Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"Последнее время"
© Славицкий Илья (Oldboy)

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 65
Авторов: 0
Гостей: 65
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Конкурс твёрдых форм «Традиция». Тур 1: = = = СОНЕТ (Литературные конкурсы)

Уважаемые авторы! В мастер-классе начинается постоянный (надеемся!) ежемесячный конкурс твёрдых форм. Сонет – наиболее известная из них. С него и начнём.

Любой сонет состоит из 14-ти строк. Различают «континентальный» и «английский» сонеты.

«Континентальный» сонет состоит из 2-х катренов и двух терцетов. Он может быть итальянским (с рифмовкой катренов «abab abab» или «abba abba» и терцетов «cdc dcd» или «cde cde») или французским (катрены – «abba abba», терцеты – «ccd eed» или «ccd ede») Существует и уйма авторских вариаций. Например, Пушкин частенько рифмовал «гибриды» типа «abab abba ccd eed». Пожалуй, разумно принять, что в «континентальном» сонете есть два катрена с одинаковыми парами рифм в обоих и одинаковым числом стоп (рифмовка – abab или abba – на усмотрение автора), и два трёхстрочника (с тем же числом стоп, с произвольной схемой рифмовки, с теми же или отличающимися рифмами, но обязательна минимум одна «сквозная» рифма между трёхстрочниками).

К сонетам относят и английский («шекспировский») сонет, состоящий из 3-х катренов и двустрочника с рифмовкой «abab cdcd efef gg» (заметьте, что здесь рифмы в катренах не обязаны совпадать).

В сонете обычно вместе со сменой длины строфы обозначается и смена настроения, либо начинается как бы «отклик», резюмирование стартовых катренов. Многие авторитеты пытались более жёстко определить «функции» каждой строфы (например, «тезис – развитие тезиса – антитезис – синтез» или «завязка – развитие – кульминация – развязка»), но сколько-нибудь общепринятых ограничений реально нет.

В России чаще всего сонет пишется пятистопным ямбом. Впрочем, это – не догма.

Есть обычай писать и хитрым образом устроенные циклы – «венки» и «короны» – сонетов, но от наших конкурсантов такого подвига не требуется.

Более подробно и научно см. у М.Л. Гаспарова, там же – примеры.

+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

Примеры «континентальных» сонетов:

                              А.С. Пушкин
                                  Сонет

                                                  Scorn not the sonnet, critic.
                                                                      Wordsworth

Суровый Дант не презирал Сонета.
В нем жар любви Петрарка изливал;
Игру его любил творец Макбета;
Им скорбну мысль Камоэнс облекал.

И в наши дни пленяет он поэта:
Водсворт его орудием избрал,
Когда вдали от суетного света
Природы он рисует идеал.

Под сенью гор Тавриды отдаленной
Певец Литвы в размер его стесненный
Свои мечты мгновенно заключал

У нас еще его не знали девы,
Как для него уж Дельвиг забывал
Гекзаметра священные напевы.


                              Игорь Северянин
                                        Глинка
                              (из сб. «Медальоны»)

В те дни, когда уже, казалось, тмила
Родную музу муза чуждых стран,
Любимую по-русски звал Руслан
И откликалась русская Людмила.

Мелодию их чувств любовь вскормила.
Об их любви поведал нам Баян,
Кому был дар народной речи дан,
Чье вдохновенье души истомило.

Нелепую страну боготворя,
Не пожалел он жизни за царя,
Высоконареченного Профаном,

Кто, гениальность Глинки освистав,
Чужой в России учредил устав:
Новатора именовать болваном.


                              Константин Бальмонт
                                  Звёздные знаки

Творить из мглы, расцветов и лучей,
Включить в оправу стройную сонета
Две капельки росы, три брызга света
И помысел, что вот ещё ничей.

Узнать в цветах огонь родных очей,
В журчанье птиц расслышать звук привета,
И так прожить весну, и грезить лето,
И в стужу целоваться горячей.

Не это ли Веселая наука,
Которой полный круг, в расцвете лет,
Пройти повинен мыслящий поэт?

И вновь следить в духовных безднах звука,
Не вспыхнул ли ещё не бывший след
От лёта сказок, духов и комет.


                              Максимилиан Волошин
                                  (из «Corona astralis»)

В нас тлеет боль внежизненных обид,
Томит печаль и глухо точит пламя,
И всех скорбей развернутое знамя
В ветрах тоски уныло шелестит.

Но пусть огонь и жалит и язвит
Певучий дух, задушенный телами, -
Лаокоон, опутанный узлами
Горючих змей, напрягся... и молчит.

И никогда — ни счастье этой боли,
Ни гордость уз, ни радости неволи,
Ни наш экстаз безвыходной тюрьмы

Не отдадим за все забвенья Леты!
Грааль скорбей несем по миру мы -
Изгнанники, скитальцы и поэты!

+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

Задание первого тура – написать «континентальный» сонет на тему: «1+1=X».

Это «математическое» утверждение надо, естественно, поэтически интерпретировать. Непосредственное включение «циферок» в текст публикации не требуется, главное – раскрыть их «тайный» смысл ;) . Если этот смысл не совпадёт с загаданным нами – тем лучше: да здравствует оригинальность мышления! (только не путайте оригинальность с заумностью). Хотя подобный способ задания темы редок, он не хуже любого другого: по крайней мере, предоставляет воображению сочинителя умеренную свободу.

И, главное: тема – темой, но не забывайте как про точность соблюдения формы (сонета), так и про то, что стих отличается от таблицы сложения не только наличием рифм…

+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

К участию в конкурсе допускаются все зарегистрированные на сайте авторы.

Каждый участник имеет право подать одно произведение (плюс, при желании, – несколько вне конкурса). Тексты работ размещаются в ветке форума мастер-класса «Традиция». Не возбраняется их редактирование (до истечения срока подачи): главное – не скорость отклика, а качество. Но произведение, отредактированное после окончания срока подачи, с конкурса снимается.

Члены жюри могут подавать произведения только вне конкурса.

+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

Сроки подачи работ: c 16 ноября 2008 по 15 декабря 2008.
Работа жюри: 19 декабря 2008 – 9 января 2009.
Объявление результатов: 11 января 2009.

+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

Состав жюри:
          Алексей Порошин
          Андрей Злой
          Бочаров Дмитрий С
          Вера Подакина
          Ирина Акс
          Константин Нестеренко (Грифон)
          Любовь Сирота
          Майк Зиновкин
          Михаил Левин

Секретарь жюри – Наталья Ирга

+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

Победитель конкурса определяется по общей сумме набранных баллов. Если по какой-либо причине судья не проголосовал за автора, отсутствующая оценка вычисляется как среднее арифметическое от оценок остальных судей.

+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

Премии: 1-я – 2000 баллов, 2-я – 1200 баллов, 3-я – 800 баллов.
При числе участников до 6 (включительно) присуждается только 1-я премия, 7-12 – 1-я и 2-я премии, 13 и более – все три премии.

Произведения-победители на страничках авторов помечаются значками соответствующих наград.

Удачи!

© Мастер-класс 'Поэзия', 16.11.2008 в 22:36
Свидетельство о публикации № 16112008223616-00083503
Читателей произведения за все время — 489, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют