Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"Далеко от Лукоморья"
© Генчикмахер Марина

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 95
Авторов: 0
Гостей: 95
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Марина Матвеева: «Быть революционером?»

Ирина Василенко (мемориальная страница)
МАРИНА МАТВЕЕВА:
«БЫТЬ РЕВОЛЮЦИОНЕРОМ - ПРАВО ПОЭТА. НО НЕ ЕГО ОБЯЗННОСТЬ»
Интервью  Елены Серебряковой (Москва) с автором нашего портала Мариной Матвеевой.


Страница Марины Матвеевой на портале "Графоманам.нет": http://grafomanam.net/users/1886

Поэтесса, критик и журналист Марина Матвеева широко известна в литературных кругах не только Крыма, где она проживает. Марину знают далеко за пределами Крыма - благодаря её талантливым стихам и подвижнической деятельности на культурной ниве: в настоящее время Марина успешно совмещает руководство Творческим Собранием «Поколение Тридцатилетних» (Симферополь) и координаторство в проекте «Web-притяжение крымской поэзии и Бардовский видеомост». Именно с него мы и начнём диалог с нашей героиней.

- Марина, вот уже больше года действует этот проект. Он становится всё более широко известным - в нём участвуют поэты и барды из самых разных городов и стран. Расскажите о нём.

- «Видеомост» родился из личного проекта координатора Михаила Митько, крымского поэта и барда, - поначалу, как возможность собраться дома у компьютеров авторам из 3-4-х городов и петь друг другу песни. В посткризисные годы далеко не всем легко часто выбираться на фестивали, а видеовстреча - это возможность и увидеть друзей, и познакомиться с новыми людьми, узнать, чем дышат там, где, может, уже и менталитет не совсем такой, как у нас, хотя и русский… Но точно не крымский. Понятное дело, в «домашней обстановке» проект долго не продержался - захотелось выхода в официальное пространство. «Видеомост» был поддержан и вдохновлён литературным порталом «Литфест», модератор сайта Полина Городисская обсуждала с Михаилом возможности видеовстреч, в Киеве была проведена презентация. Я - автор и Сенатор «Литфеста», идея меня очень вдохновила, тем более, что мне выпало счастье творчески путешествовать не только по Украине, а также в России, Беларуси, Молдове, побывать на Форум молодых писателей в Липках и др., и поэтические знакомства есть в очень многих местах. И мы стартовали в Крыму. Первой поддержала нас Симферопольская ЦГБ им. А.С. Пушкина, в ней состоялся пилотный мост. Идея была быстро подхвачена, и на настоящий момент мы насчитываем уже более 20 официальных видеомостов, их можно увидеть на сайте проекта videomost.org. А городов-участников уже - более 50. На сайте есть карта, количество точек на которой постоянно увеличивается. Увеличивается и число знаковых литературных имён, встречавшихся с Крымом «на мосту».

- Видеомосты с какими городами были самыми запоминающимися?

- Каждый видеомост - явление запоминающееся. Подготовка его - как подготовка небольшого фестиваля, и мы это делаем каждый месяц, а то и не один раз. Каждому городу есть, что сказать. Порадовал Луганск - с ними прошёл самый первый поэтический мост. Яркими были барды Омска, Братска, Владивостока, Салехарда, Иркутска. Поэты Москвы, Одессы, Киева, Харькова, Иркутска, Алма-Аты, Беларуси, Ростовской области, Тулы, Новосибирска… С далёкими городами «веселее» подготовка - нужно учитывать разницу во времени. Но у нас уже наработан опыт. «Зажигают» и крымчане - в мостах участвовали Симферополь, Севастополь, Евпатория, Керчь, Бахчисарай, Ялта, Феодосия… Кому-то удобнее подключиться из своего города, кто-то из крымчан предпочитает приехать на официальное мероприятие в Симферополь. Нельзя не порадоваться поддержке проекта крымскими библиотеками, культурными центрами, Институтом культуры, Союзом русских, украинских и белорусских писателей Крыма, симферопольскими литклубами, различными фестивалями. Крымской прессой и телевидением. А также творческими организациями других городов, например, Южнорусским Союзом Писателей. И множеством литсайтов и инфопорталов. Мы отбираем для участия поэтов высокого уровня, это сложно - возникают обиды от тех, кто не прошёл отбора. Но это естественное.

- Какие у проекта планы на будущее?

- «Видеомост» задумывался, прежде всего, как связь с литературой тех городов и стран (Россия, страны СНГ, зарубежье), куда нам, может быть и хотелось, не нелегко доехать на фестивали, чтобы познакомиться с поэтами и бардами лично. Хотя не удивительно, что откликнулась на него, прежде всего, Украина - наши творческие друзья, братья и сёстры. И, конечно, Москва. Однако проект будет развиваться в направлении удаления. В ближайших планах - видеомосты с Челябинском, Новосибирском и другими российскими городами. А также - с США, Францией, Австралией, Бразилией. Русская поэзия - и очень неплохая - есть везде. Думаем, что подключатся и другие достаточно удалённые точки. Приглашаем. Если у вас есть друзья - талантливые поэты России и не только, предложите им видеомост с нами. Это всегда интересно и ново. Хотя и хлопотно, конечно, но это приятные хлопоты. Хотелось бы внимания к проекту официальных лиц. Но это сложно: видеомост аполитичен - это одно из его главных правил. Только творчество!

- Как вы считаете, должен ли писатель быть одиночкой или ему нужны союзы писателей и другие творческие организации?

- Одиночкой сейчас быть сложно. Даже если ты не состоишь в союзе - ты всё равно с ними сотрудничаешь. Если ты, конечно, не сетевая нимфа под ником, которой достаточно опубликовать стишок и наполучать лайков. Не считаю грехом состоять в союзах, хотя, смотря какой союз… Сейчас официально состою в Союзе писателей России, Южнорусском Союзе Писателей и Союзе русских, украинских и белорусских писателей Крыма. Последняя организация - крымская региональная, однако открыта к сотрудничеству со всем миром, особенно её журнал «Брега Тавриды», в котором я сейчас один из поэтических редакторов. В ближайшее время в журнале готовится большая подборка поэзии участников видеомостов из разных городов.

- В Вашем резюме сказано, что вы член Национального Союза писателей Украины...

- Уже нет. Была исключена из НСПУ в конце прошлого года. Официально - за неуплату взносов. Неофициально - «за критику». В одной из статей упомянула о невысоком уровне издания Крымской организации союза. Странна та организация, которая может репрессировать за пару абзацев… правды. Странно было бы и платить ей взносы. Считаю, что этого заслуживает лишь тот союз, который делает что-то полезное для своих членов, а не вспоминает о них лишь тогда, когда нужно собрать поборы. А также хотелось бы, чтобы союзы следили за тем, дабы между их членами не было интриг, нечистоплотных поступков и серьёзных решений, принимаемых на основании личных капризов, обид и мести. Это мельчит и принижает организацию. А иметь дело с мелочными… Кому нужна мышиная возня?
Пример настоящей интереснейшей деятельности, а также дружбы и взаимывыручки может подать одна из ярчайших на настоящее время писательских организаций - Южнорусский Союз Писателей.

- Вы состоите в ЮРСП уже не первый год. Думаю, есть о чём рассказать.

