Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"Шторм"
© Гуппи

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 316
Авторов: 0
Гостей: 316
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Присоединение Крымского ханства к Российской империи и современная геополитика гл.20 ч.1 (Очерк)

                       Глава 20 ч.1

Присоединение Крымского ханства к Российской империи и современная геополитика
                                  1669год

      В Украину пришел  1669г. Это, от  сегодняшнего дня ( 2009г. -автор)   составляет ровно 340 лет.
    Для  нас, «всезнающих» современников, изучивших «подлинную»  историю Украины, правда большинство ее изучало по  нормам и критериям установленным «Кратким  курсом  истории ВКП(б)»,  события 1669г. кажутся  седой  древностью, место которой давно в музее!
     Но, так  получается,  если  следовать  марксиско-ленинской  философии,  являвшейся основой  советской и постсоветской  историографии. И получается это потому, что  контингент историков   писавших  работы  на тему  истории Украины,  что при советской  власти, что  независимой Украине,   не изменился.
     Просто эти псевдо ученные, сменили  маскировочную  окраску и одновременно поменяли партийные билеты.
     И те, кто вчера кричали «Бога нет!» и  яро клеймили «украинских  буржуазных националистов» - стали сами теперь - украинскими националистами и истинными православными! Ну, разве,  что кроме тех, кто в силу  возрастных изменений  уже впал в старческий  маразм.
     На взгляд же автора,  события  1669 и последующих годов не изучены  должным образом.  
     И особенно это заметно, если  сравнить события  на Украине, с событиями в странах ее окружавших.
     Никто не пытался   разобраться, как то или иное  поведение  «соседей»,  повлияло на общественно-политическую ситуацию в Украине. И как  историки, из числа современников, описываемых,  описывали  эти события в своих трудах.
      Поэтому  после перерыва вызванного техническими вопросами, связанными со сбором и анализом  исторической информации, начиная  с 20 главы, мы уважаемые читатели  продолжим  изучение  истории взаимоотношений  Московского царства и Крымского ханства, являвшегося  вассалом Оттоманской империи, а уже  через призму  их  взаимоотношений  и посмотрим  на  подлинную  историю Украины.
      Ну, а  изложение  вопроса, по сути,  начнем с солнечных затмений. Поскольку  сам  1969 г.  начался  с  солнечных  затмений. И их  было  аж два!
      30 апреля 1669 года было видно смешанное (тип H) затмение с максимальной фазой 1.004 в 05:26 UT в точке с координатами 14.1° северной широты 98.2° восточной долготы. Ширина тени 13 км. Это затмение является затмением 123-госароса.
      24 октября 1669 года было видно кольцеобразное (тип A) затмение с максимальной фазой 0.961 в 21:28 UT в точке с координатами 15.9° южной широты 147.7° западной долготы. Ширина тени 141 км. Продолжительность затмения 04 мин. 07 сек. Это затмение является затмением 128-го сароса.

      А затмениям Солнца, издавна люди, что в Украине, что окружавших ее  странах,  всегда приписывали судьбоносное значение. Особенно если  учесть, что после солнечного затмения обычно резко портится погода, а, следовательно, снижается урожайность сельскохозяйственных культур и расстраиваются полевые работы и что особенно  важно в 17 веке их (затмения) - считали предвестниками войн!
     А в отношении последнего прогноза как  превестниками войны, астрологические прогнозы сбылись на 100%.
      Украину, Крымское ханство, Речь  Посполитую и Московское царство войны  и восстания, по силе напоминавшие  войны, захватили  максисимум на 10 последующих  лет.  
      Далее мы  рассмотрим  в краткой  форме общественно политическую ситуацию в Украине, потом перейдем к Речи Посполитой, от нее к Московскому  царству и  потом остановимся  на Крымском ханстве.

      Предыдущая  19 глава  закончилась на том, что к власти на Правобережной Украине,  подконтрольной Речи Посполитой, пришел  гетман Петр Дорошенко, который  в попытке объединения  Украины под своей  властью казнил  гетмана левобережной  Украины  Ивана Брюховецкого.
       Это стало возможным  в силу  стечения ряда негативныйх  для И. Брюховецкого  обстоятельств.
       Но в основном  потому, что И.Брюховецкий еще  до своей  смерти успел  «отложится» т. е выйти из подчинения  Московского царства и попросить  политического протектората у  Османской империи. Но, принят небыл.
        И раз так, то и судьба его сложилась  печально, он  оказался  в руках своих же  восставших казаков, был доставлен к  П. Дорошенко на суд и там  и при невыясненных обстоятельствах был  козаками убит.
        В связи, с чем Левобережная  Украина по  Андрусовскому миру  отошедшая под контроль Московского царства  на 1669г. осталась без законного Гетмана.
        Население же  еще  за два года  до этого  начало  оказывать московской  администрации приведенной  геттманом И. Брюховецким в Украину, активное сопротивление,  проросшее к 1669 году в открытое  вооруженное восстание.
      В связи с  чем еще  при жизни И. Брюховецкого  московский  царь Алексей  Михайлович   вынужден был  издать специальный  документ к  населению Левобережной Украины. Это очень редкийц и крайне любопытный  документ, и чтобы  там не писали проросийские историки о руско-украинском братстве, то текст  этого документа  это опровергает. Сам этот ждокумент у историков он получил название:
                     «Манифест к Малороссиянам»
         «Известно всем вам как Мы, Великий Государь, войсками Нашими, не щадя Нашей казны, в оскорблениях, вам наносимых, вас защищали и обороняли; ваше обещание, с начала подданства Гетмана Богдана Хмельницкого и до Боярина Нашего, Гетмана Ивана Мартыновича Брюховецкого, быть у нас в верном послушании тоже известно каждому.
         И потому Мы разставили в Малороссийских городах войска Наши, не для того, чтоб увериться в вашем верноподданстве, но чтоб наносить страх врагам вашим, чтоб при вас всегда была Наша оборона.
         За, что же началась в городах ваших внутренняя война и открыла средства народам не Христианским губить и увлекать в плен Христиан?
         Ныне, когда Господь Бог услышал молитвы Наши и даровал Нам мир с короною Польскою и Княжеством Литовским, вам остается, отложив воинские труды, разойтись по домам вашим.
         Вы должны бы воздать Богу благодарность, не сомневаться в прочности мира и заняться хозяйственными заботами.
         Мы надеялись, что этот мир вам наиболее приятен будет потому, что у вас были войны кровопролитнейшие, поднятые вами на защиту собственную, и вместо этой радости вы явили несогласие и начали кровопролитие. Где слыхано, чтобы Посланников побить?
         Хотя бы и война велась между народами, то и там не умерщвляют Посланников.
        А вы, бесстрашные, забыв Суд Божий, вы пролили свою кровь, учинили дело преступное, не Христианское, и злую славу пустили в свет.
        И ныне мы слышим от Гетмана и Бояр ваших, что вы хотите без Нашего Государева Указа Раду чинит, а с каким умыслом, о том ни они к Нам не пишут, ни от вас известия нет.
        Мы никак не надеялись, чтоб без всякого с Нашей стороны оскорбления вы были нам враги и отступники; но Бог разрушает советы хотящих брани, и посылает благословение в единомышленный дом.
        Вам, Полковникам, рядовым и посполитству, имеющим веру, надежду и любовь, следовало б обращать малодушных и суетных на путь истины; а у вас некоторые легкомысленные люди, презрев страх Божий, в пустоте любви сердец окаменелых, хотят последовать в злой путь Гетману Дорошенку.
        Вам должно бы Дорошенку напомнить о единоверстве, взыскать его заблудшего и привести в ограду Христовых овец; чтоб чувственные волки, над их отступною кровью разъярясь, невинных, блудящих в горах противенства или несмысльства, не поели, и Христовых овчарен не опустошили.
       «О, не навлеките на себя праведного гнева Божия, отлучитесь от непокорных, чтоб многие рати обоих славных Государств не обрушились на край ваш, и не учинилось бы великое кровопролитие.
         Вашему единомыслию с Дорошенком готов дивиться целый свет; оказавшие неповиновение ныне прощены будут, и пусть займутся домашними заботами; Мы, Великий Государь, будем всегда иметь вас под Нашею великою защитою. Кормите войска Наши без оскорбления, держите во всем совет с Боярами Нашими, Гетманом и Воеводами, тогда и Господь Бог и Наше Царское милосердие умножит и устроит благо Ваше.
            Дан 1667 года, Июля 7 дня, в Москве.»

            И тут самое  место рассказать о появлении на исторической  сцене Демьяна Многогрешного!
            Если  следовать данным современных  энциклопедий, то там заинтересованный  читатель  о Д. Многогрешном может прочесть примерно следующее:
           «Демьян Игнатьевич Многогрешный — гетман Украины с 1669 года по 1672 год, преемник гетмана И.Брюховецкого.
            Участник казацкого восстания 1648 года. С 1649 года войсковой есаул.
           Заключил с царем Алексеем Михайловичем Глуховские статьи, единственный документ, который после смерти Богдана Хмельницкого обеспечивал реальную автономию Левобережной Украины в составе Российского государства.
            Пытался не вступать в открытую конфронтацию с гетманом Правобережной Украины Петром Дорошенко, принявшим турецкий вассалитет.
             По не вполне обоснованным подозрениям в связях с Турцией низложен и сослан в Сибирь, где отбывал заключение в Иркутской тюрьме.
            В 1688 года освобождён. В 1696 году постригся в монахи.
            Демьян Многогрешный умер в Селенгинске в 1703 году. Похоронен на кладбище Старого Селенгинска. Могила Многогрешного утеряна»

         Как  видим  мало и сухо. И нет ответа на самый   важный вопрос: Как же  Д. Многогрешный  стал  Гетманом Левобережной Украины?

