15 января в рамках проекта «Web-притяжение крымской поэзии и бардовский видеомост» состоялся видеомост Крым-Киев-Москва-Сумы с центром в Киеве. «Мостостроителей» принимал Киевский Росзарубежцентр (Российский центр науки и культуры) и поэтическая студия «Писатель в Интернет-пространстве» – авторы литературного сайта с тем же названием. Инициатором и автором идеи этой видеовстречи выступила Наталья Вареник – поэт и прозаик из Киева, руководитель вышеназванной студии и создатель сайта.
В чтениях приняли участие киевские поэты: Геннадий Семенченко, Анатолий Лемыш, Павел Баулин, Катарина Синчилло, Анжела Константинова, Игорь Пиляев, Юрий Дмитренко, Олег Никоф, Юлия Бережко-Каминская.
Также в видеомосте участвовал город Сумы, проект «Сумщина творческая. Культура и искусство». Свои творения представили: руководитель проекта поэт Андрей Поляков и поэтесса Маргарита Москвичёва.
Также в очередной раз украсила видеомост своим необычным творчеством москвичка Надя Делаланд. Крымскую эстафету вместо заболевшей Любови Василенко из Керчи выпала честь принять мне. Вёл видеомост неизменный координатор Михаил Митько (Симферополь).
Одной из идей проекта «Видеомост» было проведенье он-лайн поэтических встреч не только с центром в Крыму, в одной из его библиотек или других творческих площадок, но чтобы нас принимали в культурных центрах и библиотеках других городов. Это – выход на некий иной уровень, еще более отходящий от заземляющей местечковости.
Нынешний мост совпал с праздником литстудии «Писатель в Интернет-пространстве» – посленовогодней встречей поэтов, где они делились успехами и достижениями за прошедший год, а также новыми идеями разития литературы на год нынешний. Наталья Вареник обратилась к участникам из зрителям моста с приветствием и словом о сайте. Ее можно поздравить – в 2013 году она стала серебряным лауреатом Международной премии «Золотое Перо Руси» именно за создание, организацию и развитие сайта «Писатель в Интернет-пространстве». Международный портал в интернете ныне объединяет более ста талантливых и известных писателей разных стран и десятки литературных творческих проектов. Пройден сложный пятилетний творческий путь становления сайта, отражение хакерских атак, спасение и восстановление творческой базы данных. Кто не сталкивался с этим? Странно, что таким атакам подвергается культура и искусство – то, что призвано нести в мир человечность, чистоту, благородство. Явно существует некая антикультура, которая сознательно занимается такого рода разрушением. Вопрос о причинах и целях остается открытым. Однако «Писатель в интернет-пространстве» справился с трудностями, и сейчас работает слаженно и интересно. Писатели, в том числе крымские, представлены там не только стихами и прозой, но и статьями, интервью, фото, видео, блогами, дискуссиями. Авторы сайта принимают участие в организации известных фестивалей, например, «Славянские традиции», который традиционно проходит в Крыму (Щёлкино) и в Чехии. Также на сайте составляются тематические электронные журналы.
Наталья Вареник закончила факультет поэзии Литературного института им. А.М. Горького (Москва). Автор трех поэтических книг: «Мальчишка с моими глазами», «Душе одной нельзя», «Стихи о любви». Также автор повестей «Эмигранты», «18 сентября – праздник Кавалергардов», «Возвращение в Мариуполь», ряда фантастических произведений. За ряд публицистических материалов на тему украинской и русской эмиграции в журнале «Украина» была удостоена звания «Лучший журналист года».
По ее словам, она сейчас серьезно занимается прозой. Однако интерес к поэзии не угасает. Стихи ее «ощущаются»: теплом и некоторой хрупкостью, которая как раз присуща в творчестве – единственно возможном праве на откровение – у людей сильных, деятелей, организаторов. Иной раз поражаешься, открывая такие трепетные тайники у «глыб». Но даже будучи глыбой, женщина остается женщиной, и для нее наиболее ценны мгновения чувств и их полета:
В светлый день Рождества, в переливах хрустального звона
Довоенных бокалов, еще не допитых до дна,
Обнимаю тебя, чтоб, зажмурившись, прыгнуть с балкона,
Приглашаю в полет из пустого проема окна.
Сколько звезд в вышине! И пространство, как чаша, открыто.
И под нами Земля – в поредевших гирляндах огней.
Мы летим, словно Мастер и ведьма его – Маргарита,
И заклятье полета на нас, как на нем и на ней.
В светлый день Рождества, посреди сатанинского бала,
В зачумленной столице, в ковчеге мирского греха,
Мы посмотрим в глаза и обнимем друг друга устало,
Плотно ночь запахнув на себе, как собольи меха.
Да, мир, увы таков, что единственное спасение – завернуться в чувства, как в мех. Главное – не как в панцирь, из которого уже ней выйти. Доспехи – для дел, деяний, деятельности. Для души – тепло и покой. Те самые, что заслужили «Мастер и ведьма его Маргарита», сначала пройдя через испытание – делом.
Выступление киевлян было очень разнообразным. Мы могли услышать старейшего поэта студии – философа Геннадия Семенченко, эмоциональную и порывистую, как ураган, поэтессу и актрису Катарину Синчилло, парадоксальную и ироничную постмодернистку Анжелу Константинову, умудренного опытом Павла Баулина, молодого, активного и вдохновенного организатора проектов и фестивалей Олега Никоф, театрального деятеля Виктора Кошина, задушевного барда Юрия Дмитренко, лиричную и страстную Юлию Бережко-Каминскую. Каждый из них заслуживает отдельной рецензии, и они будут, так как участие литстудии «Писатель в Интернет-пространстве» в видеомостах продолжится и будет развиваться.
Проходят испытание делом и участники видеомоста из Сум. Яркая фотография, помещенная здесь в качестве иллюстрации, знакомит нас с одним из значимых достижений поэтов Андрея Полякова и Маргариты Москвичёвой. Они вошли в список самых полезных и значимых людей Сумщины и их дел за 2013 г. (номинация «Золотая десятка») в рамках ежегодного проекта «Топ-50» газеты «Панорама». Хотелось бы, чтобы и в Крыму существовали такие «Золотые десятки», и в них попадали поэты – за свое творчество и деятельность, а не по принципу «чиновнику сват, депутату брат, министру жена». Или у нас недостаточно деятелей культуры и интересных творческих проектов и достижений? Да сам уровень целого ряда крымских поэтов – заслуживает всяческого внимания и поощрения.
А деятельность, за которую получили свое признание А. Поляков и М. Москвичева – это, в первую очередь, проект «Сумщина творческая. Культура и искусство». В рамках которого проходят литературные выступления на областном радио, литературно-музыкальные вечера в библиотеках, школах, ВУЗах и на других культурных площадках города, а также выпускаются литературные страницы в газете «Панорама».
Также А. Поляков – организатор межрегиональных мероприятий: Всеукраинские Александровские чтения, «Гусарская баллада» и «Литературный десант Москва-Сумы», руководитель двух литературных студий своего города, автор шести книг, лауреат премий и наград за вклад в развитие русской литературы. Он стоял у истоков поэтического и бардовского движения своего города.
Стихи его не отличаются суровостью. Это простая философия человека и его внутреннего мира. Автор не боится в них сказать о таких порой запретных для «крутых поэтов» вещах, как страх, нерешительность, застенчивость… которые преодолеваются. И это преодоление – и есть жизнь. Очень важна для поэта мысль о том, что человек «смеет», а чего «не смеет», и прав ли он в обоих случаях.
И кто тебе внушил надежду,
Играючи, бессмертье дал?
Ты каменною бабой между
Землёй и небом в поле стал.
В груди твоей огонь роился,
Да за века окаменел.
Зачем всех прежде ты родился,
Хотел понять – и не посмел.
Но над пропастью всё же стал.
И за край заглянул смелее –
Вмиг прижался к скале плотней.
Так приклеился – не отклею
Жалкий дух от её камней.
Это один из вечных вопросов философии: сделать, чтобы прославиться (да хотя бы перед самим собой: «Я смог!»), или не сделать, чтобы выжить. Мудрость – явление двусторонне. И «Семь раз отмерь – один раз отрежь» – мудрость. И ничуть не меньшая: «Кто не рискует, тот не пьет шампанское». В этом движении между полюсами – и в отсутствии главного страха: прикоснуться к каждому из них – и есть смысл существования поэтов и стихов. Чтобы быть настоящим поэтом, нужно фигурально побывать и в Арктике и на экваторе – в обеих точках найдешь нечто для своего развития. А природа жива именно разнообразием: ей нужны и гранитные и фарфоровые, и бесстрашные и рациональные, и «трепетные лани», а более всего те, кто способен меняться вместе с ней от одного к другому.
Маргарита Москвичёва – лауреат международного конкурса «Бумажный ранет». Когда ее спросили в интервью, как она думает, за что победила в конкурсе, поэтесса ответила: «Наверно, потому, что мои стихи легли на душу». Сейчас вновь вернулось восприятие и оценка поэзии по принципу «задевает за живое, мороз по коже или – от них тепло». Оценки стихо-творений «от интеллекта» – как умения работать над словом, языкового труда – становится все меньше. Может, оттого, что поэзии – всё больше, и уже просто некогда членам жюри всматриваться в составные рифмы и смаковать гипертекстуальные метафоры. Потому – мгновенная вспышка душевного принятия – и стихотворение прекрасно. Не станем утверждать, хорошо это или плохо. Всё зависит от душевного настроения и вкуса воспринимающих.
А такие стихи, как у Маргариты, найдут отклик у многих. Это простота мгновенности. Как капля росы, упавшая на листок, чуть задержавшаяся на нем, покачав его и поискрившись, и бросившаяся вниз… чтобы уйти в почву, измениться, дать жизнь. Такая вот непредсказуемая, ускользающая капитошка эмоции – из которой может впоследситвии вырасти дерево глубокой идеи:
У саксофона звук вечерний –
Как будто солнце обожгло
Заветный тонкий край Вселенной…
И растекается тепло
Дыханьем звука. Натяженье
Эмоций струнами поёт.
Щека ложится на колени,
И кто-то тихо воздух пьёт…
Абсолютно противоположна ей Надя Делаланд из Москвы. Ее образность, с одной стороны, простая до наивности, с другой – иной раз выходит за пределы человеческого понимания неожиданностью своих поворотов. А это – истинное удовольствие для ценителей поэзии – именно как словесно-смыслового инструмента. И в то же время – в них котёнком мурлычет душевность. Ее стихи удивляют – это главное. И очень легко входят в долгую память слушателя или читателя.
Поцелуй меня в слёзы, в их, пахнущий морем, ручей,
в пересоленных капель апрель на январском морозе,
в рыбу их тишины, робким всхлипом вспорхнувшую в чей –
то аквариум песен, которые что? * как ни слёзы.
Поцелуй и прильни, и помедли, забудься, забудь,
что * мы думаем * «всё», а на самом–то деле лишь зримость,
посмотри, что за мёд эта соль в самой впадине губ,
что за дивный алмаз * ведь глаза не напрасно возились!
Поцелуй меня в глубь, в самый солнечный душ переплёт,
в середину раскрытой тетради, чтоб буквы, подтаяв,
объяснились мне в смысле. Целуй же, а муза допьёт
то, что ты не вцелуешь в свой медленный, медленный танец.
Не будем удивляться странным звёздочкам в тексте. Филологу и настоящему поэту позволительны самые что ни на есть авторские знаки. А понять их не трудно – если воспринимать поэзию сердцем.