Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 274
Авторов: 0
Гостей: 274
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

ФЕОДОРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Очерк)

           ФЕОДОРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
              (ИСТОРИЧЕСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ)

            Феодоровская икона Божией Матери  является главной святыней г.Костромы и в данное время  хранится  в Костромском Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе.
            Святыня кроме местного, так сказать  областного статуса, имеет и общероссийское значение: на протяжении трех веков она была покровительницей Царского Дома Романовых, державной Заступницей Российского государства!
         С приходом к власти в Российской Федерации  В.В.Путина, с подачи покойного Патриарха Алексия II в проводимой им  политике направленной на слияние православной церкви с государственным аппаратом, для установления статуса православия как  государственной религии, Феодоровская икона в масштабах России  обрела новое  назначение! Она, стала официально считается,  покровительницей  православной семьи и молодежи!  
         Таким образом, мы  видим  определенный  исторический и религиозный феномен и  чтобы разобраться в нем, надо  начать с места нахождения иконы, славного города Костромы.
         Вот небольшая, но важная для  понимания  данной работы в  целом, историческая  справка о г.Костроме:
        «В конце XI века в леса Среднего Поволжья, где издавна обитало племя мерян, пришли славянские колонисты!
          Это были выходцы из Юго-Западной Руси. Заволжье привлекало их обилием леса, ценного пушного зверя, рыбы, месторождением соли. Они основали при впадении в Волгу реки Костромы небольшое поселение.
          Несколько позднее, около 1152-1157 года, ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий, укрепляя северную границу своих владений, заложил при слиянии Костромы и Волги пограничный город-крепость Кострому.
          Кострома стала центром дальнейшей колонизации лесного Заволжья, от нее начиналась дорога к Галичу, Чухломе, Соли Галицкой (Солигаличу) - древнейшим славянским поселениям Костромской области.
         Лесное Заволжье - край болот и дремучих лесов; здесь цивилизация развивалась медленно, дольше сохранялись обычаи глухой старины. Само название города, породившее столько гипотез у историков, происходит, по-видимому, от древнего языческого славянского праздника Костромы, занимавшего видное место в цикле летних ритуальных игрищ в честь всесильного бога солнца Ярилы.
           Костромой звали соломенную куклу, которую в летнее время носили хороводом девушки, пели ей специальные обрядовые песни, а затем несли к реке, топили ее в воде или сжигали на костре. Праздник похорон Костромы был одним из главных в цикле летних народных гуляний.
           Предполагают, что под видом похорон Костромы - соломенного чучела, сохранялся в народе древний обычай весеннего жертвоприношения Яриле. Церковники жестоко преследовали подобные празднества. Но, несмотря на все запреты церкви, праздники в честь подобных славянских божеств справлялись в Костроме и некоторых городах современной Костромской области до конца XVIII века.
           В 1771 году святейший Синод окончательно запретил ежегодно справляемые в Костроме празднества в честь Ярилы, грозя отлучением от церкви и отказом в погребении. Однако в самой Костроме, Галиче, Нерехте летние празднества называли по старой привычке до самого начала XX века "яриловками", а неподалеку от этих городов сохранялись еще долго березовые вековые рощи, некогда посвященные Яриле и ставшие в поздние времена излюбленными местами летних народных гуляний.
          Надеюсь, уважаемый  читатель запомнит  эту информацию, когда  в данной работе пойдет речь о само факте  «явлении  «ФЕОДОРОВСКАЯ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ» описанном с точки зрения русской православной церкви. (http://www.pycc.ru/3/1874_1.html)
          « Первое летописное известие о Костроме относится к 1213 году и связано с распрями между сыновьями великого владимирского князя Всеволода III "Большое гнездо". Подлинная родословная:
VIII            
Юрий Владимирович Долгорукий
                            |
        +--------+------+-------+-------------+------------+
IX   Андрей   Михаил  Глеб  Ростислав     Всеволод      Митислав
  Боголюбский           |               Большое Гнездо
        |           +----                     |
        |           |        +----------+-------+------+--------+
X   Мстислав    Владимир  Константин  Юрий   Ярослав  Иван  Святослав
                             |          |       |
        +-------+-------------          |  +------+-------+--------+-------+------+
        |       |          +--------+----  |      |       |        |       |      |
XI  Владимир Василько  Всеволод Владимир Федор Андрей Александр Ярослав Михаил Василий
                |                                 |    Невский     |
                |       +--------------------------       |        |
                |       |         +-------+------+------+--     +---------+
        +-------+       |         |       |      |      |       |         |
XII  Борис    Глеб   Василий  Василий Дмитрий Андрей Даниил  Святослав Михаил
                        |                 |             |                 |
           В этом году ростовский князь Константин сжег принадлежавшую его брату - владимирскому князю Юрию - Кострому и отвел пленных жителей города в удельный Ростов.
           В тридцатые годы XIII века только что отстроенная Кострома вновь была сожжена, но уже войсками Батыя, разорившим все волжские города "до Галича Мерьского".
           Очевидно, после 1239 года Кострома была восстановлена великим князем владимирским Ярославом Всеволодовичем, построившим в городе деревянную церковь в честь святого патрона  Федора  Стратилата, имя которого он носил в крещении.
            Подлинная родословная:
Ярослав II Всеволодович  (X колено)
Рождение: 08/02/1190
Смерть: 30/09/1246

Владения/титулы:
• Великий князь Владимирский 1238 - 30/09/1246
• Князь Переяславля-Южного 1201 - 1206
• Князь Новгородский 1215 - 1215
• Князь Новгородский 1221 - 1223
• Князь Новгородский 1224 - 1228
• Князь Новгородский 1230 - 1236
• Великий князь Киевский 1236 - 1238

Происхождение:
• Рюриковичи
o Мономашичи

Родословная:
Отец: Всеволод Юрьевич Большое Гнездо Мономашич (1154-15/04/1212)

Дед: Юрий Владимирович Долгорукий Мономашич (1091-15/05/1157)

Прадед: Владимир Всеволодович Мономах Мономашич (1053-19/05/1125)

Прапрадед: Всеволод Ярославич Рюрикович (1030-13/04/1093)

Прапрабабка: Анна Мария Греческая (-ноя 1067)

Мать: Мария Шварновна (-19/05/1206)

Дед: Шварн (-)


Семья:
1.
Свадьба:
Дети:
1. св.Федор Ярославич (1220-1233)
2. Ростислава Мстиславовна Смоленская (-04/05/1244)
Свадьба: 1214
Дети:
1. Александр Ярославич Невский (01/11/1220-14/11/1263)
2. Андрей Ярославич (-1264)
3. Ярослав Ярославич (-16/09/1271)
4. Михаил Ярославич Хоробрит (-1248)
5. Василий Ярославич Мизинный (1236-1276)
6. Константин Ярославич (-1255)

          « В 1246 году Кострому отдали в удельное владение младшему сыну Ярослава Всеволодовича – Василию Ярославовичу.
           Василий Ярославич прожил недолго и умер 40 лет отроду в 1276 году.
           Но в 1272 году Василий стал великим князем владимирским - главой всех удельных княжеств Северо-Восточной Руси.
          Он не поехал в стольный Владимир, а остался в удельной Костроме, сделав ее тем самым, вопреки давним традициям, столицей Северо-Восточной Руси.
            Во времена правления Василия  Ярославича в Костроме были основаны Спасо-Запрудненский Монастырь и церковь Воскресенья на Дебре, построен Успенский собор.
            С именем этого князя связано "явление" одного из древнейших памятников русской живописи - иконы Богоматери Феодоровской, сохранившейся до наших дней.
           В 1272 году неподалеку от Костромы, близ современного села Некрасова произошла битва с татарами, окончившаяся победой русских воинов, сражавшихся под предводительством Василия Ярославича.
             После смерти Василия Ярославича Кострома опять стала глухим городом.
             В 1330-1340 годах она была прикуплена Иваном Калитой и вошла в число городов Московского княжества.
           Местоположение Костромы на левом берегу Волги сказывалось на ее развитии. Город находился в стороне от торговых сухопутных путей, соединявших Ростов, Ярославль, Суздаль, Москву.
             Но в местоположении Костромы были и свои преимущества: она не раз служила укрытием для московских князей от внезапных набегов татар и соперников в борьбе за великое княжение.
             В XIV веке происходит постепенное разрастание города за счет переселенцев, бежавших из Смоленского, Тверского и Рязанского княжеств от усобиц князей и татарских набегов. С XIV века правил Костромой воевода, назначаемый московским князем.
             В 1380 году костромичи под предводительством своего воеводы Ивана Родионовича Квашни храбро сражались на Куликовом поле.
           В дни нашествия на Москву Тахтамыша Дмитрий Донской бежал в Кострому, собрал здесь ополчение и вернулся с ним в столицу. Позднее, когда Москве угрожал Едигей, в Костроме укрывался сын Дмитрия - Василий.
            В XIII-XIV веках вокруг Костромы возникают укрепленные монастыри, защищавшие подступы к городу : Ипатьевский и Николо-Бабаевский.
            В начале XV века Кострома была уже довольно крупным городом с большим числом жителей.
               О размерах города дает представление сообщение от 1413 года, где говорится, что во время пожара в Костроме сгорело 30 церквей. После этого пожара город был отстроен заново, но несколько изменилась его топография в связи с перенесением кремля на высокий берег Волги, на то место, где теперь находится городской парк.
           В первой половине XV века Кострома, Галич и Чухлома стали ареной распрей московского князя Василия Темного с сыновьями Юрия Звенигородского - Дмитрием Шемякой и Василием Косым, претендовавшими на великое княжение московское.
            После пожара 1413 года в Костроме, по велению великого московского князя Василия Дмитриевича, были возведены в новом кремле первые в городе каменные здания Успенского и Троицкого соборов. Но эти здания, горевшие и рушившиеся в XVI и XVII веках, неоднократно перестраиваемые в XVII и XVIII столетиях, не сохранились до наших дней.
           Значительно расширилось каменное строительство в Костроме во второй половине XVI века, в связи с возвышением бояр из рода Годуновых. Годуновы считали себя потомками легендарного татарского мурзы Чета, принявшего, якобы, в начале XIV века христианство и основавшего близ Костромы Ипатьевский монастырь. Борис и Дмитрий Годуновы начали каменное строительство стен и зданий Ипатьевского монастыря.
          К концу XVI века в Костроме увеличилось число ремесленников и торговцев, выросло посадское население. Но и это короткая полоса подъема была вскоре прервана.
          В начале XVII века Россия подверглась нападению польско-шведских интервентов. В 1608 году отряд польской шляхты захватил Кострому и укрепился в ней. Отсюда поляки начали набеги на заволжские города России.
           Осенью 1608 года в древнем Галиче поднялось восстание против поляков, быстро распространившееся по всем городам костромского края. В ноябре - декабре 1608 года галичане и костромичи, организовав первое народное ополчение, освободили Кострому.
            Лжедимитрий II послал в Кострому для подавления этого восстания карательный отряд пана Лисовского, 28 декабря восстание с помощь изменников бояр было подавлено, и в январе 1609 года Лисовский пошел из Костромы в Галич.
            Сразу же после ухода отряда Лисовского к Костроме подступило новое ополчение патриотов, и 4 марта польский гарнизон, оставленный Лисовским, вынужден был сдать город и укрыться за стенами Ипатьевского монастыря.
             Ополчение галичских, вологодских, кологривских, парфеньевских, устюжских и костромских крестьян и ремесленников, освободившее город, начало длительную осаду Ипатьевского монастыря.
            На помощь осаждающим прибыло 5 тысяч галичских крестьян под предводительством Ивана Кологривова и ополчение из Ярославля. 1 мая к осаждающим подошел новый отряд ополченцев под командой опытного в ратных делах воевода Давида Жеребцова.
            По его приказанию, вокруг Ипатьевского монастыря было вырыто двойное кольцо рвов, прервавшее связь осажденных с внешним миром. На помощь засевшему в монастыре гарнизону интервентов в конце мая подошел отряд под командой Лисовского, но все его попытки прорвать кольцо осаждающих и переправиться на левый берег Волги окончились неудачей.
            Отряд Лисовского вынужден был бросить осажденных на произвол судьбы. Поляки пытались спастись бегством.
             Их настигли и уничтожили у села Некрасова, где в 1272 году потерпели поражение от костромского войска Василия Ярославича отряды татар. Этим эпизодом и окончилось освобождение Костромы от польских интервентов.
            В 1612 году костромские люди вошли в ополчение Минина и Пожарского, принимавших участие в освобождении Москвы.
            Вскоре после изгнания интервентов Кострома оказалась центром событий, имевших общерусское значение.  
            В 1613 году земский собор постановил избрать на царство племянника первой жены царя Ивана Грозного Анастасии - Михаила Федоровича Романова, местопребыванием которого в это время оказался Ипатьевский монастырь. Сюда и явилась делегация, чтобы вручить юному царю разоренную державу.
           Тогда и совершил свой подвиг крестьянин костромской губернии Иван Сусанин, уроженец села Домнино.
          Автор этой работы уже писал об этом событии в работе: «Миф о Иване Сусанине или Жизнь за царя ли?»(  http://h.ua/story/62907/) и любознательный читатель сам сможет обновить свои познания  в этом вопросе.
          Тем не менее продолжим о истории г.Костромы.   «Вторжение поляков Польские  нанесли Костроме  тяжелые раны  и на 1614 году в Костроме было всего 312 дворов.
          После избрания царя Михаила члены царской семьи стали почитать Ипатьевский монастырь своей фамильной святыней и, вступая на престол, считали своим долгом посетить Кострому. Каждое такое посещение привносило нечто новое в жизнь и облик города.
           С двадцатых годов XVII века начался новый этап в развитии города. Экономическому росту Костромы содействовало процветание соседнего Ярославля, ставшего уже с XVI века перекрестным пунктом торговых путей из Архангельска в Москву и по Волге от Ярославля до Астрахани и Каспийского моря, откуда начинался торговый путь связывающий Западню Европу с Персией и другими странами Востока.  
            Кострома была первым городом вниз по Волге от Ярославля, здесь стали селиться не только русские, но и иностранные торговцы.
           Тогда же в Костроме возникает большой торговый центр - мясные, мучные, соляные, калашные, иконные, железные, шубные торговые ряды. Появляются новые слободы - Кузнецкая, Ямская, Рыбная, Кирпичная, названия которых сохранились до наших дней в наименованиях улиц. Из костромских промыслов особенно славились мыловаренный, полотняный и кожевенный. Развитие экономики благотворно отразилось на развитии города, превратив его в один из центров русской культуры.
           В 1619 году началось строительство нового города, большего, нежели была Кострома до нашествия отряда поляков Лисовского.
          Новый город был укреплен рвами и обнесен деревянной стеной с двадцатью тремя башнями и шестью воротами. Внутри города стояли церкви Никольская, Усекновения главы Иоанна Предтечи, Рождества Иоанна Предтечи, Николая и семи отроков эфесских. Здесь же находились таможенная изба, гостиный двор с 4 амбарами, земская изба. На торговой площади были ряды 21 названия, имевшие 494 лавки и 248 амбаров.
         Со второй половины XVII века в Костроме начинается строительство каменных храмов на средства богатейшего городского купечества и горожан. В городе к этому времени было пять монастырей: Крестовоздвиженский, Вознесенский, Спас-подвязный, Анастасьинский, Богоявленский и тридцать пять приходских церквей.
         В 1650 году в Костроме было уже 2086 дворов. Во второй половине XVII века в городе проживали 600 ремесленников и числилось тридцать дворов иностранных людей - торговцев.
               По переписным книгам Костромы XVII века в городе было более семидесяти иконописцев, большинство из которых постоянно вызывались "на государевы работы" в Москву и другие города России.
          По всей Руси славились артели костромских каменщиков, строивших церкви в Москве, селах и монастырях подмосковья, в Рязани и Переславле. Одним их традиционных товаров городской торговли была "олифа костромского варенья", которая покупалась в Оружейную палату у костромского посадского человека Пешки Турбина.
         Во второй половине XVII века в Костроме появились гончарные мастерские, в которых делали изразцы для украшения домовых печей и наружных стен церквей. Богатели и ширились городские посады, среди которых особенно процветал посад Большие Соли, где жили поколения резчиков по дереву и каменщиков.
         В волжских селах Красное, Сидоровское, Сунгурово, а также в самой Костроме развивались ювелирные промыслы. (В селе Красном этот промысел существовал уже с XIV века.)
        Но и во второй половине XVII века развитие Костромы неоднократно прерывалось эпидемиями и пожарами. В 1645 году пожар уничтожил почти весь город, а начавшаяся вскоре моровая язва погубила две трети костромского населения. В 1672 году новый грандиозный пожар выжег почти весь город.
       Однако экономическое развитие города уже нельзя было остановить. На месте сожженного города возникал больший. По статистическим данным 1702 года, Кострома была по количеству населения пятым городом в России после Москвы. Развитие и застройка Костромы продолжались в течение всего XVII века - в этот период сформировался стиль города.
        На протяжении всего XVIII века Кострома продолжала развиваться как промышленный, торговый и политический центр обширного региона. В 1778 году она стала губернским городом.
        Окончательный план Костромы был утвержден в 1781 году. Он имел четко выраженный центр, от которого в радиальном направлении отходили основные улицы.  
        Несколько десятилетий потребовалось для его осуществления. Дело в том, что грандиозный пожар 1773 года сильно изменил облик города.
        Сгорели все деревянные постройки старого  и нового города, девять приходских церквей. Сохранились только каменные здания в Ипатьевском и Богоявленском монастырях, Троицкий собор и церковь Воскресения на Дебре.
        По новому генеральному плану Кремль решено было не восстанавливать, а часть кремлевской территории отвести под бульвары.
        На этих же землях было построено здание Богоявленского собора с четырехъярусной колокольней, завершенной шпилем. Колокольня долгое время служила доминантой при дальнейшей застройке, господствуя в силуэте города (разобрана в 1933 году).»

