Романовых Алексея Михайловича.
     Для  тех  читателей,  кто давно не брал в руки,  не то, что школьный  учебник истории, а и даже любой исторический роман о Московском царстве, разрешите  представить одного из  наших героев: Алексей Михайлович Тишайший родился  19 марта 1629 и был сыном  Михаила Фёдоровича и его второй жены Евдокии
     Как видим, в  1669г. Алексею Михайловичу исполнилось 40 лет! По тем временам  солидный  возраст, даже  и для  царя.
        И самое время подвести нам  краткие итоги.
     Из внутренних распоряжений при царе Алексее историками отмечены, как  удачные: Запрет беломестцам (монастырям и лицам, находившимся на государственной, военной или гражданской службе) владеть чёрными, тяглыми землями и промышленными, торговыми заведениями (лавками и проч.) на посаде;
      Интересная   надо сказать идея,  как и для нашего просвещенного времени.
       И не это ли есть, тот путь борьбы с коррупцией и стяжательством власть имущих от депутатов до  последнего участкового инспектора милиции.
      Так же в Московском царстве было оформлено  окончательное прикрепление тяглых классов, крестьян и посадских людей, к месту жительства; переход воспрещён был в не только крестьянам-хозяевам, но и детям их, братьям и племянникам.(По Соборному Уложению 1649 г.)
      Основаны новые центральные учреждения, каковы приказы: Тайных дел (не позже 1658 года), Хлебный (не позже 1663 года), Рейтарский(с 1651 года), Счётных дел (упоминается с 1657 года), занятый проверкой прихода, расхода и остатков денежных сумм, Малороссийский (упоминается с 1649 года), Литовский (1656—1667), Монастырский (1648—1677).
        В финансовом отношении сделано также несколько преобразований: в 1646 году и следующих годах совершена перепись тяглых дворов с их совершеннолетним и несовершеннолетним населением мужского пола,
сделана неудачная вышеуказанная попытка введения новой соляной пошлины;
указом от 30 апреля 1654 года запрещено было взимать мелкие таможенные пошлины (мыт, проезжие пошлины и годовщину) или отдавать их на откуп и велено было зачислить в рублёвые пошлины, взимаемые в таможнях;
в начале 1656 года (не позже 3-го марта) ввиду недостатка денежных средств выпущены медные деньги.
         Вскоре (с 1658 года) медный рубль стал цениться в 10, 12, а в 1660-х годах даже в 20 и 25 раз дешевле серебряного; наступившая вследствие этого страшная дороговизна вызвала народный мятеж (Медный бунт) 25 июля 1662 года.
         Мятеж усмирён обещанием царя наказать виновных и высылкой стрелецкого войска против мятежников.
          Указом от 19 июня 1667 года. велено было приступить к постройке кораблей в селе Дединове на Оке; впрочем, выстроенный тогда же корабль сгорел в Астрахани. В русскую армию, кроме инженеров-специалистов, стали широко привлекаются и иностранные специалисты- профессиональные военные.
     Это явление тоже можно сравнить с современной широко распространенной  тенденцией,  привлечение легионеров-футболиство  в российский  футбольные  клубы.
         В области законодательства: составлено и издано Соборное уложение (печаталось в 1-й раз 7—20 мая 1649 года) и пополняющие его в некоторых отношениях: Новоторговый устав 1667 года, Новоуказные статьи о разбойных и убийственных делах 1669 года, Новоуказные статьи о поместьях 1676 года, воинский устав в 1649 года.
        При царе Алексее продолжалось колонизационное движение в Сибирь. Прославились в этом отношении: А. Булыгин, О. Степанов, Е. Хабаров и другие.  
        Основаны Нерчинск (1658 год), Иркутск (1659 год), Селенгинск (1666 год).
        Так и появилась знаменитая  Сибирская каторга, куда  ссылали всех противников  царского режима аж до 1917года.
            Отличился  Алексей Михайлович  и  на другом поприще! Он в двух  браках был отцом 16 детей.  С первой  женой Марией  Ильиничной  Милославская (13 детей):
Дмитрий Алексеевич (октябрь 1649 — октябрь 1651)
Евдокия (февраль 1650 — март 1712)
Марфа (август 1652 — июль 1707)
Алексей (февраль 1654 — январь 1670)
Анна (январь 1655 — май 1659)
Софья (сентябрь 1657 — июль 1704)
Екатерина (ноябрь 1658 — май 1718)
Мария (январь 1660 — март 1723)
Фёдор (май 1661 — апрель 1682)
Феодосия (май 1662 — декабрь 1713)
Симеон (апрель 1665 — июнь 1669)
Иван (август 1666 — январь 1696)
Евдокия (февраль 1669 — февраль 1669)
     От первого брака с Милославской царь имел как мы  видим  шестьдочерей и пять сыновей. Но ее сыновья отличались болезненностью.
        В 1651 году умер старший из них - Дмитрий.
         После этого наследником объявлен был царевич Алексей, родившийся в 1654 году.
         Одним из воспитателей его был Ртищев. Царевич считался примерным учеником, наделенным исключительными дарованиями. Преждевременно развившийся, слишком серьезный для своего возраста, он с десяти лет совершенно не интересовался игрушками, привезенными из Германии, и предпочитал им чтение.
           В 12 лет он в совершенстве владел латынью, сочинял стихи, читал классиков и изучал философию. Говорят, что спальня царевича загромождена была иконами и физическими приборами.
           В 13 лет Алексей, выставленный кандидатом на польский трон, произнес перед польскими посламиречь наполовину по-латыни, наполовину по-польски. К несчастью, он не дожил до 16 лет.
            В марте 1669 года умерла царица Марья Ильинична; за нею в том же году последовал третий царевич - Семен. 22 января
           Со второй женой Наталией  Кириловной  Нарышкиной (3 детей):  19 летней девушкой   Алексей  Михайлович обвенчался  будучи  уже в  возрасте 42 года
Пётр (30 мая 1672 — 28 января 1725)
Наталья (август 1673 — июнь 1716)
Феодора(сентябрь 1674 — ноябрь 1678)

        Наталия  Кирилловна Нарышкина была сиротой и являлась  воспитаннице думного дворянина Артамона Сергеевича Матвеева.
         В 1672  году она родила Алексею Михайловичу  сына Петра, а в 1674 году Алексей объявил своим наследником четвертого сына от первого брака - Федора.
         Через год с небольшим после этого в январе 1676 года сам Алексей Михайлович скончался в возрасте всего 47 лет.  
          Среди российских историков принято считать, что одной из причин его раннего одряхления и смерти  считали чрезмерную тучность.
        Несмотря на деятельную жизнь, страстную любовь и не только к  охоте,  ревностное исполнение постов, Алексей Михайлович к концу жизни даже по московским меркам считался очень дородным.
       Автор же предлагает  другую версию причины послужившей  непосредственной причиной преждевременной смерти Алексея Михайловича, а именно восстание Степана Разина!

       Волнения в Московском царстве  вызванные  этим восстанием, его широкий размах,  пошатнувший основы  династии Романовых, для Алексея Михайловича  страдавшего в виду чрезмерного веса, гипертонией и кучей  других  сопутствующих ей  заболеваниям, удар оказался  непосильным!
        В советские времена тогда  партийные, а сейчас  беспартийные,  христопродавцы,  от исторической  науки,  так  учили советский народ о том, кто же был Степан Разин.
        «Степан Тимофеевич Разин, донской казак, вождь крестьянского восстания XVII века.
         В 1969г. Разин поднял восстание казачьей голытьбы и крестьян против  бояр, помещиков и гнета царской  власти.
         Несмотря на неудачу восстания  образ Разина храброго предводителя крестьянской  войны, сохранился в народных песнях и сказаниях».
        Ну, а если посмотреть исторической  правде в глаза, то картина получается совершенно иной.
        Династия Романовых в 1669-1670 годах впервые оказалась на краю гибели, это был   первый звонок, той трагедии царского рода Романовых  наставшей  17  июля 1918 , т.е,  через 249-250 лет, от начала  восстания  Степана Разина.
        И тут уместно задаться  вопросом: «Так кто же  есть Степан Разин и почему он поднял против царя  восстание?
        И почему  так  в России народ любит этого героя, распевая   лихую пеню « Из-за острова  на стрежень, на простор  речной волны, выплывали  расписные Стеньки Разина челны…?»
       Историк Н. Костомаров  дал вот такое, высоко художественное  описание С. Разина.
       "Стенька Разин — говорит он — был человек крепкого сложения, необыкновенно предприимчивый и деятельный, человек непреодолимой воли, которая уже одна могла заставить преклониться перед ним толпу; своенравный и непостоянный и вместе с тем неуклонный в принятом намерении, то мрачный и суровый, то разгульный до бешенства, то преданный пьянству и кутежу, то способный с нечеловеческим терпением переносить всякие лишения, — то некогда ходивший на богомолье в далекий Соловецкий монастырь, то, впоследствии, пренебрегавший посты и не хотевший знать ни таинств, ни священников.
            В его речах было что-то обаятельное. Толпа чуяла в нем какую-то небывалую силу, перед которой нельзя было устоять, и называла его колдуном.
           Жестокий и кровожадный, он забавлялся как чужими, так и своими собственными страданиями.
            Закон, общество, церковь, — все, что стесняет личные побуждения человека, стали ему ненавистны. Сострадание, честь, великодушие — были ему незнакомы.  
            Это был выродок неудачного склада общества; местью и ненавистью к этому обществу было проникнуто все его существо"
          Но это  мнение Костомарова. А мы попробуем сами разобраться  в этом вопросе. Вот краткая, авторская   биография С. Разина.
          Степан Тимофеевич Разин родился около 1630 года в донской станице Зимовейская или в городе Черкасске.
          Отец Разина, Тимофей Разин, был зажиточным казаком. Скорее всего, Степан был средним их трех сыновей в семье.
          Степан Разин не получил никакого образования, но знал татарский и калмыцкий языки, что очень пригодилось ему в жизни.
          Разин поступает на военную службу, участвует в войнах с крымскими татарами и турками.
         1652 год – Степан Разин посещает Соловецкий монастырь . Сохранилась  просьба об отпуске для этой поездки – первый из имеющихся у историков документов, где упоминается имя Степана Тимофеевича Разина).
         1658 год – Разин вместе с несколькими другими казаками направлен в Посольский приказ в Москву.
         1661 год – Разин в качестве полномочного представителя донского казачества ведет переговоры с калмыками о совместных действиях против крымских татар.
        1662 год – Степан Разин становится атаманом.
        1662 – 1663 годы – военный поход казаков под предводительством Степана Разина против турок и крымских татар. Поход завершается удачно, казаки возвращаются на Дон с богатой добычей и пленными.
        Казалось бы  удачная  карьера  для малограмотного и незнатного донского казака, как на то время?
         Но вот настал 1665 год, когда  князь Ю.А. Долгоруков казнит через повешение старшего брата Степана Разина Ивана.
           А суть дела была в следующем. В 1665 г. его родной брат, атаман одного из донских казачьих отрядов, участвовал в походе кн. Юрия Долгорукого против поляков,  т.е. воевал на Украине и, при наступлении осени, стал просить об отпуске на Дон.
         Князь приказал ему остаться на службе, но Иван Pазин, считавший, что он служит московскому царю добровольно, а не по обязанности, все-таки ушел со своей станицей. Их догнали, и атаман был повешен, по приказанию кн. Долгорукого.
          Российские историки считают, что именно после этого  Степан Разин  решает отомстить не только Долгорукому, но и всей знати за смерть брата.
          Но так ли это  или на восстание против  царя у С.Разина были другие причины?
          События,  превратившиеся  затем в восстание начались  еще весной 1667 года и официальная  историография  это описывает так.
          Степан Разин собирает «ватагу» численностью около 600 человек. Идет от Царицына вверх по Дону, грабя по дороге богатых казаков.  Данное предприятие получает название «поход за зипунами».
          По мере продвижения по Дону «ватага» Разина растет за счет бедных казаков и достигает к концу «похода» 2 тысяч человек, которые плывут на 30 стругах.
          Но никто богатыхз казаков не грабил! А по сути, дело было вот как.
          Собрав вокруг себя отряд  около 300 человек, С. Разин  в апреле 1667 г. поплыл на четырех стругах вверх по Дону к тому месту, где Дон сближается с Волгой, выбрал бугор близ городка Паншина и расположился там станом.
        Ватага Разина, по казачьему обычаю, была разделена на сотни и десятки; атаманом был сам P., а есаулом Ивашка Черноярец.
         Из Паншина Разин  перешел на Волгу, и вскоре начал свои разбойничьи подвиги.
         Все началось с   нападения  на весенний караван с казенным хлебом.  Караван состоял из царских, патриарших и частных стругов, и на одном из них находились ссыльные, которых везли в Астрахань.
          Начальник сопровождавшего караван стрелецкого отряда, симбирский сын боярский Федоров, целовальники, прикащик гостя Шарина - владельца большого судна, нагруженного казенным хлебом и хозяева частных стругов были преданы Разиным пытке, а затем повешены на мачтах или потоплены в Волге; той же участи подверглось несколько простых рабочих, вероятно за сопротивление.
           С ссыльных были сняты оковы, и они выпущены на свободу, а чернорабочим и рядовым стрельцам P. сказал:
         "Вам всем воля; идите себе, куда хотите; силою не стану принуждать быть у себя; а кто хочет идти со мной — будет вольный казак. Я пришел бить только бояр, да богатых господ, а с бедными и простыми готов, как брат, всем поделиться".
          Отряд  Pазина. вследствие этого сильно увеличилась. Каторжанинам было  уже нечего терять, да и завладев стругами и запасами каравана , Разин дал команду плыть  к г.Царицыну. В этот раз  Разин не рискнул штурмовать город, но и стрельцы стрельцы  саботировали  приказы  воеводы воевать  с Разиным.
          Далее  официальная  историография  пишет, что  во время  этого первого похода Разин захватывает крепость-городок  Яик.
         И так как большинство зажиточного населения Яика  видили  в его «ватаге» лишь большую шайку воров, атаман приказывает казнить 170 человек.
