Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 472
Авторов: 1 (посмотреть всех)
Гостей: 471
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Конкурс стилизаций «Парнасик». Тур 3. Обзор (Андрей Злой) (Литературные конкурсы)

          Итак, темой «Крыловской» басни было
                    Одно есть убежденье у меня:
                    Не ведать убеждений. Не кляня,
                    Благословлять убожество – затем,
                    Дабы изъять его навек из тем.
         

          Скажу сразу – в большинстве работ эту тему можно рассмотреть только под лупой. Но об этом – в конце.


          Александровская Наталья (Njura)

                    Как часто правдой ложь рядится,
                    Но если глубже покопать,
                    Разворошив гнилую кладь,
                    То вот уж истина глядится.

                    В общине приходскОй, где все друг друга знали,
                    Ивана чистого* всех боле уважали.
                    И то сказать – уж так он был благочестив,
                    Так истово он возносил слова молитв,
                    Что кто бы усомниться мог,
                    Что для него всего главней на свете Бог.
                    Нередко в храме раздавались назиданья,
                    Что в жизни праведность важна и воздержанье.
                    Как часто к небесам подняв глаза,
                    Взор ясный устремив на образа,
                    Взывал к Всевышнему он, громко вопия:
                    «Когда бы ты, творец и судия,
                    Исполнил мне заветное желанье,
                    Чтоб я, как кроткий агнец на закланье,
                    Во имя господа мог жизнь свою отдать –
                    Была б мне в этом божья благодать!»
                    Вдруг столь пугающим раскатом гром раздался,
                    Что всем рацеей бога показался:
                    «Твои услышал я стенанья и мольбы.
                    Коль в них есть счастие столь праведной судьбы,
                    Твоё исполню я первейшее мечтанье,
                    Что близко твоему сердечному звучанью».
                    И тут пред взоры изумленных прихожан
                    Явился бывший праведник Иван.
                    Но только что за вид?! О боже, боже…
                    Ну истый дьявол, или на него похожий:
                    Ничем не скрытое нагое тело,
                    В глазах порок горел осатанело,
                    В одной руке был сжат анисовки стакан,
                    Рукой другою обвивал девичий стан,
                    Во рту дымилась едким смрадом папироса,
                    Рой юных дев вокруг резвился босо…
                    Тот час Иван от ужаса расплаты
                    Свалился замертво на темный пол дощатый,
                    Ну а душа его, объятая свободой,
                    Помчалась ввысь сквозь каменные своды.
                                       
                    Тебе, читатель мой, совет хороший дам:
                    Опасливо ты относись к своим словам -
                    Когда твердишь о святости своей души,
                    Ни помыслом, ни словом, ни поступком не греши.
                    И прежде чем взывать об исполненье грёз,
                    Признайся искренне – в чём страсть твоя всерьёз?
                    Не то когда творец дарует исполнение мечты,
                    От этого, увы, совсем не будешь счастлив ты.


                    *Тот чистым в том приходе назывался,
                    Кто праведностью жизни отличался

          Похоже, имеем историю о «фарисее», незаслуженно считавшим себя человеком жития почти святого. Но Бог ткнул его носом в подавляемую жажду непотребств, и впечатлительный бедняга дух испустил. Урод – если считать уродом человека, не знающего себя (а, по Фрейду, таких большинство :) ) – есть. А вот чьего-то желания «благословить убожество» и «изьять его из тем» – не вижу.
         Да и слишком прямолинейно сказано. Крылов чаще иносказаниями развлекался.
         Хотя слог – напоминает. Словарь – тоже похож.
          В общем, похоже. Потому – 7 баллов.

          Вера Рычихина (Вера)

                    Убожество во всём убого.
                    И если просит что убожество у Бога –
                    Так это: тёплого жилища,
                    Чтобы всегда в дому водилась пища;
                    И неудачи - все под веник,
                    А это значит: денег, денег, денег…

                    Гриб вырос под большой сосной
                    В далёкой стороне лесной.
                    Известно, все грибы боятся суховея,
                    Как бородища брадобрея.
                    И наш боялся, как иначе –
                    Вода она немало значит.
                    Стал небеса молить – послать ему ненастье
                    На счастье.
                    Установилась непогода
                    На четверть года.
                    Гриб воду пил, стал толстым как бочонок:
                    Ни носа, ни ушей не видно, ни ручонок.
                    Упал на опадь, превратился в кучу грязи…
                    Глядите-ка, а рядышком другой грибок
                    Из-под земли вылазит –
                    На воду лаком.
                    Да, вегетация, однако.

          Ну, гриб. Жить желал: пожрать, попить, размножиться… Чего плохого? Он же не кого-то слопал. И воздалось ему по желаниям его – и вырос, и растолстел, и потомство оставил. Молодец, гриб! Честный малый без интеллигентских закидонов. Разве это так уж плохо? (И я с годами толстею… :) )
          Ручонки, нос и всё прочее у ГРИБА впечатляют. :)

          Cлово «вегетация» под занавес «крыловскость» ломает. Почитайте басни – не любил он западных слов. Кстати, это при написании имитации – одна из основных трудностей.
          «Глядите-ка, а рядышком другой грибок» – с чем рифмовано «грибок»? И – маленькая придирка – не помню, чтобы Крылов обращался к читателю «на вы». В большинстве мест – нейтрально, иногда – «на ты».  

          Есть басенная иносказательность, строки напоминают крыловские – это хорошо.
          Но нет Крыловской чёткости, афористичности в морали – насущные нужды гриба и «денег» связаны слабо.

          Потому – только 6 баллов.

          Генчикмахер Марина

                    В курятнике одном
                    И петухи и куры
                    Собрались обсудить кандидатуру
                    Цепного пса. За добрые глаза
                    По размышленьи зрелом или сдуру
                    Единогласно выбрана лиса
                    (Не посмотрев на зубы и на шкуру).
                    Весь белый свет гадает: почему
                    На эту должность выбрали куму.
                    Соседка курочка надумала спросить:
                    Зачем же волчья, то бишь, лисья сыть
                    Себе лису поставила Барбосом?
                    Она письмо подруге шлет с вопросом:
                    "У вас, я знаю, перемена власти.
                    Я понимаю: кризис, бедность, страсти.
                    Голубушка, но почему лиса?
                    В такой курятник! Ведь над нами высясь,
                    Вы нам пример. У нас такой же кризис,
                    И выборы почти что на носу..."
                    И ей ответ приходит от хохлатки:
                    "Душа моя! Не бойся! Все в порядке!
                    Старик Барбос был слишком прям и груб,
                    На волка он точил потертый зуб.
                    Охота на волков приводит к тратам,
                    А мы хотели волка видеть братом!
                    Лиса ему сестра, да и потом,
                    Не в масти счастье. Став куриной властью,
                    Лиса курятник чтит, как отчий дом.
                    Обещан мир: в душе у нас весна..."
                    ------------------------------------------
                    Известно: за весной приходит осень,
                    Куда девались куры, мы не спросим;
                    Чужое горе не лишает сна;
                    Но милый друг, хотя бы для острастки,
                    Подумай о себе! Поберегись,
                    И, голосуя в будущем за лис,
                    Умей реальность отличить от сказки...

          Напоминает крыловскую «Лягушки, просящие царя». Впрочем, мораль и герои другие
          Убожество (дураки) – есть. Об их игнорировании – ни слова. Так что соответствие теме – условное…
          По стилю – близко к образцу. Есль «простецкие» обороты, сроки неровные… Хотя западное слово «реальность» выбивается.

          Мне понравилось больше других присланных. Ставлю 8 (просто, как базу для отсчета остальных).

          Лиана Алавердова

                    Суд зверей

                    Однажды звери собрались на суд,
                    Где льва судить решили, супостата.
                    Давно пора изгнать Большого Брата
                    С его политиканством «пряник-кнут»!

                    Пчела жужжит, что в улиях – бардак:
                    Дерутся трутни, ульи пахнут дурно,
                    Все ленятся, бранятся нецензурно,
                    мед плесневеет. Лев – большой дурак!

                    Пришел осел и заревел: «И-я-я-я
                    Готов стать во главе любого войска.
                    Я полон непочатого геройства.
                    А лев бездарен, жалкая свинья!»

                    Пищала мышь: «Лев засорил среду.
                    Ответит он за зной и наводненье,
                    А также мировое потепленье.
                    Заслуживает он гореть в аду!»

                    Лев вызвал кризис мировых кормов –
                    Единодушно все сошлись во мненьи.
                    Он все сожрал, отсюда – запустенье.
                    Лесов, полей и рек, болот, лугов!

                    «Долой, долой однополярный мир!» -
                    разгневались гиены и шакалы.
                    И слушал пораженный лев устало
                    И вой, и визг, и выкрики задир.

                    В пещеру лев обиженный ушел
                    И там остался, будто не бывал он.
                    Обвал проблем пошел девятым валом,
                    И сделалось совсем нехорошо.

                    Пошли обиды, драки, кутерьма.
                    Воюют волки, змеи, крокодилы,
                    Кусаются жирафы и гориллы.
                    И весь звериный мир сошел с ума.

                    Тут вспомнили про ветерана-льва.
                    Быть может он на нас уже не злится?
                    Составили приличную петицию,
                    Где всякие красивые слова.

                    Но лев сказал: «Мой, господа, ответ:
                    Быть мирным обывателем желаю,
                    А ваших бед и ссор я знать не знаю.
                    Козлом не буду, извините, нет!»

                    Мораль пусть сварит ваша голова:
                    А надо ль было нападать на льва?

          Злободневно. По смыслу (и «виноватости» в кризисе) можно поспорить, но – действительно басня, со всеми басенными атрибутами. Теме, пожалуй, соответствует ближе остальных конкурсных: есть и убожество, и желание от него обособиться.

          Плохо только, что на стиль Крылова даже отдалённо не похоже. Нормальный, «правильный» стих с регулярной структурой. Вот ведь дурацкая ситуация – «правильность» вынужден считать грубым ляпом. Но – таковы условия конкурса: писать похоже на образец.

          И словарь – «политиканство», «нецензурно», «кризис» и т.п. – «не тот». Не говоря уже о незнаемых двести лет назад «Большом Брате», «однополярном мире» и проч. – впечатление «того времени» возникнуть в принципе не может.

          Потому – за вполне басенный стих – вынужден поставить только 4 балла.

          Михаил Воронцов

                    КОШКА И СОБАКА

                    Ну, что за нравы нынче, не пойму?!
                    Где спор возник – там сразу вспыхнет драка!

                    Тянули лямку Кошка и Собака
                    В одном, вполне порядочном, дому.
                    В селе животных не было верней,
                    А как служить старались эти двое!
                    Всё так. Но не давала им покоя
                    Одна мыслишка: кто из них главней?!

                    - Тут спора быть не может, это я! –
                    Сказала Кошка, поводя усами,-
                    Два дня назад признались мыши сами,
                    Что им страшна реакция моя!

                    - Подумаешь,- Собака говорит,-
                    А кто в субботу ездил на охоту?
                    А кто хозяйство охраняет? То-то!
                    Раз так – главенство мне принадлежит!

                    - Ты чушь несёшь собачью, и муру!
                    В болотной жиже ползать четверть суток,
                    Чтоб похватать за зад каких-то уток?!
                    Ступай в свою гнилую конуру –
                    С опрелым сеном тесный промежуток,
                    Да радуйся, пока не на цепи!

                    Тут тихо подошёл хозяин сзади,
                    И Кошке спинку ласково погладил:

                    - Иди на печку, Мурушка, поспи.
                    Но прежде скушай в блюдце молоко,
                    А перед молочком – кусочек рыбки…

                    Грустит Собака: «В чём мои ошибки?!»

                    Мораль зарыта, но не глубоко:

                    Тому на свете хорошо живётся,
                    Чей позвоночник лучше гнётся!

          Нормальная басня.
          Есть сходство с басней «Две собаки». Помните? – «Чем служишь? Вот прекрасно! … На задних лапках я хожу». Только здесь не Жужу, а кошка.
          Есть мораль. Вполне Крыловская. Хотя здесь (в отличие от «Двух собак»), похоже, оба героя вкалывают («тянули лямку»). И собака тоже на отсутствие кормёжки не жалуется…

          Но стих – слишком регулярный. «Нормальные» четверостишия с равными строками.
          Слова, в основном, простые, вполне «крыловские», но «реакция» и «мура» не выглядит подходящими.
          Т.е., стиль больше напоминает образец, чем у Лианы, но тоже – не похоже.

          А по смыслу – совсем не понятно: разве кошка – убожество? Вроде сказ о том, что каждый делает своё дело: кошка мышей ловит, пёс – уток хватает (о гнутье позвоночника вначале ничего, только в морали). И о хозяине, который вообще об убожестве не рассуждает. Так что по теме – большие натяги.

          Но основные претензии – к «не-крыловскому» стилю. Потому – 6 баллов.

          Теперь – внеконкусные

          Ирина Акс
          (вне конкурса. Написано давно, но удивительным образом совпало по теме)

                    В просторной светлой клетке на окошке,
                    избавленный от голода и кошки,
                    пел Кенар. У него
                    бесспорно, и талант, и мастерство,
                    и так чудесно он воспел свободу,
                    леса, поля и бездну небосвода,
                    что прилетел его послушать Соловей.
                    Был Соловей левей
                    по убеждениям, и петь не склонен в клетке.
                    и вот, природный дар имея редкий,
                    голодный Соловей простыл, охрип,
                    и пение его – брюзжащий скрип
                    о том, что он,
                    певец свободный, столь неоценён,
                    что он... Но, не допев куплет,
                    попал бедняга кошке на обед.
                    « « «
                    Мораль:
                    Как славно, что судьба,
                    напрасно погубив Господнего раба,
                    послала Кенара: он скорбно и степенно
                    смерть Соловья почтил фрагментом из Шопена.
                    (1990)

          Не знаю, намеренно или нет, но стиль действительно очень похож на Крылова. Строй строк, выражения, явная и ироничная мораль – всё могло бы быть…
          С темой сложнее. Полного совпадения и здесь нет (не могу согласиться, что соловей «убожее» кенара, да и «изъять из тем» отсутствует).