- Для начала скажу о том, что Южнорусский Союз активно поддержал «Видеомост». И участием, и информационно, и привлечением в мосты интереснейших людей. Думаю, благодаря этому сотрудничеству мы развернёмся достаточно широко. В Крыму уже набралось немало членов ЮРСП в разных городах. Хороши также фестивали, организованные Союзом, и его площадки на различных известных фестивалях. Многие члены ЮРСП признавались мне, что союз их «вывел в литературу». Я этого сказать не могу, меня, скорее, «подхватили» на пути собственного движения. Но я очень рада двигаться в одном направлении, хотя и не во всём. У каждого поэта свой путь. Такой же свой путь и у «Видеомоста» - он шире рамок одного союза. Но благодаря мостам ЮРСП может найти новых людей для включения в свой состав (как это произошло с Юлией Баткилиной из Харькова и Любовью Василенко из Керчи), так что наша любовь вполне взаимна.

- Так что же такое, по-вашему, современная литература? Как вы считаете, можно ли и имеет ли смысл в современных условиях  «сетевой вседозволенности» бороться за литературный уровень? Что такое уровень - в вашем понимании.

- Не могу сказать однозначно, что такое уровень. Я определила пока это только для себя. Замечаю, что качество стихов и прозы выше у меня тогда, когда я меньше занята самоотдачей, творческой деятельностью, организацией чего-то. Поэтому знаю, что мне нужно чередование: период накопления, создания - период отдачи. Сейчас - второй. То, что пишется в процессе его, мне далеко не всегда нравится. Но зато есть, что отдавать из предыдущего периода - уединения и размышлений. Бороться за уровень? Можно и нужно. Хотя сейчас к критикам относятся, как к гаишникам - сказал «плохо», значит, «козёл». Могут и перестать общаться, выключить из какого-то междусобойчика, начать вредить… Но я уже к этому привыкла, иногда чувствую, что у меня менталитет критика сильнее, чем поэта. Сейчас так нужно: необходимо держать планку видеомостов, а также отзываться на происходящие события культурными обозрениями… оборзениями… «Культурные оборзения» - так называется моя рубрика на сайте «Графоманам.нет».

- Марина, о вас говорят как о поэтессе-авангардистке, при этом у вас есть и вполне традиционные стихи…  

- «Авангард» - это просто нестандартное мышление, в том числе и в слове. Можно писать и своеобразно, и традиционно - как чувствуешь, как можешь в данный момент. Насилие над собой приводит к рождению уродцев… Часто слышу о нетрадиционной поэзии, что она «неживая», «топорная», «конструкции». Может быть. Но лишь в том случае, если создавалась не по вдохновению, а потому, что «надо быть авангардистом». Частенько «авангардист» именно таков, увы. Но далеко не всегда. Нередко наоборот - настоящая жизнь бьётся именно в нестандартном решении.

- Должен ли поэт высказывать свою гражданскую позицию в стихах - особенно в свете политического беспредела - или он просто «свидетель времени»?

- Поэт никому ничего не должен. Истинный поэт тот - кто пишет то, что хочет, чего требует душа. Если это совпадает с «отражением стремлений целого поколения», то рождается «звезда». Но начать писать что-то не своё в угоду звёздности - значит потерять себя. К тому же, «стремления поколения» нетрудно угадать: дайте нам свободу, пиво и траву. Учить людей пить и употреблять, «разрешить» им быть скотами - легчайший способ прославиться. На моём веку далеко не один поэт стал такого рода «кумиром». Но это - слишком просто и слишком неблагородно. А мы пойдём по сложному - и благородному пути: вести человека к человеку, а к «свободе» скотства.
Хочешь протестовать - протестуй, выражать - выражай, но никогда не протестуй и не выражай просто потому, что «так надо». Быть революционером и борцом - это право поэта, НО НЕ ЕГО ОБЯЗАННОСТЬ. Меня подбивали протестовать и выражать на тему Евромайдана, даже пытались давить на психику: мол, какой ты поэт, если в такой время пишешь и читаешь о чём-то другом. Не хочу. Не хочу быть не собой, играть чужую роль. Мне достаточно сведений о том, как пострадал - физически и психически - ряд поэтов из-за декабрьских событий. Если я увижу, что то, ради чего они протестовали, та самая их «истина», станет их лечить, спасать и с ними носиться - тогда мне станет ясно, что эта «истина» действительно достойна борьбы. Но пока вижу лишь разрушение и саморазрушение - безо всякого смысла.

- Вы поэт или поэтесса? В жизни поэтов женского пола этот вопрос всегда был очень важным.

- Важность вопроса преувеличена. Причём людьми явно с комплексом неполноценности. Как мужчинами, его задающими, так и женщинами, слишком громко кричащими «Я поэт!». Это - их выбор: так чувствовать, так жить, так творить. Точно так же имеет женщина право и на выбор быть поэтессой: нежной, мягкой, тонкой… Обидно, когда это осуждается. Себя могу проявить и в том, и в другом «поле». Поэзия - адвайта. Явление недуальное. Поляризовать её по половому или ещё какому-то признаку - обеднять себя, отнимать у себя целую половину её свойств.

- Что такое поэт: это стихи, которые он пишет, или его творческая и прочая литературная деятельность?

- Меня часто спрашивают: а как быть тем, кто ПРОСТО ПИШЕТ? Я долго была тем, кто просто пишет. Долго и совершенно сознательно боролась за это право, всяческим прославившимся на культуртрегерстве людям говорила: «Ты графоман, тебе надо работать над стихами. Становиться «самым известным поэтом» не посредством поэзии, а посредством чего-то другого - пошло». Но мир поэзии менялся слишком круто - и прямо на моих глазах… Сейчас перестали видеть качество текста, красоту слова… Произведением становится уже даже не личность, а - дело. Людям свойственно меняться: и - захотелось что-то сделать. Сначала небольшое, затем… И всё же знаю - для меня истинное творчество возможно только в покое. Поэтому дни и минуты покоя - самое бесценное…

- О чём вы пишете и зачем? Ваши творческие планы, идеи и задумки.

- У меня два плана в творчестве: план личного и межличностного, и план - трансцендентного. Между ними провисает план социального, точнее, один его аспект: я терпеть не могу писать «о современной действительности», политике, экономике, ругать страну, учить президента править… Поэтому плохо нахожу общий язык с теми поэтами, кто увлекается этим… Они очень популярны. Среди них есть истинные таланты, вроде Евгении Бильченко. Но даже ей я могу сказать, что лирика её мне ближе, чем социальное. Впрочем, и у меня есть стихи о стране. Но она персонифицирована, это чувствующее живое существо, иногда даже - авторское «я». Всё-таки невозможно пройти мимо самой себя в этом аспекте. Но всё же - душевное и духовное - самые близкие мне темы. Хотя нередко - антидуховное… Но у каждого из нас - свой поиск.
Пока в свободном полёте - ещё не опубликовано - моё самое заветное произведение - юмористическая поэма-фэнтези «Турозавриада - крымский эпос». Она должна выйти книгой в жанре фэнтези, но современные издательства боятся стихов. Нужен издатель с очень нестандартным мышлением, чтобы взяться за это во многих отношениях странное, «ушестойное» произведение. Но - его первые читатели: и «простые», и авангардисты - в восторге. Уверена: будут «пищать» и все последующие. Ау, рисковый издатель!
Идеи и задумки - их множество. Выход новой книги стихов, которая будет называться «ТРАНС[крым]ЦИЯ», продолжение движения по городам перформансов «Экзистенция имени меня» и «Крыманьонцы», возможно и создание других. Статьи, проза… Видеомосты, конечно. А там и ещё что-то родится - сейчас творческие идеи просто сыплются с неба… Конечно же, дружить и общаться с другими поэтами, учиться у них, развиваться. Хотелось бы научиться петь - голос есть, нет времени. Хочется путешествий. Почему-то именно по России - мечтается об Урале, Алтае, Хибинах… Мечтам свойственно сбываться - что ж, посмотрим.
Чего и вам желаю.



10.01.2014
Симферополь, Крым

http://write-read.ru/interviews/511