         А вот что мы имеет на самом деле: (версия первая)
          «В конце мая или в начале июня Разин  и его ватага уже  на 35 стругах, спустившись вниз по Волге и минуя Астрахань, вошли в Каспийское море и остановились у устья Яика.
            Затем они поднялись по Яику, и Разин только с 40 казаками подошел к Яицкому городку, прося начальника гарнизона этого городка, стрелецкого голову Яцына, пустить его с товарищами в городок "Богу помолиться".
           Стрелецкий голова согласился. Войдя в город, "воровские казаки" отперли ворота, впустили всю ватагу и, несмотря на то, что им не было оказано никакого сопротивления, жестоко расправились со стрелецким головой и с сотниками: не только они, но и многие стрельцы были обезглавлены.
           Остальным стрельцам и жителям Яицкого городка Pазин. сказал, что он дает им волю: пусть делают, как хотят — остаются при нем или идут в Астрахань.
            Многие остались в Яицком городке, а за теми, которые пошли к Астрахани, была послана погоня; их догнали на Раковой Косе и так как они отказались возвратиться к Pазину., то воровские казаки стали рубить их и бросать в воду.
           Все лето 1667 г. провел Pазин в Яицком городке, а в сентябре отправился к устью Волги, ограбил близ Терского городка какое-то турецкое судно и воротился зимовать на Яик.
           Астраханский воевода кн. Хилков, а затем преемник его кн. Ив. Сем. Прозоровский неоднократно посылали увещевать P., но все было напрасно, и некоторые из посланных воеводами стрелецких пятидесятников поплатились жизнью».
           Версия вторая.
           «Стоявший в Яицком городке стрелецкий гарнизон оказать сопротивления не успел либо не посмел.
             Однако Яцын - стрелецкий голова и его товарищи задумали что-то против Разина. Прознавший об этом атаман наказал их.
            Собрали гарнизон на площади, и один из стрельцов, звали его Чикмаз, стал рубить головы вчерашним своим товарищам. Картина, думается, была несравненная: отрубив за два часа 170 голов, Чикмаз, должно быть, сильно измазался, кровь покрыла все его тело и лицо коркой - лето было, жара; агонизирующие трупы кидали в яму.
             Некоторые из приговоренных стрельцов падали в обморок от ужаса, и подтаскивали их к плахе, впавших в беспамятство.
              Степан сидел здесь же, наблюдал и, видимо, утомившись, объявил оставшимся в живых стрельцам, что, мол, прощаю, можете остаться со мной, а можете идти. Стрельцы подумали денек и сдуру пошли куда-то. Казаки во главе с атаманом нагнали их за городом и порубили.
            Задушевный парень Чикмаз заслужил доверие атамана и остался с ним надолго».
           Снова официальная  точка зрения.
           1667 – 1669 годы – Персидский поход Разина.
           Казаки разбивают флот иранского шаха. Их тактика получает название «казацкой войны» - широко применяются засады, внезапные налеты, обходные маневры. Фактически «ватага» занимается разбоем: сжигает целые деревни, грабит и убивает жителей. Разин одинаково удачно «проходится» по Баку, Дербенту, Фарабату, Астрабату… в каждом городе он берет пленных.
           Среди пленников атамана оказывается дочь Менеды-хана. Разин сначала делает ее своей наложницей, после чего убивает. Этот факт также отражен в русском фольклоре.
         А вот как  события развивались на сам деле:
          23-го марта 1668 г. Разин со своим уже 2000  отрядом  выступил в Каспийское море, и в Московском государстве больше года не знали, наверное, где он находится.
          Разин  и его казаки вышли в пределы Персии и стали предавать разорению села и города на пути от Дербента до Баку, а жителей убивали или уводили в плен. Этим нападениям С.Разина и его казаков  способствовала  природная катастрофа. Как раз  по побережью Каспийкого моря  от г. Дербента до г. Баку  прокатилась волна сильных землетрясений. И  местные власти, и народ  были дезорганизованы  этим и не могли окать сильного сопротивления  малочисленному отряду  казаков. И зачастую все  сводилось к обычному  мародерству более сильных  разбойников над уцелевшим местным населением.
            Когда они подошли к г. Рашу (Решту), правитель этого города Будар-хан выслал против них войско, но Р. вступил в переговоры и изъявил желание принять персидское подданство.
             Будар-хан дозволил Р. послать трех казаков в Испагань для переговоров о принятии подданства персидского шаха, и дал Разину столько же заложников персиян.
             Казаки были приняты в Испагани с почетом и шах велел своему эхтимат-девлету выслушать их прошение.
              Приехавший в это время в Испагань московский посланник выяснил персидскому правительству, что Разин и его казаки — мятежники, а потому не следует принимать их в персидское подданство.
              Вскоре после того до Испагани начали доходить слухи о прежних опустошениях, произведенных казаками на Каспийском побережье, и персидское правительство стало относиться подозрительно не только к казакам, но и к московскому посольству, полагая, что оно прислано для того, чтобы отвлечь внимание персиян и дать возможность казакам грабить персидские области.
           Вследствие этого персияне принялись, под наблюдением какого-то немца, строить флот, чтобы идти весной против казаков.
            Пока в Испагани шли мирные переговоры, а затем военные приготовления, Разин. со своими казаками чуть не погиб в Реште, предавшись там неумеренному пьянству, и спасся только благодаря преданности окружавших его людей; что касается рядовых казаков, то из них 400 человек было убито и взято в плен.  
            После этого происшествия казаки поплыли к городу Фарабату, взяли его, разграбили и сожгли не только самый город, но и увеселительные дворцы шаха, построенные на берегу моря, а жителей частью перебили, частью увели в плен.
            На полуострове против Фарабата P. построил, с помощью пленников, деревянный городок и перезимовал там; весной же 1669 г. он поплыл на восточный берег Каспийского моря, к "Трухменской земле", а оттуда к Свиному острову, где пробыл два с половиной месяца, делая набеги на берег для добывания пищи.
            В июле персияне выступили против Разина. на семидесяти судах, под начальством Менеды-хана. Сражение окончилось победой казаков, которые получили большую добычу, убили сына Менеды-хана и взяли в плен его красавицу дочь.
          
            Вот как это описывает Н. Костомаров:
          «В июне 1669 года к Свиному острову подошел флот шаха во главе с первым полководцем Персии Менеды-ханом.
            Персы, имевшие прекрасное вооружение и четырехкратное численное превосходство, ехали к Свиному острову, как на праздник. С музыкой. Хан даже взял с собой юного сына (а по легенде и дочь), дабы дети могли насладиться победой персидского воинства.
            Поначалу все получилось, как и было задумано Менеды-ханом: казаки при виде приближающегося противника ударились в постыдное бегство.
             Персы возликовали. Преследование сопровождалось громом барабанов и труб. Казаки, как оказалось, даже управлять стругами не умели - еле двигались, беспомощно тыркаясь друг в друга. Персы соединили свои суда цепями, чтоб ни один казачий струг не скрылся, и стали окружать разинцев.
             Тут и начался праздник: неожиданно казаки научились управлять, и, причем необыкновенно четко и слаженно, своими стругами и развернулись в сторону персов. С центрального - разинского струга раздался пушечный выстрел.
              Буса Менеды-хана, отмеченная им самим поднятым флагом, загорелась - ядро угодило в пороховой запас, самому хану пришлось спешно перейти на другое судно. Но его загоревшаяся буса стала тонуть и потянула за собой все остальные персидские суда, связанные цепями.
              Маневрировать персы не могли и посему послужили прекрасной мишенью. После короткого и точного обстрела казаки начали непосредственное истребление впавшего в жуткое замешательство персидского воинства.
               Все войско в краткий срок было уничтожено. Хан, потеряв в суматохе боя своего сына Шебалду, ушел на трех сандалях. Казаки потеряли убитыми всего несколько десятков человек».
               Там же у Н. Костомарова: «Со временем весть о  поражении войска персидского шаха Аббаса II пришла во все окрестные восточные страны, в европейские державы.
                Дошла весть и до Москвы. И хоть слал государь Алексей Михайлович извинения Аббасу II за действия разбойников, гордость за своих неразумных подданных Московия чувствовала явно.
              Государем были отпущены вины казакам.
              "Прощаю, мол, только не дурите больше. Награбили и сидите смирно."  
               А вот Смирно не вышло. Остановиться  С. Разину уже было невозможно.
          Но это было потом. А теперь рассмотрим легендарный  вопрос о С.Разине и его персидской  княжне. Это не простой  вопрос, как кажется многим. И п о новому характеризует С. Разина.
             Вот одна из версий: место действия  р. Волга!

          «Однажды атаман кутил со своими товарищами на своем богато украшенном струге. Возле Стеньки сидела его любовница, пленная персидская княжна. Великолепное платье, вышитое золотом и серебром, жемчуг и драгоценные камни более придавали блеску ее ослепительной красоте. Поговаривали, что она уже начинала приобретать силу над суровым сердцем атамана.
           Стенька тогда сильно выпил и пришел в ярость, как это с ним часто бывало. Вдруг он вскакивает со своего места, быстро подходит к краю струга и говорит:
         «Ах ты, Волга-матушка, река великая! Много ты дала мне злата и серебра и всего доброго; как отец и мать славою и честью меня наделила, а я тебя еще ничем не поблагодарил; на ж тебе, возьми!»
        Он схватил княжну одной рукой за горло, другой за ноги и бросил в волны.
           Этот варварский поступок не был только пьяным порывом буйной головы.
            Стенька, как видно, завел у себя запорожский обычай - считать сношения казака с женщиною поступком, достойным смерти. Его увлечение красивой персиянкой естественно должно было возбудить негодование и ропот тех, которым Стенька не дозволял того, что дозволял себе, и, быть может, желая показать, что не в состоянии привязаться к женщине, он пожертвовал красивой персиянкою своему влиянию на товарищей»
        Но все описанное вернее  сотни раз переписанное одними историками у других похоже на народную легенду.
        А  ведь есть  и непосредственные очевидцы  этого события, оставившие нам свои  «воспоминания».
        Вот другой  вариант этой  истории. Место действия  р. Яик (р.Урал)  
       Свидетельствует очевидец. Капитан  артиллерии ЛЮДВИГ ФАБРИЦИУС и его «ЗАПИСКИ»
          «Но сначала Стенька весьма необычным способом принес в жертву красивую и знатную татарскую деву.
            Год назад он полонил ее и до сего дня делил с ней ложе.
             И вот перед своим отступлением он поднялся рано утром, нарядил бедняжку в ее лучшие платья и сказал, что прошлой ночью ему было грозное явление водяного бога Ивана Гориновича, которому подвластна река Яик; тот укорял его за то, что он, Стенька, уже три года так удачлив, столько захватил добра и денег с помощью водяного бога Ивана Гориновича ( Иван Горинович это божество - покровитель р. Яик, ныне  река  Урал-автор), а обещаний своих не сдержал.
            Ведь когда он впервые пришел на своих челнах на реку Яик, он пообещал богу Гориновичу: «Буду я с твоей помощью удачлив — то и ты можешь ждать от меня лучшего из того, что я добуду».
            Тут он схватил несчастную женщину и бросил ее в полном наряде в реку с такими словами:
            «Прими это, покровитель мой Горинович, у меня нет ничего лучшего, что я мог бы принести тебе в дар или жертву, чем эта красавица».
            Был у вора ( С. Разина) сын от этой женщины, его он отослал в Астрахань к митрополиту с просьбой воспитать мальчика в христианской вере и послал при этом 1000 рублей».

           После победы  на морским флотом Персии С. Разин зная  о царском благовении к нему, и прощении всех его «подвигов» повернул свои корабли домой.
           По пути к Астрахани  казаки напали, и  ограбил большау купеческая буса, , взяли в плен хозяйского сына Сехамбета и потребовали за него выкупу пять тысяч рублей.
             Владелец этой бусы и митрополичьи рабочие тотчас же донесли в Астрахань о появлении разинских казаков.
            Астраханский воевода кн. Ив. Сем. Прозоровский немедленно отправил против них своего товарища кн. Сем. Ив. Львова, с 4000 вооруженных стрельцов, на 36 стругах.  
             Казаки расположились станом на острове Четырех Бугров, при устье Волги, и ожидали там прихода царского войска.
             Увидав, что им не сладить с астраханцами, казаки уплыли в море; кн. Львов двадцать верст гнался за ними, а затем отправил к ним посланца для переговоров и выставил условия, на которых они могут возвратиться на Дон.
             И это как показало время была роковая  ошибка  стоившая  жизни не только самому  князю Львову, а и  многим тысячам других  бояр, дворя и вообще « московским начальных людей». Как говорится,   надеялись на лучшее, а получилось как всегда.
              После переговоров с разинцами, царское войско, с кн. Львовым во главе, и Разин со своими казанами повернули свои корабли  к Астрахани.
               Разин. с несколькими казаками вошел в город и положил в приказной избе свой бунчук, в знак послушания.
              Что касается отдачи пушек, промена морских стругов на речные, возвращения пленных и добычи, то все это было выполнено Разиным. лишь отчасти.
              Казаки провели под Астраханью полторы недели, и каждый день ходили по городу, щеголяя богатой одеждой, жемчугом и драгоценными камнями. Расхаживая в толпе, Pазин приветливо со всеми разговаривал, щедро оделял золотом и серебром и расположил к себе астраханскую чернь.
          И снова официальная  историография о С. Разине.
Август-сентябрь 1669 года – Степан Разин возвращается на Дон. Вместе с казаками он строит крепость Кагальник (Кагальницкий городок), где размещается и «ватага», и награбленное во время походов добро.
          В крепость постоянно приходят люди, желающие ходить в походы под предводительством атамана Разина.
         Московское правительство пытается наказать казаков. Мерой наказания выбрано прекращение поставок хлеба на Дон, после чего народ в «ватагу» идет с удвоенной силой.
         Май 1670 года – на казачьем «большом круге» атаман Разин заявляет, что намерен идти сначала на Волгу, а после – на Русь, чтобы наказать «изменников»-бояр и дать свободу простым людям.
         Лето 1670 года – начало похода, который сразу же принимает масштабы крестьянской войны.
        По городам распространяются слухи, что со Стенькой Разиным идут не просто казаки, «голытьба», а сам царевич Алексей (на самом деле умерший) и патриарх Никон.  
