В первой части второй главы уважаемый читатель рассмотрели все важные исторические моменты предшествовавшие написанию «Повести о явлении чудотворных икон …» и теперь пришло время ознакомит читателя с подлинным текстом повести.
ПОВЕСТЬ О ЯВЛЕНИИ ЧЮДОТВОРНЫХ ИКОН
ПРЕСВЯТЫЯ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЯ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
ВО ОБЛАСТИ ГРАДА ПСКОВА, НА СИНИЧЬИ ГОРЕ, ИЖЕ НЫНЕ ЗОВОМА СВЯТАЯ ГОРА
«Бысть изволение Божие при державе благовернаго и благочестиваго царя государя и великаго князя Иоанна Василиевича всеа Русии, правящу ему тогда скипетр Росийскаго царства, и при архиепископе Пимине великаго Новаграда и Пскова, от создания же мира по летех 7071.
Бысть во области града Пскова, веси, зовомей Вороноче, человек некий именем Терентий и жена его Анастасия, родися у них отрок, наречено бысть имя ему во святем крещении Тимофей.
Бысть же отрок той молчалив и кроток и смиреномудрием и тихостию пребывал в покорении родителей своих, никому жестока словеси и неподобна не извещеваше.
Инии же творяху ему пакости, от злых научении, паче же и от врагов прельщаеми.
Егда же бысть отрок той в возрасте пятинадесяти лет, мнози нарицаху его урода несмысленна, родители же его повелеша ему пасти скоты, он же со тщанием повеленное творяше, со всяким покорением и послушанием родителей, без всякого прекословия, якоже подобает святым.
Егда же пасущу ему скоты на реце, зовомей Лугвице, в год вечерняго пения виде на воздусе свет велик, паче солнца сияющь, он же ужасен быв от страха и паде на земли, моляся Богу, глаголя: Господи Исусе Христе, сыне Божий, молитвами пречистыя Твоея Матере помилуй мя, и помышляше, что будет видение сие.
И абие слыша глас предивен, глаголющ от света оного: О Тимофее, востани, не бойся!
Он же трепетен восклонився и виде во свете оном стоящу велику икону пречистыя Богородицы Умиление, держаше на руки превечнаго Младенца Господа нашего Исуса Христа и Своим пречистым и непорочным лицем преклоншуся пречюдному лицу Господню, от нее же свет сияющь паче луч солнечных и глас бысть к нему:
О Тимофее, поиди на Синичью гору, тамо узриши благодать Господа Бога, творца небеси и земли и вся яже в них содетеля и создателя всему миру и благодетеля всякому дыханию.
Он же во страсе велице размышляше, что есть видение сие, умом внимая, помышляше, где такова гора обрести, и недоумевашеся, и воспомяну, како хождание с родителема своима во онех пустых местех, собирая овощи земныя и слыша от них зовома Синичья гора, и тако в ум пришед, остави скоты отца своего, еже пасяше, и потече по мале стезе чащею лесом.
Вечеру же сущу глубоку наставшу, и дошед Синичьи горы; приходящу же ему близ горы тоя и виде на горе свет пречюден сияющь и честную же ону икону пречистыя Богородицы Умиление ту во свете оном стоящу на воздусе, и глас бысть к нему:
« О Тимофее, от сего времени по шести летех, тако Господу извольшу, иди на Синичью гору и обрящеши благодать велию, ты же буди отныне до реченного времени в терпении близе, благодать моя да будет с тобою, и паки взяся икона та пречюдная во свете оном на воздух и невидима бысть.
Он же на горе всю нощь без сна пребываша в недоумении и во страсе велице, на утреи же, дневи наставшу, поиде ко граду веси, зовомей Вороночь, шествие же творящии человецы глумляхуся, мног позор творях ему, яко урода его мняху быти.
Он же, пришед во град Ворона, вниде в церковь святаго великомученика Георгия помолитися и виде тую же икону пречюдную, стоящу в церкви, и удивися великому видению пречистая Богородицы и предивному гласу, глаголющему к нему, и пад на землю, на мног час со слезами моляшеся, и исшед же из церкви, пути касашеся реченнаго ему, обходя по градом и весем, работая человеком со всяким терпением, а мзды ни у кого же не взимаше.
Аще же кто от боголюбивых мужей, что ему даяху за его трудное работание, он же вся та убогим раздаваше.
Некий же человек от воинского чина, именем Михаил, принуди его работати себе.
Видев терпением работающа добре, и помысли его браку сочетати, да не отидет от него, он же гнушашеся велми и урод творяшеся.
Михаил же сие в лукавство вменяше и прещением великим принуди, и обручив ему деву от рабынь своих и браку бывшу.
Тимофей же не прикоснуся ей никакоже, но по вся нощи без сна пребываше и урод творяшеся, иногда ж, пад на земли со слезами всю нощь моляшеся Богу и Пречистей Его Богоматери избавитися ему от искушения лукаваго, дневи же наставшу, работаше со усердием, от яди же мало вкушаше, вся та уродством скрываше.
Обручница же его вся та возвести госпожи своей, она же возвести мужу своему Михаилу, и дивишася терпению его, и страх велий обдержаша их, и призвавше его к трапезе своей и молиша и много и прощения просяще у него.
Он же со слезами многими прощение им даваше радостию; они ж даша ему одежды добры и обуша и принудиша его сребреники взяти и отпустиша с честию великою и со слезами.
Он же пришед тоя же веси к церкви Покрову Пречистыя Богородицы, в монастырь, помолився прилежно, данная же та вся убогим раздаваше вдовицам и сиротам, сам же поиде во своей ветхой ризе, скончевая реченная ему.
Минувши же времени реченному шестому лету, прииде на преждереченную гору, рекомую Синичью, и обрете на той горе стоящу у древа, рекомыя сосны, пядницу икону Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и приснодевы Марии Одигитрии, яже толкуется крепкая помощница, с предвечным младенцем ея, Господем нашим Ису Христом. Тимофей же возрадовася зело, яко обрете божественное сокровище, чюдотворную ону икону, и сотвори себе кущицу от дров близ горы и покры ветвием и под нею же ископа ямицу, идеже мало покоя приимаше от труда, непрестанно моляся Господу Богу и пречистей Богородице.
По днех же четыредесятих [40] восия свет велий на горе в нощи; он же, воспрянув во страсе велице и виде во свете ту же чюдотворную икону пречистыя Богородицы Умиление, стоящу на воздусе, неодержиму, и глас бысть к нему:
«О Тимофее, иди во град Вороначь, рцы иереом и народу, да идут со кресты и с чюдотворною сею иконою на сию гору на моление, яко ту изволися от Вседержителя Бога и Спаса нашего Исуса Христа быти благодати и милости велицей.
Он же, шед во град Вороначь, возвести иереом и народу, они же не послушаша, урода его нарекоша, ови же ругашася ему велми.
Тогда же бысть во граде том у великомученика Георгиа священник Никита, той наипаче не послуша, но ругатеся ему велми, нарицаше его урода безумна, и от того времени священник той впаде в болезнь лютую, зле ему боляшу не мало время.
Бывшу же ему во изступлении ума, виде себе пришедша в церковь святого великомученика Георгиа и виде чюдотворную икону пречистыя Богородицы Умиление и глас бысть к нему: аще не послушаеши реченнаго рабом моим Тимофеем, то зле умреши и дом твой расхищен будет.
Он же, очютився, призва старейшин града и сказа им вся по ряду виденная ему; они же, слышавше, советоваху, глаголюще: кая нам тщета, яже сотворити тако; и послаша во всю область веси тоя, да соберутся в нареченный день, в пяток по недели всех святых, со кресты.
Собрану же народу сущу многу во град той Вороначь, и воздвигоша чюдотворную ону икону пречистыя Богородицы Умиление, начаша пети молебная и поидоша к горе, рекомей Синичьи; гора же та бысть от града Воронача три поприща, в пусте месте.
Идущим же им по пути, молебная поюще, и егда же доидоша до реце, зовомей Лугвице, от града поприще едино, идеже первое явися чюдотворная она икона пречистыя Богородицы Умиление во свете оном Тимофею, на том месте начаша чюдотворения быти и исцеления всякими недуги одержимых: хромыя хождаху радостне с чюдотворною иконою, здравы и исцелены на Синичью гору идуще, древяницы ж от ног меташе, а ручныя на древе по пути повесиша, и по пути многа исцеления быша.
А Тимофей един на горе у самоявленныя иконы пречистыя Богородицы Одигитрия стояше, плачющи и услышавшу же ему звук велий на восток, аки гром гремящь и дыхание бурное воста, лесу преклоняющуся, он же трепете быв и во страсе велице и недоумевашеся, что есть шум велий, и пад на земли, на мног час моляся со слезами Богу и пречистей его Матери и утвердися от страха, побеже з горы во сретение шума и узре по лесу идущих с чюдотворною иконою, поюще молебная.
Он же возрадовася радостию великою, плачющи радостно, и пад на землю, моляся Господу Богу и пречистей Богородице. Народи ж плачюще, на его зряще, и прощения у него просяще.
И на котором месте срете Тимофей чюдотворную икону и на том месте многа чюдотворения быша: слепым прозрение, хромым здравие и всякими недуги одержимии мнози исцелиша.
Тимофей же напредь пред чюдотворною иконою лесом и чащею идяше, а священницы с чюдотворною иконою за ним идуще, и приведе их к горе Синичьи, сам же поиде на гору, приимаяся за ветвие, и с чюдотворною иконою за ним идоша.
Он же, пришед на гору, у древа сосны паде на земли, моляся Господу Богу и пречистей Богородице, народи же дивишася, он же восклонся от земли, возрев на древо, руце простер и священницы и народи такоже возреша на древо и видеша икону пречистыя Богородицы Одигитрия пядницу, стоящу у того древа, рекомыя сосны, ко единой части на восток, а священником же молебная поющим Господу Богу и пречистей Богородице, тогда же наипаче быша исцеления, различными недуги болящии исцелевахуся.
Иереи же, видевши таковая предивная чюдеса, страхом одержими быша, не возвратишася вспять, но ту пребыша, всенощное пение возсылах Господу Богу и пречистей Богородице и паки безчисленая исцеления быша на недужных.
И слышана же быша таковая чюдеса во многих градех и весех. Священницы же и народи, советовавше о тех чюдотворных иконах пречистыя Богородицы, возвестиша о том державным града Пскова.
Бысть же тогда во Пскове государевь воевода князь Георгий Токмаков. Он же, слышав таковая преславная чюдеса и дозреша и возвести писанием вседержавному царю государю и великому князю Иоанну Василиевичю всеа Росии.
Он же, слышав таковая преславная чюдеса, повеле известно испытати. Бывшю же изысканию и исцелевших дозираху, истина ли сне будет.
В то же время на горе устроиша часовню на прихождение православных христиан ради моления.
И паки во время осени, на праздник Покрова пресвятыя Богородицы сошедшуся на гору народу многу сущу, вечерняя молбы сотворше вечеру глубоку сущу, людем, сошедшим от труда почити, а чюдотворным иконам, стоящим в часовне, и стражем уснувшим, попущением же Божиим, часовня загореся.
И видевше людие притекоша, сетующе и в перси биюще, друг друга укоряюще о таковом согрешении своего небрежения и велику скорбь вменяху о чюдотворных иконах пречистыя Богородицы.
Пламени ж возгоревшуся велику никто не возможе приближитися к часовне той, и туча велика належаше; народи плачюще всю нощь, и егда же пламени угасшу, страх велий нападе на них о таковом согрешении, велми бо печаль имяху о чюдотворных иконах.
О превеликое чюдо, братие! обретоша бо тогда чюдотворную икону пречистыя Богородицы Умиление с превечным младенцем невредиму от огня, стоящу к единой части на восток у древа, рекомыя сосны, а прочия иконы и вся приношения погорели.
Видевше же народи таковое преславное чюдо, припадающе, со слезами моляхуся и благодарение воздающе Господу Богу и пречистей Богородице о бывшем чюдеси.
Наставшу же утру и второму часу дни, начаша погорелое место розчищати, да соберут останки кая суть железная, тогда другую чюдотворную икону пресвятыя Богородицы Одигитрия, иже Тимофей обрел исперва на горе, обретоша в пепелу, ничем невреждену, пламени ж не прикоснувшуся.
Но, о земнороднии, како вышняго человеколюбие исповемы, еже на нас показа всемогий, иже пречистый свой образ и Богоматере яко небесный дар премирно низпосла и неопалим соблюдая от вещественнаго огня невещественою силою.
Вся же та преславная чюдеса поведаша царю государю и великому князю Иоанну Василиевичю всея Русии.
Он же, услыша сие, прослави Бога и пречистую Богородицу, повелел на той горе устроити церковь каменну во имя пресвятыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Успения и повеле быти обители.
А идеже обретеся чюдотворная икона Одигитрия, на том месте устроиша олтарь на Божие славословие, а другую чюдотворную икону пречистыя Богородицы Умиление повеле царь государь в той церкви поставити.
Слышано же бысть таковая предивная чюдеса во всех градех и весех росийскаго царства и стицахуся народи мнози от всех стран на Святую сию гору в церковь Богоматере и многа исцеления быша болящим различными недуги, приходящим с верою, имена ж исцелевших не написаны, но вкратце сие написано.
…………………..
Яко по создании обители и церкви на той Синичьи горе и паки по явлению и по повелению пречистыя Богородицы, иде блаженный Тимофей в Великий Новъград и начат проповедати во все области Новгородцкой и по селом и по погостом и в самом Великом Новеграде милость Божию и пречистыя Богородицы, чюдотворныя ея иконы, явльшейся во области Псковской, и благодать исцеления бывает всем болящим, приходящим с верою к честному ея образу, и дабы шествие сотворил архиепископ Великаго Новаграда с народом во область Псковскую, во обитель пречистыя Богородицы, на Синичью гору, молитися о православнем царе и о всей рустей земли православных христиан, дабы Господь Бог дал тихо и безмятежно житие православным и избавил бы от междоусобныя брани, от глада и мора и от нашествия поганых на русскую землю.
И сему ови убо от народа веру яша ему, овии ж не вероваша и посмеяшася и поругаша, якоже древним пророком и Саллосом блаженным, Христа ради уродивым, якоже и до ныне творится: безумнии ругаются праведным и не веруют глаголемым ими от Бога, милости Его или будущия казни за грехи человеческия.
Поведаша же о нем архиепископу Пимину, и приведен бысть к нему и вопрошен, он же ко преждереченному поведа ему вся повеленная от Бога, он же не внят ему веры.
Мнози же тогда архиепископу, иже суть мудрии мняшеся в богатстве и славе, розмолвяху и ложь вменяху от раба Божия Тимофея глаголемое, и отослаша его в заточение, тамо и скончася, мученически пострада».
Далее уде летописец от себя прибавляет:
« Сия же проповедь раба Божия Тимофея бысть в Великом Новеграде не за много лет пред пленением того града, еже бысть в лета 7078 [1570], якоже в летописных книгах написано, еже и збысться пророчество блаженаго Тимофея в Великом Новеграде, понеже бо он веляше архиепископу и с народом шествие сотворити во область Псковскую, во обитель на Святую гору в церковь Богоматере молитися, о еже бы избавитися им от всякого зла, они же не послушаша его и много зла пострадаша, писано бо есть: ненавидящии праведнаго прегрешат». Автор повести имеет в ввиду разорение Великого Новгорода Иванм Грозным в 1570г.)
Вот как об этом писал Н.М. Карамзин в История государства Российского. Глава III[1570 г.] 2 Генваря передовая многочисленная дружина Государева вошла в Новгород, окружив его со всех сторон крепкими заставами, дабы ни один человек не мог спастися бегством.
Опечатали церкви, монастыри в городе и в окрестностях; связали Иноков и Священников; взыскивали с каждого из них по двадцати рублей, а кто не мог заплатить сей пени, того ставили на правеж: всенародно били, секли с утра до вечера. Опечатали и дворы всех граждан богатых; гостей, купцов, приказных людей оковали цепями; жен, детей стерегли в домах.
Царствовала тишина ужаса. Никто не знал ни вины, ни предлога сей опалы. Ждали прибытия Государева.
6 Генваря, в день Богоявления, ввечеру, Иоанн с войском стал на Городище, в двух верстах от посада. На другой день казнили всех Иноков, бывших на правеже: их избили палицами и каждого отвезли в свой монастырь для погребения. Генваря 8
Царь с сыном и с дружиною вступил в Новгород, где на Великом мосту встретил его
Архиепископ Пимен с чудотворными иконами: не приняв Святительского благословения, Иоанн грозно сказал: "злочестивец! в руке твоей не крест животворящий, но оружие убийственное, которое ты хочешь вонзить нам в сердце.
Знаю умысел твой и всех гнусных Новогородцев; знаю, что вы готовитесь предаться Сигизмунду-Августу. Отселе ты уже не Пастырь, а враг Церкви и Св. Софии, хищный волк, губитель, ненавистник венца Мономахова!»
Сказав, Государь велел ему идти с иконами и крестами в Софийскую церковь; слушал там Литургию, молился усердно, пошел в палату к Архиепископу, сел за стол со всеми Боярами, начал обедать и вдруг завопил страшным голосом...
Явились воины, схватили Архиепископа, чиновников, слуг его; ограбили палаты, келии, а Дворецкий, Лев Салтыков, и Духовник Государев Евстафий церковь Софийскую: взяли ризную казну, сосуды, иконы, колокола; обнажили и другие храмы в монастырях богатых, после чего немедленно открылся суд на Городище...
Судили Иоанн и сын его таким образом: ежедневно представляли им от пятисот до тысячи и более Новогородцев; били их. мучили, жгли каким-то составом огненным, привязывали головою или ногами к саням, влекли на берег Волхова, где сия река не мерзнет зимою, и бросали с моста в воду, целыми семействами, жен с мужьями, матерей с грудными младенцами.
Ратники Московские ездили на лодках по Волхову с кольями, баграми и секирами: кто из вверженных в реку всплывал, того кололи, рассекали на части.
Сии убийства продолжались пять недель и заключились грабежом общим: Иоанн с дружиною объехал все обители вокруг города; взял казны церковные и монастырские; велел опустошить дворы и келии, истребить хлеб, лошадей, скот; предал также и весь Новгород грабежу, лавки, домы, церкви; сам ездил из улицы в улицу; смотрел, как хищные воины ломились в палаты и кладовые, отбивали ворота, влезали в окна, делили между собою шелковые ткани, меха; жгли пеньку, кожи; бросали в реку воск и сало.
Толпы злодеев были посланы и в пятины Новогородские губить достояние и жизнь людей без разбора, без ответа. Сие, как говорит Летописец, неисповедимое колебание, падение, разрушение Великого Новагорода продолжалось около шести недель.
Февраля 12, в Понедельник второй недели Великого Поста, на рассвете, Государь призвал к себе остальных именитых Новогородцев, из каждой улицы по одному человеку: они явились как тени, бледные, изнуренные ужасом, ожидая смерти.
Но Царь воззрел на них оком милостивым и кротким: гнев, ярость, дотоле пылавшие в глазах его, как страшный метеор, угасли. Иоанн сказал тихо: "Мужи Новогородские, все доселе живущие! Молите Господа о нашем благочестивом Царском державстве, о христолюбивом воинстве, да побеждаем всех врагов видимых и невидимых! Суди Бог изменнику моему, вашему Архиепископу Пимену и злым его советникам!
На них, на них взыщется кровь, здесь излиянная. Да умолкнет плач и стенание; да утишится скорбь и горесть! Живите и благоденствуйте в сем граде!
Вместо себя оставляю вам Правителя Боярина и Воеводу моего Князя Петра Данииловича Пронского. Идите в домы свои с миром!»
Еще судьба Архиепископа не решилась: его посадили на белую кобылу в худой одежде, с волынкою, с бубном в руках как шута или скомороха, возили из улицы в улицу и за крепкою стражею отвезли в Москву».
Продолжение «Повести…»
Летописный примеры «чудесных» исцелений «Потребно ж есть нам, братие, и воистинну достойно, иже от тех святых и чюдотворных икон пречистыя Богоматере во дни наша бываемых преславных чюдес от великих малая на среду изнести и от части сих вкратце изреши, не мню праведно, ниже достойно забвению предати или молчанием заградити, но на свещнице сердец наших поставити должны есмы.
Человек некий, именем Афанасий, земледелатель убо, жилище имея во области града Пскова, в некоем селе, разстояние же имея от града 40 поприщ, некогда же той Афанасий работаше в дому своем, тогда же случися ему беда велия, выразил бо деcное свое око вилами, ими же траву изсохшую мещут, и от того времени тем оком не видяше ничтоже три лета, по трех же летех отняся у него и другого ока зрение; он же, пришед во град Псков, живяше и прошаше милостыни, водим бе некими и слеп бе обема очима, не видяше ничтоже 13 лет.
Егда же приходят с чюдотворными иконами пречистыя Богородицы с Святыя горы во град Псков, в пост святых апостол на второй недели, и в пяток бывает сретение и того дни поют всенощное бдение во обители святаго праведнаго Алексия человека Божия, вне града, множество ж народа православных христиан приходят из града Пскова и из весей ко всенощному бдению, молящеся и свещи приносяще;
Афанасий же хождаше по вся лета ко всенощному бдению, приводим бе, понеже бо един не видяше ходити. Единою же приведен бысть сыном своим во обитель святаго праведнаго Алексия человека Божия ко всенощному бдению, он же моляшеся прилежно пречистей Богородице, стоя пред чюдотворным ея образом, и абие прозре единым оком, левым.
Бысть же сие чюдо при архиепископе псковском Иоакиме; Афанасий же от того времени по прозрении хождаше во вся лета во обитель на Святую гору молитися в церковь Богоматере; поживе же по прозрении человек той 15 лет и преставися.
Бысть же убо ино чюдо во обители на Святей горе, достойно убо, мню, и сие на среду изнести и яве изглаголати, еже содеяся в лета 7560 [1652] месяца сентября в первый день, при игумене тая обители Вениямине, в церкви пред чюдотворным образом пресвятыя Богородицы Умиления загореся свеща сама о себе, никим же не возжена.
Потребно ж есть нам, братие, и ино чюдо поведати, еже содеяся в той же обители на Святей горе, при игумене тоя обители Антонии: во время пения Божественыя литоргии прииде некий человек, именем Григорий, тоя же обители земледелец, со свещею, а весом та свеща яко бы в полфунта, и вжег, постави тое свещу пред чюдотворным образом пресвятыя Богородицы Одигитрия, и тое свещу отвергло от тоя иконы к правому клиросу; взем же Григорий свещу свою и вжег, постави ю паки пред таю же иконою, и паки тоеже свещу отвергло и до полуцеркви.
Он же взем в тоеже свещу и вжег, постави и в третий пред тою же иконою, того ж дни, егда приидоша к вечернему пению, и обретоша тое свещу на земли лежащу, на северней стране, отвержену от чюдотворныя иконы далече, яко бы три сажени; они ж тоя свещи не дерзнуша паки вжигати.
………………..
Дозде словесе дошедше и к высоте взирая превеликих чюдес Бога и владыки и пречистыя Богородицы единоя, безгласен от ужасти бываю и не обретаю словес, подобных делесем, который бо всегласный язык деву Богородицу достойно похвалит или како преславно воспоет преславную Ея, благодать и источник человеколюбия прославит и благодарение принесет»
И дозде доплывше, ветрила словесе спустивше, в твердем пристанищи молчания пристанем, оно паки собравшемся воспомянувше, да не неразумни явимся о благодеянии Владычицы, ниже делесы благодействуеми, лениви же словесы благодарение принесем, ибо паки к нам прибыток возвратится, аще бо о пришедших на ны благодарни будем, великое себе к хотящим быти уготовим дерзновение и неизреченных благ получим, благодатию и человеколюбием Господа нашего Исуса Христа, ему же слава и держава, и покланяние ныне и присно и во веки веком, аминь».
Если вы уважаемый читатель читаете эти строки, то значит, вы одолели текст «Повести..» составленной, в далеких от нас 1569-1570годах. Но тут возникает законный вопрос:
Что вы современный читатель поняли из этой информации?
Можно, конечно понимать и принимать текст «Повести» «на веру», чего собственно и добивается от своих прихожан РПЦ, но можно и нужно самостоятельно попытаться разобраться в этой истории.
И тут не обойтись без применения специальных способов получения и оценки информации. Но зачатую, найденная информация, находится в зашифрованном виде, как в прямом, т.е. математических цифровых или буквенных шифров, так и косвенными методами. И тут нам понадобятся азы по работе с дешифровкой документов.
Общая схема поиска или Как искать информацию
1. Постановка поисковой проблемы
На этом этапе вы даете точное определение и фиксируете то, что будете искать и в какой области знаний. То есть сужаете ваш поиск определенными границами
2. Создание тезауруса проблемы.
На этом этапе вы создаете список (перечень) слов наиболее полно отражающий область знаний (проблему), очерченную вами до этого. Список должен содержать приблизительно 10–15 слов.
3. Отбор источников информации для поиска
Выбираем исходя из характера проблемы доступный источник информации в котором она наиболее полно представлена
4. Осуществление поиска информации средствами присущими источнику информации
На этом этапе вы составляете из тезауруса поисковые запросы и реализуете их методами поиска специфичными для данного ресурса.
5. Оценка полученных результатов поиска
В ходе действий предпринятых ранее вы получите некоторый массив информации, ваша задача – проанализировать полученные сведения и решить насколько полно они закрывают вашу поисковую проблему. То есть, узнали ли вы все, что вам было нужно или нет?
6. Принятие решение об окончании (продолжении) поиска.
Если, оценивая результаты поиска, вы пришли к выводу, что найдена вся необходимая информация, тогда поиск можно прекращать – дальнейшие поиски будут лишней тратой драгоценного времени! В обратной ситуации (неполные сведения) вам придется принимать решение о том, на каком из этапов вы допустили ошибку и попытаться исправить ее, после чего повторить процесс поиска с этого места заново
Основываясь на вышеприведенной схеме и приступим к изучению сведений собранных в «Повести…»
В первую очередь мы будем искать упоминания о подлинных исторических событиях, данные об исторических личностях, о географии местности на которой происходит наши события, которые можно потом перепроверить из других источников информации, и, опираясь на которые, мы сможем впоследствии провести реконструкцию изучаемых событий.
Что до источника информации, то это сам текст летописной «Повести..»
А вот при поиске информации, мы используем метод «обратной мозаики».
Для интересующихся: метод сбора информации о человеке или объекте «мозаика» основан на сбора отдельных фактов, кусочков (обрывков) информации о объекте изучения. Потом по мере накопления, собранные данные складываются, как мозаика и на основе полученной картины, воссоздается разыскиваемая информация.
Метод обратной мозаики применяется тогда, когда необходимо, в каком либо документе, правдоподобность которого вызывает сомнения, подлинные кусочки информации скажем об реально имевшем место событии. В разведке это часто применяемый метод получения информации из сведений, переданных источником информации которого заподозрили в поставке дезинформация.
А теперь займемся анализом и выделим из текста «Повести…» достоверную информацию:1. «Бысть изволение Божие в 7071 году «от сотворения мира» т.е.1563 году. При..» царствовании Ивана Грозного, когда архиеписком Великого Новогорода и Пскова был Пимен, т.е.
2.На территории Псковского воеводства в селе Вороноче жили крестьяне Терентий и Анастасия у которых был сын названый Тимофеем.
Тимофей в силу умственного развития отличался от своих сверстников «молчалив и кроток и смиреномудрием и тихостию пребывал в покорении родителей».
Жители деревни Воронече всячески издевались над Тимофеем в силу его «молчаливости, смиренномудрия и тихости» и когда Тимофей достиг 15 лет, по тем времена возраста юноши могущего вступить в брак, то как родители и вся, в общем, деревня пришли к крайне негативным для Тимофея выводам: «Егда же бысть отрок той в возрасте пятинадесяти лет, мнози нарицаху его урода несмысленна».
Это выражение можно квалифицировать по разному. От литературного: Дирака до медицинского олигофрена) или родители же его «повелеша ему пасти скоты»
3. Так и пас скот Тимофей, когда однажды, ему на реке Луговица вблиз с.Вороноча, на закате солнца, явилось странное видение. Тимофей увидел « на воздусе свет велик, паче солнца сияющь», и кроме того голос из источника света лично обратился к напуганному Тимофею. «О Тимофее, востани, не бойся!»
Успокоившийся Тимофей в свете различил «виде во свете оном стоящу велику икону пречистыя Богородицы Умиление, держаше на руки превечнаго Младенца Господа нашего Исуса Христа». Что означает «велику» размер или статус иконы из текста неясно.
После этого, тот же голос приказал Тимофею пойти на Синичью гору и там увидеть благодать Господа Бога. После чего икона исчезла.
4. Тимофей, успокоившись и припомнив где находится Синичья гора, оставив без присмотра скот родительский, пошел на гору, где снова увидел чудное свечение и туже икону Богородицы «Умиление» висевшую в воздухе.
От иконы голос приказал Тимофею:
1. Прийти на Синичью гору через 6 лет и обрести вследствие этого «благодать великую». После чего пообещав Тимофею свою защиту, икона исчезла.
2. В виду позднего времени Тимофей остался ночевать на Синичьей горе и утром придя в деревню и ста рассказывать жителям о видении иконы и ее словах, и необходимости прихода на Синичью гору, что вызвало крайне негативную реакцию сельчан. «человецы глумляхуся, мног позор творях ему, яко урода его мняху бытии»
Происшедшее с Тимофеем так сильно повлияло на его неустойчивую психику, что он «пути касашеся реченнаго ему, обходя по градом и весем, работая человеком со всяким терпением, а мзды ни у кого, же не взимаше
Аще же кто от боголюбивых мужей, что ему даяху за его трудное работание, он же вся та убогим раздаваше».
Тут налицо формирование личности Тимофея как русского юродивого.
Мы впервые сталкиваемся с понятием юродства и тут необходима неподготовленному читателю дополнительная информация.
«Юродство (от слав. «оуродъ», «юродъ» — дурак, безумный) — намеренное старание казаться глупым, безумным.
В православии юродивые — слой странствующих монахов и религиозных подвижников. Согласно христианским представлениям, религиозный подвиг юродства состоит в отвержении с наибольшей последовательностью мирских забот — о доме, семье, труде, о подчинении власти и правилам общественного приличия.
В этом юродивые подражают Христу, терпящему насмешки и издевательства толпы. Безумие Нового завета понимается в духовном смысле, а не в психопатологическом.» Как видим все очень серьезно.
3. Став местным юродивым Тимофей вскоре попал в поле зрения некого служивого русского военного «Михаила» и тот, испытывая надобность в бесплатных рабочих руках обратил Тимофея в своего «холопа», и даже женил его, не считаясь с его волей, на своей рабыни. Чем согласно тогдашним законам окончательно закабалил Тимофея.
4. Но поведение Тимофея не изменилось и после этих действий, и, в конце концов, Михаил и его жена, от греха, решили избавиться от «странного» работника и, одарив кое-какими деньгами и приодев, отпустили восвояси.
5. Тимофей же пришел в Псков и там все деньги и новую одежду раздал нищим, сам же одев свои «ветхие ризы».
6. В этих бездомных скитаниях и прошло 6 лет. И Тимофей снова пришел на Синичью гору, где и увидел стоявшую у сосны, икону Богородицы «Одигитрии».
7. Тимофей построил рядом с иконой шалаш и стал жить и молится у иконы. Но тут, снова в воздухе снова явилось ему видении «Иконы Богородицы «Умиление» и голос, исходивший от иконы, ему приказал возвратиться в деревню Вороначе и сообщить священнику о явлении иконы, чтобы тот собрал население и крестным ходом они прибыли на Синичью гору, для получения «благодати и милоосци великой»
Реакция священника и населения деревню была следующей: «они же не послушаша, урода его нарекоша, ови же ругашася ему велми».
Но для местного священника по имени Никита это даром не прошло. Он «впаде в болезнь лютую, зле ему боляшу не мало время.
Бывшу же ему во изступлении ума, виде себе пришедша в церковь святого великомученика Георгиа и виде чюдотворную икону пречистыя Богородицы Умиление и глас бысть к нему: аще не послушаеши реченнаго рабом моим Тимофеем, то зле умреши и дом твой расхищен будет».
8. Что тут делать? Донес исцелившийся священник псковскому епископу о Тимофее и своих видениях. «Он же, очютився, призва старейшин града и сказа им вся по ряду виденная ему; они же, слышавше, советоваху, глаголюще: кая нам тщета, яже сотворити тако; и послаша во всю область веси тоя, да соберутся в нареченный день, в пяток по недели всех святых, со кресты.
То есть уже по распоряжению, как минимум, псковского эпископа, было принято решение о сборе священников и народа в с.Вороноча для крестного хода.
Дело это сложное. От Пскова до села все-таки 110 км. Та древнерусское бездорожье надо учесть. Так что не один день собирались туда и священники и всякий народ.
9. «Собрану же народу сущу многу во град той Вороначь, и воздвигоша чюдотворную ону икону пречистыя Богородицы Умиление, ( ту что хранилась в церкви с.Вороноче и от которой священник Никита слышал глас) начаша пети молебная и поидоша к горе, рекомей Синичьи; гора же та бысть от града Воронача три поприща, в пусте месте.
10. Идущим же им по пути, молебная поюще, и егда же доидоша до реце, зовомей Лугвице, от града поприще едино, идеже первое явися чюдотворная она икона пречистыя Богородицы Умиление во свете оном Тимофею, на том месте начаша чюдотворения быти и исцеления всякими недуги одержимых: хромыя хождаху радостне с чюдотворною иконою, здравы и исцелены на Синичью гору идуще, древяницы ж от ног меташе, а ручныя на древе по пути повесиша, и по пути многа исцеления быша».
11. Сам Тимофей не участвовал в этих событиях так как находился на Синичьей горе у иконы. «Он же возрадовася радостию великою, плачющи радостно, и пад на землю, моляся Господу Богу и пречистей Богородице. Народи ж плачюще, на его зряще, и прощения у него просящее».
12. Тимофей присоединился к делегации и повел их к своему шалашу.
«Тимофей же напредь пред чюдотворною иконою лесом и чащею идяше, а священницы с чюдотворною иконою за ним идуще, и приведе их к горе Синичьи, сам же поиде на гору, приимаяся за ветвие, и с чюдотворною иконою за ним идоша».
13. Он же, «пришед на гору, у древа сосны паде на земли, моляся Господу Богу и пречистей Богородице, народи же дивишася, он же восклонся от земли, возрев на древо, руце простер и священницы и народи такоже возреша на древо и видеша икону пречистыя Богородицы Одигитрия пядницу, стоящу у того древа, рекомыя сосны, ко единой части на восток, а священником же молебная поющим Господу Богу и пречистей Богородице, тогда же наипаче быша исцеления, различными недуги болящии исцелевахуся».
14. Далее «Иереи же, видевши таковая предивная чюдеса, страхом одержими быша, не возвратишася вспять, но ту пребыша, всенощное пение возсылах Господу Богу и пречистей Богородице и паки безчисленая исцеления быша на недужных».
Что же все это было, когда так много свидетелей видел чудотворную икону и массово получили много исцелений?
15. О событиях в с. Воронече стало известно псковскому наместнику князю Георгию Токмакову, который проведя свою проверку фактов, срочно сообщил о них царю Ивану Грозному.
16. Царь дал команду перепроверить сообщение: «Бывшю же изысканию и исцеливших дозираху, истина ли сне будет.
17. Пока шла переписка с царем, Москва ведь далеко и телеграф еще не изобрели, по распоряжению князя Токмакова на месте где стоял шалаш Тимофея поставили деревянную часовню.
18. Но осенью 1569г., в часовни случился, пожар и она полностью сгорела.
Но когда народ осмотрелся после пожара, то оказалось что она и чудотворных икон Богородицы «Умиления» нашлась в ближайшей от сгоревшей часовни сосны.
А вторая икона Божией матери «Одигитрия», была найдена на пожарище, не тронутая огнем. Хотя пожар был сильный:
« Пламени ж возгоревшуся велику никто не возможе приближитися к часовне той, и туча велика належаше; народи плачюще всю нощь, и егда же пламени угасшу, страх велий нападе на них о таковом согрешении, велми бо печаль имяху о чюдотворных иконах»
19. О чудесном спасении обоих чудотворных икон срочно доложили царю.
И он: «…услыша сие, прослави Бога и пречистую Богородицу, повелел на той горе устроити церковь каменну во имя пресвятыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Успения и повеле быти обители».
20. Дальнейшая судьба Тимофея
Яко по создании обители и церкви на той Синичьи горе и паки по явлению и по повелению пречистыя Богородицы, иде блаженный Тимофей в Великий Новъград и начат проповедати во все области Новгородцкой и по селом и по погостом и в самом Великом Новеграде милость Божию и пречистыя Богородицы, чюдотворныя ея иконы, явльшейся во области Псковской, и благодать исцеления бывает всем болящим, приходящим с верою к честному ея образу, и дабы шествие сотворил архиепископ Великаго Новаграда с народом во область Псковскую, во обитель пречистыя Богородицы, на Синичью гору, молитися о православнем царе и о всей рустей земли православных христиан, дабы Господь Бог дал тихо и безмятежно житие православным и избавил бы от междоусобныя брани, от глада и мора и от нашествия поганых на русскую землю».
21. Но Великий Новгород не заштатный Псков. И горожане осмеяли Тимофея. «И сему ови убо от народа веру яша ему, овии ж не вероваша и посмеяшася и поругаша, якоже древним пророком и Саллосом блаженным, Христа ради уродивым, якоже и до ныне творится: безумнии ругаются праведным и не веруют глаголемым ими от Бога, милости Его или будущия казни за грехи человеческия».
22. Мало того, о появлении нового юродивого, его призывах и пророчествах донесли архиепископу Пимену. «Поведаша же о нем архиепископу Пимину, и приведен бысть к нему и вопрошен, он же ко преждереченному поведа ему вся повеленная от Бога, он же не внят ему веры.
Мнози же тогда архиепископу, иже суть мудрии мняшеся в богатстве и славе, розмолвяху и ложь вменяху от раба Божия Тимофея глаголемое, и отослаша его в заточение, тамо и скончася, мученически пострада».
Очевидно что «псковские» чудеса 1569г. небыли восприняты недоверчивым архиепископом Пименом как «чудо».
Хотя он мог бы, и потребовать у местных подотчетных ему церковных властей отчет об этих событиях.
Или отчет был прислан негативный и юродивого Тимофея как самозванца и посадил в тюрьму, где и подвергли пыткам, выясняя, что за «явления» ему такие были?
Теперь самое время прейти к оценка полученных результатов поиска
Собранный нами массив достоверной информации, уже позволяет проанализировать полученные сведения и решить насколько полно они закрывают вашу поисковую проблему.
То есть, узнали ли мы все, что нам было нужно или нет?
А узнал мы следующее. Что в Псковском воеводстве был юродивый Тимофей, уроженец с. Воронеча. В молодости с ним приключилось непонятное видение. Явление иконы, которую в иконописи относят к типу византийских икон «Умиление».
Через шесть лет после первого явления иконы, Тимофей нашел на Синичьей горе в окрестностях с. Воронече, новую икону. Уже отличную от первой по типу написания -«Одигитрию».
Факт обнаружения второй иконы подтвержден крестным ходом к месту находки Тимофеем второй иконы.
Затем случился пожар в деревянной часовне, возведенной на месте нахождения иконы «Одигитрия» и обе иконы находившиеся в часовне «чудом» уцелели.
Причем первая - «Умиление» оказалась найденной вне пожарища, а вторая «Одигитрия» найдена на пожарище, когда люди в поисках ценного имущества (в первую очередь железных частей, устройства часовни) стали рыться на месте пожара.
Вся эта история с пожаром, похожа на заранее спланированное действие.
Когда обе ценных иконы заранее вынесли из часовни, а потом ее подожгли.
А затем они «чудесным» образом были найдены! В том смысле, что народу и царю нужны были новые чудеса, так вот Вам они!
Тем более что на царя Ивана Грозного, можно было повлиять только с помощью таких хорошо поставленных, в театральном смысле « чудес».
А как же спросит читатель проверки проведенные воеводой и наместником Пскова князем Г. Токмаковым?
На этот вопрос можно ответить так. А если все это им вместе с местным епископом и умышленно устроено?
А им, собственно оставалось только одно, держатся своей версии о чудесах явленных в Псковской земле, дабы оградить себя от недобрых подозрений со стороны Ивана Грозного, о кровавых «подвигах» которого и его верных опричников в 1569г. в Московском царстве уже достаточно знали.
Тем более, что сам князь Ю. Токмаков, это и есть вероятный автор главного источника информации о явлении чудесной иконы «Одигитрии» юродивому Тимофею.
В заключение мы можем констатировать тот факт, что собрано достаточно объективной информации, но мы получили все, же неполные сведения.
Так как был обработан только один из возможных источников. Не велось историками поиска переписки воеводы Токмакова и Иваном Грозным по поводу явления иконы в с. Воронечи, не изучались распоряжения царя о создании монастыря. Неизвестно кто был первым настоятелем монастыря? И т.д.
Да и в отношении самой иконы «Одигитрии» (которая поистине чудным образом сохранилась после 1917г., благодаря тому, что как вещь причастная к памяти А.Пушкина была передана в местный музей) не проводилось никаких исследований, которые бы определили, когда и кем была написана икона?
Подвергалась ли она когда-либо воздействию высокой температуры?
Да и вообще есть ли в ней, что либо, аномальное?
Ведь по церковному преданию икона могла говорить, и даже как мы увидим далее при анализе совершенных иконой чудес, определенными элементами, как бы теперь сказали « полтергейста»?
Поэтому РПЦ и уполномоченным ее институтам, отвечающими в церкви за сохранение и почитание «чудотворных» икон, надо провести еще много исторических и чисто прикладных научных исследований обоих икон хранящихся в Свято –Успенском Святогорском мужском монастыре, создав при этом подлинную историю обретения чудесных икон, прежде чем убеждать своих прихожан в их чудодейственности.
( конец 2 части)