« Жатвы много, а делателей мало…»
После, в целом успешного, если говорить современным языком, представления Иешуа из Ноцрата, жителям г. Капернаума, в ходе суботних проповедей в Синагоге, своего нового пиар - проекта под названием «Проповедь царства», он собрал шестерых учеников-апостолов и начал раскрывать перед ними свои планы относительно посещения городов в окрестностях Галилейского моря для так сказать, расширения круга почитателей нового учения.
Но, на это собрание братья Иешуа - Иаков и Иуда приглашены небыли! Вследствие чего, узнав о самом факте собрания, оба брата посчитали себя чрезвычайно оскорбленными, поскольку, они видели себя членами внутреннего круга соратников Иешуа.
Непринятие Иакова и Иуды в число избранных, а также явное отстранение Иешуа от своей матери Мариам со времени знаментитой свадьбы в Кане Галлилейской положили начало всё большему его отдалению от своей семьи. В итоге большинство членов его семьи почти отказались от него.
И для того, чтобы как-то снять «остроту вопроса», уже явно мешавшего его проповедческой деятельности, Иешуа сам отправился в г. Назарет. И там произошло крайне неприятное для него событие, которое в канонических Евангелиях описывается так:
Евангелия от Луки:
«И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.
Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:
Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное.
И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.
И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.
И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?
Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! Исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме.
И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.
Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.
Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его, но Он, пройдя посреди них, удалился».
Т.е. Евангелист Лука прямо описывает попытку убийства Иешуа из Ноцрата его земляками с г. Назарета.
А уж каким магическими или гипнотическими приемами удалось Иешуа в последнюю минуту, остановить толпу, никто из канонических евангелистов не сообщает, а все представляется как еще одно «чудо»
И тут, в связи с этими назаретскими событиями, перед Иешуа из Ноцрата, со всей силой, встал вопрос, о расширении круга надежных помощников, обеспечиваших не только распространение нового учения, но и его личную Безопасность!
Тому, как Иещуа из Ноцрата был решен этот важный вопрос, кто был избран новыми учениками-апостолами, и будет посвящена эта часть нашего повествования.
Но вначале небольшое как «лирическое» отступление. Внимательный читатель, из предыдущих частей этой работы, мог заметить, что после крещения Иешуа (Христос) должен был уже самостоятельно изыскивать возможности для пропаганды своего мировоззрения, поэтому ему необходимы были помощники, которые, с одной стороны, обладали бы самостоятельной ценностью, а с другой, - не затмевали бы личность «мессии».
Выбор таких помощников – всегда дело весьма и весьма трудное и обычный человек, столкнувшись с подобной проблемой, вряд ли сможет удовлетворительно ее решить.
Такой помощник стоит бесконечно выше простого знакомого или даже друга, который способен сделать самый неприличный поступок при наступлении подходящего момента и без зазрения совести.
Из Евангелий мы видим, что Иешуа (Христос) выбирал себе помощников, которых мы называем апостолами, чрезвычайно быстро и не следует думать, что здесь имеет место всего лишь новозаветная сказка.
Иешуа (Христос) руководствовался своим внутренним зрением, которое у него, безусловно, было, и хотя он мог ошибаться, вероятность его ошибки, в том или ином выбираемом для апостольского служения, - была значительно меньшей, чем у стандартного индивида.
Выбирая первых шесть апостолов, Иешуа (Христос) в основу выбора положил только один главный критерий – нравиться или нет! И все.
Даже дружба с некоторыми из «кандидатов» в ученики, далеко не всегда вписывается в эту логическую схему.
Но, мы, как бы своим задним умом, сейчас должны признать тот факт, что КПД выбора Христа был необычайно высок.
Из двенадцати апостолов его предал (а, о предательстве Иуды мы поговорим позже, поскольку это вопрос очень спорный) только один, т.е. количество предателей составило 8.3%. И это совершенно феноменальный результат.
Из основателей мировых религий подобных Христу, данный показатель был лучше только у Будды, «захвативших своим учением Индию» за 2300 лет до Христа!
Но Буда предусмотрительно пригласил не разного рода человеческий сброд, шатающийся, как и сейчас, сотнями тысяч, в долине Ганга, бездельников, а животных. Их тоже было двенадцать. Пришли все. Не предал никто.
Иешуа (Христос), как нам утверждает официальная православная церковь, был единственным сыном Мариам (Марии) и братьев не имел, что впрочем, в свою очередь, не имело для него при выборе учеников, ни малейшего значения.
Внимательно анализируя канонические Евангелия, мы находим, что Иосия, Яков, Симеон и Иуда во первых называются братьями (Мтф. 13,54-56),но и вскользь указывается, что их мать – Мария Яковлева – была сестрой Марии, т.е. они приходились ему двоюродными братьями.
Правда есть данные, что эти четыре апостола имели родство с Христом по линии Иосифа, но из тех же Евангелий совершенно очевидно, что Иосиф не был биологическим отцом Иисуса. Вспомните материал о Святом Духе и «непорочном зачатии»!
Кроме того, апостолы Матвей и Иоанн позднее однозначно называют Марию Яковлеву (Клеопову) как «сестру матери его» (Мтф. 27,56; Иоанн19,25).
Таким образом, Христос, не имея родных братьев, в конечном итоге для распространения своего учения «мобилизовал» братьев двоюродных.
Все варианты канонических евангелий преподносят процесс выбора учеников - апостолов как этакий мимолетный эпизод.И тут скрыта тайна до которой нам предстоит докопатся.
Вот. хоть и забегая наперед ну очень характерный и как нельзя лучше актуальный ныне пример:
«И увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за мною. И он, оставив все встал, и последовал за ним». (Лк.5,27-28)
А ведь тогдашний мытарь – это аналог нынешнего налогового полицейского. И он рукововдствоался при сборе налогов рымским гражданским правом! Самой строго регламентированой на то время правовйсист емой, основные идеи которого заложены и в ныне действующий Гражданский кодекс Украины!
Но, уважаемые читатели особенно из числа те, кто имел «честь» лично пообщаться с налоговыми полицейскими ли, ответьте мне на вопрос: Найдется ли сейчас хоть один налоговый полицейский, который сможет «встать и последовать»?
Из своего личного опыта скажу прямо - очень сомневаюсь. Они быстрее распнут, всех вас в ком заметят потенциальную угрозу своему статусу и естественно материальному благополучию!
В этом сомневаться не приходится. Но боле детально о мытаря мы поговорим далее, а сейчас хочу напомнить читателям, что Иешуа из Ноцрата крещеный своим двоюродным братом Иоанном Крестителем, самостоятельно не выбирал первых двух апостолов – Андрея и Иоанна. На него, им указал сам Иоанн Креститель!
В конечном итоге, именно эти двое оказались наиболее стойкими, и, что самое главное – полезными людьми.
Иоанн Богослов был единственным в окружении Христа, кого мы можем зачислить, по крайней мере, в потенциальные интеллектуалы.
Его книга «Апокалипсис» будоражит мистически настроенные умы не меньше чем труды средневекового мага-крещенного еврея: Нострадамуса.
В нем ( «Апокалипсисе» до сих пор что-то там находят, вспомним, какой мистический ужас испытывают миллионы людей перед «числом зверя». И Иоанн Богослов– единственный из апостолов сподобился умереть своей смертью прожив дольше всех.
Апостол Андрей прославился своими путешествиями. Апокрифическая древнерусская рукопись «Оповедь» описывает как Андрей, продвигаясь на север, посетил место, где позже возник Киев, затем дошел аж до Валаама, где обратил первых жрецов Велеса в христианство.
Последнее, впрочем, весьма и весьма сомнительно. Но и об этом поговорим в соответствующем месте..
Однако и неофиты, призываемые Иешуа (Христом) по своему воспитанию были все же азиатами, для которых клановость своей семьи, всегда на первом месте!
Поэтому от родственного принципа комплектования апостольского корпуса они не отступал.
Андрей привел своего брата Симона переименованного позже в Петра (Мтф.16,18). Иоанн Заведеев, своего брата Иакова Заведеева
Изучая деяния апостолов, становится совершенно очевидно, что качество их уменьшалось в зависимости от очередности призвания. Первые – Иоанн, Петр и Андрей – элита в свите Христа, Яков – несколько побледнее, но тоже ничего, остальные – обычные исполнители без всякой импровизационной искры.
Но, тем не менее, перед Иешуа из Ноцрата снова остро стоял вопрос выбора новых учеников апостолов.
Если неискушенный читатель обратится за поиском ответа к книгам Нового завета, то он у того-же Луки может прочесть:
« Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами:
Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем».
Другой боле современный нам, христианский богослов Епископ Мефодий (В. Н. Кульман) в своей работе «Святоотческое толкование на Евангелие от Матфея» так пояснил причину выбора Иешуа из Ноцрата новых 6 учеников:
«Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало;
итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою». 37-38:
Христос Спаситель наш не проходил мимо ни одного города, ни одного селения, и повсюду приносил с Собой два величайших блага: Евангелие царствия или проповедь о спасении и исцеление от всяких болезней.
Но и этого было мало для Божественного милосердия: Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря, который бы заботился о них.
Начальники их не только не исправляли их, но еще развращали своими мудрованиями.
И вот небесный Пастырь жалеет этих рассеянных овец: Тогда говорит учениками Своим: жатвы много, а делателей мало. Великое число народа, который жаждет слышать проповедь о царствии Божием, но мало приготовленных для него учителей.
Итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей, новых делателей, на жатву свою.
“О каких же делателях говорит здесь Господь? — вопрошает св. Златоуст, и отвечает: — о двенадцати учениках. Но сказав: «делателей мало”, увеличил ли их число? — Нет, но послал только двенадцать.
Так для чего же сказал: молите Господина жатвы, чтобы послал делателей на жатву Свою? Для того чтобы впоследствии эти двенадцать заменили многих, получивши благодатные силы.
“Смотрите, как Он далек от тщеславия: чтобы не водить всех за Собой, посылает учеников. Впрочем, не для этого только посылает, но и для собственного их обучения, чтобы образовавшись в Палестине, как в неком училище ратоборства, приготовили себя к подвигам в целом мире.
Потому-то, как юных птенцов приучая к полету, открывает им обширное поприще для действий, чтобы потому они могли удобнее приступить к последующим подвигам, и сначала делает их только врачами телесными, чтобы после вверить им важнейшее врачевание душ.
И смотри, как показывает легкость и необходимость этого дела. Ибо что говорит! “Жатвы много, делателей же мало.” Я, говорит, посылаю вас не сеять, но жать.
“Другие трудились, а вы вошли в труд их” (Ин. 4:38). Этими словами Он удерживает их от самомнения, возбуждает к бодрости и показывает, что предшествовавший труд сеяния был больше. Жатва есть окончание всего труда земледельца.
Почему же Он говорит о жатве, когда дело было еще в начале? Нечестие еще господствовало по всей земле, жертвенники курились, идолам поклонялись, Иисуса не почитали, и глубокая ночь покрывала все, — страсти владычествовали и все было потопляемо.
Один только народ иудейский, по-видимому, благочестивый, имел пророков и малые семена Богопознания, но и те со временем были зарыты в земле, и учители этого народа не только не могли руководить других к благочестию, но и сами тогда подавали повод к соблазнению других. Это выражает и пророк, когда говорит: “имя Мое бесславится” (Ис. 52:5). Почему же Христос упоминает о жатве и говорит: жатвы много?
Потому, что Он намеривался послать учеников Своих по всей вселенной, а они, вероятно, страшились, смущались и, рассуждая сами с собой, говорили: возможно, ли, чтобы мы, простые, неученые, бедные, неизвестные, отклонили людей от старых обычаев, обратили их к новым понятиям? Когда мы исторгнем терния? Когда посеем семена?
Когда возрастет посеянное? Кто нас не растерзает, кто нас не поразит? — И вот, чтобы они не смущались такими мыслями, Он назвал Евангелие жатвой, как бы так говоря: все устроено, все приготовлено; Я посылаю вас собирать готовые плоды; в один и тот же день вы можете и сеять и жать; потому, как земледелец, выходя на жатву, радуется и не думает о трудах, но спешит как бы на готовое приобретение, так точно и вам идти на проповедь, потому что это дело есть жатва, доставляющая вам готовые плоды.
Послужите Мне словом, говорит Он, и вы увидите зрелые плоды, собираемые в царские житницы.
Потому и после, посылая их, говорил: “и се Я с вами во все дни до скончания века” (Мф. 28:20). Сказав: “молите Господина жатвы, « Сам без просьбы и без моления немедленно рукополагает, поставляет их в это звание и приводит им на память то, что говорил Иоанн о гумне, о плевелах, о пшенице.”
Но вот при перепроверке, оказывается, что слова Иешуа ( Христа) « Жатвы много, а делателей мало…» относятся не к призыву двенадцати апостолов, а уже относятся к следующему, массовому призыву семидесяти апостолов!
Но это хотя и интересная, но уже другая история, к которой мы вернемся во второй книге, этой работы.
В виду скудности информации содержащейся в новозаветных евангелиях, автору пришлось искать ответы на вопросы о подлинных обстоятельств призыва 12 апостолов в других письменных источниках.
Это, так называемые апокрифы и другие, богословские и апологетические материалы дошедшие до наших дней, но зачастую безосновательно не признаваемые официальной православной церковью. Для любознательных читателей желающих может быть углубить свои познания, даю ссылку на интернет-Библиотеку ГУМЕР где имеется хорошая подборка таких документов.
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/apokrif/Fil_Gosp.php
Для тех, кто впервые узнает, о существовании этой библиотеки, сообщаю, что Библиотека Гумер это представление различных,зачастую полярных точек зрения на исторические, культурные, религиозные события, где ценится оценка информативности произведения, а не личность автора и дается свободное освещение уже прошедших событий.
И вот, что у автора, получилось в результате применения им метода получения информации - «С миру по нитке, голому рубашка», при анализе апокрифических произведений.
Иешуа из Ноцрата по возвращении с Назарета, в дом Симона-Петра в Вифсаиде и сборе всех учеников, дал им последние наставления и отправил в путь учить Евангелию царства.
При этом: он запретил им крестить и советовал воздерживаться от публичных проповедей. Свой запрет он объяснил тем, что впоследствии позволит им выступать с такими проповедями, но пока что, в силу многих причин, он хотел бы, чтобы они приобрели практический опыт личного общения со своими собратьями.
Он отправил их в путь по двое: Иаков и Иоанн направились в г. Хересу.
Справка: Херес ("солнце"): 1) название города Хар-Херес правильнее было бы перевести как "солнечная гора", а не "гора Херес", как это сделано в Синод. пер. (Суд 1:35). Этот город предположит. тождествен Ир-Шемешу (Нав 19:41), к-рый называют также -> Вефсамисом (Нав 15:10). Возм., Х. находился на месте совр. Хирсы, располож. в 2,5 км юго-вост. Яло (Аялона).
Андрей и Петр с учетом их занятости на рыбокоптильном промысле достался г.Капернауме, а Филипп и Нафанаил пошли в г. Тарихею.
До начала похода, Иешуа сообщил им, что он желает избрать двенадцать апостолов, которые продолжали бы дело царства, после того как он покинет этот мир, и уполномочил каждого из шести:
Выбрать из числа его первых новообращенных по одному человеку в предполагаемую группу апостолов.
Иоанн еще спросил: «Однако, Учитель, станут ли эти шесть человек членами нашего круга, будут ли они участвовать во всём наравне с нами — теми, кто стал твоим последователем еще на Иордане и слышал всё, чему ты учил при подготовке к этому первому заданию во имя царства?»
И Иисус ответил: «Да, Иоанн, эти избранные вами люди станут нашими неразлучными товарищами, и вы научите их всему, что имеет отношение к царству, как я учил вас»..
Было решено, что шесть апостолов будут «трудиться» в течение двух недель, после чего они соберутся на совет в доме Зеведея.
И первое миссионерское путешествие шести апостолов удалось. Каждый из них открыл для себя ценность непосредственного, личного общения с людьми, когда за спиной не стоит Иешуа.
Они вернулись к Иешуа, лучше понимая, что, в конечном счете, религия является целиком и полностью личным опытом.