        Из этих ложных слухов народ делает вполне логичный вывод – с произволом бояр борется не только простой люд, но и власть, и церковь.
        Разин рассылает «прелестные письма», в которых призывает на службу к себе всех желающих вольной жизни. Во всех городах, захваченных «ватагой», казнят представителей власти и сжигают архивы, в них вводится казацкое управление.
        На Волге (крестьяне которой недавно попали в крепостную зависимость) приход Разина провоцирует целую волну крестьянских выступлений, уже под предводительством местных крестьян. Здесь Разин, следуя вверх по реке, захватывает Астрахань, Царицын, Саратов, Самару.
         А вот как события развивались на сами деле:
          Желая узнать о дальнейших намерениях С.Разина, Московское правительство прислало в Черкасск жильца Евдокимова с царской милостивой грамотой к казакам, которая и была прочтена вслух донским атаманом Корнилом Яковлевым.
             На другой день после этого С.Разин. явился в Черкасск и стал доказывать казакам, что московские бояре подстрекают нарушать казацкие вольности, а жильца Евдокимова назвал лазутчиком, присланным подсматривать за ним; В реузультате чего Евдокимов был схвачен казаками, избит и брошен в воду ( утоплен-автор).
             Донские казаки откликнулись на призыв Разина и весной 1670 г. многие из них отправились с ним к Царицыну.
            Дорогой к Разину пристал известный  атаман, он же по официальной терминологии "вор" Васька Ус, который четыре года перед тем разорил много воронежских и тульских помещиков и вотчинников: Разин. сделал его своим есаулом.
              Новый Царицынский воевода Тургенев приготовился к защите города, но жители Царицына передались Разину: казаки были впущены в город, а Тургенев, после ужасных истязаний, брошен в Волгу.
              Едва окончилась эта расправа, как пришло известие, что сверху плывут московские стрельцы, посланные для защиты низовых городов.
               Не ожидая измены Царицына, стрельцы были застигнуты врасплох: больше половины стрельцов  в бою погибло, а остальные триста передались Разину; все начальственные лица были перебиты, а рядовые стрельцы приняты им приветливо. Разин. провел в Царицыне около месяца и ввел там казачье устройство.
             Но все же это только  пересказ событий поздними   историками.
            А вот свидетельство непосредственного очевидца Людвига Фабрициуса о том, как на самом деле  развивались события:
          « Мы вышли из стругов и построились в ordre de bataille. (боевой порядок) Господин генерал князь Семен Иванович Львов обошел строй, призывая всех и каждого помнить о своем долге, хранить верность присяге, данной его царскому величеству, и сражаться с бессовестными бунтовщиками, как подобает честным воинам.
           В ответ все  как один закричали, что, разумеется, они все готовы отдать свою жизнь за его царское величество и будут биться до последней капли крови.
             Тем временем Стенька вышел в поле, построил широко развернутый фронт и дал в руки каждому, у кого не было огнестрельного оружия, длинную палку, обожженную немного с одного конца, а к ней был прибит лоскут или небольшой флажок, все это издали в открытом поле имело необычайно парадный вид.
            Простые воины и вообразили, что там, где много флажков и штандартов, должно быть и много людей.
             Они стакнулись и, решив, что им представляется возможность, по которой они так давно вздыхали, тотчас перешли к врагу с развернутыми знаменами и барабанным боем.                
             Там они стали целоваться и обниматься и договорились стоять друг за друга душой и телом, чтобы, истребив изменников-бояр и сбросив с себя ярмо рабства, стать вольными людьми.
              Тут генерал глядел на офицеров, офицеры на генерала, и никто в растерянности не знал, что нужно предпринять. Один говорил одно, другой — другое, наконец, порешили, что следует сесть с генералом в его струг и таким образом ретироваться в Астрахань.
             Но воровские стрельцы, в Черном Яре, стоявшие на валу и башнях, повернули пушки и открыли огонь по нам. Часть их выскочила из крепости и перерезала нам дорогу к стругам, так что некуда было податься.
             Между тем наши собаки, те, что присоединились к казакам, налетели на нас с тыла. Нас было всего человек 80 офицеров, дворян и писарей.
             И тут бы быть резне, да Стенька Разин сейчас же отдал приказ не убивать больше ни одного офицера, ибо среди них, верно, есть все же и хорошие люди, таких следует пощадить.
              Напротив, тот, кто плохо обращался со своими солдатами, понесет заслуженную кару, по приговору атамана и созванного им круга.
                Круг — это когда казаки по приказу атамана собираются и становятся в круг, а посреди круга втыкается головное знамя, около которого становится атаман со своими старшими офицерами, которым он сообщает свой замысел с тем, чтобы те довели его до сведения рядовых сотоварищей и выслушали их мнение об этом. Если рядовым сотоварищам по душе атамановы предложения, то все в один голос выкрикивают: «Любо, любо!».  
               « Итак, был созван круг, и Стенька через своих есаулов спросил, как обращались со своими солдатами генерал и офицеры, на что бессовестные кровавые собаки, как стрельцы, так и солдаты, в один голос закричали, что среди офицеров нет ни одного, кто заслуживал бы пощады, что они единодушно просят, чтобы отец их, Степан Тимофеевич Разин, повелел всех начальников порубить саблями.
                 На что и было дано согласие, одному только генералу Семену Ивановичу Львову Стенька самолично даровал в тот раз жизнь.
          И вот затем господ офицеров по их рангу одного за другим выволакивали из башни, куда они с туго связанными за спиной руками и ногами были брошены день назад, разрезали на них веревки и выводили их за ворота, где стояли все кровавые псы,
          И каждый из них рвался нанести первый удар своему бывшему военачальнику, один саблей, другой пикой, одни боевым молотом, другие бердышем.
          Как только офицера сталкивали в круг, кровавые собаки умертвляли его, нанося ему бесчисленные раны. Некоторых даже порубили на куски и тут же сбросили в Волгу. Мой отчим Пауль Рудольф Беем, подполковник Вундрум и многие другие высшие и низшие офицеры были зарублены на моих глазах»
          А не напоминает ли читателю описание  этих действий  разинских  «борцов  за свободу  крестьян» в Московском царстве,  действия бойцов Красной  армии  по отношении  к захваченным ими в плен  офицерам Белой армии и  вообще представителей  высших классов дворянства и купечества во времена Гражданской  войны 1918-1922года?
            И небыло ли все это  только исторической  репетицией  кровавого бущего?
             Но продолжим: «Мой смертный час еще не настал, в чем я мог убедиться по чудесному спасению, ниспосланному мне богом. Ибо в то время как я стоял вместе с другими в кругу и, полуживой от страха, уже ожидал смертоносного удара, ко мне подошел мой слуга (Ordonans), молодой солдат, взял меня за связанные руки, и дал понять, чтобы я вслед за ним шел под гору. А я, будучи уже полумертвым, не сдвинулся с места и не понял, что мне надо делать.
             Тогда он вернулся, взял меня за руки и повел так, связанного, сквозь скопище кровавых собак под гору в струг.
             Там он тотчас освободил мне руки, разрезав веревки, и сказал, чтобы я успокоился, он де за меня заступится и сделает все, от него зависящее, чтобы сохранить мне жизнь.