       Закончив  в экскурсом в историю г. Костромы как место нахождения  Федоровской иконы Божий  матери»  мы  теперь имеем полное право перейти к сути нашего исторического расследования.

          Вот что можно прочитать о Федоровской иконе Божией матери» на сайтах созданных РПЦ МП
          «История явления чудотворной Феодоровской иконы в Костроме замечательна и промыслительна. (http://www.pravoslavie.ru/news/print8828.htm)
           «Икона, написанная, по преданию, св. апостолом и евангелистом Лукой, первоначально хранилась в волжском городе Городце и была моленным образом святого благоверного князя Александра Невского.
             Историческая справка:
            «Городе́ц — город районного значения в Нижегородской области России, административный центр Городецкого района[1].
             Город расположен на левом берегу Волги, в 53 км выше Нижнего Новгорода и в 14 км к востоку от железнодорожной станции Заволжье
            Городец — одно из древнейших русских поселений на Средней Волге, основан во 2-й половине XII века (по одним данным, в 1152, по другим — в 1172).
             В феврале 1238 года Городец был сожжён войсками Батыя.
             В 1263 в Городце умер Александр Невский, возвращавшийся из Золотой Орды в Новгород.
             По завещанию Александра Невского, его третий сын Андрей Александрович (Андрей Городецкий) получает  Городецкое княжество себе в удел, и правит там до своей смерти в 1304 г. В Городце он и похоронен.
             Позднее, Городец входил в Суздальско-Нижегородское великое княжество. В 1408 разрушен Едигеем. После этого он долгое время именовался «пустой Городец».
Снова заселен, как ремесленное село, в конце XVI-начале XVII вв; был центром хлебной торговли и изготовлений деревянной утвари. Вновь получил статус города только в 1922 году».

