«...и нет ничего нового под солнцем»
Из века в век - кружение планет.
Ты в небеса смотри хоть сотню лет,
Но то, что раньше было, снова будет,
И нови никакой под солнцем больше нет.
«...Кривое не может сделаться прямым
И чего нет, того нельзя считать»
Кривое не пытайся выправлять,
А что не может быть, тому и не бывать.
И сколько б раз с судьбою ты не спорил,
Чего в природе нет, того нельзя считать.
«...И предал я сердце моё...
...и кто умножает познания,
умножает скорбь».
Тому я предал сердце, чтоб познать,
Как мудрость от безумства отличать.
Но оказалось, всё - томленье духа,
А мудрость может лишь печали умножать.
«...И оглянулся я на все дела мои...
...и вот, всё – суета и томление духа..».
Вот всё, что я создал! Какая польза в том?
Я стал богат, завёл рабынь, построил дом...
Но для чего? Ведь это лишь томленье духа,
И всё, что сделал я, кому отдам потом?
«Всему своё время, и время всякой вещи под небом.
...Всё идёт в одно место; всё произошло из праха,
и всё возвратится в прах»
Что создал Бог, пребудет то вовек,
Из праха выйдя, станет прахом человек.
Спеши добро творить, пока живёшь на свете,
Всему отведен срок, у каждого – свой век!
«Всему и всё – одно: одна участь праведнику и нечестивому,
доброму и злому... Это-то и худо во всём, что делается под
солнцем, что одна участь всем..».
Одну Всевышний уготовил участь всем:
Несущим зло и праведникам тем,
Кто доброе творил под этим солнцем...
Всё после смерти нашей станет прах и тлен.
«Всё идёт в одно место: всё произошло из праха,
и всё возвращается в прах».
Не испытал богач нужду в деньгах,
Ну а бедняк – купается в долгах.
Кем бы ни стал ты в этой жизни, помни:
Из праха вышло всё, всё возвратится в прах!
«У мудрого глаза его – в голове его,
а глупый ходит во тьме. Но узнал я,
что одна участь постигнет их всех..»
Печально и светло на мир глядит мудрец,
Во тьме невежества скитается глупец.
Но я узнал: одна и та же участь,
Один удел у них, один у всех конец!
Из Марка Аврелия
«Не облекай свою мысль в пышные формы,
не увлекайся ни многоречивостью, ни многоделанием»
За пышностью речей, за игрищами слов –
На длинной палочке морковка для ослов.
Куда ведёшь, погонщик, своё стадо?
Кто первым крикнет: «А король-то, без штанов!?»
«О славе. Вглядись в образ мыслей честолюбцев:
каков он, и каково то, к чему они стремятся и чего
избегают. На берегу моря один слой песка наносится
на другой и скрывает его под собой.
Точно так же и в жизни: бывшее раньше очень быстро
исчезает под тем, что наступает вслед за ним».
Несёт прибой песoк – за слоем слой,
Скрывая новым слоем старый под собой.
Вот так и честолюбец исчезает,
Когда на смену появляется другой.
"Оглянись на прошедшее: сколько переворотов пережили
уже государства! Можно предвидеть и будущее.
Ведь оно будет в совершенно том же роде и не выйдет из
ритма происходящего ныне. Поэтому и безразлично, будешь ли
ты наблюдать человеческую жизнь в течение сорока лет или же
десяти тысяч лет. Ибо что увидишь ты нового?"
Что ждёт в грядущем, можешь не гадать.
В прошедшем будущее можно увидать.
Хоть сорок лет смотри, хоть десять тысяч -
Не сможешь новым ничего назвать!
«Люцилла пережил Вера, затем скончалась и сама,
Секунда похоронила Максима, чтобы последовать за ним...
Где, например, из мудрецов Харакс, Деметрий-платоник,
Евдемон...
Всё мимолётно, всё давно мертво.
Подумай, сколько усилий затратили предки, чтобы
оставить себе преемника – и всё же кто-то должен остаться
последним. А затем уже смерть всего рода».
Куда ушли провидцы, мудрецы?
Где трусы, храбрецы и гордецы?
Всё мимолётно, всё давно мертво...
И не оставили преемников отцы.
«Люди рождены друг для друга. Поэтому
или вразумляй, или же терпи»
Ты от богов любовь к единственной прими,
Ведь вы лишь друг для друга рождены.
И что бы в жизни вашей не случилось,
Иль вразумляй ты человека, иль терпи!
«Не превозносись, получая и не ропщи, когда отдаёшь»
С чем в мир пришёл? Как жизнь ты проживёшь?
Оставишь людям что, и что у них возьмёшь?
Не заносись, с небес награду получая,
И не ропщи, когда долги ты отдаёшь.
«До какой низости и лицемерия нужно дойти,
чтобы сказать: «Я намерен быть искренним в
отношениях с тобой».
...Искренность же,выставляемая напоказ,
опаснее кинжала».
Когда бы речь твоя фальшиво не звучала,
То на челе печать правдивости б лежала.
А вот та «искренность», что людям напоказ,
Опасней острого дамасского кинжала.[b]