Они начали чувствовать, сколь сильно простые люди жаждут услышать слова религиозной поддержки и духовного утешения.
И когда апостолы собрались вокруг Иисуса, каждый из апостолов представлял своего избранника, после чего Иисус просил остальных проголосовать за кандидата. Так все шесть новых апостолов были официально приняты всеми шестью старшими учениками.
Затем Иешуа сообщил ученикам, что это еще не все, а вскоре они все вместе, посетят этих «кандидатов» и призовут их к служению!
И тут самое время задать риторический вопрос: Так кто и кого рекомендовал Иешуа для занятия места апостола - второго призыва?
Вновь избранными были следующие апостолы:
1.Матфей Левий, сборщик пошлин из Капернаума, чья таможня находилась чуть восточнее города, у границы с Ватанией (Ливан) Евангелие от Матфея. Он был избран Андреем.
2. Фома Дидим, рыбак из Тарихеи, прежде работавший в качестве плотника и каменщика в Гадаре. Он был избран Филиппом.
Справка: ТАРИХЕИ, Tarichēa, город в Палестине, на южном берегу Тивериадского озера, близ того места, откуда вытекает из него река Иордан; он лежал на высоте и был хорошо укреплен. Название свое город получил от находившихся там прекрасных заводов для соления морской рыбы.
3. Иаков Алфеев, рыбак и фермер из Хересы, избранный Иаковом Зеведеевым.
4. Иуда Алфеев, брат-близнец Иакова Алфеева, тоже рыбак, был избран Иоанном Зеведеевым.
5. Симон Зелот, занимавший высокий пост в патриотической организации зелотов, отказался от него, чтобы присоединиться к апостолам Иисуса. До того, как стать зелотом, Симон был купцом. Он был избран Петром.
Справка: Зелоты (от греч. букв. «ревнитель, приверженец», ивр. канаим) — социально-политическое и религиозно-эсхатологическое течение в Иудее, возникшее в эпоху Маккавеев во 2-й половине I века до н. э. и оформившееся окончательно в середине I века н.э.
Основной целью зелотов, было упразднение эллинистического влияния, и свержение римского владычества для достижения которой считались пригодными любые средства.
К середине I века н. э. зелоты оформились в политическую партию для борьбы с царем Иудеи — Иродом Великим
Требования императора Калигулы поставить по всей Империи его идолы, грубое отношение римских солдат к Храму и вере жителей Иудеи привело к существенной радикализации еврейского населения и, соответственно, пополнению сторонников зелотов.
После ограбления римским прокуратором большой части храмового серебра зелоты организовали т. н. Великое еврейское восстание, приведшее к Иудейской войне 66-73 гг.»
Хотя зелотов и принято в энциклопедиях называть патриотам, но нам, современным гражданам, они будут ближе и понятнее, если их рассматривать как советских партизан времен Второй мировой войны. Они небыли едины, действовали вооружено, но скрыто и эпизодически. Так же эти «еврейские партизаны» прославились доселе необычайной среди иудеев жестокостью и садизмом, впервую очередь, по отношению к своим согражданам евреям.И это был еще тот ХОЛОКОСТ! Ну разве что небыло у Зелотов газовых камер?
Поэтому появление в числе учеников Иешуа - Симона Зелота, можно скать, что командира партизанскогол, зелотского отрядп действвоавшего в Галлилее, можно толковать только как установление им «идейных контактов с организацией зелотов», в ходе которой, они взяли его под свою защиту и опеку, оберегая как важного теоретика, от саддукеев, фарисеев, и римлян!
6. Иуда Искариот был единственным сыном богатых еврейских родителей из Иерихона.
После того как он стал последователем Иоанна Крестителя, родители-саддукеи отреклись от него.
Он искал «работу» в этих местах, когда его нашли апостолы Иисуса, и Нафанаил (Варфоломей) пригласил Иуду присоединиться к ним в основном из-за его опыта в финансовых вопросах.
Иуда Искариот был единственным иудеянином среди двенадцати апостолов и стал казначеем среди 12 апостолов!
На следующий день Иисус и шесть апостолов отправились к Матфею, сборщику пошлин….
( конец ч.11-1)