              Ножниц под рукой не оказалось, чтобы остричь мне длинные волосы, которых эти собаки не терпят, тогда он взял небольшой хлебный нож и срезал мне волосы, что было ужасно щекотно. При этом он утешал и приободрял меня.
             Платье мое, сшитое из тафты по местному покрою, чтобы не видно было сразу, что я иноземец, он снял и дал мне платье из грубой мешковины. Отныне оно было всем моим обмундированием — верхним платьем, рубахой, накидкой и подстилкой.
             Затем мой ангел-хранитель наказал мне не выходить из струга. С этим он ушел от меня. К вечеру он вернулся и принес краюху хлеба, который показался мне необычайно вкусным, так как я два дня ничего не ел.
            На следующий день все наши вещи были разграблены и снесены к головному знамени, или бунчуку (Buntsuch), и тут наши кровавые собаки получили вместе с казаками свою долю из наших вещей.
            После этого убийцы, так долго упивавшиеся человеческой кровью и до сих пор не пресытившиеся ею, захотели еще и водки, и пива, объявили царские погреба своей собственностью и вылакали все начисто. Когда же ничего больше не осталось, воры стали совещаться, как им повести дело дальше: углубиться ли в страну вверх или сначала обезопасить себя от Астрахани.
            Последнее посчитали более благоразумным и выгодным, поскольку, захватив Астрахань, они обеспечили бы себе тыл и, таким образом, смогли бы беспрепятственно подниматься вверх по Волге до самой Казани. В Казани де все жители с ними заодно [51] и при их приближении уж расправятся с правителем города и со всеми офицерами.18
            Затем они выступили. Наш генерал князь Семен Иванович Львов был оставлен в живых, ибо он, как было сказано выше, подарил Стеньке год назад образ Девы Марии.  
            Подобные подарки очень ценятся у русских. Тот, кто делает такой подарок, считается отцом, принявший подарок — сыном.
           Однако, если бы бедный князь остался в живых, власти не слишком одобрили бы все это. Но поскольку он был убит, тоже во время резни, еще до взятия Астрахани царскими войсками, то и воздано ему за добропорядочное поведение не было».
           Взятие Астрахани.
           Н. Костомаров  таким описывает эти события.
          « Услыхав о приближении Р. к Астрахани, митрополит с духовенством устроил вокруг города крестный ход, а воевода кн. Прозоровский осмотрел городские стены, расставил стражу и приказал завалить все ворота кирпичом, чтобы помешать доступу в них казакам. Намерение митрополита подействовать на религиозное чувство астраханцев и надежда воеводы на крепость городских стен оказались напрасными: 21-го июня, под вечер, Астрахань без боя сдалась Разину.
             Воевода кн. Прозоровский был тяжело ранен; верный слуга перенес его в церковь, куда немедленно пришел митрополит: до слез растроганный положением своего друга, он утешал его, исповедовал и приобщил Св. Таин.
             В церковь стали стекаться дьяки, стрелецкие начальники, купцы, дворяне, дети боярские, искавшие спасения от насилия казаков и расходившейся черни.
            На другое утро сам Разин явился для суда и расправы.
            Первой жертвой пал кн. Прозоровский, собственноручно сброшенный им с раската (так называлась церковная колокольня); вслед за тем были убиты все, искавшие убежища в церкви, и тела их отвезены в Троицкий монастырь, где и погребены в одной общей могиле.
            Имущество убитых расхищено казаками, стрельцами и чернью; дела Приказной Избы, по повелению P., вытащены на площадь и сожжены. Разин. три недели провел в Астрахани; он каждый день был пьян и, в угоду рассвирепевшему народу, беспощадно мучил и убивал всякого, кто чем-нибудь навлекал на себя неудовольствие черни.
               Но вот непосредственный очевидец Людвиг Фабрициус    этих событий  нам дает следующую картину событий:
            «Выступление на Астрахань началось. По ночам меня связывали по рукам и ногам, что было неслыханной пыткой и мукой. Через несколько дней все скопище появилось под Астраханью.
              Стенька сразу послал трубача и одного слугу генерала Львова потребовать сдачи города. Правитель города велел отрубить головы обоим.
               Это вызвало большое ожесточение среди астраханских каналий, они сразу начали роптать, и открыто говорить, что власти бояр скоро наступит конец и тогда уж они сумеют отомстить за невинно пролитую кровь.
              Тем временем Стенька приблизился к городским садам. Отсюда изменившие нам стрельцы и солдаты стали кричать, что если даже их братья, отцы или дети вздумают обороняться, они не пощадят своих собственных родителей, жен и детей, а всех порубят в куски; пусть они откроют ворота и выйдут навстречу своему отцу-избавителю Стеньке и с радостью его примут, бояр же и всех больших и малых начальных людей схватят и порубят в куски.
             Тогда их отец и спаситель Стенька примет их как друзей и братьев.
Между тем персы из посольства, находившегося в городе и направлявшегося в Москву, сделали вылазку на конях, порубили головы нескольким из наших собак и привезли их в город.
               Пока заготовляли множество осадных лестниц, каждый день приходили перебежчики и заверяли Стеньку, что как только он подойдет под стены крепости, они с радостью примут лестницы; но ему следует остерегаться голландцев-корабельщиков, ибо им поручена охрана одних ворот, и они должны пушкой защищать две куртины, а они с орудием обращаться умеют.
                Затем был отдан приказ: быть всю ночь наготове. Около четырех часов они пошли на приступ. Лестницы были подставлены к стенам и с радостью приняты осажденными.
               Прежде всего, был взят Кремль. Воеводу, т.е. правителя города, князя Ивана Семеновича Прозоровского сбросили с высокой башни, которая возвышалась посреди Кремля.
                Его брата, помощника правителя города, и всех начальных людей, кого только смогли поймать, повесили, порубили в куски и сбросили в воду.
             Персы, как посольские, так и торговые люди, укрылись в одной из башен и храбро защищались, перестреляли несколько сот казаков, а когда им не хватило пуль, они стали стрелять монетами, так что впоследствии лекари вырезали из воров много монет.
             Между тем казаки пустили на штурм того участка, где был пост голландских корабельщиков, простой работный люд, или, как они их называют, ярыжек (Jariski).
             Этих каналий здесь было расстреляно, наверное, более тысячи, и если бы все осажденные так же хорошо держались, казаки никогда не стали бы хозяевами Астрахани.  
              Но здесь была измена, куда ни глянь. В конце концов, бедным голландцам пришлось из-за отсутствия пороха допустить, чтобы над ними взяли верх, и при этом все и вся было порублено в куски.
            Под конец из-за недостатка пороха и свинца пришлось сдаться и персам. Стенька даровал им жизнь.
             Когда они стали хозяевами города, они все разорили и разграбили, а затем свалили в кучу, чтобы позже разделить между всеми.
             В этом побоище многие хорошие люди разного звания, как иностранцы, так и русские, были безжалостно убиты, замучены до смерти, повешены кто за ноги, кто за ребра.
               Два сына боярина Прозоровского были повешены за ноги, и после того, как они провисели целые сутки, казацкий офицер Лазарь сжалился над ними и срезал их обоих с виселицы.
              Младший был еще в полном сознании, только ноги у него совсем омертвели. Его отнесли к матери, а старшего, полумертвого, тоже сбросили с высокой башни, и бедному юноше пришлось повторить путь отца.
               Как бы неслыханно этот разбойник ни тиранствовал, все же среди своих казаков он хотел установить полный порядок.
               Проклятия, грубые ругательства, бранные слова, а у русских есть такие неслыханные и у других народов не употребительные слова, что их без ужаса, и передать нельзя, — все это, а также блуд и кражи Стенька старался полностью искоренить.
             Ибо если кто-либо  уворовывал у другого что-либо хоть не дороже булавки, ему завязывали над головой рубаху, насыпали туда песку и так бросали его в воду.
             Я сам видел, как одного казака повесили за ноги только за то, что он, походя, ткнул молодой бабе в живот.
              И этот жестокий казак так почитался своими подчиненными, что стоило ему только что-либо приказать, как все мгновенно приводилось в исполнение.
               Если же кто-либо не сразу выполнял его приказ, полагая, что, может, он одумается и смилуется, то этот изверг впадал в такую ярость, что, казалось, он одержим.
               Он срывал шапку с головы, бросал ее оземь и топтал ногами, выхватывал из-за пояса саблю, швырял ее к ногам окружающих и вопил во все горло:
             «Не буду я больше вашим атаманом, ищите себе другого», после чего все падали ему в ноги и все в один голос просили, чтобы он снова взял саблю и был им не только атаманом, но и отцом, а они будут послушны ему и в жизни, и в смерти.
              Столь беспрекословное послушание привело к такому почитанию этого злодея, что все перед ним дрожало и трепетало и волю его исполняли с нижайшей покорностью.
               Стенька оставил тогда начальствовать в Астрахани одного из своих близких друзей — Федьку Шелудяка, чтобы в его отсутствие соблюдать порядок. Этот сразу велел огласить, что купцам-иноземцам даруется право свободной и беспошлинной торговли. Однако у иноземцев не было охоты торговать с ворами и мошенниками.
           Примерно через 14 дней после ухода Стеньки, собралась толпа этих воров в несколько сот человек. Они вломились в дома людей, уцелевших во время первой резни, и порубили и разорили все, что еще оставалось».
           Далее события развивались следующим образом. Оставив Астрахань,   Разин со своей ватагой отправился вверх по Волге на 200 судах, 2000 человек конницы послал сухим путем, а награбленное в Астрахани имущество распорядился отвезти на Дон, под прикрытием значительного отряда.
              Город Саратов сдался ему без сопротивления;
               Самару было труднее взять, потому что среди ее жителей находилось немало людей, верных царю Алексею Михайловичу. Но тем не мене пала и Самара. И это был пик восстания!
               Во все концы Московского государства были разосланы "прелестные письма" Pазина., т. е. воззвания, в которых говорилось о всеобщем братстве и об уничтожении какой бы то ни было власти.  Ну чем С. Разин  не  предшественник  Бакунина и идеи анархизма?
                Приверженцы Разина  возбуждали народ разными способами: одних уверяли, что в войске Разина находится царевич Алексей (умерший 17-го января этого года), бежавший будто бы от суровости отца и злобы бояр;
               Православных поднимали за «опального патриарха Никона».
               Подвергшегося гонению; старообрядцев возмущали против него же, за его новшества;
                Инородцев (черемис, чуваш и мордву) восстановляли против русского населения, а в мусульманах разжигали религиозный фанатизм.
            Смута расползлась по всей Руси. Объявились прелестные грамоты даже в Карельской и Ижорской землях, возле свейской границы.
                Дошли разинские рассыльщики в малороссийские земли, на Полтаву.
Еще из Царицына начал рассылать Разин своих атаманов, чтоб шли своими путями по Руси - к Москве.
             К середине осени 1670 года, когда под началом Разина было свыше 60 тысяч человек, мятеж принял неслыханные размеры.
             Окраинными городами двигались одни атаманы: родной брат Степана Разина - Фрол шел на Коротояк; названный брат Сепана - Леско Черкашенин поднимался по Северному Донцу, были взяты Царев-Борисов, Маяцк, Змиев, Чугуев.
               Другой разинский атаман Фрол Минаев поднимался по Дону при содействии принявшего сторону восставших полковника Дзиньковского, взял Острогожск и вышел на Воронеж.
             Другими атаманами, посланными из-под Саратова и Симбирска, в краткие сроки были захвачены Алатырь, Курмыш, Ядрин, Саранск, Керенск, Пенза и многие другие города. Восставшие подошли к Нижнему Новгороду, осадили Тамбов.
             Появились повстанцы под Тулой и Суздалем, Коломной и Ярославлем. К северо-востоку от Москвы была взята Унжа, восставшие двигались на Кострому.
               «Владения» Степана  Разина к октябрю 1670 года превышали размеры любой европейской державы.    
                  Под именем Разина были огромные территории: вся Волга, все Заволжье, около 20 городов в Междуречье, часть Слободской Украины, десятки километров к северу от Казани и Нижнего Новгорода, за спиной восстания лежал безопасный Урал...
         Это уже не было бунтом. Это было Нашествие! Об ужасах в Московии писали европейские газеты: "…посланный против мятежников московский генерал Долгорукий требует стотысячную армию, а иначе не решается показаться на глаза врагу."
            Саму Москву трясло. Спешно создавалось всероссийское дворянское ополчение. Церковь предала Степана Разина анафеме!

             И произошло то, о чем «молила» дрогнувшая Москва во главе с царем Алексеем Михайловичем . В начале октября войско Разина, стоящее под Симбирском, было рассеяно.
              Вот как это произошло:
             5-го сентября 1669 г. Разин подошел к Симбирску и немедленно был впущен жителями в острог, окружавший город.
              Судя по такому началу, можно было ожидать скорой сдачи самого города, т. е. крепости, но сидевший там воевода, боярин Ив. Богд. Милославский, стойко выдержал осаду, несмотря на то, что ниоткуда не получал помощи.
             Лишь в конце сентября пришел кн. Юрий Борятинский, присланный казанским воеводой кн. Урусовым.
             В первом же сражении победа оказалась на стороне кн. Борятинского, а Разин был серьезно ранен и едва не погиб от руки какого-то смелого алатырца.
               3-го октября, когда кн. Борятинскому удалось освободить Милославского из осады, Разин стал с обозом ближе к Волге.
               В следующую ночь С.Разин повел свое войско на приступ, но все попытки сжечь Симбирский кремль были безуспешны.
               Теснимые с тылу одним из полков кн. Борятинского, казаки, в ужасе, вообразили, что их окружают со всех сторон.
              И тут проявилась истиная  сущность С. Разина, как «рестьянского вождя»! С.Разин созвал донских казаков  на совет тайно от крестьян и инородцев, во множестве находившихся в его войске, и решил бежать только с донскими казаками, оставив остальных на произвол судьбы.
              Темная ночь благоприятствовала замыслу Pазин он сел с казаками на суда и уплыл вниз по Волге. Оставшихся  повстанцекв  уже добили царские войска.
               Поражение Разина под Симбирском и постыдное бегство его положили начало личным неудачам его и прекращению мятежа.
              Его не приняли ни в Самаре, ни в Саратове, а на Дону атаман Корнило Яковлев готовил ему гибель.
               Прожив несколько времени в Царицыне и оправившись от ран, полученных под Симбирском, Р. проехал в Кагальник с немногими верными казаками.
                В течение зимы московские воеводы усмирили мятеж, который охватил главным образом нынешние Симбирскую, Пензенскую и Тамбовскую губернии.
                При этом народу приходилось тяжело не только от воровских казаков, но и от воевод; усмиряя волнение, они жгли села и деревни и убивали людей, так что, по свидетельству современников, погибло до ста тысяч человек.
               Из Кагальника Разин  отправился на Дон, надеясь снова набрать там удальцов для своего войска; но настоящие донские казаки не поддались на его "воровские" письма.              
                Нескольких казаков, из числа несогласных с его планами, которые попались ему в руки, С.Pазин, в пылу гнева и мести, сжег в печке вместо дров.
               В феврале 1670 г. Р. пошел к Черкасску, где находился донской атаман Корнило Яковлев; Но его не впустили в Черкасск, взять город приступом он не был в силах и вынужден был удалиться в Кагальник.
               Корнило Яковлев немедленно послал в Москву извещение о нападении Разина на Черкасск и о его бесчеловечных поступках и просил прислать войско для защиты Черкасска и истребления мятежников.
                Следствием этого посольства было приказание царя: "чинить промысел над Стенькой Разиным и доставить его в Москву на расправу»
              Разина пленили 13 апреля 1671 года - в построенном Разиным городке Кагальнике. Пленили сами казаки во главе с крестным отцом Степана - Корнилой Яковлевым.
            Неизвестны подробности взятия Стеньки, но современные иностранцы и малороссийская летопись говорят, что он был взят обманом.
             Обоих братьев привезли сначала в Черкасск, где Стеньку содержали в церковном притворе на цепи, в надежде, что сила святыни уничтожит его волшебство и ему не удастся бежать. В конце апреля их обоих повезли в Москву.
            Сначала они были привезены в Черкасск, а оттуда уже под стражей отправлены в Москву.
              4 июня 1671 года Разина Степана и его брата Фрола привезли в Москву. После жутких двухдневных пыток, пренесенных Разиным с нечеловечьей стойкостью, его четвертовали на Красной Площади.
                 Когда Разину отрубили уже руку и ногу, брат его Фрол смалодушничал и закричал, чтобы избежать казни, что откроет государю тайну..
              . Разин, два дня пытаемый, с отрубленной рукой и ногой, крикнул брату:
- Молчи, собака!
                  Тем не мене в соотвествии с тогдлашними законами  казнь его была отсрочена. На допросе он сказал, что на одном из островов на Дону зарыты "воровские" письма, полученные его братом Степаном.
        Это  как оказалось была не только переписка Степана Разина  с персидским шахом, крымским ханом, запорожскими казаками и др. по органзации совестного похода на Москву, но самые ценные сокровища,  которые  С. Разин оставил для себя.
        Поскольку сведения оказались верными, то  Фролу  и была дарована жизнь с осуждением на вечное тюремное заключение.
          А вот что было с  соратниками Степана Разина.
          Тут лучше русского историка Н. Костомарова не скажешь.
          «В Астрахани несколько времени держались приверженцы казненного Стеньки. Сначала атаманом там был Васька Ус.
           Астраханский митрополит Иосиф уговаривал жителей принести повинную и до того раздражил казаков, что его подвергли пытке огнем и потом 11 мая сбросили с раската (т.е. колокольни-автор). Васька Ус недолго жил после него.
            Атаманом по смерти Васьки сделался Федька Шелудяк. В Астрахань прибежали с Дону остатки Стенькиной шайки под начальством Алешки Каторжного.
           Силы мятежников увеличились. Федька попытался еще раз двинуться вверх по Волге к Симбирску, но после двух неудачных приступов был разбит и бежал обратно в Астрахань.
           Вслед за тем прибыл к Астрахани с войском посланный от царя боярин Милославский и старался склонить астраханцев к покорности убеждениями, обещая царское милосердие виновным. Федька долго упрямился; но в Астрахани истощились съестные запасы, сделался голод; он, наконец, должен был, по требованию астраханцев, согласиться на сдачу, выговоривши от боярина полное и всеобщее прощение.
          27 ноября 1670 года вошел боярин в город и поставил в соборной церкви икону Богородицы, называемой «Живоносный Источник в чудесех», на память о совершившемся событии «грядущим родам».
           Никто не был казнен, не было никакого сыска. Самые важные преступники, и в числе их Федька Шелудяк, жили на свободе; но за такую милость награбленные богатства переходили в руки боярина и его подначальных, служилых и приказных людей.
            Милосердие, дарованное боярином Милославским, было дано от имени царя, предоставившего боярину это право: сначала правительство и не действовало вопреки ему; оно дозволяло боярину отпускать в разные места покаявшихся мятежников. Некоторых боярин брал себе во двор в услужение.
            Вдруг, летом 1671 года, приехал в Астрахань князь Яков Одоевский для сыска и расправы.
            Начались допросы, пытки и казни. Федька Шелудяк, Алешка Грузинов - убийца астраханского митрополита, и другие задорнейшие мятежники были повешены.
            Остальные отправлены на службу в верховые города. Так окончилась кровавая драма, имевшая значение попытки ниспровергнуть правление бояр и приказных людей, со всяким тяглом, с поборами и службами, и заменить старый порядок иным - казацким, вольным, для всех равным, выборным, общенародным.
             Попытка эта была задушена в пору; дух мятежа не успел еще охватить большей части Московского государства; нестройные толпы поселян и посадских не в состоянии были выдерживать борьбу с войском, уже отчасти знакомым с европейским военным обучением.
              Известно, что правильно обученное войско, составляющее притом отдельное от народа сословное тело, везде было лучшей опорой властей против народных волнений. Если, при сильном распространении духа восстания, и оно может, наконец, проникнуться тем же духом, то прежде чем дойдет до этого, оно, - имея возможность осилить первые попытки облечь замыслы в дело, - способствует бессилию самих замыслов. Так было и при Стеньке.
             Быть может, мятеж не был бы так скоро задушен, если бы Стенька явился под Симбирском победителем: и Русь испытала бы тяжелые потрясения, хотя, конечно, все-таки возвратилась бы к старому порядку.
       Малороссия служит наглядным образчиком того, к чему могло привести стремление распространить на весь народ казацкое устройство, составлявшее идеал восстания Стеньки».
      Николаю Ивановичу  Костомарову,  в общем, повезло, он не дожил  до 1917 года (умер 7 апреля  1885г), а то бы  ему  было бы, с чем сравнить восстание Степана Разина попади он как  историк Михаил Грушевский в большевистский  переворот 1917 года и вызванную им Гражданскую  войну.
     Может тогда бы он не был так категоричен в своих  выводах о пагубности  казацкого государственного устройства.
                                   (конец ч.2 гл.20)

© Бровко Владимир, 20.04.2009 в 21:06
Свидетельство о публикации № 20042009210639-00104709
Читателей произведения за все время — 140, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют