и "Сто знаменитых харьковчан", 2004, ISBn 966-312-160-3. Поскольку тиражи с допечатками составили всего 10000 экз. и распространились достаточно "уездно" и найти их сложно, а речь идёт о человечищах и событиях повлиявших на многое в истории Российской империи и СССР счёл возможным размещать некоторые главки из книг здесь. Мало ли, вдруг кому будет интересно. Местами буду сокращать).
Мимо этого места расположенного между станциями Борки и платформой Первомайская проезжали все кто когда-либо направлялся на юг по железной дороге в Крым. Большинство пассажиров ничего не замечают, и только самые любопытные увидят «нечто». То ли полуразрушенную часовню, то ли отремонтированные останки храма.
Тихо и спокойно было в царском поезде 17 октября 1888 года. Отдохнув в Крыму, император Александр III с семьей направлялся в Петербург. Въехали в Харьковскую губернию, миновав станцию Лозовая, приблизившись к неизвестному пока селу Борки. И вдруг: долгий крутой склон, скрежет колес и резкие удары.
Ужасная картина разрушения представилась тем, кто выбрался из вагонов. Вздыбленные крыши, торчащие вверх колеса, дымный чад и сплющенные стенки купе, на насыпи – чудом уцелевший паровоз. Из всего состава относительно целыми остались пять вагонов из пятнадцати, вагон с буфетной прислугой буквально исчез - все находившиеся в нем погибли.
В «детской» состава находились Великая княжна Ольга и Великий князь Михаил. Ольгу вместе с няней вышвырнуло на насыпь без особых последствий. Михаил чудом найден под обломками солдатом – охранником, и тоже отделавшись ссадинами, да синяками.
Именно тогда родилась легенда-быль о том, что император держал на своих плечах крышу вагона, не давая ей упасть, спасая тем самым семью. Нет, крыши никто не держал но, используя, свою действительно необычайную физическую силу Александр III помогал спасать попавших под завалы. Императрица с медицинским персоналом делала перевязки и накладывала лубки поломавшим конечности. Не пострадал и наследник престола цесаревич Николай.
Убитых оказалось 19 человек, раненых более 50. Вечером, когда все потерпевшие крушение были найдены император с семьей отбыл в Лозовую, а затем в Харьков, где состоялись молебны посвященные «чудесному избавлению царской семьи от смерти». Удивительным было и то, что икона царской семьи Спас Нерукотворный совершенно не пострадала.
Событие 17 октября имело ряд последствий - полетели со своих постов некоторые бюрократы,
получил повышение С.Ю.Витте - малоизвестный чиновник ставший министром благодаря не услышанному, но сбывшемуся предупреждению о состоянии дорог и возможности катастрофы. Были розданы милостыни, организованны и отстроены всяческие приюты и часовни. А возле Харькова, на месте крушения построен скит названный Спасо-Святогорским. Позже вырос огромный храм Христа Спасителя, по величине мало уступавший своему московскому тезке. Впрочем, судьба их постигла родственная. В гражданскую войну храм разгромили, позже здание передали колонии беспризорников, деревянные части распродал комитет бедноты. После войны здания разобраны на камни.
На день нынешний из всего храмового комплекса осталась маленькая часовенка прямо у железнодорожных путей. Ее попытались отремонтировать, и теперь иногда проводит церковные службы батюшка из Тарановки. Чудом «уцелел» памятный знак, посвященный спасению царской семьи. Вот только у фигурок на стеле благодарные потомки отпилили головы. Да еще насыпь у села Борки все так же крута, как и в 19 веке и терпеливо ждет следующего поезда.