Шёл 1955 год. Наступила уже весна. Приближались праздники: 1 мая и День Победы. Это был десятый, юбилейный День Победы. Страна постепенно отходила от войны, пережила смерть Сталина. Я хорошо помню, как восприняли мои родители его смерть. Плакал даже отец, так он переживал только воспоминания о войне. Вот такое это было время.
На опушке леса, недалеко от нашей школы, была могила трёх наших солдат, в 1941 году захваченных и расстрелянных немцами. Имён их никто не знал. К десятилетию Победы решили их перезахоронить и поставить памятник. Многие говорили, что не надо бы тревожить могилу, но власти решили по-своему. Братскую могилу им приготовили возле школы, где и должен был стоять памятник. В последние апрельские дни началась эта скорбная работа. Мы, дети, конечно, были поблизости.
Когда, наконец, откопали останки, из одежды выпала какая-то маленькая трубочка. Её открыли, там оказалась бумажка, которая сохранилась хорошо. В ней были написаны фамилия, отчество, имя бойца и адрес его родных. Это был город Ефремов Тульской области, что находился в сорока километрах от нас. Решили сообщить туда. И, действительно, нашлись родные этого солдата, они и приехали на перезахоронение. Это была его жена и двое уже взрослых сыновей. В своё время они получили извещение о том, что их отец пропал без вести. Жена до сих пор ещё надеялась на чудо, ведь до сегодняшнего дня возвращались некоторые пропавшие без вести, жившие в других странах. И вот теперь эта надежда была утеряна, и найдено последнее пристанище их мужа и отца.
Наутро все жители деревни собрались на улице, где стояла школа, и был рядом колодец с журавлём – давнее место, где всегда проходили сельские сборища, решались разные вопросы. Тут же в 1941 году и были расстреляны эти солдаты, которых сегодня должны были перезахоронить. Здесь же присутствовали и представители Райкома КПСС, Райисполкома, военкомата. Для прощального салюта приехал взвод солдат из находившейся поблизости воинской части.
И вот тут-то и разразился тот скандал, который круто изменил жизнь всей семьи Анны Степановны и её самой. Кто-то из жителей деревни рассказал вдове как именно погиб её муж и его товарищи. Когда фашисты взяли в плен тех трёх солдат, они жестоко пытали их, пытаясь вызнать у них о дислокации наших войск или ещё что-то. Но, видно, ничего они не сказали и их решили расстрелять в назидание всем жителям нашей деревни. Согнали народ, вывели наших бойцов и стали вызывать добровольца, чтобы завязать им глаза. Переводчик угрожал, что если никто не выйдет, то расстреляют всех жителей. Но никто не вышел. Тогда немецкий офицер ткнул пальцем на одну из женщин и сказал: «Ты!», но она отпрянула назад. За её юбку держались двое ребятишек. Офицер заорал: «Файер», и автоматная очередь поразила мать и её детей. Та же участь постигла и старика, стоявшего впереди толпы и тоже отказавшегося от предложения офицера. Анна Степановна стояла среди толпы. Ужас происходящего парализовал её. Как можно выносить такие страдания людям? Что делать? Анна Степановна была на последнем месяце беременности. Муж её в августе ушёл на фронт и где он теперь она не знала. Познакомились они в 1937 году, когда она заканчивала учительский институт, а он – сельскохозяйственный техникум, где учился на агронома. Поженились в 1940 году когда он закончил службу в армии. Стали жить с матерью Фёдора на его родине. Всё это теперь казалось таким нереальным, далёким. Сердце её, казалось, не выдержит такого испытания. Но страх за односельчан одержал верх над её разумом.
Когда она завязывала глаза измученным солдатам, один из них тихо сказал: «Спасибо, сестра». Что было потом, она не помнит – потеряла сознание, пришла в себя уже дома. А ночью родила мёртвого сына. Свекровь не отходила от неё, успокаивала, говорила, что всё в конце концов проходит, солдат похоронили. На улицу Анна Степановна выходить боялась. Но постепенно оклемалась, соседи поддерживали их как могли. В 1943 году немцы отступили.
В деревне никто не говорил о происшедшем, кажется, даже и не вспоминали. Закончилась война, пришли домой победители. Вернулся и Фёдор. По молчаливому согласию между собой никто из односельчан никому ничего не рассказывал, потому что хорошо понимали ту ситуацию, в которой они все оказались. Фёдор тоже ни о чём не подозревал. Детей у них больше не случилось и они с головой ушли в работу. Только вот в глазах у Анны Степановны упрямо светилась грусть.
И вот страшная правда вышла наружу. Все были ошеломлены и не знали, что делать. Фёдор ушёл из дома. Соответствующие органы провели расследование. Опросили всех свидетелей, но они твердили, что Анна Степановна спасла своим поступкам всех жителей деревни. Такое единодушие поразило следователей. Дело закрыли. Свекровь осталась жить с Анной Степановной, которая её и похоронила. Сама работала в школе, ещё даже и на пенсии. За всю жизнь её никто ничем не упрекнул. Видно, что она сама до самой своей смерти себя изводила воспоминаниями о прошлом. Детей она очень любила, впрочем, они её тоже.