(862-980)
1
Во времена князей: Аскольда, Дира –
Религия жила среди людей,
Как у поэта – Муза в сердце, Лира.
С ней созидали и творили с ней!
Гоненья вскоре претерпела церковь, –
Тогда на троне царствовал Олег.
За княжескую власть держался цепко,
В угоду чреву жил сей человек.
Кровь славных князей запятнала Олега, –
Пролил, как водицу её он, напрасно,
Оставил свой след глубоко, точно слЕгой:
Расправа с Аскольдом и Диром ужасна.
Хоть славен победами князь-воевода,
Не извиняет убийства потомок!..
Сменяются годы, смывают след воды,
Но голос истории в памяти громок!
2
А добродетель власти –
в желаниях умеренность.
Неразумение лишает всяких благ!
Был ослеплен князь Игорь,
Хотя вершил уверенно –
От жадности его чрезмерной
люд стал наг.
Брал дань с древлян завоеватель хищный, –
Тем долго мстил за прежний их мятеж.
Так запятнал честь княжескую,
нищий
Был дух его. Таков был путь невежд.
В вопросах веры всё же был лоялен –
Препятствий не чинил новообращённым,
Терпим был, как предшественник Олег,
тем славен!
Но вот за жадность – без границы –
осуждён он.
3
Сын Ольги, Святослав, был полководец ярый:
Тщеславных степняков он храбростью бесил.
Добился независимости Киевской Руси,
Но не минУл жестокой печенежской кары:
Хан КУря успехом его был взбешён:
Убил Святослава и сделал из черепа чашу.
Так княжеской кровью он был окроплён, –
Обычай суровый и дикий, и страшный!
4
Неправедная жизнь и Ярополка.
При нём царил культ божества Перуна.*
Ведь, вопреки всем христианским толкам,
Он ставил жизнь ни в грош –
будь старым ты иль юным.
Земля народной кровью обагрилась.
«Бог – громовержец» – у руля войны.
Повсюду кровь текла,
лилась,
струилась.
Мог каждый пострадать и без вины.
____________________________________
*Христианству противостоял балто –
скандинавский культ Перуна (по-литовски
Перкунаса)
Принесено Перуну жертв немало!
Невмоготу жизнь для людей настала,
А он кощунствует,
злодействует,
смеётся:
«Наивные славяне:
в ХОрса верят – в Солнце!»**
_____________________________________
** Хорс – исконно славянское божество –
Солнце (персидский Хуршид).
Славяне почитали: скотьего бога Волоса,
распределителя благ Стрибога, небесного
Дажьбога, бога огня Сварога, женское
божество Мокошь
СВЕТ ВЕРЫ ХРИСТИАНСКОЙ
(980-1014)
Творец земли и неба!
Благослови сих новых людей этих
И дай им познать Тебя, Бога истинного,
Утверди в них веру правую.
Будь мне помощию в искушениях зла,
Да восхвалю достойно святое имя твое!
Молитва князя Владимира на берегу Днепра
в священный день Святого Крещения Руси
* * *
Матерь Божья, Русь храни,
Ей защитницей Ты стань!
Ведь подобной нет страны.
Русь, с колен скорее встань!
…………..
На заре Крещения Руси,
Возрожденья русской святости
Сын твой, воззвав к небеси,
Указал путь – к радости!
1
Завещала Ольга нам принимать крещение –
Это путь в небесный храм, душам озарение!
«Стань Денницей перед солнцем,
стань Зарей пред светом,
Чистым, как вода в колодце», –
по её завету!
2
Владимир с корнем вырвал многие пороки.
Русь с православной верой процветала!
Ступая вслед заветам просвещённой Ольги,
Он сбросил с плеч Руси «гнёт капитала».*
И приказал князь в русском «Иордане»**
Всех киевлян крестить на зорьке ранней!
_____________________________________
* «Гнёт капитала» по Л. Н. Гумилеву
означает гнёт купеческого капитала
рахдонитов – поклонников божества
Перуна, стремящихся к наживе
** Русский «Иордан» – река Днепр
3
Победа православия подарила РусиЛев Гумилев
тысячелетнюю историю.
Дало Крещение Руси свободу высшую!
Стал предок за щитом,
как дом под прочной крышею.
Другой дороги не искал он – жизнь иную.
Любовь и мудрость засевал
в юдоль земную!
………………………
«Вера правая и неуклонная»
Поселилась в душах христиан.
День святой купелью стал духовною:
Окрещён был всякий – стар и мал!
ПЕРВАЯ ДЕСЯТИННАЯ* ЦЕРКОВЬ –
ЦЕРКОВЬ БОГОРОДИЦЫ
(989-996 гг.)
Возвысил князь Владимир
Храм Души!
Из первых он, кто строил церковь –
Десятинную...
Ещё при жизни подвиг совершил, –
Потомки благодарны,
память наша дивная!..
Лишь по заветам деда жил, да и отца,
И по указам высшим только – Божьим!
От благородных дел не отводил лица,
К себе, день ото дня, он был
всё строже.
Его заслуга крайне велика:
В земных деяньях совестлив был,
непорочен, –
Святая вера – вера на века,
Союз с Душой у верующих прочен!
Храм Богородицы
был Храмом киевлян –
Народ спешил туда
воскресным утром,
Молитва исцеляла киевлян от «ран» -
Владимир князем был толковым –
мудрым!
______________________________
*Владимир Святославович выделил
на сооружение и содержание первой
церкви десятую часть княжеских
доходов – десятину, отсюда и
название «Десятинная».
* * *
Так - на славянской церковной ниве
Вновь забрезжил духовный росток.
Всё крепчает, живёт и поныне, –
Сохранить корень святости смог!
Развенчалось частично язычество,
На высотах мораль христианская.
Русь по жизни своей не владычица,
Но по сути – артезианская!
Хоть в пути ей мешают пороги,
Их минует Отчизна моя!
Глубоки и прозрачны истоки:
Орошается ими земля.
КРОВАВЫЙ СЛЕД
(1015-1019)
Но в тяжкое время крепчала Отчизна:
Сменялись дни - ночи так же, как числа.
Шёл сын на отца, и брат шёл на брата.
Ни в людях, ни в семьях не было лада...
Был князь Святополк, словно волк, кровожадный.
Дух власть искушала: не знал он в ней меры.
Отравлен был злобой, коварством, –
тщеславный.
Несла Русь убытки, людские потери.
Племянник Владимира, «сын двух отцов»,
Молвою ославлен: «злодей окаянный».
Деяний его результат налицо:
Со временем вскрыты все «гнойные раны».
Подняв меч на братьев – Бориса и Глеба,
Оставил в истории след свой кровавый!
Гоним он по жизни разгневанным небом,
Обрушившим молнии грозную лаву...
Ведь душу от язвы не охранил!
Потомками проклят: он – братоубийца...
Не смог от себя и от Бога укрыться:
Лишённый ума, дни последние жил...
………………………………………………..
Летит ли стрелой, иль петляет дорога,
Все держим ответ перед Господом Богом,
Чей Суд справедлив, беспощаден и строг.
Подводится так каждой жизни итог!
ЖИЗНЬ ПРИ ЯРОСЛАВЕ МУДРОМ
(1036-1054)
В природе случались не раз катаклизмы,
Бывал «властелинский» переворот,
При смене князей иль правителей – в жизни
С ног нА голову всё – наоборот!
Когда Мудрый князь Ярослав сел на трон,
Вновь города возродились, Соборы,
Но византийцы несли в Русь урон,
И рыцари вновь выходили на сборы...
При нём продолжался набег печенегов.
Убойная битва была у «Ворот»*,
Пришлось отбиваться и нАсмерть от греков,
Но, к счастью, последний был этот поход!
Немало потерей: ладьи бились в щепки,
Огонь настигал их у края воды...
В кольцо угождали, кольцо было крепким,
Что чувствовал воин у крайней черты?
Казалось, что не было жарче той битвы,
Ведь в пекло попал - каждый воин второй,
Не помогли им – ни Бог, ни молитвы, -
Закон у войны пожирающий – свой.
У греков обычай был крайне жестокий:
Кто в плен угодил, ослеплён был вконец.
Кто к палачам попадал, тот в итоге
Нёс на себе мрачной ночи венец.
