− Не понял? Поясни, − я крутанулся на своём писательском кресле и взглянул неугомонному потомку в глаза.
− Чего же тебе неясно? Допустим, я взял в руки журнал с твоим рассказом и читаю его название. Из него мне ничегошеньки не понятно. О ком или о чём идёт речь? Вот я и спрашиваю, ты нарочно так пишешь?
− Понимаешь, их много, и они совершенно разные, абсолютно не похожие...
− Ещё больше запутал, − бесцеремонно перебил меня Тимоха, − Если они разные, то и названия у них должны быть разные! Иначе как люди поймут, о чём идет речь. Разве не так?
Я искренне улыбнулся, − не знаю, как в других языках, но в нашем, русском, именно так. Простое слово, состоящее из пяти букв. Уверяю тебя, его ты слышишь минимум два раза в день, но скорее всего много чаще.
− Уф! Я понял, что ничегошеньки не понял. Два раза в день, нет, целых три, я слышу от бабушки, «Тимофей мой руки и марш за стол». Но в этой фразе не пять букв, а гораздо больше.
− И идёшь в ванную, открываешь кран, из которого льётся вода. Так? zamok2
− Ну, − внук утвердительно кивнул.
− А в кран она как попадает?
− Из городского водоканала, − ну дед, ты даёшь! Такой ерунды не знаешь?
− А в него откуда вода поступает?
− Из нашей реки Кубани.
− А река как рождается? Знаешь?
− Ледники на Кавказе тают, и ещё ключи всякие из земли вытекают и в реку воду несут, - нам на уроке Кубановедения об этом рассказывали.
− Прекрасно! В этом предложении и прозвучал ответ на то, о чём я буду сейчас писать рассказ.
− О реке? Воде? Но в этих словах по четыре буквы, − Тимоха вспомнил, что лучше всего думается, если почесать затылок и немедля приступил к этому занятию.
Я выдерживал театральную паузу и медлил с подсказкой. zamok3
− Раз ни река, ни вода не подходит, а кран, подходит, но не совсем то, остаётся только ключ! Точно! Ведь они бывают и замковые, то есть те, что отпирают всякие запирающие приспособления, и родники, − место выхода подземных вод наружу, бывают ключи − музыкальные. И ещё, этот, как его, вспомнил − такой элемент, при помощи которого расшифровывают шпионские послания и письменность древних цивилизаций.
Глаза внука радостно заблестели и он, не удержавшись, запрыгал на месте, − ключ, у кого он есть − тот, конечно же − везуч! Так, о котором из них, ты будешь писать? О шпионском?
− Нет. О тех, которые, умеют запирать и открывать. Не было бы ни нынешней мировой экономики, ни частного капитала и, вообще, мир бы был совсем иным, если бы наши потомки, много веков назад не изобрели, его Величество − ключ!
Услышав это, Тимофей удобно расположился на старом диване и сложил руки на груди. Такая поза означала только одно. Внук был готов слушать очередную историю изобретений.
***
− Понимаешь Тимоша, во все века существовали люди, которые праведным или иным путём нажили богатство, и были те, кто хотел этот капитал украсть. Вот для охраны всевозможных сокровищ в древности и изобрели замки и ключи к ним. И знаешь, как они выглядели, десять тысяч лет назад?
Тимоха пожал плечами и развёл руки в стороны.
− Первые замки были очень подвижны и агрессивны. Они лаяли и кусали грабителей. А древние египтяне для этих целей использовали нильских крокодилов. Ну а первые, неподвижные замки представляли собой завязанную в хитрый узел верёвку, скреплённую личной печатью хозяина добра. Сказку про Красную Шапочку помнишь?
− А при чём тут она? − буркнул внук, не видя аналогии.
Я торжественно продекламировал:
− «Девочка подошла к домику и постучалась в дверь. — Кто там? — проскрипел старческий голос. — Это я, Красная Шапочка. — Детка, дёрни за верёвочку — дверь и откроется.» − как видишь, кое-где даже в Средние века, использовали такие примитивные запоры.
− Вот сюда погляди, а ты говоришь, Средние века, − Тимоха протянул мне смартфон, на экране которого, светилась надпись: «Древние римляне придумали такую систему пазов и выемок для ключа, которая кардинально не менялась в течение тысячи лет».
− С Гуглом не поспоришь, − согласился я, но «Царь замок» − то есть самый большой замок в мире, изготовили, всё же, русские кузнецы-замочники, − высшая каста кузнечного ремесла, и весит сей замочек четыреста пятнадцать килограммов, а высота ключа, с человеческий рост − один метр восемьдесят пять сантиметров.
− Ого! И что же такой замок запирал? − Тимоха округлил глаза.
− Наверное, ворота старинных замков.
− Где жили великаны?
− И они тоже, − согласился я и продолжил, − время шло, и человечество придумало замки вообще без ключей...
− Кодовые? − в обычной своей манере перебил меня внук.
− В 1860 году в Америке, изобретатель Джеймс Сарджент – придумал замок, открывающийся без ключа. Примерно такой, как на моём старом портфеле-дипломате. Ты с ним любил играться, когда совсем маленький был. kluch4
Пока не сломал.
− Он, что прототип современных сейфов? Вот это да! Но в них, сейчас, сплошная электроника, и сенсорные кнопки. Такой уже не взломать! Надёжность − сто процентов. Я прав? Или в твоих книгах, всякие злодеи всё же ухитряются?
− А хочешь загадку? Про старинный замок. Который нельзя взломать! − предложил я и посмотрел на часы. Редактор газеты должен был позвонить с минуты на минуту и потребовать текст рассказа в вечерний выпуск.
− Конечно! Ещё спрашиваешь! Давай. Задавай, − Тимофей даже вскочил с дивана.
− Только чур не гуглить ответ, а порыться в бумажных энциклопедиях. Договорились?
− Тимофей кивнул, соглашаясь.
− Тогда слушай и запоминай. Повторять не буду.
***
Английский столяр и краснодеревщик по имени Джозеф и по фамилии Брама, на досуге увлекался созданием разных механизмов. Некоторые из его изобретений живы до сих пор, в частности, сливной туалетный бачок. Но загадка не о нём, а о замке, который в 1790 году он повесил на витрине своего магазинчика и снабдил следующей надписью:
«Мастер, который сможет открыть этот замок получит 200 гиней[1]»...
− И в чём же загадка? Что я должен отгадать? − Тимофей смотрел то на меня, то на вибрирующий на столе телефон.
− Она проста? Кто и когда этот замок смог открыть? − вымолвив это, я схватил смартфон и лихорадочно нажал кнопку «ответит». Главного редактора нервировать − себе дороже!
=================================
Ответ: Желающих получить немалые деньги, было множество. Пробовали победить сложный механизм и кузнецы, и слесари, и конечно же, воры-медвежатники[2] - но замок оставался целым. Продажа его собратьев-близнецов взлетела до небес, принося хорошую прибыть Браму.
Лишь спустя шестьдесят один год, американский изобретатель Альфред Хоббс смог "вскрыть" замок. Потратив на работу целых шестнадцать дней! Брама выполнил своё обещание и, отдав деньги, принялся усложнять механизм, принёсший ему всемирную славу. t z kl
А теперь отправляемся на кухню и печём торт «Золотой ключик»
НАМ ПОТРЕБУЕТСЯ:
1) Семь штук яиц
2) Сахар − полтора стакана будет вполне достаточно
3) Сода обыкновенная − чайная ложка
4) Мёд − пары столовых ложек хватит
5) Вода, нагретая до 80-90 градусов. Пара столовых ложек
6) Мука − примерно три стакана
7) Какао − три столовых ложки
8) Грецкие орехи − примерно стакан
ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ КРЕМА
9) Масло сливочное − одна стандартная пачка
10) Сгущённое молоко − одна стандартная банка
11) Ванилин − на кончике ложки.
ГОТОВИМ:
Отправляем яйца в хлебопечку, туда же высыпаем сахар, мёд и нашу воду. Взбиваем постепенно, кладя в чашку соду, муку (обязательно предварительно хорошенько просеять. Это важно!), потом какао и орехи. Режим хлебопечки ставим на «приготовление теста». По окончании её работы получившееся тесто делим на три части. Поскольку оно довольно жидковатое, то размазываем его ложкой по противню, предварительно застелив его кулинарной бумагой. Наши коржи выпекаем при температуре 190 градусов. До видимой готовности.
Делаем крем.
Кладём в блендер масло, немного ванилина и ложку сгущённого молока. Тем что у нас получилось намазываем коржи и сверху посыпаем остатками измельчённых орехов. Даём как следует остыть и пропитаться. Затем режем на куски и подаём к праздничному столу. [1]- английская золотая монета середины 17 века.
[2] − взломщики сейфов.