          « При разорении татарами Городца чудотворный образ на некоторое время исчез.
           А в 1263 г., в день праздника Успения Пресвятой Богородицы 15 августа, жители Костромы наблюдали на улицах своего города дивного воина с иконой Божией Матери на руках.
           Воин пронес икону через весь город, а на следующий день благочестивый костромской князь Василий Ярославич ( 27 лет от роду-автор), младший брат св. благоверного князя Александра Невского, обрел эту икону на берегу речки Запрудни.
           Обретение иконы князем сопровождалось чудесными знамениями.
           В явленной иконе узнали образ, пропавший четверть века назад из Городца, а в дивном воине единодушно признали св. вмч. Феодора Стратилата, особо почитавшегося на Руси.
           Справка:  Святой Федор (Феодор) происходил из города Евхаит (в Малой Азии, ныне Турции) и был воеводой (по-гречески — “стратилатом”) в городе Гераклее, близ Черного моря.
           Своей благочестивой жизнью и кротким управлением он расположил к себе сердца горожан, и многие язычники, видя его добродетельную жизнь, принимали веру Христову.  
           Когда слух об этом дошел до императора Ликиния (308-323 г.), соправителя Константина, он прибыл в Гераклию и принуждал Федора поклониться идолам.
           Когда же святой Федор остался непоколебимым, разгневанный правитель приказал подвергнуть исповедника Христова жестоким мучениям.
          Святого Федора растянули на земле, били железными прутьями, строгали его тело острым железом, палили огнем и, наконец, распяли на кресте и выкололи глаза. Ночью ангел явился мученику, снял его с креста и совершенно исцелил его.
           На утро слуги Ликиния, посланные бросить тело святого Федора в море, увидев его совершенно здоровым уверовали во Христа. Уверовало также и много других язычников, видевших чудо Божие.
         Узнав об этом, Ликиний приказал обезглавить святого Федора, и он умер в 319-ом году. Страдания его были описаны очевидцем его слугой и писцом Уаром.Федор Стратилат изображается на иконах в воинских доспехах».
           Икона, поставленная в кафедральном Успенском соборе, прославилась многими чудесами. За ней закрепилось название Феодоровской, а св. вмч. Феодор Стратилат стал почитаться как небесный покровитель Костромы.»
     Но на другом  сайте подконтрольном РПЦ МП  можно прочесть и вот такую информацию, явно противоречащую  первой! http://days.pravoslavie.ru/Life/life643.htm
      «Федоровская - Костромская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой и близка по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери.
     Название свое икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича (+ 1246), отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор - в честь святого Феодора Стратилата.
     Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем (+ 1238, память 4 февраля), в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца - позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь.
   Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели в битве с татарами на Сити святого Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенес его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой.
    Ярослав-Феодор оставил значительную о себе память в русской истории.
С ним, продолжателем славных традиций дяди - святого Андрея Боголюбского (память 4 июля) и отца - Всеволода Большое Гнездо, связаны почти все наиболее значительные события в истории Руси первой половины XIII века.
     Ему досталась в наследство Русь, сожженная и разграбленная в 1237 - 1238 гг. татарами. Он поднял ее из пепла, отстроил и украсил городами, святыми обителями и храмами.
    Им были восстановлены опустошенные врагом города Поволжья: Кашин, Углич, Ярославль, Кострома, Городец. Церковь Феодора Стратилата в Костроме и Феодоровский монастырь близ Городца основаны им в честь своего Ангела. Всего восемь лет стоял он у кормила великого княжения, но за это время он сумел направить страну по единственно верному в то время пути - военно-политического равновесия с Золотой Ордой на востоке и активного противостояния католической Европе на западе.
     Ближайшим сподвижником и продолжателем его государственного дела был сын, святой Александр Невский.
     Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери - благословение отца - постоянно находилась при святом Александре, была его моленным образом.

      После его смерти (святой князь умер 14 ноября 1263 года в Городце, в основанном отцом монастыре) икона, в память о нем, была взята его младшим братом Василием.
      Василий Ярославич был "мизинным", то есть младшим (восьмым), сыном Ярослава Всеволодовича.
       В 1246 году после смерти отца (князь был отравлен в столице Монголии - Каракоруме), пяти лет от роду, он стал князем костромского удела - наименее значительного во владениях его отца.
       Но в 1272 году Бог судил ему стать великим князем Владимирским. Четыре года его великого княжения (1272 - 1276) заполнены обычными для того времени княжескими междоусобными бранями.
       Несколько лет вел он войну за Новгород с непокорным племянником Димитрием Александровичем. Поэтому, став великим князем, Василий не поехал во Владимир, а остался под защитой чудотворной иконы в Костроме, считая это место более надежным на случай новых усобиц.
Пришлось ему защищать Русь и от внешних врагов.
    В 1272 году при очередном татарском набеге русское войско выступило из Костромы им навстречу.
     По примеру деда, святого Андрея Боголюбского, который брал с собой в походы чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, князь Василий двинулся в бой с чудотворной иконой Феодоровской. Яркие лучи исходили от святого образа, попаляя врагов; татары были разгромлены и изгнаны из Русской земли.
Летописи рассказывают, что великий князь Василий питал особую любовь к Церкви и духовенству.
     В 1276 году князь Василий завершил свой жизненный путь, важнейшие вехи которого были осенены благословением Феодоровской иконы Божией Матери. Он умер в Костроме и там же обрел место последнего упокоения. Святая икона пребывала с тех пор в Костромском соборе святого Феодора Стратилата».

    Но есть и третья  версия этой  истории.  Снова  информация с  одного из сайтов РПЦ МП.  (http://www.pravoslavie.ru/put/1916.htm)
     «Судьба этого чудотворного образа тесно переплелась с судьбами России, ибо Феодоровская была родовой иконой дома Романовых.
    Сама икона, написанная еще апостолом Лукою, была обретена святым благоверным князем Георгием Всеволодовичем в часовне близ волжского Городца.
     В середине XII века на месте обретения был основан Феодоровский Гродецкий монастырь, где и хранилась святыня.
     Но когда войска Батыя разорили и сожгли древний Городец, все его жители бежали из этих мест, и считалось, что икона погибла в огне пожара.
     Но в 1239 году костромской князь Василий Георгиевич во время охоты обнаружил в лесу висящую на сосне икону.
      Это и была пропавшая Городецкая святыня. Князь попытался снять ее, но образ поднялся в воздух.
      Тем временем костромичи узрели дивное видение: они увидели, как перед явлением иконы князю нес ее по городу светлый муж в богатых воинских одеждах.
      Был сей муж очень похож на святого великомученика Феодора Стратилата, как изображается он на иконах.
     Только когда костромичи, узнав о чуде, пришли к этому месту крестным ходом и отслужили молебен, икону смогли снять с сосны.
     Чудесное видение благочестивых граждан Костромы, а также соборный храм во имя великомученика Феодора Стратилата, в котором икона поставлена, дали повод наименовать обретенную князем икону Богоматери Феодоровской.
     На месте явления иконы, на берегу реки Запрудня, основан был монастырь во имя Нерукотворного Спаса (сейчас — Спасо-Запрудненская церковь).
     В 1239 году Феодоровская икона была принесена во Владимир, в Успенский собор.
     Затем она стала моленным образом святого благоверного князя Александра Невского и находилась при нем во всех походах.
            После смерти князя в 1262 году младший его брат, Василий, вернул чудотворный образ в Кострому.
    В 1930-х годах костромской Успенский собор — место постоянного многовекового пребывания иконы — был разрушен.
    Однако икона не попала в руки безбожников, а была передана сначала в церковь Иоанна Златоуста, а затем в храм Воскресения на Дебре, долгие годы служивший кафедральным собором Костромской епархии.
     Перед этим образом никогда не прекращалось народное моление. В 1991 году главная святыня Костромы была торжественно перенесена в восстановленный после страшного пожара 1982 года и возвращенный церкви Богоявленско-Анастасьинский кафедральный собор Костромы, где и пребывает ныне.»

       Из вышеприведеных данных  нам  вырисовывается  следующая информация:
       Первое обретение:
   1. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем (+ 1238, память 4 февраля), в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца - позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь
   2. Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели в битве с татарами на Сити святого Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенес его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой.
   3. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери - благословение отца - постоянно находилась при святом Александре, была его моленным образом. После его смерти (святой князь умер 14 ноября 1263 года в Городце, в основанном отцом монастыре) икона, в память о нем, была взята его младшим братом Василием.
       Второе обретение: версия 1
   1. Икона, написанная, по преданию, св. апостолом и евангелистом Лукой
   2. первоначально хранилась в волжском городе Городце
    3. была моленным образом святого благоверного князя Александра Невского.
    4. В 1263 г., в день праздника Успения Пресвятой Богородицы 15 августа, жители Костромы  наблюдали на улицах своего города дивного воина с иконой Божией Матери на руках.  Воин пронес икону через весь город
    5. на следующий день ( т.е. 16 августа)  благочестивый костромской князь Василий Ярославич, младший брат св. благоверного князя Александра Невского, обрел эту икону на берегу речки Запрудни
    6. Обретение иконы князем сопровождалось чудесными знамениями.
      В явленной  иконе узнали образ, пропавший четверть века назад из Городца, а в дивном воине единодушно признали св. вмч. Феодора Стратилата, особо почитавшегося на Руси.
   7. Икона, поставленная в кафедральном Успенском соборе, прославилась многими чудесами. За ней закрепилось название Феодоровской, а св. вмч. Феодор Стратилат стал почитаться как небесный покровитель Костромы.
                           Версия 2
   1.Сама икона, написанная еще апостолом Лукою, была обретена святым благоверным князем Георгием Всеволодовичем в часовне близ волжского Городца.
   2.В середине XII века на месте обретения был основан Феодоровский Гродецкий монастырь, где и хранилась святыня.
   3.Но когда войска Батыя разорили и сожгли древний Городец, все его жители бежали из этих мест, и считалось, что икона погибла в огне пожара.
   4.Но в 1239 году костромской князь Василий Георгиевич во время охоты обнаружил в лесу висящую на сосне икону.
   5. Это и была пропавшая Городецкая святыня. Князь попытался снять ее, но образ поднялся в воздух.
   6.Тем временем костромичи узрели дивное видение: они увидели, как перед явлением иконы князю нес ее по городу светлый муж в богатых воинских одеждах.
   7. Был сей муж очень похож на святого великомученика Феодора Стратилата, как изображается он на иконах.
   8. Только когда костромичи, узнав о чуде, пришли к этому месту крестным ходом и отслужили молебен, икону смогли снять с сосны.
    9. Чудесное видение благочестивых граждан Костромы, а также соборный храм во имя великомученика Феодора Стратилата, в котором икона поставлена, дали повод наименовать обретенную князем икону Богоматери Феодоровской.
    10. На месте явления иконы, на берегу реки Запрудня, основан был монастырь во имя Нерукотворного Спаса (сейчас — Спасо-Запрудненская церковь).

         Версия 3 (http://www.antikwariat.ru/ikons/motherofgod226)
              «Феодоровская-Костромская икона Богоматери называется также Одигитрия.
            Еще с начала XII века эта икона находилась в часовне, стоявшей вблизи города Китежа.
            Князь псковский Георгий Всеволодович, основавший этот город, по желанию жителей, хотел перенести икону из часовни в город. Но когда, по окончании молебнаго пения, захотели взять икону, то не могли сдвинуть ея с места. Князь заключил из этого, что Богоматери угодно, чтобы здесь была обитель.
             Монастырь, основанный здесь в 1164 году, назван Городецким Феодоровским (по имени Городца, уезднаго города в теперешней Нижегородской губернии, и храма в монастыре во имя Феодора Стратилата).
               В соборном храме этого монастыря, до разорения Городца в 1238 году татарами Батыя, Феодоровская икона Богоматери была запрестольною.
             Когда города разорен был варварами, не щадившими никого и ничего, никто не знал, что сталось с иконою Богоматери, стоявшею в соборном монастырском храме!.
            Или вот еще исторический перл!
           « В 1239 году 16-го августа, костромской князь Василий Георгиевич Квашня был на охоте. А мы знаем? кто в то время   был  костромским князем : Ярославо II  Всеволодович
              Тем не мене  автором, был произведен поиск и вот что удалось установить:
             Василий Юрьевич Квашня, по одним сказаниям - четвертый князь Галицкий, по другим - Костромской, сын какого-то князя Юрия Ярославича. Сказания приписывают ему то, что относится к Василию Ярославичу Костромскому. Предание, естественно, могло перепутать и генеалогию, и хронологию князя.
                (См. "Материалы для геогр. и стат. России. Костромская губерния" (редакция Крживоблоцкого); Миловидов "Очерк истории Костромы", 54. А. Э.)       Проверкой  же по Базе данных родословных русских князей такой  князь не установлен!
      НО зато найден боярский род: Квашнины — русский дворянский род, предок которого, Нестер Рябец, выехал около 1300 из Галича южного в Москву с дружиной в 1700 человек.
       Его сын Родион Несторович был боярином у Калиты, а внук Иван Родионович Квашня (умер в 1390), боярин, в Куликовской битве командовал костромским полком Был прозван Квашней за рыхлость тела.
        Его потомки приняли фамилию Квашниных. Василий Никифорович Басалай-Квашнин был послом в Крыму (1537).
         Андрей Александрович (умер в 1557) был окольничим. Ждан Авалович Квашнин был послом  Грозного к императору Рудольфу и к датскому королю Фридриху.
          В XVII веке многие Квашнины служили стольниками и воеводами.
          Род Квашниных внесён во II часть родословной книги Тверской губернии. К этому же роду принадлежит генералА.В.Квашнин, бывший начальником генерального штаба РФ.
        И этого видно, что никаких «Квашней» до 1300 года ни Московском и Костромском княжествах  небыло!
          « По близости того места, где стоял князь с небольшою свитою, пробежал зверь. Князь погнался за ним, заехал в лесную чащу и вдруг прямо пред собою увидел на сосне икону Богоматери.
           Изумленный видением, князь сошел с коня и хотел взять икону; но икона поднялась на воздух. Князь упал на колена и долго молился пред явленною иконою. После того икона опустилась на прежнее место.
             Князь немедленно отправился в Кострому и сообщил о чудесной иконе духовным властям, в присутствии множества граждан.»
           Таким образом, тут видна  ошибка составителей. Даже если допустить, что тут речь идет о  сменившем   с 1247г Ярослава II Всеволодовича, на костромском княжеском престоле: Василии Ярославиче Мизинном! То и тогда получается, что Василий  Ярославович  обнаружил  Федоровскую икону в 3 года!
            А теперь справка (http://topclass.narod.ru/genealogy/data/0/435.html)
Василий Ярославич Мизинный  XI колено
Рождение: 1236
Смерть: 1276

Владения/титулы:
• Князь Костромской 1247 - 1276
• Великий князь Владимирский 1272 - 1276
• Князь Новгородский 1273 - 1276

Происхождение:
• Рюриковичи
o Мономашичи

Родословная:
Отец: Ярослав II Всеволодович Мономашич (08/02/1190-30/09/1246)

Дед: Всеволод Юрьевич Большое Гнездо Мономашич (1154-15/04/1212)

Прадед: Юрий Владимирович Долгорукий Мономашич (1091-15/05/1157)

Прапрадед: Владимир Всеволодович Мономах Мономашич (1053-19/05/1125)
Бабка: Мария Шварновна (-19/05/1206)

Прадед: Шварн (-)

Мать: Ростислава Мстиславовна Смоленская (-04/05/1244)

Дед: Мстислав Мстиславич Удалой Смоленский (-1228)

Прадед: Мстислав Ростиславич Храбрый Смоленский (-11/07/1180)

Прапрадед: Ростислав Мстиславич Мономашич (1110-14/03/1167)

          Но продолжим чтение: « Духовенство с иконами, крестами, кадилами и свечами отправилось, по указанию князя, к месту явления иконы. Пришедши на указанное место, всe действительно увидали икону на сосне. Совершив молебное пение, все с благоговением пали на колена пред иконою; потом священники взяли ее на свои руки и отправились в город.
             Встреченная с радостию и умилением жителями города, икона Богоматери внесена была в соборный костромской храм. А обретенную князем Василием Георгиевичем, назвали Феодоровскою.
              Между торговыми людьми, проживавшими в Костроме по своим торговым делам, было несколько граждан опустевшего после татар Городца. Услышав о явлении чудотворной иконы, они вместе с прочими поспешили в собор и тотчас узнали в ней св. икону, столько лет охранявшую родной город их.
              На месте обретения иконы на берегу реки Запрудни князь основал монастырь в честь Нерукотвореннаго Образа Спасителя.
             Самая икона Богоматери поставлена была в костромском соборном храме. Спустя несколько времени этот храм сгорел.
           Св. икону не успели спасти от пожара, и князь, думая, что икона погибла в пламени, очень скорбел. Скорбь его разделял и весь народ.
          Однако на третий день после пожара, разрывая пепел пожарища, обрели чудотворную икону, нимало не повредившуюся в огне. На месте сгоревшего храма построен былъ новый, и в нем поставлена св. явленная икона, украшенная золотом и дорогими каменьями».