             Поиски ответа на этот вопрос  убедили автора, что лучше всего  этот  описал в своей  работе украинский  историк И. Маркевич в своей  работе «Истории Украины-Руси». Вот как он описал события  1668-1669г. на Украине.
           « В начале Февраля козаки возстали на Воевод и сборщиков повсеместно.
             От Гетмана помчались гонцы: Старшина Гречаный в Крым,—просить у Хана союза; в Константинополь — Старшина Григорий Гамалея и Канцелярист Касперович искать вечной протекции.
        В Малороссии города были в огне, жители были ограблены Запорожцами; в четырех только городах: в Киеве, Переяславле, Чернигове и Нежине могли Воеводы спастись.
       В Стародубе Князь Волконский, в Новегороде-Северском Квашнин были убиты; в Глухове Кологривов, в Лубнах Бибиков были подарены Татарам; в Миргороде Приклонский, в Батурине Клокачев, в Прилуках Загряжский, в Гадяче Огарев были в Чигирин отправлены; в Соснице Михайлов неизвестно где девался.
        Донские козаки получили также от Брюховецкого приглашение изменить Государю.
        Старые козаки, или так называемое Товарищство, преданные Вере и Христианским обычаям, ужаснулись и вознегодовали на Брюховецкого.
       Они немедленно дали знать Государю о избиении Воевод, о посольствах на Дон, в Крым и в Константинополь; просили Ромодановского осадить скорее Котельву, где хранились все запасы Брюховецкого, и где засели Запорожцы.
        Тогда же к Дорошенку отправлен был гонец с просьбою—прибыть скорее в Полтаву и принять Гетманство.
        Получив известие от козаков, Государь немедленно велел вступить в Украйну Князю Григорию Григорьевичу Ромодановскому.
        Стольники: Князь Константин Щербатов и Иван Лихарев, Думный Дворянин Яков Тимофеевич Хитров и Генерал Филипп Фон Буковен вступили к нам с Ромодановским; два последние отряжены были на Запорожье.
        27 Февраля гонец из Москвы привез в Польшу Русским Посланникам Государев указ: известить Короля о всеобщем восстании Украины, о кровопролитии, о внушениях Брюховецкого и Дорошенка предаться Порте; обещать, что в будущем году устроится вечный мир России с Польшей, посредством Дворов Цесарского Датского, Шведского и Бранденбургского; наконец просить скорее высылки вспомогательного войска.
        По совету Товарищества, Ромодановский пошел на Котельву; при наступлении весны осадил город и прекратил сношения Запорожцев с Брюховецким.
       Сирко, не теряя времени, начал переписку с Генеральным Асаулом Демьяном Многогрешным о принятии Дорошенка на Гетманство. Испуганный предчувствиями, свирепый Брюховецкий стал безчеловечным; обиды и разорения от него посполитству простерлись до невероятности; за ничтожную вину он всенародно сжег Гадячскую Полковницу Острую.
         По вызову Старшин,  Дорошенко, щедро одарив Послов, поспешил с Поляками в Опошню, и прибыл туда почти в одно время с Гречаным, который привел с собою войска вспомогательные из Крыма.
        Дорошенко подкупил и Татар и Гречаного. Брюховецкий приехал в Опошню для взаимных клятвенных обетов с Крымцами. Не подозревая ни в чем Дорошенка, он выступил к Котельве с Татарами и Запорожцами; Чигиринский Гетман перерезал ему дорогу в пяти верстах от Опошни.
        Его же козаки схватили, связали и привели его к Дорошенку; а этот отдал его Опошнянцам «за непорядочное на Гетманстве правление, за безумный замысл, за не постоянство и не пощадение Самка и Васюты и иных, » говорит одна из наших летописей,— «за убийство многих честных жен и за Полковницу Гадячскую, прозываемую Острую. » Народ убил Брюховецкого дубьем.
        Его советники и часть Запорожцев погибли с ним же; его жена, дочь Шереметева, отослана в Чигирип; Дорошенко отправил тело убитого Гетмана в Гадячь, там похоронили его в церкви Богоявления. Таков был конец Брюховецкого. ……
         Дорошенко, как Гетман Украйны обеих сторон Днепра, со всеми силами козацкими и Татарскими выступил под Котельву против Ромодановского, освободил город от облежания и погнал к Путивлю Боярское войско; по дороге пришла к нему из Чигирина весть о некотором жены его безчинии; оно так огорчило Гетмана, что, забыв собственную пользу, он бросил войско и войну, оставил под ними начальником человека, почти вовсе ему неизвестного—Наказного Гетмана Демьяна Многогрешного, повелел ему из всех городов изгонять Московских Воевод до последнего, и поскакал в Чигирин к жене.

        А далее начинаетися  самое интересное!  
     « По преданности ли к Государю, или в надежде получить Гетманство, Многогрешный вступил в переговоры с Ромодановским.
           Огорченные отсутствием Дорошенко, татары возвратились в Крым.
            Граждане Нежина ( в то время – автор) осадили в тамошнем замке Воеводу; к празднику Рождества Богородицы Ромодановский подошел под Нежин, разогнал Нежинцев, освободил Воеводу и приказал город разграбить и сжечь.
           Скоро пришла и Царская Грамота к народу Малороссийскому; призывая на помощь веру, честь и благо, Государь грозно и красноречиво укорял Старшин, Полковников и Запорожское войско в избиении Воевод и единомыслии с вором и изменником Ивашком Брюховецким:
        «Царское и Богу приятное дело но гнев приводящим долго терпети; человеколюбиво Мы Нашей милости не отложим от обращающихся к доброму послушанию.
         Но как не изумиться, видя, что, забыв страх Божий, не помня Страшного Суда, отвергнув святые заповеди, вы за Нашу милость, за заступление Наших ратей, за безчисленное Наше жалованье отблагодарили Нас досадою и противенством.
         Вы прельстились вражьей прелестью; что-бо прелести сея горше, ею же змий он прелукавый, мерзкий пад диавол, чрез изменников прельстил вас и очи ваши заслепил безумием?
        Но враг, неновидяй добра, мерзкий диавол, змий злокозненный и злолютый в слабых и буих изменничих сердцах непотребные мнения всеял, и к таковому безвинному Христианских кровей пролитию, и вас, простодушных людей, взрушил; его прелуковые козни силою Животворящего Креста да разрушатся, и замыслы его мирские огнем праведного гнева Божия да сожгутся.
          А мы, помня несравненное Божие милосердие, если от такого греха обратитесь и принесете раскаяние, все ваши вины велим простить и предать забвению.
          В знак Нашей Милости, Мы приказали уже двести пятьдесят пленных козаков, взятых в боях, из Москвы но родину к вам с милостивыми грамотами отпустить милосердно.»
…………
           Тем временем Дорошенко собирал новые войска в Сокирной, когда получил известие, что Запорожцы списываются с Крымом, и что Хан советует им избрать отдельного Гетмана; тогда уже управлял ими Иван Белковский; Сирко, по Ханскому желанию, уж не был Кошевым и скрылся у Буджакских Татар.
           Суховий, будучи Писарем войска Запорожского, видел ничтожность Белковского, сам написал и сам повез от войско послание к Хану; Хан его принял милостиво, дал ему несколько Султанов с Ордами, и Запорожцы избрали себе Гетманом Суховия.
          Новый Кошевый отправил к Дорошенку приказ не называться более Гетманом, и объявление, что Гетман Хана Крымского он, и что им получена печать войсковая, с изображением лука и двух стрел.
             Недовольные Суховием Запорожцы прислали к Дорошенку просить, чтоб истребил эти стрелы Татарские козацкими мушкетами; Дорошенко принял их с честью, надарил им шуб, шапок, сапогов сафьянных, отправил на Запорожье, но мало успел.
              В Чигирин прибыли Крымские послы с требованием, чтоб Гетман уступил булаву Суховию; монах Киевского Кирилловского монастыря Иезекииль, приехавший туда же с жалобами Игумена на козаков, был свидетелем приема этих послов: Дорошенко наговорил им множество грубостей, начал щелкать пальцами Татар по губам и приговаривать: «скажите своему Шайтану чи Султану, що и ему тож буде. »
             Потом Крымцы были из ставки вытолканы, Дорошенко выхватил из ножен саблю, схватил Иезекииля за руку, заскрежетал зубами и сказал: «этою саблею я оберну Крым вверх ногами; Мой дядя Дорошенко, с четырьмя только тысячами, Крым ни во что обернул.»
        Несмотря на такую самонадеянность, он, однако ж, принужден был несколько податься. Он увидел, что Орда доброжелательно к Запорожцам более, нежели к нему; Чигиринский, Уманский и Забугские полки колебались преклониться к Суховию; к нему перешел и Степан Гречаный, известный по посольству в Крым. Гадячане, опасаясь Дорошенко, посадили в телегу жену и мать Гречаного, вывезли их за город и продали Татарам, но были выкуплены по предстательству Суховия.
         Дорошенко принужден был прибегнуть к хитрости.
         Послал брата своего Григория с поздравлением Суховия в сане Гетманском; просил его и все войско пребывать в единомыслии и стараться соединенными силами оберегать отечество от всех сторонних притязаний; «а я не намерен вдаваться ни в какие протекции, столь разорившие народ обманом, интригами, у всех родов неправдами и предательств». Так заключил Дорошенко свое поздравление; это была маска.
          Григорий узнал все тайны Суховия. Он донес брату, что Запорожцы к нему не преклонны, что они намерены ввести в Украйну союзных татар на грабеж. Тогда Дорошенко поспешил на всякий случай привесть правый берег Днепра в оборонительное состояние.
           А Григорий пошел с Суховием на встречу сыну Ромодановского.
           Многогрешный, узнав о походе Дорошенкова брата, предложил молодому Князю соединиться; но, не желая ни с кем делиться славою, с самонадеянностью неопытного юноши, думая приобресть всю честь одному себе, молодой человек неосторожно кинулся в бой, был разбит при местечке Гайвороне, Слободско-Украинской губернии, и взят в плен. Старик отец его отправился в Путивль.
            Многогрешный настиг Татар и Запорожцев у Лохвицы, разбил их, гнался за ними до Самары, отнял пленников и награбленную добычу. Наступила зима. Крымцы возвратились домой, Суховий на Запорожье, Григорий в Канев.

           Многогрешный с войсками расположился в полку Черниговском; он не скрывал уже приверженности к Русскому правительству, старался приобресть любовь подчиненных и прокладывал себе дорогу к Гетманству.
            Полки были умножены новыми козаками, которых он принимал в службу на собственное иждивение и назвал Компанейцами; облагодетельствованные своим предводителем, они уговаривали народ провозгласить его на будущей Раде Гетманом.
            Он созвал Старшин в Новгород-Северский, принял их ласково, каждый день приглашал к столу, представлял необходимость избрать нового начальника, советовал быть верными Царю для спокойствия Украйны. Зная расположение к нему козаков, Старшины ему предложили булаву, «он отговаривался от Гетманства, как старая девка от хорошего молодца, понеже сам того требовал.»

             Наступил Январь, и в Москву явились послы от народа Малороссийского. Епископ Баранович прислал Игумена Иеремию; Демьян Многогрешный Обозного Петра Забелу, Судью Ивана Домонтовича и Асаула Матвея Кгвинтовку.
            Они вручили Государю прошение: о принятии Гетмана и Украйны в подданство, о прощении вины и о подтверждении козацких вольностей.
           Малороссияне из Москвы возвратились, в след за ними приехали в Глухов Царские полномочные: Князь Григорий Григорьевич Ромодановский, Артамон Сергеевич Матвеев и Дьяк Григорий Богданов.
             Туда явились козацкие полки, Старшины и Черниговский Архиепископ Лазарь Баранович; Марта 3-го открылось там торжественное собрание, известное в наших летописях под названием Рады Глуховской.
              Начался выбор Гетмана вольными голосами. « Люб нам Демьян Игнатов,» произнес народ, и надежды Дорошенковы изчезли.
                Многогрешный принял из рук Ромодановского Гетманские клейноды, присягнул в верности Государю и приступил к статьям:

          1. Гетман и войско просили забыть вину их пред Государем.
          2. Права, Хмельницким утвержденные, подтверждаются.
          3. Хотя в статьях Хмельницкого и постановлено быть Царским войском и Воеводам в Переяславле, в Нежине, в Чернигове; но, во избежание ссор, отменить их присутствие в городах Украинских.
         4. Утвердить Царское жалованье Старшинам и реестровым козаком, а именно: Гетману тысяча золотых червонных, Писарям войсковому и обозному по тысячи Польских злотых, на войсковых Судей по триста, на Писаря судейского по сту, на Писаря и Хорунжего полковых по пятидесяти, но Хорунжего сотницкого тридцать, на Бунчужного Гетманского сто злотых Польских; на Полковников по сту ефимков, на            
          Асаулов полковых по двести, но Асаулов войсковых по четыреста, на Сотников по сту, на каждого козака по тридцати злотых Польских.
Козаков реестровых быть тридцать тысяч; буде-же старых не будет доставать, то пополнять из детей мещанских и поселянских.
            Городам разоренным дать льготу, а именно: Переяславлю, Нежину, Любечу, Воронежу и Кролевцу на десять лет.
Остру и Чернигову на семь лет.
Местам, местечкам и селам на три года.
             5. Грамоты, обнадеживающие в прочности всех статей, должны быть Государем во все полки разосланы.
             6. Кто пожалован дворянством прежде, тот и ныне в оном должен быть утвержден. Кому Гетман даст универсал на мельницу или деревню, Государь должен утвердить универсал грамотою.
            7. Киева Поляком не отдавать. « На Сейм они постановили все церкви православные отдать на костелы Римские, и преподобных отцев чудотворные мощи хотят развести в Польшу в разные места, и от того у нас на Украйне смута не малая.»
            8. Царские Послы, Посланники и гонцы не должны становиться постоем у козаков, и подвод не могут брать у Сотников и Атаманов, по полям и по дворам.
            11. В случае смерти Гетмана избранье будет вольными голосами.
             12. Гетманы должны принимать листы свободно от соседних Государей, читать их, прочитав отсылать к Государю, а от себя давать на них ответы.
             13. В случае похода Царских войск, постоя не должно быть в дворах козацких, а только у мещан. Вольностей козацких не отнимать и не называть козаков мужиками и изменниками, также не брать их в проводники.
             14. Малороссияне, взятые в войну в плен Русскими, остаются в России; но если бы кто из них ушел в Малороссию, не учинив никакого злодеяния, к сродникам, то могут жить на месте старого жительства.
             15. Прежде козакам вольно было брать за себя дочерей мещанских; ныне Воеводы это запретили; не мешать таковой свободе.
            16. Полки Ромодановского и его товарищи, отдадут назад колокола, ризы, сосуды, книги, образа, и всякое сребро церквам, которым они принадлежали.
            17. Если случатся переговоры у Государя с Королем Польским или с Крымским Ханом,
то упоминать о войске Запорожском; да чтоб и козацкие поверенные при этих переговорах присутствовали.
             18. Козаки имеют право переговоры вести с Королем и Ханом о делах, касающихся до городов Малороссийских.
             19. Буде Гетман, какой будет, вздумал бы отложиться от Государя, то козаки не должны ему повиноваться, а должны донести о том Государю.
             20. Если Гетман учинит какой-либо проступок, кроме измены, его без Царского указа не переменять, а указ этот должен быть сходен с правами народными.
             21. Если какие-нибудь откроются злонамерения в Малороссийских городах от жителей, то Гетман и Старшины обязаны крепко за тем примечать, извещать Государя и тех людей унимать, наказывать и казнить смертию, сходно с правами народными.
              22. Как, Государь проведал, что, по случаю междоусобий, земледельцы, будники, винокуры, оставляя свои занятия хозяйственные, называют себя самовольно козаками, истинным козакам делают безчестие и разоряют страну; то избрать одного Полковника из Малороссиян, поручить ему унятие таковых своевольцев, и для того придать ему тысячу козаков регистровых.
            23. Под строгим наказанием запретить Малороссиянам ввоз вина и Табаку в города Великороссийские; в порубежные же вино могут они ввозить, но только по подрядам.
            24. Имения козацкие должны оставаться неприкосновенны; жены козацкие, овдовев, свободны от податей, постоев и подвод, до второго замужества; в случае выхода за козака, они опять свободны, в случае за мужика—несут повинности.
            25. Если-бы Татары или Заднепрские козаки наступили войною на восточную Малороссию, то просят Гетман и Старшины, чтоб Государь немедленно высылал помощь и ни с кем иным как с Его Царского Пресветлого Величества Боярином и Воеводою и               Наместником Белогородским с Князем Григорием Григорьевичем Ромодановским. А пока он подоспеет, Воеводы, находящиеся в Малороссии, обязаны немедленно прислать свои войска.
          26. Воеводы обязаны возвратить козакам пушки, у них взятые.
Гетманская столица и артиллерийский парк будут в Батурине.
           27. Гетман, Обозный, Судья, Асаулы, Писарь, вся Старшина и козаки, с одной стороны, - Князь Ромодановский и товарищи, с другой — единогласно приговорили: писать в Малороссию западную, принадлежащую короне Польской и Княжеству Литовскому, к Гетману Петру Дорошенку, что Гетман Многогрешный избран, утвержден и присягнул в верности Государю; и так, чтоб междоусобная война промеж двумя сторонами Днепра, отныне навсегда прекратилась.
           Таковы были статьи Глуховские; но Царь не все их утвердил».

         Дорошенко, узнав об измене  Д. Многогрешного, обратился за  помощью к Константинопольскому патриарху – и на Д. Многорешного было возложено «вселенское проклятье».
          На новом поприще Многогрешный утвердил себя, как «добрый козак», верный царю.
         О том что это был за « добрый казак»  можно привести несколько фактов: он стал первым украинским Гетманом, который испросил для себя московских стрельцов в охрану.
           Более того, он перенес гетманскую столицу из Чигирина в Батурин – аккурат под самую московскую границу, чем «подставил» не только себя, но и одного из своих приемников – И.Мазепу, и батуринцев в 1709 г.
       Кроме воинских подвигов, будучи в  Украине, гетман «отличился» еще целым набором достоинств – он раздавал выборные должности родственникам и друзьям (черниговский полк отдал брату Василию, Стародубский полк – Шумейко, родственнику, полтавский полк – другу Стриевскому), пил, занимался рукоприкладством по отношению к старшине. И при этом любил поддчеркивать что он мол есть «мужицким сыном»).
       В подпитии гетман любил строить геополитические планы, причем в присутствии московских представителей.
        Но до поры до времени царь такие «вольности» терпел. Но когда Многогрешный заявил, что деньги, которые царь пересылает полякам для найма войска для борьбы с Дорошенком, он перехватит, то тогда не в меру болтливого гетмана решили примерно наказать.
        Был написан донос  царю Алексею Михайловичу о сношении Д. Многогрешного с П. Дорошенко.
        Никто, включая царя, не верил в серьезность сношений Многогрешного с Дорошенко. И тогда  было сделано следующее.
        И в ночь на 13 марта группа старшин, их доверенных лиц вместе со стрельцами окружила резиденцию Многогрешного и после непродолжительной схватки схватили Гетмана.
        Тот оказал ожесточенное сопротивление, но был ранен из пистолета, закован в кандалы и отправлен в Москву.
        Руководил арестом обозный (что-то вроде генерал-квартирмейстера) Петр Забела, а доставкой в Москву Генеральный писарь Карп Мокревич.
        Таким образом, Многогрешного низложили свои, а царя поставили перед свершившимся фактом.
        Следом старшина отослала царю длинный список его "провинностей и преступлений", отметив при этом, что это только незначительная их часть:
       "Если бы мы записали все доказательства Демковой измены, то не поместили бы всего не только на листе бумаги, но и на воловьей коже".
        Вместе с Гетманом был арестован его брат, Черниговский полковник Василий Многогрешный, который перед этим успел бежать в Киев и постричься в монахи под вымышленным именем в Киевобратском монастыре.
         Но когда об этом узнал настоятель монастыря Варлаам Ясинский, он тут же дал знать московскому воеводе Киева князю Козловскому, который немедленно арестовал Василия и отправил в Москву.
         В Москве Мокревич от имени старшины дал показания против Многогрешного, что он де замышлял начать против царя войну. Его показания подтвердили как русские, так и малоросы.
         Сам Гетман пьяные крамольные речи признал, но намерения действовать отрицал полностью.
         Вот как это описал С.М.Соловьёв в своей  «Истории России с древнейших времён» по этому поводу:
         «28 мая на болоте за кузницами поставили плаху – будут казнить гетмана Демку Многогрешного и его брата Ваську.
        Привезли преступников и начали читать им вины, т. е. все поданные на них обвинения:
        «Ты, Демка, про всё распрашиван и пытан; и во всех своих изменных словах винился и 20 мая старшины со всем народом малороссийским прислали челобитье, чтобы тебя казнить смертью в Москве, а для подлинного обличенья прислали батуринского сотника Григория Карпова, который от тебя Дорошенку образ возил и присягал, что вам служить турскому султану.
         Бояре и думные дьяки, слушав ваших расспросных речей, приговорили вас Демку и Ваську, казнить смертью, отсечь головы.
         Демку и Ваську положили на плаху; но бежит гонец и объявляет, что великий государь, по упрошенью детей своих, пожаловал, казнить Демку и Ваську не велел, а указал сослать в дальние сибирские города на вечное житьё; бояре приговорили – сослать к ним жён их и детей (…).
          На другой день великий государь пожаловал, велел дать им на милостыню Демке 15 рублей, Ваське 10 рублей (…). Многогрешным была отдана и вся их рухлядь, с которою привезены в Москву, несколько очень не дорогих вещей.
         Семейство Многогрешного состояло из его жены Настасьи, двоих сыновей – Петра и Ивана, дочери Елены и племянника Михаила Зиновьева; с ними поехали две работницы. (…).
         В Тобольске велено держать ссыльных за крепким караулом скованных, а из Тобольска разослать по разным острогам в пешую козачью службу.
         Участь ссыльных была отягчена вследствие бегства Грибовича. Тогда Многогрешного с товарищами, вместо того, чтобы послать по острогам в козачью службу, велено держать скованных в тюрьмах «для того, говорилось в указе, что они забыли страх божий и нашу государеву милость».

        Д. Многорешный был отправлен на ссылку  в острог Селенгинск. Это за Байкалом, и ныне территория  Бурятии.
        Начиная с гетмана Д.  Многогрешного, Сибирь стала излюбленным местом отдыха всех «прогнувшихся  перед русским царем малороссов».
          Но о них рассказ  дальше,  а мы  вернемся  к  ссылке Д. Многогрешного и проследим как  он жил дальше.

         В сборнике «Первое столетие Иркутска», выпущенном в С-Петербурге в 1902 году, содержится «Книга именная денежная расходная, служилым людям 1704 г. (кн. № 1401)», где на странице 28 находим:          
       «…девять рублей. Иркутского сына боярского Фёдора Никифоровича сына Черниговского, которому в 207 г. по указу великого государя и по грамоте из сибирского приказу, и по разбору прежнего воеводы стольника Ивана Николева по указу великого государя денежного жалованья давать не велено, потому что он вёрстан в выбылой оклад умершего сына боярского Петра Демьянова сына Многогрешного без указа великого государя и без грамоты.
           По 20 руб. Нежинский протопоп Симеон Адамов в 195 г. умре. Казачий голова Афанасий Бейтон в 209 г. умре.
           Дети боярские: Демьян Игнатов сын Многогрешный в 209 г. постригся в монахи и в 1703 г. умре. Окладу его Демьянова остаточного от верстания Дмитрия Таракановского 11 руб…
            Таким образом, из этого документа следует, что в 1701 (209) году Многогрешный постригся в монахи, а в 1703 году умер.
               В 1869 г. сибирский историк С.В.Максимов напишет:
        «Тот же Демьян Многогрешный, на долю которого выпала такая многострадальная жизнь и первые удары дальнего заточения сумел отстоять забайкальские пределы (…).
        Под тем же Селенгинском, где он нашел конец своим мучениям, до сих пор сохраняется в памяти народной гора Убиенная, названная так потому, что здесь на свиту посла Ф.А.Головина, ехавшего в 1689 году в Нерчинск для переговоров с китайцами, напали буряты [монгольские войска – Э.Д.], били его людей, теснили войска; самому послу грозили великою опасностию, но из селенгинской крепости вышел тамошний гарнизан под начальством Многогрешного. Умелый гетман разбил бурят на голову; отразил впоследствии набеги монголов и табангутских сойотов”.
       В словаре Брокгауза и Эфрона по этому поводу сказано:
       «Назначенный сначала в Селенгинск, Многогрешный был поселён в Иркутске (1674), где и содержался в тюрьме до 1682 г., когда ему позволено было «быть в детях боярских», «исправлять городовую и уездную службу».
      В 1684 г. его опять, по просьбе Самойловича, заключили в селенгинскую тюрьму «за крепкими караулами», но уже в 1692 г. состоял в Селенгинске каким-то «седоком» и вёл переговоры с богдойскими людьми о «мунгалах»47.
       В современных комментариях к «Статейному списку Ф.А.Головина» сведения о том же обобщены следующим образом:
      «Первоначально находился в иркутской тюрьме. По требованию гетмана Самойловича в 1684 г. был сослан в Селенгинск, где условия его содержания значительно ухудшились. В грамоте местным воеводам предписывалось «посадить ево сковано в тюрьму и держать с великим бережением. И ис тюрьмы ево выпущать никуда не велено».
       Положение Многогрешного и его семьи резко изменилось в 1687 г. после смещения с гетманства его врага Самойловича.
       По распоряжению Ф.А.Головина он был освобожден из тюрьмы и поверстан в селенгинские дети боярские. Сам Многогрешный в своей челобитной писал, что при этом ему было назначено жалованье в размере 18 руб. денег, хлебное же – вдвое против денежного.
       На первых порах своей службы он был включен в состав посольских дворян, сопровождавших Ф.А.Головина, и сыграл видную роль в переговорах с монгольскими тайшами.
        После заключения Нерчинского договора подал челобитную Ф.А. Головину, в которой писал, что «ныне стар и от ран болен» и просил пожаловать его с сыновьями Петром и Яковом «за службу и за раны велети их из Селенгинска и з детьми свободить куда к хлебному месту». По челобитью его было решено перевести из Селенгинска в Томск.
        Но он, узнавши об этом, писал Головину, что «за конечною скудностью и дальностью перейти ему в Томской никакими меры невозможно».
        Поэтому в 1690 г. Головин решил его в Томск не посылать, а перевести из Селенгинска «к хлебному месту в Иркуцкой».
        При этом от службы он отставлен не был, а был записан в службу по Иркутску в том же окладе.
        В 1690-1691 гг. был в должности приказчика Селенгинского острога, откуда смещен по обвинению в злоупотреблениях».
        И несколько слов о сибирской судьбе других опальных родственников гетмана.
         Сосланный по тому же делу в Красноярский город, родной брат гетмана, черниговский  полковник Василий Многогрешный в 1679 г. будет освобожден из здешней тюрьмы казаками в минуту смертельной опасности для города, осажденного тогда джунгарами и енисейскими киргизами.
        Он  бился  за  город, руководя стенной артиллерией, так храбро и умело, «не щадя головы своей», что красноярцы направят потом в Москву челобитную с описанием его заслуг в обороне города и просьбой о поверстании бывшего полковника в «красноярское казачье войско».
        В качестве красноярского «сына боярского» он будет самоотверженно и долго нести здесь тяжелую и опасную ратную службу.
        Известно; что у него было двое сыновей, Прон и Дмитрий, о поверстании которых в «дети боярские» он просил в 1694 году, достигнув своей старости.
                                               ( конец ч.1 главы 20)

© Бровко Владимир, 14.04.2009 в 13:53
Свидетельство о публикации № 14042009135318-00103760
Читателей произведения за все время — 565, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют