Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 462
Авторов: 0
Гостей: 462
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

*** (Ну что, друзья, как будем умирать?) (Стихи, не вошедшие в рубрики)

Н.Мироновой

Ну что, друзья, как будем умирать?
Обычно-незаметно или как-то
особенно, со вкусом? Например
как слово «Бог» на кончике пера,
как виртуозная, азартная игра
на взлёте заключительного такта,
как полурезультаты полумер...
Мы, зная чем закончится наш путь,
боимся неизбежности ухода,
а надо бы готовиться к нему
как... скажем... к выдоху готовим грудь,
как после выдоха готовимся вдохнуть,
как старая, дубовая колода
готовится к топорному клейму –
у каждого свой срок, своя черта
(в истории один бессрочный грешник –
раб вечной жизни, скорбный Вечный Жид)...
Пока потеет зеркальце у рта,
пока нас радует земная суета,
пока функционируем прилежно
решим, друзья, вопрос: как будем жить?

Обычно-незаметно или как-то
особенно, со вкусом? Например
как в мареве пустынном миражи,
как у художника в руках карандаши,
как дождевое, звонкое стаккато,
как лошади безудержный карьер.
Мы знаем чем закончится наш бег
(закат определяется восходом).
Не нам решать "зачем?" и "почему?" -
дадим покой уставшей голове
(как весело звучит:"разумный человек"!).
Пора понять, что мы всего лишь ноты
на стане, так похожем на тюрьму:
у каждого свой срок, своя черта
Придёт старуха и шепнёт небрежно:
«ну что ж, мой друг, идём, тебе пора»...
Пока потеет зеркальце у рта,
пока нас радует земная суета,
пока функционируем прилежно
решим вопрос: как будем умирать?

Обычно-незаметно или как-то...

© Беркович Григорий, 14.11.2007 в 20:59
Свидетельство о публикации № 14112007205925-00046384
Читателей произведения за все время — 966, полученных рецензий — 31.

Оценки

Оценка: 5,00 (голосов: 17)

Рецензии

Ширанкова Светлана
Изумительно!

Одна ошибочка: "прийдет старуха" вместо "придет"

Беркович Григорий
Беркович Григорий, 14.11.2007 в 22:58
Спасибо!
Э-э... Насколько я помню, можно и так писать, и так:)
Попытаюсь найти в словаре, но в сети "придёт" встречается примерно в 20 раз чаще.:)
С уважением
Григорий
Ширанкова Светлана
Эмм, я и имела в виду, что надо "придет", а не "прийдет" :)
Беркович Григорий
Беркович Григорий, 14.11.2007 в 23:08
Решено! Исправляю! Сейчас же!:))
Наталья Чехова
Наталья Чехова, 15.11.2007 в 23:14
Спасибо, Гриша.. Это.. ну нет у меня слов. Просто спасибо.

Наташа.

Виктор Житарчук
Виктор Житарчук, 20.11.2007 в 21:03
На Востоке говорят - "чтобы не попасть в сети суеты, думай о смерти". Хорошие вопросы о главном. С теплом. Виктор
Беркович Григорий
Беркович Григорий, 21.11.2007 в 00:33
Вот я и думаю... Но, видно, не достаточно часто:)
Спасибо!
Григорий
Беленькая Анна
Беленькая Анна, 28.07.2008 в 21:45
Спасибо , очень понравилось!
Действительно, "Как будем умирать"... Я сейчас об этом задумалась.Всегда думала, как жить... А ведь как умереть, не менее важно.
Беркович Григорий
Беркович Григорий, 28.07.2008 в 22:00
Вы правы. Это - один из главных вопросов жизни.
Спасибо Вам!
Заходите!
С уважением
Григорий
Оксана Картельян (Каркуша)
Замечательное стихотворение, Гриша, очень сильное.
Беркович Григорий
Беркович Григорий, 27.11.2008 в 23:37
Спасибо, Оксана.
Это из моих любимых...
Наталья Абашева
Наталья Абашева, 03.12.2008 в 17:06
Спасибо,Вам!Крепко задуматься заставляет.
Я задумалась:"Как жить буду дальше- могу себе представить. Можно над жизненными ошибками поспешить поработать, к примеру.
А умирать-то как?Хотелось бы достойно, наверное, если не внезапно."
с уважением
Беркович Григорий
Беркович Григорий, 03.12.2008 в 17:14
И снова спасибо, Наталья!
Вы знаете, в Японии (и не только там:)) многие люди раньше жили так, чтобы можно было В ЛЮБОЙ МОМЕНТ достойно умереть. Жизнь и смерть ведь неразрывны!Вот мне бы так жить!
С уважением
Григорий
Гришагин Сергей (Мемориальная страница)
Брависсимо, Григорий!!! Так много смысла
С добром. Жду в гости.
Сергей
Беркович Григорий
Беркович Григорий, 07.03.2009 в 23:25
Спасибо, Сергей!
Непременно зайду!
С уважением
Григорий
Мигунова Людмила
Мигунова Людмила, 08.04.2009 в 03:31
нравится...
Беркович Григорий
Беркович Григорий, 08.04.2009 в 10:43
Спасибо!
Вот сижу и решаю, как жить-то? То ли в кварире убрать, то ли написать чего...:)
Мигунова Людмила
Мигунова Людмила, 08.04.2009 в 12:06
а Вы убирайте в квартире и пишите, пишите, пишите..)
:о)

спасибо ещё раз!)
с теплом,

Федір Бубнов (TEODDOR)
Федір Бубнов (TEODDOR), 20.09.2009 в 11:05
очень понравилось... спасибо!
Беркович Григорий
Беркович Григорий, 22.09.2009 в 13:42
Спасибо Вам, Федор!
Рад видеть Вас "у себя":
С уважением
Григорий
Алла Фаэна
Алла Фаэна, 06.10.2009 в 22:45
Смерть не красива... и всегда не кстати...
С накрашенным лицом и в чистом платье
Считаешь, что готова перед ней предстать ты...
Но.......
Смерть не красива... и всегда не кстати.....

Ваш стих заставляет о многом подумать, что-то вспомнить, о чём-то постараться забыть...
спасибо.

Беркович Григорий
Беркович Григорий, 07.10.2009 в 16:35
Спасибо, Алла!
Так все стихи для того и пишутся, чтобы над ними (над жизнью) думать...
С уважением
Григорий
Ирина Медведева
Ирина Медведева, 15.02.2012 в 00:55
И мою "лепту" примите:

* * *
А лучше приготовиться и ждать:
Тогда ни стук соседской деревяшки,
Ни всполох тусклой мыслишки вчерашней
Не смогут адресата напугать.
ОНА придет и скажет: - Я пришла, -
И строгим взглядом оглядит пожитки.
- Оставь их здесь - на всё своя шкала,
Оставь их тем, кто ходит на поминки.
Твой черный креп, твой розовый букет,
Твоя печаль - их не наполнят болью.
Оставь их тем, кто слышит слово "нет"
Лишь в крайний миг, усиленный бемолью...

Лебедева Лана
Лебедева Лана, 08.11.2009 в 11:26
Григорий! Как хорошо! Стыжусь своей восторженности памятуя-"В восторженность не верю"Высоцкого,я и сама в нее немножко не верю но,так хорошо,ей Богу хорошо!как беседа с другом,давним,который может сказать все...Уношу с собой с благодарностью.
Беркович Григорий
Беркович Григорий, 08.11.2009 в 11:30
Спасибо, Лана!
Очень приятно. Хотя, должен отметить, и эта мысль новизной не блещет:))
Очень рад знакомству!
Black_AnGel
Black_AnGel, 15.12.2009 в 22:01
Столько всего... столько всего.... замечательно получилось!
У меня столько эмоций возникло после Вашего стихотворения...))
И кстати положительных.
А на счёт:

Как будем жить и умирать? -
Не буду я Вам причитать
И Вы не скажете ответ
Наверно Боженька нам даст совет.
Ещё скорей всего судьба
Расставит всех нас по местам
Вы не ищите здесь ответ -
Это не важно... смысла нет!

*******************************************************
А если задумываться, то лучше о том, как жить дальше, к примеру...
А ты?
Входя в дома любые -
И в серые,
И в голубые,
Всходя на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ,
Скажи:
Какой ты след оставишь?
След,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет? ("След" Мартынов Леонид)


Беркович Григорий
Беркович Григорий, 17.12.2009 в 09:54
Спасибо, дорогая Ангел за Ваши положительные эмоции:)
С уважением,
Григорий
Чудакова Ирина Владимировна
Благодарю, Григорий!
Такое редкое качество, умение Думать - практически.
Сила в словах.
С уважением.
А мои размышления увели меня сюда, если будет желание - прочтите.http://www.grafomanov.net/poems/view_poem/135581/
Еще раз благодарю.
С теплом.
Ира.
Беркович Григорий
Беркович Григорий, 20.01.2010 в 10:43
И снова, спасибо!:)))
Михаил Козловский
Михаил Козловский, 28.02.2010 в 21:41

У хорошего поэта, у настоящего Поэта не бывает "проходных" строчек: он талантлив не только "по-большому", но и в мелочах. Вот и у вас, Григорий, меня почему-то больше всего задел лежащий, казалось бы, на обочине общего посыла стиха образ нотного стана как тюремной решетки. Может быть, оттого и задел, что я в последнее время пишу довольно много музыки (в ущерб поэзии, увы!).
Дальнейших вам удач!
Беркович Григорий
Беркович Григорий, 28.02.2010 в 21:46
Эк, как Вы меня возвысили!:) Не обольститься бы!:)
Спасибо Вам, Михаил!
Удачи и Вам во всех Ваших делах!
С уважением,
Григорий
Галина Вороненко
Галина Вороненко, 03.05.2010 в 06:43
Мысли у Вас, Григорий, как маслины - фантастического темного фиолета, принимающие свет, густеющие на глазах медовыми тягучими переливами, музыкально отточены влажным соком (рифм), удивительно разнообразны на разломах света (тропы)...
восхищаюсь,
Беркович Григорий
Беркович Григорий, 03.05.2010 в 09:39
И снова, здравствуйте!:)
Мне очень приятно, что Вам приглянулись мои писания. А таких многоцветно-гурманополифонических рецензий я, пожалуй, ещё не получал. Разве что на Поэзии.ру, от одного скульптора-поэта-чудочеловека, по фамилии Лукшт (посмотрите его стихи, не пожалеете!)
Заходите, всегда Вам рад, Галина!
С иеплом,
Григорий
Маргарита Шмерлинг
Вопрос, больше присущий восточному подходу к жизни и смерти? А закольцованность особо выделяет неразрывную и сиюминутную связь между ними, а сложнейшая схема рифмовки (да ещё и "текучая" местами) кружит голову и затягивает, как если смотришь на текущую воду...
Такое лёгкое и непринуждённое на вид, так филигранно выписанное!
Наверное, не мне одной хочется его перечитывать...

С уважением,
Маргарита

Беркович Григорий
Беркович Григорий, 06.09.2010 в 10:35
Здравствуйте, Маргарита!
Это, видимо, я - "больше присущий восточному подходу к жизни и смерти":) Несколько десятков лет я именно ПОДХОЖУ и к смерти и к жизни. Впрочем, как и все..:)
Спасибо за высокую оценку.
С теплом,
Григорий  
Анна Галанина
Анна Галанина, 16.10.2010 в 18:51
закат определяется восходом...
Понравилось! Как-то очень мне в настроение попало. Спасибо!
С уважением,
Анна
Беркович Григорий
Беркович Григорий, 16.10.2010 в 19:00
Здравствуйте, Анна!
Рад, что Вам понравилось. Однако, судя по всему, настроение Ваше, скорее, философское, чем хорошее:)
Удачи Вам и хорошего настроения!
С уважением,
Григорий
Анна Галанина
Анна Галанина, 16.10.2010 в 19:11
Настроение оставляет желать лучшего, чем философские изыски - Вы правы:) Но что поделать - не мы выбираем трудности... Во всяком случае, не всегда:)
И Вам - хорошего настроения.
С уважением,
Анна
Беркович Григорий
Беркович Григорий, 16.10.2010 в 19:30
Трудности, конечно, не мы выбираем... Только... Что для одного трудность, для другого, ну скажем, обыденность. Смотря, как относиться к происходящему. Вот такая философия:)))
Анна Галанина
Анна Галанина, 16.10.2010 в 19:41
Очень напоминает анекдот про теорию относительности...
- Один волос на голове - это много или мало?.. А в супе?
Мда... Обыденности слишком много - в ущерб происходящему:))
Валентина Маркварт
Спасибо, Григорий!
Повезло попасть сразу на Вашу страничку.
Буду еще читать )))
Беркович Григорий
Беркович Григорий, 15.11.2010 в 15:28
Спасибо, Валентина!
Заходите, буду рад. И я к Вам, если можно.. :)
С уважением,
Григорий
Флайман
Флайман, 18.02.2011 в 11:02
Мы, зная чем закончится наш путь,
боимся неизбежности ухода,
а надо бы готовиться к нему

Да.Как у самураев.Смотреть на возходящее солнце, мысленно произнося:"Хороший день, чтобы умереть".
Но по сути, важнее другой вопрос:

Пока потеет зеркальце у рта,
пока нас радует земная суета,
пока функционируем прилежно
решим, друзья, вопрос: как будем жить?

Спасибо.В избранное

Беркович Григорий
Беркович Григорий, 18.02.2011 в 11:08
Спасибо Вам (жаль, не знаю Ваше имя)!
Думаю, оба вопроса равнозначимы. Тем более, одного без другого не бывает:)
"Самурайством" я уже много лет занимаюсь. И, как Вы совершенно точно заметили, именно оттуда и вышел этот стиш.
С уважением,
Григорий
Флайман
Флайман, 18.02.2011 в 12:27
Олег. Можно на "ты"
Оксана Кукол
Оксана Кукол, 11.04.2011 в 19:23
Что-то очень шекспировское, размышлительное. Не мелкое по масштабу. Думаю, обычно-незаметно не умирает никто. И нам не удастся:))
Беркович Григорий
Беркович Григорий, 11.04.2011 в 21:07
Вы знаете, Оксана, я работаю в доме для престарелых. Уже достаточно долго. Немногие умирают заметно. Совсем немногие.
Дай Бог, чтобы нам удалось уйти заметно. Хотя бы для близких.
С уважением,
Григорий
Оксана Кукол
Оксана Кукол, 12.04.2011 в 08:04
Григорий, я убеждена, что переход любого (и каждого) человека в вечность - настоящее событие для Небес. Весьма заметное. Это скорее близкие не заметят, а потом и не вспомнят... А у Вас благородная работа.
Беркович Григорий
Беркович Григорий, 12.04.2011 в 20:29
Оксана, для Небес переход каждого человека в Вечность - несомненно собитие. Но хотелось бы и среди людей достойный след оставить.
С уважением,
Григорий
Геннадий Сакс
Геннадий Сакс, 19.05.2011 в 02:07
Очень сильная и стильная вещь.
Поздравляю!

"Никто не знает дня и часа..."

Кажется, я понимаю: у Вас, Григорий, очевидно, так крупно драматургически складывается мысл, и потом ложится в строки.
Мой стереотип (так учили) - нужно чем короче, тем лучше. Это неверно: писать надо как пишется

Живите долго и счастливо!
ГС

Беркович Григорий
Беркович Григорий, 19.05.2011 в 09:10
Вы правы, Геннадий. Я, в пику Бродскому, не мастер крупных форм:)))
Бывает (как в данном стише) затягиваю...
"Нужно чем короче, тем лучше"... Это чистая правда. Я пытаюсь иногда выразиться "воднустроку" (раздел "Наборы"). Бывает получается, бывает нет...
Рикошетом и Вам, долгой и счастливой жизни!
Олька Линкина (buka-boo)
Есть вполне устойчивое словосочетание - "образ жизни", а вот про "образ смерти"... история как-то умалчивает. Действительно, пора решить этот вопрос. :)
Очень понравилось!
Беркович Григорий
Беркович Григорий, 05.06.2011 в 12:11
Отличный термин - "образ смерти"!
Всегда Вам рад!
С теплом...
Алёна Мамина
Алёна Мамина, 05.06.2011 в 14:01
Тем, кто ушёл скоропостижно, вдруг,
На подготовку время не даётся.
Смерть с лёгкостью замкнёт их жизни круг,
Но трудно будет тем, кто остаётся.

Спасибо за новые мысли и эмоции.

Кульков Михаил
Кульков Михаил, 23.06.2011 в 08:30
Хорошее стихотворение. Заставляет задуматься.
С уважением,
Беркович Григорий
Беркович Григорий, 23.06.2011 в 18:42
Спасибо, Михаил!
С уважением,
Григорий
Фелисион Лара
Фелисион Лара, 17.10.2011 в 20:04
умершему муравью
сказало высокое небо -
взлетай праведник!

:) Спасибо за раздумья:)

Беркович Григорий
Беркович Григорий, 17.10.2011 в 20:55
Спасибо Вам, Лара! Стимуляция раздумий - замечательный результат!:) Рад, что получилось.
С уважением,
Михаил Федоров
Михаил Федоров, 18.10.2011 в 09:13
Изумительно! Красиво, тонко, изящно, заставляет подумать- "Пока потеет зеркальце у рта..."

В избранное без промедления
Спасибо за доставленное удовольствие.

Беркович Григорий
Беркович Григорий, 18.10.2011 в 09:29
Спасибо Вам, Михаил!
Это очень немолодой вопрос, "КАК УМИРАТЬ?" В Европе к нему относятся уж слишком, мне кажется, небрежно... Зато восточный подход очень глубок...
Удачи Вам!
С уважением,
Михаил Федоров
Михаил Федоров, 18.10.2011 в 09:36
Согласен с Вами на все 100, восток дело тонкое
Галка Сороко-Вороно
Милый Григорий! Я это уже прочувствовала на себе - была клиническая смерть, потом, когда реанимировали, удивилась: оказывается, умирала. Но никакого тоннеля, тем более света в конце, не было, просто НИЧЕГО. И совсем не страшно (для сердечников, конечно). Просто надо успеть всего побольше сделать, пока ты на этом свете - дел ведь так много...
 Надо спешить...
 С поклоном, Галя.
Беркович Григорий
Беркович Григорий, 18.10.2011 в 13:23
Дорогая Галя!
Вот только спешить не надо... Так мне кажется. Должен признаться, и я там был. Машина на меня наехала. Машину списали безвозвратно, а меня нет:)) Обещали жизнь в инвалидном кресле, но и тут не оправдал:)
Но жить стараюсь без спешки, так больше успеваю. Да и полениться иногда приятно. А как же? Думаю, к смсерти надо подойти честно. Просто честно. И со знаком "+". Почитайте "Братья Карамазовы". Если не ошибаюсь, часть третья, книга седьмая, третья глава. Называется "Луковка".
Всегда Вам рад, Галя! И здоровья Вам крепкого.
С теплом,
Иркабенка
Иркабенка, 29.02.2012 в 22:44
До мурашек понравилось! Изумительная вещь!
Мне б вовсе не хотелось умирать.
Нельзя? Тогда хотя бы без агоний,
С собою мира взяв конгломерат
На память, крепко сжав его в ладонях...
Беркович Григорий
Беркович Григорий, 01.03.2012 в 09:07
Вы знаете, в большинстве случаев, когда люди умирают, им не до мира... Даже не до ладоней. Вот, если бы мир меня не забыл сразу после смерти, вот это было бы здорово!
С теплом,
Иркабенка
Иркабенка, 01.03.2012 в 14:00
Я думаю, что у вас на это большие шансы )  А мне просто порой кажется ужасной несправедливостью то, что мы уходим безвозвратно, поэтому и подумалось, вот бы хоть частичку на память оставить, если уж не весь конгломерат) Простите за максимализм...
Беркович Григорий
Беркович Григорий, 01.03.2012 в 15:31
Не... Не так:) Во-первых не уходим, а преображаемся в нечто другое. Во-вторых, несправедливо жить вечно (бедный вечный Жид!). А вовремя, честно, по-возможности красиво, не нарушая ни законы Жизни ни законы Смерти, уйти и есть настоящая справедлдивость.
Во, куда меня занесло!:)
Иркабенка
Иркабенка, 02.03.2012 в 14:23
Конечно, я удовольствием, только еще не разобралась как это сделать, да и пишу пока со смартфона, к компу только на выходные могу добраться, обидно ужасно - столько жочется прочесть всего и накомментировать))), а получается все сташно медленно. Но я обязательно разберусь. Я и хотела сказать, что твой ответ уже сам по себе достоин быть вынесенным в самостоятельное произведение. Ну и я скромно рядом пристроюсь)))
Иркабенка
Иркабенка, 02.03.2012 в 16:59
Ой, простите, ради Бога,это предназначалось на Вам)))
А Вам я хотела сказать нечто иное, но не совсем еще разобралась с добавлением - новичок пока в виртуальной жизни)
Правда, судьба Вечного Жида не завидна, и спорить по вопросу личного бессмертия можно до бесконечности, очень уж увлекательная тема. Я только имела ввиду, что было бы совсем неплохо оставить себе немножко памяти об этом мире, продолжая путь в других.:)А думала я об этом часто:

Словно лист золотой, забывающий тонкую ветку,
Уносимый ветрами в неведомое "никуда,"
Улетает душа, тело ж хрупкое, как статуэтка,
Предаётся земле. По мерцающим чьим-то следам

Подойдешь ты к последней, открывшейся вдруг тебе двери
И окажешься там, в нам невидимом, светлом кругу,
Обретая во сне изменённой реальности берег,
Оставляя тоскливую хмарь на другом берегу

Иркабенка
Иркабенка, 02.03.2012 в 17:03
И, конечно, с удовольствием у Вас погощу - думается мне, тут есть, чем поживиться)))
Абориген13
Абориген13, 18.05.2012 в 11:19
Хочется тоже добавить:с п а с и б о,напомнили.
Всегда думается,что жизнь одна,и смерть одна,
вот только р а з н а я цена.А иногда думается,
КТО же оценит жизнь,человечков аж семь млр.,
как бы Богу-то и не успеть...

Однако,размышление,наверное,всё устаканится,когда НАДО...
С уважением:

Беркович Григорий
Беркович Григорий, 18.05.2012 в 15:35
Спасибо большое. Рад, что этот стиш не промелькнул для Вас мимо.
Кстати, 13 - число нашей семьи.:)
Удачи Вам!
Светлана Корзун
Светлана Корзун, 15.01.2013 в 19:04
Браво! Замечательно и очень философично! Множество ярких образов и в то же время ничего вычурного, надуманного. Очень понравилось!
Беркович Григорий
Беркович Григорий, 15.01.2013 в 20:20
Спасибо, Тоша! Больщое спасибо. Всегда Вам рад.
С уважением,
Николь Аверина
Николь Аверина, 22.02.2013 в 19:52
Не знаю, как определить стиль, не знаю, как оценить...но стихи подкупают своим содержанием, сравнения великолепные. Только не рановато ли думать на тем КАК? С уважением, Николь.
Беркович Григорий
Беркович Григорий, 22.02.2013 в 20:24
На эту тему никогда не рановато думать. Я, понимаете ли, часто встречаюсь с людьми, которые уже "на пороге туда" стоят. Как же не думать? А определять стиль не надо, Бог с ним, со стилем!:)
С уважением,

Это произведение рекомендуют