                    В погожий летний день в траве
                    Кузнел Сидечик. Верить ли молве,
                    которая его сурово порицает?
                    Мол, сборники стихов он лишь затем листает,
                    чтоб там неловких пару строк сыскать
                    и беспощадно на смех их поднять.
                    Какая, право, страсть пустая!

                    Но вот что с ним случилось как-то раз.
                    Собрал он скверных строк немеряный запас,
                    хотел их вышутить - да дело не пошло!
                    Ведь вирши, что и так смешны зело,
                    как ни крути, не сделаешь смешнее.

                    Сидечик лиру взял и удалился с нею,
                    печален и уныл, в неведомую даль.
                    И нам его не жаль!

                    Ведь было у него одно лишь убежденье:
                    что убежденья - вздор.
                    Кривляющейся тенью
                    хотелось быть ему - ан нет!
                    Его опередил осмеянный поэт,
                    тот, чье убожество достойно восхищенья!
                    На самую банальную из тем
                    так безобразно пишет он - затем,
                    чтоб не кузнеть и впредь сидечикам жестоким.

                    Мораль:
                    высмеивай чужие строки,
                    имей лишь убеждение одно:
                    убогого дразнить - грешно!
                    И не смешно.

          Ну, наконец-то! Точное совпадение темы!!! Хотя и по поводу «соседнего» конкурса. :) Жалко, что жюри не участвует. Интересно, стих был доработан или случайно такое идеальное попадание?

          Общее впечатление.

          Огорчило, что участники на тему смотрят предельно благодушно – авось жюри нечто ей родственное уловит в тексте. Улавливаем, но – с трудом и не везде.
          И стиль. Ведь это – основное в данном конкурсе. Однако часть работ – басни, но «не крыловские». Хотя имитировать Крылова авторам больших сложностей не составило бы – это не Бродский, например, где надо мозги немного раком поставить.

          Скажете – «Критиковать легко! А сам?»
          Тоже попробовал. :)

          Сложностью оказалось избежать «современных» рифм – обычно это норма, а здесь – табу. Мешало и запрещение современных (или несовременных, но «западных») слов. Нормальные в других условиях «находки» приходилось отбрасывать, и писать «посерее». Но – стиль прежде всего!..
          Особых проблем с реализацией темы не ощутил. Сколотил её максимально прямолинейно, и удивляюсь, почему так не поступили участники.

                                    Гордец и блохи

                Какой-то выросший в дворовых сварах Пёс
                           При дворницкой охрану нёс,
                     А потому считал себя придворным.
                                          Одна беда –
                                Нужда чесаться иногда,
                        Зевая в безразличии притворном:
               До распрей с блóхами бойцу зазорно пасть!
                Как нáзло, ими учинялись беспокойства
                    В местах причиннейшего свойства:
                           Куснýт, и в шёрстку – шасть…
                     Что – волки?!.. Блохи – вот напасть!

                                            Барбос,
                                        Повеся нос,
                               Тайком скребёт филеи:
               «Чем я усерднее – тем твари, право, злее…
                  Да пóлно, не простить ли наглых крох?
                        Пренебрежением усóвещу порок!
                             Не то, ей-Богу, околею…»
                   От чувств высоких прослезился даже,
                        И блох почáл усердно презирать,
                                         Хотя их рать
                               Росла в голодном раже.

                И то, – о милости невиданной прослыша,
                Стекались толпами из псарен, и окрест –
                              Из прочих злачных мест –
                                      Аж до Парижа…
                               А ночью грянули пиры:
                         Коврами шевелясь в постели
                                 Так благодетеля заели,
                       Что Пёс бежал из отчей конуры.

                                                * * *

              Вот и иной поэт, гнушаясь суеты мирской,
                                       Хранит покой
                       Над дикостью глупцов и сплетен...
               Ан, смотришь, – ими же в награду съеден.

          (Во, блин, - а где «убеждения»? Тоже лоханулся. Ну, хоть убожества достаточно. :) )

Андрей Злой

© Мастер-класс 'Поэзия', 29.03.2009 в 21:41
Свидетельство о публикации № 29032009214129-00101349
Читателей произведения за все время — 194, полученных рецензий — 1.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии

Ирина Акс-1
Ирина Акс-1, 01.04.2009 в 17:23
ой какая классная басенка про блох!!!

Да, а моя конкурсная (внеконкурсная) басня про Сидечика писалась специально, потому и теме соответствует :)

Андрей Злой
Андрей Злой, 01.04.2009 в 20:30
Ну, я-то тоже написал специально... А теме соответствует, всё же, меньше.

Это произведение рекомендуют