Когда прекратились набеги врагов,
Границы усилила древняя Русь.
При Ярославе – шла Жизнь без оков...
Потомственной верой, как дочь я, горжусь!
__________________________________
*Ворота – Золотые Ворота -
могучее оборонительное сооружение
древнего Киева
БЛАГОЕ ДЕЙСТВИЕ ВЕРЫ
(1036-1054)
Правление Ярослава Великого –
Безоблачное время России...
Лишь с верой истинной –
жизнь не безликая,
С исповеданием – красивая!
«Хромоногий» Ярослав
Не страдал убогостью ума.
В вере он примером стал,
Без неё, он ведал, жизнь – тюрьма.
Освятил вновь церковь Десятинную:
Как влияет на умы благая вера!
Получал любовь Творца взаимную,
И всех учил: Любовь Его безмерная!..
УЖАСНЫЕ ЧУДЕСА ПРИ КНЯЗЕ
ИЗЯСЛАВЕ ЯРОСЛАВИЧЕ
(1054-1078)
1
Князь Изяслав – сверх меры был тщеславный,
Он думал: безнаказанна бесправность,
Служил лишь тёмным силам, словно Ворон,
Немало киевлянам нёс урона.
Но, рано или поздно, все в ответе!
Зло, в сотворившего его, стрелою метит...
И настигает в неурочный час, –
Зрит за поступками Всевидящего глаз!
2
Он, как Троянский конь, таил в душе коварство,
Томим мечтою был – о мести бесконечной...
Он полагал одно, что слава – это нечто!
К ней подвигался лишь, (нехитрое упрямство!).
И возмущал бездумным устремленьем многих,
Но уязвим, как Ахиллесова пята...
В распыл ушли не дни, а лучшие лета!
Ведь жизни правила незыблемы и строги...
На Нежатиной ниве закончил свой путь,
До славы не дойдя, таков итог – ограда.
Не слава, а Любовь, вот – высшая награда!
Кто беспристрастен к власти, знает власти суть.
* * *
«Небо правосудно! Оно наказываетЛетописец Нестор
россиян за их беззакония. Мы именуемся
христианами, а живём как язычники;
храмы пусты, а на игрищах толпятся
люди; в храмах безмолвие, а в домах
трубы, гусли и скоморохи»
* * *
Народ отчаянно сражаться мог за волю,
А пользоваться ею не умел он, – нет!
И оттого горька крестьянская их доля, –
Повествовали летописец и... поэт.
* * *
Распоясанная Русь:
Каждый пятый бьёт баклуши...
Непомерна в сердце грусть:
Пропадающие души.
На Руси так испокон:
От земли кто, тот ишачит –
Не от устали их стон,
От болезней, не иначе!
Кто баклуши бить привык
Не сподручна тем лопата,
Что им боль, истошный крик,
За чужой счёт жить отрада:
С неба манны сладкой надо...
Им трубить, какой резон,
О своих грехах-делишках?
Неспокойный барский сон –
Наворовано с излишком...
Ну, а те, кто от сохи,
Спины гнут, как каторжане, –
На Руси дела плохи,
Не рубцуются в ней раны!
Распоясанная Русь:
Каждый пятый бьёт баклуши...
Утвердилась в сердце грусть.
Ну, когда жизнь станет лучше?!
АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ
(1247-1263)
И возвратился князь АлександрИз «Жития святого благоверного
с победою славною, и было много
пленных в войске его, и вели босыми
подле коней тех, кто называет себя
«божьими рыцарями».
князя Александра Невского».
* * *
Как же часто на Руси
Бушевали ураганы!
Сил нет, чтобы голосить:
Кровоточат часто раны.
Вновь, противясь ливням,
Устремляясь к солнцу,
Русь поёт всё звонче!..
Ей не быть рабыней!
1
Благоверный князь святой,
Полководец Невский –
Воин, он Руси родной
Верен был в дни бедствий.
Знал: щитом он должен стать –
Крепкий, закалённый,
Чтоб отпор пришельцам дать,
Воина достойный!
2
В день, грядущий перед битвой,
Страж приморский,
ижерянин Пелгуй
Не один час стоял в молитве
У залива – на берегу.
Ночь провёл Пелгуй на коленях,
Словно в храме. Тишина, покой...
Небо в звёздах. Страж в моленье.
Благодать казалась неземной.
Сонный лунный свет на землю лился...
На заре случилось неспроста
Чудное виденье над заливом –
Как явление в народ Христа!
…………………………………………….
Всё вокруг осветилось внезапно,
Словно Бог опустился с небес!
И Пелгуй в изумленье невнятно
Прошептал что-то пОд нос себе.
А затем он увидел двух братьев,
На ладье и в червлёных ризах:
«Быть победе в бою нынче ратном!» –
Страж услышал Глеба, Бориса!
А гребцы, одеянные мглою,
Появились и тут же исчезли.
Было всё заревою порою, –
Как Пелгуй долго виденным грезил!
3
Александр, подобно молнии небесной,
Устремился прямо на врага...
Рать победу одержать смогла!
Князь был прозван после битвы –
«Невским».
Позже рыцарь смог победу одержать
Над Литвой, бесстыдным немцем.
Волю русских, верил, не попрать
И степным пришельцам!
Оградил, (пусть на время), отечество
От нежданных «гостей» – чужеземцев,
Возжигали тогда в храмах свечи:
Отступили захватчики-немцы!
ИЗБАВЛЕНЬЕ ОТ ОКОВ
(1363-1389)
Сто сорок лет в кровь тёрла ноги Русь:
Оковы тяжки разъярённого Мамая.
Угрозою казалась волчья свора – стая,
Тщедушным не был предок,
горд был рус!
Благословлён Донской на битву –
Радонежским,
Хранителем святой страдальческой земли.
В баталии бесстрашной той –
всё было вперемешку,
Но одержать победу воины смогли!
На Куликовом поле за свободу битва
Знаменьем стала – избавленьем от оков.
Бежали степняки, да и Мамай со свитой.
Их ноги были сбиты, из ран сочилась кровь.
Донской в историю вошёл как избавитель
От рабства.
Золотой Орде конец настал.
Русь как дитя: по замыслам чиста!
Вздохнуть бы ей свободно, созидать и жить ей,
Всё сызнова начать, да с чистого листа!
Но после жаркой битвы – Куликовской,
Подкрался Тохтамыш к стенАм Руси – горящим.
И «растворилась» Русь – в Литве,
Руси Московской,
Совсем как сахар комковой – в воде кипящей.
…………………………………………………
Всё испытать ей пришлось:
и боль унижения, и горечь потери,
Но всё же мужала Отчизна,
опору найдя – в надежде, да в вере.
* * *
В своих желаниях мы все вольны,
Но всё ж над каждым путеводная звезда.
И нет чьей-либо в том прямой вины:
То радость светит, то спешит затмить беда.
Прольёт луч солнца сквозь струю дождя
Надежду на тепло – и в том спасенье.
Не верить в просветление нельзя,
Бывает кратковременно затменье!
И снова благо, как желанный друг,
Войдёт неспешным шагом в дом открытый.
И с ним поделим скромный свой досуг,
И прежние ошибки позабыты.
И хоть в желаньях мы своих вольны,
Не зря печаль и радость нам даны!
СЛАВНАЯ ИКОНА ВЛАДИМИРСКАЯ
(1389-1425гг.)
Икона Божьей Матери Владимирской
Сыграла роль в победе с Тамерланом – важную!
Защитница Москвы она – поклон ей низкий...
На поле брани воин вёл себя отважно.
Не отступал перед копьём – смертельно-вражеским.
Вгрызался в землю русскую зубами крепко.
Испытывал не человечьи пытки, тяжести,
Но был, назло врагу, выносливый он, цепкий.
В «ОКНО ЕВРОПЫ» ЗАГЛЯНУВ...
(1718г.)
Во времена Петра вернувшись,
В «окно Европы» через время заглянув,
Увидим: царь, в ус усмехнувшись,
«Изъять монашество, –
даёт приказ, зевнув,
И учредить коллегию – Синод, –
Тем отменить повсюду патриаршество».
В упадке церковь, и не первый год! –
Так пострадало на Руси монашество.
С тех давних пор и нрав, и право -
Поплыли, точно мусор, вниз.
Размылись Правила в Уставах,
Пробелы появились в них.
Великий Пётр открыл пути торговли,
В реформах преуспел, построил флот, -
Его дела надёжной были кровлей.
За то и почитал его народ!
Но двойственная суть в его деяньях:
Религию не чтил, не одобрял –
Пощады верующим не давал.
Был Пётр по духу не сродни крестьянам.
Жил он в духовном полусвете, –
Губил, калечил многим души.
Пётр отступил чуть от Завета,
Но этот шаг был не из лучших.
АЛЕКСАНДР СУВОРОВ
(1730-1800гг.)
Граф Рымникский,
а проще – Александр Суворов.
Как полководец он верстал
истории листы.
Взял штурмом Измаил,
Альпийски горы, –
В стратегии выстраивал
крепчайшие мосты.
Оставил нам он
труд ума – достойный:
«Науку побеждать» –
учебник офицера.
Без паники и суеты,
без страха – в войнах
Шёл к цели, напрямик,
в победу только веря.
БЛАГОСЛОВЛЕНИЕ
(1812 г.)
Иконой Божьей Матери Смоленской
Благословлëн бой праведный
под Бородино,
Где в схватке «Льва» с «Орлом»,
и доблестной, и зверской,
Познать бессилие –
захватчикам –
дано!
* * *
Кололи французов, рубили, стреляли,
И в плен брали их – офицеров.
Такое в истории прежде знавали!
Исчезли геройство и прыть их, и вера.
Сплошь мЕсиво было,
как в мясорубке,
Истошные вопли, крики ужасные.
Летели прочь головы, ноги и руки, –
И наших немало жертв
в битве отважной.
Великий день Бородино
воспет поэтами России,
А у «разбитого корыта» –
«легкоязычные витии»! *
Всё в жизни
по закону Божьему идёт:
Не может по-другому быть –
наоборот!
______________________________________
* По А. С. Пушкину «легкоязычные витии» -
клеветники, враги России
СМУТНОЕ ВРЕМЯ
(1905 г.)
Поп Гапон – предатель по натуре:
Вере изменил и своему народу.
Спрятал личину под толстой «шкурой»:
То ль заячьего, то ль волчьего
был роду.
«Кровавым воскресеньем»
обернулось шествие
Простых людей, поверивших ему.
Пошёл Гапон тропой неправедной –
бесчестия.
Ответ держать за то пришлось кому?!
Повержена в прах тысяча – невинных!
Как можно не скорбеть, не сожалеть о том?!
Я слышу стон, передо мной картины
Тех давних дней. А было что потом?
ПАДЕНЬЕ НРАВОВ
(1923-1940 гг.)
...Всякий человек, верующий в Бога,Комиссар просвещения А. В. Луначарский,
мешает устроить царство на земле.
1923 г.
1
Паденье нравов, и упадок в вере.
Невосполнимые утраты для праведной души.
Мы вновь несём духовные потери:
Святыни грабят, жгут иконы, –
безбожник суд вершит.
Воздвигнут памятник Иуде Искариоту*, –
Фигура, с поднятым вверх – в поднебесье –
кулаком,
Что это: богохульство
иль дань продажной моде?!
Плоды бездушия падут на нас – потом...
У власти были те, кем нечисть завладела,
Кто принимал душой их лживых уст елей.
«Богостроительства» бредовая идея:
Вот беспредел по разрушению церквей!
Мир, вывернут, как платье, наизнанку,
И в нём живущий, с виду здравый, человек.
Он, к сожаленью, падок на приманку:
Попав в капкан, тем умножает ряд калек.
________________________________________
*Найдено Евангелие от Иуды (сенсация!)
2
Вновь смутное время. Низвержены храмы,
И в сторону с грязью откинут весь жемчуг!
Открылась поистине горькая драма:
Задули надолго надежды все свечи,
Что в память горели о тех, кто построил
Те храмы – не ради почёта и чина,
И не был по Божьей указке и воле
Доносами втянут в сомненья, как в тину.
…………………………
Служители Бога несли веру в массы,
Давая народу духовную пищу.
С тех пор,
как распалась та масса
на «классы»,
Раздоры пошли,
и друг друга не слышат.