С тех пор все, кто услышали Нику, с неослабевающим вниманием следят за её творчеством. И сегодня мы предлагаем вам интервью автора нашего портала Марины Матвеевой с Никой Бахтен.
Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер. Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего. Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться. С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём. И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8
"Шторм"
Новые избранные авторы
Новые избранные произведения
Реклама
Новые рецензированные произведения
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 97
Авторов: 0 Гостей: 97
Поиск по порталу
|
Марина Матвеева. Интервью с Никой Бахтен.
Ирина Василенко (мемориальная страница), 28.10.2014 в 05:49
Нику Бахтен мы впервые открыли для себя на фестивале "Провинция у моря-2013", где она стала Лауреатом и запомнилась всем прекрасными стихами, эмоциональным чтением и особого рода открытостью, распахнутостью характера.
С тех пор все, кто услышали Нику, с неослабевающим вниманием следят за её творчеством. И сегодня мы предлагаем вам интервью автора нашего портала Марины Матвеевой с Никой Бахтен.
Ирина Василенко (мемориальная страница), 28.10.2014 в 05:54
Ника Батхен: «Случайно нашла свою родину – Крым»
Марина МАТВЕЕВА 21 октября в Симферополе, в Центральной городской библиотеке им. А.С. Пушкина, состоялось открытие фотовыставки и творческий вечер поэта, прозаика-фантаста, детского писателя, фотохудожника, журналиста Ники Батхен (Феодосия – Москва)
Чары Бахчисарая – чарка, а в ней кумыс. Поэтесса представила книгу поэзии «Путями птиц», прочитала стихи разных жанров, в том числе и такие, которые способны разогреть публику, даже очень молодую — студентов. Это особое мастерство: читать так, чтобы было интересно, чтобы в самих строках кипела жизнь. Да, для этого нужно некоторым образом заигрывать с публикой, скоморошничать. Но ведь «батхан» на одном из тюркских языков и означает «скоморох». И заигрыш продолжается недолго: только чтобы зацепить. А уж после – поэзия серьезная, историческая: о детском крестовом походе, о крымских караимах, о путях древних мудрецов… Крымским поэтам стоило бы поучиться такому «вхождению в слушателя»: когда автора не хотят отпускать. Именно об этом: чему еще следовало бы поучиться нам друг у друга, о литературе – высокой и массовой, о проблемах современного книгоиздательства, в том числе русскоязычного в Украине, о фантастике и поэзии, о Крыме и Москве довелось побеседовать с нашей гостьей. – Вы долгое время жили в Израиле, в Москве, сейчас живете в Крыму. Почему именно Крым? Что заставило выбрать Феодосию? – Случайность: я приехала сюда отдыхать на неделю – и поняла, что нашла свою родину. Живу в Крыму уже три года и радуюсь каждый день: прогулкам, еде, воздуху, мирному небу и покою. Мне очень хорошо в Феодосии. – Вы и поэт, и прозаик-фантаст, и детский писатель, и фотохудожник, и журналист… Как вам удается все успевать? Какая из сфер деятельности для вас самая приятная и любимая? – Живя и творя в Крыму, вы сохранили и продолжаете развивать связи с литературным миром России, ее столиц, Украины и др., с журналами, издательствами. Как, по вашим оценкам, интересна ли в широком русском литературном поле крымская литература? – Я полагаю, что хорошая литература интересна всегда, вне зависимости от региона написания. – Уровень крымских писателей соответствует ли уровню России? Если нам нужно подтянуться, то в чем и как? – В Крыму достаточно много интересных, самобытных авторов всероссийского уровня – взять хотя бы вас, Марина, Евгению Баранову, Андрея Полякова. Насчёт подтянуться – не знаю, но мне сильно не хватает молодых авторов, работы с новым поколением литераторов – талантливые юноши и девушки в Крыму есть. Фрагмент фотовыставки «Дорогами и облаками Крыма» – Конечно же, мы пишет о разном и по-разному. Бывая в Москве, часто ощущаю всю нервозность московской поэзии: о спешке, ранних вставаниях, пробках, понаехавших, общих страхах, что жизнь стремительно летит и пролетает мимо. Мы пишем по-иному: медлительнее, что ли, созерцательнее… Может быть, именно поэтому «южные» поэты не находят понимания и должного признания в столицах? Или причина в другом? – «…Если в глазах свинцом застывает север, памятью моря в душу стучится юг…» Крымская поэзия, на мой взгляд, очень сильно привязана к месту, опирается на знаковую систему, понять которую может только человек, знающий и любящий Крым. А в столицах важнее умение пройтись небрежной походочкой по бульвару, элегантно посетовать на петербургский туман или московскую спешку. Но при этом имена поэтов-крымчан можно увидеть на страницах толстых журналов. – Ощутили ли вы на себе крымские перемены? Как прошла для вас «Крымская весна»? А культурные перемены заметны? Меня, например, пугает, что для Крыма возможна культурная деградация «благодаря» приездам к нам московских литдесантов. Ведь едут к нам кто похуже: те, кто не востребованы у себя, как правило. А крымчане еще не научились отличать зерна от половы и рукоплещут всему, что под «брендом» Москва… Можете порекомендовать, на каких писателей, поэтов, издательства нам стоило бы обратить внимание, а чего (кого) избегать. – Есть как будто бы две литературы: одна такая вся высокая и утонченная, но за нее не платят авторам, потому что не покупают читатели, а другая – коммерческая: о ней принято говорить с пренебрежением, но ее все покупают и читают, а авторы ее живут литературным трудом. В чем принципиальное различие таких литератур? Или все же литература – одна, и все зависит от личности автора: как себя подаешь, так ты и востребован. Чем сейчас живет книгоиздательство? – Есть литература массовая – та, которая издается десятками тысяч тиража, пользуется популярностью и позволяет авторам жить на гонорары. Есть литература, рассчитанная на узкий круг: две, три, пять тысяч читателей. Есть неформат – вне зависимости от качества текста, ни одно крупное издательство не возьмется за публикацию, зная, что эту книгу сейчас не продать. С подобной проблемой столкнулись, например, замечательные, но не попадающие в такт вкусам нынешней публики писатели-фантасты, чья карьера началась в 90-е. Популярность у публики – вещь субъективная и зачастую непредсказуемая. Коммерческим успехом до сих пор пользуется, например, Толкиен, Булгаков или братья Стругацкие. У одного автора могут быть и откровенно продажные вещи и мощнейшие романы – посмотрите, например, на популярного фантаста Роберта Джордана, начинавшего как литнегр в серии романов про Конана. Что же до перспектив книгоиздательства – к сожалению, последний год выдался очень нелегким: русскоязычная литература потеряла украинский рынок и ещё не оправилась от удара. – Несколько слов о фестивале фантастики, который будет проходить в эти выходные. И в завершение – еще одно стихотворение эпического поэта Ники Батхен: Виа Долороза – 1 В миг, когда дерево расступается под гвоздем, Сено и кровь на сене, и молоко. Глупое материнство: укрыть, сберечь, Бродят в округе стражники и волхвы – Вместо молитвы – сына к холодным звездам. |