             Тут сразу появляются  вопросы:
          1.Кто определил, что икона написана святым апостолом Лукой? Что вообще  представляет данная икона  по технике написания и использованных материалов?
           2.Как  высокочтимая икона, написанная самим св. Лукой  попала  с Византии в Богом  и людьми забытый городишко, можно сказать типичный русский «медвежий угол», под характерным названием  «Городец»  и там «в 1238, память 4 февраля  была « обретена» в заброшенной часовне?
         Дальше,  больше:
           3.«…а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского, вступившего в том же году ( 1239 г. – автор)в брак с полоцкой княжной Брячиславой.
         4.Очевидно, так же, что «после 1239 года Кострома была восстановлена великим князем владимирским Ярославом Всеволодовичем, построившим в городе деревянную церковь в честь святого патрона Федора Стратилата, имя которого он носил в крещении».
         Так может это святой Федор Стратилат  решил в качестве  «бонуса» за возведения ему 24 года тому назад  храма, в 1263г. обрадовать костромичей своим явлением?
            5.В 1246 году Кострому отдали в удельное владение младшему сыну Ярослава Всеволодовича – Василию Ярославовичу.
           Василий Ярославич прожил недолго и умер 40 лет отроду в 1276 году…
            6.« При разорении татарами Городца чудотворный образ на некоторое время исчез?»
           Вот справка. Татары  драли Городец  два раза.
              В феврале 1238 г. после упорного сопротивления жителей Городец был взят и сожжен монголо-татарами.
             4 марта 1238 г. на реке Сити погиб великий князь Георгий Всеволодович. Историческая быль о разорении Городца-Радилова и битве Георгия Всеволодовича с татарами облечена народом в поэтическую форму сказания о невидимом граде Китеже и озере Светлояре.
             После ухода татар Городец был отстроен заново. Вместе с городом был возобновлен и Федоровский монастырь.
              В 1408 г. Городец был вновь сожжен и разграблен полчищами хана Едигея. После этого он уже не сумел оправиться и в летописях стал называться “пустой Городец”.
            7. Да, но как он  (образ) исчез! если мы  знаем что он  безотлучно находился  в самого Александра Невского!
          «Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери - благословение отца - постоянно находилась при святом Александре, была его моленным образом.
           После его смерти (святой князь умер 14 ноября 1263 года в Городце, в основанном отцом монастыре) икона, в память о нем, была взята его младшим братом Василием.
            Василий Ярославич был "мизинным", то есть младшим (восьмым), сыном Ярослава Всеволодовича.
     8. А в 1263 г., в день праздника Успения Пресвятой Богородицы 15 августа, жители Костромы наблюдали на улицах своего города дивного воина с иконой Божией Матери на руках.
           «Воин пронес икону через весь город, а на следующий день благочестивый костромской князь Василий Ярославич  будучи на охоте  ( обратите внимание ему  только 13 лет!!!-автор)  младший  брат  св. благоверного князя Александра Невского, обрел эту икону на берегу  речки  Запрудни  (на том месте, где сейчас находится храм)».
          Да и что особенно бросается в глаза, что эти чудеса произошли  фактически   за три месяца до смерти самого Александра Невского!
         А если учесть то  обстоятельство, что между городами  Костромой и г. Городцом, где находилась до смерти Александра Невского  Федоровская икона  Божией матери,  как минимум 250 км, а если плыть по Волге, а  в то время это был  единственный  доступный  путь, то и расстояние будет  большим, поскольку Кострома, находится  выше по течению от Городца.
         Тогда спрашивается: «Как  «призрак великомученика Федора Стратилата»  прошел по улицам Костромы с «иконой Федоровской  Божьей  матери», за день до ее  нахождения князем Василием Георгиевичем? Которого как бы  ни существовало в истории?
        9.Так, где и в каком году ( 1239 или 1263годах)  была впервые обретена Федоровская  икона Божией матери – в часовне  или  в лесу на сосне?
     «Но в 1239 году костромской князь Василий Георгиевич во время охоты обнаружил в лесу, висящую на сосне икону.
    Это и была пропавшая Городецкая святыня. Князь попытался снять ее, но образ поднялся в воздух.
   Тем временем костромичи узрели дивное видение: они увидели, как перед явлением иконы князю нес ее по городу светлый муж в богатых воинских одеждах.
    Был, сей муж очень похож, на святого великомученика Феодора Стратилата, как изображается он на иконах.
    Только когда костромичи, узнав о чуде, пришли к этому месту крестным ходом и отслужили молебен, икону смогли снять с сосны.
     Чудесное видение благочестивых граждан Костромы, а также соборный храм во имя великомученика Феодора Стратилата, в котором икона поставлена, дали повод наименовать обретенную князем икону Богоматери Феодоровской».
           А вот сведения о том, что собой представляла икона!  (http://www.pravoslavie.ru/put/1777.htm) «Протоиерей Иоанн Сырцов повествует:
          "Новоявленная Федоровская икона, по древнему описанию, в момент принесения в Кострому имела такой вид: написана масляными красками "на сухе древе". Доска в длину 1 аршин 2  вершка, в ширину 12 вершков.
            Богородица изображена несколько склонившею главу на правое плече. Правой рукой поддерживается Богомладенец, обнимающий Богоматерь. Правая нога Богомладенца покрыта ризою, левая же по колено неприкрыта. На оборотной стороне написана святая великомученица Параскева, называемая Пятница… Нижняя часть иконы заканчивается рукоятью в 1 1/2 аршина длины".
           Ну и о «чудесах» Федоровской иконы Божией матери. Как же без них!
          «Соборный деревянный храм вскоре сгорел, но на третий день после пожара икона "Федоровской" Богоматери была найдена в пепле неповрежденной, а вскоре, вместо сгоревшего собора был воздвигнут новый.
           Некоторое время спустя в соборном храме вновь случился пожар. Когда народ бросился к чудотворному образу, чтобы спасти его, увидели, что икона стоит на воздухе над огнём.
           Видя, что Богоматерь желает забрать икону у города за грехи жителей, все начали слезно молить Богородицу не оставлять их, тогда святой образ спустился и, поддерживаемый невидимой силой, стал посреди городской площади.
           В 1260 году, во время нашествия на Кострому татар, от иконы Богоматери было явлено великое чудо. Когда войско вступило в битву с неприятелем, пречистый образ, который несли с молебным пением, начал источать свет ярче солнечного, который, ослепляя и опаляя татар, поверг их в неописуемый ужас и обратил в беспорядочное бегство.
            После победы, князь Василий повелел поставить икону в Успенском соборе и богато украсить драгоценной ризой - "златом и серебром, и камнем драгим, и бисеры многоцветными и жемчуги драгими". Здесь, в соборе, икона пребывала до 1929 года».

         Очевидно, что авторы  вышеприведенных данных,  компилируя   друг у  друга тексты, сами  запутались в них и извратили  исторические события.
         Но может  у  составителей  «историй обретения  Федоровской иконы Божией матери»  есть общий  первоисточник?
        Да  такой  литературный источник  есть, и их даже  два!
         Называются  они  «ПОВЕСТЬ О ЯВЛЕНИИ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ ФЕОДОРОВСКОЙ» И «СКАЗАНИЕ О ЧУДОТВОРНОЙ ФЕОДОРОВСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ»  но о чем они повествуют,   будет рассказано во второй части этой работы.
                           (конец  1 части)

© Бровко Владимир, 03.04.2009 в 23:02
Свидетельство о публикации № 03042009230228-00102202
Читателей произведения за все время — 530, полученных рецензий — 1.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии

Сиваков
Сиваков, 08.08.2009 в 09:02
на первую часть
Так уж получилось, что я - послушник одного из православных монастырей под Питером. Прочитал ваше историческое исследование о Феодоровской иконе Богородицы. Чуть позже дам более подробную рецензию, слишком много вы всего написали, чтобы прочитать быстро и сразу, тем более, читать придётся вдумчиво. Пока же я задам несколько вопросов, которые у меня возникли сразу, и то только по первой части.
Во-первых, зачем "Царский Дом Романовых" писать с большой буквы. Ну, "Романовых" - это ясно, а "царский дом"? "Юго-Западная Русь" Русь - тоже понятно, а "юго-западная?"
Во-вторых, если вы претендуете на марку "историческое исследование", то во вступительной части, которое написано именно вами, (это видно сразу - по стилю), думаю не стоит применять глагол "с подачи" - это слово совсем из другого - простонародного - не литературного, тем более, не научного - стиля речи.
Третье: зачем в той же самой вступительной части так много восклицательных знаков? Кстати, и по поводу запятых у меня серьёзные претензии.
Четвёртое: нужно уметь сокращать текст. Понимаю, это самое трудное в писательском ремесле, знаю на собственном опыте. Ваше произведение - настолько раздуто, причём не совсем нужными для понимания основной сути сведениями, что его читать КРАЙНЕ трудно, даже если сидишь ночью в полном одиночестве, никто не мешает, есть и время и желание, но не читается, хоть ты что делай! Пока я читал первую половину работы, у меня вообще была мысль предложить вам поменять название на "Город Кострома"
Я не претендую на полноту изложения, но, надеюсь, это поможет вашей дальнейшему творчеству: постараюсь дать каноническую версию истории Феодоровской иконы Богородицы.
Феодоровская - Костромская икона Божией Матери - была написана евангелистом Лукой и близка по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери.
Название свое икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича (+ 1246), отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор - в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем (+ 1238, память 4 февраля), в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца - позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь. Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели в битве с татарами на Сити святого Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенес его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой.
Ярослав-Феодор оставил значительную о себе память в русской истории. С ним, продолжателем славных традиций дяди - святого Андрея Боголюбского (память 4 июля) и отца - Всеволода Большое Гнездо, связаны почти все наиболее значительные события в истории Руси первой половины XIII века. Ему досталась в наследство Русь, сожженная и разграбленная в 1237 - 1238 гг. татарами. Он поднял ее из пепла, отстроил и украсил городами, святыми обителями и храмами. Им были восстановлены опустошенные врагом города Поволжья: Кашин, Углич, Ярославль, Кострома, Городец. Церковь Феодора Стратилата в Костроме и Феодоровский монастырь близ Городца основаны им в честь своего Ангела. Всего восемь лет стоял он у кормила великого княжения, но за это время он сумел направить страну по единственно верному в то время пути - военно-политического равновесия с Золотой Ордой на востоке и активного противостояния католической Европе на западе. Ближайшим сподвижником и продолжателем его государственного дела был сын, святой Александр Невский.
Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери - благословение отца - постоянно находилась при святом Александре, была его моленным образом. После его смерти (святой князь умер 14 ноября 1263 года в Городце, в основанном отцом монастыре) икона, в память о нем, была взята его младшим братом Василием.
Василий Ярославич был "мизинным", то есть младшим (восьмым), сыном Ярослава Всеволодовича. В 1246 году после смерти отца (князь был отравлен в столице Монголии - Каракоруме), пяти лет от роду, он стал князем костромского удела - наименее значительного во владениях его отца. Но в 1272 году Бог судил ему стать великим князем Владимирским. Четыре года его великого княжения (1272 - 1276) заполнены обычными для того времени княжескими междоусобными бранями. Несколько лет вел он войну за Новгород с непокорным племянником Димитрием Александровичем. Поэтому, став великим князем, Василий не поехал во Владимир, а остался под защитой чудотворной иконы в Костроме, считая это место более надежным на случай новых усобиц.
Пришлось ему защищать Русь и от внешних врагов. В 1272 году при очередном татарском набеге русское войско выступило из Костромы им навстречу. По примеру деда, святого Андрея Боголюбского, который брал с собой в походы чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, князь Василий двинулся в бой с чудотворной иконой Феодоровской. Яркие лучи исходили от святого образа, попаляя врагов; татары были разгромлены и изгнаны из Русской земли.
Летописи рассказывают, что великий князь Василий питал особую любовь к Церкви и духовенству. После мученической гибели при штурме татарами Владимира 4 февраля 1238 года епископа Владимирского Митрофана долгие годы Владимирская епархия оставалась вдовствующей. Это печалило великого князя Василия. В 1274 году при его участии состоялся во Владимире большой церковный Собор. Непосредственным поводом его явилась хиротония во епископа Владимирского святителя Серапиона (+ 1275, память 12 июля), из Печерских игуменов, митрополитом Кириллом III (+ 1282) и собором русских святителей. Содержание соборных деяний было очень широко - это был первый Собор в Русской Церкви со времени монгольского нашествия. Много накопилось проблем и неурядиц в церковной жизни, Русская Церковь только-только вправлялась от постигшего ее бедствия. Но главной задачей было возрождение русской церковной письменности - восстановление традиций древнерусского "княжеского строения". Без книг невозможно было бы спасительное делание Церкви, они нужны были и для Богослужения, и для проповедничества, и для келейного вразумления иноков, и для домашнего чтения верующих. Трудами митрополита Кирилла, русских епископов и монастырских иноков-книжников эта задача, важнейшая для последующего христианского просвещения Руси, была успешно выполнена. Собор принял новую редакцию Кормчей книги - основного канонического кодекса православной церковной жизни.
В 1276 году князь Василий завершил свой жизненный путь, важнейшие вехи которого были осенены благословением Феодоровской иконы Божией Матери. Он умер в Костроме и там же обрел место последнего упокоения. Святая икона пребывала с тех пор в Костромском соборе святого Феодора Стратилата.
Восстановление памяти Феодоровской иконы Божией Матери и широкое распространение ее почитания по всей России связано с событиями начала XVII века - прекращением Смутного времени. В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлен при избрании на царство Михаил Романов. В память об этом историческом событии было установлено повсеместное празднование иконе Феодоровской Богоматери 14 марта. Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесен в Москву матерью царя Михаила - инокиней Марфой. Со второй половины XVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа.
В 1670 году иеродиакон Костромского Ипатьевского монастыря Лонгин написал "Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме". Не все содержащиеся в ней сведения совпадают с изложенными выше, у народной памяти, своя хронология, свои законы.
Феодоровская икона - двухсторонняя. На обратной стороне - образ святой великомученицы Параскевы, изображенной в богатом княжеском одеянии. Предполагают, что появление образа Параскевы на обороте иконы связано с супругой святого Александра Невского.

Это произведение рекомендуют