И тут не шаг людской, ты знаешь, Браги,
а поступь неуклонная морозья.
Сегодня ляжет снег, поникнут флаги,
разрежут небо санные полозья.
И будет другом только запах браги,
а там – сплошные тени на дороге.
А наших не поднимут по тревоге.
Мы чуем, Браги?
(Юлия Баткилина)
21 декабря в рамках проекта «Web-притяжение крымской поэзии и Бардовский видеомост» прошла необычная – тематическая – видеовстреча. Она была посвящена празднику Зимнего Солнцестояния, который, по традиции, отмечается именно в это день.
Мы помним, что в прошлом году именно 21 декабря у нас был Конец Света. Сейчас мы отмечаем его годовщину. Вы решите, что это шутка? А вот и нет. Даже несмотря на то, что в это день год назад ничего особенного и страшного не произошло, у многих людей – особенно склонных к духовному или мистическому мышлению – произошли важные, глубинные внутренние изменения. Кто-то стал совсем другим, кто-то познал и понял себя, кто-то расстался с прошлым, кто-то написал новое – прорывное для себя –произведение или даже большое их число. В общем, отражение произошло. Мы все прожили – вполне успешно и интересно – первый год посткайнозойской эры, и в этот день отмечаем его, как и полагается поэтам, – стихами. Не удивлюсь, если за этим днем закрепится репутация неофициального праздника. А то, может быть, и государственного. Ведь Украина – довольно-таки мистическая страна. Она буквально сидит на потоке из космоса, правда, далеко не всегда толкающем на просветление и позитивные изменения, иногда трясет совсем в противоположном ключе. Но в любом случае, это обновление, стряхивание старой кожи, вливание свежей крови. О России можно сказать то же. Ведьминская сущность обеих стран уловима даже в их названиях: во-первых, женского рода (не Гондурас и не Монако называемся, однако), во-вторых: вслушайтесь в сами имена стран – разве это не ворожба, не тайнословь?
В нынешнем мосте собрались поэты и барды, склонные к мистике, духовным практикам, шаманству, магии, философии архетипов, архаике, мифологии. А также – к фантастике и фэнтези. Участвовали такие города, как Симферополь (Михаил Митько и Марина Матвеева), Харьков (Юлия Баткилина), Москва (Светлана Солдатова), Николаев (Ксана Коваленко) и Киев (бард-рокер Юрий Сидоряк и поэт-шаман Лина Федорченко). Николаев подключался из Центральной библиотеки им. Н.Л. Кропивницкого, где как раз в это время проходило большое праздничное мероприятие, организованное «Кают-компанией» поэтического фестиваля «Ватерлиния» – талантливыми николаевскими поэтами.
Организатором и автором концепции моста стала харьковская поэтесса, прозаик, автор сказок и фэнтези, человек, изучающий мифологию разных народов и создающий свой собственный мифолопоэтический мир, – Юлия Баткилина.
Юлия рассказывает: «Зимнее солнцестояние — время знаковое практически для всех народов мира. Древние германцы отмечали в эти дни Йоль, праздник долгой ночи и возрождения солнца, японцы говорили о солнечной богине Аматерасу, которая выходит из пещеры на свет.... Солнцестояние, самая длинная ночь в году — знаковое время, когда окончательно, глубоко умирает все старое — и с рассветом, с первым прибавлением дня, начинается новое рождение мира. Семенам спать под снегом еще долгие месяцы, снегу еще падать и падать на замерзшую землю, но свет начал понемногу побеждать тьму, и пышность новой весны зарождается именно в этом сердце холода и долгой ночи. Люди призывали к своему очагу добрых духов, жгли огни, вместе согревались в самом сердце холода, в самой глубокой тьме, из которой, коснувшись дна, можно было начать подниматься к свету".
Сам ее рассказ – поэзия. Особенно чутко воспринимаемая как таковая людьми, мало знакомыми с «предметом». Для них это – завораживающее камлание:
«… Это были далекие времена. Они миновали. Но язычество, мифологическое сознание очень живуче, оно пронизывает нашу современность куда чаще и основательней, чем нам кажется, оно подстилает собой наше уже новое, христианское и постиндустриальное время, неуловимо отражаясь в поговорках и поверьях, в архаических страхах, которых мы сами не осознаем».
Архаика. Архетипы. Сейчас поэты очень любят создавать новые, свои. Пытаются мифологизировать новую жизнь, новый мир. Ныне снова сильна вера в чудо… правда, она какая-то однобокая – в «как добиться успеха», «как стать денежным магнитом». Практически у каждого из нас – особенно у женщин – есть денежный талисман или медитация. Они порой такие смешные… Однако – ничего смешного, когда работает. Все женщины ведьмы, а поэтессы – особенно. Правда, лишь в том случае, если не пытаются быть поэтами. Попытка перейти в мужскую плоскость мышления нередко лишает поэтессу женской… пространственности, глубинной многомерности.
Наши участницы (а их – поэтесс-мистиков, колдуний и шаманок – в мосте было существенно больше) этого не лишены. Кто-то из них, как например, Лина Федорченко, – абсолютно женственны. Это поэзия эмоций, широкополотенная, детализированная, звукописная. И в то же время… неорганизованная, как само подсознание. Какая рифма, вы что! Верлибр, конечно. Но – с тонким внутренним строем. В ней присутствует своя организация, особенная логика. Можно сказать – женская. Точнее – логика чаро-деяния. Ведь старинные заговоры порой тоже кажутся бессмысленными, внутренний их смысл скрыт веками. Иной раз интересно доискиваться до него, но это уже наука. А у нас – поэзия. Стихи Лины – для исполнения со сцены, они не воспринимаются вне автора. Здесь – поэзия личности: внешний вид, взгляд, голос, интонации. Даже антураж. Киевские поэты читали без света, при зажженных свечах. Гармонично сочетались со стихами Лины песни Юрия Сидоряка – фэнтези-фолк, произведения, которые очень уважают толкинисты и реконструкторы, любители старины, обрядов, путешественники, воины, поэты. Творчество погружало в запредельные времена. Может быть, в иное измерение. Мавка и менестрель.
Свечой было озарено и лицо Юлии Баткилиной. Она – практически единственный участник моста, чье поэтическое творчество – именно фэнтези и мифология. И оно настолько одновременно живое и… отстраненное, что не сразу включишься, «въедешь»: о ком она рассказывает – о древнем боге или о своем друге. Впрочем, почему бы древнему богу – к примеру, тому же скандинавскому богу поэтов и бардов Браги – и не быть нашим общим другом? Во времена викингов к богам именно так и относились. Может, потому они так основательно покровительствовали своим певцам и сказителям, даровали им почет и уважение в народе.
Ксана Коваленко – автор заговоров-заклинаний, однако… невозможно не почувствовать в чтении поэтессы тонкого оттенка иронии. Мол, совершенно понятно, и я этого не скрываю, что это я «играюсь». В отличие от Лины Федорченко, вживлённой в собственную поэзию, Ксана – смотрит на свою как остроумная учительница биологии на разрез цветка. «А вот это, дети, тычи-инка». А вот это: древние боги, шаманы, ведьмы… Но с таким подтекстом ворожба работает еще лучше – у нее возникает двойное дно, зеркалящее смысл. Из ее уст прозвучало «Заклинание Черной Лощади». Приведу его начало:
Ты не лей молока на кобыльи бока –
мне не быть нежной, белой,
мне быть воронОй,
затоптать в грязь шелка, тьма колдует пока,
и стучать сложный ритм
над притихшей землей.
Сложный ритм – и, в то же время, такой простой. Многослойный, опутывающий звук «л» – Любовь, Ласка или – распЛата? В любом случае – пЛеняет. Это стихотворение не мешало бы выучить наизусть всем, кто верит в силу слова, и повторять в будущем году. Вот увидите – сработает. «Человек сказал: увижу – поверю, Вселенная ответила: поверишь – увидишь».
Светлана Солдатова из Москвы – автор именно мифологии нашего времени, городской. Еще бы – житель мегаполиса. Нам, может быть, никогда в такой мере не ощутить его мощь, скорость жизни, человеко-слово-мысле-идее-поток. Такой современный. И… все тот же: инстинктивный, подсознательный, ветхозаветный, архетипический. Как волны. И выжить можно только, как в доисторическом лесу, – будучи постоянно начеку. И – веря во что-то, кроме себя: в каких-то городских духов, магию улиц, чародейство небоскребов.
в городе выжить просто – гляди вокруг,
бойся железных зверей, обходи мосты.
город оскалит зубы, начав игру,
и зашвырнет тебя с площади – на пустырь,
после – с проспекта в старый заросший сквер,
с крыши высотки – на лавочку у пруда.
если играть по правилам – выйдешь, верь,
если нарушишь правила – никогда.
хэй, улыбнись, на зеленый свет поспеши
по переходу, ведущему в облака,
выпрямись, встань и спляши с городскими ши –
станет легка походка, тверда рука.
следуй за флейтой, смотри безмятежно вдаль,
мертвых не бойся, не забывай про нож.
..если почуешь, как дрогнет седой асфальт -
не наступай на трещины. Пропадешь.
От Симферополя свои стихи наконец-то представил координатор проекта «Видеомост» Михаил Митко. А то обычно – он лишь ведет мост, управляет процессом. Но с такой концепцией ему самое время участвовать: ведь по мировоззрению он русский язычник и любитель углубиться в духовность. Хотя нередко – тоже не без иронии.
Был создан мир великой мантрой «Ом»,
А мантра та была простым зевком.
Вот так и ты — под мой стишок зевнешь,
И целый мир, должно быть, создаёшь.
Автору этих строк выпала честь представить крымское поэтическое направление «фаэзия». Поэзия о высоком, идеальном, трансцендентном, – к фантастике и фэнтези отношения не имеющая. Тем не менее, все это находится в одном пространстве – приподнятом над обыденной жизнью, суетой и вульгарным «реалом». В наше время поэты почему-то стали бояться идеализма. Если не будешь писать об окурках, грязной посуде, менеджерах среднего звена и безнадежности, а напишешь об облаках с их заоблачной сутью или тайне луной богини, – и заклевать могут. Поэтому быть идеалистом сейчас – недюжинная смелость. Писать о прекрасном в этом злобном и нервном мире – подвиг.
«… Эта ночь, недаром названная в древности Матерью всех ночей, ночь, когда грань между мирами истончается, и потустороннее проникает к нам так близко, не может не отзываться в нас холодом и восторгом. Мы не хотим говорить о том, как это было, мы хотим поговорить о том, как это есть сейчас. Как Мать всех ночей предстает в городской мистике, как старые сказки оборачиваются новыми стихами, как они соседствуют с нашей жизнью, с ее обыденным волшебством, к которому мы не даем себе труда — а может быть, боимся? – присмотреться».