7 декабря в Русском центре Крымской Универсальной Научной библиотеки им. И. Я. Франко в рамках проекта «Web-притяжение крымской поэзии и Бардовский видеомост» прошел Международный видеомост КРЫМ-ОДЕССА-КИЕВ-МОСКВА, посвященный Южнорусскому союзу писателей и Международному арт-фестивалю «Провинция у моря».
Участниками видеомоста от Крыма были поэты Марина Матвеева (Симферополь), Евгения Баранова (Ялта) и Ника Батхен (Феодосия). Все, кроме Е. Барановой, – члены Южнорусского союза писателей и – в том или ином качестве (жюри, лауреаты) – участники фестиваля. В подготовке моста также принимал участие еще один крымский член ЮРСП – поэт и критик Ирина Сотникова. В частности, ею написано литературно-критическое предисловие к будущему сборнику – «отражению» этой видеовстречи. В Крыму еще не так много членов Южнорусского союза, однако они талантливы, ярки, нестандартны, активны. Это именно те люди, которые представляют литературу Крыма в общемировом литконтексте, и именно по ним судят о Крыме в широком творческом мире.
Неоценимую помощь в организации этого моста и его продвижении оказал председатель Южнорусского союза писателей одесский поэт и драматург Сергей Главацкий. Именно он и возглавил большую и разношерстную поэтическую команду Одессы, в которую вошли поэты: Людмила Шарга, Анна Стреминская, Александр Семыкин, Владислава Ильинская. Также свои стихи в Одессе прочла поэт из Ильичевска Ирина Василенко – главный организатор и движитель Международного арт-фестиваля «Провинция у моря», который проходит ежегодно в Одессе и Ильичевске. Она рассказала о фестивале, его особенностях и тонкостях. И пригласила крымских поэтов подавать заявки на будущий год. Информацию о фестивале легко можно найти на портале «Графоманам.нет» и в группах и пабликах «Провинции у моря» в соцсетях. Так как на видеомосте присутствовало большое число крымских поэтов в качестве зрителей (в частности, студенческий литературный клуб Крымского института культуры), то, думается, в будущем году в фестивале примет участие намного большее количество крымчан.
От Москвы в мосте принимала участие все та же библиотека им. Л.Н. Толстого ЮАО и ведущая Ирина Залессская. Это уже верный друг проекта, постоянная точка-участник, активная и инициативная. В этот раз в мосте свое творчество представляли московские члены ЮРСП, лауреаты фестиваля Алексей Котельников и Елена Тихомирова. Очень жаль было не услышать стихов победителя фестиваля, обладательницы 1 места – московской поэтессы Елены Пестеревой, которая была заявлена как участник, но прийти не смогла. Однако ее тексты можно будет прочесть в сборнике по видеомосту и на сайте проекта.
Киев как точка в видеомосте участия не принимал. По вполне понятным причинам. Киевские поэты не смогли абстрагироваться от происходящих событий, национальной символики и политических заявлений. Поэтому – исходя из правил проекта, категорически запрещающих политику в эфире трансляции, – в мосте они не участвовали. Точнее, киевляне даже не попытались прийти к компромиссу. Видимо, было не до того. Хотя заранее заявленные тексты Марии Луценко и Андрея Шадрина ничего крамольного в себе не несли, и мы все очень хотели их услышать и пообщаться с этими поэтами. Видимо, такой момент – сейчас не до лирики. Но – и нарушать правила проекта недопустимо. Если копнуть историю, то люди проводили культурные мероприятия и под бомбами, – и говорили при этом именно о культуре, о духовности, о вечном, о человечном, а не о сиюминутном, хоть и животрепещущем.
И тем не менее, Киев в мосте участвовал. Из Одессы подключилась Евгения Бильченко, лидер контркультурного движения в киевской поэзии. Прозвучали стихи о человечности, в которых минута пересеклась с непреходящим. Снова говорилось о том, кем надо быть, чтобы быть поэтом. Как надоели в стихах цветочки и бабочки, и почему мы молчим о главном: о том, что человек ныне перестает быть человеком: перестает говорить правду, идти напролом к ней, бороться за справедливость. Именно поэтому и происходит то, что происходит.
Впрочем, у каждого поэта позиция – своя. Та поэтесса, которая пишет о цветочках, нередко в жизни – мужественнейшая личность, совершающая поступки высочайшей гуманности (например, врач, спасающий детей, или библиотекарь, из последних сил борющийся за культуру против «быдла с бабками»). А в поэзии ей просто хочется отдохнуть, написать о прекрасном, душевном, тонком. Огульно презирать всех пишущих о птичках – все равно, что презирать людей в целом.
Одна из самых хрупких и возвышенных участниц моста – Людмила Шарга – смотрится и слушается не чуть не менее сильно, чем «поэт в Украйне больше, чем поэт». Просто каждый выберет своего автора. А многогранность, разноплановость моста – его контрастность! – еще более привлекут внимания к его участникам.
Да и иметь гражданскую позицию – т.е. некие левые или правые политические взгляды – поэт не обязан. Многим хватает борьбы за культуру – против упомянутого эпитета «с бабками».
Об этом тоже звучали стихи. Один из самых запомнившихся принадлежит молодой поэтессе Владиславе Ильинской:
шикарный профиль,
стальные мышцы,
два метра в холке,
а я – ханжа:
меня заводит
способность мыслить
и это как-нибудь
выражать.
куда там ямбы,
куда хореи,
а пятистопные,
хоть рыдай…
на этих монстров
из недр Кореи
не напасешься
кроссовок nike
крутая тачка,
крутая дачка,
крутой затылок –
хоть кол теши.
пойдем-ка милый
решать задачки
и слушать что-нибудь
для души.
пятнадцать тысяч,
шестнадцать, двести
и «ветер северный»
до кости…
твоя душа
ничего не весит,
но я не в силах
ее нести.
Как пишет в своем критическом обзоре моста Ирина Сотникова, « у поэта то, что для обычной женщины олицетворяет счастье (богатство, удобство) – вызывает едва ли не отвращение. Поэт и «человек с синицей в руке» – люди с разных планет. Общего языка у них не было и не будет никогда». Может, это и есть истинное предназначение поэта (любого пола) – не только не искать с этим миром общего языка, но сознательно противостоять ему? Менять его? Даже без всякой политики поэтом – надо быть.
Однако как в этом мире быть поэтом? Особенно – в провинции? Стихотворение Евгении Барановой на эту тему – «Поэт в провинции» – привлекло не меньшее внимание:
А вот нефиг – сидеть в дыре.
А вот нефиг – читать в стакан.
Между стёклышками (тире)
одобрение Дур и Дам.
Между сказками прямо в лоб,
между модой на рок и rock
ты (один на один) флешмоб,
ты (один на один) курок.
Ты (один на один) финал:
пить да пить…
мама-папа…
спать…
Ты себя у себя украл
и не смог никому продать.
Воистину. Хотя, опять же, не станем безоговорочно презирать дам, которые вовсе не обязательно – «дуры». Среди участниц моста есть истинные дамы, например москвичка Елена Тихомирова, чье стихотворение «Мейделе» (воспоминания старой еврейки о том, как она ребенком чудом спаслась из фашистской расстрельной ямы) было единодушно признано лучшим в подборке. Также это интеллигентная и исполненная внутренней силы Ирина Василенко, порывистая и проникновенная Анна Стреминская, мыслящая широкими полотнами истории и культуры Ника Батхен. Поэты тоже выглядели очень эффектно. Все они оказались мудрецами и философами: Сергей Главацкий, Алексей Котельников, Александр Семыкин.
Ирина Сотникова называет авторов будущей книги о Южнорусской мосте не поэтами – а «свидетелями». Своего города, своей страны, нынешней жизни, сего момента. Видел – отразил – запечатлел на века. Именно твое отражение расскажет о времени потомкам. Правда, возникает ненужная ассоциация со свидетелями Иеговы. Впрочем, о поэтах тоже нередко говорят: «секта». Еще бы, далеко не всем нравится отражать свое время, да еще и делать это на достойном истинного человека – вневременном – уровне. Однако именно по этим свидетельствам – а не по преходящим политическим и социальным заметкам с грубыми «комментами» – будет судить о нас будущее. Заметку, написанную сухим языком, история сохранит (а сетевая свалка так вообще сохраняет все). Ментальность, коллективное подсознание, «общая душа» – сохранит и передаст вряд ли. Ей для такого труда нужно нечто большее – нетленное. Прекрасное. Литература.