Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"Шторм"
© Гуппи

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 343
Авторов: 0
Гостей: 343
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Конкурс стилизаций «Парнасик». Тур 1. Обзор (Любовь Сирота) (Литературные конкурсы)

          С сонетами было полегче, однако…
          Боюсь, что на этот раз детального обзора у меня не получится. Оцениваю, скорее, не детально, а абсолютно субъективно, почти не аргументируя, по принципу «нравится – не нравится». Чистая вкусовщина. Не взыщите.

          На первом месте у меня Марина Генчимахер. 9 баллов. Понравилось практически всё: и узнаваемо-маяковская лексика, и эмоциональность, и едва заметные аллюзии и реминисценции (то что-то похожее на «Военно-морскую любовь», то мелькнула «Скрипка и немножко нервно»…), и собственные находки, за которые не стыдно было бы и Маяковскому: парус, «похожий на упавшего в воду ангела», штиль, «мертвый еще при жизни». А если учесть еще и ее «покаянное» внеконкурсное, то тем более – высший балл.

          Все остальное такого впечатления не произвело. Что-то понравилось больше, что-то меньше.

          Интересный ракурс придумала Глаша Кошенбек, у которой парус – это не символ «жажды бури», а (неожиданно!) символ успешности или роскошного сибаритства. Правда, рукИ Маяковского я бы в этих строках не заподозрила… Уж больно тематика «наша». У Марины – «универсальная», вне времени. А тут слишком современно. Возможно, живи поэт нынче – и написал бы что-нибудь этакое… Но поскольку это допущение есть  «сослагательное наклонение», то не очень убедительно. А кроме того – вторгшиеся из других образных рядов дворники и человечки, бегущие на красный. Может, оно и оправдано контекстом, но мне эти детали показались инородными и ничего не добавляющими. 6 баллов.

          Наталья Александровская (Njura) понравилась. Почему она решила не разбивать строки лесенкой – гадать не буду, видимо, сочла это необязательным формальным моментом. А может, это сознательный «компромисс между Лермонтовым и Маяковским». Тема-то лермонтовская сохранена, сказано то же, что у Михаил Юрьича, только иным языком. Что ж, ничего плохого я в этом не вижу. Это авторское право. Вовсе не обязательно было выдумывать другие смыслы, достаточно было изменить стилистику. А вот что мне кажется несколько снизившим ценность опуса – это не характерные для Маяковского «дешевые» грамматические рифмы: лениво-игриво, буруны-тайфуны, пара неглубоких глагольных, да и «с морем-поспорим», хоть и не грамматическая, но не первой свежести. Но это мелочи. В целом (повторюсь) понравилось. 7 баллов.

          У Надежды Долорес я не вполне поняла, от чьего имени ведется повествование. «Несусь босой, увязая в ветре» – сначала я восприняла это как монолог паруса: «Я, босой парус, несусь…» и т.д. Но спустя несколько строк – читаю: «Мой единственный маяк – парус, по ветру пущенный». Ага! – подумала я, и, вернувшись к началу, прочитала «несусь босой» уже иначе: несусь – будучи какой? – босой. И «поняла», что речь идет о «босой» лирической героине, для которой единственный маяк – парус. Но не тут-то было. Еще через несколько строк: «Мне ли, мачтой хорды солнце подпирающему…» Какая уж тут лирическая героиня? Значит, все-таки парус? Так значит, это для него, паруса, «парус – единственный маяк»? Прошу извинить мою тупость. Ну, не въехала. Пусть это будет на моей совести… И еще одно: если у Глаши мне «дворники» и «человечки» показались инородными, то тут «студент  Сорбонны» вообще забрел бог весть откуда… 4 балла.

          Стихотворение Анны Селивановой по всем параметрам, казалось бы, неплохо, да вот только парус тут «сбоку припека». Ничего, кроме необязательного упоминания паруса как такового да  штормящего океана, тут не осталось от лермонтовской темы. (У Лермонтова, кстати, не штормящий океан, а спокойное море…) 5 баллов.

          Ксения Воронова (Каркуша) «решила проблему паруса» по-своему: тут на первом месте маяковская «громада – любовь, громада – ненависть», а парус – некое символическое сопровождение этих «громад»… Что ж, написано сильно! Не совсем понятно, почему мятеж паруса назван «мещанским рвением», ну да ладно. Автор так видит. Пусть. Некоторое сомнение вызвала у меня рифма «Ах! – На х…» Ну, не убеждена я, не убеждена, что «сила слов, слов набат» обязательно должны подкрепляться ненормативчиком…
С другой стороны, короткая строфа:
                    Ало! Извините!
                    Сколько? Полночь?
                    Сами идите!
                    Сами сволочь! –
это, по-моему, шедевр. Его надо куда-нибудь золотыми буквами!:)) 8 баллов.

          «Монолог кадровика» Лоры Трин. Мне кажется, Лора хорошо начала, но потом перемудрила. Если первая строфа на мой вкус хороша и даже безупречна во всех отношениях, то дальше пошли поиски рифм – безусловно, оригинальных, но, по-моему, даже слишком. Нет, не уверена я, что такая избыточная вычурность рифм – характерная черта стилистики Маяковского. «О зюйд-весте. Итак – эстетика». Простите, а это рифма? Да, безусловное, почти полное, совпадение букв. Да, находка: «рифма наизнанку»: «-есте-итак – эсте-тика». Но ведь не звучит же! Да не было такого у Маяковского! Аналогично –  «сливаются «я, они» с «мы» – красными». Во-первых, мне  непонятен сам смысл «слияния» именно в таком сочетании (почему я сливаюсь с нами?). Во-вторых, рифма (как созвучие) тоже не кажется мне удачной. В-третьих, всё это вместе громоздко до неудобопроизносимости. 4 балла.

          Что касается Виктора Графа… Простите меня, ребята. Прости, автор. Ну ни-фи-га я не поняла! И так, и эдак читала. Но никакого иного объяснения, кроме авторского признания, что он «несет красиво кривую куролесицу», не нашла. Какие-то обрывочные мысли. Какие-то разрозненные образы. Почему кровные братья месяцы должны беситься для зачатья? Что значит «голубизну бледнеть будем»? (А что, «бледнеть» – это переходный глагол? Ей-богу, не знала…) Как разобраться в конструкции «не знаем рубить канаты пора ли лини и тали?» (Особенно «лилини» понравились.) А вот фраза «…в стихах, бегущих из гущи угара разума…» – класс! Может, в ней-то и кроется разгадка?:)) 3 балла. Исключительно за некоторые находки.

          Слава Графов. Не намного понятней. Не связались у меня воедино офис планктонный, туры в Турцию и Коктебель с алкашом и с записью в прописи о том, что парус – его иллюзия. И Маяковского я тут, честно говоря, не узнаю. 3 балла. С натяжкой.

          Стихотворение Андрея Харчевникова понравилось. Понравилась обильная – но, на мой взгляд, оправданная – метафорика, понравился вполне «похожий» на Маяковского стиль. Хотя то же замечание, которое я в начале своего обзора адресовала Глаше, тут, пожалуй, тоже уместно: слишком современно. Привычные нам, нынешним, слова и понятия (мазохист, транквилизаторы, зрительный анализатор) вряд ли можно считать присущими словарю Маяковского. Но по общему впечатлению (или ощущению) – все-таки больше «за», чем «против». 7 баллов.

          Самые противоречивые эмоции вызвал у меня опус Михаила Воронцова. С одной стороны, маяковская стилистика выдержана, на мой взгляд, безупречно. С другой (вернее, с той же) стороны – никаких претензий к словарю, ритму, рифмам. Еще с одной стороны – вот он, маяковский патриотизм! Единственное, пожалуй, стихотворение, где «виден» поздний Маяковский – певец атакующего класса! Опять же – юмор. Не я ли в «сонетном» обзоре декларировала свою любовь к стихотворному дурачеству и стебу? Но…
          Позволю себе процитировать себя же: «Обожаю стихотворный юмор. Даже и стеб, когда автору хватает вкуса не переходить зыбких границ, за которыми начинается цинизм и пошлость». Вот тут стоп. Вот тут, по-моему, граница таки перейдена. Я не ханжа – отнюдь. Но все-таки речь идет не об абстрактном персонаже, а о конкретном (да при том не абы каком – а великом и  любимом) поэте. Нет, не могу принять. Остроумие – хорошо, бестактность, издевка и цинизм – плохо. А посему, как в школе, ставлю  за ура-патриотическое (я бы сказала, урино-патриотическое!) сочинение двойную оценку: за стиль – высшую (9), за надругательство – низшую (1). Итого в среднем 5 баллов.

          Итак, моя оценочная таблица выглядит так:

Любовь Сирота

© Мастер-класс 'Поэзия', 28.01.2009 в 00:39
Свидетельство о публикации № 28012009003925-00092968
Читателей произведения за все время — 392, полученных рецензий — 4.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии

Оксана Картельян (Каркуша)
Спасибо, Любовь! Выпьем за Любовь и ее объективность!!!
Генчикмахер Марина
Любовь, спасибо огромное за обзор и за добрые слова о моем стихотворении!
С  уважением,
Марина

Виктор Граф
Виктор Граф, 28.01.2009 в 10:37
Уважаемая Люба!

Прошу прощения, что так вас называю, возраст позволяет, а Любовь – ее нужно заслужить) За обзор спасибо.
Не в моих принципах кричать и что-то оспаривать, оценки – оценками, жюри я полностью доверяю, хотя, несомненно, есть предрасположенность к маститым авторам.)) Ну, да ладно. Меня задело другое – то, что вы действительно не попытались понять меня. Попробую объясниться, но для начала позвольте хотя бы частично напомнить вам предисловие к данному конкурсу:

Что бросается в глаза при чтении Маяковского?
Первое, и, пожалуй, самое важное, – боязнь банальностей: в рифме, в образном ряде, в содержании.
Эмоциональность – часто гипертрофированная. Любовь к гиперболам, к контрастам. Нарочитое сгущение красок, отсутствие оттенков, «плакатность», «грубость» образов. «Дерзость» тона, вызов – читателю, Богу, обществу... «Разговорность», естественность лексики – органичное использование «непоэтичных», обиходных выражений, насмешка над банальными выспренностями. Словотворчество – осознанное, хорошо продуманное.
Цель конкурсантов – написать стих, максимально имитируя авторскую манеру. Желательно учесть как технику, так и особенности лексики и образного ряда. Т.е., цель амбициозная: «попробовать допрыгнуть» до уровня классика… юмор только приветствуется, – Маяковский тоже любил посмеяться.

Темой стиха является «Белеет парус одинокий в тумане моря голубом».
На какие мысли навёл сей образ романтика-Лермонтова – помним наизусть. А что бы сказал по такому поводу «трибун-горлопан» Маяковский? Явно не «Увы!» или «струя светлей лазури». Хотя он тоже иногда изъяснялся по-своему романтично, и к бурям склонность имел. Вот и пофантазируйте…

Это задание, как наказ, попытался использовать при написании))

Итак, к Порткам.. Здесь имитация манеры раннего Маяковского (ближе всего «Облако в штанах») «Словотворчество – осознанное, хорошо продуманное.» Не буду судить насколько хорошо продуман стиш, но, несомненно, написание осознанное. Идея была следующая. Написать не просто про отвлеченный парус, а именно про тот, который увидел Лермонтов, но уже словами и образами Маяковского (ведь именно таким было задание??)
В произведении М.Ю. «Парус» 12 строк, я написал 12 катренов. В каждом из них попытался раскрыть соответствующую строчку стиха-темы. (Ирине Акс: потому-то и так длииииннооооо, но.. хотите, прочту на одном дыхании)))

Вступление - тринадцатая строфа (а вернее первая) понимается буквально следующим образом: 12 катренов – ассоциация 12 месяцев, кровные – родство, близость, но еще и симолизация того, что нелегко работать Маяковским (с потом и кровью), пусть побесятся, подождут остальные 12, пока я пишу 13-й – вступление, курсивом – потому как по старинке карандашиком в тетрадочке писано, кривую куролесицу – здесь имелась ввиду «лесенка» - дробление строк. Ну а далее название – ну чем не в стиле В.В.?

Для зачатья кровные братья месяцы
Пусть побесятся пока я курсивом
Несу красиво кривую куролесицу
ПОРТКИ ИЗ ПАРУСИНЫ.

Далее.. Здесь вроде все ясно.. Одинокий – один; понимаем, что где-то есть еще паруса и немало, но в данный момент он ОДИН (меньше чем два), от этого и бледнеем белеем (мелеем) в лицах.
Белеет парус одинокой

Килем расплёскивая соль для ванн,
Смотри парусищем белИтся.
От пониманья: много нас, хотя меньше, чем два
Мелеем в лицах.

Не знаю почему, но здесь всплыл) яркий образ малой белой китовой акулы, движущейся в толще голубой воды, по мере приближения (акулы) вода, сквозь которую ее наблюдал, постепенно выцветала (бледнела) из сине-голубой в почти прозрачно-белую. Здесь символ сильного свободного морского животного, настроенного так решительно, что и вселенной мало не покажется.
В тумане моря голубом!..

В туманности моря китовой малой
Голубизну бледнеть будем.
Главное, чтоб вселенная не устала
Потом от наших судеб.


По следующему четверостишию, думаю, непоняток нет? Далее, согласен, окровавленный камень мне и самому не очень (да кривовасто тут), ну а смыл примерно таков: Родные, домашние, привычные и спокойные ванные (здесь живые – образ оставленных близких, не поверивших в мечту) с камнем на сердце ждут его (капитана), кот сейчас идет на данном паруснике. А мы (те, кто пойдет за ним) пока галсами бредём/бредим по глобусу и изучаем лоции, набираясь опыта.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

По далёкому глобусу галсами бредим,
Сухогорло жаждя стран странных.
Китель, трубка – настало время
Стать капитаном ванных
Родных, но кинутых в сердце камнем
С искровавленным краем,
Ждущих идущего здесь и сейчас. Вникаем,
Лоции открываем.

Нет вопросов с ветром?
Играют волны - ветер свищет,

Это кто там железный великий
Выбитым зубом свищет?
Лечит от глади морские лики,
Морщин добавляя тыщи,

А здесь вы зря, право.. На мой взгляд, образ мачты – мокрой старухи, которую за талию обнимает ветер – самый яркий в стише. А | Пора ли | лини и тали? | слитно абсолютно не читается и прекрасно разделено стопами. Я бы мог понять, если бы вы докопались до трех подряд согласных.., а тут (*пож плечами) И чего непонятного по смыслу? «Не знаем пора ли рубить канаты, лини и тали?» Вас смутила небольшая инверсия в угоду рифме?
Тут единственный смысловой косячок в том, что таль (если вы знаете)) – это механизм (лебедка), применяющаяся для подъема грузов и парусов. Но я консультировался – в бурю деревянные тали тоже рубили!
И мачта гнется и скрыпит...

Обнимая очень тонко и деликатно
Старухи мокрой – мачты талию,
Скрипяще шатая. Не знаем рубить канаты,
Пора ли лини и тали?

Не знаю, стоит ли дальше объяснять, или вы все-таки попытаетесь внимательно перечитать стихотворение? Это место вроде похвалили? Значит поняли?
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Счастья ища во всех до дыр ректальных
Процедурах душекопаний
В нас мятежных и ненормальных
В изнеженной спальне,
Где долбят молотом в голову мысли разные,
Разлетаясь в стихах,
Бегущих из гущи угара разума –
Счастьем названным впопыхах.

Это строка вызвала однозначные ассоциации (у Миши Воронцова кста тоже, его прекрасное стихо вы наказали уж точно незаслуженно, хотя опять же это только мое мнение) « Маяковский тоже любил посмеяться.» (с)
Под ним струя светлей лазури,

ПОд ноги, пОд ноги, гражданин,
На сапожищи грязные посмотри!
Куда светлой лазури слил?!
Не безобразно ли?

Над ним луч солнца золотой...

А так лучше: лучик сопливый
Вызолотился солнцедаром,
Могучей кучей тучи спелые сливы
Вылупили слепошаро.

А он, мятежный, просит бури,

Оборваны рьяно бурей прошеной
Ванты и вантики. Парусище белый
Портками лепится, и чем-то в рожу
Горько – солёным смело.

Два предыдущих, думаю, пояснять не стоит. Поясню последнее. Не стал озабочиваться)) проблемой революции, как и ранний В.В., здесь черный парус, кости, череп – символ ясен, свобода, уверенное стремление к новым открытиям, вера в бушущее, нелегкое, но, несомненно, светлое.
Как будто в бурях есть покой!

Из белого в чёрный срочно выкрасим кистью истерик
Парус, плюс скрестим кости черепа –
Так в буре будет достойной спокойней верить
И открывать Америки!


Кратенько у меня все.

«Простите меня, ребята. Прости, автор. Ну ни-фи-га я не поняла! И так, и эдак читала.» (с) Любовь Сирота

Простите меня, Люба, мне также очень жаль, что вы не смогли ничего понять, единственно, снова заостряю внимание на том, что вы не смогли ничего понять не от того, что смысла в стише нет, а по какой-то другой причине, прошу, поищите ее в себе хотя бы для следующего раза.

Еще раз с уважением, Виктор.

Ирина Акс
Ирина Акс, 29.01.2009 в 07:47
Виктор, в чем-то я согласна, в чем-то - могу поспорить, но главное все-таки вот что: стихи (при самом жестком формальном задании!) все-таки должны быть стихами - треповыми, шуточными, несовершенными, какими угодно, но - не конструкцией, которую надо еще и пояснять! То есть "конструировать" их - да, можно, но если эта сконструированность в итоге заметна да еще и результат нуждается в комментариях литературоведа - значит, неудачно вышло, увы. Что ж Вы думаете, я длиннот испугалась и дочитывать не стала? Дочитала, ей-богу... Придираться по мелочам - поленилась, ибо общее впечатление - то самое: ну и зачем столько буквочек использовали?  
Виктор Граф
Виктор Граф, 29.01.2009 в 09:09
Ну, эт вы зря!) Никакого конструирования и не было, просто несколько раз перечиталь Облако в штанах и практически без напряжения написалось это.. Потом уже сидель и разбирался сам с собой откуда такие ассоциации и почему собссно написалось именно так?))))
А то, что длинно.. не знаю, идею пояснял выше.
Ну, что же, на вкус и цвет...

Спасиб)

Александровская Наталья (Njura)
Спасибо большое, Любовь, за таую высокую оценку и столь подробный анализ.  

Это произведение рекомендуют