Глава 1 ч.2
Икона “Богоматерь Влахернская”
Разобравшись с темой статьи, исследовав запутанную историю создания иконы “Богоматери Влахернской и авторство Св.Луки в написании икон Богоматери, как таковых вообще, автор предлагает читателю взглянуть на предмет нашего изучения с другой стороны, более современным нам взглядом.
Поэтому эта часть буде основана работе Ирины Соколовой из журнала "Мир Божий", № 1(4) за 1999 г. В ходе которого мы более близко ознакомимся с иконой и отдельным моментами ее запутанной дальнейшей истории.
Новая версия обретения иконы: Или как рождаются церковные легенды! Автор книги ""Путешествие антиох. патриарха Макария"", Павел Алеппский описывая приезд в Москву в начале 1655 года антиохийского патриарха Макария, предлагает свою версию об иконе — «Богоматери Влахернской».
Рассказ о ней следует за описанием подарков, купленных для царя Алексея Михайловича в Константинополе, «ибо царствующий град хранит много подобных сокровищ.
Когда мы там были (в Константинополе.), явилась в подворье Воскресения (Иерусалимское — И. С.) одна вдова и подарила настоятелю икону Владычицы, известную под именем Влахернской.
Но мы, то знаем, с чести 1 этой статьи, что икону купил у грека портного настоятель этого монастыря!
« Это та самая икона, которую некогда патриарх обносил кругом стен города, причем она обратила в позорное бегство напавших на него врагов.
О том, что это были за враги, и как городу помогала икона тоже, было рассказано в первой части.
Женщина рассказала, что нашла ее в стене своего дома с горящей перед нею лампадой...
Прибыв... на подворье, мы услышали рассказ о той святой иконе, увидели ее и приложились к ней.
Она не нарисована красками, но как будто телесная или изображенная мастикой, ибо части ее тела сильно выступают с поверхности доски, к большому удивлению смотрящего, внушая благоговейный страх.
Наш владыка патриарх употреблял все старания, предлагая много червонцев, чтобы получить ее от упомянутого настоятеля, но напрасно.
Впоследствии игумен послал ее с одним купцом царю московскому, который принял ее наилучшим образом и всю обделал серебром, золотом и драгоценными камнями, взял ее с собою на войну и теперь, при возвращении, вез перед собою.
Мы видели ее много раз впоследствии и прикладывались к ней. Кроме лика и рук Владычицы и Господа ничего из нее не видно, все остальное покрыто золотом. Она как будто воплощенная».
В русских исторических документах той поры, сохранились сведения о первом появлении иконы «Богоматери Влахернской».
Так под 7162 годом (1653) в октябре, читаем:
«Октября в 16 день встречал Государь образ пречистыя Богородицы Одигитрия, что принесен из Грек, из Лахернской церкви»
Царь взамен ее по Икона была прислана царю Алексею Михайловичу из Константинополя, от протосингела иерусалимского престола Гавриила с торговым греком Дмитрием Евстафьевым (Остафьевым), по другим сведениям — Дмитрием Костинари. слал тому игумену 800 динаров, кроме того, что дал человеку, который ее доставил».
Отношение к этой иконе как к «покровительнице Константинополя и греческих благочестивых государей», которую «царь Ираклий имел с собою в походе против персов» сразу же поставило ее среди важнейших святынь русского государства.
«Богоматерь Влахернская» включается в церемониальный царский обиход и литургическую практику московского Успенского собора.
Икона, была украшена драгоценным окладом и поставлена в жертвеннике Успенского собора.
Это, по-видимому, тот оклад, который зафиксирован в описи Успенского собора 1701 года, — выполненный из чеканного золота, украшенный большим количеством драгоценных камней и жемчуга и золотыми пластинками с текстом, излагавшим, вероятно, легенду об иконе.
Поскольку одним из важнейших эпизодов ее являлся рассказ о чудесной помощи иконы при спасении Константинополя от вражеской осады, то уже в 1655–1658 годах, при патриархе Никоне, в Успенском соборе входит в обычай ежегодно, в пятую субботу Великого поста, когда вспоминается это чудо и читается написанный в воспоминание его акафист Богоматери, ставить в центре храма на аналое, «меж амвона и царских дверей» образ Богородицы Влахернской и именно перед ним читать акафист
Та же традиция продолжается и во второй половине ХVIII века.
Важное место отводилось иконе и в ежегодном празднования новолетия.
Это связано с представлением об особом покровительстве, которое бывшая святыня греческого царства должна была оказывать теперь царю московскому и всему Русскому государству.
Согласно «чиновникам» Успенского собора, в первый день нового лета (1 сентября) образ Влахернской Богоматери занимал одно из центральных мест в храме, на аналое «против Владимирской Богородицы»
Важной ролью, отводимой легендой Влахернской иконе как заступнице против вражеских нашествий и покровительнице воинства, объясняется тот факт, что сразу же после ее привоза царь Алексей Михайлович взял ее с собой на войну, а по возвращении «вез перед собою»
После вступления на престол царя Петра I икона «Богоматери Влахернской» числится среди главных святынь храма и находится по-прежнему «в алтаре за жертвенником».
Но, со временем слава иконы «призабылась» и дело дошло до почти полного забвения.
Так как в 1812 году, во время нашествия Наполеона, икону бросили в соборе и она, оставшись в соборе и подвергается всем невзгодам военного времени.
После изгнания неприятеля образ был найден поврежденным, и естественно без золотого оклада и других украшений. Кто снял наполеоновские солдаты ил свои мародеры история умалчивает.
После чего образ был врезан в новую кипарисную доску и украшен новой серебряной ризой.
В течение XIX века икона находится в Петропавловском приделе Успенского собора.
В 1918 году, после революции, с разрешения высшей церковной власти ряд священных предметов из собора временно передается в Крестовоздвиженскую церковь на Воздвиженке, среди них и образ Влахернской Богоматери.
В 1931 году эта церковь была разрушена, а икона возвращена обратно в Кремль и вошла в музейное собрание, где и доныне находится в числе экспонатов принадоежащих Третьяковской галерее.
Описание иконы
Это первое описание памятника, привезенного на Русь в середине XVII века и хранящегося до сих пор в музеях Кремля.
Небольшая (46 х 37,5 х 4 см) икона представляет собою рельефное подгрудное изображение Богоматери Одигитрии.
На ее левой руке, высоко сидящий Младенец, двуперстно благословляющий правой рукой, держащий в левой свернутый свиток.
В источниках ХVII века и в литературе ХVIII–XIX веков икона называется мастично - восковой.
Это подтверждается и реставрационными исследованиями. Основу ее составляет вырезанный в дереве плоский рельеф, по-видимому, с достаточно общей проработкой форм.
Более тонкая моделировка проводилась уже по слою воскомастики, покрывавшему фигуры.
Краски, примененные живописцем, очень хорошего качества, а техника живописи отмечена большим мастерством.
Надо отметить, что византийские резные деревянные иконы — чрезвычайно редкие памятники.
Те немногие произведения, которые сохранились до нашего времени, являются скорее памятниками монументального характера.
Это горельефы, изображающие св. Георгия, из Киевского музея Украинского искусства, из церкви в Галлисто близ Кастории (Северная Греция), образ Климента Охридского из Охрида и резная икона св. Георгия с живописными клеймами жития из Афинского музея.
Все они являются памятниками XIII века. О деревянных рельефах с воскомастикой, подобных по технике иконе Богоматери Влахернской, известно еще меньше.
В частности, в похожей технике было выполнено резное изображение св. Георгия из Киевского музея середины XIII века, упомянутое выше. Оно происходит из Георгиевского Балаклавского монастыря, затем хранилось в одном из храмов Мариуполя.
В Успенской церкви Мариуполя находился еще один образ, вывезенный из Крыма, из Успенского Бахчисарайского монастыря, почитавшийся еще во времена царя Федора Иоанновича.
Это икона Богоматери, отличавшаяся по иконографии от Влахернской Успенского собора, но напоминавшая ее по технике, созданная не позднее ХIV века.
Икона подвергалась двум серьезным реконструкциям.
В 1674 году, через двадцать лет после привоза, она чинилась по указанию царя Алексея Михайловича иконописцами Оружейной палаты Симоном Ушаковым и Никитой Павловцем.
При этом было сделано укрепление очень ветхой доски подведением новой, кипарисной.
При ремонте иконы в 1813 году на ней, в частности, были сделаны новые греческие надписи: «Госпожа обители Влахернской» и «Многоценное сокровище», — а также русская надпись о поновлении иконы: «0АWГI (1813) года августа А (1) дня обновлен, сей образ».
Хотелось бы отметить еще одну, быть может, древнюю традицию, связанную с техникой изготовления подобных икон.
Согласно свидетельствованной грамоте патриарха Паисия, Влахернская икона была сделана «смешением от святых мощей и от иного многого благоуханного состава», т. е. изображения ее представляли собой своеобразный мощевик.
И кстати, эта версия так и не была ни разу проверена учеными, несмотря на то, что икона уже была музейным экспонатом, а не культовым предметом. Проведение такой экспертизы очень важно с точки подтверждения или опровержения происхождения иконы от мощей Никомедийских мучеников. Об этом подобно было изложено в ч.1 этой статьи.
Проведение новой независимой экспертизы поводило бы дать ответ на давно мучавший историков вопрос:
Когда же могла быть создана икона Богоматери Влахернской из Успенского собора?
Обратимся теперь к названию иконы и надписи на ней.
В XVII веке икона именуется Богоматерью Влахернской. Между тем наименование «Влахернская» принято относить к изображению Богоматери Оранты, изображаемой в рост с молитвенно поднятыми руками.
В то же время из указаний историков и рассказов паломников известно, что одной из самых главных святынь Влахернского храма была икона Одигитрии.
С переходом императоров на жительство во Влахернский дворец (XIII в.) и с превращением Влахернского храма в главный монастырь Византии «само название Одигитрии — могло легко замениться Влахернскою, тем более что судьбы иконы после латинского взятия становятся смутны и требовалось, может быть, прикрыть переменою имени перемену иконы».
Будучи топонимом, эпитет «Влахернская» мог прилагаться к разным иконам, почитаемым в этом святилище, и название иконы Успенского собора должно указывать на местонахождение ее древнего оригинала.
Но связь этого эпитета с иконой основывается лишь на устной традиции, восходящей к легенде, изложенной в свидетельствованной грамоте патриарха Паисия.
В надписи на иконе это имя появляется лишь в результате позднейших поновлений, чего не мог, конечно, знать Н.П. Кондаков.
Подлинная греческая надпись на иконе, раскрытая в результате последней реставрации: “МР qY Н qЕОСКЕПАСТОС”.
Это очень редкий эпитет и нам известен лишь один подобный пример: на свинцовой печати Трапезундского монастыря XIII века. Надпись сопровождает изображение в рост Богоматери Оранты и переводится “Богом хранимая” или “Богохранимая”
В легенде об иконе конкретный рассказ, о ней начинается лишь после событий 1453 года.
Можно предположить, что именно тогда, во второй половине ХV века, возникла потребность воссоздать какую-то святыню, связанную с Влахернским храмом.
Не исключено также, что на старой основе был реконструирован сильно поврежденный в перипетиях турецкого завоевания древний памятник и редкая надпись воспроизводит его первоначальное название.
Некоторое время спустя после привоза Богоматери Влахернской с нее, как со всякой чтимой иконы, изготавливаются копии.
Их известно три. Первая принадлежала роду Строгановых, с середины ХVIII века — Голицыным, и хранилась в их родовой усадьбе, с. Влахернском (Кузьминки) под Москвой.
Храм в честь этой иконы был выстроен в усадьбе в 1716 году, следовательно, ее изготовление можно отнести ко второй половине ХVII века. Она отличается более высоким рельефом, и выполнена целиком в технике литья из воскомастики
Другая копия хранилась в храме Сергия Радонежского в московском Высоко-Петровском монастыре и была также изготовлена во второй половине ХVII века, т. к. в 1701 году упоминается об изготовлении для нее драгоценной ризы16.
Третья икона находилась в Спасо-Влахернском монастыре под г. Дмитровом и принадлежала к святыням рода Головиных.
Она была сделана в 1705 году, как о том упоминалось в надписи на ее окладе17.
Создатели и заказчики этих двух копий были хорошо осведомлены о содержании свидетельствованной грамоты, согласно которой Влахернская икона была иконой-мощевиком.
По описаниям, венцы и доски рельефных икон из Спасо-Влахернского и Высоко-Петровского монастырей были «исполнены множеством частиц святых мощей разных угодников Божиих».
Эти иконы повторяют размеры и иконографию оригинала, каждая представляет собой ковчег, в котором высоким рельефом вырезано изображение Богоматери с Младенцем.
Нимб Богоматери, также устроенный наподобие ковчега, как и пространство сильно углубленного фона вокруг фигур и пять круглых углублений на нимбе Христа, служили для размещения многочисленных частиц мощей, залитых воском (на иконе из Спасо-Влахернского монастыря они полностью утрачены).
Несмотря на то, что все описания называют эти копии воскомастичными, рельефные изображения на них выполнены в дереве, покрыты левкасом и расписаны темперой.
Вполне возможно, что были и другие воскомастичные копии, как о том свидетельствует опубликованный в XIX веке отрывок из сборника ХVII века «О составлении иконы указ, како образ устроен Влахернской Пресвятой Богородицы»18.
Есть упоминания и о живописных копиях Влахернской иконы, но данных о том, что эти копии были доставлены для размещения в храмах Смоленска нет.
Подведем некоторые итоги.
Икона Богоматери Одигитрии Влахернской, привезенная на Русь из Константинополя в октябре 1653 года, выполнена в технике деревянного рельефа, покрытого слоем воскомастики и расписанного восковыми красками.
Она принадлежит к редким образцам греческих резных деревянных икон, а также икон с воскомастичным рельефом, известных по немногим сохранившимся произведениям и упоминаниям о них.
Образцом для создания иконы, а возможно, и основой для реконструкции, послужил какой-то древний памятник, вероятно, конца XIII — начала ХIV века, связанный с Влахернским храмом Константинополя.
Привезенная на Русь, она играла заметную роль в жизни русского двора и церкви в ХVII–ХVIII веках и оставила след в русской пластике второй половины ХVII — начала ХVIII века, послужив образцом для изготовления трех русских копий.
Кроме того, икона Богоматери Влахернской — ценное свидетельство греческо-русских связей середины ХVII века.
Зачем это было нужно русским царям, может спросить любопытный читатель?
На этот вопрос в свое время хорошо ответил русский историк Н.Каптев:
“Так все, что прежде давало Константинополю значение главы, столицы всего православного мира — достоинство царское, достоинство патриаршее, обильная и всеми чтимая святыня — все это теперь было перенесено в Москву...
Москва, по убеждению русских, теперь стала действительно третьим Римом, вполне заменившим собою Новый Рим — Константинополь”
Важным звеном в развитии этой идеи был привоз в Москву из Константинополя иконы Богоматери Одигитрии Влахернской».