Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"Поплавок"
© Михаил М

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 39
Авторов: 0
Гостей: 39
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

«Разлом времени» – отражение преломления

Марина Матвеева
Марина Матвеева, 25.06.2014 в 20:59
20 июня в Центральном музее Тавриды прошло необычное действо – арт-проект «Разлом времени». Его организатором и куратором стала крымская художница, поэтесса и джазовая певица (а также по профессии – математик) Дарьяна Лемтюжникова.

Проекты Дарьяны – это всегда нечто необычное: одновременно масштабное (широта) и камерное (глубина). А тема времени сейчас – в наше необыкновенное (да простят меня за тавтологию) время – на острие. Таков арт-проект: геополитика с пряным привкусом геопоэтики – и все это практически с полным отрицанием сиюминутного, злободневного – с акцентом на вечное, то, что пройдет рецензуру времени – и останется, не окажется сметенным его безжалостным потоком.

«Искусство – корнями в прошлом, ветвями в будущем; творец – всегда в настоящем». «Искусство, уж простите, не для народа. Для человечества». И наиболее ясный и четкий постулат: «Искусство – есть то единственное, что преломляет реальность. Все остальное её просто отражает». В чем разница между физическими понятиями отражения и преломления – можно поинтересоваться в учебниках. Эту разницу в творчестве прочувствовать гораздо сложнее – и, в то же время, намного проще – тем, кто сам творец. Изобретатель. Философ.

Должен ли творец-философ в трудные жизненные времена ожесточаться, звереть, воевать? Или должен абстрагироваться и глубокомысленно взирать с высот? Вопрос спорный. Участники встречи пришли к выводу, что хоть и следует быть «выше», но в нужную минуту и постоять за себя (и не только) не помешает. А чем лучше всего может постоять за себя творец? Правильно, своим произведением.

Афиша Разлом времени

Произведение произведению рознь. Вот, например, статья. Пишешь ее, стараешься. А уже через неделю-месяц она становится совершенно неактуальной. Ее ни в книгу публицистики не поместишь, ее не перепечатаешь через год, к примеру… Ибо журналистика – творчество, но не искусство. Всего лишь отражение, а не преломление. Так что данный материал – статья об искусстве – суть конструкция сложная: отражение преломления – о разломе времени.

Вот как показала суть своей идеи куратор проекта Дарьяна Лемтюжникова: «Как правило, время имеет линейную структуру. И всё, что происходит сегодня, несёт черты прошлого времени и того, которое в данный момент показывают часы. Искусство же является отображением времени и событий. Оно зависит от того сегодня, которое красуется на личных часах художника, и от тех событий, которые настигли его во время творения. Иногда в истории возникают очень насыщенные событиями этапы, когда время теряет свою линейность.

Экспозиция

В искусстве происходит процесс насыщения временем и становится мало настоящего времени, определяемого часами. Искусство приобретает черты не только настоящего, но и прошлого, и будущего. Задача художника — схватить это ощущение и воплотить в своём произведении. Все новые цивилизации в истории человечества возникли на границе нелинейности – разлома времени. Крым периодически является территорией, подверженной вспышкам перенасыщенного времени.

Символ таких времён – новый иероглиф, который появляется в качестве симбиоза двух и более иероглифов, уже включённых в письменную культуру. Новое время рождается в прямом столкновении прошлого и будущего. Череда вчерашних и завтрашних дней оказывается в разломе времени. Ещё немного и может быть время вернётся на привычную прямую, но нам останутся произведения искусства, рождённые в нелинейности».

Ещё одна экспозиция

Задача проекта: собрать интересных людей разных творческих, научных, культурных профессий, которые редко могут пересекаться в едином пространстве. Такая попытка создать для них комфортное пространство, где каждый может открыть для себя что-то новое через других людей с другим восприятием реальности, произошла именно в музее – жизнь человеческая (время людей) соединилась здесь с жизнью вещей (или временем вещей, которое иной раз куда более длительно, вплоть до веков). Вещь характеризует точный исторический период, а вещь «вневременная» создает концепцию художественного пространства.

Символично, что в том же коридоре, где проходил наш арт-проект, находится экспозиция «30 дней, которые потрясли Крым» – о крымской обороне февраля-марта 2014 г., о возвращении Крыма в Россию: фото, предметы, документы, манекены в форме самообороны и др. – и все это плавно переходит в абстрактные картины, старинные часы и шали. Абсурд? Сюр? Но у нас сейчас по-другому быть не может. Это Крым на разломе времени.

Стим-панковские часы

От участников проекта требовалось представить работу, ассоциированную с нелинейностью времени, или работу, фрагментарно сочетающую в себе несколько техник разных традиций или периодов искусства. Также в рамках программы был круглый стол, участники которого должны были представить доклад на тему «Разлом времени» с позиции своей науки (деятельности) или проанализировать связь представленных объектов с концепцией.

На самом деле все было куда более «безбашенно», как это обычно и бывает у художников, ученых и поэтов. Во-первых, как уже говорилось, в экспозиции арт-проекта, кроме авторских картин и скульптур, было множество часов. Больших, маленьких, старинных, современных, стрелочных, песочных, водяных… Дарьяна рассказала, что собирала их долго – все время подготовки проекта, где-то месяц. Также экспозиция была украшена красивыми платками и другими необычными артефактами.

Главной же особенностью мероприятия совершенно неожиданно стало участие в нем самой природы. (Обычно, если происходит нечто подобное, мистические души художников считают, что Небеса отметили их начинание, а значит оно – истинно нужное). Изначально планировалось провести встречу во внутреннем дворике музея. Но с самого утра в этот день и до самого вечера над Симферополем бушевала гроза – истинный природный «разлом времени». Благодаря дождю всё перенеслось в коридоры музея (выставка) и в уютный зал (чтения, конференция).

Сущность времени

И тем приобрело некий совершенно неожиданный формат – прошло необычно и удивительно даже для самих организаторов. «Да, концепция рушится», – сказала Дарьяна. Но настроение ее ничуть не ухудшилось. Тем более, что в одной из лекций конференции прозвучало: «Время разрушить нельзя. Даже сон и смерть не являются разрушением времени». Время дружественно нам – но только в том случае, если мы заполняем его событиями, действиями, идеями, если не проводим его тупо и бездарно.

К такому простому выводу можно свести выступления лекторов – сложные, умные, терминологичные. Ценители интеллектуальных «вкусностей» могут поинтересоваться статьей о сущности времени проф. Самохвалова, озвученной художником Д. Филовым. Также трудами других философов. Концепциями художников.

Сколько художников – столько и концепций. Настало время перечислить участников арт-проекта, представлявших свои работы. Это Дмитрий Филов, Виктор Бабанин, Виктор Буряк, Александр Кадников, Александр Михальянц, Андрей Никонов, Александр Прусаков (Симферополь), Владимир Бойченко, Мила Гиго, Дмитрий Дементьев, Юрий Манько, Нина Пичугина, Геннадий Якшин (Севастополь), Таша Грехова (Москва).

И снова часы

В конференции также участвовали: математик Владимир Лукьяненко, историк Андрей Мальгин, вокалист Ирина Рукавицына (выступление джаз-ансамбля «Мелос», украсившее вечер), культуролог Оксана Старовойтова, профессор философии Алексей Шоркин, библиотекари, журналисты и др. Также демонстрировался короткометражный фильм «Разлом времени», главная идея которого в том, что каждый человек – это центр мира (своего мира).

Конечно же, о поэтах скажу отдельно. В программе было заявлено участие гостей из Киева и Донецка. Мне было весьма любопытно, как будут общаться между собой жители этих городов сейчас, да еще и в Крыму (такой вот геопсихический временной разлом). Общались замечательно: и между собой, и с нами, крымчанами. В беседах пришли к выводу, что нормальные люди – общаются и дружат, а ненормальные – ссорятся и расходятся.

Искусство разлома времени

И это даже не примета времени – просто наши души, характеры, лишь проявляющиеся наиболее выпукло в сложных обстоятельствах. Дающие понять, какова твоя личность: слаба или сильна, ограничена или многогранна. Поэты Сергей Шаталов из Донецка и Сергей Нуштаев из Киева по-настоящему «зажигали» на этом вечере: оба – прекрасные харизматичные чтецы. С. Шаталов издает альманах «4 сантиметра Луны», с которым можно ознакомиться в сети.

Конечно же, выступали и крымские поэты. Кроме автора этих строк, от имени Крыма говорили молодые поэты Литературного клуба «Хорошо» Елена Малая и [/]Наталья Малая[/b]. Впоследствии в беседе девушки посетовали на то, что их клуб – обычно много творчески путешествующий (по Украине) – за последние полгода из-за событий никуда не выезжал. Что иной раз молодые поэты (которые сейчас, как и все поэты вообще, очень много пишут – отражают и преломляют происходящее в слове) не находят выхода и выплеска своему творчеству в ограниченном (хоть и прекрасном) пространстве Крыма.

Крымский разлом времени — не всегда искусство

Тут стоит посетовать на Россию. Почему она до сих пор не схватила под руки крымских поэтов и художников, молодых и не только, и не начала приглашать куда только можно – в свои города, на свои фестивали, да и просто с творческими программами, интересными проектами? Понятно, что сейчас России немного не до культуры – нужно решать проблемы насущные. Однако мы все очень надеемся (и весьма настаиваем на этом), что интерес к крымской культуре у нашей страны проснется, встрепенется и развернется.

Ведь если в Крыму проходят такие неоднозначные, дискуссионные явления, как «Разлом времени», то мы все стоим большего, чем тихое пространство коридоров и залов одного музея или библиотеки. Такую красоту, изящество и интеллектуальность нужно нести в широкий мир.

Фото автора